Народная, элитарная и массовая культуры. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

-элитарную

-народную

-массовую

Высокая культура

Элитарная , или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Основные формы культуры

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Сегодня существует ряд классификаций видов и форм культуры, на которых стоит кратко остановиться.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы) можно отнести к культуре. Отсюда идет деление на материальную и духовную культуру , хотя оно и носит довольно условный характер. К первой относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Вместе с тем сегодня одежда человека не только призвана защищать от холода, но имеет множество дополнительных смысловых нагрузок – стиль, соответствие веяниям моды, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе жизни.

Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления - духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры) театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). Более подробно о духовности и духовном мире человека будет сказано чуть ниже.

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для многих других, в том числе и нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека и основанная на гуманных началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная , высокая культура, доступная немногим избранным - изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых – сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российски музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору. С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (в пер. с фр. «лучший, избранный») или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу сведущих людей. В определенном смысле это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека, она замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, как направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем, здесь происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная или национальная культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах - популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос, удовлетворяющая любые требования масс населения, а ее продуктами являются шлягеры, которые зачастую живут очень короткой творческой жизнью и быстро забываются, вытесняемые новым потоком попкультуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, что при этом произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации (практически традиционным набором каждого крупного города мира является ресторан Макдональдс, одинаковые упаковки порошков, зубных паст и продуктов в магазинах, похожие друг на друга уличные и телевизионные рекламы, зачастую отличающиеся только языком сопровождения картинки) культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования, образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых «вечных вопросов». Засилье продуктов так называемой массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

Среди специфических признаков массовой культуры можно выделить следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это – типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление – шоу – также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего, это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры – экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой . Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он именует «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель средних лет может только возмутиться и заметить, что мир летит в тартарары и вскорости следует ожидать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему, как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура - это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других - этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих - каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой - хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете - складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие - не только долг государства, но и дело каждого члена общества.


Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Высокая культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уро­вень, социологи различают три формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

элитарная культура создается привилегированной частью обще­ства либо по ее заказу профессиональными творцами.

Она включает изящное искусство, так называемую серьез­ную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитар­ная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите­лей - высокообразованная часть общества: критики, литера­туроведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художни­ки, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры рас­ширяется. К ее разновидностям можно отнести светское ис­кусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "ис­кусство для искусства".

народная культура создается анонимными творцами, не имею­щими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (но не по уров­ню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (из­ложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

фольклор - еще одно название народного творчества. Фоль­клор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все жела­ющие.

массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии или ду­ховных поисков народа. Время ее появления - серединаXX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех со­циальных слоев. Массовая культура может быть интернацио­нальной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей худо­жественной ценностью, чем элитарная или народная культу­ры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторс­кой. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массо­вой культуры, в частности, шлягеры, быстро теряют актуаль­ность, устаревают, выходят из моды. С произведениями эли­тарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, ко­торыми руководствуется большинство членов общества, называ­ется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп - на­циональных, демографических, социальных, профессиональ­ных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессио­нальной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культу­ре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господ­ствующие американские ценности: усердный труд, материаль­ный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кравченко А.И
К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.- М.: “Акаде­мический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с. ISBN 5-8291-0013-4

Античность
Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта -Платон (428/427 - 348/347 гг. до н. э.) иАристотель (384 - 322 до

Средневековье и новое время (IV-XVIII вв.н.э.)
Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Не­сколько выделяются позиции Августина (IV-V вв.), мысливше­го жизнь общества как бо

Современный этап
Его открылОпост Конт (1798-1857 гг.). Он дал имя социологии, определившее ее предмет и методы. Окончание войны против всех, провозглашенное Гоббсом, так и не наступ

Предмет социологии
Состояние научного знания современной социологии выра­жается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (на­блюдения, эксперимента), а

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе
Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, биз

Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией
Ее результат - социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры? культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто жив

От теории к инструменту
Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки про­блемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем со

Виды опроса
В социологии различаютдва типа анкетного опроса - сплош­ной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население

Интервью
Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в ин­тервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называютинтер­вьюером.

Наблюдение
К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что праро­диной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, являетсяантропология - наука о дописьменных культурах. Ант­роп

Эксперимент
Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в пси­хологии, физике и химии это главное средство познания. Методо­логия и методика эксперимента пришли в социологию из психо­логии. Когда поста

Вводные замечания
Предмет социологии - общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социоло­гического исследования выступают люди. Их называютреспонден-тами.

Человек и человеческое
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологи­ческой эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эв

Древняя греция (VI - IV вв. до н.э.)
Античные философы первыми осознали, что ценность жизни - в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и неокончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Пово­рот к антропо

Возрождение (XIV - XVI вв.)
Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христи­анства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи, титаны духа - Леон

Просвещение (XVII - XVIII вв.)
Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения озна­менован двумя важ

Современность
Философы рассматривали личность под углом зрения вечно­го и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX - XX веках датский философ Си­рен Кьеркегор (1813 - 18

Биологическое и социальное
Иного взгляда на человека придерживались ученые-есте­ственники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии пола­гали, что личность существует как нечто полностью сформиро­вавшееся внутри яйца - под

Структура личности и психика
В психологии признанной теорией личности является создан­ный в начале XX века зигмундом фрейдом (1856 - 1939 гг.) пси­хоанализ. Большинство его положений доказаны эксперимента­ми, применяются в дру

Э.Ю. Соловьев личность и право
Слово "личность" по меньшей мере двузначно: оно имеет в виду то индивидуальность, то личность в собственном смысле. Различие индивидуальности и личности охватывает уже обычный яз

А.В. Петровский быть личностью
Личность как философское понятие имеет в виду целостно-; го человека в единстве его индивидуальных способностей и вы-| нолняемых им социальных функций. На это философское по- s нимание опи

А.Н. Леонтьев деятельность, сознание, личность
Наш язык хорошо отражает несовпадение двух понятий: сло­во "личность" употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим &qu

Активность и деятельность
Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неж

Свобода действий
Действия, поступки, движения и акты - строительные кир­пичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой актив­ности.

Иерархия потребностей
Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вме­сте с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается

Динамика потребностей
Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ности в движение, выступаетпринцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными

Мотивы и мотивация
Мотивом принято считать любую побудительную силу пове­дения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребнос­ти, которые также относятся к внутренним побудительным си­лам поведения, можн

Ценности и значение
Так уж устроен человек как социальное существо, что все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вов­лекает в круг своей деятельности, наделяется значением.Значе­ние

Ценностное ядро личности
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентирует

Общественная шкала ценностей
О том, как воздействует на человека несовпадение 1 и 2 эле­мента, уже говорилось. Несовпадение 3 и 4 элементов приводит к еще более глубоким и драматическим последствиям. Почему? Несовпаде

Рассогласование сознания и действий
Этот феномен зафиксирован литературоведами, философа­ми, психологами, историками культуры и социологами. Он вы­ражается в противоречии или несоответствии содержания созна­ния и содержания поступ

Защитные механизмы
Личностное ядро человека - самое ценное, что у него есть. Оно должно быть защищено от чрезмерного давления и со сто­роны биологической природы человека, и со стороны общ

Вводные замечания
В этой главе мы перейдем к более подробному рассмотре­нию того, что из себя представляет человеческое общество. Мы представим его не только в статике, но и в динамике. По­этому нам придется запомни

Социальное действие
Один из основателей социологии макс вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориен­тированное на мотивы дру

Социальное взаимодействие
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подо­зревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим при­ветствие, входя в ав

Социальные статусы
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" име

Справка
Впервые употребил понятия достигаемый и приписываемый статус в современном понимании в 1936 г. выдающийся амери­канский социолог и антрополог Ральф Линтон в книге: Linton R. The Study of Man

Вселенная статусов
Перечисленными совокупность существующих в человечес­ком обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, дос­тигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономичес

Несовпадение статусов
Для человека характерно как минимум два типа рассогласо­ваний: 1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), 2) потребностей, ценностей и мотивов. Оба относят

Статус и социальные отношения
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Чело­в

Социальная роль
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предп

Ролевой набор
Мы уже сталкивались с понятием "статусный набор", введен­ным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех ста­тусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и дру

Идентификация с ролью и статусом
Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождеств­ляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежи

Типология социального взаимодействия
Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимо­действию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть пер­вый раз), оно отличается от действия обратной связью. Дей­ствие, исходящее от индивида,

Первичная и вторичная сферы
Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы - первичную и вторичную.Первичная сфе­ра - обл

Формы взаимодействия
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодей­ствие относится к способам, при помощи которых партнеры со­гласуют свои це

Взаимодействие как обмен
Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, этообмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, зн

Вводные замечания
В главе "Социализация" мы поведем разговор о процессе усво­ения культурных норм и освоении социальных ролей. Этот про­цесс означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации
Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только бо­лее продолжительное, чем в традиционном обществе, но и доро­гостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем же­лающим, т.е. п

Социальное оценивание и социальные ценности
Социализация - не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но также передача от родителей к детям социальных ценностей, т.е. представлений о том, что такое доброе и зло

Десоциализдцияи ресоцидлиздция
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качествен­ными этапами становл

Социализация и социальный контроль
Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции: - обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения, - контролируют то, насколько прочно, глубоко

Элементы социального контроля
Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменени­ях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс обще­ства невозможен без сохран

Социальные нормы
социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведе­ния. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписы­вающие т

Социальные санкции
Санкциями называются не только наказания, но также по­ощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответ­ственны за то, поче

Самоконтроль
самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настол

Агенты формального и неформального контроля
внешний контроль - совокупность институтов и механиз­мов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный.

Девиантное и делинквентное поведение
Усвоение социальных норм - основа социализации. Соблюде­ние же этих норм определяет культурный уровень общества. От­клонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведение

Справка
В России в 1994 г., по данным ЦРУ, действовало 6000 органи­зованных преступных групп, разбросанных по всей России и еще 30 странам. Только в Москве более 1000 притонов и фирм, предо­ставляющих инти

Отклонение и разнообразие
Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разно­образием чувств, мыслей, поступков. разнообразие как социологическая категория подразумевает такую совокупность социальных действий

Подростковая девиантность
Районы города, гае чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные ПОСТУПКИ, -

Вводные замечания
Некоторые ученые считают, что общество существует и у жи­вотных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это ку

Культура имеет множество значений
Во-первых, подкультурой подразумеваютопределенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но

Предпосылки культуры
Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует.Поскольку один и тот

Аккультурдция религии
Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей рели­гии телезрителям. Именно в

Черты культуры
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или

Традиции
Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культу­ру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традиц

Ценности
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. ценности -социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотиз

Суперкультура
Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социо­логию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуин

Справка
Пример языковых сообществ: из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков - 50% человечества. Множествен­ность языков обратно пропорциональна количеству людей, ко­торые на них говорят.

Культурно-речевой статус
Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифферен­циацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, мо

Культурно-речевая стратификация
Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп. У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей или ак­теров различается культурно-речевая среда, ибо разл

Справка
Оказывается, совокупная численность человеческих групп на | Земле превышает численность населения в 1,5 - 2 раза. Так, на i планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам с

Принадлежность к группе
В самом начале книги - в параграфе о предмете социологии - мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. Действительно, оба понятия красной нитью прошли че­рез весь учебник.

Словарик
Series - слабо связанный между собой конгломерат индиви­дов, где каждый определяет свою принадлежность к группе от­талкиванием от остальных. Nexus - социа

Этнические общности
Эти общности называют такжекровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эв

Публика
Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог габриэль де тард (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социа

Формы массового поведения
Массовые действия могут быть слабо организованными (па­ника, погромы) либо достаточно подготовленными и организо­ванными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуаци

Формы организованного протеста
Если сопротивление - это пассивный способ выражения свое­го несогласия, то протест - активная форма защиты своих инте­ресов от посягательства извне. Среди форм организованного про­теста выделяются:

Сестринское движение
Сестринское движение возникло в период Крымской войны 1856 г. Это движение сестер милосердия, помогающих раненым на поле боя. Медицинские сестры и сестры милосердия - разные вещи. Первые работают з

Малая группа
Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообще­стве или проводим сравнительный анализ обществ, мы характе­ризуем мегамир социологии. Когда мы описываем судьбу одной страны, разбира

Формы малой группы
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две -диадаи триада.

Взаимодействие в малой группе
Дж. хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, примени­мую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента: -

Вводные замечания
социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь тре

Любопытный факт
У аланов деформация черепа служила верным показателем социальной дифференциации общества: у вождей племен, ста­рейшин родов и жречества он был вытянутым. Неравенство расстояний между стату

Принадлежность к страте
Принадлежность измеряется субъективными и объективны­ми показателями: - субъективный показатель - ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

Исторические типы стратификации
В социологии известнычетыре главных типа стратифика­ции - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характери­зуютзакрытые общества, а последний

Стратификация у арабов
Социальная стратификация у арабов Йемена проявляется даже в ношении оружия. Люди побогаче носили кинжал на по­ясе слева, победнее - посередине, рабам разрешалось только справа. Йеменское о

Властвующая элита
Исторический парадокс состоит в том, что новый класс смог пробраться к власти благодаря открытости и плюрализму, но закрепиться на достигнутых позициях он мог только благодаря закрытое и монополизм

Стратификация в СССР и россии
В период существования Советской России (1917-1922) и СССР (1922-1991) основу теории социальной структуры состав­ляла схема В.И.Ленина, описанная им в работе "Государство и революция" (ав

Вводные замечания
Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с соци­альной стратификацией.Неравенство характеризуетнеравно­мерное распределение дефицитных ресу

Богатые
Универсальным измерителем неравенства в современном об­ществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владе

Платить надо за все
С 1980 по 1989 г. число миллионеров в США увеличилось в 14 Рзз. Если зарплата тех, кто получает в среднем от 20 до 50 тыс. долл. в год, возросла за то же время в среднем на 44%, доходы тех, кто зар

Измерение неравенства
Если богатство - признак высшего класса, то доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год - характеризует все слои общества. Доходом

Измерение бедности
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, | насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает зн

Уровень жизни
Точное определение границ бедности очень важно с практи­ческой точки зрения. От него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возр

Абсолютная и относительная бедность
Традиционно социологи выделяли абсолютную и относитель­ную бедность. Под абсолютной Бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не спос

Справка
В США около 3 млн бездомных. У них нет ни собственности, ни достойных человека условий существования. В США нет учреждений, напоминающих наши "Дома ребен­ка" или сиротские дома.

Депривация
Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за от­сутствия досту

Справка
Российские социологи установили, что в период падения жиз­ненного уровня Друзей теряют в первую очередь бедные. Им не на что угощать гостей и трудно самим ходить в гости. Дети, рожденные в

Субкультура бедности
Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали заду­мываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономичес­кую проблему, ско

Группы бедных
Социологи давно изучают вопрос о социальном составе бед­ных. Уже в XIX веке в самой развитой стране Европы Англии возникла потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Наиболее полное исследов

Вводные замечания
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называетсясоциальной мобильнос­тью.

Групповая мобильность
Она происходит там и тогда, где и когда повышается или пони­жается общественная значимость целого класса, сословия, кас­ты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков,

Структурная мобильность
Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает ин­дустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На по­здней стадии индустриализ

Объем и дистанция мобильности
Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей. дистанция мобильности - это количество ступенек, на кото­рые удалось подняться или пришлось спуститься ин

Демографические факторы мобильности
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плот­ность населения. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перен

Мобильность в СССР
Советские социологи в 60-80-е годы достаточно активно изу­чали меж- и внутрипоколенную, а также меж- и внутриклассо­вую мобильность. Основными классами считались рабочие и кре­стьяне, а классоподоб

Каналы вертикальной мобильности
Самое полное описаниеканалов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет "каналами верти­кальной циркуляции". Он считает, что поскольку

Групповая замкнутость
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограниче­ние доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называетсясоциальной клаузулой (social closure). Об это

Справка
По оценкам ООН, число мигрантов в мире, постоянно про­живающих не в своих странах, насчитывает от 80 до 100 млн. В России их численность доходит до 6 млн человек. Различают также иммиграци

Текучесть кадров
текучесть кадров - вид социальной мобильности в промыш­ленности. Она представляет собой неорганизованный переход работников одного предприятия на другое. К текучести кадров относятся все увольнения

Вводные замечания
Общество немыслимо без организаций - банков, предприя­тий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они - разновидности организации. Подорганизацией в социологии

Социальная природа управления
Управление всегда основывается на презумпции власти и пол­номочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на яв­ном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравен­стве и доступе к экономич

Структура управления
Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает фор­мальную и неформальную организацию. Структура управления - элемент структуры

Адхократия
В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин "адхократия" и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. адхократия - (от лат. ad hoc) - организационная структура, основу которой состав

Термины современного менеджмента
администратор - менеджер, который занят по преимуществу в общественных (правительственных или некоммерческих) орга­низациях, реже - в частном бизнесе, хотя руководители высшего звена в частных комп

В чем обвиняют рабочих менеджеры
Непристойное или не соответствующее нормам поведение рабочих наблюдается во всех индустриальных странах. Ивар Берг обобщил результаты многочисленных исследований и привел список претензий, предъявл

Культурные типы руководителя
Национальная культура в значительной степени создается менеджментом, а менеджмент в свою очередь еще в большей мере создается особенностями национальной культуры. Сколько наций - столько стилей и т

Основные понятия социологии организации
В зарубежной социологиисоциальная организация понимается как социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождественностью (идентичностью), имеет то

Элементы открытой системы
Зарубежные социологи исходят из посылки, что поведение людей в организации и вне ее - явления совершенно разные. Элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели потребнос

Формальная и неформальная организация
Социальная организация предприятия (компании, фирмы, концерна, банка) раскрывается через взаимодействие нефор­мальной и формальной структур. Понятие формальной и нефор­мальной организации ввел в ми

Лидерство и стиль руководства
В одном из справочных пособий по теории лидерства, издан­ном в США в 1981 г., содержались сведения о 5 тыс. исследова­ний, проведенных в этой области. Они сгруппированы в 14 круп­ных теоретических

Японский менеджмент
Японская система считается самой оригинальной и самой эффективной в мире. Японцы переняли все самое лучшее, что было в управлении других стран и создали собственный, ни на кого не похожий стиль.

Теория бюрократии м. Веберл
М. Вебер известен как создатель классической теории бюрок­ратии, вошедшей во все учебники мира. Он рассматривал бюрок­ратию в двух смыслах -позитивном и негативном. Воп

Функции бюрократии
В техническом смысле слова "бюрократия" - наиболее эф­фективная, рациональная и систематическая форма организа­ции, в которой правила, инструкции и техника контроля строго определены. В п

Дисфункции бюрократии
Социологи употребляют слово "бюрократия" в нейтральном смысле. Но это не значит, что они не учитывают как положи­тельные, так и отрицательные стороны бюрократии. Они идут дальше поверхнос

Инструкция визиря
Образцы чиновного церемониала можно найти у древних египтян. На гробнице визиря Рехмира сохранились ритуальные речи царя и инструкции, восходящие к эпохе Среднего царства. А рядом расположен текст

Комсомольский циркуляр
В 1987 г. Московский горком комсомола разослал в район­ные комитеты циркуляр "План реализации нештатных ситуа­ций". В нем подробно описаны 17 неожиданных ситуаций, ко­торые могут возникну

Восточная и западная бюрократия
В период существования в СССР социализма возникло особое понятие, характеризующее бюрократическую систему, -практи­ка пожизненных должностей. Оно описывало ситуацию, при кот

Деградация элитных групп
Как только бюрократия замыкается в собственном кругу, во главу угла ставится не эффективность, а лояльность. Прослойка чиновников начинает деградировать и превращается в закрытую систему. Межличнос

Мафия и бюрократия
Деградирующая управленческая элита со временем вырождает­ся в мафию. У специалистов сложилось убеждение в том, что рос­сийская бюрократия - это прежде всего иерархическая организо­ванная мафия высо

Железный закон олигархии
Бюрократия имеет тенденцию вырождаться в олигархию -по­литический режим, при котором власть принадлежит узкому кругу официальных лиц: богачей, военных, чиновников. Первым по

Вводные замечания
Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих гла­вах, можно расположить на трех уровнях. Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия и социализац

Гражданское общество
Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие "гражданское общество" не удастся втис­нуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два

Признаки общества и государства
общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей, а государ­ство - как искусственный политический конструкт - учрежде­ние или институт, призван

Взаимосвязь государства и общества
Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы за­метим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую сис

Мировая система и цивилизация
В ряду макросоциологических понятий они занимают выс­шую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение:

Социальный прогресс
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обще­стве превышает сумму

Справка
15-20% - такова критическая масса, достаточная для рас­пространения новых идей и технологий. Опыты с колонией обезьян показали: для того чтобы сообщество овладело новой технологией поведения, не об

Типология и эволюция обществ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или

Справка
Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих

Простые общества
К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат. В первобытную эпо

Неолитическая революция
Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит - новый каменный век, период (8-3 тысячелетие до н. э.) перехо­да от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неоли­та орудия и

Сложное общество
Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный про

Аграрные общества
Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять н

Современное общество
Современное понимание "общества" сформировалось в евро­пейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие "гражданское общество". Оно описывало нрав

Индустриальное общество
В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника ра­бочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городс­ком транспорте на д

Модернизация
Понятием"модернизация" в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к по­стиндустриальному обществу. Во

Технический прогресс и постиндустриальное общество
Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический пр



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх