Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика. Народные промыслы

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Алсу Гараева

Реализуемые образовательные области : Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема : Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. "Украсим ковёр" (аппликация).

Цель : приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи : 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).

2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.

3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю - Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.

4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом - ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материалы и оборудование :

1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;

2. Образцы предметов народного быта;

3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;

4. Цветная бумага, клей, ножницы.



Предварительная работа : беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) - их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей "Жилище башкир", настольно-печатные игры: "Сотки ковёр", "Найди свой элемент", "Собери башкирскую посуду", "Башкирское лото".



Выступление вокально-инструментального ансамбля "Мирас" с программой посвященной башкирской культуре.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?

Дети : Башкортостан.

Воспитатель : Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан - означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.

Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи - этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?

Дети : кисленький, полезный.

Воспитатель : А послушайте загадку про кумыс:

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют,

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

Почему в загадке сказано: "В рот попадет, в нос шибанёт"? (ответы детей).


Воспитатель : А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова "пастбище"). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется "юрта", её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.


Физминутка : Как цокают лошадки? (громко цокаем).

Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).

Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).

Как люди ловили рыбу (тянем сеть).

Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).

Воспитатель : А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин - украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат "зилян".

Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны "сальвар" - они были очень удобны для скакания на лошади.


Рубашка "кульмяк" была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку - "колаксын".


Воспитатель : Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.


Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.


Сегодня вся наша группа - ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и "выткем" ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.

Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.

Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.

Во время изготовления аппликации звучит музыка - башкирские напевы.




Воспитатель : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец "Башкирские узоры" под музыку "Ете кыз" ("Семь девушек").




Сюжетно-ролевая игра "Башкирское чаепитие".


Использованная литература :

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1995, - 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. - Уфа, ООО "Деловая династия"", 2014 - 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. - 1-е изд. - Уфа: Китап, 1995. - 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. - Уфа: Китап, 1998. - 20с., ил.

Бортничество. У человека неискушенного это слово обыкновенно ассоциируется с историей Древней Руси, и как многие занятия давно минувших дней, сам древний промысел, кажется, бесследно исчезнувшим. Однако это отнюдь не так.
Справка: Бортничество - первоначальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда.

В самом сердце России, на территории современного Башкортостана, сохранился уголок, где и сегодня добывают мед старинным способом: с помощью борти. Борть представляет собой улей простейшего устройства: дупло или выдолбленный чурбан.

Заповедник Шульган-Таш на территории Бурзянского района республики создан специально для сохранения уникальной формы пчеловодства, которая известна в этих краях с семнадцатого века. Если обратиться к истории, то успехами в пчеловодстве Башкирия славилась изначально. «Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», - писал в восемнадцатом веке о достижениях местного населения в бортничестве известный географ и чиновник Петр Рычков. В XVIII-XIX веках практически у каждой башкирской семьи имелись свои борти и дуплянки. И чтобы не было путаницы, хозяева пчелиных семей отмечали свои стволы и колоды с помощью особого именного знака – тамги. Борти в те времена ценились у башкир не хуже, чем сегодня ценится недвижимость. При отдаче в оброк своей вотчины они оговаривали стоимость бортей отдельно: "…за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю, а за снятую вершину и тамженое дерево по 5-ти коп., а за самосатку по 6-ти руб.". "Дельное дерево" означало новую борть, "жилая пчела" – так называлась борть с пчелами, "где пчела сидела" – борть, ранее уже заселявшая пчелами, "снятая вершина и тамженое дерево" – дерево, подготовленное к тому, чтобы делать в нем борть. Уникальный промысел едва не исчез в этих краях в середине XX века. Однако преимущества старинного способа добычи меда вовремя оценили и сохранили условия для его процветания.

Дар диких пчел: бортевой мед.

Для развития бортевого промысла необходимо редкое в природе сочетание: гектары липового леса в сочетании с высокоствольной сосной. Именно такие уникальные лесные массивы удалось сохранить в Бурзянском районе Башкирии.

Еще одним условием восстановления необычной формы пчеловодства стало сохранение популяции дикой медоносной пчелы, которая уже стала обитательницей Красной книги Республики Башкортостан. Дикая медоносная пчела, которую в этих краях зовут «kыр kорто» - особая популяция пчел среднерусской породы, сформировавшаяся в климатических условиях Южного Урала.

В настоящее время эта популяция существует только в Бурзянском районе республики Башкортостан, за что этих пчел нередко называют «бурзянками». Дикие пчелы живут в дуплах колониями (семьями) численностью до 80-100 тысяч особей. Крупная, раза в полтора больше обычных пчелиных особей, дикая башкирская пчела отличается темно-серым окрасом с отсутствием какой-либо привычной для пчел желтизны. Именно эта разновидность пчел генетически приспособлена к жизни в «диких» условиях: они не избалованы помощью человека и способны самостоятельно переживать пятидесятиградусные морозы, отличаются крепким иммунитетом, завидной работоспособностью и очень злобливым нравом. Обитательницы дупляного улья способны за две недели – тот короткий срок, что цветет липа – заготовить от 5 до 15 килограммов меда! В период медосбора дикая пчела работает с завидным трудолюбием: летает с раннего утра до самого позднего вечера, и даже плохая погода не воспринимается ей как уважительная причина отдохнуть. Сохранить бортевой промысел оказалось не просто прежде всего потому, что нелегко было сберечь популяцию дикой медоносной пчелы. Нельзя было допускать полного разорения бортей: в случае забора всего запасенного меда пчелиная семья была обречена на голодную смерть зимой. Кроме того, особенности размножения «бурзянки» превращали необходимость сохранения ее племенной чистоты в нетривиальную задачу. Дикие пчелы удаляются для спаривания на 17 километров от гнезда - при такой особенности почти невозможно избежать процесса метизации, поскольку совсем рядом с заповедником кочуют пасеки с домашними пчелами. Однако ученым удалось не только сохранить «бурзянку», но и вывести на территории заповедника даже несколько дочерних популяций башкирской пчелы. Работа на племенных пасеках и в лабораториях по селекции продолжается.

Возрождением бортевого пчеловодства занимаются как специалисты заповедника, так и местное население. Работа современного бортевика-пчеловода практически не отличается от труда его «исторических» коллег.

Для устройства борти, которая по-башкирски зовется «солоk», выбирается высокая и толстоствольная сосна: диаметром около метра. Надев мягкую обувь и привязавшись специальным плетеным ремнем к дереву, бортевик взбирается по сделанным насечкам на 12-15-метровую высоту с помощью специальных приспособлений. Да, дикие пчелы любят высоту! Возможно, это исторически обусловлено: чем выше устроится пчелиная семья, тем больше шансов избежать разорения – «браконьерство» медведя или куницы могло закончиться для неутомимых тружениц голодной зимовкой.

Достигнув уровня, на котором решено делать дупло, пчеловод привязывает к дереву специальную подставку-«лянге», опершись на нее, он может устойчиво работать на высоте. Выдалбливаемое в стволе дупло сообщается с внешней средой двумя отверстиями: небольшим летком – входом/выходом для пчел и должеей - щелью, которую закрывают заслонкой и через которую пчеловод сможет осматривать борть и отбирать мед. Искусственное дупло, диаметр которого может достигать 60-80 сантиметров, тщательно выскабливается, убирается изнутри сухой древесиной и оставляется на хорошую просушку на год-два. Примерно через это время в чистое и сухое помещение с отличными термоизоляционными свойствами заселится новая пчелиная семья. Требовательным новоселам необходимо, чтобы леток выходил на юг, поблизости была чистая вода и богатая кормовая база. Кроме того, у бортевиков есть и свои давние, проверенные временем, способы заманивания жужжащих жильцов в дупла: натирание их душистыми травами, приклеивание кусочков сот и т.д. Хорошо сделанная борть может служить более полутора веков!
Осенью, когда нужно достать мед, бортевик действует тем же способом: поднимается на дерево с помощью ремня и насечек, (пчелы, как ни удивительно, не беспокоятся) и, закрепившись на нужной высоте с помощью подставки, работает как обычный пчеловод: окуривает обитателей борти, достает соты и т.д.
Наряду с бортями-дуплами специалисты по разведению диких пчел широко используют борти-колоды. Дупло выдалбливается в куске ствола старого дерева по всем правилам устройства борти, а затем эта колода-улей привязывается к растущему дереву на любимой дикими пчелами высоте: 6-15 метров. Такой способ бортевого пчеловодства позволяет увеличить число бортей на пригодной для этого промысла территории и при этом не травмировать здоровые деревья.

В настоящее время на территории башкирского заповедника порядка 800 семей бурзянской пчелы обитают в условиях бортевого пчеловодства и в естественных дуплах деревьев. Интерес к возрождению бортевого промысла не случаен: бортевой мед оценили как самый экологически чистый продукт с ярко выраженными целебными свойствами. Он отличается от меда из рамочных ульев – и по цвету, и по вкусу. Традиционно дикий мед получается темно-коричневого цвета, поскольку насыщен воском и пергой. Перга – это пыльца цветов, обработанная выделениями пчелиных желез и предназначенная для кормления расплода. Особенно ценят бортевой мед за его зрелость: поскольку бортевые пчелы тревожатся человеком только раз в год, ближе к осени, мед успевает как следует созреть. Наличие большого количества микроэлементов, отсутствие вредных примесей и особо терпкий вкус и тонкий аромат делают такой мед дорогим, но высокоценным лакомством. Промысел, который еще вчера казалось атавизмом, постепенно становится рентабельным бизнесом. Дикий мед признан одним из «Семи чудес Башкортостана». Сегодня заповедник «Шульган-Таш», расположенный на территории Башкирии, считается единственным местом в мире, где сохранилось бортничество, а значит и единственным регионом, где можно отведать настоящий дикий мед.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эй, народ честной, незадачливый!Ай, вы, купчики, да служивый люд!Живо к городу поворачивай -Там не зря в набат с колоколен бьют!«Ярмарка» В.С. Высоцкий

С давних времен у многих народов был замечательный обычай: как заканчивались осенние работы в садах и полях, так убирали хлеб в закрома и устраивали веселые ярмарки. На них продавали собранный урожай и различные изделия, изготовленные своими руками, показывали веселые представления, развлекали шутками - прибаутками.

И вот, началась Великая Российская ярмарка. На неё съехались красавицы из самых разных уголков России, чтобы показать богатства своего родного края. Красавица из Башкирии тоже приехала на неё.

То была луноликая девушка небывалой красоты с длинными чёрными волосами и густыми ресницами, стройная, статная. Она была одета в национальный костюм своей Родины, на ней были изумительные украшения, сделанные башкирскими мастерами. Бесспорно, юная башкирочка была одной из самых удивительных девушек на ярмарке. Ведь все мы знаем, что Башкирия славится своими ненаглядными красавицами. Но только ли ими? Конечно же, нет.

Башкирочка приехала показать людям из других уголков России не только свою красу, а ещё и народные промыслы, которые с давних времён существуют на земле нашей замечательной Родины.

В одной руке красавица держала поднос с мёдом разных сортов: липовым, гречишным, цветочным и донниковым. Но кроме известных видов, уже завоевавших сердца любителей меда, в Башкирии есть достаточно редкие сорта. Например, мед «Белая роза», изготовленный из нектара дикого шиповника. Его наша красавица тоже привезла на ярмарку. Испокон веков, сохранив традиции бортничества, славится на весь мир своим медом Башкортостан. Люди, проходившие мимо подноса с мёдом, чувствовали сладкий аромат лип, обильно цветущих в Башкирии, и цветов невиданной красоты, устилающих великолепным ковром нашу землю.

Мёд был налит в деревянную посуду, изготовление которой тоже было промыслом башкир. Такая посуда надёжна и долговечна.

На другой руке девушки висели вытканный вручную ковёр с удивительным башкирским орнаментом и шаль из козьего пуха. Их трудоёмкое изготовление - ещё один промысел башкирского народа. Посетители ярмарки не могли налюбоваться красотой этих изделий.

Подле красавицы стоял стол, накрытый белой скатертью с цветочным орнаментом. В этом орнаменте люди видели зелень бескрайних лесов, ягоды и цветы, растущие в изобилии, солнечные лучи, согревающие наш родной край и невероятную голубизну неба, символизирующую чистоту помыслов башкирского народа.

На одной стороне стола стояли башкирские народные блюда. Гостям ярмарки были представлены бешбармак, каклаган (вяленые птица и мясо), казы (конская колбаса) и, конечно же, чак - чак, который особенно понравился дегустаторам. Люди наслаждались необыкновенным вкусом этих яств, приготовленных гостеприимными и радушными башкирскими хозяюшками.

На другой стороне стола лежали башкирские народные музыкальные инструменты: курай, кубыз и домбра. Их изготовление очень кропотливо и также является промыслом башкир. А какие прекрасные звуки издают эти инструменты: журчание горного ручья, пение сладкоголосых птиц, голос лесов, которыми богата наша Родина.

Наша красавица произвела неизгладимое впечатлений на людей, пришедших на ярмарку, и показала, что мы, жители Башкирии, должны гордиться не только красотой нашей Родины, но и её промыслами. Ведь люди, их труд, их умения, их золотые руки - это главное богатство нашего края.

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных приспособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лошадью требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно покрытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуцилиндрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке устанавливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стремена, преимущественно железные или латунные, кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготавливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использованием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внутренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжение 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является haбa (саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой четырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специфическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба использовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни башкирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невесты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то, что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда - турһык (турсык, турсук). Отправляясь в дорогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изготовления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего - лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужалось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда - дорожная плоская фляга с узким дном - муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горловины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставляется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 сантиметров. Сосуд средней величины бурһыҡ (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи была широко распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изготавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Цельнодробленная столовая посуда и кухонная утварь изготавливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнообразными. К примеру, круглая чаша с ручкой - выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау часто использовали и как обрядовую чашу. Большие праздничные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, а также лапшу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Напиток наливали специальным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую форму имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дерева. Для проветривания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изготавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров) они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы - ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие - долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки, совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке служили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом - крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широкими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреплялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и перевозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревянные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока; аналогичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специальные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрызгивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распиливалось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали специальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек-клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX века. Для таких сосудов использовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе подобных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, кадочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления кумыса также могли быть клепаными. По форме и размерам клепаные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготовлением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир, попадая к ним в основном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвернутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали короба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока, сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треугольными боковыми стенками, сужающимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки. Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для просеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали не высокими, круглыми или овалообразными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.

Как указывалось выше, башкиры были знакомы с изготовлением металлических орудий труда и холодного оружия из металла. К слову, оружие для участников восстаний против властей изготавливалось в немалой степени руками собственных умельцев. Работа с металлом пришла в упадок после царского запрета 1736-года содержать кузницы.

Башкирские мастера были знакомы с чеканкой. Для изготовления украшений использовали чеканку серебром по железу, применяли орнаментовку.

Чеканкой же покрывали оружие и предметы конской сбруи. Кожаные колчаны для стрел, ременные части сбруи украшали специально изготовленными бляхами, образуя своеобразные узоры.

В домашних ремеслах башкир заметное место занимает войлочное производство. Войлок валяли вручную по следующему способу: "Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, впрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею или простынею и опять впрыскивают, катают и топчут из всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко свяжется" (И. Г. Георги). Существовал и иной способ валяния войлока: сбитая шерсть раскладывалась на большой камышовой циновке, которую вместе с шерстью наматывали на специальный вал. Впряженная в вал лошадь возила его по степи, в результате чего получался качественный войлок. В прежние времена изготавливали много войлока, ведь он использовался для покрытия полов, нар, да и кибиток. Из войлока башкиры шили шляпы, чулки, изготавливали самодельную обувь и т. д.

Нитки, скрученные из овечьей или козьей шерсти, башкиры использовали в домашнем ковроткачестве на специальных станках. Тонкое сукно для домотканой одежды также изготавливалось руками башкирских мастериц. Ткали холст из конопли или льна, а еще раньшеи - из крапивы. Однако уже в конце ХVIII века ткани из крапивы исчезли из жизни башкир почти полностью, т. к. "искусство их научило, что конопляный холст добротою своею много превосходит крапивной, какой их предки употребляли" (И. И. Лепехин).

Таким образом, башкиры занимались разнообразными домашними промыслами, что позволяло им почти полностью обеспечивать потребности собственного хозяйствования. В настоящее время эти промыслы полностью исчезли из башкирского быта. Изменение хозяйственного уклада, появление новых, качественных материалов, предметов домашнего обихода, изготовленных в специальных производственных условиях, привели к тому, что не стало мастеров, занимающихся домашними промыслами. Однако эта деятельность представляет интерес и для современного человека, как специфический элемент материальной культуры башкирского народа.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх