Научно просветительная деятельность музея. История научно-просветительской деятельности
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.
курсовая работа , добавлен 12.01.2011
Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.
контрольная работа , добавлен 28.11.2012
Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.
реферат , добавлен 21.04.2015
История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.
контрольная работа , добавлен 21.10.2011
История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".
презентация , добавлен 10.04.2013
Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".
курсовая работа , добавлен 13.12.2011
История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.
дипломная работа , добавлен 29.10.2017
Основы культурно-просветительской деятельности в музее начинают складываться уже в 1930-е гг. Первоначально она состояла в основном из экскурсионной работы. Постепенно расширяются формы просветительской работы, растет посещаемость. В настоящее время, Кирилло - Белозерский музей - заповедник является известным музейно - туристическим центром. В последние годы активизировалась культурно-просветительная деятельность. Система ее строится из экскурсий, тематических занятий, лекций, тематических мероприятий, мастер - классов, просмотра видеофильмов, проведения творческих конкурсов, презентаций и др. Ежегодно музей и его филиал посещают более 200 тысяч туристов с разных уголков мира. Культурно-просветительная работа в музее направлена на патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования знаний об истории, культуре края. Она определяется музейными программами: «Музей и школа», «Для Вас, студенты», «На практике студенты», «Знакомьтесь, музей», «Встреча с интересным человеком», «Круглый год», «Народная мастерская», «Выездной музей», «Ура! У нас каникулы», «Встречи в музее», «В музей всей семьей».
В рамках праздников - «Заснеженный город» и «Город и его музей» в музее проходят открытия новых выставок, выступления творческих коллективов, детские игровые программы с конкурсами и состязаниями, викторины, мастер - классы.
На базе музея работают художественные студии «Кирилловская роспись» и «Лада». Целью работы студии является формирование у детей интереса к русской культуре и традициям родного края. На занятиях клуба «Юный экскурсовод» знакомятся с древнерусской и русской культурой, историей монастырей Белозерья, историей русской книги, народной культурой.
Музей проводит конкурсы детских творческих работ, которые ставят перед собой цель привлечение внимания детей и юношества к истории и культуре города, активизации творческой деятельности детей и молодежи. По итогам конкурсов оформляются выставки.
Сотрудники музея, владеющие секретами народного мастерства, проводят Дни мастера, мастер - классы: по кирилловской свободно - кистевой росписи, глиняной игрушке, народной кукле. К проведению отдельных занятий привлекаются народные мастера: И.В.Лужинская, М.Н.Васильева, Н.А. Боровиков, Сысоева М.А., с которыми музей сотрудничает в течение многих лет.
Одним из видов просветительной деятельности музея является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия не только с детьми города Кириллова, но и в сельских школах, детских садах, домах культуры. Музеем практикуются комплексные выезды, чтобы дети могут посмотреть передвижную выставку, прослушать лекции, принять участие в игровых программах.
Ежегодно на базе музея проходят краеведческие семинары и конференции для педагогов, студентов и учащихся. Сотрудники музея постоянно оказывают методическую помощь школьным и муниципальным краеведческим музеям.
На сегодняшний день, культурно - образовательная деятельность музея становится приоритетным направлением в работе музея и находится в русле современных тенденций.
Музейные программы имеют адресный характер и включают весь спектр тем, видов, жанров, приемов, методов работы с аудиторией. Наряду с традиционными музейными формами музей ищет новые пути и формы диалога с посетителем.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная. Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обучение регионал. истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.
Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:
Общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);
Археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);
Этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);
Военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);
Музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);
Музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);
Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);
Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);
Прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).
Художественные музеи делятся на:
Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);
Музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);
Музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);
Монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);
Прочие художественные музеи.
Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.
Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.
Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».
Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.
Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.
Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).
К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.
Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.
Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.
Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.
Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников , например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи , создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.
Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей
A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.
Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.
Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.
В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.
По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.
Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).
К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей». Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 янв. 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.
В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.
В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев , то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.
В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.
Формы научно-просветительской деятельности
музея
Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:
по месту проведения;
по характеру содержания;
по целевому назначению;
по составу экскурсионной группы.
Музейная экскурсия |
|||
Экскурсия внутри музея | экскурсии обзорные | экскурсии научно-просвети-тельские | экскурсии для студентов |
Экскурсия на открытом воздухе | экскурсии тематические | экскурсии учебные | экскурсии для учащихся |
экскурсии для специалистов одной профессии | |||
экскурсии для других социальных групп |
Определение темы и содержания экскурсии.
Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.
Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.
Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.
Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.
Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.
Портрет специалиста готов ого к ведению
музейной работы с дошкольниками
Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:
Общепедагогические знания и умения.
Научно-методические знания и умения.
Специальные знания и умения.
Профессиограмма специалиста,
готового к ведению музейной работы с дошкольниками
1. | Общепедагогические знания и умения |
основ музейной педагогики; особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника |
|
2. | Научно-методические знания | классификация музеев и особенностей их работы; требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками; методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста |
|
3. | Специальные знания и умения |
|
|
Экскурсия является основной формой культурно-просветительной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветительную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее формируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наиболее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеведов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интересов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при правильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.
Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клубах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике сотрудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-
зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поколению, образующий и воспитывающий всей своей деятельностью. Особое внимание необходимо уделять участию школьников в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поисково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьников и способствующая развитию музея.
Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают музейные праздники: фольклорные и военно-исторические, литературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников истории и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие музеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празднования на поле Бородина в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пушкина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огурца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного творчества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных традиций, приобщению к ним общественности, расширению музейной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандистов этих традиций. Особое значение для воспитания и образования подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка
к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бесплатно открывают двери для всех желающих. Проводят массовые мероприятия, участвуют в различных общественных начинаниях. Связь общества и музеев укрепляется.
Особой формой работы музеев стало проведение в них концертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко известны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеждах и обстановке становятся на время ее участниками событий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расширении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители которых по тем или иным причинам не могут выбраться в стационарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвижных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнительный доход.
Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом необходимо учитывать:
Потребности потребителей музейной печатной продукции;
Ее внешний вид;
Конкурентоспособность с другими аналогичными изданиями;
Наиболее выгодные места продаж;
При рациональном, продуманном подходе к издательской деятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:
Публикации итогов научной деятельности музеев;
Издание документов, публикаций об экспонатах, хранящихся в музее;
Издание региональной полиграфической продукции в музеях;
Издание газет и журналов, освещающих музейную проблематику;
Издание художественных книг о музеях;
Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.
Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и книготорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотрудниками музея или на основе подготовленных ими пресс-релизов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и журналах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Являясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.
Вопросы и задания
1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее значение? В каких формах она осуществляется?
2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?
4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.
Заключение
Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.
Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Общение с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных личностей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.
В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так сказал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специальных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддерживающее организационно или путем создания мнения высокие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выполнению работы, имеющей своей главной целью служение обществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призвание Музея и Музееведа.
Вопросы для подготовки к итоговому зачету
1. Что такое музееведение?
2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление музеев?
3. Почему музей рассматривается как социокультурное явление?
4. Что такое музей?
5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?
6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?
7. Какие причины вызвали появление музеев в России?
8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?
9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?
10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российских музеев?
11. Что явилось причиной массового создания отечественных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?
12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?
13. Какие разновидности музеев появились в России в первой половине XIX в.?
14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?
15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на развитие музеев?
16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?
17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечественных музеев во второй половине XIX в.?
18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?
19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?
20. Как проходила ломка старой и создание новой музейной системы после Октября 1917 г.?
21. Какие музеи были созданы в период золотого века советского краеведения? Какую роль в жизни общества они играли?
22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначарского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?
23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?
24. Как общественно-политические условия тоталитарного развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это проявилось?
25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольтера: «Музей - плацдарм для организации коллективного мышления масс»?
26. Что положительного и что отрицательного было в развитии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?
27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Какие принципы музейной работы в них осуществлялись?
28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отечественной войны? *
29. В каких условиях развивались музеи страны в посттоталитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?
30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?
31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии музейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?
32. Какие причины вызвали необходимость музейных реформ 1990-х гг.?
33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?
34. Что представляет собой музейная сеть современной России?
35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной системы?
36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?
37. Какие московские музеи имеют общероссийское значение? Дайте их характеристику.
38. Какие московские музеи отражают историю и жизнедеятельность современной Москвы? Дайте их характеристику.
39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?
40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?
41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государственная и негосударственная части и каковы их взаимоотношения?
42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бытования?
43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.
44. Какую научно-исследовательскую работу проводят музеи? Какую роль она играет в развитии науки?
45. Как организуется научно-исследовательская работа музея? Какие научные проблемы при этом решаются?
46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?
47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.
48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они взаимодействуют?
49. Что такое вещь музейного значения - музейный предмет - экспонат? При каких условиях происходит это превращение?
50. Как происходит комплектование музейных фондов?
51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?
52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте характеристику ее работы.
53. Как организуется и проводится фондовый учет музейных предметов?
54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?
55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?
56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?
57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?
58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспозициях и на выставках?
59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?
60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,
61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.
62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бытования?
63. Какие работы предполагает создание музейных экспозиций и выставок? Дайте их характеристику.
64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществлении музеем своей социокультурной функции?
65. Что входит в понятие научного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?
66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?
67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.
68. Как правильно подготовить и провести музейную экскурсию?
69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.
70. Как правильно подготовить и провести рекламную кампанию деятельности музея?