Что тембр голоса может рассказать о человеке. Выразительные средства музыки: Тембр

Содержание:

Чаще всего, тембром является окраска звука, который исходит от определенного человека. Бывает, некоторые люди могут узнать по нему своего знакомого. Определение типа тембра голоса и работа с ним является очень интересным и увлекательным занятием.

Тембр голоса – яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время звукопроизношения. Его звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками (обертонами). Чем их больше – тем живее и красочнее будет .

Что такое тембр голоса и от чего он зависит?

Тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность. Звучание голоса определяется основным тоном и строем звуков (обертонами). Насыщенность обертонов придает звуковой гамме сочность и яркость. Тембр человеческого голоса зависит от строения голосовых связок. Встретит двух людей с совершенно одинаковыми звучаниями голоса — большая редкость. Улучшить окраску своего голоса — нелегкая задача. Но человек может это сделать, выполняя определенные упражнения. Для этого подойдут занятия с преподавателем по . Или занятия в домашних условиях.

Тембральная окраска зависит от объема горлового резонатора, плотности смыкания связок, формы и объема трахеи. Звучание голоса нередко свидетельствует о работе всего человеческого организма. Его индивидуальность определяется строением речевых органов и состоянием нервной системы. Работая в разных режимах, голосовой аппарат придает тембру различные вариации.

На тембр влияет также осанка, насколько человек полон сил и скорость речи. То есть чем она медленнее, тем голос богаче. Осанка ощутимо влияет на произношение слов. Хорошая осанка является залогом хорошего дыхания. А правильное дыхание – залог красивого голоса.

Какие виды бывают?

Наиболее привлекательным считается тембр голоса, для которого характерна правильная модуляция, как по низким, так и по высоким нотам. По факту, при правильном подходе можно поставить любой голос. И, следовательно, придать ему профессиональное звучание. Что бы это сделать, следует научиться управлять эмоциональной окраской, а также – частотностью голоса. Это сделать несложно, при наличии специалиста по .

Для того, чтобы определить свой собственный тембр, следует знать какие виды тембров существуют:

1. Мужские

Лучано Паваротти — итальянский оперный лирический тенор

Фёдор Шаляпин — известный певец (высокий бас)

3) Баритон

Этот тембр – средний по . Как и тенор, подразделяется на драматический и лирический.

Константин Кинчев — солист группы «Алиса», драматический баритон

2. Женские

1) Сопрано

Очень высокий тембр. Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Сара Брайтман — английская певица, сопрано

2) Контральто

Бейонсе — популярная американская певица (контральто)

Для простоты используют и обыденное подразделение:

  • Золотой
  • Серебряный
  • Медный
  • Бархатный

2. Обычная классификация:

  • Твердый
  • Мягкий
  • Слабый
  • Тяжелый
  • Жесткий
  • Холодный
  • Мелодический
  • Приятный
  • Мягкий
  • Металлический
  • Глухой

Ирина Забияка, обладательница низкого тембра голоса среди женской половины человечества

Определение тембра голоса и его изменение

Скорее всего, определить его будет практически невозможно из-за отсутствия определенных знаний и навыков. Хотя в домашних условиях вы можете предположительно отнести его к одному из перечисленных видов.

1. Спектрометр

Наиболее достоверные данные можно получить, используя специальный прибор – спектрометр. Эта аппаратура изучает исходящий звук, затем – правильно классифицирует его. Он состоит из специального микрофона и усилителя звука. Его принцип состоит в расчленении звука на составляющие посредством акустических фильтров. Весь процесс можно наблюдать на приборном дисплее. Затем прибор исследует произнесенный звук, так как именно формат речи оказывает существенное влияние на степень различия голоса. В большинстве случаев, аппарат распознает первые три произнесенные согласные звука.

2. Специалист

Вам желательно заранее определить тембр голоса, чтобы подобрать подходящие упражнения для совершенствования голоса. Педагог подбирает специальные произведения с разным положением звуков по высоте (тесситура). Это позволит подобрать необходимую высоту для конкретного человека. Пропев песни, имеющие разные октавы нот, можно узнать в каком месте вы поете свободно, а в каком с напряжением голосовых связок. Человек индивидуален и каждому свойственен свой набор нот определенной высоты. Лишь умелый педагог сможет определить ваш тембр голоса и диапазон, смотря на пение ваших нот определенной октавы.

Многие люди хотели бы изменить звучание своего голоса. Это касается, прежде всего, выступающих и людей, которым приходится говорить длительное время. Будь то , актер, радио-ведущий, диктор или певец.

Поскольку, тембр зависит от особенностей организма каждого человека, то кардинально изменить звучание представляется невозможным. Но, можно придать ему необходимую окраску, добавив высокие ровные тона. Для этого предназначены упражнения, например, на произнесение мягкого фрикативного «г ».

Что на него влияет?

1. Курение

У курящего с большим стажем тембр становиться значительно ниже.

2. Недосыпание, неудовлетворенность в жизни

Стоит понимать, что настроение, как хорошее, так и плохое, влияет на тембр.

3. Простуда, переохлаждение

Очевидно, нужно заботиться о своем здоровье: избегать холода, по возможности не пить ледяные напитки и отказаться от мороженного.

4. Подростковый период

Рекомендуем вам заниматься плаванием для укрепления мышц, которые поддерживают правильную осанку. В комплексе с голосовыми упражнениями, это приносит неплохие результаты. Многое зависит и от продолжительности сна. Некоторые солисты театра утверждают, если лечь спать до полуночи, и проснуться до 11 утра, то голос звучит заметно лучше в этот день!

Если человек внутренне спокоен и расслаблен, его голос звучит пышнее. Научитесь входить в состояние гармонии, оставаться при этом бодрым! И тогда ваш голос будет звучать максимально ярко, а ваша скорость будет естественной.

Значение слова ТЕМБР в Словаре музыкальных терминов

ТЕМБР

(франц. timbre) - "окраска" или "характер" звука, качество, по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого. тембр зависит от формы колебаний звука и определяется числом и интенсивностью гармоник (частичных тонов).

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТЕМБР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТЕМБР в Медицинских терминах:
    (франц. timbre) индивидуальная особенность голоса, обусловленная присоединением добавочных обертонов к основному тону издаваемого …
  • ТЕМБР в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. timbre) ..1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука...2) В музыке - качество звука …
  • ТЕМБР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. timbre), качество звука (его "окраска", "характер"), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах …
  • ТЕМБР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в музыке происходящий от формы колебаний (см.) — своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для …
  • ТЕМБР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТЕМБР
    окраска музыкального звука (инструментального или вокального), определяемая совокупностью факторов: материалом и формой звучащей части инструмента или спецификой голосового аппарата, резонатора, …
  • ТЕМБР в Энциклопедическом словарике:
    , а, м. Характерная окраска звука (у музыкального инструмента, голоса), сообщаемая ему обертонами, при-звуками. Красивый т. голоса. Тембровый - относящийся …
  • ТЕМБР в Энциклопедическом словаре:
    [тэ], -а, м. Характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками. Т. баяна. Приятный т. голоса. II прил. …
  • ТЕМБР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. timbrе), в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука. В музыке - качество звука (его …
  • ТЕМБР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    в музыке происходящий от формы колебаний (см.) ? своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для …
  • ТЕМБР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    те"мбр, те"мбры, те"мбра, те"мбров, те"мбру, те"мбрам, те"мбр, те"мбры, те"мбром, те"мбрами, те"мбре, …
  • ТЕМБР в Словаре лингвистических терминов:
    (франц. timbre). 1 (тембр звука). Качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными. 2 …
  • ТЕМБР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "окраска" …
  • ТЕМБР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. timbre) окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому …
  • ТЕМБР в Словаре иностранных выражений:
    [фр. timbre] окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому …
  • ТЕМБР в словаре Синонимов русского языка.
  • ТЕМБР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Характерная окраска звука (голоса или …
  • ТЕМБР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    тембр, …
  • ТЕМБР в Орфографическом словаре:
    тембр, …
  • ТЕМБР в Словаре русского языка Ожегова:
    характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками Т. баяна. Приятный т. …
  • ТЕМБР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. timbre),..1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука…2) В музыке - качество звука (его …
  • ТЕМБР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (тэмбр), тембра, м. (фр. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий …

Язык колокольчик, или отличительный признак. Тембр является отличительной чертой любого или .

Тембр – это так называемая звуковая окраска. Он является характеристикой качества звука, благодаря которой два тона одной и той же высоты и силы, произведенные разными инструментами или голосами, отличаются друг от друга.

История исследований тембра

В 1913 году известный немецкий физик Герман Гельмгольц в своем исследовании «Учение о звуковых ощущениях» установил, что в каждой гласной содержится одна или две области особых усиленных обертонов – характеристик тона гласных, входящих в спектр звука. Физик доказал, что благодаря различиям в характеристиках тона, гласные имеют друг от друга.

Звучание некоторых музыкальных тел, например, колокола или пластинки, сопровождается отличными обертонами от звучания предпочитаемых в классической музыке духовых и струнных инструментов. Однако и у последних, разнообразное усиление или ослабление различных обертонов производит изменение тембра.

В исследованиях немецкого профессора Карла Шафгетля об акустических и музыкальных инструмента «Ueber Schall, Ton, Knall und einige andere Gegenstände der Akustik» доказано, что большое влияние на тембр оказывает материал, из которого изготовлен . Так, например, звучание из ели, будет отличаться от звучания точно такой же скрипки из клена.

Важную роль в отличиях тембра, вызванных материалом инструмента, играет молекулярная структура. Так, органные мастера уже много веков знают, что изготовленные принципальные трубы из свинца или из олова, или корпус языковых труб из цинка или , играют ключевую роль в звучании инструмента.

Основные параметры тембра

Основными объективными параметрами, которые определяют оценку слушателя, являются спектр звука и характер переходных процессов обертонов. Также на тембр воспринимаемого звука оказывают влияние его воспроизведения, психологическое состояние слушателя, индивидуальные особенности слуха и даже музыкальный вкус.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Тембр

Искусство сочетания оркестровых
звучностей есть одна из сторон
души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять.

Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера, обладающие особой закругленностью линий.

Не менее известна и виртуозность скрипки, ее способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать ее (один из самых «музыкальных» инструментов) для передачи звуков отнюдь не музыкальной природы! Среди примеров подобной роли скрипки - «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает ее интонацию с живым голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. С. Рахманинов. Вокализ (в переложении для виолончели).

Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие. Прелестная «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты.

Таковы характеристики лишь нескольких инструментов, входящих в обширное семейство разнообразных тембровых звучаний музыки. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты еще ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего - участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность и рельефность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра, с необыкновенной тщательностью, создававшие свои партитуры, использовавшие все выразительные возможности музыкальных инструментов. Выдающиеся композиторы блестяще владели оркестровкой, справедливо считая ее важнейшей носительницей музыкальной образности.

История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нем не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно с уверенностью сказать, что оркестр был и остается основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).

Эти четыре группы при условии их умелого использования, выразительного и красочного сочетания способны создавать подлинные музыкальные чудеса, поражал слушателей то прозрачностью, то плотностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом – всеми тончайшими и разнообразнейшими оттенками, которые делают оркестр одним из замечательных достижений человеческой культуры.

Выразительность музыкальных тембров с особенной очевидностью проявляет себя в произведениях, связанных с их конкретной изобразительностью. Еще раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним еще по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор...
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова, где первое из трех чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна Лебедь.

Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается все богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов,- рисующей образ хрустального дома, в котором живет Белка.

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. Ведь Лебедь еще не воплотилась в Царевну, первое ее появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну, и это волшебное превращение вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся попятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят ее живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощенная в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами еще одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии ее звучаний.

Вопросы и задания:
1. Почему музыкальные тембры сравнивают с красками в живописи?
2. Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назови известные тебе примеры.
3. Можно ли, по-твоему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен.
4. В каких музыкальных жанрах непременно используется оркестр?
5. Какой из музыкальных инструментов по своим возможностям ближе всего к оркестру?
6. Назови свои любимые музыкальные инструменты. Объясни, почему ты выбрал именно их тембры.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Вокализ. Виолончель, mp3;
Бах. «Скерцо» из Сюиты для флейты и струнного оркестра №2 , mp3;
Римский-Корсаков. Белка, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. 33 богатыря, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Царевна Лебедь, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Шахеразада. Фрагмент, mp3;
Римский-Корсаков. Полет шмеля, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх