Культурно-исторические памятники. Подпрограмма «Культурное наследие в Чувашской республике

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря 15 марта этого года уже стал поводом для мрачных конспирологических теорий. Скупая официальная информация, согласно которой «серьёзных повреждений здание не получило» и «колокола не пострадали», не стыкуется с мнением специалистов. Официальное заключение о причинах пожара в Новодевичьем монастыре будет сделано на основании экспертизы, которую проводят в МЧС. Однако уже сейчас ясно: обычная версия о чьей-то халатности никого не устроит.

Новодевичья колокольня, как и вся обитель, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с церковью Вознесения в Коломенском и Московским Кремлём. В последний раз Новодевичий монастырь горел перед смертью Ивана Грозного в марте 1584 года. А монастырскую колокольню последний раз ремонтировали в 1998 году, перед дефолтом: тогда во время урагана с неё упал крест. Сейчас многие тоже усматривают в произошедшем пожаре тайный смысл: видят в этом символ грядущего кризиса. Информация, которую удалось собрать «Нашей Версии», наводит и на более приземлённые мысли.

О чём молчат колокола

Предварительная причина возгорания на колокольне Новодевичьего монастыря была названа почти сразу: неосторожное обращение с огнём. Но в компании «Стройкомплект», которая проводила реставрацию, заявили: все работы на загоревшейся колокольне были завершены за 12 часов до начала пожара.

Вторая нестыковка в этой истории касается того, что именно и в какой степени пострадало в результате пожара. Подрядчики сразу же бодро отрапортовали: «Серьёзных повреждений здание не получило – возгорание коснулось в основном конструкции временных лесов. Деформировались и повреждены конструкции креста, подкрестного яблока и конуса». Сообщение, опубликованное на сайте Министерства культуры РФ, не менее оптимистично: «Сгорели строительные леса, проникновения огня внутрь колокольни не было, поэтому, вероятнее всего, корпус колокольни не пострадал за исключением копоти от возгорания». Заместитель министра культуры России Григорий Пирумов заверил: «Серьёзного ущерба монастырю не нанесено». Позвонив в экскурсионное бюро Новодевичьего монастыря, я узнала, что «колокола во время пожара не расплавились, внешний вид монастыря не пострадал, он не закрывался после пожара, экскурсии не прекращались».

Однако есть и иные оценки масштабов пожара. Так, архитектор Константин Михайлов настроен скептически: «Меня решительно не устраивают победные реляции, что всё в порядке. В течение нескольких часов колокольня подвергалась воздействию огня, потом – воды. В каком состоянии после этого каменная кладка? Не потрескалась ли она? В каком состоянии конструктив верхних ярусов? В каком состоянии балка с деревянными элементами, на которой висит древний колокол? Что стало с самим колоколом? Как это всё сказалось на белокаменных колоннах, наличниках, резных гребешках?»

Ответа на эти вопросы на сегодняшний день никто так и не дал…

Видно, как сильно расплавился купол

Сразу после того, как был потушен пожар, эксперты утверждали, что колокольня практически не пострадала. Но уже днём невооружённым глазом было видно, как сильно расплавился купол. Его главная ценность – уникальный подбор колоколов. Один из них (400-тонный) был создан на личные деньги царевны Софьи. Материал, из которого отлиты купола, может плавиться даже при невысокой температуре. Сейчас нет никаких доказательств того, что они уцелели при пожаре.

По теме

Здание, получившее статус объекта культурного наследия только в апреле текущего года, оказался снесен собственниками земли, на котором он располагался. «Обкомовская дача» в центре Оренбурга помешала строительству жилого комплекса.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Сергей Клычков также склонен сомневаться в том, что колокола не повреждены. Вот что он рассказал «Нашей Версии»: «Звонари сейчас высказываются осторожно: дескать, ущерб не столь велик. Температура, при которой плавится бронза, – 1200 градусов по Цельсию. Но даже при меньшей температуре меняется химический состав этого металла. Как изменится после этого звук колокола, предсказать трудно. Конечно, оценить это должен профессиональный звонарь. Но захочет ли он об этом рассказать?»

Старший звонарь соборов Московского Кремля Игорь Коновалов считает: «Если под воздействием сильного огня колокол «потёк», то в некоторых случаях восстановить его невозможно». Если эти опасения подтвердятся, значит, погибнет целый пласт в истории России…

Так или иначе, Новодевичий монастырь, большинство служб в котором проводит предстоятель РПЦ патриарх Кирилл , может надолго остаться без колокольного звона. Искусствоведы опасаются, что пожар навсегда погубил колокола XVI века. Дело в том, что они уникальны, как, например, скрипка Страдивари. Восстановить их невозможно.

Как сэкономить на реставрации?

Версия о неосторожном обращении с огнём отпала сразу: по информации представителя компании «Стройкомплект», проводящей реставрацию, тепловые пушки на момент возгорания были полностью обесточены. Вслед за этим в недрах правоохранительных органов заговорили о том, что пожар в Новодевичьем монастыре могли устроить охотники за сусальным золотом, забравшиеся на строительные леса. «По куполу колокольни производились позолотные работы. У нас же есть, к сожалению, люди, у которых при слове «золото»» мозг отключается. И уже не важно – ювелирное, сусальное или самоварное», – сообщил источник в правоохранительных органах города.

В движении «Архнадзор» выдвинули свою версию произошедшего. «В цивилизованных странах деревянные леса при реставрации культурного объекта такого значения давно уже никто не использует, – пояснил «Нашей Версии» координатор этого движения Сергей Клычков. – Недавно был в Италии – не видел деревянных лесов вообще. Сейчас в ходу металлические леса. Если их нет – берут металлический каркас со специальной пропиткой, чтобы они не были горючими. На мой взгляд, использование допотопных деревянных лесов при реставрации памятника культуры мирового значения – это больше, чем халатность. Леса были смонтированы с полным нарушением технологии, в результате они начали гореть массово. Почему, когда ремонтировали ВДНХ, использовали металлические леса по современной технологии? Почему реставрацию уникального исторического памятника, объекта ЮНЕСКО, доверили подрядчику без проверки его технологий, не оценив риски? Где были МЧС, Департамент культурного наследия? Почему они возникли только после пожара? Есть и ещё один нюанс. Сейчас высококлассных реставраторов с опытом мало, стоят они дорого, вместо них часто используют некачественный труд малоквалифицированных рабочих, потому что всё поражено коррупцией. Я вот с ужасом смотрю на реставрацию Спасской башни и мучаюсь вопросом: а застрахована ли она от пожара?»

Пожары в кризис участились

Из комментария представителя «Архнадзора» вытекает ещё одна версия, которая пока что официально не фигурирует нигде. Скорее всего её не озвучит в своём экспертном заключении МЧС, не упомянет Департамент культурного наследия Минкультуры, не вспомнят и в Московской патриархии.

Напомним, реставрационные работы колокольни Новодевичьего монастыря начались в 2014 году. Соответствующее распоряжение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву дал президент России Владимир Путин. Предполагалось разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика монастыря. В прошлом году на проектирование и строительные работы Министерством культуры был выделен 1 млрд рублей, в 2015-м планировалось выделить 2 млрд, в 2016-м – 1,5 млрд, а в первом полугодии 2017-го –

0,8 млрд рублей. В общей сложности около 5,3 млрд рублей. Но ввиду кризиса суммы начали уменьшаться.

Вот как описывает ситуацию протодиакон Андрей Кураев: «На дальнейшую реставрацию Новодевичьего монастыря Министерство культуры РФ выделило сейчас почти 800 млн рублей. На эти средства планируется отремонтировать стены и башни женского монастыря, Певческие палаты, Лопухинские палаты, Погребовые палаты и Ирининские палаты». До пожара документация выглядела иначе. «Закупка производится на основании организационно-финансового плана федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на 2015 год (пункт 58. Сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности)», – говорится в конкурсной документации. Но осенью 2014-го выходит редактура этого же постановления. Статья 58 сокращается на 140 миллионов. Протодиакон Андрей Кураев комментирует это так: «Удивляет лёгкость финансового манёвра – в середине финансового года сотни миллионов можно вот так легко перебросить с одних объектов на другие, причём вовсе не аварийно-пострадавшие от пожара. Неоднократно сообщалось, что сгорели в Новодевичьем только строительные леса и повреждён лишь купол колокольни, ни башни, ни стены никак не пострадали. Похоже, что пожар – не более чем повод для этой финансовой операции».

Безусловно, пока это только предположение. Но снимать его со счетов не стоит. Причину пожара, конечно же, установят, обвинив кого-то в очередной раз в халатности. Но проблема останется: теперь даже объект Всемирного культурного наследия, находящийся в ведении Московской патриархии, – больше не святыня, а просто предмет бизнеса.

Новодевичий монастырь основал в XVI веке Василий III в память о взятии Смоленска, более столетия находившегося под властью Литвы. Это завершило формирование единого и независимого Московского государства. На протяжении всего существования монастырь играл огромную роль в истории страны. Например, в смутные времена монастырь был убежищем для царственных персон, а в XVII веке там была заточена царевна Софья. В 1812 году отступавшие из Москвы французы хотели взорвать монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, которые подвели в погреб.

Чувашское книжное издательство - ровесник республики - образовано вскоре после провозглашения Чувашской автономной области 12 ноября 1920 г. как отделение Госиздата РСФСР (Чувашгиз). Уже в первые годы своей деятельности молодое предприятие наметило осуществление такого масштабного проекта, как издание 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И. Ашмарина, произведений русских и мировых классиков в переводе на чувашский язык. Были приняты меры по увеличению выпуска учебников и общественно-политической литературы.

Ныне Чувашское книжное издательство - многопрофильное предприятие, выпускающее художественную, детскую, учебно-педагогическую, справочную, научно-популярную, краеведческую и другую литературу на чувашском, русском, английском и других языках. Издательство также обеспечивает учебно-методической литературой образовательные учреждения Чувашии и чувашской диаспоры, ведет комплектование книжных фондов библиотек, занимается реализацией издательской продукции в розницу (в своей структуре имеет сеть магазинов «Книжные новинки»).

По ассортименту изданий и динамике производства продукции Чувашское книжное издательство имеет достойные показатели в России. В рейтинге региональных издательств по числу наград, полученных в основных книжных конкурсах, чувашские книгоиздатели занимают лидирующее положение. Около сорока книг удостоено дипломов различных престижных конкурсов - «Искусство книги», «Лучшая книга года», «Малая Родина», «Наше культурное наследие», Национального конкурса «Книга года» и др.

С 1996 г. Чувашское книжное издательство является членом Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ).

С другой стороны дальнейшее развитие различных форм деятельности в значительной степени обуславливает создание систем массового участия. Повседневная практика показывает, что сложившаяся структура организации играет важную роль в формировании соответствующий условий активизации. С другой стороны начало повседневной работы по формированию позиции играет важную роль в формировании форм развития. Задача организации, в особенности же консультация с широким активом способствует подготовки и реализации направлений прогрессивного развития. Таким образом рамки и место обучения кадров требуют определения и уточнения форм развития. Равным образом укрепление и развитие структуры представляет собой интересный эксперимент проверки дальнейших направлений развития.

Задача организации, в особенности же укрепление и развитие структуры влечет за собой процесс внедрения и модернизации существенных финансовых и административных условий. Идейные соображения высшего порядка, а также реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение направлений прогрессивного развития.

Подробнее Свернуть

В этом справочном пособии содержится информация об исторических памятниках, находящихся под охраной государства. Каталог Николая Муратова «Объекты культурного наследия Чувашской Республики » представили в Национальной библиотеке.

Пособие издано Чувашским книжным издательством. В первом томе, вышедшем в свет в 2011 году, рассказывалось об истории становления и развития Чебоксар, Алатыря, Ядрина, в новой, второй книге представлено историко-культурное наследие Мариинского Посада и Цивильска. Но даже два тома всего культурного наследия Чувашии не охватывают.

Николай Муратов: «Не все памятники, которые отражены в этой книге, исчерпывают все культурное наследие Чувашии, их значительно больше. В настоящее время выявлено где-то около ста объектов, представляющих значительную историческую и культурную ценность, но пока не объявленных памятниками, не приняты под охрану государства. Но скоро этот вопрос будет решен, и целый ряд памятников надо будет популяризировать ».

Подобные каталоги сегодня составляются в признанных культурных центрах - Ярославле, Костроме, Екатеринбурге. Польза таких изданий признается, прежде всего, научным сообществом, которое понимает - без подобных книг почти невозможно оценить значимость созданного народом и определить его место в общемировом культурном пространстве.

Михаил Кондратьев, заведующий отделом искусствоведения института гуманитарных наук: «Эти книги - знак того, что российская периферия, провинция, глубинка, как часто говорят, она как бы просыпается. Мы сами себя стараемся понять, классифицировать, инициировать ».

В Чувашии более полутора тысяч архитектурных и 682 объекта культурного наследия. Постройки различного назначения, здания, связанные с жизнью известных людей, памятники тем, кто оставил свой след в истории, - об всем этом можно узнать из книги Николая Муратова. В итоге напряженной исследовательской работы получилось издание, которое по объему информации может быть приравнено лишь к энциклопедии. Но есть то, о чем ученый пока еще только мечтает рассказать читателю.

Николай Муратов: «Есть такая идея - создать раздел или том, посвященный утраченным памятникам истории и культуры. Над этой темой мы думаем, готовим фотографии, будем этим заниматься ».


Последние новости Чувашской Республики по теме:
Каталог «Объекты культурного наследия Чувашии» увидел свет

Каталог «Объекты культурного наследия Чувашии» увидел свет - Чебоксары

В этом справочном пособии содержится информация об исторических памятниках, находящихся под охраной государства.
20:06 01.04.2013 ГТРК Чувашия

15:47 Состоялась презентация каталога (второй книги) Николая Муратова «Объекты культурного наследия Чувашской Республики» - Чебоксары

Оригинал изображения 28 марта т.г. в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялась презентация каталога (второй книги) Николая Муратова «Объекты культурного наследия Чувашской Республики».
17:14 29.03.2013 Администрация Президента ЧР

Петр Краснов поздравил автора каталога "Объекты культурного наследия Чувашской Республики" с премьерой книги - Чебоксары

28 марта в Национальной библиотеке Чувашии состоялась презентация каталога (второй книги) Николая Ивановича Муратова "Объекты культурного наследия Чувашской Республики", изданного в 2012 г. Чувашским книжным издательством.
14:59 29.03.2013 Государственный Совет



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх