Дополнительное образование радынова музыкальные шедевры. "Музыкальное воспитание дошкольников", Радынова О.П

Радынова Ольга Петровна

Доктор педагогических наук, профессор.

Ольга Петровна Радынова родилась в Москве 02.05.1945 года.

В 1966 году с отличием закончила музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по классу фортепиано у педагога О.П.Зиминой, затем, в 1971 году с отличием закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности «фортепиано». Обучалась в классе профессора Е.Я.Либермана. По окончании института ей была присвоена квалификация - солист, педагог, ансамблист.

С 1971 года работает (в настоящее время - по совместительству) в Московском Педагогическом Государственном университете, на музыкальном отделении факультета дошкольной педагогики и психологии, является профессором, заведующей кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Кандидатскую диссертацию защитила в 1985 году на тему «Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов».

Докторскую диссертацию защитила в 1999 году на тему «Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников».

Под руководством О.П. Радыновой успешно защитили кандидатские диссертации 9 аспирантов.

Научно-педагогический стаж в вузе составляет 45лет.

В институте музыки имени А.Шнитке работает с 1 сентября 2003 года, сначала по совместительству, а с 01 октября 2010 года - в штате кафедры фортепиано.

Студенты ее класса принимают участие в концертах, проводимых в институте, а также в конкурсах и фестивалях, проводимых за его пределами - Академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства, становятся лауреатами этих конкурсов (Р.Чистяков, В Шелюгина, М.Киверина, М.Вишневецкая).

Студентка В.Шелюгина была награждена дипломом лауреата седьмого Международного фестиваля-конкурса «Музыка классика» (вторая премия в номинации «Искусство аккомпанемента» 10 ноября 2012 года).

Роман Чистяков стал лауреатом нескольких конкурсов и фестивалей: «Звезды больших городов» трижды: в 2012, 2013 и 2014, 2015г.г.

Студентка Мария Киверина стала лауреатом конкурса в 2015 г. «И музыка и слово» в Российской Академии Музыки за музыкально-литературную композицию «Сирень» (вторая премия, первая не присуждалась).

О.П.Радынова неоднократно была награждена Дипломом «За педагогическое мастерство».

Научная и практическая деятельность О.П.Радыновой связана с разработкой проблем формирования основ музыкальной культуры дошкольников, проблем фортепианного обучения студентов в вузе.

О.П.Радынова является автором учебника для вузов «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» (Гриф Министерства Образования и науки РФ) - 4 издания, Парциальной авторской Программы музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» (Гриф Министерства Образования и науки РФ), автором книг «Слушаем музыку», «Народные колыбельные», «Колыбельные русских и зарубежных композиторов», «Музыкальное воспитание дошкольников», «Музыкальное развитие детей» (в двух томах) и др.

В 1998 г. Программа «Музыкальные шедевры» была представлена на конкурсе «Культура и дети» Института Открытого общества, и получила грант на оборудование программы.

В 2001 г. Программа «Музыкальные шедевры» была представлена на выставке «Школа 2001» на ВДНХ и премирована медалью.

Программа «Музыкальные шедевры», целью которой является формирование основ музыкальной культуры детей, признана музыкантами-педагогами и широко внедрена в практику. Она издана в виде пяти книг и СД дисков: «Настроение, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты» в издательстве «Сфера» в 2010, 2014 , 2016 г.г.

О.П.Радынова регулярно проводит семинары по инновационным формам и методам, применяемым в программе музыкального развития детей - «Музыкальные шедевры», ее соответствия ФГОС, с иллюстрациями лучшего практического опыта работы педагогов, в виде фильмов. Семинары проводились в разных городах России: Москва, Курск, Орел, Краснодар, Красноярск, Новый Уренгой, Челябинск, Элиста, Ставрополь, Пятигорск, Южно-Сахалинск, Калининград, Тольятти, Нижний Новрогод, Шадринск, Казань, Рязань, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, Оренбург, Ижевск, Курган, Волгоград, Омск, Смоленск, Тула и др.. За эту работу О.П.Радынова имеет благодарности.

Радынова О.П.является членом двух диссертационных Советов в МПГУ (Д.212.154.13; Д.212.154.26), членом редколлегии журнала «Справочник музыкального руководителя».

Наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания:

Сведения о повышении квалификации: Курсы повышения квалификации в 2011, 2013, 2014, 2015, 2016 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

2 слайд

Описание слайда:

Программа «Музыкальные шедевры» 1999 года. Автор программы Ольга Петровна Радынова. Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа «Музыкальные шедевры» ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

3 слайд

Описание слайда:

Основные задачи программы: - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей; - вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; - развивать музыкальное мышление детей; - развивать творческое воображение; - побуждать детей выражать свои музыкальные впечатлен в исполнительской, творческой деятельности; - вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; - побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.

4 слайд

Описание слайда:

Основной принцип построения программы - тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям. Принципы построения программы

5 слайд

Описание слайда:

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определенное эмоциональное содержание. Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Четвертая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

6 слайд

Описание слайда:

Концентрический, спиралевидный принцип программы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению.

7 слайд

Описание слайда:

Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.

8 слайд

Описание слайда:

Принцип адаптивности. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей.

9 слайд

Описание слайда:

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки.

10 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы музыкального воспитания Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трех методов применяется с нарастанием проблемной: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

11 слайд

Описание слайда:

Особые методы, разработанные О.П. Радыновой Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.

12 слайд

Описание слайда:

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

13 слайд

Описание слайда:

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

14 слайд

Описание слайда:

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта ее восприятия.

15 слайд

Описание слайда:

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.

16 слайд

Описание слайда:

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

17 слайд

Описание слайда:

Российская академия музыки им. Гнесиных, 1971 год, по специальности фортепиано. квалификация солист, педагог, ансамблист

Тема кандидатской диссертации

Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации) 13.00.01 - теория и история педагогики

Тема докторской диссертации

Формировнание основ музыкальной культуры у дошкольников

Курсы текущего учебного года

курс "Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников"
уровень: бакалавриат
направление:
курс:

Лекционный курс "Теория и методика музыкального воспитания детей"
уровень: бакалавриат
направление:
курс: очное и 3 очно-заочное

Спецкурс "Культурологические основы художественного образования"
уровень: магистратура

Публикации

1. программа Музыкальные шедевры: Программа музыкального развития дошкольников, методические рекомендации и конспекты занятий в пяти частях. ТЦ «Сфера» Москва 2014г.

2. учебник Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (учебник для студентов высших учебных заведений) Рецензия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена о рекомендации данного учебного издания к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» по специальностям 050703 – дошкольная педагогика и психология и 050707 – педагогика и методика дошкольного образования, Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. В соавторстве с Комиссаровой Л. Н. Изд-во «Феникс +» Дубна 2014г. Издание второе, исправленное и дополненное. ISBN 978 -5 -9279 -0190 -6

3. примерная основная программа развития Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Примерная основная программа развития дошкольников «Диалог», раздел «Музыка»), Издательство «Дрофа+», 2014. ISBN 978 -5- 358-13449-2.

4. статья Музыкально-культурное развитие дошкольников. Содержание и методы. Сб.статей Международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии общества» 17 апреля 2014 , том 1, с. 163-166. ISBN 978-5-906-763-03-7

5. статья Музыкальное воспитание детей: проблемы преемственности. Журнал. «Управление дошкольным образовательным учреждением» №8, 2014.

6. статья Интервью журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением» (гость номера). Управление дошкольным образовательным учреждением» 2013. №1.

7. Методическое пособие Советы для родителей. Программа «Успех». Просвещение. Москва, 2012.

8. Методическое пособие Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. Программа «Успех» с CD диском(мастер класс). Просвещение. Москва, 2012.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Диалог». Раздел «Музыка». Дрофа. Москва 2013 г.

10. Программно-методический комплекс Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду с 3 CD-дисками. Дрофа. Москва 2013.

11. Аудио-пособие на 2 СD-дисках к программе: «Музыкальные шедевры» Музыкальная игра-сказка «Золушка». Москва. 2013.

12. Статья Технология формирования основ музыкальной и общей культуры детей раннего и дошкольного возраста. Журнал Наука и школа № 2 2013 г.

13. Статья Любовь к музыке воспитывается с детства. Журнал «Искусство в школе» № 4 2013 г.

14. Статья Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей. Журнал “Справочник музыкального руководителя” № 6 2012.

15. статья Музыкально-художественная деятельность в детском саду. Современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 0 (пилотный выпуск) Март 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

16. статья Путешествие березового листочка – осенний праздник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

17. статья Как Морозец дедушке помогал – рекомендации к проведению музыкального досуга. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

18. Материалы к интернет-семинару Образовательная область «Музыка» в свете ФГТ. Журнал «Справочник музыкального руководителя» М.: ЗАО «МЦФЭР» , 2012 г.

Повышение квалификации

Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "Развитие профессиональной культуры преподавателя ВУЗа" 2013 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "медаобразование в профессиональной подготовке педагога-музыканта" 2011 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по программе "Теоретико-методологические основы современного художественного образования" 2009 год в объёме 216 часов

Государственные и ведомственные награды

Отраслевая награда министерства образования и науки РФ "Почётный работник высшего профессионального образования" от 26 февраля 2006 года

Достижения и поощрения

Диплом лауреата конкурса университета на лучшую научную работу за учебное пособие для студентов "Оценка знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки", 2005 год
Диплом за участие в конкурсе посвящённом 140-летию МПГУ в номинации "Лучшее методическое обеспечение преподаваемой дисциплины", 2012 год
Диплом за участие в конкурсе учебно-методических работ в номинации "Лучший учебник" - учебник "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста", 2012 год
Автор программы музыкального развития детей "Музыкальные шедевры" с полным методическим обеспечением
Соавтор примерной основной программы дошкольного образования "Диалог"

"Музыкальное воспитание дошкольников", Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., - это наследие Н. А. Ветлугиной. Именно поэтому в работе соблюдены основные принципы технологии, предложенные ранее Ветлугиной.

Краткая характеристика

Учебник Радыновой О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» построен так, что многочисленные виды музыкальной деятельности находятся в тесной связи, дополняют друг друга. Под музыкальным воспитанием в детском саду авто подразумевает четко продуманный педагогический процесс, который направлен на становление творческой личности малыша посредством развития творческих способностей, воспитания музыкальной культуры.

Как планирует достигать поставленной задачи О. П. Радынова? Музыкальное воспитание дошкольников, по мнению автора, должно осуществляться через восприятие детьми различной музыки.

Специфика пособия

Учебник Радыновой, Катинене «Музыкальное воспитание дошкольников» построен так, чтобы приобретение умений, навыков, знаний стало не самоцелью, а средством формирования вкусов, интересов, потребностей, предпочтений детей. Данный курс направлен на развитие составных частей музыкального и эстетического сознания.

На чем основывается музыкальное воспитание дошкольников? Радынова, Катинене А. И. убеждены в том, что при пении, прослушивании композиций, игре на инструментах происходит формирование и развитие основных личностных способностей детей. Они предлагают то произведение, которое было предложено дошкольникам для прослушивания, оркестровать, дополнить танцевальными движениями.

На что делает акцент в своей программе О. П. Радынова? Музыкальное воспитание дошкольников, по мнению автора - это не только привитие навыков игры на различных инструментах, но и формирование у ребенка умения чувствовать каждый инструмент.

Что вкладывает в смысл этих слов Радынова Ольга Петровна? Музыкальное воспитание дошкольников сопровождается накоплением тех слов, которые характеризуют настроение, чувства, характер, предаваемые в музыке.

Осмысление «чувственности» услышанной композиции автор программы связывает с умственными операциями: сравнением, синтезом, анализом. Создание у дошкольника «словаря эмоций» позволяет расширять представления о тех чувствах, которые выражены в музыке.

Приемы деятельности

Какие обязательные приемы работы предполагает музыкальное воспитание дошкольников? Радынова О. П., Катинене А. И. предлагают использовать карточки во время занятий, а также иные дидактические пособия, способствующие формированию у детей наглядно-образного восприятия. Они выделяют несколько форм проведения музыкальных занятий: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Актуальность методики

Разные виды искусства имеют специфические средства воздействия на человека. Почему так актуально музыкальное воспитание дошкольников? Радынова, Катинене, Палавандишвили доказали воздействие этого вида искусства на ребенка с раннего детского возраста. При разработке методики они основывались на информации о том, что музыка, которую слушает мама, влияет на последующее развитие малыша, находящегося во внутриутробном периоде.

Музыкальное воспитание дошкольников Радынова, Катинене, Палавандишвили называют самым действенным средством формирования эстетического вкуса у подрастающего поколения россиян. Она имеет большую силу эмоционального действия, формирует вкусы, чувства маленького человека.

Результаты современных научных исследований говорят о том, что развитие художественных способностей, формирование основ культуры нужно начинать в раннем детстве. На этих выводах основывалась О. П. Радынова. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников, предлагаемая автором, в полной мере учитывает возрастные и индивидуальные особенности малышей.

Музыка имеет интонационную природу, подобную речи. Аналогично процедуре овладения ребенком навыками общения должно происходить и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и эпох. Ребенок должен привыкнуть к интонации, передаваемой композитором, научиться сопереживать настроению произведения.

Что отмечает в своей методике О. П. Радынова? Методика музыкального воспитания дошкольников, предложенная автором, основывается на приобретении эмоционального опыта. Он позитивно отразится на совершенствовании мышления, воспитании чуткости к искусству, красоте.

Что дает музыкальное воспитание дошкольников? Радынова О. П. и ее соавторы убеждены в том, что только при развитии эмоций, интересов, вкусов ребенка можно рассчитывать на приобщение его к музыкальной культуре. Дошкольный возраст является особенно важным для последующего овладения ребенком основами музыкальной культуры.

Если в процессе музыкальной деятельности будет создано это станет отличной базой для последующего духовного становления. Именно поэтому так важно правильное музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О. П. отмечает, что во время музыкального занятия важно помнить и об общем развитии подрастающего поколения.

У дошкольников есть некоторый опыт и знания о человеческих чувствах, присутствующих в повседневной жизни. Именно на их основе должно происходить музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О. П. вместе с двумя соавторами предлагает расширять социальный опыт малышей посредством музыки.

Индивидуальность методики

Кроме нравственного аспекта, музыкальное воспитание обладает огромным потенциалом для формирования эстетических чувств у малышей. Приобщаясь к музыкальному культурному наследию, ребенок знакомится с разными сведениями о музыке, что позволяет ему впитывать культурное наследие предков.

Музыка влияет и на интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Кроме получения разных сведений о музыке, которые обладают познавательным значением, в рамках беседы происходит совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Умение образного представления и воспроизводства мелодии связано с определенными умственными операциями: сравнением, сопоставлением, анализом, запоминанием. Это позитивно сказывается на общем развитии малыша.

Одной из важнейших является эмоциональная отзывчивость на услышанную мелодию. Это позволяет развивать в подрастающем поколении определенные качества личности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Творческая деятельность дошкольников

Одной из главных задач эстетического развития и воспитания является формирование их музыкальных способностей.

Деятельность предполагает активный процесс овладения культурными достижениями, общественным опытом. Человек в течение своей жизни знакомится с разными видами деятельности, благодаря чему у него формируются определенные личностные качества.

В деятельности дошкольников, предполагаемой в рамках музыкальных занятий, происходит совершенствование воображения, мышления, памяти, восприятия искусства.

Ребенок осваивает некие действия, которые помогут ему получить внешний результат. К примеру, при знакомстве с песней малыши слушают вступление, стараются запомнить тот момент, когда они должны петь. Прослушивание предполагает улавливание темпа, отражение эмоциональности исполнения куплетов и припева.

Действия могут быть предметными, внешними: малыш двигается, поет, дирижирует, играет на простейшем музыкальном инструменте. Кроме того в рамках музыкального занятия дошкольник учится воспринимать музыку, ощущать ее настроение, сравнивать хоровое и сольное исполнение, прислушиваться к собственному голосу.

При многократном повторении подобной методики происходит постепенное усвоение и отработка навыков. Их совокупность дает ребенку возможность справляться с новыми действиями, позволяет ему совершенствовать свои личностные качества.

Специфичность музыкального воспитания в ДОУ

В настоящее время выделяют несколько видов музыкальной деятельности малышей: восприятие, исполнительское искусство, творчество, образование.

У них есть свои разновидности, описываемые в авторской программе Радыновой О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. К примеру, восприятие музыки допускается через самостоятельную работу, а также как результат предварительной иной деятельности. Творчество и исполнительство реализуются в пении, игре на простых музыкальных инструментах, ритмичных движениях.

Музыкально-образовательная деятельность подразумевает общую информацию о музыке как отдельном виде искусства, а также определенные знания о музыкальных жанрах, инструментах, композиторах. Любой вид музыкальной деятельности, обладая специфическими особенностями, предполагает овладение дошкольниками теми способами деятельности, без которых она невозможна. Музыка способствует формированию гармонически развитой личности дошкольника. Именно поэтому важно применять все виды музыкальной деятельности, чтобы в полной мере удовлетворять заказ государства по ФГОС второго поколения.

Взаимосвязь видов деятельности по Радыновой О. П.

На основе материала Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой была создана схема, показывающая взаимосвязь компонентов музыкального воспитания дошкольников.

При восприятии музыки, имеющей разную эмоциональную окраску, происходит развитие ладового чувства.

Музыкально-слуховые представления в дошкольном возрасте развивают с использованием тех видов деятельности, которые позволяют их проявлять: игры по слуху на музыкальных инструментах, пения. Ритмическое чувство отражается в ритмичных движениях, воспроизведении с помощью хлопков ритма мелодии, в пении. Развитие эмоционального отклика на определенную музыку формируется у дошкольников в процессе любых видов музыкальной деятельности.

Как сформировать музыкальное восприятие дошкольников

Восприятие представляет собой процесс отражения явлений и предметов в коре головного мозга, оказывающих действие на анализаторы человека. Это не механическое, зеркальное отображение мозгом того, что он видит и слышит. Это активный процесс, который можно считать первым этапом мыслительной деятельности.

Восприятие музыки начинается с того момента, когда ребенок еще не включился в иные виды музыкальной деятельности, не может воспринимать другие области искусства.

Восприятие музыки является ведущим вариантом музыкальной деятельности в любых возрастных рамках дошкольного периода. Воспринимать, слушать музыку - означает отличать ее характер, следить за сменой настроений. Музыкант-психолог Е.В. Назайкинский, на которого ссылается в своей методике О. П. Радынова, предлагает отличать два термина: музыкальное восприятие и восприятие музыки. Под первым термином он подразумевает состоявшееся восприятие от музыки - осмысленное и прочувствованное.

В ином случае музыку ребенок начинает воспринимать как обычные звуки, раздражающие орган слуха. Взрослый и ребенок имеют разный жизненный опыт, поэтому и восприятие музыки у них различается. У малышей оно отличается эмоциональностью, непроизвольностью. По мере взросления, овладения навыками речи, ребенок начинает соотносить музыкальные звуки с явлениями, знакомыми ему из жизни, выявлять характер услышанного произведения.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный жизненный опыт, поэтому при восприятии музыки их впечатления гораздо разнообразнее, чем у 2-3-летних малышей.

Заключение

Качество восприятия зависит не только от возраста, но и от интересов, вкусов. Если малыш развивается в «немузыкальной» среде, у него часто формируется отрицательное отношение к классической музыке. Она не находит в нем эмоционального отклика, так как малыш с детства не привык к сопереживанию, открытому выражению своих чувств. Программа Радыновой О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. позволяет включать в воспитательный процесс не только эмоции, но и логическое мышление.

Во время первоначального прослушивания музыкального произведения ребенок постигает его смысл. При повторном звучании образ углубляется, становится более прочувствованным, осмысленным. Многократное прослушивание одного музыкального произведения способствует воспитанию творчества и музыкальности у детей дошкольного возраста.

Именно поэтому нужно формировать навыки выявления отличий в музыке с раннего детства. Каждый возрастной этап характеризуется определенными выразительными средствами, которые помогают ребенку отличать различные музыкальные стили: это игра, слово, движение. Программа предполагает получение с раннего детства разных музыкальных впечатлений, накапливание опыта восприятия искусства.

Авторы программы убеждены в том, что воспитание посредством мира искусства в детском саду является организованным педагогическим процессом, который направлен на воспитание музыкальной культуры, формирование творческих способностей дошкольников с целью развития творческой, высоконравственной личности.

Простота и логика данной методики отмечены многими воспитателями, которые апробировали ее в своей работе. Они на практике подтвердили эффективность программы, а также ее универсальность.


Программа «Музыкальные шедевры»

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:


  • Расширять знания о музыке

  • Вызывать и поддерживать интерес к музыке

  • Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

  • Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.
Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.


  • слушание знакомых музыкальных произведений;

  • музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее;

  • игры–сказки;

  • звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования;

  • тематические музыкальные вечера;

  • беседы –концерты;

  • театральные постановки;

  • праздничные утренники.
Праздничные даты могут отмечаться поразному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)
Методические рекомендации

Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием - фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Доступность их возрасту определяется, прежде всего, соответствием эмоционального содержания музыки (выраженных в произведении чувств, настроений) эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Так новорожденным, детям раннего возраста, жизненный и эмоциональный опыт которых очень мал, рекомендуется слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные, нежные, веселые, шутливые, немного грустные). В этом возрасте очень важно, чтобы музыка вызывала положительные эмоции - радости, успокоения. Громкая, тревожная музыка негативно воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей, поэтому эти произведения не соответствуют их психофизиологическим возможностям. Об этом писал великий русский физиолог В.М.Бехтерев. По его наблюдениям одни музыкальные произведения вызывают у младенцев радость и успокоение, а другие - плач и раздражение. Чтобы привить детям любовь к музыке, важно учитывать их возможности. Необходимо, чтобы музыка вызывала желание повторного общения с ней. Постепенно, по мере взросления ребенка, круг выраженных в музыке эмоций расширяется.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И, наоборот, при активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном инструменте в такт звучания, в соответствии с характером произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.) повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Вторым условием доступности музыкальных произведений детям разного возраста является продолжительность звучания произведения (фрагмента). Внимание ребенка неустойчиво, непродолжительно, что необходимо учитывать. Важно не дожидаться утомления, рассеянности внимания ребенка, а закончить звучание фрагмента до этого. Просьбы ребенка повторить произведение или продолжить слушание свидетельствуют о рождающихся положительных оценках, что очень важно. Основы музыкальной и общей культуры детей закладываются и формируются, начиная с раннего детства при накоплении опыта восприятия музыки разных эпох, подобно

музыкальных произведении детям определенного возраста. Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом, а предполагает вариативное его применение в разных возрастных группах (длина фрагмента, активность детей, особенности пояснений музыки, количество занятий, включение разных видов музыкальной и художественной деятельности и пр.).

Раскроем подробнее содержание каждой из шести тем, представленных на десяти CD дисках.

Первая тема - «Настроения, чувства в музыке» (Диски 1 и

включает в себя произведения, в которых настроения, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес (Злюка, Радость, Ласковая просьба, Порыв, Мечты, Грезы, Слеза, Разлука, Шутка), а также не программные произведения (пьеса, этюд, прелюдия и др.). Это помогает детям осознать, что различить настроения и прочувствовать их - самое главное для того, чтобы понять, о чем хочет поведать нам композитор. Ведь в любой музыке - как программной (Кукушка, Грустный дождик, Колдун), так и не программной (соната, музыкальный момент, концерт) выражены чувства, которые мы переживаем. Поэтому музыка трогает нас, заставляет волноваться, радоваться, грустить, как в жизни.

Важно давать детям с раннего детства представления о том, что музыка не обязательно изображает какие либо явления - пение птиц, шум ветра, но всегда выражает настроения, чувства - как в произведениях с яркой изобразительностью, так и без нее. Поэтому первая тема является стержневой, ведущей, важнейшей для понимания детьми основ содержания любого музыкального произведения, сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, переживания, чувства человека, и их смену, рождающую некую «чувственную программу» музыкального произведения (образующую музыкальную форму). Все остальные темы изучаются в опоре на первую. Поэтому первая тема в программе является сквозной.

Вторая тема - «Песня, танец, марш» (Диски 3-6)

способствует установлению преемственности с программой Д.Б.Кабалевского.

В дошкольном возрасте дети накапливают ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров, опыт музыкальной деятельности (пение, ритмопластика, музыкально- ритмические движения), позволяющей закрепить в их сознании представления о жанровых признаках музыки. Постепенно дети могут различать черты простейших, знакомых им жанров в более обобщенной форме. Тогда у них рождаются понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость» музыки разных композиторов. Эта идея Д.Б.Кабалевского - вести детей от простых, знакомых им жанров к более сложным представлениям о музыке очень плодотворна.

В теме «Песня» (Диск 3) записаны народные песни, романсы, произведения песенных жанров инструментальной музыки (романс, песня без слов, серенада, ария, ариетта, ноктюрн).

В теме «Танец» (Диски 4 и 5) представлены различные жанры танцевальной музыки разных эпох (старинные танцы - алеманда, буре, а также менуэты, гавоты, полонезы, вальсы, польки, мазурки и другие танцы). Эта тема предполагает активное использование музыкально-ритмических движений, танцевальных, ритмопластических импровизаций, обучение детей ритмопластическим навыкам и умениям. Любым музыкально-ритмическим движениям можно обучать детей на подлинно художественных произведениях, воспитывая не только двигательные навыки, но и умения воспринимать музыку. Движения как наиболее привлекательная для детей деятельность, являющаяся потребностью, - незаменимое средство формирования основ музыкальной культуры.

В теме «Марш» (Диск 6) записаны не только марши, но и произведения, в которых маршевая основа явно присутствует. Иногда черты маршевости сочетаются с танцевальностыо, что позволяет усложнить беседу о музыке, находить выразительные

движения, передающие жанровые черты и характер произведения.

Третья тема - «Музыка рассказывает о животных и пт ицах» (Диск 7), четвертая - «Природа и музыка» (Диски 7 и 8) и пятая - «Сказка в музыке» (Диск 9) ярко изобразительны. Они включают в себя коллекции произведений с одним (или близким) названием, например две разные «Бабочки», несколько произведений с названием «Осень», три разных образа Бабы яги и пр. Различение опенков настроений в пьесах с одинаковыми или близкими названиями помогает вслушиваться в музыку, находить выразительные движения, тембры инструментов, передающие образ, способствует проявлениям творчества детей в различных видах художественной деятельности (рисование, создание декораций к музыкальным сказкам, выразительных ритмопластических образов, сочинение песенок героев и пр.)

Эти темы способствуют развитию образной речи детей, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов в слове, движениях, пантомиме, ритмопластических и певческих импровизациях, инсценировках. На этих темах легко проводить параллели между разными видами искусств - сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке.

Шестая тема - «Музыкальные инструменты и игрушки» (Диск 10) включает в себя два раздела. Первый - это подражание тембрам музыкальных инструментов , имитация звучания колокольчиков, колоколов, тамбурина, гармоники, музыкальных табакерок, шарманки на фортепиано или в оркестре.

Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Его открывает симфоническая сказка С.Прокофьева

«Петя и волк», в которой образно и ярко представлены тембры инструментов симфонического оркестра.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх