Подготовка к ГИА (С1) Сжатое изложение Текст Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Сжатое изложение Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево

напишите сжатое изложение 70 слов ТЕКСТ №2 «Дерево» Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость. Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах. Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А.Камкину) 198 слов

Подготовка к ГИА (С1) Сжатое изложение
Текст
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А.Камкину) 198 слов
Примеры текстов для редактирования и проверки
Текст №1
Издавно в народном создании нашим предкам дерево напоминало человека. Ствол – туловище, а ветви – руки. А так же, дерево могло болеть, стонать, скрипеть и умирать.
Подробно о дереве мы можем узнать в библии. Уже на первых её страничках говориться о двух райских садах. А ещё, что дерево – древо жизни, а точнее – все наши ближайшие родственники. У самого его основания заложена вера. На русских иконах мы тоже сможем встретить могучие деревья.
На картинах Шишкина «рожь» и «сосна» встречаются красивые деревья. Они украшают нашу природу. Дерево может быть добром и одновременно злом, но оно всегда остаётся нашим другом.
Текст №2
Издревно особое воспринятие как икону было дерева, нашим дорогим предком дерево было как свещеное растение если открыть библию то можно увидеть или прочетаь что дерево на первой странице в книге. В книге говорицся что давным давно была сад, и там росли два дерева и они довали плоды. Плоды первого дерева даёт бессмертие, а дары второго дерева даёт надежду, уверенность, храбрость, внутри дерева текут целебные соки, дерево чувствует дышит. раньше некоторые люди помешяли в рамку фотография деревы для них это было иконой, они кланелись дереву но многие забывают что дерево наш друг.
Текст №3
Нашим далёким предкам дерево напоминало человека, его ствол это туловище, корни – ноги, крона это голова, а ветви это руки. Дерево давало плоды, оно также как и человек могло болеть, стонать, умирать. В библии упомянуто два райских дерева, первое давало духовную веру, второе напоминало, что есть как и добро, так и зло. Особенно примечались деревья долгожители, деревья красавцы. Они описывались во многих картинах, например в картинах художника Ивана Шишкина. Для многих людей дерево было другом с которым можно было поговорить, поделится чем-нибудь сокровенным.
Текст №4
Издавно в народном сознании по-особому воспринималось отдельно стоящее дерево. Наши древние предки сравнивали его с человеком. Они считали, что ствол – это тело, корни – ноги, ветви – руки, а крона – голова. Дерево росло и мужало, взрослело и умирало. Оно давало плоды. А живительные соки, содержащиеся в них считали кровью человека.
Дерево обладает множеством человеческих достоинств. Оно может кричать, стонать, чувствовать боль. Ему присущи такие качества, как твёрдость, крепость, сила.
Также мы можем видеть большое значение дерева в библии. В райском саду росли два дерева: древо жизни и древо добра и зла. Первое приносило плоды – бессмертие. Второе древо – древо выбора. Человек должен испытать свою веру, сделав выбор в сторону добра, или же зла.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Они вдохновляли художников, писателей, музыкантов. Вспомним, к примеру, картины Ивана Шишкина «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом своими переживаниями. Оно становится для человека другом.
Текст №5
Древним предкам дерево напоминало человека. У него есть ствол, как у человека туловише, корни как ноги, крона как голова и ветви как руки. По дереву текут соки, как у человека кровь, оно может мужать, стареть, умирать.
В библие описывают два дерева райского сада. Первое даёт бессмертие. Под этим подразумевается вера в добро. Второе дерево описывается как испытание своей веры, выбор пути добра или зла. Их так же изображают на иконах.
Художники хорошо и красиво показывают деревья в своих картинах. Например Картина Ивана Шишкина «Сосна». Не даром с деревьями разговаривают. Они как-будто оживают, обретают душу.
Текст №6
Издально, в народном сознание воспринемалось дерево. Нашим предкам дерево напоминало человека., оно также похоже: ногами – корни, руками – ветви, кроной – головой и туловищем. Дерево, как и человек, могло болеть, скрипеть, росло, старело, умирало. В день выдавало плоды. Внутри дерева двигались соки, как кровь в человеке.
Особое восприятия дерева написано в библии: древо жизни и древо познания и зла. Плоды первого дают бессмертие и веру, плоды второго дают испытать веру, выбрать путь добра или путь зла.
Примечаются дерева долгожители и дерева красавицы. В лирических рассказах, лирический герой делится самыми сокровенными чувствами с деревом.
Текст №7
Издревна стояло в сторонке одно дерево. Которое видом похоже на человека: крона как карона, корни как ноги, ветви как руки, а сок внутри дерева был похож на кров. Дерево всё повидало и его все любили за то что оно есть. Старело тоже как человек, то скрипит, то осыпается. И получается так что дерево это как дедушки, сможет выслушать помоч чем-нибудь и он этому будет рад. Дерево чуткий собеседник, друг.
Текст №8
Издавна, на Руси ценилось отдельно стоящее дерево. Наши далёкие предки считали, что дерево похоже на человека. Ствол это туловище, крона это голова, а ветви это руки. Также дерево может болеть и крепнуть, обладать силами и мужеством, давать плоды, стонать, скрипеть, говорить и шуметь.
Слово дерево мы можем услышать как в рассказах «Рожь», «Осина» так и в песнях. Дерево нужно любить и уважать, ведь оно считается нам далёким другом.

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Цель урока:

подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами;

Учить анализировать текст, вычленять микротемы;

Правильно, кратко и логично излагать свои мысли;

Уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

Ознакомить с текстом на литературную тему

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков .

Вид урока: урок развития речи

Оборудование: на каждой парте текст «Дерево», у каждого учащегося таблица1 и таблица2, текст «Леса» для каждого ученика (для домашней работы).

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжим готовиться к государственной итоговой аттестации.

II. Формулирование цели и задач урока

Учитель : Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения, тренироваться в умении анализировать текст, вычленять микротемы и учиться способам и приемам сжатия текста.

III. Актуализация опорных знаний

Учитель : Вспомните, в чем особенности сжатого изложения?

(при сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное)

Учитель : Задачей сжатого изложения является отбор существенной информации, краткая передача содержания текста при условии, что основные мысли автора передаются без искажений.

Учитель : Вспомните, что такое микротема?

(это тема фрагмента текста, его части; сумма микротем передает основное содержание текста)

IV. Знакомство с текстом

Учитель: Слушаем текст, постарайтесь определить тему, основную мысль, тезисы.

«Дерево»

(По А.Камкину) 198 слов

V. Практическая работа

Учитель: Определите тему текста.

(значимость дерева в жизни человека)

Учитель: Определите идею текста.

Учитель: Определите тип речи данного текста. Докажите.

(тип текста- рассуждение, так как автор рассуждает и доказывает, что дерево имеет много общего с человеком)

Учитель: Какова структура текста-рассуждения?

(текст-рассуждение состоит из трех частей: тезис, доказательства и вывод). Найдем в тексте признаки рассуждения.

(тезис- нашим предкам дерево напоминало человека; доказательства:

Дерево, как и человек, росло, мужало, старело, умирало;

В Библии упоминаются древо жизни и древо познания добра и зла;

Художники, поэты, музыканты воспевали в своих произведениях дерево.

Вывод: дерево- постоянный спутник человека, его друг.

Учитель: Определите стиль текста.

(стиль-публицистический, так как текст воздействует на читателя и знакомит его с определенной информацией).

Учащимся раздаются листки с текстом.

Учитель: Текст разделен на три абзаца. С какой целью?

(каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему)

Учитель: Определим микротему каждого абзаца, найдем ключевые слова.

Данные будем заносить в таблицу. (у каждого учащегося на парте листок с основой таблицы, с напечатанными абзацами в первом столбце; микротему и план вписывают сами, работая с текстом)

Таблица1

Абзац

Микротема

План

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, дерево росло, мужало, старело, умирало, давало плоды, обладало крепостью, силой и твердостью.

Схожесть с человеком.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру и ее дары, второе- выбор между добром излом.

Два дерева райского сада.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.

В русском искусстве немало живописных и словесных образов. В лирических песнях дерево становится чутким собеседником, другом.

Дерево в искусстве.

VI. Работа над сжатием текста

Учитель: Сжать текст можно двумя способами: обобщение частной и исключение второстепенной информации.

К исключению второстепенной информации относится:

А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.

Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.

Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).

К обобщению информации относится:

А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Б) Ряд однородных членов.

VII. Самостоятельная работа

Учитель: Используя приемы сжатия, сократите текст (на партах учащихся листки с таблицей; в первом столбце напечатаны абзацы, задача ребят- заполнить второй и третий столбцы)

Таблица 2

Абзац

Что применили?

Что получилось?

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно.

Нашим предкам дерево напоминало человека. Как и человек, оно росло, мужало, старело и умирало, давало плоды. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Дерево обладало силой, крепостью, твердостью.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно:

Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:

Исключение повторов;

Исключение второстепенной информации.

Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое дерево символизирует веру и ее дары: любовь, духовная чистота, бессмертие. Второе же дерево призвано испытать эту веру.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом

Исключение второстепенной информации;

Исключение повторов;

Исключение предложений, содержащих рассуждения, поданные слишком широко и полно.

Русские художники, поэты, музыканты оставили нам немало живописных и словесных образов деревьев. В лирических песнях дерево становится собеседником, другом.

(80 слов)

VIII. Подведение итогов

Учащиеся сравнивают свои результаты. Зачитывают полученные тексты.

IX. Домашнее задание

Определить микротемы текста, найти ключевые слова, составить план текста.

«Леса»

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(По К.Паустовскому) 187 слов


Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
(По А.Камкину) 198 слов

Нашим предкам дерево напоминало человека с руками, ногами, головой.Оно росло, давало плоды, старело, умирало. В нем шло движение живительных соков.Оно могло болеть, стонать, имело силу, крепость.
На страницах Библии упоминаются два дерева: древо жи3ни и древо по3нания добра и 3ла.Плоды первого приносят бессмертие, второго - веру. Человек выбирает между добром и 3лом.
Деревья и3ображены на картинах многих художников. В песнях люди делятся с ними своими чувствами, считают дру3ьями.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх