Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем Палеолит и мезолит

Конспект урока «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».(4 класс)

Цель: научить детей сравнивать одно историческое время от другого.

Образовательная- научить детей сравнивать одно историчесеое время от другого;

Развивающая- развивать мышление, логическое размышление,воображение; воспитывать любовь к прошлому и уважение.

План урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Итог урока. Домашнее задание.

Оборудование: таблицы, схемы,карточки, кроссворд, наглядности.

Ход урока:

    Орг. Момент.

Мы школьники прилежны

Послушны и дружны

Мы знаем что лентяи

От жизни не нужны

Урок мы очень лббим

Хотим мы больше знать

Вот варастим и будем

Всем старшим помогать!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут….. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Ребята, давайте для начала выполним задание по карточкам и определим тему сегодняшнего нашего урока.

1-Чтобы организовать и защититьжизнь всех этих разных людей, необходимо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись…(государства)

2-Для того чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города, люди изобрели…(письменность)

3-Эпоха Древнего мира началась в то время,когда в нескольких странах люди вышли из первобытного состояния и поднялись в следующую, более высокую ступень развития, которая называется…(цивилизацией)

4-В честь какого бога проводились торжественные спортивные соревнования, жившего на горе Олимп. (Зевс)

5- Назовите предводителя восстания рабов в Древнем Риме в 74 году до н.э….(Спартак)

Итак, ребята, какое главное слово получается? (Средние века)

Молодцы, ребята.

Итак, тема сегодняшнего урока- Эпоха средних веков - между древностью и новым временем.

Ребята, давайте мы с вами для начала вспомним как люди хранили и передавали знания, опыт в эпоху Первобытного и Древнего мира?

Первобытный мир Древний мир Средние века

Молодцы, ребята. А чтобы узнать как люди в средние века хранили и передавали знания откроем учебники на странице 60. И прочитайте всё про себя разговор Анюты и Илюши.

Какое вы заметили противоречие в разговоре Анюты и Илюши? Какой возникает вопрос?

Анюта «средние века» сравнила со « средними способностями» и сказала, что она неинтересная, так как «средняя».

Илюша удивился и сказал -«Ведь за эту эпоху сотни поколений сменились, неужели никто из них ничего выдающегося не сделал?

Какие выдающиеся события произошли в средние века?

Молодцы, ребята. А что же означает название «Средние века?».Давайте рассмотрим следующую таблицу и определим место и впемя «Средних веков»

Новейшее время

Новое время

Средние века

Древний мир

Первобытный мир

Ребята, где находится «Средние века?»

Между Древним миром и Новым временем.

Итак,ребята, Средние века- это температура между Древним миром и Новым временем.

Ребята, а как вы думаете, кто прав- Анюта или Илюша? И почему?

Илюша. Так как он говорит что за эту эпоху сотни поколений сменились

Молодцы, ребята! А какие изменения произошли в это время послушайте (рассказ учителя учебник стр 61)

Ребята, давайте сейчас отдохнём.

В небе плавает луна.

В облака зашла она

Можем мы луну достать

И пониже перевесить

Пусть луна сверкает

Молодцы, ребята! А теперь откройте страницу 64, прочитайте задание:

Перечисли технические достижения средних веков.Сравни технические возможности людей в средние века и в предыдущие эпохи всемирной истории (работа по картинкам)

Технические достижения эпохи средних веков

Порох Бумага

Стремена Хомут

Как вы думаете, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

Как государство управляло обществом

На протяжении средних веков большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. Города в основном были маленькими, их население незначительным.

В любом средневековом государстве жители делились на группы

Крестьян, ремесленников, купцов, воинов,священников. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе,права и обязанности.

Ребята, откройте учебники на странице 65 и прочитайте задание.

Рассмотрим схему управления государством в средние века. Подбери подписи к рамкам: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы.

Объясните, как распределились государственные обязанности между разными группами средневекового общества.

От кого зависела власть в средневековых государствах?

Молодцы, ребята!

Закрепление изученного.

Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства

Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.

Итог урока.

Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?

Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

Домашнее задание.

С. 60 - 67, ответы на вопросы на стр. 67

Слайд 2

Что такое Средневековье?

Средневековье - это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье - это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье - это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом...

Слайд 3

ЗАМКИ

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    РЫЦАРИ

    Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В начале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

    Слайд 7

    Средневековые города

  • Слайд 8

    Голод

    От голода страдали прежде всего бедняки. Случалось, вымирали деревни на многие километры вокруг! Однако бывали и такие бедственные годы, когда нехватка продовольствия поражала "целиком всю нацию". Вот свидетельство очевидца страшного голода, обрушившегося на Европу в 1032 году: "...Когда же съели и диких зверей, и птиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такие вещи, о каких и сказать страшно. Некоторые, чтобы избежать смерти, ели лесные коренья и траву. Ужас охватывает меня, когда я перехожу к рассказу о том, какие преступления царили тогда в роду человеческом. Увы! О горе! Вещь неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть..."

    Слайд 9

    ЧУМА

    А тут (1347-1350 гг.) грянула еще одна беда - "черная смерть"! В Европу пришла чума. Особенно лютовала эпидемия в городах. Порой некому было хоронить мертвецов. Люди в ужасе бежали из зачумленных городов, разнося смертельную заразу. Неслыханная эпидемия чумы, по одним подсчетам, уменьшила население Европы на треть, а по другим - чуть ли не вполовину!

    Слайд 10

    РЕЛИГИЯ

    Средневековье – эпоха развития большинства мировых религий, а также раскола христианства на православие, католицизм и протестанство

    Слайд 11

    Жанна д "Арк «ФРАНЦИЮ СПАСЕТ ДЕВА!»

    Когда в 1412 году в небольшой шампанской деревеньке Домреми родилась девочка Жанна, война длилась уже 75 лет. Глубоко религиозную, искреннюю, впечатлительную и умную Жанну стали посещать видения, она начала слышать "голоса". По словам самой Жанны, ей было тринадцать лет, когда она стала понимать, что ей необходимо предпринять для спасения страны и в чем должна состоять ее собственная миссия. И вот, когда к Жанне явился Архангел Михаил и приказал идти к дофину престолонаследнику, чтобы помочь ему спасти королевство, она уверовала в свою особую судьбу и пошла ей навстречу. А было ей всего семнадцать лет! Наконец, Жанне поверили! Для нее изготовили специальные доспехи белого цвета, из старинной часовни привезли древний меч. И вот в числе других военачальников она стала во главе войска, двинувшегося на помощь осажденному Орлеану. Теперь под ее белым знаменем, украшенным королевскими лилиями, шли преданные ей люди, готовые отдать за нее жизнь.

    1. Отметь знаком «+» правильные утверждения.

    • Средние века - это время между Первобытным миром и Древним миром.
    • Средние века - это время между Древним миром и Новым временем.
    • Все цивилизации, возникшие в Древнем мире, продолжали существовать и в эпоху Средних веков.
    • К V веку н.э. многие цивилизации древности исчезли, на их месте появились новые.

    Выбери правильный ответ и обведи его.

    Используя дополнительную литературу, впиши в таблицу или нарисуй, какими достижениями прославились цивилизации эпохи Средних веков.

    2. Реши кроссворд.

    1. Основное занятие жителей эпохи Средних веков (земледелие) .
    2. Так называют себя западные христиане (католики) .
    3. Так называют себя восточные христиане (православные) .

    Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «ислам» и запиши, кто создал эту религию.

    Арабские племена

    3. Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Средневековья. Впиши в рамку год завоевания Иерусалима крестоносцами.

    1099 г - завоевание Иерусалима крестоносцами.

    Отметь дату на «реке времени».

    Эти изобретения эпохи Средних веков повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем «на реке времени» в нужном месте.

    Изобретение огнестрельного оружия (XIV в.)
    Появление в городах механических часов (XIII в.)

    4. Выполни задания на контурной карте ().

    • Подпиши названия цивилизаций Средневековья.
    • Обведи границу цивилизованного мира.
    • Раскрась разными цветами


    Напиши, в каких частях света расположены цивилизации эпохи Средних веков.

    Европа, Азия, Африка, Америка

    Продолжи предложение.

    В Средние века цивилизации существовали во всех частях света, кроме Австралии и Антарктиды

    Придумай символические изображения архитектурных памятников Средневековья (см. стр. 62-63 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

    5. Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в далёком прошлом. Объясни и напиши, почему они относились враждебно друг к другу.

    Эти люди поступали так потому, что такова была мораль в Средние века. “Поступать по божески”, то есть соблюдая все заветы религии, надо было только по отношению к людям своей веры. Например, католики считали, что мусульмане нечестивцы, что они верят в неправильного бога и поэтому их надо убивать. В свою очередь мусульмане называли христиан “неверными” и также казнили и убивали их при первой же возможности. Во имя веры объявлялись священные Крестовые походы. Участвовать в них считалась почетным, за это прощались все грехи. Также особым гонениям подвергались язычники - люди, верившие в “старых” богов, а не в единого бога. Но их сначала старались обратить в свою веру.

    Продолжи предложение.

    Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, стали преследовать за мою веру
    Аргумент(ы) потому, что должны относиться терпимо друг к другу и с уважением относиться к последователям разных религий.

    Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в наши дни. Объясни их поведение.

    Все люди очень спокойно воспринимают особенности других религий и часто с интересом изучают их. Например, многие люди специально едут в Тибет и Непал, чтобы изучить буддизм. В Китай едут изучать конфуцианство. Католики и православные также стали ближе друг другу. В 2016 году даже произошла личная встреча Папы Римского и Патриарха русской православной церкви.

    Сделай вывод.

    Позиция (мнение) В похожей ситуации я, современный человек, постараюсь не помешать религиозным обрядам, а тихонечко понаблюдаю за ними со стороны.
    Аргумент(ы) потому что если я хочу, чтобы уважали мою религию, то я буду уважать религию других людей.

    Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья. В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам. Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.

    Исторические периоды и эпохи

    Первобытное общество

    до ок. 3000 года до н. э . (объединение Верхнего и Нижнего Египта)

    Палеолит и мезолит

    Неолит

    Бронзовый век

    Железный век

    Древний мир

    3000 г. до н. э. - 476 г. н. э. (падение Римской империи)

    Эллинизм

    Древний Рим

    Средние века

    476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)

    Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков)

    Высокое (классическое) Средневековье (середина XI - конец XV веков)

    Раннее Новое время (или позднее Средневековье)

    конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)

    Эпоха Возрождения (Ренессанс)
    Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV-XVI век-в других странах Европы.
    Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века.

    Возрождение делят на 4 этапа:
    Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
    Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
    Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
    Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

    Эпоха великих географических открытий (XV век - XVII век)

    Реформаци я (XVI век- начало XVII века)

    Часть эпохи Просвещения

    Новое время

    1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)

    Часть эпохи Просвещения
    Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века.
    В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815).
    В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

    Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)

    XIX век

    Новейшая история

    1918 - наши дни

    Исторические эпохи в искусстве

    Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке

    Период (эпоха) Временной отрезок
    Древний период с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
    Античность с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
    Средневековье
    романский стиль 6-10-й века
    готика 10-14-й века
    Возрождение знаменитые 14-16-й века
    Барокко 16-18-й века
    Рококо 18-й век
    Классицизм формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век
    Романтизм первая половина 19-го века
    Эклектизм вторая половина 19-го столетия
    Модернизм начало 20-го века
    Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения.

    Летоисчисление и хронология

    Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» - с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
    Наша эра, н. э. (также называют "новая эра") - текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) - период до нашей эры, до н. э.
    Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись - «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».

    Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях - так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.

    По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.

    Века по тысячелетиям

    Тысячелетия

    Века

    До нашей эры (до н. э.)

    12-е тысячелетие до н. э.

    11-е тысячелетие до н. э.

    10-е тысячелетие до н. э.

    9-е тысячелетие до н. э.

    8-е тысячелетие до н. э.

    7-е тысячелетие до н. э.

    6-е тысячелетие до н. э.

    5-е тысячелетие до н. э.

    4-е тысячелетие до н. э.

    3-е тысячелетие до н. э.

    2-е тысячелетие до н. э.

    1-е тысячелетие до н. э.

    Наша эра (н.э.)

    1-е тысячелетие н.э.

    2-е тысячелетие н.э.

    3-е тысячелетие н.э.

    Века и годы до н.э

    Какие годы относятся к каким векам

    Века (столетия) до н.э. Годы
    5-е тысячелетие до нашей эры
    L (50) 4901 - 5000 гг до н.э.
    XLIX (49) 4801 - 4900 гг до н.э.
    XLVIII (48) 4701 - 4800 гг до н.э.
    XLVII (47) 4601 - 4700 гг до н.э.
    XLVI (46) 4501 - 4600 гг до н.э.
    XLV (45) 4401 - 4500 гг до н.э.
    XLIV (44) 4301 - 4400 гг до н.э.
    XLIII (43) 4201 - 4300 гг до н.э.
    XLII (42) 4101 - 4200 гг до н.э.
    XLI (41) 4001 - 4100 гг до н.э.
    4-е тысячелетие до нашей эры
    XL (40) 3901 - 4000 гг до н.э.
    XXXIX (39) 3801 - 3900 гг до н.э.
    XXXVIII (38) 3701 - 3800 гг до н.э.
    XXXVII (37) 3601 - 3700 гг до н.э.
    XXXVI (36) 3501 - 3600 гг до н.э.
    XXXV (35) 3401 - 3500 гг до н.э.
    XXXIV (34) 3301 - 3400 гг до н.э.
    XXXIII (33) 3201 - 3300 гг до н.э.
    XXXII (32) 3101 - 3200 гг до н.э.
    XXXI (31) 3001 - 3100 гг до н.э.
    3-е тысячелетие до нашей эры
    XXX (30) 2901 - 3000 гг до н.э.
    XXIX (29) 2801 - 2900 гг до н.э.
    XXVIII (28) 2701 - 2800 гг до н.э.
    XXVII (27) 2601 - 2700 гг до н.э.
    XXVI (26) 2501 - 2600 гг до н.э.
    XXV (25) 2401 - 2500 гг до н.э.
    XXIV (24) 2301 - 2400 гг до н.э.
    XXIII (23) 2201 - 2300 гг до н.э.
    XXII (22) 2101 - 2200 гг до н.э.
    XXI (21) 2001 - 2100 гг до н.э.
    2-е тысячелетие до нашей эры
    XX (20) 1901 - 2000 гг до н.э.
    XIX (19) 1801 - 1900 гг до н.э.
    XVIII (18) 1701 - 1800 гг до н.э.
    XVII (17) 1601 - 1700 гг до н.э.
    XVI (16) 1501 - 1600 гг до н.э.
    XV (15) 1401 - 1500 гг до н.э.
    XIV (14) 1301 - 1400 гг до н.э.
    XIII (13) 1201 - 1300 гг до н.э.
    XII (12) 1101 - 1200 гг до н.э.
    XI (11) 1001 - 1100 гг до н.э.
    1-е тысячелетие до нашей эры
    X (10) 901 - 1000 гг до н.э.
    IX (9) 801 - 900 гг до н.э.
    VIII (8) 701 - 800 гг до н.э.
    VII (7) 601 - 700 гг до н.э.
    VI (6) 501 - 600 гг до н.э.
    V (5) 401 - 500 гг до н.э.
    IV (4) 301 - 400 гг до н.э.
    III (3) 201 - 300 гг до н.э.
    II (2) 101 - 200 гг до н.э.
    I (1) 1 - 100 гг до н.э.

    Века и годы н.э

    Какие годы относятся к каким векам

    Века (столетия) н.э Годы
    1-е тысячелетие нашей эры
    I (Первый век) 1 - 100 гг
    II (Второй век) 101 - 200 гг
    III (Третий век) 201 - 300 гг
    IV (Четвертый век) 301 - 400 гг
    V (Пятый век) 401 - 500 гг
    VI (Шестой век) 501 - 600 гг
    VII (Седьмой век) 601 - 700 гг
    VIII (Восьмой век) 701 - 800 гг
    IX (Девятый век) 801 - 900 гг
    X (Десятый век) 901 - 1000 гг
    XI (Одиннадцатый век) 1001 - 1100 гг
    XII (Двенадцатый век) 1101 - 1200 гг
    XIII (Тринадцатый век) 1201 - 1300 гг
    XIV (Четырнадцатый век) 1301 - 1400 гг
    XV (Пятнадцатый век) 1401 - 1500 гг
    XVI (Шестнадцатый век) 1501 - 1600 гг
    XVII (Семнадцатый век) 1601 - 1700 гг
    XVIII (Восемнадцатый век) 1701 - 1800 гг
    XIX (Девятнадцатый век) 1801 - 1900 гг
    XX (Двадцатый век) 1901 - 2000 гг
    XXI (Двадцать первый век) 2001 - 2100 гг

    Смотрите также



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх