Сообщение на тему история создания театра. Зарождение театрального искусства, его предпосылки и особенности

Театр - это популярный и любимый многими вид искусства. Покупая билеты в театр, мы предвкушаем удовольствие увидеть и услышать своих любимых артистов.
Театр имеет очень древнюю историю. Много веков тому назад наши предки точно также наслаждались этим замечательным искусством. В первобытном обществе люди, конечно же, не знали, что такое афиша и понятия не имели о профессии актера, но принимали самое непосредственное участие в театральных постановках. Даже языческие обряды тех времен носили характер театрализованного действа, которое было способом служения богам. Каждый жрец обладал даром публичных выступлений и харизмой.

В эпоху античности театр постепенно утрачивает ритуальную функцию и приобретает развлекательный характер. В Древней Греции основой сюжетов театральных постановок были эпизоды из жизни богов Олимпа, а также подвиги греческих героев. Актерам и драматургам в Греции оказывали высокие почести, а в Риме, напротив, к актерам не испытывали особого уважения. В зданиях театров проводились гладиаторские бои, цирковые игры и кровавые зрелища, почти полностью вытеснившие театральное искусство.

В эпоху Средневековья театральные представления были запрещены, так как христианская церковь усматривала в них остатки языческих обрядов и ритуалов. Актеры подвергались жестоким гонениям со стороны инквизиции, просмотр театральных представлений карался отлучением от церкви. Все театры были закрыты, поэтому актеры объединялись в странствующие труппы и показывали свое искусство в небольших селениях.

В эпоху Ренессанса произошло ослабление влияния церкви на все сферы человеческой жизни, начался переход от идеалов аскетизма к свободе личности и гуманизму. Активно развивались наука и все направления искусства. Особенно бурное развитие получил театр: появились крытые ярусные здания театров, была разработана сценическая техника, в связи с чем возникли новые театральные специальности: машинист сцены, акустик, осветитель и другие, появились новые жанры театрального искусства, в частности, классическая опера.

Конец XIX - начало XX века характеризуется ориентацией на гармоничное сочетание всех компонентов спектакля. Это стало возможным благодаря появлению профессии режиссера и перехода сценического искусства на новый уровень. Большую роль в этом сыграла школа актерского мастерства К.С. Станиславского.

Сейчас театр - это мультижанр. Поменялся сам подход к театральному действу: оно вмещает в себя музыку, инсталляции, сложную машинерию декораций, проекции. Даже костюм может стать арт-объектом.
Изменилась и музыка в театре. Многие постановки стали больше похожи на мюзиклы, причем, с интерактивными элементами: зрителей могут запросто пригласить поучаствовать в ходе событий, спеть что-то или даже исполнить второстепенную роль.

Театр продолжает оставаться живым жанром, он непрерывно впускает в себя все новые элементы - а это залог того, что он будет жить и развиваться.

Всё началось в первобытном обществе, когда человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, неурожай, пожары, болезни – всё приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было расположить к себе. Одним из верных способов достижения успеха была магия или волшебство. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась сценка, изображающая успешное завершение этого процесса. Участники этих представлений использовали сложную пантомиму, сопровождая ее пением, музыкой и танцами. И в этих обрядовых действиях уже начали проявляться элементы современного театра… Photo-1L

В Древнем Египте уже в конце третьего тысячелетия до н.э. ежегодно при храмах устраивались театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе.

В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса. Эти представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров. Актёрами были только мужчины, которые играли и женские роли. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому маски, в которые облачались актёры, имели приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. В Греции были также популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим – это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В них выступали не только мужчины, но и женщины, и в этих театральных постановках актёры выступали без масок.

Театр Древнего Рима – это зрелище, предназначенное в основном для развлечения публики. А актёров считали людьми самых низших сословий, но некоторые актеры достигли всеобщего уважения.

Театр Эпохи Возрождения, это спектакли были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Театральные зрелища устраивались на площадях, на деревянных подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах. В тот же период происходит деление театра по видам. Опера, например, возникла на рубеже 16-17 века, балет с середины 18 века, оперетта с середины 19 века.

Особенностью драматургии этой эпохи театра было присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.

Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому, который мы знаем сейчас.

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность к тотемическим пляскам, к ритуальному копированию повадок животных, к исполнению обрядов с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.

В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало античному театру естественность и живость.

В Средние века театр развивается в формах, восходящих к литургической драме, исполнявшейся как часть церковной службы. В XIII-XIV вв. возникают обособленные от службы жанры -- мистерия, миракль, в эти церковные постановки проникают народные мотивы и представления. Народные формы театра осуществляются и через самодеятельное творчество, и как уличные спектакли бродячих актеров. В XV в. возникает наиболее демократический жанр средневекового театра -- фарс, остроумно воспроизводивший быт и нравы современников.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).

Театр классицизма (XVII в.) -- актуальное искусство своей эпохи, построенное на базе нормативной эстетики (Буало) и рационалистической философии (Декарт). В его основе -- великая трагедийная (Расин, Корнель) и великая комедийная (Мольер) драматургия, утверждающая идеальных героев, высмеивающая пороки. Актеры воплощают общечеловеческие черты персонажей, пренебрегая их конкретно-историческими и национальными особенностями. Театр классицизма -- в центре художественных интересов двора, и потребностей публики.

В XVIII в. в театр проникают просветительские идеи (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего сословия против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.

В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей.

В 30-х годах XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм. Это направление развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным и демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: «бульварные» (Париж), «малые» (Нью-Йорк), театры предместий (Вена).

Русское сценическое искусство XIX в. -- театр реализма, острой социальной проблематики, критического отношения к действительности, доходящего до ее сатирического изобличения, типизации жизни, психологического анализа личности.

В первой трети ХХ века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание ХХ в. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства. В новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.

Зачатки театрального искусства существовали еще в первобытном обществе, до появления ранних цивилизаций. Театральное искусство как таковое возникло и на Востоке, и в Древней Греции и Риме, а затем продолжило развиваться в средневековой и ренессансной Западной Европе и России.

Обращаясь к историческому прошлому театра, хочется отметить, что разнообразные зрелища и действа существовали с глубокой древности. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, это потребность в отдыхе, во-вторых - познание и открытие себя, мира, человеческой души, в-третьих - манипуляция общественным сознанием. Художественное отражение реальной действительности совершалось с помощью драматического действия. Взаимодействие характеров, раскрытие психологических или общественных конфликтов, попытка привлечь зрителя к участию в реализации замысла - вот что лежит в основе театрального действия.

Исторические предпосылки формирования театрального действа появляются в первобытный период. Как правило, эти обряды сопровождались заклинаниями, пением, танцами, игрой на древних музыкальных инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам и одеянию колдуна или шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей и участников действа. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы, природными явлениям и стихиями. Так появились первые представления, носящие театральный характер.

Все представление было направлено на вовлечение большого числа людей, все становились участниками происходящего. Массовость происходящего зависела от назначения действа, т.е. это были обряды и ритуалы, обращенные к богам, - предполагалось, что боги все видят и включены в происходящее. Первобытные представления, как правило, совершались жрецами, которые, как считалось, были наделены магической силой и могли просить милости у богов: удачной охоты, дождя во время засухи и т.п. Некоторые жрецы "вступали в контакт" с божествами прямо во время совершения обряда или ритуала. Так создавалось ощущение избранности, которое нашло отражение не только в произведениях театра, но и наскальной живописи, запечатлевшей все происходящее. Появилось понимание своего рода "профессионализации" некоторых элементов театрального представления. Казалось, что доказать свое признание богам можно было с помощью совершенствования диалога или монолога. Таким образом, первыми "профессионалами" архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы. Позже их сменили плакальщики, певцы, танцоры. Они прославляли древних египетских, греческих, римских, славянских богов: Осириса, Диониса, Астарту, Ваала, Сатурна, Ярилу, Коляду и других.

Жрецы и шаманы, осознав воздействие обрядов и ритуалов на общество, шлифовали свое мастерство, завоевывали власть и авторитет, и ритуальные действия с театрализацией стали использоваться жрецами как важнейшее средство для управления общественным мнением и поддержания порядка. Постепенно начинают формироваться функции театра: социальная, религиозная, идеологическая. Это достигалось за счет большого количества участников обряда и высокой степени эмоциональной включенности в него каждого члена коллектива. Возникает потребность в иных видах искусства (наскальная живопись, мелкая скульптура - фигурки Матери-земли, тотемных животных и т.д., костюмы или одеяния участвующих в обряде), которые обогащали театрализованные действа и помогали создавать эффект массового переживания. Поэтому давно распространено мнение, что театр является мощным средством манипуляции общественным сознанием, с помощью которого внушаются политические, правовые, социальные и другие идеи.

Нельзя не сказать о развлекательной функции театра, которая чаще всего занимает приоритетное место. При этом развлечение, как правило, имеет скрытый подтекст и иногда отвлекает от насущных проблем в обществе. Достаточно вспомнить лозунг римской черни эпохи императорской власти: "Хлеба и зрелищ" (лат. рапет et circenses). Театр широко использовался властными структурами для достижения своих целей. К тому же театр не просто развлекал, но и приносил доход. В Риме продавались билеты, сделанные из кости. Была завершена постройка театра Марцелла (13 г. до н.э.), который был очень удобен для зрителей. На происходившее на сцене публика реагировала бурно, выражая одобрение или негодование возгласами и криками. За плохую актерскую игру могли и покалечить.

Важно отметить, что ритуалы и обряды имели тесную связь с художественной составляющей любого представления. Они выступали основой культа, праздника, и как результат всего этого - театрального действа. И хоть прослеживается взаимосвязь ритуала или обряда со всеми видами искусства, именно театр как один из древнейших видов искусства смог сохранить ту форму ритуального построения действия, которая характерна только для него.

Тесное взаимодействие театра и ритуала можно наблюдать во всех театральных системах древности, но присутствие магии было в те времена обязательным. Ритуал мог осуществляться без помощи театральных зрелищ, просто эффект восприятия усиливался, когда они гармонично сосуществовали. Театральное действо, в зависимости от назначения, имело государственное значение, поскольку невыполнение обязательных ритуальных схем грозило бедой для народа. Исходя из этого, позже стали разделять зрелища на ритуальные и развлекательные.

Появление первых трагедий также имеет основой ритуальные действа. Сознание человека было тесно связано с природой и ее возможностями. Многочисленные культы давали повод для размышления в этих представлениях. В них демонстрировалась жестокая судьба героя, который не подчинялся законам природы или пошел против них. Вес природные стихии были населены духами и божествами, которые в той или иной степени присутствовали в театральных зрелищах. Вовлечение в происходящее зрителя стало как бы предтечей развития представления трагедий в Греции. Ни одна постановка не обходилась без ритуального или магического обряда.

Сценическое действие, возникающее в разные эпохи, имело общие основания. Магические и ритуальные формы набирали масштаб даже тогда, когда возникли первые государства Востока. Самые ранние попытки создания профессионального спектакля осуществлялись на религиозной почве и выросли до литургических драм, трагедий, комедий, фарсов, мистерий. В античности развивались театры со своими традициями, новаторскими идеями, техникой для сцены. Интересные формы зрелищ формировались в государствах Древнего Востока, в Индии, Китае, Японии. В Западной Европе в Средневековье театральное творчество распространялось бродячими актерами, во Франции это были трубадуры и труверы, в Германии - миннезингеры, в Англии - менестрели, в России - скоморохи, но следует сказать, что с XI в. их представления подвергались запретам со стороны православной церкви.

Театр Средневековья освещал чаще всего религиозную проблематику. Ярким примером профессионального театра по праву считается итальянская народная комедия масок - комедия дель арте (XVI-XVII вв.). Возникшая в Италии в эпоху Возрождения "ученая комедия" породила научный и литературный подход к сценическому произведению. В эпоху Возрождения театр становится стационарным, в крупных культурных центрах строятся специальные помещения, предназначенные для драматических постановок. С этого времени театр стремительно развивается во всех странах мира. Он становится местом и средством развлечения, захватывает массы в свой круг, появляются драматурги и режиссеры, актеры и великие произведения.

Новое время требовало новых подходов к подаче драматического действия: поэтика классицизма и барокко тесно связывается с театром, важным аспектом становится постоянное обращение к теоретическим трудам Аристотеля и Горация. Идеологический аспект находит прямое отражение в спектаклях того времени. В эпоху Просвещения публика театров становится демократичной, появляется новая плеяда писателей-драматургов и теоретиков театра - Вольтер и Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Возникает новая идеологическая доктрина театра. До появления киноискусства театр будет сохранять устойчивое положение.

Пристальное внимание к театру будет сохраняться до Второй мировой войны. Но с появлением кинематографа театр вынужден был потесниться. Театр зачастую становится интересен профессионалам и поклонникам-театралам, в меньшей степени - обычному зрителю. В настоящее время интерес к театру возродился, и причиной нового расцвета театрального искусства можно считать новаторский подход режиссеров, художников-оформителей к классическому репертуару, а также появление ультрасовременных постановок, которые привлекают внимание молодежи. Многочисленные театральные фестивали собирают огромное число не только специалистов и теоретиков театра, но и обычных зрителей.

История театра тесно связана с историей государств, поэтому главными источниками информации о театре являются исторические, теоретические труды и мемуары, в которых отражены вехи развития театрального искусства. Во все времена театр был неотъемлемой частью культурной, общественной и политической жизни. Каждый этап в истории театра связан с именами знаменитых авторов, создавших шедевры, которые составляют гордость театрального репертуара и по сей день. Но искусство театра сиюминутно, и потомки могут только из литературных источников узнать о шумном успехе тех или иных постановок, об игре выдающихся актеров прошлого.

Мы проследим развитие театра в конкретный период времени и его место в мировой культуре.

Слово «театр» известно всем, даже самым маленьким детям. Кто из нас не любил ходить в кукольный театр, где безликие игрушки вдруг оживали в умелых руках кукловода и превращались в волшебные живые существа…. Повзрослев, мы, выбирая между театром и кино, зачастую предпочитаем последнее. Но только в театре можно почувствовать живую силу, исходящую от актеров, только театр может захватить зрителя своим великолепием.

Как же он появился?
Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. Для зрителей не были предусмотрены особые удобства, но их это не смущало, и они рассаживались на холме, чтобы наблюдать за состязаниями. Для актеров были сделаны деревянные подмостки, которые, однако, были позднее заменены более удобную арену.

Участники состязаний показывали свои выступления на сцене, окруженной низкой стенкой, благодаря которой можно было спрятать пока ненужный реквизит и декорации. Для выступающих была предусмотрена и палатка, где можно было переодеться. Так как праздник был посвящен Дионису, нет ничего удивительного, что в центре площадки стоял жертвенник богу, и все действие разворачивалось вокруг него.

Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места - для них были сооружены сидения из мрамора (для почетных гостей) и из камня (для зрителей попроще). Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука.

В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н.э. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками.

Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером, в отличие от римских «коллег». Римские же актеры были выходцами из среды рабов или вольноотпущенных.

В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес. Римский театр практически полностью перенял сюжеты из греческой драматургии, обработав их для римских зрителей.

Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н.э. Это были времена Эсхила, Софокла и Еврипида. В развитие римского театра большой вклад внес грек Ливий Андроник, обучавший греческому и латинскому языку сыновей римской знати. Известен также Гней Невий, достигший славы благодаря своим комедиям. Представителями следующих поколений римских драматургов были Тит Макций Плавт, Публий Теренций, а затем Гораций и Сенека.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх