Error: не определено #11234. Коротко о периодах и стилях русской архитектуры. Архитектурные стили разных эпох

Коротко о периодах и стилях русской архитектуры. Архитектурные стили разных эпох

Классификация архитектурных стилей

название стиля

характеристика стиля

план

изображение

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

(Афинский акрополь, римский колизей)


Романский

11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство - стела с узкими проёмами - крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)


Готический

13 - 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )

Древне - русский

9 - 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли,

Дмитриевский собор во Владимире)

Ренессанс

13 - 17 в.в.

Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы - этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

(храм Санта - Мария дель Фьоре , Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим )

Барокко

17 век

Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.

(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, )


Классицизм

17 - 19 в.в.

«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений

(дворцовый ансамбль Версаля , стрелки Васильевского острова, Казанский собор)


Рококо

18век

«Рокайль» - раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. ( Овальный зал отеля Субиз , двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)

Ампир

18век

Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов

(Шальгрен. Арка Звезды в Париже , здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.)


Модерн

19 век

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле

( (1906, арх. ), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983), дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902

Модерн – к. XIX - начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.(в архитектуре Москвы - Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь)


Современный

(контруктивизм,

органика,

ретро)
20 век

Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций.

Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня

Г. Эйфель

Франция)

"органическая архитектура"- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон,

Австралия, Сидней )

Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы.

"хай-тек" ("хайтек") - максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники»

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 )

Учебные наглядные пособия и презентации по курсу

«История архитектуры» (диск, плакаты, слайды)

Внешний вид зданий существенно изменился за многие века благодаря техническому прогрессу, потребностям общества и меняющейся моде. Вот признаки, по которым можно научиться различать основные виды архитектурных стилей .

Архитектурные стили - новое и старое

Внешний вид здания не всегда надежный показатель его возраста: архитектурные стили имеют обыкновение возрождаться. Представляет интерес идентификация стилей, которые оказали влияние на архитектуру зданий более позднего времени. Так, в архитектуре Белого дома в Вашингтоне видны заимствования из эпохи классицизма, а здания Парламента в Лондоне - олицетворение готических фантазий.

Античность и Возрождение - архитектурные стили

Характерной особенностью архитектуры Древней Греции и Рима было использование системы ордеров, наиболее узнаваемых по стилю колонн (см. рисунок ниже). В эпоху Возрождения архитектура, как и все искусства, обратилась к принципам Древней Греции и Рима. Возродился интерес к классическим пропорциям, и снова вошли в практику пять ордеров. Античные идеи воплотились в новых, основанных на более совершенных технологиях элементах, таких, как высокий купол (не известный древним грекам). Архитекторы, в частности Андреа Палладио (1508-1580), заимствовали идею античного храма с колоннами для оформления фасадов зданий. Обе эти идеи были использованы Кристофером Реном (1632-1723) при возведении собора Святого Петра в Лондоне.

Наиболее ярко особенности средневековой архитектуры проявляются в оформлении окон. Например, если у собора маленькие, округлые вверху окна, пробитые в толстых стенах, - в продолжение традиций римской , - значит, он выстроен в романском стиле. Такие окна - первая попытка впустить больше света в массивные здания, не нарушая их конструктивной целостности.

Романский стиль плавно переходит в готику. В ранней готике окна имеют стрельчатую форму, напоминающую нос корабля. Позднее эта конструкция была усовершенствована: увеличились размеры окон, их украсила ажурная резьба, подобная изысканному кружеву, сплетенному из камня и стекла. Ту же воздушную хрупкость можно найти и в других элементах зданий в стиле зрелой готики: высокие крыши и изящные контрфорсы, подобные выпирающим ребрам, будто от здания остался только один каркас.

Готический стиль вновь стал популярен в XVIII-XIX веках, его влияние особенно прослеживается в архитектуре общественных зданий, в частности музеев и церквей. Этот так называемый неоготический стиль возник в Великобритании, а затем распространился по всему миру.

Барокко и рококо

Простые классические линии эпохи Возрождения постепенно уступили место более напыщенному и декоративному стилю барокко, а кульминацией его развития стал фривольный и легкомысленный стиль рококо. Первые здания в стиле барокко были сооружены по заказу католической церкви в конце XVI века в Италии. В этом стиле строились церковные и светские здания, включая королевский дворец Версаль под Парижем и царский Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Великолепным образцом позднего барокко служит протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия (фото ниже). Он был построен в 1726 году, разрушен в результате бомбежек в 1945 году, а восстановлен и вновь открыт в 2005 году.


Модерн (ар-нуво)

Этот стиль зародился в архитектуре на рубеже XIX-XX веков. Наиболее примечательной чертой является увлечение стилизованными растительными формами как снаружи, так и внутри зданий: кованые железные балконы в виде запутанных стеблей плюща, волнообразные лестницы и балюстрады, изгибающиеся, подобно корням или ветвям с листьями, стены с изгибами, как будто выросшие из земли, а не выстроенные по строгим чертежам. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) украсил подобными зданиями Барселону, среди них неоконченный собор «Саграда фамилия».

Ар-деко

Стиль ар-деко возник в начале 20-х годов XX века. Его отличительные черты - функциональные обтекаемые механические формы и строго геометрические узоры (вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Для архитектуры ар-деко характерно использование откровенно индустриальных материалов, таких, как сверкающий хром, гладкая блестящая эмаль и обширные стеклянные поверхности.

Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати..

Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.

Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).

1. Классицизм

Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.

2. Ампир

Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.

3. Сталинский ампир

Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.

4. Барокко

Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.

5. Рококо

Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.

6. Ультрабарокко

Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.

7. Русское барокко

Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.

8. Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.

9. Неоготика

Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.

10. Готика

Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.

11. Ар-деко

Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.

12. Модернизм

Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.

13. Модерн

По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.

14. Конструктивизм

Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.

15. Деконструктивизм

Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.

16. Хай-тек

Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.

17. Постмодернизм

Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.

Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.

Стиль в искусстве - понятие многогранное. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох: стиль Возрождения, барокко, рококо, классицизм.

Художественный стиль-понятие универсальное. Он распространяется на все виды искусства данной эпохи, проявляется в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном, музыкальном и театральном искусстве.

Слово «стиль» происходит от греческого слова stylos-так называлась палочка для письма по воску. Любая эпоха пишет свою историю. Обладая своей образной системой, поэтому можно сказать, что стиль-это почерк времени в данном месте в данный час. Стили, как люди, имеют несколько возрастов: младенчество, зрелость и старость, но у каждого стиля эти периоды имеют разную продолжительность. Таким образом, стиль-это понятие живое, изменяющееся.

Каждый стиль порождается определенной эпохой и вместе с ней развивается и отмирает или переходит в другой стиль.

Архитектурный стиль-это совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени, данного народа. Архитектуре присуще стилевое единство.

Романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн, конструктивизм-каждый из этих стилей выражается во всех трех сторонах: функциональной, конструктивной и художественной.

Чтобы дать представление о каком-то конкретном архитектурном стиле, нужно охарактеризовать его со всех трех сторон, входящих в формулу Витрувия.

Так, функциональность выражается в том, что новые типы сооружения появляются тогда, когда в них возникает потребность. Это может быть связано с политическим устройством страны, ее общественным укладом, уровнем технического прогресса, бытовыми условиями, религией, традициями. В Древнем Риме строили грандиозные общественные бани-термы. В Средние века их перестали возводить. Зато невиданные масштабы приобрело строительство замков и монастырей.

Вторая сторона архитектуры - конструктивная - так же неразрывно связана со стилем. Например, применение «римского бетона» открыло перед древнеримскими архитекторами возможность возведения большепролетных конструкций и сводчатых перекрытий. Так появились акведуки, громадные цирки (Колизеи), театры, термы, базилики, многочисленные триумфальные арки.

Эстетическая сторона архитектуры в быту определяется словом «красивый».

Развитие и смена архитектурных стилей неразрывно связаны с историей. Смена эпох всегда влекла за собой смену стиля.

Таким образом, формирование стиля - это очень сложный и длительный процесс. Стиль по продолжительности существования чаще всего совпадает с исторической эпохой или с историей цивилизации или народа. В истории человечества не было архитектурного стиля, памятники которого нельзя было бы сегодня увидеть и даже потрогать.

Три стороны архитектуры

Архитектура-это особый вид деятельности человека, целью которой является создание среды обитания. Поэтому архитектуру называют «второй природой», которую создает вокруг себя человек. Еще в глубокой древности была найдена формула архитектуры - так называемая формула Витрувия:

Архитектура = польза + прочность + красота.

Витрувий определил три стороны архитектуры: функциональную, техническую и эстетическую, связав их в единое целое.

Функциональная сторона архитектуры говорит о «нужности» постройки. Постройка создается только тогда, когда она необходима для человека. Архитектура-это строительство (жилого дома, культовых и общественных сооружений, целых городов). Поэтому по целому назначению выделяются следующие виды архитектуры:

  • жилищная (дома, палаты, избы);
  • культовая (церкви, соборы, кирхи);
  • общественная (музеи, вокзалы, стадионы, школы, магазины, театры);
  • промышленная (заводы, фабрики, плотины, электростанции, комбинаты);
  • садово-парковая (беседки, павильоны, фонтаны, планировка сада, парка);
  • мемориальная (триумфальные арки, обелиски, здания панорам, склепы);
  • градостроительная (архитектурные ансамбли, планировка городов, автомобильные дороги, мосты, тоннели).

Техническая сторона архитектуры отвечает за конструкцию-«скелет» постройки, её прочность, долговечность, устойчивость.

За многовековую историю архитектуры были созданы две конструктивные системы: стоечно-балочная и арочно-сводчатая.

В стоечно-балочной системе стойки (опоры) несут всю тяжесть сооружения, горизонтальные балки перекрывают пространство между ними. Из-за ограниченной длины каменной или деревянной балки помещения в древнегреческих постройках были небольшими по размерам.

В арочно-сводчатой конструкции тяжесть несут тоже стойки. Но пространство между стойками перекрывают своды, что позволяет раздвинуть стойки на большие расстояния. Постройки приобретают громадные размеры. Своды давят так на опоры, что могут их опрокинуть, сломать, так как помимо вертикального они порождают горизонтальное давление. Этот распор ограничивает размеры построек. Чтобы предотвратить опрокидывание столбов в Средние века при строительстве огромных готических храмов стены подпирали наружными столбами и арками.

Эстетическая (художественная) сторона делает архитектуру одним из видов искусства. Её называют застывшей музыкой. Витрувий считал. Что постройка должна быть не только необходимой и прочной, но и обязательно красивой, «приятной, нарядной, безупречной» и «благообразной». Внешний вид постройки и внутреннее оформление помещения отражают художественные вкусы архитектора и общества. Для создания художественного образа архитектура использует три средства: объемно-пространственная композиция, главные и второстепенные элементы сооружения.

Любое здание имеет объем и занимает определенное место в пространстве. Рассматривая его с этой точки зрения, мы говорим об объемно-пространственной композиции, например: арка Главного штаба двумя своими крыльями явилась композиционным завершением Дворцовой площади; Петропавловский собор, благодаря точному расчету архитектора Трезини, стал доминантой Санкт - Петербурга.

К основным элементам сооружения относятся его главные объемы, их группировка, пропорции. Приближаясь к зданию, мы видим и другие элементы сооружения, которые отличают его от других. Так, мы никогда не спутаем фасады Зимнего дворца и Дома книги, даже если нам покажут эти здания не целиком, а лишь их фрагменты. Нам помогают узнавать здания второстепенные элементы: колонны, пилястры, карнизы, наличники, балконы, скульптура и другие декоративные детали. Они дополняют и завершают основные композиционные объемы. Средством создания художественного образа в архитектуре являются не только главные, но и второстепенные детали сами по себе, но и их соотношение.

Классификация стилей

Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Исторически сложившаяся совокупность творческих принципов, характера и особенностей выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры, создаваемой обществом, определяется как стиль данной эпохи.

Слово "стиль" (лат. stilus) происходит от названия древнего инструмента для письма: стиль, или стило, - заостренный стержень из кости, металла, дерева, которым писали (процарапывали) текст на восковой дощечке или на бересте. Стиль обуславливается изменением образа жизни, развитием общества; он порождается определенной эпохой и отмирает, сменяясь новой совокупностью устойчивых форм. Стиль редко существует в чистом виде: в нем всегда уживаются старое и новое.

Вот уже на протяжении столетия существует следующая общепринятая классификация стилей:

  • египетский стиль - 5000-1000 гг. до н.э.
  • античность - 3000 г. до н.э. - 400 г. н.э.;
  • романский стиль - 10-12 вв.;
  • готика - 12-16 вв.;
  • Ренессанс (Возрождение) - 15-16 вв.;
  • барокко, рококо - 17-18 вв.;
  • классицизм - 18-19 вв.;
  • модерн - конец 19 в. - начало 20 в.;
  • рационализм - 20 в.

Каждому стилю присущи свои собственные признаки. Рассмотрим несколько архитектурных стилей: готика, романский стиль, стиль Ренессанс (Возрождение), барокко, рококо.

Романский стиль

В 11-13 веках в Европе сложился новый архитектурный стиль. Некоторые его черты заимствовались у римлян, поэтому стиль получил название романского. Основной тип зданий романского стиля- базилика. Здания были вытянуты в длину, их внутреннее пространство разделено рядами колонн на несколько нефов. В романский период часто использовали арки. Они применялись как внутри зданий для перекрытия нефов, так и снаружи для создания декоративных элементов-аркатур. В разных уголках Европы здания этого стиля отличались друг от друга национальным колоритом. Образовались даже художественные направления: саксонская и рейнская школы в Германии бургундская, аквитанская, прованская - во Франции. В Бургундии - центральной области Франции - особенно сильно было влияние римской церкви. Во Франции и Италии также использовались арки в оформлении фасадов. Они отличались богатством декоративного убранства, в них явно прослеживаются восточные мотивы. В некоторых базиликах аркадные элементы устремляются ввысь, как бы переходя в готический стиль. Такова церковь Тринити в Канне, возведенная в 1070 году.

Характерные особенности романского стиля:

  • цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
  • линии: прямые, горизонтальные и вертикальные, полуциркульные.
  • формы: прямоугольная, цилиндрическая;
  • конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные отштукатуренные с видимым скелетом;
  • окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.
  • двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом;
  • элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный орнамент; залы с открытыми потолочными балками и опорами в центре.

Готический стиль

Готический стиль богаче и сложнее, чем романский, а система готических сюжетов намного шире, стройнее и логичнее: в ней отразились все средневековые представления о мире. "Это заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению со своими размерами, - писал А.Г. Цирес.- Большая высота придает необычный облик всему интерьеру, подчеркивает символическое и художественное значение верха и верхнего освещения и косвенным образом напоминает о небе, играющем такую важную роль в религиозном миросозерцании средневековой Европы."

Характерные особенности готического стиля

  • цвета: желтый, красный, синий;
  • линии: стрельчатые образующие свод из двух пересекающихся дуг;
  • форма: прямоугольное в плане здание; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
  • конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
  • окна: вытянутые, часто с разноцветными витражами; круглые декоративные здания по верху здания;
  • двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые;
  • элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели на стенах; сложный лиственный орнамент; залы высокие, узкие и длинные либо широкие с опорами в центре.

Готический стиль наиболее распространен в Испании, Германии, Англии, Франции.

Готика в Испании

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных исторических областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя исключительно в храмовом зодчестве. В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерцианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок. Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы нервюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. Наиболее ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами. Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек. Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Готика в Германии

В XII - XIV вв. Германия переживала период феодальной раздробленности. Центрами готического искусства здесь стали ратуши и городские соборы. Широкое распространение в Германии готика получила в первой половине XIII в. Германские готические соборы отличались от французских. Стремясь как можно ярче передать стремление человеческой души к небесам, архитекторы увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Особенно декоративно украшали западные фасады соборов с одной или двумя высокими стройными башнями. Однако, здесь редко использовались наружные полуарки (аркбутаны), окна-розы.

Памятниками готической архитектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах. Самый знаменитый готический собор Германии - Кельнский Строительство собора началось в 1248 году и завершилось в XIV в. Башни собора возведены в XIX веке. Здание высотой 46 м украшено множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми арками. Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменистой массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи так же имеют характерные изгибы в виде буквы S. Скульптура Кельнского собора оригинальна, неповторима, необычайно эмоциональна, драматична.

Готика в Англии

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и было в основном связано с монастырями. Знаменитые соборы Англии: Кентерберийский собор - резиденция главы английской церкви; соборы в Линкольне, Уэльсе, Солсбери.

Характерной особенностью английских готических соборов является наличие двух трансептов (поперечных нефов), один из которых короче другого. Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо - крестителем, сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым). Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов. Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня. Знаменитый собор в Солсбери, в южной Англии, был построен в 12 в. Сотни средневековых каменщиков и плотников проявляли чудеса мастерства, чтобы создать это прекрасное здание. Собор стоит на фундаменте всего один метр, потому, что под ним лежит мощный природный фундамент - пласт кремниевого гравия. На завершение основного здания ушло еще 33 года, и полностью собор был построен в 1258 г. Вокруг собора выросло поселение, получившее название Новый Сарум и сегодня известное нам как город Солсбери. Между 1285 и 1315 гг. к собору были прибавлены башня и шпиль. Для строительства было использовано 6500 т камня. От такой огромной нагрузки прогнулись четыре столба, поддерживающих башню и шпиль, и чтобы перераспределить вес, использовали контрфорсы и аркбутаны.

Готика во Франции

Готическое искусство возникло во французской провинции Иль-де-Франци - центре королевских владений. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери, знаменитый Парижский Нотр-Дам. Собор был построен на месте христианской базилики. Его строительство было начато в 1163 г. в период деятельности епископа Мориса де Сюлли, и закончилось в 1345 г. XIV в. Нотр-Дам - это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещающая около 9000 человек. Длина базилики - 129, она имеет 5 продольных нефов. В храм ведут 3 входа портала, обрамленные уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, всего 28 фигур. Центр западного фасада украшает окно-роза, диаметром около 10 м, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. Не менее известный собор во Франции - это Собор в Шартре. Он славится своими витражами, которые занимали площадь более 2,5 тыс. кв. км. В 1194 году собор почти полностью сгорел, сохранился только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Образцом «зрелой готики» стал знаменитый французский собор в Реймсе.

Готика в России

В Средние века в России готика практически была неизвестна. Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века.

По проекту Старова в Тайцах был создан замечательный пейзажный парк с различными архитектурными сооружениями, из которых до наших дней сохранились Готические ворота, состоящие из двух симметричных павильонов-сторожек, соединенных стрельчатой аркой.

В г.Пушкине, в Александровском парке находится очень красивое сооружение готического стиля - башня Шапель. Павильон состоит из двух квадратных в плане башен, между которыми переброшена широкая арка. Башня была построена по проекту архитектора А. Менеласа в 1825 - 1828. Прежде в окнах Шапели были витражи с изображением библейских сцен, и проникавший сквозь цветные стекла дневной свет озарял призрачным мерцанием интерьер, фигуры ангелов у основания сводов и беломраморное изваяние Христа. Но, к сожалению, до нашего времени эти скульптуры не сохранились. Здание Шапели монументально и имеет вид подлинных готических развалин.

Ренессанс

Эпоха Возрождения - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Пример этому стилю - Замок Шамбор во Франции. 1519-1547

Характерные особенности стиля Ренессанс

  • цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый:
  • линии: полуциркульные;
  • геометрические рисунки - круг, квадрат, крест, восьмиугольник;
  • форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками;
  • арочные галереи, колоннады; круглые, ребристые купола; высокие и просторные залы, эркеры;
  • конструкции: массивные и визуально устойчивые;
  • окна: прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом, круглые, полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные;
  • двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход;
  • элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.

Барокко

Барокко (barecco) в переводе с итальянского - "странный", "вычурный", "причудливый", а в переводе с португальского - "жемчужина неправильной формы". Это динамичный, аффектированный стиль, которому двойственны театральность, фееричность, стремление к роскоши. На рисунке можно увидеть Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, в стиле петровского барокко. Барокко усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, патетическая приподнятость, эффектность, сочетание иллюзорного и реального, сильный контраст масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Рококо

Для рококо характерны сложнейшие резные и лепные украшения, завитки, маски-головки амуров и т.д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в вычурных рамах, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект легкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. На рисунке изображён Смольный собор, построенный в Санкт-Петербурге. Преимущественно орнаментальная направленность стиля рококо не позволила ему оказать значительное влияние на фасады сооружений.

Характерные особенности стилей барокко, рококо

  • цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой;
  • линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок;
  • в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальная направленность колонн; выраженное горизонтальное членение;
  • форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная: башни, балконы, эркеры;
  • конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; с вычурным фасадом - и вместе с тем массивные, устойчивые:
  • окна: полуциркульные и прямоугольные: с растительным декором по периметру;
  • двери: арочные проемы с колонами; растительный декор;
  • элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, резной орнамент, взаимосвязь элементов оформления.

Эклектика

Эклектика-архитектурное направление, основанное на объединении в одном сооружении различных форм прежних стилей в разных сочетаниях. В России развивалось в 1830-1910-е гг., сменив ряд стадий. Появились новые типы зданий (банки, вокзалы, народные дома и др.), рациональные объемно-планировочные и инженерные решения. К эклектике относятся «кирпичный стиль», «русский стиль» и другие художественные направления в архитектуре с заимствованными из старых стилей элементами. Эклектика обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.

В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины-2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободои выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства. Широкое расппостранение эклектических тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующий те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.).

Неоготика

Возникла в Англии в 40-е годы 18 века. В отличие от национальных направлений эклектики неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве.

Самое известное неоготическое сооружение — Вестминстерский дворец на набережной Темзы.

Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича (Георга Фридриха) Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Черты неоготического стиля присутствуют также в царской резиденции в Царицыне в Москве. Её строил архитектор Баженов. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что с течением времени менялась архитектура, оставляя и усовершенствуя лучшее, что было в стилевых решениях. Сплетение математики и искусства создает архитектурную музыку европейских городов, и это зачаровывает наши взоры до сих пор. Окна этих зданий смотрят на нас из глубины, поражая и удивляя изысканными формами и строгим математическим расчетом. Ветер над крышами звучит как струны органа, превращая в застывшую музыку архитектурные шедевры.

Я живу в районе новостроек, где дома однообразные и безликие, но нам не все равно где жить, и возвращение к архитектурным шедеврам прошлых столетий зарождает в нас надежду, что придут новые архитекторы, которые создадут не менее прекрасные здания, люди будут жить в красивых домах. Ведь то, что мы видим вокруг, влияет и на нашу душу. Мы будем жить лучше, если нас будет окружать музыка архитектуры.

Готика – один из наиболее выдающихся стилей архитектуры, вызывающий у любого чувство неловкости и трепета. Ужасающе величественные сооружения восхищают каждого, кто их увидел.

Готическая архитектура начала развиваться в средние века на основе романской архитектуры. Для готических сооружений, которыми в большинстве являются соборы и храмы, характерны огромные арки с заостренным верхом, украшение фасада различными резными деталями, высокие башни, узкие колонны и, конечно же, прекрасные витражи.

Самые знаменитые памятники готической архитектуры

Собор Святого Стефана в Вене считается одним из самых монументальных зданий. Строительство собора началось в начале XII века, но пожар 1258 года разрушил собор практически до основания. Только в 1511 году Собор Святого Стефана был закончен благодаря стараниям Антона Пильграма.

Собор в Линкольне был перестроен из норманнского собора. Строительство собора заняло белее ста лет, некоторые части собора до сих пор сохранили черты первоначально здания. После землетрясения 1185 года собор был перестроен.

Собор в Кельне был заложен в 1248 году. Собор строился невероятно медленно, а в 1450 году его строительство и вовсе было остановлено. Лишь в 1842 году было принято решение о возобновлении строительства, которое было закончено в 1880 году. Стоит отметить, что собор сложно назвать совершенно законченным, его доделывают до сих пор. Во многом это связано с необычной легендой. Архитектор Кельнского собора, осознав, что он не в силах закончить столь монументальное строение, пригласил на помощь дьявола. Дьявол согласился помочь архитектору, но когда собор будет закончен и последний камень встанет на место, наступит конец света. Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают.

Первый камень был заложен в 1221 году, однако полностью завершить строительство памятника готической архитектуры удалось лишь в XIX веке. Собор представляет собой могучий корабль, увенчанный каменным кружевом.

Собор в Толедо является одним из крупнейших в Европе. Построенный в 1226-1493 годах, собор стал центром католической веры в Испании. Во многом именно поэтому собор утратил некоторые черты готического стиля, но приобрел множество необычных элементов из других архитектурных стилей.

Миланский собор считается одним из самых значимых творений готической архитектуры. Первый камень был заложен в 1386 году, строительство собора было завершено в XIX веке. Интересно, что собор был возведен из ценнейшего кандолийского мрамора, а не из привычного красного кирпича.

Собор Парижской Богоматери считается одним из самых знаменитых памятников готической архитектуры, воспетый самим Гюго. Строительство собора началось в 1163 году и закончилось в середине XIV века. В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа. Собор строился на деньги короля, епископов, простых граждан и даже проституток, обещавшим, что их дар останется в тайне.

Реймский собор можно смело назвать вершиной французской готической архитектурой. Прекрасно сохранившийся собор гордо демонстрирует посетителям первоначальное убранство и великолепные витражи.

Строительство готического собора началось в 1344 году и завершилось в XX веке. Первый храм на месте собора был построен еще в 925 году, маленькая церковь была посвящена святому Виту.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх