Типичные ошибки, при публичных выступлениях. Публичные выступления_10 ошибок

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно -- люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика -- не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно -- за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения.

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Вы тщательно подготовились к выступлению, смогли преодолеть скованность, но отчего-то выступление получилось неудачным. Возможно, вы допустили некоторые ошибки. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение начинающих докладчиков и профессиональных ораторов. Их советы я хочу предложить вашему вниманию: используя приведенные ниже рекомендации на практике, вы сможете обрести уверенность, а ваше выступление пройдет намного удачнее, чем в прошлый раз.

Ошибка 1: несоответствие.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, -- у слушателей сразу появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям.

Ошибка 2: оправдания.

Публике зачастую все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Посыл честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3: мимика.

Контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Особенно важно следить за выражением глаз и бровей, потому что этой области лица публика уделяет наибольшее внимание. Кроме того, брови -- главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови -- признак неуверенности и некомпетентности.

Ошибка 4: отсутствие юмора.

Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации -- это доказано нейропсихологами.

Ошибка 5: всезнайство.

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы надменные. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 6: суетливость.

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и прочих факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления.

Ошибка 7: отсутствие пауз.

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Ошибка 8: никакой кухни!

Ошибка заключается в следующем: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, одергивает одежду на ходу. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

Ошибка 9: правило 90 градусов

Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение -- извините, я тут с краю постою, я здесь ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть сектор охвата аудитории должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего поля зрения и влияния, а слушатели на первом ряду слишком напрягутся. Если вы отойдете слишком далеко, угол обзора будет примерно 45 градусов и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное.

Ошибка 10: неправильное положение тела

Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства.

И еще одна ошибка - руки в карманах. Это выглядит вульгарно, является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики, да и просто проявлением неуважения к аудитории.

Чтобы ваши выступления были удачными, следует избегать самых распространенных ошибок, для чего можно взять на вооружение приемы профессиональных ораторов.

Ошибка № 1. Отсутствие подготовки

Хорошая подготовка - это уже половина успеха. Подумайте, о чем вы хотите сказать, какую реакцию у слушателей вызвать? Какова главная цель вашего выступления?

У вас не останется вопросов об ошибках в документах после прочтения статьи по ссылке.

Напишите текст речи полностью или в форме тезисов. Импровизация выглядит эффектно, однако оставим ее профессионалам. Ведь большинство людей волнуются перед выступлением, и с ходу придумать что-то остроумное в такой ситуации непросто.

Мастер импровизации американец Стив Аллен в начале карьеры переписывал от руки шутки из юмористических сборников. Это помогло ему понять принцип построения фраз, вызывающих смех и одобрение слушателей.

Обязательно продумайте начало и конец выступления. Как вы поприветствуете публику и как попрощаетесь с ней? Многим выступающим помогает такой секрет: они пишут на небольшом листке первые фразы речи. Если волнение велико, можно посмотреть в «шпаргалку». А там и остальное вспомнится.

Упражнение «Репетиция»

Политики, спортсмены, звезды эстрады обязательно тренируются перед выступлением, и не по одному разу. Чем важнее и сложнее мероприятие, тем больше требуется репетиций. Можете построить их по следующему плану:

. Задача первого этапа - запомнить текст.

. Когда вы уже хорошо ориентируетесь в тексте (без подглядывания в бумажку), отрепетируйте речь . Насколько громко, с какими интонациями и паузами вы планируете говорить? Помните, что аудитория больше внимания обращает на то, как сказано, а не на то, что именно говорит выступающий.

. Теперь беритесь за отработку мимики и жестов.

Как вы будете стоять, как двигаться, куда смотреть? Какие эмоции вы хотите передать публике и какие жесты вам в этом помогут? «Накладывайте» движения на речь, добиваясь целостности.

. Финальным штрихом будет генеральная репетиция. Ее лучше всего провести перед небольшой аудиторией знакомых вам людей. Это могут быть родственники, друзья, соседи или даже ваш мастер по маникюру (правда, тогда вы будете несколько стеснены в движениях).

Ошибка № 2. Неподходящая одежда

Во время репетиции оденьтесь так же, как на планируемое выступление. Вполне возможно, не все детали туалета подойдут к вашей роли оратора.

Узкий пиджак может ограничивать движения, браслет - скользить по руке при жестикуляции, а красивая крупная брошь будет оттягивать на себя внимание слушателей. Выбирайте наряд и аксессуары таким образом, чтобы они не мешали, а напротив - работали на вас.

Убедитесь, что вся одежда чистая и хорошо выглажена. Согласно многочисленным исследованиям, если у оратора явно что-то не в порядке с внешним видом (туфли забрызганы грязью, сильно растрепаны волосы, виднеется пятно на рубашке, порвались колготы), этот элемент притягивает к себе внимание аудитории на протяжении всего выступления. Соответственно, его содержательная часть проходит мимо сознания присутствующих.

Ошибка № 3. Излишнее внимание к внешнему виду

В отличие от предыдущей, третья ошибка более свойственна женщинам, а не мужчинам. Часто в ожидании переговоров или важного выступления прекрасная половина человечества больше обеспокоена тем, не слишком ли ее полнит костюм и насколько удачной получилась прическа. В то время как мужчины сосредоточены на подборе убедительных аргументов, создании запоминающихся слайдов и прочих полезных для оратора приготовлениях.

И хотя нас встречают по одежке, провожают все же по уму. В связи с этим общая рекомендация для женщин такова: при подготовке к выступлению уделяйте больше внимания не своему внешнему виду, а тому, как донести материал до слушателей и установить с ними контакт.

Ошибка № 4. Фокусирование внимания аудитории на себе / своей компании

Наша компания - лучшая в области машиностроения.

На рынке наша продукция представлена с 1992 г.

Нам принадлежат 16 патентов.

В 2013 г. мы получили премию «Самая динамично развивающаяся компания в своей отрасли».

Наверняка вам не раз приходилось слышать на переговорах и презентациях подобные фразы «о нас любимых». Хорошо, если их немного. Однако зачастую вся речь сфокусирована на ораторе либо компании или продукции, которую он представляет.

Говорить о себе - лучший способ сделать выступление гарантированно провальным. Единственное исключение - если вы «звезда», и тема вашего выступления - «Мой путь». Во всех остальных случаях держите в центре внимания аудиторию, их проблемы и интересы. Это важно для всех типов выступлений,а для продающих - жизненно необходимо!

Упражнение «Мы - вы»

Обратитесь к тезисам своего выступления (лучше, если они будут записаны). Перекиньте «мостик» от информации о себе или своей компании к нуждам и чаяньям аудитории. Проще всего это сделать при помощи волшебных слов «значит» и «поэтому».

Например:

. Наша компания существует на рынке 23 года. Поэтому вы можете быть спокойны, доверяя нам управление своими финансами.

. Свой путь в компании я начал(а) с самой рядовой позиции и вырос(ла) до начальника отдела всего за год. И это значит, что каждый из вас может добиться того же.

Даже если вы с высоты своего опыта полагаете очевидными выгоды продукта, все равно проговорите их вслух:

Онлайн-обучение в формате вебинаров очень удобно, потому что вы можете заниматься из любой точки мира, в которой есть Интернет. Также вы экономите время, которое уходит на дорогу на очный тренинг (в крупных городах оно может достигать трех и более часов). Получив запись онлайн-вебинара, вы сможете прослушать его столько раз, сколько захотите.

Ошибка № 5. Неумение отвечать на вопросы

Чтобы быть во всеоружии, заранее продумайте возможные вопросы будущей аудитории. Для этого представьте, что вы услышали свое выступление из другого человека. Какое впечатление оно произвело на вас? Остались ли недосказанности или что-либо непонятное? О чем хочется спросить, что сказать?

В составлении списка вопросов вам могут помочь семья, друзья и коллеги. Устройте перед ними тренировочное выступление и узнайте их впечатления. Конструктивную критику воспринимайте с благодарностью. Возможно, сейчас вам немного неприятно, однако этот «разбор полетов» поможет вам сделать выступление на публике более успешным.

Ошибка № 6. Нежелание учиться

Это самая коварная ошибка. Некоторые говорят, что им не дано быть ораторами, а значит, бессмысленно пытаться что-то исправить. Другие верят, что итак отлично выступают и обучение им ни к чему.

Все они ошибаются, потому что даже великие ораторы постоянно учатся - как на своих ошибках, так и у более продвинутых специалистов по риторике. И более того - в истории, начиная с античности, существует множество примеров, как посредственные ораторы, которые поначалу не могли и двух слов связать, в ходе тренировок входили в число лучших.

Упражнение «Любимый оратор»

Составьте список из пяти или более успешных ораторов современности (начиная с середины ХХ в.). Это могут быть отечественные или зарубежные политики, деятели культуры и науки, певцы, актеры, телеведущие. Затем выберите из них того, кто вам наиболее приятен.

Выбрав «любимого оратора», найдите в Интернете видеозаписи его выступлений. Просмотрите три или более записи и определите, благодаря чему этот человек стал выдающимся спикером. В чем его самые сильные качества?

Аргументация? Манера подачи материала? Энергичность? Уверенность? Внешний вид? Чем больше составляющих успеха вы увидите, тем лучше. При желании пересмотрите записи без звука и отдельно оцените невербальную составляющую выступлений: позу, мимику и жесты оратора.

Упражнение «Я - оратор»

Проанализируйте список, составленный в предыдущем упражнении. Какие из качеств любимого оратора присущи и вам? Может быть, это убежденность в своей правоте или чувство юмора? А каких качеств вам пока не хватает? Возможно, это уверенность и умение говорить на большой зал без микрофона?

При подготовке к следующим переговорам или презентации уделите внимание своим сильным чертам. Постройте выступление так, чтобы они засияли во всей красе.

Умеете хорошо структурировать информацию? Подготовьте схему или инфографику, которая суммирует все, что вы хотите сказать. У вас красивый голос? Пометьте в черновике своей речи фразы, которые будете выделять интонацией. Составьте план того, как развить недостающие качества оратора. Например, регулярно выполняйте упражнения по преодолению волнения и тренируйте перед зеркалом мимику и жесты.

Ошибка № 7. Излишнее волнение

Практически всегда публичное выступление - это стресс. Психологи убеждены, что наши стратегии реагирования на сложные ситуации формируются в детстве.

К примеру, вы учитесь в пятом классе. Во время урока к вам в класс приходит взволнованный директор:

- Дети, к нам едет проверочная комиссия! Очень важно, чтобы вы написали контрольную по русскому языку на пятерку! Допустите ошибку - подведете всю школу.

В этой ситуации ученики реагируют двумя способами. Некоторые собираются, активизируют все свои ресурсы и в итоге справляются со стрессом. То есть занимают активную позицию. Ребятам страшно, они могут дрожать и нервничать, и все же при этом они не теряют концентрации и способности адекватно реагировать на происходящее.

Пассивная позиция - это когда в ситуации стресса волнение зашкаливает и все буквально валится из рук. При этом не важно, насколько хорошо ученик знает предмет. Ему просто не удастся взять себя в руки и вспомнить материал. Ребенок может впасть в ступор, а потом корить себя за то, что не справился с пустяковым заданием.

Подумайте: а как вы реагируете на стресс? Если вы занимаете активную позицию, то поработайте над техниками, уменьшающими волнение. Если же вам свойственна пассивная позиция, меняйте свое восприятие сложных ситуаций. Ведь они, как правило, таят в себе возможность выигрыша. Да и по прошествии времени кажутся не такими страшными.

Не бойтесь страха! Оказывается, даже профессиональные актеры боятся выступать. Мэрилин Монро и Андрей Миронов с трудом преодолевали страх выхода на сцену. Фредди Меркьюри однажды едва не упал в обморок от волнения. Случилось это перед концертом на дне рождения маленького сына его приятеля. С похожими трудностями сталкивались Николь Кидман и многие другие публичные персоны.

Упражнение «Добавим уверенности!»

В ситуации стресса хорошо помогает правильный настрой. Добиться его можно при помощи аффирмаций (позитивных утверждений). По определению Нэнси Бергерн*, «аффирмации - это позитивные высказывания в настоящем времени. Они выражают наше видение и нашу мечту так, как если бы они уже были свершившимся фактом. Создавая и повторяя аффирмации, мы заново программируем наш разум, переходя от уровня “это невозможно” к уровню “это возможно, и это будет сделано”».

Сформулируйте желаемое состояние в одной-двух фразах и повторяйте их про себя или вслух. Можно использовать готовые аффирмации или придумать на их основе свои:

  • Я спокоен (спокойна) и уверен (уверена) в себе.
  • Мне удается наладить контакт с аудиторией.
  • Я учусь правильно строить свою речь.
  • Я четко и конструктивно выражаю свои мысли.
  • В нужный момент я собираюсь и преодолеваю волнение.
  • Выступление - это увлекательный опыт. Мне нравится выступать!

Упражнения на дыхание

Очень полезны дыхательные техники. Они помогают успокоиться и отключиться от малоприятных мыслей. Самый простой вариант - расправить плечи, дышать медленнее и глубже. Если это не помогло, используйте более продвинутый способ снятия волнения.

Называется он «Дыхание по треугольнику». Сделайте вдох, считая до 5 или 7. Потом задержите дыхание - также на 5 или 7 счетов. После чего выдыхайте за то же время. Выполняйте упражнение в течение 3-5 мин, отслеживая «треугольник»: вдох - задержку воздуха - выдох.

Пожалуй, лучшее средство от волнения перед выступлением - это практика в сочетании с верой в себя. Так что не отказывайтесь от возможности произнести речь. Тогда с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. И удовольствия (вашего и слушателей) от выступления будет все больше и больше!

В современной литературе описано достаточно большое количество ошибок публичного выступления, начинающего оратора и т.п. Если все эти ошибки выстроить в ряд, то им можно посвятить целую главу. И на этих ошибках действительно можно многому научиться. Однако рассмотрим лишь некоторые, наиболее типичные ошибки публичного выступления.

Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорит. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т.п.

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремиться донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если человек произносит слова: «Здравствуйте, как я рад нашей встрече...», но при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его раппорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь... »

Оправдания и извинения. Что касается оправданий и извинений, то публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли на трибуну и тратите наше время?»

Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т.п.), тем самым он просит простить его. Но публика - не священник и не дает прощения, так же как и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!» Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «...не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...», подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно - человек говорил про убытки, про свою боязнь, и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т.п.1

Наверно, у каждого из нас в жизни были случаи, когда необходимо выступить перед публикой. Большой или маленькой, знакомой или нет - это неважно. Потому что в любом случае почти все «ораторы» так или иначе нервничают.

Однако сейчас мы не будем рассказывать о том, как побороть этот страх публичных выступлений (это все - дело опыта).

Темой данного поста будут речь и речевые ошибки .

Итак, чтобы выступление было интересным аудитории, в первую очередь необходимо, чтобы тема была интересна тому, кто ее говорит.

Речь не должна быть слишком длинной. Короткие речи воспринимаются слушателями более эффективно.
Но помимо содержания темы на внимание публики оказывают большое влияние следующие факторы :

    используемые интонации

    смысловые ударения

Громкость

С громкостью все понятно. Если Вы говорите тихо, всем вскоре надоест вслушиваться в каждое Ваше слово, начнутся переговоры и обсуждения последних модных тенденций (или принципов работы ядерных реакторов)... В общем Ваше выступление будет провалено.

Кстати, есть интересные приемы, основанные на исследованиях в сфере психологии. Например, если Вы во время Вашей речи будете смотреть на первые ряды - Ваш голос будет тише. Если на «галерку» - голос автоматически станет громче.

Несмотря на это, не поленитесь перед выступлением попробовать сказать со сцены/трибуны речь, чтобы при этом кто-нибудь стоял в самой далекой точке зала. Он-то Вам и скажет, тише или громче лучше говорить.

Интонация
Здесь тоже все просто до гениальности. Думаю, Вам совершенно неинтересно и не совсем понятно слушать человека, который говорит так, что не разобрать даже с самым лучшим слуховым аппаратом и богатой фантазией, где конец одного предложения и начало другого.

Однако здесь тоже стоит быть внимательными. Не стоит переигрывать, Вы же не актер в конце концов. Говорите своими интонациями. Ваша речь должна быть естественной.

Темп

Темп речи Вашего выступления крайне важен. Если Вы говорите слишком быстро - публика также быстро потеряет интерес к Вам, устав из огромного потока слов вылавливать важную информацию.

Будете говорить слишком медленно - и публика, и Вы рискуете забыть о том, с чего же все начиналось:)

Факторы, влияющие на темп речи

    Количество слушателей. Чем больше Ваша аудитория, тем медленнее Вы должны говорить (в рамках разумного, конечно), поскольку уровень восприятия у всех разный.

    Ваше эмоциональное напряжение. Да-да, оно дает о себе знать. Вы можете начать заикаться, забывать о том, что хотели сказать (в худшем случае - где Вы находитесь). Ваши прекрасные голосовые связки могут из-за этого «дать петуха». Или челюсть откажется двигаться, что приведет к снижению и темпа, и громкости.

    Как было написано выше, очень важен интерес «оратора» к теме выступления. И тут все легко объяснимо. Если тема Вас интересует, значит Вы ее знаете или, по крайней мере, с удовольствием читали материалы при подготовке. Отсюда следует, что Вы сможете связать одну мысль с другой, даже если Ваша шпаргалочка вдруг неведомым образом исчезнет:)

    Длительность выступления. Чем больше у Вас времени, тем больше повторов Вы можете допустить и допустите (таков этот жестокий мир!) Особенно в том случае, когда Вам больше нечего сказать, а времени для выступления еще вполне достаточно.

Кстати о времени. Один лист формата А4 с текстом, напечатанным 12 кеглем с интервалом 1.5, читается в среднем две минуты

Пауза

Эта милая барышня в большой цене в среде театральной, но почему-то обделена вниманием в среде PR (ведь публичные выступления тоже часть связей с общественностью)

Однако хороший оратор не откажется от столь действенного инструмента. Почему? Да потому, что пауза, во-первых, дает время для отдыха выступающему. Во-вторых, дает возможность слушателям усвоить информацию, отдохнуть, приготовиться в новой мысли прочее, прочее.

Зачем и когда использовать паузу?

    Перед тем, как начать говорить. Вы только вышли, публика еще не сфокусировала свое внимание на Вас или, например, не может завершить свои приветственные овации в Вашу честь...

    Пауза вместо знака препинания. Действительно, как еще в устной речи отделить одно предложение от другого? Как еще структурировать информацию, которую Вы даете аудитории? Только паузой

    Для усиления эффекта перед важной мыслью речи. В сочетании со смысловым ударением дает превосходный эффект!

Смысловые ударения

На мой взгляд, сильно связаны с интонацией и паузами. Шествуют, так сказать, рука об руку.

Смысловое ударение - это выделение важной мысли/идеи в Вашей речи с помощью изменения интонации и громкости голоса.

Как было отмечено выше, может сопровождаться паузой.

Кроме того, смысловое ударение используется для утверждения Вашей мысли и нумерации (во-первых, во-вторых и т.п. перечислений)

Ошибки речи

Исходя из вышеперечисленного, мы можем выделить основные речевые ошибки в публичном выступлении:

    снижение громкости. Может возникать из-за зажатости, неуверенности выступающего, а также в том случае, когда надо сказать слишком большое предложение. Выход: делать паузы (и кушать Twix) или разбить большое предложение на несколько маленьких.

    бормотание. Тоже возникает из-за неуверенности в том, что Вы говорите (неинтересная тема, нервное возбуждение)

    нечленораздельная речь. «Проглатываются» слова и звуки. Выход: сконцентрироваться на своей речи, начать говорить медленнее и проговаривать все. Конечно, это продлит Ваше нахождение на сцене/возле трибуны. Но ведь публика станет Вас понимать! Это ли не радость? :)

    приглушенная речь. В основном появляется с «лишними» жестами: прикрывание рта рукой, поворот к публике боком или спиной (особенно часто бывает, когда есть доска или проектор с Вашей презентацией, например)

Негоже, совершенно негоже так делать!

Друзья, не бойтесь публики. Все мы - люди, все несовершенны.

И напоследок один прием, который помогает многим - просто представьте, что все эти люди в зале, сидящие с умнейшими лицами, забыли одеть брючки/штанишки/юбочки. У кого какие трусы???

Please enable JavaScript to view the

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх