Лекции по курсу "Мировая художественная культура". Лескова И.А

Серажидинова Наиля Шамилевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Краткое описание работы: Цель: Охарактеризовать эстетику римской архитектуры.Задачи:1. Познакомить обучающихся с развитием римской архитектуры, её выдающимися памятниками.2. Формировать у обучающихся умение адекватно воспринимать и оценивать произведения архитектуры. 3. Показать значение и роль архитектуры Древнего Рима в развитии мировой культуры.

Дюняшева Лина Борисовна
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №8
Краткое описание работы: Обучающиеся познакомятся с понятиями «знак» и «символ», «Анаморфозы»; научатся анализировать произведения изобразительного искусства посредством символики; развитие устной речи, расширение кругозора обучающихся, формирование креативного мышления в рамках урока, создание арт-объекта.

Мировая художественная культура является предметом в российских школах, на котором изучаются основы художественной культуры. Преподавание МХК ведется в 10-11 классах. На нашем сайте материалы по мировой художественной культуре представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование […]


План-конспект урока по МХК по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по МХК. Конспект урока мировой художественной культуре представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей МХК. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения мировой художественной культуре в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока МХК должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по МХК являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков мировой художественной культуры бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям МХК перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по МХК на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по мировой художественной культуре на нашем сайте Вы найдете разработки по географии , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Егорова М.А., Матвиенко Л.В.

Мировая художественная культура

Конспекты лекций

Магнитогорск,

2.1. Введение в художественную культуру 3

2.2. Искусство в системе художественной культуры. Морфология искусства. 6

2.3. История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26

2. 4. Художественная культура Древнего Востока 48

2.5. Художественная культура Античности 65

2. 6. Художественная культура Средневековья 90

2.7. Художественная культура Древней Руси 101

2. 8. Художественная культура эпохи Возрождения 144

2.9. Художественная культура эпохи «барокко» 164

2.10. Эпоха Просвещения. Основные тенденции в искусстве 181

2.11. Художественная культура России XYIII века 202

2. 12.Западноевропейская художественная культура XIX века. 226

2.13. Художественная культура России Х1Хв 243

2.14. Художественная культура XX века: течения, направления, стили 277

^

2.1. Введение в художественную культуру

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. Однако ни одна из них не является только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, а в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по способу своего функционирования и своему содержанию, духовная культура в этих отношениях духовна. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются. Художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной деятельности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.

^ Художественная культура - это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима иногда употребляется понятие «искусство».

В художественную культуру входят, одновременно определяя ее специфику:


  • совокупность наличных художественных ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития художественной культуры;

  • комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею (например, искусство эпохи Перикла - Греция У в. до н. э., художественная культура пореформенной России Х1Х в.);

  • набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах, декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе художественного творчества;

  • группы непосредственных творцов художественных ценностей - художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (например, «Могучая кучка» в России, прерафаэлиты в Англии);

  • понимающая и ценящая искусство публика, контингент которой в зависимости от социально-классовой структуры общества может ограничиваться «салоном» или совпадать с народом;

  • система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание искусства.
Исторически художественная культура развивается как система конкретных видов искусства, в которых многообразие реального мира предстает во всем своем многообразии.

Функции искусства:


  • общественно - преобразующая;

  • познавательно - эстетическая;

  • художественно - концептуальная;

  • функция предвосхищения;

  • информационно - коммуникативная;

  • воспитательная.
Вид искусства - это устоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эстетическим содержанием.

Начиная с ХУ111 в. эстетическая мысль бьётся над постижением тех принципов, которые обуславливают видовое членение художественно-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть искусство как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор не может считаться решенной. Например, американский теоретик Т. Манро к видам искусства относил не только литературу, живопись, хореографию и т.д., но и животноводство, пластическую хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, изготовление вин, татуировку и т.д., всего он насчитывал около 400 видов. Подобное расширение границ искусства имеет давнюю традицию. Так, Абу-Насра Моххаммед Фараби (870 - 950 гг.) к искусствам причислял ткачество, медицину, риторику и т.п. На самом деле - это есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира, в которых есть и эстетический элемент, так как они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.

Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. С одной стороны, из синкретического, нерасчлененного существования искусства образуются отдельные виды искусства, с другой - идет обратный процесс синтеза искусств.

Конспект урока МХК по теме "Готический собор - образ мира"

Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе по теме "Готический собор - образ мира". На уроке учащиеся знакомятся со спецификой и образной системой готической архитектуры. Соответствует всем действующим учебникам МХК для 10 класса.

Тема урока: Готический собор – образ мира.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощённых в архитектуре собора.

Задачи урока:
1. расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство со спецификой и образной системой готической архитектуры;
2. развитие у учащихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал (на основе самостоятельного освоения искусствоведческих и художественных текстов);
3. постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, сохранённых в архитектурных памятниках.

Ход урока

Звучит музыка «Пришла пора соборов кафедральных…»
Средневековье… Какими словами его только ни называют: и темное, и мрачное, и жестокое, и невежественное… Все так, но в каждом городе при этом непременно готический собор строился, да такой, что всех жителей разом вместить мог, а у современных туристов при виде такого чуда до сих пор дух захватывает. Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли. Глубокую мысль высказал великий композитор Альфред Шнитке: готический собор – всегда некая модель мира.
Актуализация личностных смыслов, знаний, сложившихся представлений о готике, выявление эмоционального отношения к готическому искусству.
- Какие смыслы звучат для вас в словах «готика», «готическое искусство»?
- Какие ассоциации возникают у вас, какое эмоциональное отношение вызывают эти слова?
- Пользуясь текстом учебника, дайте краткие ответы на вопросы:
Откуда произошло название готика и когда оно закрепилось за искусством этого периода?
Обозначьте временные границы готического искусства.
В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Какой стиль ему предшествовал?

Романский и готический стили. Сопоставление.

С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен вмещать все население города. Часто соборы строились и перестраивались очень долго, и теперь мы можем увидеть черты разных архитектурных стилей в одном сооружении.
Просмотр видеофрагмента «Кентерберийский собор». Задание перед просмотром:
- В чем отличие романской и готической частей собора? Каковы ваши впечатления от готического собора?
- Почему готический стиль стал «революционным» для того времени?
Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.

3.

Секреты готического мастера.

Знакомство с архитектурными особенностями готического стиля. Вертикаль как воплощение идеи Вознесения.
Кафедральные соборы должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
Показ интерактивной модели готического храма http://school-collection.edu.ru).
Объяснение учителя с использованием презентации (показ схемы готического храма в разрезе), работа учащихся с терминами (раздаточный материал, учебник).


Термины: нервюра, нервюрный свод, контрфорс, аркбутан, стрельчатая арка, пинакль, окно-роза, портал, тимпан, трансепт.
Работа с интерактивной схемой готического храма (ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru).
- Найти и показать на схеме основные архитектурные элементы готического собора.
- Поясните преобладание вертикальных линий в конструкции собора.
Храм как будто возносится ввысь, преодолевая земное притяжение. В нем словно соперничают земная тяжесть и божественный дух. Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к небу, к Богу.

4. Готический собор как образ мира. Синтез искусств.
4.1. Святые и химеры. Скульптурное убранство готического собора.
Готический собор – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Его населяют ангелы и демоны, святые и химеры, короли и причудливые чудовища. И у каждого – свое место в храме.
Показываются слайды с изображением скульптур готических соборов.


Самостоятельная работа с искусствоведческим текстом и схемой готического собора. «Поселите» персонажей готических скульптур на свои места.
Текст:
«Храм – каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища.
На крышах, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны… И всё это многообразие фитур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда». (Л. Г. Емохонова)


4.2. Образ небесного мира в интерьере собора. Окно-роза. Витражи.
Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира. Стена освободилась от тяжести. Прочный каркас не нуждался в ней как в опоре. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы. Центром композиции становится роза – круглое резное окно. Его называют «готическая роза». «Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде.
- Почему роза? Как вы думаете?
Сообщение учащегося о символике розы.


4.3. Свет и цвет как средство создания таинственной атмосферы готического собора.
Главное окно-роза особенно украшалось. При этом снаружи можно было любоваться лишь каменным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма.
Магия витража раскрывается только на просвет: снаружи витражи «слепые», почти бесцветные. Но, когда внешний свет пробивается сквозь витражные стекла в интерьер храма, раскрашенные окна начинают излучать особый, «нематериальный» свет. Через витраж свет проникает в пространство храма уже расцвеченным. Это игра света и цвета: то торжественная, сверкающая, то приглушенная в таинственном полумраке от тучи или в час заката.
Просмотр видеофрагмента «Шартрский собор». Обратить внимание на витражи собора, их цвет.
- В чем магия света в соборе? Какую атмосферу создают витражные окна?
- Какие основные цвета используются в готических витражах? Почему?
- Согласны ли вы с тем, что «Шартрский собор – нечто большее, чем кажется на первый взгляд»?
Свет, льющийся с неба, согласно средневековым представлениям, означал свет, идущий от Бога. Символика цвета. Основные цвета витражной живописи: красный, синий, зеленый.
Неутомимая фантазия мастеров стекла привела их к замечательному открытию – оттенок свинцового крепления, соединяющего кусочки стекла, изменял оттенок и самого стекла, рождая многообразие и причудливость оттенков света. За этим стояла средневековая метафизика света, желание познать его, приблизиться к нему. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял.


4.4. «Дыхание органной музыки».
Особую роль в готическом соборе играла музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам совпало с учреждением при нем Певческой школы. И сейчас истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием органа…
Виртуальная экскурсия в Собор Парижской Богоматери с использованием Интернет-ресурсов.
Просмотр фотографий, прослушивание органной музыки.


5.

Красота как божественная гармония.

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame», которое заканчивается такими словами
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Что такое красота?
Фома Аквинский, философ и богослов XIII века, считал красоту суммой, сочетанием трех свойств: целостности, пропорциональности, сияния. Как вы можете это пояснить?
Красота – это божественная гармония, «порядок всех вещей». Огюст Роден писал о готическом соборе: «Лесная чаща, упорядоченная человеческой гармонией»
Гармония рождает мир:
части Вселенной, согласуясь друг с другом, образуют мироздание;
камни, соответствуя друг другу, рождают здание;
звуки, согласуясь, рождают музыку.
Это общие законы, объясняющие существование мира.
Храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует.

«Горит свеча: крохотная световая точка. Чтобы добраться до нее, надо преодолеть грузные массы тени. Всё освещено наполовину, но здание насыщено мыслью! Здесь запечатлены века, тысячелетия. Это лик самой человеческой бесконечности. Странно! Мы живем рядом с такими прекрасными вещами, а большинство из нас их не видит! Наше незнание шедевров – это забвение истины. Проникая в глаза, красота пробуждает сердце к любви, а без любви ничто не имеет ценности».
Так в конце XIX века писал скульптор Огюст Роден о готических соборах Франции.
Мы сегодня прикоснулись к «живому камню», который сквозь века способен зажечь в нас искру восхищения великим творением Средневековья. Готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир.

Комплект дисков по мировой художественной культуре для 10 и 11 классов содержит готовые уроки МХК для учителей — конспекты, презентации и дополнительные педагогические материалы для проведения интересных уроков!

Готовые уроки по МХК для 10 класса:

  • 1. Первые художники Земли
  • 2. Архитектура страны фараонов
  • 3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
  • 4. Художественная культура Междуречья (Месопотамии)
  • 5. Искусство доколумбовой Америки
  • 6. Эгейское искусство
  • 7. Золотой век Афин
  • 8. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады
  • 9. Архитектура императорского Рима
  • 10. Изобразительное искусство Римской империи
  • 11. Театральное и музыкальное искусство античности
  • 12. Мир византийской культуры
  • 13. Архитектурным облик Древней Руси
  • 14. Изобразительное искусство и музыка
  • 15. Архитектура западноевропейского средневековья
  • 16. Изобразительное искусство средних веков
  • 17. Театральное искусство и музыка средних веков
  • 18. Индия - страна чудес
  • 19. Художественная культура Китая
  • 20. Искусство Страны восходящего солнца (Япония)
  • 21. Художественная культура ислама
  • 22. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения
  • 23. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения
  • 24. Золотой век Возрождения
  • 25. Возрождение в Венеции
  • 26. Северное Возрождение
  • 27. Музыка и театр эпохи Возрождения

МХК 10 класс.
Стоимость диска: 420 руб.

Готовые уроки по МХК для 11 класса:

  • 1. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII вв
  • 2. Искусство маньеризма
  • 3. Архитектура барокко
  • 4. Изобразительное искусство барокко
  • 5. Классицизм в архитектуре Западной Европы
  • 6. Шедеврые классицизма в архитектуре России
  • 7. Изобразительное искусство классицизма и рококо
  • 8. Реалистическая живопись Голландии
  • 9. Русский портрет XVIII в
  • 10. Музыкальная культура барокко
  • 11. Композиторы Венской классической школы
  • 12. Театральное искусство XVII-XVIII вв
  • 13. Феникс романтизма
  • 14. Изобразительное искусство романтизма
  • 15. Реализм - художественный стиль эпохи
  • 16. Изобразительное искусство реализма
  • 17. «Живописцы счастья» (художники импрессионизма)
  • 18. Многообразие стилей зарубежной музыки
  • 19. Русская музыкальная культура
  • 20. Пути развития западноевропейского театра
  • 21. Русский драматический театр
  • 22. Искусство символизма
  • 23. Триумф модернизма
  • 24. Архитектура — от модерна до конструктивизма
  • 25. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства
  • 26. Мастера русского авангарда
  • 27. Зарубежная музыка XX в
  • 28. Русская музыка XX столетия
  • 29. Зарубежным театр XX в
  • 30. Русский театр XX в
  • 31. Становление и расцвет зарубежного кинематографа
  • 32. Шедевры отечественного кино

МХК 11 класс.
Стоимость диска: 420 руб.

Примеры уроков МХК на дисках:

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх