Сочинение на тему: Гибель души человеческой в повести Портрет, Гоголь. Методическая разработка "Гибель человеческой души по А




МБОУ Ерахтурская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка открытого урока по литературе "Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова"

с использованием технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Буряков Олег Николаевич,

учитель русского языка

и литературы

Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова

Методическая разработка открытого урока по литературе "Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова" с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Дисциплина: Литература

Количество часов: 2 часа

Тема занятия: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Знаю – хочу узнать - узнал», «Двойной дневник», «Сочинение синквейна».

Цели: дидактическая (учебная)- познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм повседневно – будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе;

развивающая – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя;

воспитательная – нравственное воспитание.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщения школьникам, элементы лингвистического анализа.

Общие компетенции:

· умение работать с информационным потоком;

· умение задавать вопросы;

· умение решать проблему;

· умение вырабатывать собственное мнение;

· умение выражать свои мысли;

· умение аргументировать свою точку зрения;

· умение сотрудничать и работать в группе

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Обеспечение занятия: наглядные пособия, портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока, интерактивная доска, фотографии документы

Раздаточный материал: опорная логическая схема к рассказу «Ионыч», словарь литературных терминов, иллюстрации к рассказу, фломастеры, карандаши, тетради, ручки, рисунки.

Литература: текст рассказа «Ионыч»; учебники: Е.С.Роговер «Русская литература XIX века», В.Ю.Лебедев «Русская литература XIX века», словари, «Русские писатели в Томске», по А.Бычков « Течение мелиховской жизни» и др.

Нормативно – техническая документация: КТП, поурочный план.

Этапы проведения урока:

Наименование этапа занятия

Наименование элементов технологии

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Время

Оргмомент

Подготовка рабочего места

Проверка готовности ребят к работе

Мотивация

Запись в тетрадях темы урока, высказываний

Вступительное слово преподавателя

Стадия «Вызов»

Прием «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Работы по группам

Коррекция деятельности

14´

Стадия «Реализация»

Словарная работа

Запись словарных слов

Под диктовку преподавателя

Прием «Мозаика»

Ответы на поставленные вопросы

Преподаватель задает вопросы

10´

«Письмо по кругу»

Работа в группах

Помощь ученикам

Проблемная ситуация

Анализ ситуации

Беседа

Анализ I главы

Анализ II главы

Вопрос-ответ

10´

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Анализ IV главы

Преподаватель редактирует работу

10´

Прием «Кластер»

Схема

Помощь в работе

Стадия «Рефлексия»

Прием «Сочинение - Синквейна»

Обзор используемой литературы

10´

Творческая работа (рисунки)

Подведение итогов

Анализ урока

Домашнее задание

Сочинение - миниатюра.

Объяснение преподавателя

Сценарий проведения урока

Оргмомент.

Вступительное слово преподавателя.

1.Сообщение темы, цели урока.

2.Несколько слов об авторе: Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях открыт. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В его рассказах звучит тема духовного оскуднения человека, особенно в рассказе «Ионыч». В этом мы сегодня постараемся убедиться. Но прежде поговорим об авторе А.П.Чехове и его творчестве.

Стадия «Вызов»

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал ». Возьмите лист бумаги и напишите, что вы знаете, что хотите узнать (работа в группах, заполняют таблицу 1, 2 графы). Итак, вы знаете что? (студенты из каждой группы говорят, что они знают о Чехове). Что хотите узнать? (зачитывают свои записи из 2-ой графы). А теперь я вам предлагаю прочитать текст, который содержит биографические материалы, а также некоторые сведения о творчестве А.П.Чехова (студенты знакомятся с текстом, записывают новые сведения в графу №3). Преподаватель в это время корректирует данный этап работы.

Что вы узнали нового из биографии Чехова, назовите его произведения, о которых вы ранее не слышали, послушайте сообщение «Чехов в Томске»

В Томске проездом. А.П.Чехов.

Чехов посетил Томск во время поездки на Сахалин в 1890г. Трудное и опасное путешествие было предпринято с целью привлечь внимание общественности к «каторжному острову». Но была и другая цель. Чехов ощущал потребность в качественном обновлении жизненного опыта, обогащении представления о мире. Томск изначально фигурировал в дорожных планах Чехова. Томичи тоже имели представление о нем. В газетах сообщалось о премьере пьесы «Иванов». В газетах сообщалось: «Утром 16 мая в Томск из Омска приехал известный русский писатель А.П.Чехов, автор драмы «Иванов». Встреча с Томском была не особенно радостной. Холода были ужасные, стоял мороз и шел снег, так что полушубок и валенки пришлось снять только в гостинице «Россия». Здесь писателю немало досаждали визиты представителей местной интеллигенции. В результате мнение о томичах сложилось весьма нелестное: «Томск – скучнейший город. Если судить по тем умным людям, которые приходили ко мне в номер на поклонение, то и люди здесь прескучнейшие», «В Томске невылазная грязь». Главным занятием Чехова во время пребывания в Томске была обработка дорожных записей. В Томске было написано 7 очерков из 9, составивших цикл из «Сибири». В целом же Томск произвел на него безотрадное впечатление: «Томск-город скучный, не трезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Замечателен он тем, что в нем мрут губернаторы» «Томск гроша медного не стоит. В письме к родным Чехов пишет: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми! Если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землёй».

Появился ли интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова? Заслуживает внимания?

Стадия «Реализация»

Так давайте-ка перейдем к творчеству, т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере анализа рассказа «Ионыч» раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя.

Словарная работа:

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека.

Прием «Мозаика» - проверяется знание текста.

Лингвистический анализ текста рассказа «Ионыч» (каждая группа работает по вопросам, которые указаны в презентации на очередном слайде).

Вопросы. (Опираясь на прочитанный заранее текст).

· Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека).

· Какова главная мысль (идея) произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

3. Прием «Письмо по кругу». (У каждого члена группы – лист бумаги и ручка, каждый записывает хотя бы одно предложение на заданную тему, затем передает лист соседу, который должен продолжить его размышления).

Слово учителя.

Необходимо проанализировать первые предложения, которыми начинается рассказ, т.к. они несут наибольшую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных - украшение города С. Казалось бы, это так. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста. Синтаксический разбор первого предложения.

(Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни), [то местные жители, как бы оправдываясь, говорили], (что, напротив, в С. очень хорошо), (что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы), (что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи), (с которыми можно завести знакомства). И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую.

Сначала придаточные предложения, затем главное. Такое построение не случайно. Оно обращает внимание, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные жители и «как бы оправдываясь». (В литературном произведении идейно – нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиции главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений),

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

Проблемная ситуация: О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

Каковы взгляды, характер этого человека?

Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста.

Анализ I главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.

Словарная работа:

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на художественную деталь (чтение последнего предложения 3 абзаца рассказа). «Он шел пешком, не спеша (своих

лошадей у него еще не было), и все время напевал». Как вы думаете, каков наш герой? (Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен). Настораживает ли вас вводное предложение, т.е. художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для вас, читателей, а что же будет дальше.

Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей.

Какие романы пишет Вера Иосифовна Туркина? («Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»). А как в рассказе преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? («Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять»).

Назовите примеры русских слов, которые искажает в своей речи Иван Петрович. Чем славен он? («большинский, недурственно, покорчило вас благодарю»).

Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные задачи. Какой вывод? (Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов). А что Старцев? (а он доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно»).

Анализ 2 главы.

Прошло больше года. Что изменилось за этот год? (Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну).

Изобразите графически: Какая это была любовь.

Опрометчивая Ненастоящая Легкомысленная

Притворная Это не любовь Нелепая

Вывод: «благодаря» такой любви герои расстаются. Котик уезжает в Москву, а Старцев уже «имеет пару лошадей и своего кучера Пантелеймона в бархатной жилетке».

Анализ 4 главы.

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Каждая группа по цепочке задает вопросы, Тонкие вопросы – однословный ответ, толстые вопросы требуют размышления. Примерные вопросы:

Сколько прошло лет? (4 года)

Какие изменения произошли в семье Туркиных?

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Продолжите мысль: «Если самые талантливые люди во всем городе бездарны... то каков же должен быть город!»

Сделайте вывод по 4 главе. (Отрезан последний путь к любви. Ничто не задерживает деградацию (словарное слово), утрату человеческой личности, нравственных (словарное слово) ценностей.

Анализ 5 главы.

Прием «Двойной дневник»

Герой в начале рассказа

Герой в конце рассказа

Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служил народу идеальный, возвышенный, человечество идет вперед, отменяет смертельную казнь, нужно трудиться, лечил бесплатно, добрый к больным, внимательный, доктор Старцев.

Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдал одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки руб. на 70 кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует.

Творческая работа: нарисовать доктора Старцева и Ионыча. Защита по рисункам.

Прием «Кластер»

Чтобы понять, как происходит гибель человеческой души, расставьте основные вехи на жизненном пути Старцева

Изобразите графически логическую связь между основными этапами жизни.

Жизненная карьера эволюция вкусов развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева, путь от Старцева к Ионычу.

Вывод: Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли эта тема – деградация личности человека? Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям, лень и нежелание бороться с пошлостью)

Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям.

Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Стадия «Рефлексия».

Итог урока. («Рефлексия»). Прием «Сочинение Синквейна» (Синквейн – это белый стих, состоящий из 5 строк, в которых учащиеся высказывают свое отношение).

I строка

Одно ключевое слово, предложение.

II строка

Прилагательные, характеризующие I строку.

III строка

Глаголы, действия.

IV строка

Учащиеся высказывают свое отношение к информации, полученной на занятии.

V строка

Выражение своих чувств, мыслей.

Обзор литературы, использованной на уроке.

Домашнее задание:

Написать сочинение – миниатюру «Берегите в себе человека».

Литература

Е.С. Роговер. Русская литература 19 века. Москва, 2008

Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 века. Москва 2009

Русская литература 19 века. Под ред. Г.Н. Ионина. Москва 2003

М.П. Громов. Чехов. Москва, 1993 (Серия ЖЗЛ)

Г.А. Бялый. Чехов и русский реализм. Ленинград, 1999

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Герои ее "связаны скрытой общностью": гимназический учитель Беликов с его девизом "как бы чего не вышло" свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность - имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова ("Человек в футляре") разработан гротескно. "Футлярность" определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр - это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот "человек в футляре" странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разговорами горожан. Смерть Беликова - это обретение вечного футляра, недаром он "лежал в гробу почти счастливый". Образ "человека в футляре" стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе "Крыжовник" чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни - купил усадьбу, в которой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, солдатский сын, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, - это тоже футляр, сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе "О любви".

В трилогии главная тема - это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе "Ионыч".

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат - в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: "Хорошо, что я тогда не женился". Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча - ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь - только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя - в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию. М. Бахтин писал, что "человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности". Герои Чехова не дорастают до самих себя, это несвершившиеся люди.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Гибель человеческой души в рассказах А. П. Чехова уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Драматургия Вишневый сад История создания пьесы "Вишневый сад" Анализ пьесы Жанр пьесы Внешний и внутренний сюжеты Ход времени Двойное зрение Действующие лица Чеховский диалог Главный образ Критика о пьесе "Вишневый сад" К. С. Станиславский А. П. Скафтымов П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова Антон Павлович Чехов - биография Антон Павлович Чехов. Дядя Ваня Антон Павлович Чехов. Три сестры Антон Павлович Чехов. Чайка Высказывания и афоризмы А.
    Роль описания природы в рассказе Чехова «Пересолил» Антон Павлович Чехов – известный мастер коротких рассказов. Я читал, что Чехов, когда писал свои рассказы, искал очень короткие, но яркие выражения. У него в рассказах практически отсутствуют описания. А если они есть, значит, играют определениую роль. В рассказе «Пересолил» есть описание природы. Впервые с таким описанием мы встречаемся, когда землемер Глеб Гаврилович выехал со станции. Сначала автор говорит, какое это было время. Были сумерки.
    Родился Антон Павлович Чехов 17 (29) января 1860 года в Таганроге - небольшом портовом городке на берегу Азовского моря. Появившись на свет за год до отмены крепостного права, Чехов стал первым представителем интеллигенции в крестьянско-мещанском роду. Дед писателя по отцовской линии Егор Михайлович освободил семью от крепостной зависимости. Отец будущего писателя Павел Егорович, человек крутого нрава, воспитывал своих шестерых детей в труде, молитве и послушании. Позже Чехов не раз вспоминал: "В
    Произведение "Толстый и тонкий" по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка. Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве показывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это он описывает с присущим ему юмором. Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам,
    1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. "Толстый и тонкий" Б. "Лошадиная фамилия" В. "Дама с собачкой" Г. "Хамелеон" 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе "Хамелеон"? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество 4. Какие детали в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре" говорят о характере Беликова? А. Зонт Б. Калоши В. Яркий шарф Г. Велосипед Д. Древнегреческий
    В начале своей писательской карьеры, еще выступая в качестве автора коротких юмористических рассказов, Чехов говорил: "В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр". По воспоминаниям современника, на пороге ХХ века Чехов предвещал: "Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за всё свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не
    Чехов несравненный художник... Художник жизни... Л. Толстой На мой взгляд, А. П. Чехов - один из гениальнейших русских писателей. Он умел затронуть в своих произведениях такие вопросы, которые и сегодня делают его грустные и веселые рассказы и повести актуальными. Среди многих прочих А. П. Чехова всегда интересовала тема любви и счастья, гармоничных человеческих взаимоотношений. Так и в рассказе "Дама с собачкой" любовь не только ставит отношения двух любящих людей выше общепринятой морали, но

В рассказах 1890-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к со­циально-историческим обобщениям. Чехов пишет об интелли­гентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии "Че­ловек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Герои ее "связаны скрытой общностью": гимназический учитель Беликов с его де­визом "как бы чего не вышло" свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчи­нил жизнь идее приобрести собственность - имение с крыжов­ником; Алехин, который любил, не смог переступить через при­вычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из ге­роев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова ("Человек в футляре"") разработан гротескно. "Футлярность" определяет все, что |рго окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Фут­ляр - это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия реше­ний. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот "человек в футляре" странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и раз­говорами горожан. Смерть Беликова - это обретение вечного футляра, недаром он "лежал в гробу почти счастливый". Образ "человека в футляре" стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику пове­дения интеллигенции в конце 1890-х годов.

В рассказе "Крыжовник" чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни - купил усадьбу, в ко­торой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, сын ерлдата, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь в общем неплохой человек. - это тоже (Ьутляо. сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе "О любви".

В трилогии главная тема- это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев.

Анатомию опустошения и гибели человеческой души осо­бенно ярко Чехов показал в рассказе "Ионыч".

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из кото­рых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат - в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а рас­ставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвы­шенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к раз­меренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раз­дражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: "Хоро­шо, что я тогда не женился". Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча - ленивого, разжиревшего, ли­шенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бу­бенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рас­сматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь - только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему од­ному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляю­щие факторы. Основная же причина опустошения героя - в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию.

Идеи и конфликты пьесы "Вишневый сад"

В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, раскрывает обреченность дворянства и приход ему на смену но­вых общественных сил.

Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегиче­ской красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это осколки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспо­соблены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, - это произносить напыщенные, как Гаев, речи к старому шкафу или лепетать, как Раневская, сентиментальное: "Шкапик мой род­ной!", "Детская, милая моя, прекрасная комната!" Они продол­жают жить идеями и представлениями прошлого и, любя свое имение, ничего не делают, чтобы спасти его, хотя Лопахин дает им дельный совет. Это люди ушедшего времени, безалаберные (Гаев состояние на леденцах проел, Раневская растратила на не­достойного человека), неглубокие, не приносящие никому ни добра, ни зла. Они безропотно подчиняются ходу истории.

На смену хозяевам дворянских гнезд приходят практичные и энергичные Лопахины. У них другие этические понятия. То, что Раневской и Гаеву кажется хамством (разбить вишневый сад на дачные участки и сдавать), для него не более чем требование жизни.

Между бывшими и новым хозяевами вишневого сада нет личного конфликта. Напротив, Лопахин искренне привязан к Раневской: "...вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я... люблю вас, как родную... больше, чем родную". Но объективно, как представители разных классов, они вступа­ют в исторической конфликт. Лопахин показан Чеховым как че­ловек, стремящийся к знаниям, чувствующий красоту, у него "тонкая, нежная душа". Как личность он тоньше и человечнее, чем роль, которая отведена ему исторически. Эта роль характе­ризуется словами Пети Трофимова: "Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попада­ется ему на пути, так и ты нужен". Лопахин - лишь звено в ис­торической цепи развития. Его дед и отец были крепостными

Раневской, он становится хозяином вишневого сада- в этом чувствуется даже какая-то справедливость.

Лопахин сам понимает, что и ему на смену придут новые люди. Он мечтает о конце "нескладной и несчастливой жизни". Возможно, вестниками нового, прекрасного будущего являются Петя Трофимов и Аня - дочь Раневской. Петя Трофимов - "об­лезлый барин", "недотепа", "вечный студент" - воплотил черты интеллигента-разночинца, своим трудом мечтающего преобра­зить Россию.

Трофимов и Аня выражают предчувствие грядущих пере­мен. "Вся Россия - наш сад", - говорит Петя Трофимов. При всей неопределенности будущего Чехов уверен в том, что оно принадлежит молодому поколению.

В пьесе образ вишневого сада имеет символическое значе­ние: это и элегическое прошлое дворянства, и целесообразно- практическое настоящее буржуазии, и радостное, но неопреде­ленное будущее молодого поколения.

«Портрет» рассказывает нам о жизни и участи двух талантливых художников. Главным героем можно считать Чарткова Андрея Петровича , так как его единственного автор наделил именем. Его творческий путь описан в первой части произведения, а судьба второго художника, описанная­ во второй части, проливает свет на обстоятельства, связанные с портретом одного ростовщика , как при жизни, так и после приносящего людям одни беды.

В этом небольшом произведении автор использовал излюбленные им элементы мистики, а также раскрыл тему нелегкого жизненного выбора, который встает у каждого на пути. Чартков А. П. был талантливым, но бедным художником, с трудом сводившим концы с концами. Порой ему не хватало денег на лишнюю свечу, чтобы не сидеть вечером в потемках, а рабочие условия оставляли желать лучшего. К тому же Чартков должен был платить квартплату хозяину, что еще больше осложняло его положение.

Так случилось, что однажды на последний двугривенный он приобрел необычный портрет одного старика с азиатской внешности, который глядел с холста как живой. Портрет был неоконченный, но необычайно хорошо написанный. В раме главный герой обнаружил мешочек с деньгами, на котором была надпись «1000 червонцев». Это обстоятельство его обрадовало, так как он смог выплатить долги хозяину и перебраться в роскошные апартаменты. Чартков первым делом купил кисти, краски, холсты и приличную одежду, чтобы выглядеть подобающе.

Вскоре его стали узнавать в светских кругах. Художник зарабатывал хорошие деньги, прикладывая минимум усилий. Былой талант угасал на глазах, он ведь ему больше был не нужен. А, как известно, для человека творческого потеря мастерства приравнивается к гибели души. Поэтому характер у Чарткова сделался скверным и завистливым. О причинах таких резких перемен и неожиданной прибыли, свалившейся на главного героя, мы узнаем из второй части.

Дело происходит уже после смерти Чарткова. Во время одного из петербургских аукционов объявляется неизвестный художник , желающий купить портрет все того же ростовщика. При этом он утверждает, что был лично знаком с мастером, написавшим портрет и с ростовщиком, от которого у окружающих были одни беды. Как оказалось, все люди, которым ростовщик при жизни одалживал деньги, теряли свои людские качества и становились завистливыми, черствыми, ревнивыми, злыми. Многие не перенеся этой участи, кончали жизнь самоубийством.

Цели урока:

Выявить основную идею повести;

Учиться видеть творческий метод художника, понимать и чувствовать его мировоззрение;

Прививать интерес к Гоголю-писателю, Гоголю-личности в истории русской культуры.

Методическая цель: демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение.

Оборудование: портрет, мультимедийное обеспечение, произведение.

Ход урока:

Учитель: "Портрет" - фантастическая повесть. Мы уже читали "Портрет Дориана Грея" (О. Уальд) и "Шагреневую кожу" (О. Де Бальзак). Эти произведения во многом схожи. Но наша задача сегодня - осмыслить влияние искусства на человека. Писатель считал, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу. Но искусство одновременно должно бороться со Злом, с враждебными Богу силами. Вопрос, который мучил Гоголя, звучит примерно так: "Все ли способен сделать художник для победы Добра над Злом в душе человеческой?"

"Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника. Что представляется самому Гоголю фантастическим, сверхъестественным?

Учитель: В "Портрете" сила денег воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое становится обыденным.

Когда мы читаем вторую часть повести, нам яснее виден Чартков, его образ жизни, он как бы приподнимается над тем пространством, где происходят события.

(Ученики легко ориентируются в среде обитания Чарткова, выявляя все новые и новые стороны его личности.)

Ученик-помощник: Молодой художник Чартков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, и образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реального Петербурга.

Учитель: Дьявол и "дьявольщина" в творчестве Гоголя. Эта тема нам уже знакома. Это было в "Вечерах...", в "Майской ночи...", в "Вие". Нас сейчас волнует другое: дьявол - черт - чертовщина - черты характера Чарткова (Чартков - Чертков - черты лица - черт - дьявольская черта). Прокомментируйте, пожалуйста, эту цепочку. Какие ассоциации возникают у вас, осмысливая ее?

Ученик-помощник: Нам видится Чартков, который нашел сверток с деньгами и на глазах стал меняться. Обратимся к тексту:

"Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот час же в театр, в кондитерскую, в... и прочее..."

После всего "он вышел на улицу живой, бойкий, по русскому выражению: черту не брат. Прошелся гоголем, наводя на всех лорнет".

Затем он таким же чертом прошмыгнул мимо своего профессора, "на что остолбеневший профессор долго еще стоял неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице".

Учитель: Почему Чартков "прошмыгнул" мимо учителя?

Ученик-помощник: Чартков помнил наставления профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь... Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец..."

Учитель: Как он еще использует деньги? (Он поддается их злобному обаянию, изменяет искусству, начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту.)

Учитель : Как вы понимаете выражение "нравственная чистота"?(Чартков становится "практическим" человеком.)

Учитель: "Практический человек" - это плохо? (Да, для Чарткова это гибель, потому что художник должен быть свободным, он должен быть мечтателем, фантазером, может быть, по мнению непосвященных в искусство, несколько легкомысленным. Он начинает поклоняться мамоне (сирийское слово - "богатство". Евангелие от Луки, 24 гл.).)

Учитель:

- Как был написан портрет ростовщика?

Как происходит падение художника, нарисовавшего портрет ростовщику? (Им овладевает зависть к своему ученику.)

Почему в его картинах нет святости? (У всех фигур дьявольские глаза.)

Как он относится к семье?

Почему он не сжег портрет?

(Учащиеся подробно пересказывают, как пережил художник смерть жены, дочери, малолетнего сына. Особенно интересен эпизод "воскрешения" художника после многих пет страданий. Образы младенца и Пречистой Матери, созданные художником, подводят учащихся к пониманию мысли Гоголя: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".)

Выводы:

Настоящий художник, талант - это от Бога.

Растлевающая душу власть денег, обреченность искусства там, где торжествует культ наживы, - это и есть главная тема повести.

Ростовщик - порождение века-банкира, XIX века, он не ведает другого предмета, кроме денег. Он дает деньги в рост, под проценты, он продает деньги, получая деньги за деньги.

Люди идут к нему в надежде, что золото принесет счастье ("нельзя верить в Бога и мамону").

Страшною ценою потерь понял старый мастер: "Кто заключил в себе талант. тот чище всех должен быть душою"...

Учитель: Чему учит Гоголь? (Создавать прекрасное и доброе искусство может духовно чистый, добрый человек. Гоголь как бы читает проповедь об очищении, о преданности великому.)

Да, верно. Николай Васильевич говорил всегда о роли подвижничества. Подвижник - человек, который принял на себя тяжелый труд, часто неблагодарный, лишения во имя великой цели, или во имя верности своей мечты, благородной идее.

Художник - автор портрета ростовщика - мечтал о портрете как модели "духа тьмы", в котором он отразил "все самое тяжелое, гнетущее человека"... Имел ли он право на изображение подобных явлений в окружающем нас мире? Мы ведь знаем, что из этого вышло.

Ученик-помощник: Каждый настоящий художник должен иметь свободу выбора. Гоголь, видимо, сам считает, что художник имеет право изображать все так, как он видит, понимает, чувствует. Но при этом писатель говорит: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".

Учитель: А что же Чартков? (Он жалок. Гоголь говорит о нем: "все чувства и порывы его обратились к злому". Век-"торгаш", век-банкир щедро платит Чарткову за услуги, жалует его и золотом и мундиром. Он богат, известен, о нем пишут в газетах продажные писаки, он при должности... Но частица за частицей у Чарткова взамен уходят его дарование и душа.)

Цитата:

"Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому чувства и порывы его [Чарткова] обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью... Он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем..."

Учитель: Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? (Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии.)

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

Цитата:

"Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника... Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окружавших картину... Неподвижно с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною... Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновенье, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности..."

Учитель: Итак, какие чувства испытывает Чартков? (Гоголь говорит вначале о душевном волнении, об ужасной муке, которую испытывает герой. Но он уже испорчен деньгами, "свободой" и, как отмечает писатель, "им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства , желчь проступила у него на лице...")

Учитель: Но для чего Чарткову "отпадший ангел"? (Наверное, Чартков сравнивает себя с униженным, поверженным с небес ангелом, не признаваясь себе, что в нем больше демонического, чем ангельского. Возможно, Чарткову дается последняя попытка остаться в этом мире человеком... "Отпадший ангел" - это символ падения не только героя, но и гибель его души.)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с образом ангела? (Конечно, с демоном, которого изображает А. Пушкин, и об этом говорит сам Гоголь.)

Ученик-помощник читает стихотворение А. Пушкина "Демон ":

В те дни, когда мне были новы

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, -

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, -

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно посещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел. (l823)

Учитель: Слово способно не только разрушать, но и защищать. Вся философия Гоголя - в его Словах. А они рядом с нами, стоит только прислушаться, открыв книгу. Гоголь - художник, Гоголь - личность, и жизнь это подтвердила. Учиться у Гоголя терпению и труду - это учиться жить. Так в чем же, по мнению Гоголя, заключается великая сила искусства и назначение Художника?

(Злая душа не может принести красоту в мир, потому что Добро и Зло несовместимы. Ростовщик после своей смерти получил материальную оболочку в виде портрета и продолжал свои черные дела среди людей, - в этом было страшное преступление художника, создавшего этот образ. Гоголь считает, что Художник не смеет предавать свое призвание ради денег, богатства, если он хочет, чтобы его искусство служило человеку. "Но кто-то заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится." )

Учитель: Вопрос о предназначении Художника сильно мучил Гоголя. Всю жизнь это писатель искал возможность служить Отечеству и не раз сомневался в выборе своего предназначения. Для этого было несколько причин: ответственность писателя за свое творчество, вера в могучие силы воздействия искусства на человека и, разумеется, глубокая религиозность Гоголя. Однако более подробно мы будем говорить об этом в старших классах. А сейчас остановим свое внимание на домашнем задании.

Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем для сочинений по выбору:

- "Слово Гоголя в повести "Портрет";

- "Чартков - герой или антигерой?";

- "Образ ростовщика в повести "Портрет";

- "Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх