Знаешь ли ты традиции своего народа? Была ли культура в раю.

Говоря о современной народной культуре, поневоле переходишь на вопросительные интонации: а существует ли она сегодня? если существует, то какая она? и что такое сегодня народ – единая нация или просто рассыпанное по территории население? На подобные вопросы не всегда и не так скоро находятся успокаивающие ответы.

По общему признанию, «мы сейчас переживаем смутное время», когда потеряны смыслонесущие мировоззренческие ориентиры, когда обостряется отчаяние от все увеличивающегося экзистенциального вакуума, когда тоска по Правде заполняет человеческую душу» (25, 195). Причины этого кризиса глубоки и неоднозначны, назовем лишь главные, на которые указывают многие публицисты и писатели: усталость народа от войн и социальных катаклизмов ХХ века, крушение одних идеалов и навязывание других, противоречащих традиционным эстетическим и нравственным ценностям народа. К тому же в результате гонений и запретов, многолетнего «организованного упрощения культуры» произошли кардинальные изменения в самой ее структуре: развенчаны и умерли многие обряды и обычаи, жанры фольклора, архаизировались формы одежды и предметы быта, прикладное искусство, пришел всемогущий упроститель всего и вся – стандарт.

В широком смысле культура – «это все, созданное рукой и духом человека», однако»только хорошо сделанное дело можно назвать культурой» (4,36). То есть, созданное в творческом порыве, во вдохновении, с готовностью всячески соответствовать своим образом

жизни воплощенным ценностям. Золотой век русской литературы, во многом образовавший наш духовный состав и наши нравственные идеалы, взошел на плечах русской народной культуры. Каждый из нас помнит пушкинское «что за прелесть эти сказки!», гоголевские восторги русским словом – удалым и метким, горьковские гимны фольклору. Не случайно именно в пору расцвета русской классики интенсивно собирается, изучается и издается русская народная классика: пословицы и поговорки, песни, былины, сказки. Высшим проявлением этого процесса можно назвать «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля, «Русские народные сказки» и

«Поэтические воззрения славян на А.Н.Афанасьева, нашего выдающегося земляка.

природу»

Можем ли мы говорить о каком-то духовном, творческом порыве народа сегодня? Отовсюду слышатся буквально отходные, панихидные песни не только литературе (в особенности поэзии), не только фольклору, но и самому русскому народу: дескать, исчерпал он себя, выдохся и должен вообще сойти с исторической сцены. «Погиб ли русский народ?», «Исчерпала ли Россия свою миссию?» и т.п. вопросы часто и кричаще залетают на газетные и журнальные страницы (да и на книжные тоже). Конечно, они не остаются без утешительных ответов, но само их появление говорит о предельной фазе духовного кризиса, который не настигал нас даже в годы военных поражений. «Сегодня родина в беде, – пишет известный философ А.Гульга... – Народ бедствует, страна расчленена и подавлена иноземцами и мнимыми русскими.<...> Живем. Как в условиях оккупации. Чего фашисты не добились силой оружия, навязано нам силой денег и антинациональной политикой. Люди озлоблены и развращены» (4, 439-440). Впрочем, сто пятьдесят лет

назад великий «печальник горя народного» Некрасов задавал те же вопросы.

Сердечный! бесконечный?

Где народ, там и стон... Эх, Что же значит твой стон

Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.. (10-а; I,

304).
Но тогда эта пророческая тревога была, наверно,

преувеличенной: многим казалось, что достаточно освободить народ от крепостных цепей, и он явит миру золотые запасы души и всю свою творческую энергию. Ныне цепи иные, часто невидимые, но сбросить их ещё труднее. Где же выход? Спасение видится только в национальном единении и вере, в осознании себя народом, нацией, достойной других.

Какие-то намеки на оптимизм можно расслышать в трактовке самого типа русской культуры – парадоксальной, противоречивой, взрывчатой. А.Андреев и А. Селиванов определяют ее как «дионисическую»: «Культура, устроенная дионисически, на пульсирующем духе, имеет прерывистый характер. Это культура постоянного возникновения, вечного рождения и гибели, развивающаяся как последовательность вспышек творения, нового рождения, по типу постоянного воскрешения» (1, 206). В такой культуре, по природе своей эсхатологической, «эпохи духовного подъема, творческого взлета сменяются периодами апатии, усталости, которые могут быть длительными и мучительными, но вновь и вновь сменяются подъемами, взрывами» (1, 207). Мы

сейчас в нижней точке этой амплитуды, где утвердилось не «царство духа», а «царство кесаря» – суета обустройства земной жизни, потеря смысла существования, утрата общей идеи, угасание творческих импульсов. «Действительная история всей русской культуры, – подтверждает М.Маслин, – вомногом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное» (17,4). Однако равноценны ли взлеты провалам? Все ли утраченное удается вернуть или хотя бы сохранить в памяти? Об этом может сказать только очередной взлет, на который надлежит надеяться.

Исходя из динамики мирового художественного развития, а также из «дионисической» природы русской культуры (да и вся мировая культура вряд ли развивается непрерывно вверх), можно говорить о культуре восходящей и нисходящей. Первая зарекомендовала себя как общепризнанная традиционная народная культура, вторая – как культура промежуточная, ситуативная, массовая, вызывающая довольно противоречивые оценки. Традиционная культура складывалась как эстетическое, этическое и речевое самовыражение народа, как духовное и художественное самообслуживание трудящихся. На этапе всеобщей грамотности, развернутой сети учреждений культуры, информационного насыщения эти функции народной культуры отпали, она стала расслаиваться и дробиться, обретая преимущественно демонстрационный, сувенирно-выставочный характер, будто в музее. Видные фольклористы признают, что у фольклора осталась одна действенная функция – эстетическая.

Традиционная народная культура формировалась на базе высоких нравственных ценностей и представлений о добре и социальной справедливости, ее воодушевляющим запевом всегда был народный идеал, реализующий в себе

все мечтания и ожидания. «Культура, – полагает Г.Федотов, – имеет отношение не к счастью человека, а к его достоинству или призванию. Не в удовлетворении потребностей, а в творчестве, в познании, в служении высшему творится культура» (17, 403). Массовая культура профанирует высокие ценности и представления, нейтрализует их пародийной игрой и чрезмерными преувеличениями, отдающими пошлостью. И толпа не восстает, ибо уже успела отречься от этих ценностей ради выгод и удовольствий. Именно в кризисную эпоху (первая мировая война и революция0 «с необычайной мощью заявили о себе низшие, элементарные стихи культуры» (17, 403), даже самые утонченные умы «возжаждали грубости и простоты». С утратой веры в Бога и его наместника на земле – царя начинается неотвратимое обмирщение и рационализация народного сознания, оно все более зависит от злобы дня вопреки глубинной связи с вечностью, с космосом. С горечью наблюдает издалека это «усыхание» человека Г.Федотов: «Могучий процесс рационализации убивает безжалостно все подсознательно-стихийное, засыпает все глубокие колодцы, делает русского человека поверхностным и прозрачным» (17, 395). Нынешнее массовое отрезвление от былых легенд и утопий, доходящее порой до цинизма, беспринципности и продажности, отпугивает всякие поэтические воззрения на природу и общество, всякие творческие бескорыстные порывы, а без этого невозможна культура в прежнем ее значении. Способен ли усталый, сбитый с толку, духовно обезоруженный человек противостоять ширпотребу и пошлости, всему низкопробному и ложнокрасивому, всему, что несет в себе массовая культура? Хотя она, быть может, остается последним прибежищем ото всего отпавшего постсоветского индивида.

Промышленность, конвейерное производство вещей и предметов быта поглотили сегодня ремесла, прикладное искусство, те виды труда, которые были питательной базой народной культуры, ее стимулом и реализацией, а СМИ буквально заглушили народную речь слэнгом и штампами. Жизнь четко разделилась на производство и досуг, труд и развлечение; ранее это было не столь заметно, одно переходило в другое: человек дело делал и песню пел, что- то мастерил и одновременно красоту творил. Более того, произошло невиданное обесценивание самого труда, утрачена любовь к нему – все сместилось в сторону праздности и ловли удовольствий. Ушло любование сделанным, самим процессом работы (вспомним косаря Кольцова или булочника Горького). Надо всем, что выходит за пределы усредненного, нередко смеются, ненавидят отличников и мастеров своего дела, хотя и втайне завидуют им.

Школа, печать, книга, телевидение, компьютер – вот откуда, а не из живых человеческих уст получает теперь информацию каждый. Но записанное (на пленке ли, на бумаге или на диске) – не мое, а чье-то, ни принимать его к сердцу, ни запоминать, ни передавать кому-то по эстафете не обязательно. А тем более следовать ему как мудрому совету и жизненному уроку. Иначе было, когда изустно исполняемое воспринималось слушателями как истинное и неоспоримое, а многочисленные табу внушали, что нарушение заветов и правил грозит бедой и наказанием. Не пережитое лично, не задевшее всех струн души быстро формализуется и вылетает из памяти, количество не переходит в качество, то есть не прибавляет культурных накоплений.

Распад коллектива, кризис роевого, соборного начала, выход на сцену из кельи анонимности, преодоление властных заповедей, традиции – все это означало

завершение этапа культурного самообслуживания народа и приход на смену ему культуры классической и массовой. Последняя зиждется прежде всего не на создании художественных ценностей, а на их адаптации и исполнительстве, пытаясь присвоить себе то, что ей не принадлежит. Массовая культура постоянно переходит за черту дозволенного, игнорирует должное, завещанное традицией и игриво разрушает высокий и серьезный настрой народной культуры. Наблюдается резкая переакцентировка с духовных ценностей на телесно- материальные (порой даже грубо животные), культура сужается до внешних проявлений

Акаткин В.М. (ВГУ)

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тесты по литературе

10 класс Прочитайте текст и выполните задания А1 - А6; B1 - B8,

Зачем нужна литература в школе?

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

(15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.

(17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

À1. 1 Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным

образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова. Достоевского и других русских писателей, мы. наш народ в целом, были бы другими.

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.

А3. Определите стиль и тип речи текста,

1) научно-популярный стиль, повествование

2) художественный стиль, описание

3) публицистический стиль, рассуждение

4) научный стиль, рассуждение

1) 2, 3 2) 4, 5 3) 10, 11 4) 15,16

À5. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 7 и 8 4) 9 и 10

А6. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) вопросительные и восклицательные предложения

2) ряды однородных членов

3) развернутые сравнения

4) оценочная лексика, слова в переносном значении

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом(-ами).

В1. В первых двух абзацах найдите предложение, в одной из частей которого повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Укажите его номер.

В2. Из предложения 7 выпишите частицу.

В3. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.

В4. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 7-12 найдите простое распространенное предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите его номер.

В6. Найдите в тексте предложение, в котором тире используется для выделения вводной конструкции. Напишите его номер.

В7. В 2-х последних абзацах найдите простое предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите его номер.

В8. Среди предложений 5-12 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, в котором в главной части используется безличное предложение. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?

Тесты по литературе

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Подробное решение параграфы §17 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключаются такие явления, как культура быта и культура личности?

Слово «культура» употребляется в следующих значениях:

1. в переводе с латинского «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание», «почитание». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли.

2. культура как совершенствование человеческих качеств (в XVIII в Европе), культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Такое понимание «культуры» сохранилось до сегодняшнего дня и связано у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием.

3. как синоним «культурности» - «культурный человек», «культурно вести себя».

4. как система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействие людей.

Культура личности – в данном случае понятие культура фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности.

Культура быта представляет собой особенности уклада жизни, ведения деятельности в различные периоды истории.

2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур? Или это культурные комплексы?

Элементы, или черты, культур – это исходные точки культуры, то, из чего создавалась культура на протяжении тысячелетий. Делятся на материальную и нематериальную культуру.

Добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур - все это элементы культуры. Однако, к культурным комплексам можно отнести траур и искусство прически, так как они включают в себя несколько элементов культуры. Если рассматривать обычай дарить подарки в современном обществе, то его тоже можно отнести к культурным комплексам, т. к. мы используем несколько элементов (подарочная упаковка, открытка и сам подарок, т. е. есть минимальные условия для данного обычая). Если добывание огня относить ко времени первобытных людей, то это элемент культуры, т. к. человек использовал то, что ему дала природа (дерево, камень). Язык тоже можно рассматривать как культурный комплекс. Он служил для накопления, хранения и передачи знаний. Со временем звукам в языке придумывают графические знаки. В данном случае для записи языка используется несколько отдельных элементов культуры (то, чем пишут и то, на чем пишут).

3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства.

Культурные универсалии включают в себя спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверия, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Семья, существует у всех народов, но в разной форме. Традиционная семья в нашем понимании – муж, жени и дети. В некоторых народах мужчина может иметь несколько жен, а в других женщина может быть замужем за несколькими мужчинами.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от места проживания, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Так как он живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствие и т. п.

4. * Свойственны ли русскому народу такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи? В чем они выражаются?

Да, русскому народу свойственный такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи. Выражаются они в следующем:

Жестикулирование- например, для того, чтобы ответить на уроке, мы поднимаем руку тем самым обращая на себя внимание.

Нательные украшения – например, обручальные кольца, которые одевают молодожены как знак того что они женаты; крестик как признак принадлежности к православной вере.

Мифология – в современное время к мифологии можно отнести астрологические прогнозы, вера в сверхъестественные способности человека (ясновидение, телекинез), использование нетрадиционных методов лечения, использование различных оберегов и др.

Приготовление пищи – например до сих пор использование квашения и соления как способов заготовки продуктов на зиму.

5. Что такое культурный комплекс? Приведите примеры из повседневной жизни. Можно ли отнести к культурному комплексу компьютерное пиратство, науку, обучение в школе?

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

1. Образование, которое включает в себя детский сад, школу, университет, столы, стулья, доска, мел, книги, воспитатель, учитель, ученик и др.

2. Спорт: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежа, мяч, пенальти, форвард и др.

3. Приготовление пищи: повар, кухня, посуда, плита, продукты питания, специи, кулинарные книги и др.

Да, к культурному комплексу можно отнести компьютерное пиратство, науку и обучение в школе, потому что эти понятия включают в себя несколько культурных элементов, связанных между собой.

6. * Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его охраняют? Приведите конкретные примеры.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Охрана культурного наследия закреплена в нормативно-правовых актах разных государств. В РФ это Конституция Российской Федерации, ст. 44, в которой говорится, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Также существуют различные Федеральные закон и акты, которые помогают в охране культурного наследия РФ. Например, «Основы законодательства о культуре Российской федерации» (1992 г.), «Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации»» (2002 г.), «Положение и государственной историко-культурной экспертизе» (2009 г.), «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (2008 г.) и др.

Рядовые граждане могут участвовать в охране культурного наследия следующим образом:

1. Приобщение людей к творчеству и культурному развитию, любительским искусствам (народные танцы, народные песни), ремеслам (гончарство, кузнечное дело).

2. Благотворительность, меценатство и спонсорство в области культуры, т. е. покупка картин для музеев, поддержка деятелей искусства, организация гастролей театров.

А также обычаи и памятники культуры передаются из поколения в поколение.

В качестве примеров участия граждан в охране распространения культурного наследия страны можно привести народные хоры, которые есть на территории РФ – Кубанский казачий хор, Сибирский народный хор, Русский народный хор и др. А также различные ансамбли русских народных танцев, которые занимаются распространением и пропагандой народного фольклора.

7. Чем отличается материальная и нематериальная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?

Материальная культура – это то, что было создано руками человека (книга, дом, одежда, украшение, машина и др.).

Нематериальная культура, или духовная культура – результат деятельности разума человека. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением (нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Театр как здание относится к материальной культуре, а театр как вид искусства – к нематериальной культуре.

Приветствие, улыбка, обмен подарками – элементы нематериальной культуры.

8. Расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Утром мы говорим своим родным «доброе утро», здороваемся с соседями, учителями, друзьями. Во время приема пищи мы используем тарелку, вилку, ложку, нож, а не едим руками. Все мы помним, как родители нам говорили не чавкать, не ставить локти на стол. Мы поддерживаем порядок в своих комнатах и в квартире в целом. В школе на уроках мы не должны шуметь и не выкрикивать с места, а поднять руку для ответа, не разговаривать, уважительно относится к одноклассникам, учителям и не портить школьное имущество. И в школу мы должны приходить подготовленными к урокам и в школьной форме.

Когда мы обращаемся с просьбой к кому-либо - говорим «пожалуйста», а после выполнения нашей просьбы говорим «спасибо».

9. * Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю соблюдения этикета важным в жизни. Правила хорошего поведения помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести людей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми людьми.

Проблема. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Культурное наследие способствует развитию общества. Человечество имеет огромный опыт в разных областях, таких как строительство, приготовление пищи, искусство, воспитание детей и др. В уже имеющиеся знания современные люди привносят нечто новое, тем самым совершенствуясь и развиваясь. Например, строительство домов. Используются уже накопленные знания, но и привноситься нечто новое, что способствует улучшению качеств современных домов по сравнению с домами предыдущих эпох. То же самое и с воспитанием детей. Люди используют то, что досталось им от предыдущих поколений, корректируя методы воспитания исходя из современных реалий.

Практикум

1. Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Не вызывает ли у вас недоумение подобная простота в обращении с понятиями? Что общего, спросим мы ученых, между народным эпосом, сонатами Прокофьева и Сикстинской Мадонной Рафаэля, с одной стороны, и суровой, но очень приземленной необходимостью добывать пропитание, согреваться, строить жилье, копаться в земле? Дайте обоснованный ответ.

В современном понимании окружающая среда – это не только природные условия, в которых живет человек, но и среда деятельности человека, которая включает в себя и взаимодействие с другими людьми или группами людей. И если изначально слово «культура» связывалось только с возделыванием земли, то со временем оно приобретает и другие значения. Первоначально у людей была цель выжить. Но со временем общество развивалось, и кроме строительства жилья люди начали украшать его; одежда начала выполнять другую функцию – она уже не только согревала человека, но и украшала его, соответственно появляется мода. А это тоже своеобразные способ приспособления к окружающей среде, способ вписаться в общество, приспособиться к новым условиям. То же самое и живописью. Наскальные рисунки носили ритуальный характер и должны были способствовать удачной охоте. Со временем люди одомашнили животных, научились их разводить, освоили возделывание сельскохозяйственных культур. И со временем живопись приобретает эстетический характер, но при этом не уходит от своих основ (роспись храмов библейскими сюжетами). Это же относится и к музыке. Первоначально она используется в ритуалах (религиозных, во время свадьбы, похорон, колыбельные для детей) и со временем также приобретает эстетический характер.

Таким образом, общим между данными примерами то, что все они – явления культуры, но явления разных периодов истории, развивавшихся на протяжении всей истории человечества.

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К материальной культуре относятся: медаль, карета, бокал, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К нематериальной культуре относятся: дуэль, теория, магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал.

Сергей Черняховский

Культура – это не некая сфера изысканный удовольствий. Культура – это система запретов. Культурного человека от дикаря отличает не отрешенность от жизни и погружение в мир эстетического удовольствия – а знание того, что делать нельзя. Обладание и владение «системой табу». Казалось бы, наличие «табу» – элемент мира примитивных цивилизаций. Это отчасти верно – в том смысле, что именно с осознания существования запретов – начинается цивилизованность.

То есть цивилизованный и культурный человек – это не человек, который утверждает вое право жить без ограничений, а человек – который знает, что есть вещи, которые делать нельзя и не принято: то есть, принимает над собой власть тех или иных запретов.

Отсюда культурная политика, тем более культурная политика государства – это не некая сфера обслуживания мира тех, кто объявляет себя творцами искусства. Хотя поддержка тех, кто действительно создает культуру и искусство – естественная задача государства. В сути своей – это содействие распространению культуры – и просвещение, создание для каждого человека возможности доступа к миру культуры – и погружения в нее – то есть знания и погружения в систему запретов.

С точки зрения системной политической теории – культура это не некая «организация досуга и развлечений», культура – это производство того, что называется латентными образцами – то есть сохранение и утверждение норм и обычаев своей страны – вместе со знакомством с нормами и обычаями других стран. И государственная политика в этой сфере – это организация такого производства. Но организация не в смысле менеджерства – а в смысле поощрения производства тех образцов поведения и ценностных норм, которые решают задачи, стоящие перед страной, усиливают страну и воспроизводят ее ценности и начала самоидентификации.

Это не значит, что государство лишь охраняет обычаи – если оно начинает ограничиваться этим, утверждаемая и распространяемая культура может оказаться неспособна выдерживать ценностную конкуренцию с иными, внешними культурами, окажется неспособна обеспечивать адаптацию в меняющийся мир.

Но проблема состоит в том, что обеспечивать эту адаптацию она должна в рамках целей своего развития, с сохранением своей значимости, памяти и идентификации.

В этом отношении задача государственной политики в области культуры, – это просвещение, доведение «до масс» того, что формирует человека, знакомого с достижениями культуры мировой – но в первую очередь признающего значимость культуры своей. И культуру мировую умеющую рассмотреть с точки зрения преимуществ своей – одновременно вписывая новые образцы в свои – как развивающие и укрепляющие именно свои. Точка зрения, согласно которой задача государственной политики в этой сфере – не вмешиваться и не мешать возникать и развиваться тому, что возникает само по себе – неверна просто потому, что «само по себе» вообще ничего не возникает и не развивается – все это происходит под влиянием тех или иных распространяемых образцов.

И эти образцы могут с одной стороны, отражать некую практику «облегчения запретов» к которой всегда существует определенное тяготение – просто потому, что делать то, что делать легче – проще и удобнее.

Но распространение практики такого «облегчения», расширение зоны разрешенного – как раз и разрушает то, в чем стоит и значимость, и сила сложившейся национальной культуры. Не мыть руки перед едой – всегда легче, чем их мыть. Не чистить зубы – легче, чем их чистить. Биться в истерики – легче, чем держать себя в руках. А плеснуть на полотно краску, предложив зрителям любоваться узорами – много легче, чем учиться классической живописи.

С другой стороны, – если рассмотреть культуру и искусство с точки зрения доставляемого наслаждения – то более просты и соответствуют более «примитивному уровню».

Стриптиз проще для восприятия, чем классический балет, бульварный роман – нежели роман Бальзака или Достоевского. А Пелевин воспринимается легче, чем «Евгений Онегин».

И третий аспект – в условиях того, что принято называть «Открытым обществом» и свободы распространения информации – уже иные субъекты и иные государства могут осуществлять распространение в твоей стране тех «латентных образцов», которые выгодны им – либо чтобы привить твоей стране свою систему ценностей, либо чтобы ослабить систему твоих мотиваций, твоей готовности защищать свою страну и ценить твою культуру.

То есть сфера культуры страны – это не сфера развлечений и углубления комфорта. И министерство культуры любой страны – особенно в нынешних условиях – России – это ведомство защиты духовного и интеллектуального национального суверенитета.

То есть – ведомство политическое. Ведомство – которое ведет борьбу за страну и за ее суверенитет – возможно на наиболее сложном участке.

И одновременно – ведомство производственное. Потому что оно, обеспечивая производство латентных образцов поведения и жизни – производит и воспроизводит страну. И его задача – не «не мешать художникам». Его задача – содействовать производству и принятию тех образцов и тех запретов в области интеллектуально жизни – которые усиливают страну и ее граждан – и препятствовать создавать те, которые могут ее ослабить.

То есть в конечном счете, Министерство Культуры любой страны – это в еще большей степени министерство безопасности, чем ФСБ.

В условиях России, ценностная жизнь и смысловые с основы которой поверглись жесткой агрессии в конце 1980-х гг. – это Министерство Восстановления страны – и сохранения и ее памяти, и ее исторической самоидентификации.

Только ему работать – сложнее, чем КГБ или ФСБ. Потому что те, кто разрушают страну в ценностном плане и осуществляют интеллектуальную и смысловую агрессию против нее – формально в большинстве случаев юридически ничего не нарушают. И формально – с правовой точки зрения неподсудны.

Хотя может быть стоит задуматься и о том, правильно ли такое положение дела.

1) Составь план текста.
1) Внутренняя культура
2) Как стать культурным человеком?
3) Кто такой культурный человек?
4) Каким должен быть культурный человек?
5) Что если удастся прикоснуться к культуре?
2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.
3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.
Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...
4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.
5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.
Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.
6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.
Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх