Методика обучения игре в городки дошкольников: практический опыт. Русская народная игра "городки"

Во время игры участники по очереди должны сбивать с разного расстояния фигуры, называемые городками. Прицеливаясь, они запускают биту в деревянные цилиндры. Выигрывает тот, кто собьет больше цилиндров за меньшее число бросков. Если выпадает равный счет, то назначается дополнительный бросок.

Игра «Городки» сближает детей

В игре могут участвовать только 2 человека или целые команды. Чем больше малышей, тем интереснее игра. Вторая команда начиинает игру, когда все участники первой сделают свой бросок. Соревнование проходит в 2 тура, после каждого броска выстраивается новая фигура.

В комплек игры входит 2 биты и 5 цилиндров из дерева. Из них выстраивают 15 городков различной формы, после чего приступают к игре. В начале игры воспитатель должен определить, какая команда будет первой. Это очень просто сделать при помощи считалки или жеребьевки.

Правила игры «Городки»

Для игры выбирают ровную площадку и делают разметку 2х2 м. Внутри площадки на середине передней линии устанавливают фигуры. Броски делают с самого дальнего расстояния, которое равняется 13 м, или с ближнего, оно равно 6,5 м.

Игроки стартуют с дальней отметки. Если участник выбил хоть один из цилиндров, то следующий бросок делает с ближней черты. Фигура считается выбитой, если цилиндр полностью вылетел за пределы площадки. Если цилиндр находится на передней линии, то этот ход не считается.

Бросок игрока не засчитывается в ряде случаев:

  • участник заступил за линию разметки;
  • бита коснулась земли или линии площадки;
  • участник долго прицеливался.

В этом случае игра начинается сначала, выходит новый игрок. Повторять ход не разрешается.

Правила игры могут меняться, учитывая возраст участников. Для малышей выстраивают самые простые фигуры, постепенно усложняя игру. Задача каждого участника – метнуть биту, чтобы попасть в зону площадки, сбить фигуру или цилиндр. Это получается не с первого раза, придется долго тренироваться. Воспитатель может менять условия игры на свое усмотрение, разыгрывать в одном туре только 5 фигур.

Игра «Городки» — интересная, приобщает к командным играм, все учатся работать на результат. Не забывайте хвалить малышей за проявленные старания. Постепенно выстраивайте из цилиндров более сложные фигуры.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

Русские

народные

игры

Итак, друзья, внимание –

Собрались ребята здесь,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Милене, Милена передаёт …..

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее


Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»



Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

А что означает русская народная игра?

А какие русские народные игры вы знаете?

А в какие игры играли вы уже?

Оказывается, вы еще не все игры знаете.

Попробуйте определить про какую игру мы сегодня будем говорить.



ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОРОДОК

Словарь Ушакова

Городок

ГОРОДОК, городка, м. (спорт.).

1. Название игры, в которой цилиндрические обрубки дерева, рюхи, выбиваются палками из городов.

2. Обрубок дерева, предназначенный для этой игры; то же, что рюха.


ИСТОРИЯ ИГРЫ

Городки – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в документах, относящихся к истории Древней Руси. О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Любил игру в городки царь Николай II, о чём свидетельствуют дневниковые записи последнего Российского Императора.


В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них -

академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор

В.В. Стасов, художник И.Е. Репин,

писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей.


Академик

И.П. Павлов




Какие качества воспитывает

и развивает игра «Городки»?


Великий русский полководец

А.В. Суворов так объяснял своё страстное увлечение городками: "Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск". Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в городки развивает координацию движений и меткость. Вот почему эта игра особенно полезна детям.


В наши дни

В наши дни не раз пробовали проверить свою меткость в метании битой по городкам космонавт Георгий Гречко, президент России

В.В. Путин.





Что же это за игра?

Главной целью игры в городки является выбивание фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.

При этом нужно затратить на выбивание 15-ти фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трех туров использовал меньше попыток, тот и победил.


















ГОРОДКИ ВСЕМ ВОЗРАСТАМ ПОКОРНЫ


городки всем возрастам

покорны

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?


Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки.Современный образ жизни, к сожалению, оставляет желать лучшего. Основную часть свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана, компьютера или просто дома. Общая тенденция современного мира не позволяет оставить детей, без пристального взора, как это было в недалеком прошлом в придомовых дворах, чтобы они без участия взрослых могли играть и двигаться часами. Психологи, педагоги, медики отмечают общую для школы тенденцию - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, СБ. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка младшего школьного возраста в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста несмотря на введения дополнительного 3 часа урока физической культуры свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время.

По данным ученых от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, которые могут реализовываться в отделениях дополнительного образования детей, поэтому весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития детей младшего школьного возраста на основе применения русской народной игры «городки». По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром Первым. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил так: «Битою мечу - это глазомер, битою бью - это быстрота, битой выбиваю - это натиск». Именно эти качества А.В. Суворов считал главными для воинов (Ю.А. Ермолаев и др., 1990). Говоря о народной игре, о ее влиянии на гармоничное развитие личности человека, особенно ребенка, мы сошлемся на высказывание основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского (1950). Он сформулировал важнейшую задачу отечественной педагогики - обратить особое внимание на народные игры.Игра городки является не только старинной русской игрой, но и спортивной игрой, по которой проводятся первенства Российской Федерации. Существующие научные исследования (Э.И. Адашкявичене, 1992; Э.С. Вильчковский, 1983; Л.Н.Волошина, 2001; З.И.Нестерова, 1997; Т.И. Осокина, 1986; Л.И. Пензулаева, 1998 и др.) позволяют прийти к выводу, что игры с элементами спорта вполне доступны детям в младшем школьном возрасте и являются одним из эффективных средств и методов физического воспитания детей. Анализ учебных пособий дает основание положительно оценить влияние игры в «городки» на формирование двигательной функции ребенка, определить степень ее воздействия на развитие отдельных компонентов движения.

Техника игры в городки сравнительно несложная. Основной элемент техники - это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (для младших школьников это 3-5 метров). Алгоритм обучения позволяет создать целостное представление о броске, далее детализированно освоить элементы техники. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центральнонервных регуляторных процессов (концентрация возбуждения, развития внутреннего торможения и др.), что позволяет точно, дифференцированно производить сложнокоординированные действия, связанные с метанием биты. На заключительном этапе расширяется диапазон вариативности двигательного действия, дети выбивают не только вертикально стоящие фигуры (забор, бочка), но лежащие горизонтально (самолет, рак). Дифференцировка мышечных усилий происходит при выбивании такой фигуры, как письмо. Когда ребенку необходимо выбить городок, стоящий в центре фигуры, здесь требуется особая сноровка. Таким образом у детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания.

Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой городки, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической - корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры городки является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в городках на долю зрительного анализатора. В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам - попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает З.И. Нестерова (1997), функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы. Многие авторы отмечают развивающее воздействие городков на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия (СБ. Шарманова, 1999). Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы-спины, живота, так и наиболее мелкие - кисти.Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре городки, чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.

Это доступная и интересная игра с легко дозируемыми нагрузками, в постоянном разнообразном движении как на свежем воздухе, так и в закрытом помещении для людей самого разного возраста, от детей до стариков. Таким образом, актуальность, польза и малозатратность использования элементов городошного спорта в отделении дополнительного образования очевидны.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно
действовать в нем.
Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.

В. Шишкина.

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, уже коснулся условного быта самого ребенка, его основной деятельности -игры.

Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни детей в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ – движение.

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности.

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): ребенок – деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а так – форма проявления важных человеческих качеств.

А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Я, инструктор по физической культуре МДОУ №8 «Аленушка», расположенного в г. Тихорецке, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы, обучая детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки».

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Мной были выдвинуты следующие задачи:

  • Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
  • Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
  • Формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.

Объектом являются дети старшей и подготовительной групп.

Наиболее оптимальными методами и формами являются:

  • Закаливание;
  • Двигательная активность детей;
  • Физические упражнения.

При условии активности детей и самого педагога.

Для этого я использовала следующие методы:

Основные принципы обучения детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующими положениями:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
  2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
    • общеразвивающие упражнения в совокупности с воздушными ваннами,
    • проведение занятий по обучению игре в «Городки» в облегченной одежде.
  3. Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (медленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
  4. Повышение двигательной активности ребенка.
  5. Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.

Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания - это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.

Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни.

Это можно проследить на диаграмме прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк с 2008 по 2011 учебные годы.

Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк.

2008–2009 учебный год.

2009–2010 учебный год.

2010–2011 учебный год.

Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:

Для детей старшей группы:

– подготовительный период:

  • диагностика, отбор детей по показанию врача.
  • воспитание сознательного отношения к занятиям.
  • познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».
  • воспитание уважительного отношения к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.;

– основной период:

  • обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.
  • познакомить с 10 городошными фигурами.
  • познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;

– заключительный:

  • закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • тестирование каждого ребенка.

Для детей подготовительной группы:

– подготовительный период:

  • тестирование каждого ребенка.
  • закрепить правила игры в «Городки».
  • закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);

– основной период:

  • познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу).
  • познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму).
  • познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»
  • познакомить с понятием «Потерянный бросок»
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным)
  • познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);

– заключительный:

  • закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
  • закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение.
  • познакомить с самой сложной фигурой «письмо».
  • тестирование каждого ребенка.

Но данная работа была бы неполной, если бы не активное взаимодействие между инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями.

Воспитателями ведется постоянная работа над совершенствованием навыков игры в «Городки». Совершенствование данных навыков происходит не только на специальных занятиях, но и во время прогулок. Именно в этом и состоит особая значимость этой работы, она предоставляет возможность закрепления навыков игры в «Городки», приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни.

Важным в своей работе я считаю не только обучение детей, но и взаимодействие с родителями. Мы пришли к выводу, что родители должны стать не столько «зрителями», сколько непосредственными участниками в жизни группы и своих детей. Поэтому для нас важным стало:

  • Первое – повысить уровень знаний родителей о проблемах физического развития ребенка. Ведь познавая ребенка, чувствуя его проблему, легче помочь ему, стимулируя на осознанное занятие спортом и приобщению к здоровому образу жизни на собственном примере.
  • Второе – я делала акцент на то, что занятие спортом детей не должно быть насильственным, так как такой подход не дает положительных результатов
  • Третье – мы учили родителей играть совместно с детьми, обучая их.

Проведенная работа на практике доказала, что обучение детей игре в «Городки» приобщает их к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.

К работе прилагаются:

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 1)
  2. Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 2)
  3. Перспективный план обучения игре в старшей группе (Приложение 3)
  4. Перспективный план обучения игре в подготовительной группе (Приложение 4)
  5. Беседа-практикум (Приложение 5)
  6. Зарядка позитивного мышления (Приложение 6)
  7. Советы родителям (средняя группа) (


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх