Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Особенности введения фгос дошкольного образования

Особенности введения ФГОС дошкольного образования

С учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» с 01.09.2013 года детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Согласно статье 5 пунктам 3, 4 этого же закона «… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… », а также «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… » .

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.

1. Требование к структуре основной образовательной программе дошкольного образования.

2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:

2.1. Требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. К развивающей предметно-пространственной среде;

2.3. К кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4.Кматериально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. К финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Остановимся на основных требованиях, позволяющих получить дошкольнику доступное и качественное образование.

1.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

3.1. Коммуникативно-личностное развитие;

3.2. Познавательно-речевое развитие;

3.3. Художественно-эстетическое развитие;

3.4. Физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1.Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2.Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3.Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4.Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды предполагает:

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Таким образом, если в детском саду созданы: психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические условия, и реализация ФГОС будет проходить успешно.

Литература:

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще итребования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются втребованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления:познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) .В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области:коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию, а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть, формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать, переходят в основную часть образовательной прог-раммы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС вбольшей мереориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она включает три основных раздела:1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы».По ФГТ:обязательная часть:Пояснительная записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения ОП, система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества, желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

www.maam.ru

Особенности ФГОС дошкольного образования

Конвенция ООН о правах ребенка

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Семейный кодекс Российской Федерацииучитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации

ФГОС направлен на обеспечение

  • формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека
  • равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса
  • становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста
  • формирования социокультурной среды дошкольного детства
  • развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
  • поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)
  • преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей) , обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

  • Родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
  • Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования)

Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости

Ожидания от системы дошкольного образования

Государство - готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка

Для работающих родителей - доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком

От учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью дошкольное образование направлено на:

Формирование общей культуры

Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

Формирование предпосылок учебной деятельности

Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья детей

ФГОС обеспечивает:

Единство образовательного пространства Российской Федерации

Преемственность основных образовательных программ

Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся

Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей , достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

ФГОС должен предусматривать:

Устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ

Семейное неблагополучие

Строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ

Необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования

ФГОС требования к результатам:

Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования

Цели оценивания

Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию

Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.

Портрет выпускника детского сада:

Любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции

Любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России

Осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим

Умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе

Мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений

Владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию

Осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности

Осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни

Владеющий средствами вербального и основами невербального общения.

  • Доска объявлений

Подробней edu.tatar.ru

Особенности введения ФГОС дошкольного образования

Терешкова А. Н.

С учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» с 01.09.2013 года детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Согласно статье 5 пунктам 3, 4 этого же закона «… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… », а также «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… » .

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.

1. Требование к структуре основной образовательной программе дошкольного образования.

2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:

2.1. Требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. К развивающей предметно-пространственной среде;

2.3. К кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. Кматериально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. К финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Остановимся на основных требованиях, позволяющих получить дошкольнику доступное и качественное образование.

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

3.1. Коммуникативно-личностное развитие;

Подробней на сайте nsportal.ru

Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования

в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Цель:знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

  • дать представление о том, что такое ФГОС;
  • в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
  • показать родителям презентацию преимущества.

Уважаемые родители!!!

Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ

Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС?

И почему его называют « Стандарт второго поколения»?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
  • 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации.

В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона.

При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.

ФГОС включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Программа

Дополнительная деятельность -40%.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Во-первых,дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Во-вторых,все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.

В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.

Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность) . Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.

Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

  1. Социально-коммуникативное развитие

Здравствуйте, дорогие посетители Клуба заботливых мамочек «Елисейка». К теме сегодняшнего поста хочу подойти сразу, без предысторий. Скажу только, что в конце я поделюсь с вами новостью – своей маленькой радостью, которая непосредственно касается всех заботливых молодых мамочек.

Из статьи о ФГОС дошкольного образования вы узнаете:

Что такое ФГОС и о его принципиальном отличии от своих предшественников,

Как действует ФГОС в дошкольных учреждениях уже сегодня,

О том, что в детских садах теперь не учат, а мотивируют,

И все-таки, как детей будут готовить к школе,

И о чём должны знать родители.

Что такое ФГОС?

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. Такого стандарта в России ещё не было. В действие он введён с 1 сентября 2010 года в школе и с 2013 года в дошкольных учреждениях согласно требованиям закона об образовании.

И с каждым годом всё шире и шире открывает для себя двери в российскую образовательную систему.

А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования». С ноября 2013 года по июнь 2015 года на базе ряда образовательных учреждений в некоторых регионах, в том числе в Ленинградской области, где живу сейчас я, проводится региональный эксперимент по апробации ФГОС дошкольного образования.

ФГОС ДО – этосовокупность обязательных требованийк структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?

Действие ФГОС в дошкольных учреждениях

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть.

Вся его деятельность основана на игре.

На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.) .

С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя.

Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам.

*Результат уже есть. Раньше в раздевалках детских садов была целая выставка из поделок и рисунков по количеству присутствующих в группе малышей. Сейчас такая выставка тоже имеется, но не целая.

- А почему нет рисунка моего сына? – спрашивает мама воспитательницу.

- А он не хотел отрываться от игры, – отвечает та.

- Так надо было заставить!

- Не могу, не имею права…

А вот воспитатели как раз таки должны заинтересовать нежелающего заниматься ребёнка с учётом личных качеств его характера. Не получилось – минус такому воспитателю. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.

Но что из этого получится, покажет только время.

*Лично я сочувствую воспитателям. Представьте на минуточку: 10 ребят с удовольствием садятся лепить или учиться отличать овощи от фруктов, а 10 других не оторвать от игры.

Если раньше дети знали, что сейчас они позавтракают и сядут заниматься, то теперь они быстро поймут, что могут «забить» на это дело и пойти катать машинки. Пятеро из того десятка, что сели заниматься быстро переметнутся к тому десятку, который побежал играть.

А теперь ещё один момент. На одно занятие без перерывов отводится полчаса. А теперь подумайте, успеют ли малыши нарисовать маму, если половина из этого времени у воспитателя уйдёт на «заинтересовывание» заигравшихся шалунов?

Возможно, я преувеличиваю. К слову, воспитателям моего сына пока удаётся справляться с непоседливыми четырёхлетками, следуя новым правилам. Наша выставка полна рисунков и поделок!

Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Поэтому остаётся только пожелать воспитателям, чтобы у них всё получалось.

Не учить, а мотивировать

В связи с тем, что ребёнок теперь будет рассматриваться исключительно как «человек играющий» многие методики и технологии пересмотрят и переведут с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменит собой педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.

Теперь в детских садах будут делать акцент не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.) , а на развитие мотивационной и психологической готовности к учёбе. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться, учиться и ещё раз учиться (как завещал нам великий Ленин. Интересно, кто-нибудь ещё это помнит? :)). Требований от ребёнка конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не будут дети подлежать и оцениванию,в том числе в виде педагогической диагностики(мониторинга) .

*Когда в детский сад ходил мой старший сын на родительских собраниях нам выдавали листы успеваемости детей с оценками, потом оценки сменились плюсами и минусами, а теперь и этого нет. Об успехах или недочетах воспитатель говорит только с глазу на глаз с родителем, и опять же, не оценивая.

Просто «знает - не знает, умеет - не умеет, делает - не делает». И без всякого «должен» или «не должен».

Однако! Мне начинает нравиться эта система

Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки) , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Если вы пронесётесь через несколько лет вперёд, то увидите (по крайней мере, к этому стремится ФГОС) выпускника ДОУ инициативной, самостоятельной, уверенной в своих силах, личностью; с положительным отношением к себе и другим, развитым воображением, способностью к волевым усилиям, любознательностью.

* Хотелось бы на это надеется.

И все-таки, как будут готовить детей к школе?

Как вы уже, наверное, догадались сами – через игру. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.

Специфика дошкольного возраста (высокий разброс вариантов развития, непосредственность и непроизвольность) , а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) , делают «неправомерным требование от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений».

Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними. Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми.

Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Кроме того, дошкольные учреждения, согласно ФГОС, должны обеспечивать создание образовательного пространства – развивающую ребёнка, предметно-пространственную среду (в здании, на участке) .

* Например, в нашем городе (Ленинградская область) для этих целей уже в этом учебном году детские сады получили ассигнования на приобретение учебного оборудования: интерактивных досок, компьютеров, мультимедийного оборудования, различных пособий и оборудования, обучающего в игровой форме. И в детском саду моего сына уже начало всё это появляться. Это не может не радовать.

ФГОС дошкольного образования и родители

В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?»

* К читателям моего блога это не относится. Родители, о которых я упомянула редко заходят на сайты, посвященные детям. Но их не мало, поверьте опыту работников детских садов.

Так вот, ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

* Как это будет выглядеть на практике, я ещё не знаю. К сожалению, реалии сегодняшней жизни таковы, что многие родители, по тем или иным причинам, недостаточно времени уделяют своим детям. Поможет ли ФГОС дошкольного образования изменить эту ситуацию?

А вы как думаете?

Совсем скоро выйдет в свет моя бесплатная электронная книга«Куда приводят мамины страхи?»

А вы знаете, что движет вами? Уверены, что не страх? Не спешите отрицательно качать головой.

Страхи бывают разные. Лучше проверьте. Ну так, на всякий случай

Subscribe to ЕЛИСЕЙКА by Email" target="_blank">Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить!

  • Как нарисовать осень красками с ребенком? Здравствуйте, дорогие гости и члены Клуба "Елисейка" – знакомые и не очень, активные и скромные, постоянные и "залётные"! Я рада...
  • Моя бесплатная книга о том, как избавиться… Здравствуйте, дорогие гости и постоянные посетители Клуба заботливых мамочек "Елисейка"! Спешу сообщить, что 24 декабря Клуб отмечает День своего появления в...
  • Шахматы для детей Шахматы для детей – какая польза от шахмат? Здравствуйте, дорогие гости и члены Клуба "Елисейка"! Сегодня я хочу поговорить о шахматах, ...
  • 10 советов: Как увлечь ребенка рисованием? Здравствуйте, дорогие посетители клуба "Елисейка"! Немного странно звучит: как увлечь ребенка рисованием, правда?Наверное, нет такого ребенка, который восторженно не упивался бы...
  • Первый визит к стоматологу. Часть 1 Здравствуйте мои дорогие читатели - гости и преданные завсегдатаи Клуба "Елисейка"! Новый год - с новой статьи! С новой статьи на...

  • Размер: 7 Mегабайта
  • Количество слайдов: 74

Описание презентации ФГОС дошкольного образования: структура и содержание по слайдам

w w w. n s p u. n e t. По материалам сайта Министерства образования и науки РФ http: //mon-ru. livejournal. com/tag/ ФГОС По материалам сайта Министерства образования и науки РФ http: //mon-ru. livejournal. com/tag/ФГОС

w w w. n s p u. n e t. По материалам сайта Министерства образования и науки РФ http: //mon-ru. livejournal. com/tag/ФГОС

Стандарт – (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС ФГОС — система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Приказ МОН РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Утрачивает силу приказ МОН РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утрачивает силу Приказ МОН РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» С 01. 2014 года

История вопроса о стандарте ДО 17. 10. 2013 утвержден приказом МОН РФ №

ФГОС ДО — это

Структура ФГОС ДО Целевые ориентиры ДО 1. к психолого-педагогическим, 2. кадровым, 3. финансовым, 4. материально-техническим условиям, 5. к развивающей предметно-пространственной среде 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел 4. Дополнительный раздел (презентация) Предмет регулирования, принципы, цели, задачи, основа, языки

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Предмет регулирования ФГОС — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Участники обр отношений

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Амплификация развития ‑ максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Зона ближайшего развития уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Комплексная образовательная программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Парциальная образовательная программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования Психологическая диагностика выявление и изучение индивидуально психологических ‑ особенностей детей

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Образовательная среда совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-простр анственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития Самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни Социальная ситуация развития сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Единство образовательного пространства обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования. Разнообразие детства многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ОВЗ, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (ЗП), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями. Возраст детей младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет) Образовательная область структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе: Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе, разновозрастных Групп.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Социальн о‑ коммуник ативное развитие 1. направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2. развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; 3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, 5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, 6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; 7. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 8. формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Познавательн ое развитие 1. развитие интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации; 2. формирование познавательных действий, становление сознания; 3. развитие воображения и творческой активности; 4. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), 5. о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, 6. о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Речевое развитие 1. 1. владение речью как средством общения и культуры; 2. 2. обогащение активного словаря; 3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 6. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Художествен но-эстетическ ое развитие 1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; 2. становление эстетического отношения к окружающему миру; 3. формирование элементарных представлений о видах искусства; 4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 6. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Физическое развитие 1. Двигательный опыт, связанный с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических кач еств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, 2. выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и др.), 3. формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами 4. овладение подвижными играми с правилами; 5. становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; 6. становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Младенческий возраст (2 месяца — 1 год)Виды деятельности

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОПВиды деятельности Дошкольный Возраст (3 года — 8 лет)

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работыразвитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях Обе части являются взаимодополняющим и и необходимыми

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений п арциальных программ, методик, форм организации образовательной работыоформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу или пишется развернуто

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Содержательный раздел (обязательная часть) содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям с учётом используемых примерных ООП и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП предусмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития. Содержательный раздел (обязательная часть) Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП КР должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Содержательный раздел (ЧАСТЬ, формируемая УОО) может включать различные направления, выбранные участниками обр. отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОП Организационный раздел В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

В соответствии. Обеспечение реализации образовательная программа дошкольного образования Разрабатывается ДОУ ФГОС ДО Примерная основная образовательная программа ПРОГРАММНО -МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС 1. Авторская (вариативная)образовательная программа дошкольного образования 2. Методические пособия для педагогов ДОУ 3. Пособия для родителей 4. Литература для детей С учетом ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ Развивающая предметно-пространств енная среда

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ОП Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной ср еды, которая: ● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; ● обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников; ● способствует профессиональному развитию педагогических работников; ● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; ● обеспечивает его открытость дошкольного образования создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Соц. Сит. Раз = РППС+РР+РВ+ОМ

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП психолого- педагогиче ские условия уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП психолого- педагогиче ские условия поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения защита детей от всех форм физического и психического насилия вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Виды диагностики Задачи диагностики Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). педагог психолог

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требования к развивающ ей предметно- пространст венной среде должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс учёт возрастных особенностей детей

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требовани як кадровым условиям Реализация Программы должна обеспечиваться руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации и иные работники, обеспечивающие Программу Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей с ОВЗ Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе При организации инклюзивного образования

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требования к материаль но-техничес ким условиям По Сан. Пин ● к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы), к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, ● к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, санитарному состоянию и содержанию помещений, к оснащению помещений для качественного питания воспитанников

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ реализации ООП Требования к финансовы м условиям Должны: обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность инд. траекторий развития детей отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования ФОТ Средства обучения Доп. проф образование работников Иные расходы. НОРМАТИВЫ финансирования обр. услуг

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП К началу дошкольного возраста (к 3 годам) … К завершению дошкольного образования (к 7 годам) … Характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса Целевые ориентиры представлены

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения ООП Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников

На пути перехода от ФГТ к ФГОС Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский


Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.

Идеологические и методологические основы

новых федеральных стандартов

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Как влияет принятие новых

стандартов на деятельность ДОУ?

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

ФГОС дошкольного образования на практике

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.

Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

2. Раскрыть общие требования ФГОС ДО к структуре, условиям и результатам основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Познакомить с требованиями к структурным разделам основной и дополнительной частям основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проанализировать их, определить механизм изменений и дополнений существующих Программ в ДОУ.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

не более 40%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации должны быть указаны

2)используемые Примерные программы

3)характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей

Перечисленные условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально‑психологических особенностей детей.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:…

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

ФГОС ДО – это - по выражению самого Александра Асмолова - «нестандартный стандарт». Он имеет свою специфику, которая вытекает из специфики самого дошкольного детства, которая кратко описана в самом начале раздела, посвящённого требованиям к результатам освоения программы.

Учёт вышеперечисленных особенностей дошкольного детства делает неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

«Нестандартный стандарт»

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Источники

Презентация «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного пространства в ДОУ» Скоролупова доступа: http://www. myshared. ru/slide/774550/

Приложение 1

ТЕСТ

« ФГОС дошкольного образования.

Особенности построения образовательного пространства в ДОУ»

ФИО__________________________________________________________________

1. Чем обусловлена обязательность введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования?

a) включением ступени дошкольного образования в общее образование человека;

б)требованиями профессионального стандарта педагога;

в)новым законом об образовании РФ;

г)требованиями СанПиНа.

2. Каковы основные (базовые) идеи ФГОС ДО?

a) а)одготовка ребенка к последующему обучению в школе;

b) б)сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства;

c) в)развитие специальных способностей у детей дошкольного возраста;

d) г)социализация и индивидуализация развития личности каждого ребенка;

e) д)воспитание умений и навыков детской деятельности.

3. Повышение социального статуса дошкольного образования – это…

a) задача стандарта;

b) смысл стандарта;

c) одна из целей стандарта;

d) принцип стандарта.

4. В Стандарте дошкольного образования изложены принципы:

a) собственно Стандарта;

b) дошкольного образования;

d) на педагогов.

15. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:

a) для оценки освоения детьми образовательного содержания и сформированности компетенций;

b) для оценки развития личности ребенка;

c) для выявления индивидуально-психологических особенностей детей;

d) для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.

16. Результаты освоения Программы представлены как:

a) целевые ориентиры дошкольного образования;

b) интегративные качества детей в каждой возрастной группе;

c) возрастные портреты детей;

d) уровни развития детей в каждой образовательной области.

17. Целевые ориентиры позволяют:

a) проводить аттестацию педагогических кадров в соответствии с ними;

b) оценивать качество образования;

c) оценивать итоговое и промежуточное развитие детей;

d) распределять стимулирующий фонд оплаты труда педагогов ДОУ.

18. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями:

a) для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

b) преемственности дошкольного и начального общего образования;

c) для формирования предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

d) для проектирования Программы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх