Самые известные меценаты россии. Меценатство и благотоврительность в России в конце XIX - начале ХХ века Высокая нравственность, осознание общественного

Завершая разговор о русском искусстве "серебряного века", нельзя не вспомнить о меценатах , о людях которые любили, ценили и понимали искусство, сохраняли его и стремились подарить его людям.

То, чем сейчас владеют музеи, они обязаны поискам и открытиям энтузиастов, собирателей, меценатов. Тогда не было никаких государственных программ и планов. Каждый коллекционер собирал то, что ему нравилось, как умел систематизировал, иной раз исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности поистине грандиозны: все фонды музеев дореволюционной России были составлены из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров . Благодаря их деятельности наши музеи располагают уникальными произведениями искусства разных времен и народов.

Мы не имеем возможности перечислить хотя бы небольшую часть истинных любителей искусства, подвижников, энтузиастов, их было много по всей великой России, скажем коротко лишь о немногих, продолжателях дела Строгановых, Румянцева, Шувалова, Юсупова, Шереметева и др.

Серья Морозовых

Начнем с Морозовых . Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, сохраняла значительное влияние и в развитии отечественной промышленности, и в благотворительных культурных начинаниях. Алексей Викулович Морозов (1857-1934) собрал прекрасную коллекцию фарфора . В его же особняке хранились изделия из стекла, гравированные портреты, литографии, древние иконы. После революции собрание А. В. Морозова было национализировано, сам владелец оставлен хранителем. К 1930-м гг. коллекция разошлась по разным музеям, значительная ее часть осела в музее керамики в усадьбе Кусково.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903), старший из братьев Морозовых, сыновей основателя Тверской мануфактуры производства хлопчатобумажных тканей. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, и даже читал лекции в нем под псевдонимом "Михаил Юрьев", издал свои исторические сочинения. Много бывал за границей, любил Париж. В Москве он был широко известен. Он был гласным городской думы, избирался почетным мировым судьей, председателем купеческого собрания. В Успенском соборе Кремля состоял старостой, занимался исследованием этого уникального памятника старины, финансировал реставрационные работы.

Морозов принимал участие в деятельности целого ряда общественных организаций:

поддерживал их деньгами.

Жертвовал немалые деньги на поддержку Московской консерватории и Строгановского училища. Откликнулся на призыв профессора И. В. Цветаева и взял на себя расходы по созданию зала искусства Греции.

Человек разносторонний, увлекающийся, М. Морозов был страстным любителем сцены, выступая с отзывами на театральные постановки, и коллекционером картин (ныне - музей им. А. С. Пушкина).

Сначала он приобрел полотна своих друзей - московских художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова. Потом увлекся искусством импрессионистов и постимпрессионистов. Он раньше других собирателей оценил Гогена и Дега, Ван Гога и Ренуара.

Его коллекция насчитывала около 100 картин русских и зарубежных художников , а также более 60 старинных икон . Среди картин были такие шедевры, как

  • "Царевна Лебедь" Врубеля,
  • "Портрет Мики Морозова" Серова,
  • "Кабачок" Мане,
  • "Море в Сен-Мари" Ван Гога.

Коллекция размещалась в обширном особняке на Смоленском бульваре. Морозов был известным хлебосолом, у него собирались шумные компании художников, артистов, они знакомились с его коллекцией картин.

Михаил Абрамович прожил недолго - неизлечимо больной он умер в 33 года. Его вдова передала большую часть коллекции в Третьяковскую галерею. Полотна западноевропейских мастеров вошли в состав Музея изобразительных искусств и Эрмитажа.

После смерти брата его дело продолжил брат Иван Абрамович Морозов (1871-1921), который получил высшее образование в Цюрихском политехникуме, сам занимался живописью и рисунком. Он приобретал полотна Сислея и Писарро, Ренуара и Ван Гога, и, конечно, картины Коровина и Левитана. Уже через несколько лет в его собрании было свыше 250 произведений новейшей французской живописи, в том числе знаменитые полотна Ренуара "Купание на Сене", "Портрет Жанны Самари" и "Девушка с веером", Ван Гога "Красные виноградники в Арле" и "Пейзаж в Овере после дождя", Пикассо "Акробат на шаре", произведения Гогена, Боннара, Сезанна, Матисса. Можно было сказать, лучшие произведения парижских мастеров оказывались в руках у И. А. Морозова. Ни один из европейских собирателей, ни один из западных музеев не обогащал своих коллекций с такой энергией и стремительностью.

Для размещения своего собрания Морозов в 1899 г. приобрел в Москве на Пречистинке просторный особняк. К сожалению, коллекция И. А. Морозова была недоступна для осмотра в силу характера и склонностей владельца. В 1918 г. в период национализации, морозовская галерея послужила основой для создания "Второго музея новой западной живописи", где владелец оставался заместителем директора. Но вскоре семья Морозовых уехала за границу, Иван Абрамович умер по пути в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

Петр Ивнович Щукин (1853-1912)

Промышленник, коллекционер и меценат из именитой купеческой семьи Петр Ивнович Щукин (1853-1912) был страстным собирателем образцов старого быта и искусства России, подобно П. П. Свиньину, П. Ф. Коробанову, М. И. Погодину, А. П. Бахрушину. Кроме предметов декоративно-прикладного искусства царских мастерских и крестьянских ремесленников, в его коллекции находились личные архивы видных государственных деятелей, представителей русской знати, науки, культуры (графов Воронцовых, богачей Демидовых и др., письма Тургенева, генерала Скобелева, список радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву" и т. д.).

Для размещения значительной по объему и разнообразной по составу коллекции построил специальное здание на Малой Грузинской улице. С 1895 г. частный музей П. И. Щукина открылся для исследователей и всех любителей старины. Здесь писал этюды для картины "Степан Разин" В. И. Суриков, изучал планы Москвы XVII в. А. М. Васнецов.

В 1905 г. Петр Иванович все свое собрание вместе с домом, библиотекой, картинной галереей принес в дар Историческому музею. Сейчас в этих зданиях размещен Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Собирательством в семье Щукиных занимались и другие братья: Николай, Петр, Иван и Сергей. Так Сергей Иванович Щукин (1854-1936) пошел неизведанным путем: он начал собирать полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые тогда вызывали насмешки и недоумение. Щукин полагался на собственное чутье, которое его не подводило. Щукинская галерея насчитывала до 250 произведений , 40 из них принадлежали Матиссу. Здесь были картины Моне, Сислея, Пюви де Шаванна, Марке, Ван Гога, Гогена, Руссо, Сезанна, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Пикассо.

С 1910 г. его галерея открылась для публичного посещения и стала популярным центром современного искусства. Здесь, в стенах особняка на Знаменке, побывали все московские художники того времени. М. С. Сарьян вспоминал: "...Щукин, у которого было богатое собрание французской живописи, устраивал у себя вечера, на которых лучшие московские музыканты исполняли произведения Скрябина, Меттнера, Рахманинова. У Сергея Ивановича мы с огромным интересом смотрели работы Ренуара, Сислея, Моне, Ван Гога, Гогена и других более молодых художников".

Собрание Щукина оказало влияние на московских художников, которые создали особую школу русского авангарда. Когда галерея была национализирована, Сергей Иванович стал Директором и хранителем, но вскоре семья Щукиных выехала за границу - сначала в Германию, затем во Францию. Он дожил до преклонных лет и похоронен в Париже на Монмартрском кладбище.

Мария Клавдиевна Тенишева (1864-1928)

Замужество Марии Клавдиевны Тенишевой (1864-1928) в 1892 г. за князем В. Н. Тенишевым, человеком образованным и богатым, положило начало ее благотворительности. Тенешева, человек одаренный (после гимназии училась в парижской оперной студии), не связала судьбу с артистическими подмостками, а стала меценатом в окрестностях имения Тенишевых - Талашкино, в Смоленском крае. Ею была основана рисовальная школа в Смоленске, творческая студия в Петербурге. Она финансировала журнал "Мир искусства", оказывала поддержку выставке передвижников в Смоленске. В дар только что учрежденному Русскому музею она приносит 500 рисунков и акварелей из личного собрания, субсидирует археологические раскопки в Новгороде, и, наконец, создает художественные мастерские в Талашкине по примеру подмосковного Абрамцево, и там же устраивает музей народного искусства "Русская старина". В Талашкине работали В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие видные художники тех лет.

В 1918 г. Мария Клавдиевна уехала за границу. Последнее свое французское десятилетие она посвятила работе в технике выемчатой эмали, которую освоила еще в Талашкине. В Париже, Риме и Праге с успехом прошли ее выставки. Она умерла в апреле 1928 г. и похоронена на кладбище Сен-Клу под Парижем.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Неоценим вклад в дело сохранения произведений искусства Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Он, как и многие меценаты, происходил из купеческой среды, Третьяковы торговали льняным полотном. Третьякова-коллекционера интересовала русская художественная школа. В его коллекции появились работы В. И. Якоби, А. К. Саврасова, М. П. Клодта, В. Г. Перова. Особое внимание уделял Третьяков современным ему художникам реалистического направления - передвижникам. Наиболее полно в его собрании представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков. Попутно галерея пополнялась работами мастеров XVIII - 1-й половины XIX вв.

В рамках частного собрания Третьякова началось создание "русского пантеона" - портретов знаменитых соотечественников. Павел Михайлович приобретал имеющиеся портреты и заказывал новые ведущим портретистам времени: Перову, Крамскому, Репину, Ге и другим.

Для своей быстро растущей коллекции Третьякову пришлось строить специальное здание в замоскворецком переулке. Художник М. В. Нестеров вспоминал: "Мы, тогдашние юнцы, ученики Училища живописи и ваяния хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок... Мы шли туда, как домой". В августе 1892 г. П. М. Третьяков подал в Московскую городскую думу Предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В собрании Третьякова насчитывалось 1287 произведений живописи и 518 графики, а также 75 картин европейских мастеров (собрание незадолго до того умершего С. М. Третьякова). 15 августа состоялось официальное открытие "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Многим обязаны потомки таким меценатам, как художник из купеческой семьи Остроухов Илья Семенович (1858-1929), который создал частный музей изобразительного , открытый с 1890 г. для всех желающих, ученый дворянского происхождения Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827-1914), который собрал всемирно известную коллекцию картин преимущественно голландских и фламандских мастеров (свыше 700 полотен) и уступил ее Императорскому Эрмитажу, хотя зарубежные коллекционеры предлагали большие деньги за нее.

Другие меценаты

Сравнимую с Третьяковской коллекцию русского изобразительного искусства собрал издатель, благотворитель из купеческой семьи Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Знатоком иконописания и собирателем русских древностей был Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), имеющий историко-филологическое образование из семьи полтавского помещика, он был хранителем Оружейной палаты и Румянцевского музея, автором многих трудов, посвященных изучению и систематизации памятников искусства.

Произведения Брюллова, Федотова, М. Воробьева, Маковского, Репина, В. Васнецова, Поленова входили в "Цветковскую галерею", расположенную на Пречистинской набережной, которая включала в себя свыше 1800 произведений искусства и была собрана сыном священника, служителем банка Иваном Евменьевичем Цветковым (1845-1917).

Созданию Московского музея изящных искусств Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), сын сельского священника, а затем глава кафедры истории и теории искусств в Московском университете, которому отдал большую часть жизни. Он сумел организовать силы государственных деятелей, ученых и меценатов для благородного дела. Так автор проекта и строитель здания архитектор Р. И. Клейн безвозмездно трудился над созданием музея.

Открытие музея было приурочено к празднованию 100-летия юбилея Отечественной войны 1812 г. Первым посетителям была явлена уникальная, самая представительная в Европе коллекция слепков, памятников скульптуры и фрагментов архитектуры от древнейших времен и включая эпоху Возрождения. Музей открывал любителям искусства богатейшую панораму мирового классического наследия.

Ныне, пополненный многими коллекциями, собраниями картин выдающихся художников, цветаевский музей изящных искусств - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина являет собой второй, вслед за Эрмитажем, музей мирового искусства в России.

Профессиональными благотворителями называли владельцев кожевенных и суконных предприятий Бахрушиных, настолько широко и постоянно они выделяли средства от своих доходов на цели благотворительности, на поддержку культурных и общественных начинаний.

На земле Бахрушиных и на их деньги (50 тыс. рублей) был построен театр Корша (ныне филиал МХАТа).

Славный представитель этого семейства Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) посвятил себя коллекционированию книг и старинных вещей, коллекция которых по его завещанию поступила в Исторический музей.

Находились меценаты, которые поддерживали новые течения в искусстве. Так на средства Николая Павловича Рябушинского , сына фабриканта, внука предприимчивого крестьянина, издавался журнал символистов "Золотое руно" (1906-1910). Это был дорогой, красочный журнал, в котором было три отдела: художественный, литературный и музыкальный. В журнале сотрудничали М. Врубель, Борисов-Мусатов, Блок, Белый и многие другие. О роскоши журнала свидетельствует то, что качественные иллюстрации прикрывались тончайшей шелковой бумагой, подписчикам журнал доставлялся в футляре с золоченым шнуром. Сначала журнал выходил на русском и французском языках. Расходы на журнал превышали доходы, а кризис символизма в 1910 г. положил конец этому изданию, к тому же в 1909 г. Н. Рябушинский разорился.

Читатели журнала могли познакомиться с творчеством художников "Мира искусства" , мастерами прошлого, представителями "новой волны", например, П. Кузнецова и В. Милиоти ("Голубая роза"), с творчеством поэтов-символистов, музыкальными новинками. "Золотое руно" Рябушинского явилось зеркалом целой эпохи короткой, но значительной в развитии русского искусства.

На средства же Рябушинского была организована выставка "Голубой розы" (1907), а потом выставки под названием журнала "Золотое руно" (1908, 1909, 1910).

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Огромный вклад в развитие русского искусства внес Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) , крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одаренный (замечательно пел, занимался скульптурой), большой знаток и ценитель искусства. В 1870-1890-е гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. Здесь жили и работали лучшие художники того времени (Поленов, Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Коровин, Суриков, Остроухов, Серов и др.), с которыми сам Мамонтов был в дружеских отношениях ("Абрамцевский /мамонтовский/ художественный кружок"). Особенностью содружества было то, что в него входили художники различных направлений, но объединенных интересом к русской истории, желанием возродить и прославить русское искусство.

Художников в Абрамцево привлекали возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых и благотворно влиявшая на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи В. Д. Поленова, В. М. Васнецов писал в Абрамцево "Аленушку" и "Трех богатырей", И. Е. Репин работал над картиной "Не ждали", сделал многочисленные эскизы к "Крестному ходу", первые эскизы к "Запорожцам". Абрамцевский пейзаж вошел в картину М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием "Девочка с персиками".

При содействии Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны были созданы художественные мастерские , развивавшие традиции народного творчества керамики и резьбы по дереву.

В 1919 г. абрамцевская усадьба была национализирована. Здесь был создан музей . Его организатором и первым заведующим стала младшая дочь Мамонтовых Александра Саввична. В 30-е гг. здесь создали поселок художников, где жили и работали такие замечательные мастера, как И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, И. И. Машков, В. И. Мухина и многие другие.

Невозможно представить музыкальную жизнь конца XIX - начала XX вв. без Московской частной оперы, основанной С. И. Мамонтовым в 1885 г. и просуществовавшей до 1904 г.

В 1899 г. Мамонтов разорился и угодил в долговую тюрьму. К сожалению, многие, кто был ему обязан моральной и финансовой поддержкой, забыли о нем. Пожалуй, лишь Шаляпин не отрекся от него и продолжал в концертах делать ему посвящения.

Строгановы. Меценаты и коллекционеры

Есть выставки, ценность которых не ограничивается только художественным значением. К ним смело можно отнести открывшуюся в Эрмитаже выставку "Строгановы. Меценаты и коллекционеры". Прежде всего - это выставка-акция, дань памяти и уважения людям, составившим славу и гордость России. В этом своем значении она является логическим продолжением линии, начатой в свое время выставкой "Морозов и Щукин - русские коллекционеры" в ГМИИ им. А. Пушкина.

Коллекционирование произведений искусства было едва ли не обязательным занятием для представителей лучших российских фамилий. Известны целый ряд крупных частных коллекций, такие как собрания И.И. Шувалова, Е. Р. Дашковой, А. А. Безбородко, Н. Б. Юсупова и др. И одно из первых мест в ряду русских собирателей принадлежит семейству Строгановых.

Более 370 произведений искусства, ранее входивших в коллекции разных представителей семьи Строгановых, впервые снова собрались вместе на выставке "Строгановы. Меценаты и коллекционеры". Их удалось собрать, благодаря усилиям многих музеев - Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея-заповедника "Павловск". Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств, Сольвычегорского историко-художественного музея и др., куда после революции разошлись работы из семейной коллекции Строгановых.

Воображение зрителей поражает здесь все: художественное качество представленных произведений, необычайное жанровое разнообразие работ, временные и географические рамки происхождения вещей, удивительные истории их попадания в Россию, и, наконец, их количество (при том, что это лишь часть большого собрания).

Среди значительных коллекций произведений искусства в домах русской аристократии наиболее ценным по качественному и количественному составу было собрание Строгановых, начало которому положил барон Сергей Григорьевич Строганов (1707 - 1756). В 1754 году он поручил перестроить свой дом на Невской проспекте зодчему Ф.-Б. Растрелли и с этих пор дворец стал местом собирания и хранения художественных коллекций, которые принесли славу не только их владельцам, но и России.

Коллекционером европейского масштаба стал сын барона, граф Александр Сергеевич Строганов (1733 - 1811). Особенно славилась его картинная галерея, получившая широкую известность благодаря изданию каталогов, подготовленных самим коллекционером. В каталоге 1793 года упоминаются 87 картин пятидесяти пяти западноевропейских художников. В издании 1800 года в галерее уже было 116 произведений семидесяти двух живописцев. Собрание включало работы итальянских, французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. Предпочтение Строганов явно отдавал итальянским живописцам, главным образом художникам Возрождения и академистам XVII века. В дальнейшем в собрании появились картины русских мастеров. Особый интерес во дворце вызывал Минеральный кабинет, где была сосредоточена коллекция минералов, найденных на территории России и разных стран Европы, а также множество окаменелостей: кораллов, моллюсков, рыб, черепах, растений. Вероятнее всего, основная часть декоративных изделий из камня, происходящая из дома-музея Строгановых и затем поступившая в Эрмитаж, была собрана в конце XVIII - первом десятилетии ХIХ века.

При графе Сергее Григорьевиче Строганове (1794 - 1882) собрание приобрело поистине музейное значение. В Строгановском дворце была создана одна из первых в России коллекция иконописи, в которой произведения мастеров строгановской школы составляли большую и самую значительную часть коллекции. Более доступными для осмотра стали вещи прикладного характера: мебель, табакерки, вазы из цветного камня с бронзой, шандалы и канделябры, мелкая бронзовая пластика. Огромную ценность представляла обширная библиотека, пополнявшаяся всеми владельцами дома. Помимо увеличения коллекции живописи, значительно увеличилась нумизматическая часть. Особенное внимание Сергей Григорьевич уделял коллекционированию русских и византийских монет.

Его старший сын, Александр Сергеевич Строганов (1818-1864), собирал западноевропейские монеты. В 1925 году нумизматическая коллекция, более 53000 монет, поступила в Отдел нумизматики Эрмитажа, существенно обогатив несколько разделов его собрания. Наиболее редкие и интересные монеты представлены на выставке.

Самостоятельное превосходное собрание художественных произведений собрал сын Сергея Григорьевича, Павел Сергеевич Строганов (1823 - 1911). Вслед за отцом он приобретал произведения ранних итальянских мастеров XV - начала XVI веков, мелкую пластику из дерева, керамику и мебель. Большой раздел в собрании занимали также картины фламандских и голландских живописцев. А позднее его собрание пополнилось произведениями современных западных и русских мастеров. Свои коллекции Павел Сергеевич размещал в имении "Знаменское - Кориян" Тамбовской губернии, а в 1857 году начал строительство дома по проекту архитектора И.А.Монигетти в Санкт-Петербурге, на Сергиевской 11, который был завершён в 1859 году. Представленные на выставке пять акварелей позволяют воссоздать облик этого дома. После смерти Павла Сергеевича в Эрмитаж, согласно завещанию, был передан ряд произведений, среди которых были представленные на выставке "Несение креста" Дж. Ф. Майнери, "Комната в голландском доме" П. Янсенса. Павлу Сергеевичу принадлежала и экспонируемая "Капризница" А. Ватто, которая поступила в Эрмитаж уже после революции.

Младший сын Сергея Григорьевича, Григорий Сергеевич (1829 - 1911), проведший большую часть жизни в Риме, знал о трудностях, связанных с приобретением произведений искусства для Эрмитажа. Поэтому в конце жизни он хотел передать Эрмитажу ряд художественных вещей. В 1911-1912 годах наследники графа князь Владимир Алексеевич и княжна Александра Алексеевна Щербатовы передали в дар музею шестнадцать предметов из его коллекции.

Для Строгановых античность не была основным предметом собирательства. Но Александр Сергеевич обладал небольшой коллекцией антиков и скульптур под антик. В это время внимание к античному искусству было обязательно для истинного знатока. Античная скульптура приобреталась и для украшения дворца, который к 70-е годы XVIII века представлял собой великолепный неоклассический ансамбль. В интерьерах дворца неоклассические имитации соседствовали с подлинниками, копиями и слепками. Любовь к классическим древностям Сергей Григорьевич передал своим сыновьям - Григорию и Павлу, ставшими видными собирателями своего времени. Среди роскошных художественных собраний Павла в доме на Сергиевской улице были этрусские и аттические расписные вазы, бронзовые и терракоттовые статуэтки, светильники из глины. В 1920-е годы эта коллекция поступила в Строгановский дворец. После закрытия Строгановского дворца в Эрмитаж были переданы 15 мраморных скульптур, 135 бронз и 50 терракот, изделия из стекла, резные камни.

Китайские предметы были у Строгановых уже в XVIII веке. Документально зафиксированные приобретения были сделаны при Александре Сергеевиче. Обширная коллекция китайских изделий хранилась в собрании графа Павла Сергеевича Строганова в доме на Сергиевской улице, которые можно увидеть на представленных на выставке акварелях 1860-х годов. На выставке экспонируются две чашки из черного лака с инкрустацией перламутром, оправленных во французскую бронзу, изображенные на акварели Ж. Мэйблюма "Зеленая гостиная". На "китайском маскараде", организованном царской семьей в январе 1837 года в Аничковом дворце, Павел Сергеевич был одет в китайский вышитый халат, который также можно видеть на выставке. В собрании Государственного Эрмитажа находится около шестидесяти китайских изделий, поступивших в 1928 году из дворцов Строгановых.

Строгановы собрали первую в мире коллекцию позднеантичных и восточных раннесредневековых серебряных сосудов, ядро которой составили иранские чаши, изготовленные при династии Сасанидов. Эта богатейшая коллекция включала в себя 29 предметов, по большей части настоящих шедевров. В 1925 году почти вся она была передана в Государственный Эрмитаж.

Небольшое эрмитажное собрание мексиканских древностей обязано Строгановым лучшими своими экспонатами. Мексиканские памятники из дворца Строгановых до наших дней остаются лучшими в России по качеству. Они были переданы в Эрмитаж в 1926 - 1928 годах. Ацтекский бубенец в форме воина-орла является шедевром мирового уровня Строгановские коллекции в 1920 - 1930-е годы были распределены по музеям, часть распродана на аукционе. Выставка "Строгановы. Меценаты и коллекционеры" даёт возможность представить и понять значительную роль, которую сыграла династия Строгановых в культурной жизни России.

"Основная цель выставки - воспитание у петербужцев исторического вкуса и напоминание о значимости династии Строгановых для культурной жизни России" - сказал на открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Возвышение семьи Строгановых началось еще с допетровских времен. В Смутное время и позже Строгановы помогали законной власти денежными взносами. В одной из жалованных грамот Петра Великого вычислено, что Строгановы во время междуцарствия и при Михаиле Феодоровиче пожертвовали деньгами 841 762 руб., что на современный счет составит около 4 миллионов рублей. За эти услуги Строгановы были возведены в звание "именитых людей" и получили право именоваться с "вичем". По званию "именитых людей" Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинно торговлю с азиатскими инородцами. Уложение царя Алексея Михайловича отводит им особую статью (ст. 94, гл. Х).

Огромные средства Семена Иоанникиевича Строганова давали ему возможность оказывать Петру I значительную помощь во время Северной войны; около 1701 г. он на свои деньги снарядил два военных фрегата. Жена его, урожденная Новосильцева, была первой статс-дамой при дворе. Имения Григория Строганова были еще увеличены Петром I по восьми жалованным грамотам, так что в одних только Пермских владениях у него было "на лицо" 44643 человек, да 33235 человек "в бегах и в мире скитающихся".

Во второй половине XVIII века предпринимательская деятельность Строгановых приходит в упадок. В XVIII веке, когда начался процесс "одворянивания", то есть получения купцами дворянских званий, Строгановы одними из первых смогли совершить переход в привилегированное сословие.

В 1722 г. Петр Великий за заслуги последнего "именитого мужа" Строганова, Григория Дмитриевича, возвел его сыновей Николая, Александра и Сергея в "баронское" достоинство. Они стали родоначальниками трех ветвей Строгановской фамилии. Сын Сергея Александр был возведен в 1761 г. императором Францем I в "графское" достоинство Римской империи, а в 1798 г. император Павел I возвел его и в графы Российской империи.

Сергей Григорьевич (1707 - 1756), барон, генерал-лейтенант, пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и отличался редкой благотворительностью; в "Академических Ведомостях", по поводу его смерти, было сказано, "что он око был слепых, нога хромых и всем был друг". Любя искусство, он основал богатейшую картинную галерею в своем доме, выстроенном знаменитым Растрелли.

В разные годы на протяжении нескольких поколений представители этой фамилии занимали высокие должностные посты, оставив по себе память, в том числе, и на административном поприще.

Стоит вспомнить в этой связи Александра Сергеевича Строганова (1733 - 1811). Один из самых просвещенных людей своего времени, он довершал образование в Европе, в 1752-54 годах слушал лекции в Женевском Университете, был знаком с Вольтером и другими выдающимися людьми. При Екатерине II стал сенатором. В 1766 г. в его доме собирались депутаты, избранные в комиссию по составлению проекта Нового уложения. Как член последней, он особенно настаивал на устройстве школ для крестьян. Он был директором петербургской Публичной библиотеки. В 1758 году стал почетным членом только что созданной Академии художеств, а в 1800 году Павел I назначил его Президентом Петербургской Академии художеств, где он "своей деятельностью снискал славу и любовь соотечественников". Павел I также возложил на А. С. Строганова сооружение памятника А. В. Суворову и строительство Казанского собора. Формально строительство субсидировало царское правительство, фактически - граф А. С. Строганов. В осуществление грандиозной постройки граф вложил львиную долю своего состояния. При Александре I А. С. Строганов стал членом Госсовета. И в день его похорон император Александр I шел пешком от Казанского собора до Александро-Невской лавры за гробом именитого человека России.

Другой Александр Сергеевич Строганов (1818 - 1864), граф, егермейстер двора Его Величества, известный как собиратель средневековых и новоевропейских монет; был одним из основателей Санкт-Петербургского археологического общества и членом Одесского общества и истории древностей Российских.

Сергей Григорьевич (1794 - 1882), граф, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, член Государственного совета. Пятнадцати лет от роду поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения; отличился в Бородинском сражении, в 1828 г. - в делах под Шумлой и Варной. В 1831 - 1834 гг. исполнял обязанности военного губернатора в Риге и в Минске. В 1835 г. назначен попечителем Московского учебного округа. Время его управления (1835 - 1847) было, по общему отзыву современников, блестящей эпохой для Московского университета. В 1859 г. он основал Археологическую комиссию, председателем которой был до конца жизни; много содействовал раскопкам на Черноморском побережье. Вместе с А.Д. Чертковым значительно поднял научный интерес к русской нумизматике и составил богатейшую коллекцию русских монет. В 1854 - 1855 гг. участвовал в Севастопольской кампании; в 1859 - 1860 гг. был Московским военным генерал-губернатором, в 1863 - 1865 гг. председателем комитета железных дорог. Был главным воспитателем великих князей Николая, Александра, Владимира и Алексея Александровичей.

Строгановы-меценаты одна из главных тем данной выставки. Сегодня мы имеем возможность узнать больше и об этой стороне их деятельности.

Уже в конце XVI и начале XVII века Строгановы поддерживали творчество наиболее искусных иконописцев, стремившихся к особому изяществу живописи, заказывая и приобретая их произведения для своих "горниц". В тот период сложилась "строгановская" художественная школа. В конце XVII века можно говорить и о строгановском стиле в архитектуре. Именно в этом стиле выполнена церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, построенная на средства Г. Д. Строганова.

Александр Сергеевич (1733 - 1811) стал одним и из выдающихся русских меценатов в полном смысле этого слова. Он покровительствовал талантам как в искусстве, так и в литературе. Его поддержкой пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов. В конце ХVIII века граф Строганов открыл свои коллекции для общественного обозрения, как тогда говорили "для общей пользы". Художественное собрание Строгановых служило и педагогическим целям - здесь проводились занятия питомцев Академии художеств, президентом которой был А. С. Строганов. "В его картинной галерее занимались художники, просвещались соотечественники, и в Библиотеке сама императрица Екатерина II брала читать Вольтера у А. С. Строганова", что засвидетельствовано в сохранившемся формуляре. Библиотека А. С. Строганова была богата рукописями и считалась лучшей в России. Как и галерея она была доступна для посещения. Его дом посещали Левицкий, Иванов, Шебуев, Щукин, Мартос. Знаменитый Воронихин вышел из его дворовых людей и был обязан Строганову своим образованием и карьерой. Александр Сергеевич принимал большое участие в делах благотворительности императрицы Марии Федоровны, был покровителем писателей и художников. "При его поддержке Гнедич смог взяться за свой великий труд - перевод "Илиады" Гомера".

Особой добротой в роду Строгановых прославилась графиня Наталия Павловна (1796 - 1872). Современники отмечали удивительную мягкость ее характера и сердечную кротость. "В особенности отличалась она состраданием к ближнему и вообще неимущим людям;вся ее жизнь вращалась в кругу своей семьи, деяний добра, и другого мира у нее не было. Так она начала свое существование, так и провела всю свою жизнь, так и отошла в вечность".

Еще один известный благотворитель и меценат - граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882) - с 1835-го по 1847 год был попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали "строгановским временем". Управляя университетом, Строганов умел находить и поощрять талантливых преподавателей. Грановский, Кавелин, Соловьев, Буслаев, Бодянский - вот только несколько профессоров, которые начали свою университетскую деятельность в это время, а впоследствии стали гордостью российской науки. Понимание С. Г. Строгановым необходимости развития в стране высшего образования сказалось на неприятии им ограничения доступа в университет лицам низших сословий и на его борьбе с цензурой. Он энергично выступал за улучшение состояния гимназий и начальных школ, подготовив "Положение о городских начальных училищах в Москве". Именно С. Г. Строганову, большому любителю археологии, многим обязано Общество истории и древностей российских, в котором он был председателем на протяжении 37 лет (с 1837-го по 1874 год) и для которого он добился звания Императорского с государственным субсидированием (не забывая при этом и о постоянном собственном финансировании). Ему же своим появлением обязана Археологическая комиссия. Под его руководством и на его средства были напечатаны "Древности Российского государства"и целый ряд других изданий, в том числе и те, автором которых был он сам: "Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, строенный с 1194 по 1197 г." (Санкт-Петербург, 1849) и критический разбор сочинений Виолле: "О русском искусстве" (Санкт-Петербург, 1879).

Сергей Григорьевич основал на свои средства в Москве техническую школу рисования - первую российскую рисовальную школу. А в 1825 году он организовал в Москве знаменитое ныне Строгановское училище.

Граф Александр Григорьевич Строганов в бытность его в Одессе интересовался деятельностью тамошнего Общества истории и древностей России, был его президентом и сделал очень много ценных пожертвований в музей. Громадная его библиотека завещана Томскому университету.

А Сергей Александрович Строганов в 1914 году открыл свой дворец и его художественную галерею самой широкой публике.

Традиции меценатства продолжают и современные потомки Строгановы. Сама эта выставка смогла состояться во многом благодаря деятельному участию Строгановского фонда, основанного баронессой Элен де Людингаузен, последней представительницей рода Строгановых, проживающая ныне в Париже. По представлению Государственного Русского музея Элен Де Людингаузен (баронесса Строганова) в 1999 году награждена почетным дипломов Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность. При поддержке Строгановского фонда уже осуществлен ряд крупных проектов, в настоящее время восстанавливается мебельный гарнитур для Большого Танцевального зала дворца Строганова. Финансовую поддержку оказывает фонд и Казанскому собору.

На торжественное открытие выставки "Строгановы. Меценаты и коллекционеры" прибыло 180 почетных гостей - благотворителей Строгановского фонда. Среди них представители королевских домов Европы, аристократических семей, видные политики, банкиры и т.д.

Виктор Петров

В середине XIX - начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры .

Павел Третьяков (1832–1898)

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа . Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу - Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Илья Репин. Портрет Саввы Мамонтова. 1880. Государственный театральный музей имени Бахрушина

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Фотография: aquauna.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: mkrf.ru

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов. Фотография: epochtimes.ru

Савва Морозов у здания Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: moiarussia.ru

Здание Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: северная-линия.рф

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

Если вы хотите знать, какими были самые известные меценаты России , тогда добро пожаловать. Мы уже рассказывали о том, вообще, и откуда произошло это слово.

Вкратце лишь скажем, что меценатами называют тех, кто поддерживает искусство и науку за счет собственных материальных средств.

Об этом выдающемся деятеле можно много интересного написать. Особенно интересна с точки зрения истории его связь с революционерами, а также . Что же до предпринимательского опыта Саввы Морозова, то его до сих пор используют на западе в качестве эталона.

Будучи страстным трудоголиком, он писал:

«Не согласен я с Декартом в его формулировке: «Мыслю, следовательно существую». Я говорю: работаю, значит, существую. Для меня очевидно, что только работа расширяет, обогащает мир и сознание».

Меценаты Бахрушины

Бахрушины - династия московских предпринимателей и одних из известнейших меценатов России. В 1887 году на Сокольничьем поле они построили больницу для страдающих неизлечимыми заболеваниями.


Бахрушины - династия московских предпринимателей и меценатов

В 1893 году при больнице был построен дом для призрения неизличимо больных. В 1895 они выделили 600 тысяч рублей на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот православного вероисповедания.

В 1888 году на Софийской набережной был построен «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. В 1901 году был построен городской сиротский приют.

Полмиллиона рублей были пожертвованы на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве.

В 1913 братья Бахрушины снова выделили огромную сумму денег для постройки больницы, роддома и амбулатории в Зарайске.

Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины еще при жизни стали почетными гражданами Москвы за свою широкую меценатскую деятельность.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете, какие меценаты России стали самыми известными в истории. В наше время дело с благотворительностью обстоит немного иначе. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Если вам нравятся из разных областей знания – обязательно подписывайтесь на сайт сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Российские предприниматели 19 века относились к своему делу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не столько источником доходов, сколько миссией, которая была возложена на их плечи Богом или судьбой. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше.

Большинство предпринимателей тех времен являлись достаточно честными коммерсантами, считавшими меценатство чуть ли не своей обязанностью.

Именно за счет меценатов в России появлялись музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции памятников искусства. При этом российские меценаты не стремились предавать свое дело огласке, напротив – многие помогали людям при условии, что их помощь не будет афишироваться в газетах. Некоторые меценаты даже отказывались от дворянских титулов.

Расцвет меценатства, начавшегося в России с 17 века, наступил во второй половине 19 века. Городские дворцы и загородные дворянские усадьбы были переполнены обширными библиотеками редких книг и коллекциями западноевропейского/российского искусства, которые их владельцы подарили государству.

Известные меценаты

Одним из наиболее известных меценатов России был Савва Мамонтов, происходивший из старинного купеческого рода. Благодаря ему построили одну из первых железных дорог на территории России, соединившую Сергиев Посад с Москвой. Также Мамонтов часто принимал у себя художников, которых он поддерживал, заказывая у них дорогие работы. Меценатство Мамонтова распространялось и на музыку – именно он учредил Частную русскую оперу. В Частной русской пел легендарный Федор Шаляпин, талант которого впервые открыли в этом музыкальном учреждении.

Еще одним меценатом 19 века являлся Савва Морозов, оказывающий материальную поддержку больницам, приютам, культурным заведениям и нуждающимся студентам. Не отставал от него и Павел Третьяков, основавший Третьяковскую галерею, собравший огромную коллекцию русских картин и опекавший Арнольдовское училище глухонемых детей. Кроме того, Третьяков вносил крупные пожертвования семьям солдат, погибших во время русско-турецких и Крымской войн.

Остались в памяти людей и такие меценаты, как Митрофан Беляев, Василий Тредиаковский, Иван Остроухов, Алексей Бахрушин и Степан Рябушинский. Людей, преданных меценатству, всегда было мало, однако каждый из них свято верил в благое дело и стремился исполнять его со всей своей ответственностью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх