Произведения советских художников о блокаде ленинграда. Музы не молчали

В переводе М. Тарловского , сентябрь 1941

  • Решетов А.Е. Ленинградская доблесть. Стихи. Обложка-гравюра на дереве Хижинского Л. Л. Государственное издательство художественной литературы 1942г. 96 с
  • 27 января 1944 года («И в ночи январской беззвёздной…») , Анна Ахматова , 1944
  • Поэзия блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, Эдуард Асадов, Анна Ахматова и др.
  • Поэмы о Ленинграде, Лен.газетно-журн. изд., 1947 год
  • Проза

    • Вера Инбер , Почти три года (ленинградский дневник), Советский писатель, Л., 1947
    • Ольга Берггольц , Дневные звёзды, Советский писатель, Л., 1959
    • Александр Борисович Чаковский , Роман «Блокада» (кн. 1-5, 1968-75; Ленинская премия 1978)
    • , Зеркало
    • Александр Борисович Чаковский , Это было в Ленинграде
    • Тамара Сергеевна Цинберг , «Седьмая симфония», повесть - Л., Дет. лит., 1969.
    • Николай Корнеевич Чуковский Роман «Балтийское небо», 1946-1954, опубл. 1955, одноимённый фильм 1960. О лётчиках Балтийского флота, защитниках осажденного Ленинграда.
    • Пантелеев Л. , В осаждённом городе. Живые памятники./ Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3. Л.: Дет. лит., 1984.
    • Михаил Чулаки роман "Вечный хлеб", 1984. Изд. Советский писатель.
    • Гинзбург Л. Я. , Проходящие характеры: Проза военных лет. Записки блокадного человека. М. : Новое издательство, 2011.
    • Нина Раковская , Мальчик из Ленинграда, Гос. изд-во детской лит-ры, Л., 1945.
    • Ариф Сапаров , Дорога жизни. Л.:Лениздат, 1947.
    • Ариф Сапаров , Январь сорок второго. Из блокадной ленинградской хроники. Л.:Советский писатель, 1969.
    • Виктор Конецкий, Кто смотрит на облака. Первое издание - середина 1960-х гг.
    • Николай Тихонов, Ленинград принимает бой. Л.: Гослитиздат 1943. 416 с.

    Современные поэзия и проза

    • Полина Барскова , Живые картины. СПб. Издательство Ивана Лимбаха, 2014.
    • Сергей Ануфриев , Павел Пепперштейн , главы из романа «Мифогенная любовь каст » (1999-2002)
    • Андрей Тургенев , Спать и верить: Блокадный роман. М., 2007
    • Сергей Завьялов , Рождественский пост, поэма (2009)
    • Игорь Вишневецкий , Ленинград, повесть (2009)
    • Полина Барскова , поэтический цикл "Справочник ленинградских писателей-фронтовиков 1941-1945", из книги «Сообщение Ариэля» (2011)
    • Борис Иванов , За стенами города. Дезертир Ведерников , повесть (2012)
    • Кирилл Рябов , рассказы из книги «Сжигатель трупов» (2013)
    • Ирина Сандомирская , «Блокада в слове. Очерки критической теории и биополитики языка». М.: Новое литературное обозрение , 2013.
    • Геннадий Алексеев , верлибр «Жар-Птица»

    Музыка

    • Дмитрий Дмитриевич Шостакович , Симфония № 7 «Ленинградская» (1941-1942)
    • Борис Владимирович Асафьев , «Дифирамб великому городу» (1941), «Песни печали и слёз» (1941) для фортепиано соло, «Канты незабвенной памяти Александра Дмитриевича Кастальского » для смешанного хора a capella (1941-1942) на тексты из церковного обихода
    • Гавриил Николаевич Попов Симфония № 2 «Родина» (1943, задумана зимой 1941-1942 в осаждённом городе)
    • Борис Иванович Тищенко , Симфония № 5 «Хроника блокады» (1975)
    • В. Кудряшов (музыка), М. Рябинин (слова), исп. Виль Окунь и ансамбль, Папин вальс
    • Песни группы «Сплин » «Блокада», «Вальс» и «Оркестр».
    • Песня британского рок-музыканта Блэйза Бэйли City Of Bones с альбома Promise and Terror (2010)
    • Песня Криса де Бурга Leningrad
    • Альбом «The Diarist» (2006) итальянской группы Dark Lunacy полностью посвящён блокаде Ленинграда.
    • Песня и видеоклип группы «Самое большое простое число» (СБПЧ) - «Блокада»
    • Песня «Непокорённый» рок-группы «Кипелов » с одноимённого сингла
    • 08.09.2012 в день памяти жертв блокады Ленинграда состоялась премьера Третьей симфонии (Военной) op.13 композитора Алексея Курбатова в Большом зале Филармонии (Санкт-Петербург), оркестр под управлением Игоря Пономаренко. Симфония транслировалась на площадях города в прямом эфире.

    Монументальное искусство

    Многие художники напрямую последовали указаниям, исходящим от Обкома ВКП (б) и Политуправления фронта, призывавших «к штыку приравнять перо», и превращали своё искусство в могучий агитационный ресурс. Живописные работы, написанные в блокаду, далеко не так многочисленны, как графические произведения. К батальной живописи относятся многочисленные произведения, созданные в это время живописцами по заказам ЛССХ, изображающие эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, события происходящие на фронте, боевые действия партизан, и также поднятая тема героизма защитников города. Официальные заказы художники получали на написание «военных портретов», при этом многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск. Другими заказами становились портреты стахановцев и трудовая жизнь горожан, много реже - события русской военной истории. Произведения воспевали стойкость и мужество защитников города, несли в себе обещание победы. Среди художников, работавших в этом направлении, наиболее известными были В. А. Серов , Г. С. Верейский, И. А. Серебряный, Н. Пильшиков, В. А. Власов, В. И. Курдов, и многие другие мастера. Серия из 24-х литографических работ А. Ф. Пахомова «Ленинградская летопись», законченная в 1947 году, после войны была удостоена Государственной премии.

    С начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат; одним из самых первых плакатов, появившихся в городе, был сделан В. В. Лебедевым , в прошлом, известным мастером этого жанра, в 1919-1920 годах работавшего над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» . В начале войны над плакатом работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «Окнах ТАСС» и для объединения «Боевой карандаш». Плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим со стен: «Смерть детоубийцам», «Уничтожить немецкое чудовище». Кроме листков «Боевого карандаша» и плакатов, большими тиражами выпускались лубки, открытки, и портреты героев войны. Открытки, выходившие тиражами до 25 тысяч, посвящены были военной теме. В военные годы в блокадном Ленинграде книжные графики не могли найти работы, деятельность большинства издательств была почти парализована. , так что открытки стали доя них прежде всего, возможным источником заработка. Блокадная жизнь отражалась, однако, и в этих сюжетах - темой для открытки могла стать «Женщина, вяжущая рукавицы для бойцов».

    Всё время блокады шла активная выставочная деятельность, первая выставка была открыта 2 января 1942 года. Блокадные выставки, до 1944 года, были малопосещаемыми (человек 15-18 в день) , в том числе и не только по причине того, что на первом месте у людей стояли вопросы выживания. Тематические картины писали художники социалистического реализма, который, в отличие от «критического» реализма 19 века, критики не предусматривал. " Во время войны Н. Н. Пунин сравнивал с оружием средства воздействия искусства. Нельзя вести военные действия оружием прошлого… Были и заказы. Это были так называемые тематические картины. И был контингент, который легко выполнял эти заказы, их художники полупрезрительно называли картинщиками. Они работали на всё более нетребовательный вкус начальства. Обладая определённым, но довольно ремесленным мастерством, они наполняли выставки своей продукцией, от которой человеку, желавших видеть подлинную живопись, становилось тошно… Что-то мёртвое, замороженное смотрело со стен выставок в Петербурге … причём этот процесс не останавливался. На выставках всё становилось всё более и более серым.. "

    Творческие позиции ленинградских художников разделялись.

    Уже в конце 1930-х годов в соцреализме «реставрируется» академическая иерархия жанров, художники обращаются прямо к власти (в официальных полотнах) или к коллегам (решая пластические проблемы в портретах и в натюрмортах) . Преобладающими в блокадном искусстве стали работы, представляющие пейзаж и бытовой жанр.

    В жанровой живописи (и графике) в первые годы блокады преобладают трагические и драматические темы; сюжетно-повествовательные работы появляются к 1944 году. Историки выделяют две линии этого жанра - одна, с акцентированным сюжетом, или с раскрытием темы через образ одного человека, при этом именно портретной задачи художник перед собой не ставит. Вторая линия развития жанра представляет собой разновидность пейзажа, нередко городского, с введёнными в него элементами жанрового действия. Ещё одной темой были «события, происходившие на фронте или в тылу врага»; эти работы, по мнению историков, также тяготели или к бытовому жанру, с четко выраженной сюжетной основой, или к «военному» пейзажу.

    Повседневная жизнь города

    Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Часть их была сделана эскизно, но во многих случаях это законченные, продуманные отдельные вещи. Большинство этих работ далеки и от поощряемого Обкомом парадного «военного официоза», и от оптимизма. Они отражают жизнь обитателей города, противостоящих невзгодам тяжёлых лет. Нередко темой этих работ становятся образы страдания и скорби.

    Большая часть блокадной графики (и отчасти и живопись) представляет собой натурные рисунки, и разделяется на группы - городские пейзажи, заполненные людьми, чаще пустынные, портреты и бытовые зарисовки. Многие из этих работ было сделано по государственным заказам, большинство их было приобретено для Музея обороны Ленинграда.

    Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах - человек, везущий по улице сани с телом покойника. Темами акварелей П. М. Кондратьева были уборка уличных ограждений, карты скорой помощи, вмёрзшие в лёд грузовики; работ С. С. Бойма - очистка снега на улицах, очереди в булочную, заготовка и выгрузка дров, эвакуация детей, госпиталь, ёлочный базар в декабре 1941 г. На рисунках Н. М. Быльева-Протопопова изображены греющиеся у печки дистрофики, уличные баррикады, девочки, плетущие маскировочные сети, подростки, дежурящие на крышах, и скопление гробов у ворот Охтенского кладбища. И. А. Владимиров известен своим циклом документальных зарисовок событий 1917-1918 годов, второй такой подобный цикл он сделал в блокаду, его темами на этот раз стали уборка трупов на улицах, «дорога смерти». Сюжетами Л. И. Гагариной были закутанные, сидящие у коптилки люди, уборка снега с улиц, сюжетами Т. Н. Глебовой - люди, сидящие в бомбоубежище, конная полиция, разбор обрушенных домов после налёта, толпы погорельцев, сидящих на улицах среди своих вещей, дистрофики, обедающие в соловой Союза художников. Л. Н. Глебова рисовала лица блокадных детей и женщин с детскими гробиками на санках. Е. М. Магарил рисовала людей в больничном стационаре, Г. К. Малыш - детские трупы на улицах, и - салют в честь снятия блокады в 1944 году, А. Е. Мордвинова - людей, помогающих тушить пожары, женщину с новорожденным, сидящую у буржуйки, общественную чайную, В. В. Стерлигов - раненых в госпитале, А. Г. Траугот - переход чрез замёрзшую Неву, С. Н. Спицын - быт школьников, учеников СХШ , Т. Купервассер - медсестёр в больнице, Е. Я. Хигер - ремонт отопления. А. Н. и В. Н. Прошкины писали пленных немцев под Шлиссельбургом, эшелоны, доставляющие городу топливо. А. Л. Ротач - пожар в Зоологическом саду, Я. О. Рубанчик - огороды у Исаакиевского собора, водозабор и застывший транспорт, мешки с песком, воздушную тревогу, очередь в табачный магазин, горы вещей взятых с собой эвакуирующимися, сложенные у Финляндского вокзала, А. И. Русаков и А. Ф, Пахомов зимой 1941 года делали натурные зарисовки умирающих от дистрофии людей в больнице Ф. Эрисмана.

    Л. А. Ильин рисовал взрывы на улицах(от одного из них он вскоре погиб) и сложенные в подвалах трупы. Сюжеты М. Г. Платунова более трагичны - убийства и кражи на улицах, произошедшие из за куска хлеба, отчаявшиеся самоубийцы, замёрзшие на улице люди. Многие, сделанные в блокаду, работы можно отнести с уверенностью к бытовому жанру, но далеко не все, так как художникам было невозможно принять взрывы на улицах и сложенные штабелями трупы, как быт.

    Повседневная жизнь города и портреты горожан была также темой работ П. И. Басманова , В. Г. Борисковича , П. Я. Зальцмана , В. В. Милютиной, В. В. Зенькович, Л. А. Рончевской, А. И. Харшака, М. А. Шепилевского, Н. Дормидонтова, Е. Белухи, С. Мочалова. Работали в блокаду и скульпторы. Не все созданные в блокаду произведения сохранились, многие были утрачены. Военным будням блокированного города были посвящены и блокадные работы Евгении Эвенбах. .

    Художественные достоинства работ были различны, так, особо выделяют трагический цикл работ (линогравюр) Соломона Юдовина и литографическую серию Адриана Каплана, где он сочетает бытовой сюжет с тончайшей фактурой «многослойного» рисунка. Во многих блокадных работах художников "ленинградской школы " есть осознаваемая бесстрастность фиксации, желание представить натуру «как есть», без экспрессивного настроения.

    Некоторые художники ставили перед собой цель

    « Рисовать, как летописец.. как очевидец вещей, которым многим не дано видеть, а многие на них закрывают глаза..» «.. я занимаюсь искусством.. у меня нет вдохновения описывать красоту воздушных боёв. прожекторов, ракет, взрывов и пожаров; я знаю, какой ужас несёт за собой эта феерия..»

    К таким работам относится серия «Ужасы войны для мирного населения» и «Осада города» Т. Н. Глебовой , ученицы П. Н. Филонова и последовательницы его «аналитического метода». .

    Созданные в блокадное время работы сами стали частью истории и причиной возникновения новых произведений искусства. Известна серия рисунков Веры Милютиной «Эрмитаж во время блокады», изображающих опустевшие залы музея, стены без картин, упавшие люстры. Именно эта серия легла в основу работ японского художника Ясумара Моримура «Эрмитаж. 1941-2014», в 2014 году выставленной в залах Эрмитажа о время проведения в нём выставки Манифеста 10 и признанной «наиболее чутко реагирующим на исторический контекст произведением об Эрмитаже».

    Особое место среди всего блокадного искусства занимает живописная работа Л. Т. Чупятова «Покров Богородицы над осаждённым городом». Она была написана художником незадолго до его смерти в блокадном городе, 8-10 сентября 1941 года, когда в городе горели Бадаевские склады .

    Блокадный пейзаж

    "Многие считают. что если художник занимается только пейзажем, то он отвлекается или умышленно отходит от разрешения больших значимых тем, тогда как пейзаж, - и это подтверждается всей историей живописи, - играет большую общественную роль. Пейзаж, по существу, являет собой мировоззрение эпохи ", писал Г. Н. Траугот. Блокаду художники отразили в своих живописных и графических произведениях так, что остались далеки от прямого натурализма в изображении страданий. Но их выражает, прежде всего, сам погибающий город.

    Огромное символическое значение Петербурга, очевидное и для его защитников, и для стремящихся занять его войск противника, тоже осмыслено в ряде выдающихся художественных произведений высокой художественной выразительности.

    Художники, находящиеся на грани голодной смерти, создавали произведения, объединённые позднее исследователями в особый жанр «блокадного пейзажа».

    Наиболее пронзительные произведения были созданы художниками в самую первую блокадную зиму, оставившую у ленинградцев сильнейшие впечатления.

    Работа художников непосредственно на улицах блокадного города не приветствовалась, тем не менее, многие из созданных в блокаду произведений относятся именно к жанру городского пейзажа. Работать на улицах иногда приходилось во время обстрелов. Многие художники изображали улицы города во время артобстрелов, разрушенные взрывами дома, укрытые памятники.

    Блокадные пейзажи писали и рисовали М. П. Бобышов , Б. Н. Ермолаев, А. Л. Каплан , А. В. Каплун, С. Г. Невельштейна , Я. С. Николаев , А. П. Остроумова-Лебедева , Н. А. Павлов, Н. Е. Тимков , Г. Н. Фитингоф.

    Среди них принято выделять архитектурный пейзаж, характерный "точностью воспроизведения объекта изображения «. Среди тех, кто их рисовал, были многие архитекторы: И. С. Астапов, А. К. Барутчев , Э. Б. Бернштейн, В. М. Измайлович, Л. А. Ильин, В. А. Каменский , А. С. Никольский , М. А. Шепилевский, Л. С. Хижинский . Известный архитектор Л. А. Ильин кроме серии пейзажей, рисовал графический дневник, *Прогулки по Ленинграду».

    Необыкновенную и страшную красоту блокадного города отразили в своих работах прежде всего, художники «ленинградской школы» - В. В. Пакулин , А. Н. Русаков , Г. Н. Трауготт .

    В. В. Пакулин до войны никогда не писал городские пейзажи, и именно в блокаду ему открылась красота города. Многие художники отмечали что зимой 1941-1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. Пакулин создал около пятидесяти городских пейзажей, среди них- «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941-1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943).. Во многих этих работах использована жемчужно серая гамма, отражающая дымку световоздушной среды.

    Наиболее известны из живописной блокадной серии Г. Н. Траугота его живописные работы «Канонерка у Зимнего дворца» 1942, «Нева с Пушкинским домом» 1942, «У Петропавловки» 1942, на них изображены пустынные площади, заснеженные улицы, прозрачный воздух, Нева, на которой стоят военные корабли. Им создан и акварельный блокадный цикл. Все его работы строги по цвету, их цветовая гамма тяготеет к монохромности. Ощущение «миражности», призрачности сохраняется даже при включении в пейзаж жанровых сцен. Художник не пишет действительно ужасного, что было в городе на каждом шагу. Мужественный настрой его живописи принадлежит к сфере высокой трагедии, это же можно сказать и о рисунках («Ледяное солнце блокады») Индивидуальное переживание автора вырастает до масштабов героической патетики.

    А И. Русаков принадлежит к тем редким художникам, кто смог пережить всю блокаду. не прекращая работать. Он создал сильнейшие по выразительности живописные портреты города, опустевшего и разрушенного, в самое тяжёлое для него время первой зимы; работы эти часто репродуцируются и выставляются. «Русаков, по- видимому, чувствовал особую значительность каждого письменного и изобразительного свидетельства „изнутри“, которую отмечал академик Г. А. Князев в своём блокадном дневнике.» Отсюда важное свойство его рисунков. сделанных в 1942-1943 гг. , - они подробны, и выполнены как законченные вещи. а не наброски.

    Принципиально камерный характер блокадных акварелей Русакова, и городских пейзажей, и портретов, отделяет их от известной серии А. Ф. Пахомова („Ленинград в годы блокады и восстановления“) или портретной серии Г. С. Верейского. В них нет намеренного акцента на героизме, или на страдании. Художник бережно фиксирует повседневную жизнь города.

    Блокадный портрет

    Исключительно важное место в блокадном искусстве занимает автопортрет. Главная для блокадного автопортрета идея - противопоставление жизни и творчества - смерти и разрушению. Автопортреты писали художники разных направлений - от учеников только умершего в декабре 1941 года П. Н. Филонова, - художников П. Я. Зальцмана (графические автопортреты) , Т. Н. Глебовой („Автопортрет“, „Портрет семьи в блокаду“, 1941, оба - в собрании ГТГ) - и серии трагических автопортретов В. П. Яновой , до работ Я. С. Николаева (1942) и А. А. Бантикова (1944).

    „Блокадный портрет“ принципиально отличался от живописных портретов, сделанных по государственному заказу, и всегда изображающих человека, совершающего подвиг, трудовой или военный. Для усиления впечатления портрет часто был поясным или поколенным. В отличие от них, „блокадные портреты“ имеют иной, камерный характер. Это могут быть и портреты - типы, как женские образы на портретах П. И. Басманова и В. В. Зенькович. Часто моделями для блокадных портретов становятся родные или близкие друзья художников, - как на портрете художниц Е. Зазерской и Т. Купервассер, 1941, написанном А. И. Русаковым.

    К этому же, камерному, жанру относятся также портреты художников социалистического метода, В. И. Малагиса (Портрет старой работницы, 1943 ; Портрет художника Иванова, 1943) , Я. С. Николаева (Портрет М. Г. Петровой, 1942, портрет художника Викулова, 1942), Н. Х. Рутковского (Портрет А. Фроловой - Багреевой, 1943). Одно из основных отличий этих работ от официального заказного портрета - расширение круга используемых традиций. Отступая от канонов социалистического реализма, эти художники обращались к французской живописи, к портретам импрессионистов, правда, полностью изменив концепцию цвета, сменив его на сознательно загрязнённый. Хотя, на словах французский импрессионизм в советской критике 1940-х годов осуждался.

    Искусство послевоенного времени

    Кинематограф

    Художественные фильмы

    • Блокада (эпопея):
      • «Лужский рубеж»
      • «Пулковский меридиан»
      • «Ленинградский метроном»
      • «Операция „Искра“»
    • «Ленинградцы, дети мои…» (Узбекфильм , 1980)
    • «Загадка Кальмана»
    • «Старые друзья»
    • «Красный стрептоцид» (короткометражка, реж. Чигинский , 2001)
    • Линия Марты- фильм с участием Алисы Фрейндлих (2014)

    Документальные фильмы

    • Siege of Leningrad
    • Блокада Ленинграда
    • Седьмая симфония
    • Блокадный трамвай
    • Расследования программы «Искатели»
      • «Свидетель великой осады» (2005)
      • «Дорога-призрак» (2006)
    • Документальный цикл «Следствие вели » с Леонидом Каневским
      • «Гауляйтер Ленинграда» (2008)
      • «Знамя Адольфа Гитлера» (2009)
    • «Блокада», второй фильм документального цикла «Алтарь Победы »
    • «Ленинградский фронт» (2008)
    • «Блокада», авторская программа

    Легендарная оборона Ленинграда, обессилевшие жители которого отчаянно сопротивлялись врагу долгих 900 дней, навеки вошла в историю. Каждый солдат, каждый матрос, каждый рабочий, отдавшие себя на борьбу за независимость города на Неве, навсегда останутся в памяти человечества. Однако, помимо военных и рабочих, Северную Венецию обороняли и люди искусства - интеллигенты - пожелавшие остаться в обложенном врагом городе.

    Партия, видела в них своих ближайших и активных помощников, призвала их всемерно мобилизовать духовные силы народа на защиту Отечества, «воспитывать во всем нашем народе чувства беззаветной и самоотверженной любви к Родине, чувства священной ненависти к подлому врагу, чувства бесстрашия и презрения к смерти, отразить величие исторических наших дней в произведениях, достойных героев и героизма Отечественной войны».

    Несмотря на массовую эвакуацию из Ленинграда коллективов театров, музыкантов, писателей и других работников культуры, выехавших вглубь страны с ценностями музеев, библиотек, ВУЗов и научных учреждений, в городе остались видные писатели, композиторы, художники, артисты.

    Многие ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла.

    При Политоделах Ленфронта и КБФ были созданы оперативные писательские группы, куда входили известные ленинградские литераторы: В.Азаров, О.Берггольц, В.Вишневский, Зонин, В.Инбер, Н.Катерли, В.Кетлинская, В.Кочетов, А.Крон, Б.Лихарев, В.Лифшиц, А.Прокофьев, В.Саянов, Н.Тихонов, Л.Успенский, А.Чаковский, Н.Чуковский, А.Штейн и многие другие.

    «Я счастлив тем, что в пламени суровом,

    В дыму блокад.

    Сам защищал и пулею и словом.

    Мой Ленинград!»

    (Вс.Рождественский «Белая ночь» 1942)

    Они были писателями и военными корреспондентами одновременно. Выезжали на передний край – к летчикам, морякам, в стрелковые части, на "Дорогу Жизни". Проводили там беседы, писали очерки о лучших снайперах, ассах, подводниках, разведчиках, шоферах и тут же передавали их в газеты и на радио. Большое внимание уделяли ленинградцам. Выезжали на заводы, выступали в печати, по радио, всякий раз находя искренние и действенные слова, вселявшие уверенность, помогавшие жить и бороться за победу. Писали стихи и прозу, пьесы и тексты листовок, подписи к плакатам. В.Вишневский, О.Берггольц, Н.Тихонов, А. Прокофьев и другие стали выразителями и глашатаями патриотических чувств ленинградцев.

    Особое отношение было к стихам. Воины носили в карманах гимнастерок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали в тетрадки, учили наизусть, читали на концертах художественной самодеятельности. Песни на военные стихи пели и в землянках и в квартирах, просили исполнить по радио.

    Многие работали над созданием крупных произведений: Н.Чуковский «Балтийское небо», А.Чаковский «Это было в Ленинграде», А.Крон «Дом и корабль», П.Лукницкий «Ленинград действует», В.Кетлинская «В осаде», Н.Тихонов«Ленинград принимает бой“ и др. В годы войны созданы пьесы, поставленные в Ленинграде:». «Офицер флота“ А.Крона, У стен Ленинграда» Вс.Вишневского, «Бастион на Балтике» А.Штейна, «Звезды на рейде» Тевелева, «Вороний камень» Груздева, «Огненный ветер» Щеглова, «Капля крови» Карасева, «Крылья гнева» Зиновина.

    Писатели Ленинграда обращались и к исторической тематике – образам русских воинов и полководцев в статьях, стихах, рассказах. Ольга Форш написала пьесу-сказание «Князь Владимир», В,Саянов – цикл рассказов «Как царь Петр Выборг брал», Шишков – о советских сусаниных, А,Прокофьев – очерк о Дм. Донском.

    В блокаду ленинградцы не утратили любви к книге.

    Театральное искусство

    С началом войны ленинградские театры не прекратили свою деятельность. 12 августа 1941 г. в Театре комедии прошла премьера спектакля «Под липами Берлина» Зощенко и Шварца.

    После начала блокады с аншлагами работали, не успевшие эвакуироваться театры,: Ленинского Комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, театр Комедии, Музкомедия, Оперно-балетная труппа (из артистов т-ра им.Кирова и Малого оперного). 12 октября состоялась премьера в театре Ленсовета «Свадебное путешествие».

    Оставшиеся в Ленинграде актеры драматических, музыкальных театров, эстрады и цирка вошли в состав трупп Театра Балтийского флота, Театра Народного Ополчения (впоследствии театральный Агитвзвод Дома Красной Армии), Ансамбля оперетты под руководством Б. Бронской, концертно-шефских бригад.

    Из отчета о концертно-театральной жизни города-фронта в 1942 г.: «Отсутствие в Ленинграде драматического и оперного театров, в которых ощущался острый недостаток, и наличие в городе достаточных кадров высококвалифицированных драматических и оперных артистов явилось основанием для Управления по делам искусств поставить перед исполкомом Ленгорсовета вопрос об организации в Ленинграде Городского театра, в котором ставились бы драматические, оперные и балетные спектакли». Осенью 1942 г. театр открылся. Был создан ленинградский блокадный театр в помещении Театра комедии. В репертуаре: «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,«Кармен», «Эсмеральда», «Шопениана», «Конек-Горбунок», «Травиата», «Фронт», «Жди меня», «Русские люди»,«Обрыв», и др.

    Особой популярностью пользовались спектакли Театра Музыкальной комедии, работавшего всю блокаду. Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленфронта. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на несколько часов забыть о войне и ужасах блокады. Долгое время после спектакля у зрителей сохранялось приподнятое настроение. Из-за обстрелов и бомбежек спектакли вынуждены были неоднократно останавливать, сопровождать зрителей в бомбоубежище, и продолжать после отбоя воздушной тревоги. Фронтовики, побывавшие на спектаклях этого театра, писали с фронта восторженные письма актерам. Они сравнивали восторг от просмотра спектаклей со счастьем мирной жизни. Писали, что с удвоенной силой бьют ненавистного врага. В репертуаре Музкомедии кроме классических оперетт шли героические музыкальные спектакли «Любовь моряка»,«Лесная быль» (о партизанах), «Раскинулось море широко» (о героических моряках Балтфлота и блокадниках), пьеса была создана ленинградскими авторами В.Азаровым, А.Кроном, В.Вишневским на музыку В.Витлина, Л.Круца, Н.Минха.

    На новогодних праздниках для школьников, которые кроме школ и Домов культуры были устроены в помещениях Большого драматического, Александринского и Малого оперного театров были показаны спектакли «Дворянское гнездо», «Овод», «Три мушкетера».

    О росте насыщенности творческой жизни Ленинграда говорит письмо в Москву начальника Управления по делам искусств Б. Загурского летом 1943 г.: «Несмотря на беспокойные условия, культурная жизнь у нас не замирает и даже идет живее, чем зимой. Сейчас у нас работают: Большой драматический театр имени Горького, Музыкальная комедия, Филармония, оперетта под руководством Бронской, Камерный зал, Ленгосэстрада, цирк, Хореографическое училище, Летний театр в Саду отдыха, музыкальное училище консерватории, курсы по повышению квалификации, музыкальная школа для взрослых, опера, балет, Союз художников, Союз композиторов, Союз архитекторов, Дома культуры: имени Горького, Выборгский, имени Володарского, имени Капранова. За последние три месяца выпущен ряд новых постановок и возобновлений. В театры по-прежнему билеты раскупаются задолго до спектакля. В филармонии дано за три месяца 38 концертов, включая симфонические и сольные. В Камерном зале прошло 135 концертов. Особенным вниманием пользуются наши „воскресники“ - камерные концерты из новых произведений композиторов, писателей, поэтов Ленинграда. Собирают они полный зал народа… Кроме консерватории из учебных заведений у нас работают школа имени Римского-Корсакова, где занимаются 230 учащихся, детская музыкальная школа Петроградского района (130 учащихся), художественное училище живописи и ваяния (100 человек) и хореографическое училище (30 человек). Недавно провели смотр художественной рабочей самодеятельности. В смотре участвовало коллективов: 33 хоровых, 25 драматических, 8 струнных, 28 хореографических, 39 концертных».

    Военно-шефская работа (Фронтовые бригады )

    (Из отчета солистки Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова С. П. Преображенской о концертной деятельности в блокадном Ленинграде в 1941-1943 гг.)

    «В первые дни и месяцы войны основной формой военно-шефской работы стало обслуживание сборных пунктов. Помню странное ощущение, когда в первые дни войны мы ходили на сборные пункты, в неизвестные нам места, под руководством бригадира. В эти трагические дни мы испытывали огромный творческий подъем, вглядываясь в лица людей, уходивших на фронт. Большой радостью для нас была возможность выступить перед ними со своим искусством в эти памятные дни. Цифра в 1,5 тысячи шефских концертов не кажется мне большой, настолько большую духовную радость давала мне эта работа, настолько теплым был прием, настолько взволнованными и проникновенно-душевными были приветственные речи после концерта. Наступили дни блокады. Театр уехал в глубокий тыл, я решила не расставаться со своим родным городом. Военно-шефская работа в это время стала основной формой моей жизни в искусстве. С небольшой группой оставшихся в городе актеров я стала выезжать в воинские части, в Кронштадт, на форты. Там под аккомпанемент аккордеона я исполняла песни и романсы советских композиторов, классику, Чайковского, Даргомыжского. Напоминанием об этих волнующих днях остались многочисленные фотографии, везде после выступления бойцы и офицеры просили запечатлеть нашу встречу на фотографии».

    Все артисты ленинградских театров, эстрады, цирка входили в составы концертных бригад. Организаторами концертной работы были Дом Красной Армии, Политуправление КБФ, Военно-шефская комиссия обкома профсоюзов работников искусств, концертный отдел Центрального Лектория, Агитпункт Дома Писателей, Ленгосэстрада.

    Бригады артистов выезжали с концертами на боевые корабли, на фронт, в учебные полки, в госпитали и батальоны выздоравливающих, на заводы и в домохозяйства. Порой, давая по два-три концерта в день, веселой шуткой, острым словом, патриотической и лирической песней поднимали настроение, вдохновляли на подвиги и труд. За годы войны работники искусств Ленинграда дали свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тыс. в войсках Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Частыми гостями фронтовиков были известные советские актеры С. Преображенская, Н. Вельтер, В. Касторский, П. Болотин, Е. Копелян, И. Дмитриев, К. Шульженко, Р.Гербек, О.Иордан, Н.Черкасов и многие другие. Проведение шефских концертов способствовало тесному сплочению деятелей искусства с бойцами фронта и жителями Ленинграда.


    Теги: жизнь, война, искусство, история, Ленинград

    27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Мы решили напомнить читателям, как жители героического города боролись не только за жизни, но и за то, что отличает человека от животного — за свою культуру…

    После освобождения города дворцы и музеи, Петергоф и Царское село — все превратилось в развалины. Картины, статуи, мебель были либо уничтожены, либо вывезены в Германию, как, например, знаменитая Янтарная комната. Было потеряно множество библиотек, находившихся в частном хранении. Погибая от холода и голода, ленинградцы боролись не только за свою жизнь, но и за сохранения великого культурного и исторического наследия своего города.

    «Казалось, хлеб, прежде всего хлеб, ну еще вода и тепло! И все говорили и думали, что все желания сосредоточились только на этом, на самом насущном. Ничего другого. Так ведь нет. В иссушенном организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи. Жизнь духа продолжалась. Человек порой сам себе удивлялся, своей восприимчивости к слову, музыке, театру. Стихи стали нужны. Стихи, песни, которые помогали верить, что не бесполезны и не тщетны его муки беспредельные…»

    Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»

    Эрмитаж

    В первый день войны все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Началась круглосуточная кропотливая работа — необходимо было упаковать экспонаты для транспортировки в Свердловск. Сотрудники Эрмитажа, технические служащие, охрана — все принимали участие в упаковке, но этого было не достаточно. Со второго дня на помощь пришли сотни ленинградцев, которые любили Эрмитаж… Благодаря им уже в июле двумя эшелонами было эвакуировано 1 миллион 118 тысяч экспонатов.

    Во время эвакуации экспонатов было принято решение оставить рамы на своих местах. И по пустым залам музея, где еще недавно были великие картины, сотрудники Эрмитажа водили самые настоящие экскурсии.

    «Это было весной, где-то в конце апреля сорок второго года. В данном случае это были курсы младших лейтенантов. Курсанты помогли нам вытащить великолепную ценную мебель, которая оказалась под водой… А потом я взял этих ребят из Сибири и повел по Эрмитажу, по пустым рамам. Это была самая удивительная экскурсия в моей жизни. И пустые рамы, оказывается, впечатляют».

    Павел Филиппович Губчевский, научный сотрудник Эрмитажа

    Это не единственная удивительная история, связанная с известным музеем. Научный сотрудник Эрмитажа Павел Губчевский вспоминал, как уже после прорыва блокады 25 января 43-го года на Дворцовой площади разорвалась фугасная бомба весом в тонну. Взрывная волна, пройдя через Висячий сад, ворвалась в Павильонный зал музея и вышибла уцелевшие стекла даже в окнах, обращенных на Неву. А ночью порывами ветра в залы задуло мокрый снег, который к утру подтаял. А к вечеру вновь ударил мороз.

    «Мокрый снег смерзся с битым стеклом, образовав на полах сплошную ледяную кору, — вспоминал Павел Губчевский. — Все мы принялись спасать от этого губительного настила фигурные паркеты и мозаичные полы. Мне достался Павильонный зал. Толстый слой бугристого льда, смешанного с осколками стекла, покрывал здесь чудесную мозаику, вделанную в пол перед входом в Висячий сад. В моих руках был железный ломик, и я знал, что под моими ногами. Сантиметр за сантиметром я осторожно скалывал лед и стекло».

    Город пережил блокаду и войну. Летом 1944 года, когда основные коллекции Эрмитажа находились еще в тылу, было решено устроить в музее выставку тех экспонатов, которые не были эвакуированы. Это был символ восстановления мирной жизни ленинградцев и Эрмитажа.

    Книги

    Война нанесла серьезный урон частным коллекциям и личным библиотекам ленинградцев. Чтобы согреться, людям приходилось топить печи мебелью и книгами. Понимая необходимость этого, жители блокадного Ленинграда оплакивали книги, как людей.

    «Книжки я жег собственноручно, причем я их старался как-то отбирать, сначала что похуже. Сначала всякую ерунду — то, чего я даже до войны не видел. За стеллажом оказалось много всякой ерунды — какие-то брошюры, инструкции по техническим вопросам, случайно, видно, попавшие. Потом начал с наименее интересных для меня — журнал „Вестник Европы“, что-то еще было. Потом спалили сначала, по-моему, немецких классиков. Потом уже Шекспира я спалил. Пушкина я спалил. Вот и не помню чье издание. По-моему, марксовское, синее с золотом. Толстого — знаменитый многотомник, серо-зеленая такая обложка, и медальон в уголке вклеен металлический».

    Владимир Рудольфович Ден, житель блокадного Ленинграда

    Адмиралтейство

    Архитектурные доминанты Ленинграда в блокадные годы служили главным ориентиром для вражеских бомбежек. Для дезориентации врага необходимо было замаскировать знаменитые шпили. Такая задача легла на плечи четырех молодых альпинистов. Шпиль Петропавловского собора и купол Исаакиевского вместе со звонницами было решено покрыть серо-голубой масляной краской. Она хорошо сливается с осенним мглистым ленинградским небом и надежно закрывает эти объекты.

    Однако масляную краску можно было использовать не на всех доминантах, это уничтожило бы хрупкую позолоту. И для шпилей сшили специальные чехлы. Так, для того чтобы , потребовалась «юбка», которая весила полтонны. Ее пришлось надевать при помощи воздушного шара. Работая в сорокаградусные морозы, по ночам, обстреливаемые немцами, альпинисты сумели «спрятать» объекты от врага.

    Исаакиевский собор

    Существует легенда, объясняющая, как самый известный собор города остался целым и невредимым. В начале войны началась спешная эвакуация художественных ценностей из дворцов Павловска, Пушкина, Петергофа, Гатчины и Ломоносова в глубь страны. Однако все вывезти не успели. Необходимо было найти надежное хранилище для картин, скульптур, мебели, фарфора, книг и многочисленных музейных архивов. Но решить, куда можно надежно спрятать столь важные экспонаты, никак не могли.

    Как повествует легенда, по предложению бывшего артиллерийского офицера было решено создать центральное хранилище в подвалах Исаакиевского собора — самого высокого здания в городе. Расчет офицера был такой: немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. Так, все девятьсот дней блокады музейные сокровища пролежали в этом, как оказалось, надежном убежище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

    Огороды

    Первый год блокады унес сотни тысяч жизней ленинградцев. Чтобы не умереть от голода, блокадники прямо на улицах осажденного города. Посевами покрылись пустыри, сады, стадионы, парки и скверы, откосы рек и каналов. Огород был разбит даже на Исаакиевской площади — там выращивали капусту, а на площади Декабристов — картошку. В Летнем саду на грядках росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.

    Владельцам подсобных хозяйств власти города оказывали поддержку — раздавали рассаду и помогали рационально ее использовать, предоставляли инвентарь и удобрения.

    Первый урожай помог тысячам блокадников пережить следующую зиму. А уже в 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой или коллективный огород.

    «В 1942 и 1943 годах их засевали одним турнепсом. Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля. Потом появилась картошка сорта „берлиха“, красная, с желтой мякотью, необыкновенно вкусная».

    Вера Егорова

    «Овощей хватало не только поесть в свежем виде, но и запасти на зиму. В ванной комнате появились десятилитровые бутыли с маринованной свеклой и морковью».

    Эльвира Михайлова

    Дорога Победы

    После прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года, появилась возможность построить железную дорогу, которая связала бы осажденный город с Большой землей. Трасса, вошедшая в историю как , была проложена всего за 17 дней.

    Задача по ее возведению была архисложной. Во-первых, болотистая и пересеченная местность была очень неудобной для строительства стальной магистрали. Во-вторых, отсутствие дорог осложняло доставку необходимых материалов. В-третьих, торфяники находились в непосредственной близости с линией фронта — в 5-6, а местами в 3-4 километра. Работа велась под постоянными артиллерийскими и минометными обстрелами.

    Ежедневно рабочие рисковали жизнью, вновь возводя то, что было разрушено неприятелем, и двигались вперед. В условиях суровой зимы строители таскали тяжелые мешки с грунтом, рубили деревья, изготавливали шпалы и рельсы.

    К 5 февраля дорога была готова, и уже 7 февраля ленинградцы на Финляндском вокзале с ликованием встретили первый поезд с продовольствием.

    По железной Дороге Победы в Ленинград доставлялись продукты, топливо, боеприпасы, а из него уходили грузы для фронта и эвакуировались люди.

    За перевозки приходилось платить высокую цену. Немцы, засевшие на Синявинских высотах, постоянно обстреливали поезда из пушек и минометов. Гибель машинистов, уничтожение груза, разрушения железнодорожного полотна были обычным делом. Для конспирации составы двигались только ночью, а чтобы обеспечить город всем необходимым, следовали один за другим. Железнодорожники называли трассу «Дорогой смерти».

    Дорога Победы сыграла важнейшую роль в снятии блокады Ленинграда через год.

    Симфония Шостаковича

    За год до этого, в сентябре 41-го, композитор выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и Шостакович говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий:

    «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту…»

    Работа над этой симфонией началась в самом начале войны. С первых ее дней Шостакович, как и многие его земляки, стал трудиться для фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог. В октябре композитор вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев, где закончил свою симфонию 27 декабря 1941 года.

    Исполненное в осажденном Ленинграде, новое произведение Шостаковича потрясло слушателей — многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие его немецкие войска.

    Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича стала одним из ярких символов сопротивления ленинградцев фашистской агрессии.

    Радио

    Для оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой.

    Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. По радио дикторы рассказывали о ситуации в городе. Когда прекращалось вещание радиопередач, стук метронома все равно продолжал транслироваться в эфире. Его называли живым биением сердца Ленинграда.

    Зоопарк

    До войны в Ленинградском зоопарке жило больше 160 зверей и птиц. К началу сентября 1941-го, когда город полностью окружили, из него успели эвакуировать в Казань около половины животных. Вывезли белых медведей, носорога, тигров, пантер и других.

    В зоопарке остались бизоны, олени, слониха, бегемоты, медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных. Немало питомцев гибло от бомбежек, холода и голода. Например, жертвами авиаударов стали любимица ленинградцев — слониха Бетти, олени, медвежата, тигрята.

    Но работники зоосада и жители осажденного города прикладывали все усилия, чтобы спасти зверушек, и чтобы зоопарк продолжал работать, показывая, что и сам Ленинград живет.

    Кормили животных овощами с огорода, который разбили прямо на территории зоопарка. Там выращивали капусту, картофель, овес, брюкву. На городских газонах косили траву. Осенью собирали рябину и желуди.

    Особенно повезло бегемотихе Красавице, которая выжила и умерла от старости только в 1951 году. Все благодаря тому, что в блокаду за животным ухаживала ленинградка Евдокия Дашина — она кормила, поливала бегемотиху, шкура которой без купания трескалась, и смазывала ее раны килограммами мази.

    Также были сохранены медведь Гришка, антилопа-нильгау Маяк, черный гриф Верочка и многие другие блокадные животные и птицы.

    Удивительный факт: за всю блокаду зоопарк закрылся лишь однажды — зимой 1941-42 годов. В остальное время он принимал жителей осажденного города. Также все блокадные годы в зоосаде работал театр зверей.

    Классный час "Искусство блокадного Ленинграда"

    Цель:

    Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

    Задачи:

    Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического, музыкального, художественного творчества; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

    Оборудование: проектор, ноутбук, запись 7-ой симфонии Шостаковича, презентация.

    1. Организационный момент.

    Что стало бы с Европой ныне,
    И шар земной каким бы был
    Без Ленинграда и Хатыни,
    Без нашей боли и могил?
    Юрий Воронин

    Со дня окончания самой кровопролитной в российской истории войны прошло 67 лет. Не одно поколение ленинградцев-петербуржцев выросло с тех пор. О тех далеких скорбных днях они знают лишь по кадрам кинохроник и страницам исторических книг…

    Военные архивы хранят огромное количество материалов, документов, из которых можно почерпнуть наиболее полную информацию о событиях тех лет. Но документы – это всего лишь сухое изложение фактов, оставляющее в стороне душевные переживания участников трагических событий. Чувства и эмоции живут совсем в другом архиве. Этот архив – произведения искусства блокадного Ленинграда.

    Несмотря на тяжелейшие условия, в осажденном городе продолжали трудиться и творить мастера живописи и агитационно-массового искусства, поэзии, музыки, театра. В их произведениях, как в зеркале, отразились чувства ленинградцев – надежда и отчаяние, страдание и великое терпение, гнев и стремление действовать. Желание сделать все, что в человеческих силах, для любимого города. Если придется – то и умереть за него…

    2. Основная часть.

    Музыка и театр

    Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры. Многие ленинградские музыканты были хорошо известны как в Советском Союзе, так и за его пределами. В городе сложились прочные традиции не только у исполнителей, но и у слушателей: ленинградских меломанов отличали преданность любимому искусству, доброжелательность и требовательность к исполнителям.

    Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие, часто – целые коллективы , эвакуировались. И все же в городе осталось немало известных музыкантов.

    Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41-го. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль «Летучая мышь». Коллектив театра не был эвакуирован. В начале войны ему приходилось выступать при полупустом зале. Однако по мере того, как положение вокруг Ленинграда и в самом городе стабилизировалось, и начал формироваться новый уклад жизни, число зрителей стало увеличиваться. 14 сентября в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить регулярно.

    На 6-9 ноября были объявлены большие концерты в помещении филиала Театра оперы и балета им. Кирова, а также в Госцирке.

    Оставив позади ноябрь, город вступил в самый драматичный период осадной жизни. Декабрь–январь–февраль сосредоточили в себе все то, что мы и сегодня видим за словами «ленинградская блокада» – борьбу жителей и защитников города с голодом, холодом, цепкими объятиями смерти. Линия музыкальной жизни после непродолжительного подъема теперь резко пошла на спад и приблизилась к нулевой отметке. После нескольких спектаклей прервалась деятельность оперно-балетного коллектива. В конце декабря закрылись двери Филармонии, умолк голос симфонического оркестра: все меньше сил оставалось и у исполнителей, и у слушателей, иссякала электроэнергия, не работало отопление.

    17 января в Смольном прошел большой концерт для руководителей города. Выступавшие были в плохой физической форме, но мужественно пытались скрывать это. Голоса звучали хорошо, а тех, кого слабость все-таки подводила, незаметно отправляли за кулисы.

    Концерты и спектакли прекратились. Только с открытием Дороги жизни, музыкальная жизнь города возродилась: продолжились радиоконцерты, спектакли, открылся Дворец пионеров. Особенно насыщенными музыкой были праздничные дни. На 43-й год пришлось несколько «круглых» дат: 25-летие Красной Армии и комсомольской организации, 50-летие со дня смерти Чайковского и 240-летие города на Неве. В праздничных мероприятиях участвовали все музыканты города и гастролеры.

    Художники

    1941 год. Зима, блокада, бомбежки. Обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей... Череда бесконечных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим. Пустынные улицы замело снегом, чернели промерзшие громады домов, безжизненно висели сорванные провода, троллейбусы и трамваи намертво вмерзли в сугробы.
    Не было хлеба, света, тепла, воды. И все-таки Ленинград жил и героически боролся.

    Улица Герцена, 38. В промерзлых комнатах этого дома ленинградского Союза художников шла в дни блокады особая, напряженная жизнь. Просторное помещение с двумя высокими залами, с большими, некогда светлыми мастерскими стало неузнаваемым. По углам стояли невесть откуда взявшиеся кровати, топились печи-«буржуйки », горели коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые, бледные лица. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной энергией, упорством, страстью.

    В Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников...

    Поэзия

    Но в блокадный Ленинград трудились не только музыканты, актеры и художники. Конечно, не оставляла равнодушными блокада и поэтов и писателей. Много рассказов, очерков, стихов было написано о том нелегком времени, о переживаниях и подвиге людей. В это время творили Ю. Воронов, О. Тихонов, А. Молчанов, В. Рождественский и многие другие. Но трудно назвать другого поэта, которого бы любили так, как любили стихи и радиоголос Ольги Федоровны Берггольц осажденные ленинградцы. Вот одно из ее стихотворений – «Ленинградский салют». В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (Читает уч-ся)

    И снова мир с восторгом слышит

    салюта русского раскат.

    О, это полной грудью дышит

    освобожденный Ленинград!

    Мы помним осень, сорок первый,

    прозрачный воздух тех ночей,

    когда, как плети, часто, мерно

    свистели бомбы палачей.

    Но мы, смиряя страх и плач,

    твердили, диким взрывам внемля:

    Ты проиграл войну, палач,

    едва вступил на нашу землю!

    А та зима... Ту зиму каждый

    запечатлел в душе навек -

    тот голод, тьму, ту злую жажду

    на берегах застывших рек.

    Кто жертв не предал дорогих

    земле голодной ленинградской -

    без бранных почестей, нагих,

    в одной большой траншее братской?!

    Но, позабыв, что значит плач,

    твердили мы сквозь смерть и муку:

    Ты проиграл войну, палач,

    едва занес на город руку!

    Какой же правдой ныне стало,

    какой грозой свершилось то,

    что исступленною мечтой,

    что бредом гордости казалось!

    Так пусть же мир сегодня слышит

    салюта русского раскат.

    Да, это мстит, ликует, дышит!

    Победоносный Ленинград!

    3. Итог. Прошло 67 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

    «Серое свинцовое небо, нависшее над городом, редкие снежинки, кружась, падали на набережную у моста Лейтенанта Шмидта. – Матросик, не дашь хлебца? – из-под платка смотрели на меня усталые глаза старой женщины».

    Из дневника Ивана Дмитриева, артиста театра Балтийского Флота

    Сегодня невероятно трудно представить себе тяготы блокадной жизни. Но все-таки попытайтесь представить хоть на минутку, что в вашем доме всего на сутки отключили отопление, электричество, холодную и горячую воду, нет газа, не работает канализация… Представили? А теперь умножьте все это на 900.

    В блокадном Ленинграде просто выжить было подвигом. А надо было бороться и выстоять! Кроме того, многие поэты, художники, актеры и музыканты, несмотря на суровый быт, погодные условия, голод и болезни, еще и творили, а рядовые ленинградцы ходили на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей.

    В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в Ленинграде, Анна Ахматова находилась по-прежнему в состоянии вдохновения и творческого подъема. По её словам, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь». Ахматова продолжала писать, и писать удивительно хорошо, несмотря на то, что ее судьба в это время складывалась тяжело – вторично арестован сын, все старания и хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили.

    Ахматова видела первые жестокие удары, наносимые воспетому ею городу. Так, в июле 1941 года появляется знаменитая «Клятва»: И та, что сегодня прощается с милым, – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!

    Эта хрупкая женщина, тяжело больная, голодая, писала необыкновенно сильные стихи: полные трагизма и чувства сострадания, любви и скорби. В годы войны была написана, пожалуй, лучшая ее поэма – «Реквием». «Заходил к Ахматовой – вспоминает о встрече с ней в августе 1941 года Павел Лукницкий. – Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у нее хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступать на радио. Она – патриотка, и сознание, что она сейчас душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет ее».

    Читая отрывки из дневника малоизвестного музыканта Александра Пергамента, невольно задумываешься над тем, как тяжело было в то время людям, солдатам, командирам, и как нужна, просто необходима была им поддержка. Благодаря концертам, выступлениям на радио, их боевой дух и оптимизм никогда не угасали. Музыка была глотком свежего воздуха, минутным счастьем, которое давало возможность отключиться от суровой реальности. Из воспоминаний А. Пергамента: «Блокированный Ленинград. Зима сорок первого. Звук метронома, раздающийся из динамиков.

    Музыка в те дни по Ленинградскому радио еще не транслировалась, и нам поначалу это казалось очевидным: время суровое! Но выезжая с бригадами к защитникам города, нередко слышали: «Что же вы нас мало развлекаете? Хоть бы по радио передали что-нибудь для нас!»

    В суровую блокадную пору мы очень много выезжали с концертами. Мы понимали, что наш приезд к усталым, истощенным, но сильным духом защитникам города несет заряд оптимизма, уверенность в победе…

    Нас всегда волновал вопрос репертуара. К нам приходили и приносили свои новые произведения, рожденные в блокадном городе, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Николай Тихонов, Всеволод Азаров, Александр Крон.

    И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева «Навстречу эскадре». Конечно, мы видели и достоинства, и недостатки пьесы, но все горели одним желанием: создать большой спектакль о Великой Отечественной войне. Иногда, правда, не верилось, что премьера состоится. Очень тяжелое время! Актеры еле держались на ногах, истощенные, ослабшие, но полные энтузиазма.

    И премьера состоялась 5 июля 1942 года в малом зале Дома культуры Промкооперации! Спектакль получился несколько камерным, очень портативно оформленным и был хорошо принят нашими зрителями».

    Премьера спектакля в блокадное время кажется чем-то подобным чуду, волшебству. Но самая главная премьера состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. В тот день впервые исполнялась Седьмая «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. «На сцене полуживые музыканты, которых с трудом разыскивали по всему городу и даже среди фронтовиков, защищавших город. В зале – слушатели, которые не знали, хватит ли у них сил добраться после концерта до своих домов».

    Я представляю себе тот день, представляю зал, полный людей, и словно чувствую то же самое, что чувствовали тогда изможденные блокадой и войной ленинградцы.

    Где исток такой беспримерной стойкости человека всех 900 блокадных дней? Думаю, он в людях, создающих в час смертельных испытаний такую музыку, играющих эту музыку и слушающих ее.

    Таких победить нельзя!



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх