Политический идеал классицизма. Теория и художественная практика классицизма Его идеалом был чувствительный

Рационализм и нормативизм эстетики классицизма. Классицизм - одно из важнейших направлений искусства. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, живописцев и музыкантов, зодчих, ваятелей и актеров, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера, музыка Люлли, поэзия Лафонтена , парковый и архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.

Классицизм начинает свое летосчисление с XVI века, господствует в XVII, властно и настойчиво заявляет о себе в XVIII и в начале XIX столетия. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Слово "классицизм" (от латинского classicus - образцовый) воплощало устойчивую ориентацию нового искусства на античный "образец". Однако верность духу античности не означала для классицистов ни простого повторения этих античных образцов, ни прямого копирования античных теорий. Классицизм был отражением эпохи абсолютной монархии и дворянско-чиновничьего строя, на котором монархия была основана. Обращение к искусству Греции и Рима, что было также характерным признаком эпохи Ренессанса, само по себе еще не может быть названо классицизмом, хотя оно уже заключало в себе многие черты этого направления.

Согласно кодексам искусства, от художника прежде всего требовалось "благородство замысла". Сюжет картины обязательно должен был иметь назидательную ценность. Поэтому особенно высоко ценились всякого рода аллегории, в которых более или менее условно взятые образы жизни непосредственно выражали общие идеи. Самым высоким жанром считался "исторический", куда входили античная мифология, сюжеты из знаменитых литературных произведений, из Библии и тому подобное. Портрет, пейзаж, сцены реальной жизни считались "малым жанром". Самым незначительным жанром был натюрморт.

В поэзии классицизм выдвигал на первый план рациональную разработку темы согласно известным правилам. Наиболее ярким примером этого является "Поэтическое искусство" Буало - трактат, изложенный в прекрасных стихах и заключающий в себе много интересных идей. Буало выдвигал требование первенства содержания в поэтическом искусстве, хотя этот принцип выражен у него в слишком односторонней форме - в форме абстрактного подчинения чувства разуму. Полную эстетическую теорию классицизма создал Никола Буало (1636-1711). Им в трактате «Поэтическое искусство» обосновывается необходимость соблюдения правил трех единств:

■ места (на протяжении произведения, постоянно);

■ времени (максимально в течение суток);

■ действия (все события подчинены одной сюжетной линии либо

раскрытию главного конфликта).

Однако сами по себе три единства не являются определяющим признаком классицизма.

Н. Буало утверждал, что в теории искусства должна получить свое воплощение абсолютная красота. Ее источником является духовное начало. Прекрасно лишь правдивое искусство, но поэтому оно не может быть простым подражанием природе. Природа и реальная жизнь - непосредственный объект искусства, но оно должно регламентироваться правилами разума.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - это направление в искусстве, литературе и эстетике Западной Европы и России XVII-XVIII вв.

Наиболее отчетливо принципы классицизма получили обоснование во Франции. В литературе - это П. Корнель, Ж. Расин; в живописи - Н. Пуссен, Ш. Лебрен; в архитектуре - Ф. Мансар, А. Ленотр, авторы дворцово-паркового комплекса.

В русской литературе классицизм представлен в творчестве А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Сторонниками классицизма этого направления в архитектуре были М. Ф. Казаков, Д. Ж. Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин.

Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в античной художественной культуре. Для них разум и античность - синонимы.

Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Родиной классицизма являлась Франция, которая была классической страной абсолютизма, при котором неограниченная власть принадлежит монарху, где он выступил «как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества»

Прогрессивная роль абсолютизма оборотной стороной имела усиление эксплуатации крестьян, утяжеление налогового бремени, что приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, жестоко подавляемым королевской властью. Блестящая культура абсолютизма создавалась за счет беспощадного ограбления народа. От наслаждения же благами культуры народные массы были отстранены, ими пользовались лишь высшие слои общества. Социальная база культуры абсолютизма явно сузилась по сравнению с культурой Возрождения. Следует отметить, что по социальному содержанию культура абсолютизма была двойственной: в ней сочетались интересы дворянства и буржуазии.

Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни - начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Всякое проявление личной инициативы, свободы индивида теперь решительно подавляется. Долг - вот главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою долг и выступает как некая отчужденная от индивида сущность. Подчинение государству, исполнение государственного долга - высшая добродетель индивида. Человек-мыслитель уже не как свободное существо, что характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненное чуждым ему нормам и правилам, ограниченное неподвластными ему силами.

Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, которому должен подчиниться индивид и действовать, следуя его велениям и предписаниям.

Этот период характеризуется не только упрочением абсолютистской власти, но и расцветом мануфактуры, чего не знало Возрождение. В мануфактуре уже выявляется калечащее действие разделения труда. Мануфактуры своим широко разветвленным разделением труда разрушают утопическое представление гуманистов о безграничных возможностях универсального и гармонического развития человека. XVII век - эпоха интенсивного развития европейской философско-эстетической мысли. Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон провозглашает объектом познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. В искусстве получают почти одновременное развитие художественные стили барокко и классицизма, а также тенденции реалистического искусства.

Наиболее целостную эстетическую систему сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил французский рационализм Реме Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждения о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть -идея принципиального взаимопонимания.

В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве: художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума; художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру; а главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.

Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее полно изложил правила и нормы классицизма крупнейший теоретик этого направления Никола Буало (1636-1711) в трактате » Поэтическое искусство », который был задуман по образцу «Науки поэзии» («Послание к Пизонам») Горация и завершен в 1674 г.

Поэма Буало состоит из четырех частей. В первой части говорится о предназначении поэта и его ответственности перед обществом. Во второй - анализируются лирические жанры. Причем, Буало почти не касается их содержания, а разбирает лишь стилистику и лексику таких жанровых форм, как идиллия, элегия, мадригал, ода, эпиграмма, сонет. В третьей части сосредоточены основные эстетические проблемы. Важнейшая среди них - соотношение реального факта и художественного вымысла. Для Буало критерием правдоподобного служит не творческая одаренность, а соответствие универсальным законам логики и разума. В заключительной части Буало опять возвращается к личности поэта, определяя свое отношение к ней с этических, а не с художественных позиций.

Основополагающим положением эстетики Буало является требование во всем следовать сюжетам античной мифологии. Между тем, классицизм иначе трактует античный миф: не как вечно повторяющийся архетип, а как образ, в котором жизнь остановлена в своем идеальном, устойчивом облике.

Таким образом, характеризуемый период отличается победой регламентирующего мануфактурного производства, успехами в области точных наук, расцветом рационализма в философии. В этих условиях складывается теория и практика эстетики классицизма.




Особенности классицизма: - обращение к античной культуре Возрождению как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума - рациональность, строгость; - подчинение человека государственной системе. Представители: Франция - литература - Корнель, комедии Мольера, живопись - Пуссен, Лоррен. Россия – литература - Ломоносов, архитектор Казаков, Росси, скульптор Мартос.


Эстетическая программа классицизма 1. Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах 2. Объективное отражение окружающего мира 3. Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте 4. Соблюдение правильности и порядка 5. Подчинение частного главному 6. Формирование эстетического вкуса 7. Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств 8. Рационализм и логичность в поступках Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). (характер стиля)


Классицизм в литературе Он зародился в начале XVI века в Италии, в среде университетских ученых, создававших собственные сочинения по законам только что заново прочитанной "Поэтики" Аристотеля. Постепенно из Италии классицизм распространился в другие европейские страны и высшего расцвета достиг в XVII веке во Франции, где в 1674 году Никола Буало опубликовал поэтический трактат "Искусство поэзии", ставший на полтора века непререкаемым сводом требований к литературе. Образцом "высокой комедии" может служить «Тартюф» - комедия Мольера Классицизм в истории мирового театра явился мостом между античным театром и театром Нового времени. мостом между античным театром и театром Нового времени. Устройство театра: Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций, Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку. Занавес появился, но им редко пользовались. Классицизм в театральном искусстве


В живописи главное значение приобрели: логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, строгость рисунка, разграниченность планов, четкая передача объема с помощью светотени, использование локальных цветов. Никола Пуссен «Подвиги Ринальдо» (1628)Подвиги Ринальдо Жак Луи Давид Жак Луи Давид «Клятва Горациев» (1784) Клод Лоррен. «Отплытие святой Урсулы» В живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. Представители: Никола Пуссен, К. Лоррен, Жак Луи Давид.


Архитектуры классицизма Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность линий, уравновешенность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже.


Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, сглаженностью форм, спокойностью поз (Э.Фальконе, Ж.Гудон). Фальконе "Зима" Фальконе, Этьен Морис Фальконе, Этьен Морис Грозящий Амур Ж.А. Гудон. "Вольтер"


Перемены наступили с воцарением Людовика IV и созданием королевской художественной Академией. Основное развитие идеи классицизма получили во Франции в XVII в. Гиацинт Риго Портрет Людовика ХIV 1702 Если вначале искусство классицизма являлось воплощением целостности, величия и порядка, то к позднее оно служило идеалам против тирании, выражая идеалы наполеоновской империи. ампир Своё художественное продолжение классицизм нашёл в стиле ампир (империя).




Рококо Рококо это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо Рококо порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Рококо - это пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям напоминающим силуэт раковины






Характерные черты стиля рококо Грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и импровизация, тяга к экзотике; Орнамент в виде раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок амуров; Сочетание пастельных светлых и нежных тонов, с большим количеством белых деталей и золота; Культ прекрасной наготы, чувственность и эротичность; Интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений; Культ малых форм, миниатюрность, любовь к мелочам и безделушкам.


Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Любимые героини нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Живопись и скульптура рококо Мейсенские статуэтки


Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Антуан Ватто. Гамма любви. Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур.








Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве в мебели, посуде, бронзе, фарфоре Декоративно – прикладное искусство рококо Позднее стиль рококо был «реабилитирован» романтиками, импрессионисты приняли его за основу, а для художников последующих направлений послужил эталоном.



Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо «Сентиментализм» (от англ.sentimental чувствительный) «Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму». Чувство становится центральной эстетической категорией этого направления (для классицистов - разум).


Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Новые герои – « поселяне » и « поселянки » (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Основная идея








Основная тематика – любовная. Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр. Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.


Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке Подчеркнутая субъективность подхода к миру Культ чувств Культ природы Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.


В.Л.Боровиковский (г)– гений сентиментализмаВ.Л.Боровиковский (г)– гений сентиментализма Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена, Одни достоинства венчают И честь венчает нас одна... М.М.Хераско в



Эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. Характерными чертами эстетики классицизма являются её нормативность, т.е. стремление к установлению строгих правил художественного творчества. Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из античной классики в эпоху Нового времени и наполнение их новым содержанием.

Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего.

Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира). Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.).

  1. Единство действия - пьеса должна иметь один главный сюжет , второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
  2. Единство места - действие соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
  3. Единство времени. Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве » сформулировал три единства так: «Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным». Пособие, как правильно писать. Критиковал авторов: не стоит описывать обыденные ситуации. Стоит быть поэтом только если есть поэтический талант.

«Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.

Трагедия- это такое драматическое произведение, в котором изображается борьба сильной личности с непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней Греции и Рима. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное мужества, справедливости и т.п., отрицательное - честолюбия, лицемерия.


Ода - торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами.

В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности.

Дидро в своей работе "Парадокс об актёре" говорит об актёре. Простота и правда, приближение интонаций актера к интонациям простой человеческой речи, без позы и фальшивого пафоса, - вот что требовалось от нового актера. Актёр должен понимать чувства разумом и вызывать их у зрителя.

Утверждению классицизма в России способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Карамзин «Бедная Лиза»

Творцом канона русской классической трагедии и комедии по праву считается О.П.Сумароков. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. "Смешить без ума - дар подлой души", - говорил драматург. Он стал зачинателем социальной комедии нравов, в каждой его комедии присутствует мораль.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина - создателя действительно самобытной национальной комедии, заложил в середине этой системы основы критического реализма.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В этом и заключается основная особенность классицизма.

Классицизм - это художественное направление эпохи абсолютизма. Классицизм складывается во Франции в 17 веке, в эпоху Людовика ХІУ, вошедшего в историю знаменитой фразой: «Государство – это я». Крупнейшими представителями классицизма во французской литературе являются трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер, баснописец Лафонтен. Эстетическая программа классицизма была изложена в стихотворном трактате Никола Буало «Поэтическое искусство».

Предметом искусства, по мнению классицистов, может быть только высокое, прекрасное. «Чуждайтесь низкого, Оно всегда уродство…»- писал Буало. В реальной жизни высокого, прекрасного немного, поэтому классицисты обращались как к источнику прекрасного к античному искусству. Заимствование сюжетов, героев из античной литературы – характерная черта классицизма.

Пафос классицизма, формировавшегося в эпоху, когда государство в форме абсолютной монархии играло прогрессивную роль, - утверждение главенства государственных интересов над личными. Этот гражданский пафос по-разному выражался в разных жанрах.

Классицисты создали строгую жанровую систему. Жанры делились на высокие (к ним относились трагедия, эпическая поэма, ода) и низкие (комедия, басня, сатира). Все жанры были четко отделены друг от друга, для каждого существовали законы, которых должны были придерживаться писатели. Так, для трагедии классицизма обязательными были конфликт чувства и долга, закон трех единств («Пусть всё свершится в день И в месте лишь одном…» - писал Буало), пятиактная композиция и александрийский стих как форма повествования. Нормативность классицистической эстетики не стала препятствием для художников, лучшие из которых в пределах строгих законов классицизма смогли создать яркие, художественно убедительные произведения.

Особенности трагедий классицизма. Трагедия Корнеля «Сид»

Трагедия была ведущим жанром литературы классицизма.

В эстетике классицизма была тщательно разработана теория трагедии. Основные законы её следующие. 1. В основе трагедии лежит внутренний конфликт чувства и долга. Этот конфликт принципиально неразрешим, и трагедия заканчивается гибелью героев. 2. Сюжет трагедии подчиняется закону трёх единств: единства места (все события происходят в одном месте), единства времени (все события происходят за 24 часа), единства действия (в трагедии нет побочных сюжетных линий, не работающих на основной конфликт). 3. Трагедия пишется стихом. Определен и размер: александрийский стих.

Одна из первых великих классицистических трагедий – «Сид» Пьера Корнеля (1637). Герой трагедии – мужественный и благородный рыцарь Родриго Диас, воспетый в испанском героическом эпосе «Песнь о моем Сиде» и многочисленных романсах. Действие в трагедии Корнеля движется конфликтом чувства и долга, который реализуется через систему частных конфликтов, перетекающих друг в друга. Это конфликт чувства и государственного долга (сюжетная линия инфанты), конфликт чувства и фамильного долга (сюжетные линии Родриго Диаса и Химены) и конфликт фамильного долга и государственного долга (сюжетная линия короля Фернандо). Все герои трагедии Корнеля после мучительной борьбы выбирают долг. Утверждением идеи государственного долга и завершается трагедия.

«Сид» Корнеля был восторженно принят зрителями, но стал объектом острой критики в литературной среде. Дело в том, что драматург нарушил основополагающие законы классицизма: закон единства жанра (в «Сиде» трагедийный конфликт получает благополучное разрешение), закон трёх единств (в «Сиде» действие происходит в течение 36 часов в трех разных местах), закон единства стиха

(стансы Родриго написаны не александрийским стихом). Со временем отступления от классицистических норм, допущенные Корнелем, забылись, сама же трагедия продолжает жить в литературе и на сцене.

В искусстве и эстетике классицизма (XVII в), состоявшие на почве идей французского абсолютизма, центром появилась активная деятельная личность - герой. Его характера не свойственный титанический масштаб который отличал героев. Возрождения, а также целостность характера и активное направления воли на достижение цели, которая определяла героев греческой античноститі.

В русле идей механистического материализма эпохи разделил мир на две независимые субстанции - духовную и материальную, мыслящего и чувственную, герой искусства классицизма предстает индивидуализированным олицетворением нием названных противоположностей и призван определиться относительно приоритетов. Героической фигурой он становится благодаря предоставлению преимуществ ценностям, которые олицетворяют"всеобщее", причем под"всеобщим"классицизма м понимал такие достаточно условные ценности, как дворянская честь, рыцарская преданность феодала моральном долгу перед правителем и под. Доминирование философского рационализма мало положительного направления я в смысле утверждения идей целостности государства под властью сильной личности. В искусстве оно обусловило умозрительность характеров и конфликтов героев трагедии. Исследователи справедливо отмечают, что классицизм" добывал гармоничное начало не из недр самой человеческой натуры (эта гуманистическая"иллюзия"была преодолена), а по той общественной сферы, в которой герой действовал".

Методологической основой эстетики классицизма стал рационалистический метод. Декарта, основанного на математическом знании. Он отвечал содержания идеологии абсолютизма, который стремился регламентировать все стр. ны культуры и жизни. Теория страстей, мотивированная философом, узалежнювала души от телесных возбуждений, вызванных внешними раздражителями. Рационалистический метод использовала теория трагедии в духе картезианства применила принципы поэтики. Аристотеля. Эта тенденция ярко прослеживается на примере трагедий самых выдающихся драматург ов классицизма -. П. Корнеля и. Ж. РасинРасіна.

выдающийся теоретик эстетики классицизма. О. Буало (1636-1711) в работе"Поэтическое искусство"(1674) преподает эстетические принципы искусства классицизма. Основой эстетического автор считает подчинения пошлин тца законам разумной мысли. Однако это не означает отрицания поэтичности искусства. Меру художественности произведения он узалежнюе от степени истинности произведения и правдоподобия его картин. Отождествляя восприятия пр екрасного с познанием истины с помощью разума, он творческое воображение и интуицию художника также узалежнюе от умжнює від розуму.

O. Буало призывает художников к познанию природы, но советует подвергать ее определенном очистке и исправлению. Большое внимание исследователь уделял эстетическим средствам выражения содержания. Для достижения идеала в искусстве он считал необходимым руководствоваться строгими правилами, вытекающие из некоторых всеобщих принципов есть, он придерживался идеи существования определенной абсолютной красоты, а значит, и возможных средств его твор ения. Основное назначение искусства, по мнению. О. Буало, - изложение рациональных идей, окутанных покровом поэтически прекрасного. Цель его восприятия - сочетание разумности мысли и чувственного наслаждения доцильнис ю фортю форм.

Рационализация форм опыта, в том числе художественного, отражена также в дифференциации жанров искусства, эстетика классицизма делит на"высокие"и"низкие"Автор считает, что их нельзя смешивать, поскольку они никогда не превращаются друг в друга. По. О. Буало, героические действия и благородные страсти - сфера высоких жанров. Жизнь обычных простых людей - сфера"низких"жанров. Именно поэтому, отдаю или должное произведениям. Жана-Батиста. Мольера, он считал их недостатком близость к народному театру. Итак, эстетика. О. Буало сосредоточена на создании предписаний, которых должен придерживаться художник, чтобы его произведение е дповидав идеи красоты как упорядоченности содержания и формы учитывая разумной целесообразности содержания и надлежащего поэтичности его формсту й належної поетичності його форми.

Определенные эстетические идеи содержат трактаты. П. Корнеля, посвященные теории драмы. Основной смысл последней драматург видит в"очистной"действия театра, вроде аристотелевской"катарсиса"Театр должен объяснить зритель чам события произведения так, чтобы из театра они могли пойти, развеяв всякие сомнения и противоречия. Ценным для теории эстетики есть идея вкуса, обоснована. Ф Ларошфуко (1613 - 1680) в работе"Максимы"Автор рассм ядае противоположные тенденции в познании, обусловленные различиями между вкусами и умом. В середине названной эстетической сферы противоположности повторяются в виде вкуса: страстного, связанного с нашими интересами, и общего, что направляет нас к истине, хотя разница между ними относительная. Оттенки вкуса разнообразные, ценность его суждений претерпевает изменения. Философ признает существование доброго вкуса, пр оторюе путь к истине. Несмотря декларативность эстетических идей классицизма, духовный и социальный грунт, на котором они росли, а именно - становление национальных государств с сильной единоличной властью (ко роль, император) - оказался чрезвычайно плодотворным для практики искусства. На основе идей классицизма высокого расцвета достигли драматургия, театр, архитектура , поэзия, музыка, живопись. Во всех этих видах мыс тецтва складывались национальные художественные школецтва складалися національні художні школи.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх