Римский театр в сиде. Античный театр в сиде

В Сиде сохранились остатки римского театра, вмещавшего почти 20 тысяч зрителей. Он был построен в середине II века н.э. В постройке имеются элементы, которые отличают его от других театров, построенных ранее. Он построен совсем не так, как у эллинов - на склоне горы, а в римском стиле - на ровной площадке, сиденья держатся на сводчатых арках, сами арки - на фундаменте. Зрители входили в него чрез крытые галереи и поднимались на свой ряд по лестнице. Сцена и своды были украшены статуями и изразцами. Все, что осталось сегодня, - это маски Трагедии и Комедии, отколотые головы Медуз, разбросанные по сцене.

Во времена римлян здесь устраивались бои гладиаторов с хищными животными, а также инсценировки морских сражений, для чего сцену наполняли водой. В целях безопасности вокруг сцены была построена стена высотой 1,5 м. В V-VI веках театр стал христианским храмом.

Возле театра в полукруглом здании находится античный общественный туалет на 24 места с канализацией.

На пути от Анталии в Аланью находится курортный регион Сиде. Это излюбленное место отдыха европейских туристов, в особенности, немцев. Отели здесь - на любой вкус. Пляжи, в основном, песчаные с пологим и комфортным входом в море. Климат - сухой. Море - очень тёплое, к концу лета оно прогревается до 28-29 градусов, что особенно привлекательно для отдыха с маленькими детьми.

Если вы собираетесь провести свой отпуск в регионе Сиде и увлекаетесь историей и археологией, вам понравится прогулка по Античному Сиде - древнему городу, основанному в 7 веке до н. э. и процветавшему в эпоху римского периода, где сохранились до наших дней памятники античной культуры.

Для нашего семейного отдыха в Турции, однозначно, это был курорт Сиде. Нас привлекало в этом регионе абсолютно всё. И очень хотелось прогуляться по античному городу, попасть в атмосферу древних времён. И мы осуществили задуманное. Скажу сразу - одной поездкой мы не ограничились.

Чтобы попасть в Античный Сиде, возьмите такси от вашего отеля, или можете доехать на долмуше (местный общественный транспорт). Вам не придётся ехать долго. От любого курортного посёлка региона Сиде до античного города - всего несколько минут езды. Поэтому, такую поездку вполне можно осуществить и с детьми.

Если поедете на такси, скажите водителю - Antik Side. Вас остановят около развалин недалеко от древнего амфитеатра. Долмуши идут до конечной остановки Сиде. Стоимость проезда зависит от расстояния. Во время нашей последней поездки в Сиде в 2010 году такси в одну сторону от посёлка Чолаклы до Античного Сиде стоило 15 евро или 20 $. На долмуше на человека можно было доехать за 1,75 евро (2,5$ или 3 лиры). Высаживаться на конечной остановке долмуша удобнее - больше можно увидеть, не возвращаясь назад от театра. Поэтому, если едете на такси и хотите на конечную - предупреждайте водителя.

Конечная остановка в Сиде:

Несколько советов туристам касательно самостоятельных передвижений в Сиде на общественном транспорте:

  • В любую поездку за пределы отеля берите на всякий случай ваш туристический ваучер.
  • В долмушах лучше расплачиваться лирами - выгоднее.
  • Обычно водители хорошо понимают немецкий, неплохо и английский. Знают расположение отелей (в своём районе). Можно спрашивать, если вы подзабыли, где выходить. Но по-русски вас, скорее всего, не поймут.

Так что же представляет собой античный город Сиде? Какой он?

Античный Сиде - это большая территория древнего города с разрушенными или полуразрушенными зданиями и сооружениями, сохранившимися колоннами, древним амфитеатром и другими археологическими раскопками, красивой набережной в "пиратском" стиле, узенькими улочками, торговыми рядами, уютным пляжем и небольшим портом. Вот весь Античный Сиде. Сюда невозможно приехать на один или два часа, как на осмотр какой-то одной достопримечательности. Любителям истории не хватит и дня, чтобы насладиться прогулкой.

Если ваш приезд в Сиде выпал на жаркие летние месяцы, не забывайте брать с собой питьевую воду, солнцезащитные средства и защищайте голову от солнца. Без всего этого прогулка не принесёт удовольствия. На территории развалин почти негде укрыться от солнца. И, конечно, в полдень лучше не совершать такую прогулку.

Предлагаю посмотреть с помощью фотографий на те исторические достопримечательности Сиде, которые сохранились до наших дней.

План города:

Расшифровка достопримечательностей:

Сиде был окружён со стороны суши и со стороны моря крепостными городскими стенами. До наших дней сохранились в хорошем состоянии городские стены (City Walls) со стороны суши:

А в этом месте были главные городские ворота Сиде (City Gate) . Сейчас здесь только развалины:

Триумфальная арка (Triumphal Arch):


Фонтан рядом с Триумфальной аркой, в нишах которого были выставлены скульптуры императора Веспасиана и других государственных деятелей (Monument of Vespasian):


Археологический музей, здание которого раньше было баней Агоры (Agora Bath). На фотографии также видны развалины фонтана с тремя бассеинами, вокруг которых на постаментах стояли статуи Афины, Аполлона и Гермеса (в настоящий момент выставляются в музее):



Можно пройтись по улице, на которой раньше были дома (предположительно - магазинчики). Эти объекты называются Houses:

А это - развалины большого дома богатого жителя Сиде (House):

Развалины храма Диониса (предположительно) на фоне амфитеатра:

Вид на Агору (Commercial Agora) - торговую площадь, которая в определенный момент времени служила также и невольничьим рынком (рынком рабов):

Развалины византийского здания, служившего, предположительно, госпиталем:

Вид на городскую площадь (State Agora), на которой проводили официальные и протокольные мероприятия:

Одна из трёх колонных улиц Сиде (Colonnaded Street):

Нимфеум (The Monumental Fountain Nymphaeum) - монументальный источник воды с бассеином в городских стенах. Близкая копия этого памятника была построена в Италии Септимием Севером.

А эта достопримечательность является одной из важных и хорошо сохранившихся до нас - амфитеатр (Theatre). Он был построен во 2 веке и являлся самым большим театром Памфилии (так в древности называлась прибрежная область в южной части Малой Азии). Театр вмещал около 18 000 зрителей.

Вход на территорию Театра платный, стоил в 2010 году 10 лир. В кассе амфитеатра принимали только лиры. Рядом в торговой зоне недалекот от театра есть обменный пункт, в котором можно без проблем обменять на лиры даже рубли.

После осмотра античных памятников можно направиться в сторону набережной и погулять по тихим улочкам Сиде. Здесь невысокие кирпичные и деревянные жилые дома, в некоторых домах расположены отели, в некоторых есть уютные кафе.

Конечно же, после прогулки под солнцем мы с огромным удовольствием заказали свежевыжатый апельсиновый сок в одном из кафе. Турецкая семья - хозяева кафе - была очень приветлива с нами. Кафе даже и не выглядело как кафе. Скорее, мы будто попали в гости к в турецкую семью, где нас угостили соком. Такое сложилось ощущение.

Недалеко - торговые павильоны, которые расположены вокруг того места, где раньше проходила одна из колонных улиц Сиде:

А теперь мы на прибрежной улице. Здесь множество кафе, ресторанчиков, сувенирных магазинчиков. И что особенно приятно, здесь зелено, есть пальмы и другие деревья, можно отдохнуть в тени. Здесь стоит дух пиратских времён. Я бы назвала эту улицу "пиратской". Стилизованные кафе и живые маленькие обезьянки отлично передают атмосферу прошлого, когда ещё в 1 веке до н. э. пираты из Киликии захватили город и сохраняли свою власть над городом до тех пор, пока римский полководец Помпей не расправился с ними.

На "пиратской" улице были самые демократичные цены в кафе и ресторанчиках. Стакан свежевыжатого апельсинового или гранатового сока здесь стоил всего 1$. В торговых рядах цены были раза в 1,5-2 выше.


С набережной открываются виды на море и пляж Сиде.

Чтобы отдохнуть на небольшом песчаном пляже старинного города Сиде, достаточно просто спуститься по лестнице к морю, прямо с прибрежной улицы. Вход в море на этом пляже песчаный, на берегу и в воде много камней, что придаёт пляжу особый колорит. Купаясь в море, любуешься красивыми видами старинного города. Действительно, з десь ощущаешь атмосферу европейского приморского города.






Замечательная приморская улица приводит к следующему памятнику античного периода - Храму Аполлона (2 век н.э.). Пять колонн (единственное, что сохранилось от всего храма) цвета слоновой кости стоят прямо на берегу всего в нескольких метрах от синего Средиземного моря. Это такое красивое сочение! Можно сделать чудесные снимки. Эта достопримечательность находится под охраной правительства Турции и является одной из главных достопримечательностей курорта Сиде.

Рядом находятся развалины Храма Афины:

Здесь можно присесть на каменистый берег и полюбоваться на проплывающие мимо корабли. Особенно приятно придаваться романтике вечером и наблюдать закат.

Рядом находится порт - Big harbor. Здесь можно снять небольшую яхту на 1-4 семьи. В 2010 году часовая прогулка на яхте без питания стоила около 80$ (или 50 евро). С питанием на 3 семьи - 150$. Предлагали так же дневную поездку с заездом на реку Манавгат.

Вспоминаем Сиде с радостью и легкой грустью - здесь было очень хорошо и иногда хочется в очередной раз вернуться в эти места! И хотя в мире ещё много всего интересного, куда бы хотелось поехать, почему бы не возвратиться туда, где очень понравилось!

Расположение театра Сиде на карте:

Добираться проще всего пешком, если Вы живете в самом Сиде. Причем это даже интереснее, т.к. буквально на каждом шагу встречаются необычные памятники и древние развалины.

Но если Ваш отель расположен далеко от театра, то можно доехать на любой маршрутке, следующей до , а оттуда уже пешком минут за 5 можно дойти. Ну, или самый простой и дорогой способ — на такси.

3. Фотопрогулка по развалинам античного театра

А теперь давайте, наконец, посмотрим, как выглядит древний театр.

Так театр выглядит издалека со стороны дороги — здесь к театру не подойти, он окружен забором:

Не могу никак этого понять, но почему-то в Турции принято использовать древние развалины в современных целях — например, магазинчик открыть в античном театре или кафешку забабахать:

Полки магазина прямо в античных руинах:

Смотрится все это как-то странно и нелепо:

Но оставим этическую сторону вопроса, пойдемте лучше смотреть театр! На входе нужно купить билет и пройти через турникет:

Все билеты в Турции оформляются стандартно — меняется только цена и название объекта:

Вход в театр:

Везде установлены металлические подпорки — видимо, есть риск обрушения:

План-схема античного театра:

Выходим на главную площадку — вот он театр во всей красе:

Вид на сцену — многое разрушено, но некоторые колонны и интересные барельефы сохранились:

Вид с другой стороны — на верхние ряды уже никак не попасть, слишком высоко и нет лестниц:

А вот вниз спуститься можно — правда, лестницы довольно крутые и местами обрушены, так что будьте аккуратны:

Лестницы амфитеатра:

Разрушенная часть лестниц и предупреждение об опасности:

Посмотрите на правую часть театра — видно, как сильно разрушена лестница, ступеньки как будто повылетали:

Слева — сохранившаяся часть, справа — более разрушенная:

Вид на сцену — когда-то здесь была сплошная стена с колоннами:

Сохранившиеся барельефы масок комедии и трагедии:


Некоторые узоры довольно изящны:

Самые интересные куски — из белого мрамора, раскиданы в произвольном порядке, жаль сейчас сложно понять, как это все выглядело в реальности:

Тонкая работа:

Кажется, что местные археологи просто собрали разные куски по округе и составили в произвольном порядке, а раньше, может, все выглядело совсем не так, слишком уж выделяются детали из белого мрамора:

Странно, но на территории амфитеатра почему-то запрещено пользоваться штативом. Причем правил таких нигде нет, но как только мы достали штатив, охранник попросил его убрать. Поэтому только такие кадры удалось сделать:

Так раньше и сидели зрители театра — можно закрыть глаза и представить себя на секундочку на их месте — театр наполнен самыми разными звуками, криками, вокруг толпа и все сиденья заполнены, а на сцене отважные гладиаторы сражаются с саблезубыми тиграми... Открываешь глаза, а вокруг опять тишина и безмолвие:

4. Выводы, впечатления и видео

Несмотря на довольно высокую стоимость посещения, в амфитеатр обязательно нужно заглянуть! Мы уже побывали в еще нескольких античных театрах в других городах Турции, но этот пока что самый впечатляющий и хорошо сохранившийся.

На посещение театра уйдет не больше 30-40 минут, полазить по самим руинам не удастся, можно только спуститься к сцене и пройти вдоль нее. Дальше уже установлены ограждения. А вот с самой высокой точки открываются классные виды на другие достопримечательности Сиде и даже видно кусочек моря. Если выбираете, куда сходить — в театр или музей, то однозначно, лучше в театр. Народу тут немного, так что можно сделать отличные кадры и посидеть в тишине, наслаждаясь атмосферой античности.

А напоследок небольшое видео про амфитеатр Сиде:

Кстати, если вы только собираетесь в Сиде, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом:

Вы когда-нибудь замечали, что настоящие памятники архитектуры со временем становятся только притягательней? Даже какой-нибудь дом построенный в позапрошлом веке, и десятки лет не видевший ремонта порой в разы прекраснее новоиспеченного чудовища, ремонт которого забыли произвести в текущем году. Время как ничто другое способно остро обнажать как красоту, так и уродство. Но особенно притягательны архитектурные шедевры даже не прошлых веков, а прошлых тысячелетий, так как в них не только заложена красота внешних и внутренних форм, но и сила, дух, память минувших столетий. С энергетикой таких мест мало что в мире может сравниться. И сегодня я хочу рассказать об одном из таким мест. Это древний римский театр в турецком Сиде, театр, который когда-то был самым большим в Памфилии.


Я уже рассказывал вам , где мы впервые познакомились с архитектурными шедеврами Сиде античной эпохи. Теперь же мы хорошо выспались, перекусили славным турецким завтраком, пообщались с хозяином и его многочисленными котами и затем уже отправились покорять город. Ну а поскольку мы жили практически рядом с древним римским театром, то он и стал первым объектом нашего дневного исследования.

Расцвет города Сиде пришелся на римскую эпоху, именно при римлянах он стал важной торговой и политической точкой Памфилии. Этот южный регион Малой Азии вошел в состав империи после 133 года д.н.э. Начался расцвет строительства. На то время римляне владели передовыми технологиями, они ограничили использование тесаного камня и повсеместно применяли бетон, который позволял возводить прочные конструкции за более короткое время и при меньших затратах рабочей силы. В которой, впрочем, римляне недостатка не испытывали, работорговля процветала. Да и римские легионеры были не только солдатами, но и строителями.




В 175 году нашей эры, во времена правления римского императора Марка Аврелия Антонина, который был также, по-совместительству, еще и философом, представителем позднего стоицизма, был возведен в Сиде огромный театр, который вмещал в себя до 18 тысяч зрителей. Колоссальное, даже по современным меркам, число. Это население небольшого города. Даже самые большие театры современности ограничены в 6-7 тысяч зрительских мест, а тут почти в три раза больше (фору древнему театру могут дать разве что современные стадионы). Притом, что строение театра позволяет всей этой толпе достаточно удобно разместиться, а акустика и сейчас позволяет слышать все, что произносится внизу с самого верхнего ряда.



Что касается театра в Сиде, то он строился на эллинистической основе, как пишут в различных источниках, так что, возможно, здесь раньше и был небольшой холм. Тем не менее, большая часть уже римского сооружения держится за счет арочных крытых галерей. Структура также типична для театров того времени. Пространство зрительских рядов – театрон, разделен на две равные части диазомой (полукруглым проходом между верхними и нижними рядами). Вверху 29 рядов и столько же внизу. Понятно, что самые именитые и богатые римские граждане сидели ближе к орхестре, тому самому полукруглому пространству в центре, где происходило все действо. Сейчас мы бы назвали его сценой.


Но античная скена (откуда и произошло современное слово сцена) имела несколько иную функцию. Скеной называлось сооружение, которое подобно стене, находилось напротив зрительских рядов, и, как бы, срезало часть орхестры, из-за чего та образовывала неполный круг. На скену крепили различные декорации, если играли трагедию, то это обычно был какой-нибудь храм или дворец, если комедию, то простое жилище, если сатиру, то виды природы, пещеры, деревья. Здесь же, в скене, артисты переодевались, ждали своего выхода.


Уже в более позднее время часть действа из орхестры перешло на проскенион, небольшую выступающую часть скены с плоской крышей. Проскенион несколько возвышался над орхестрой. Но что касается римского театра в Сиде, то в то время гладиаторские бои были куда более популярны, чем трагедии и комедии греческих авторов.



Это была эпоха императора Коммода, пришедшего вслед за Марком Аврелием Антонином в 177 году н.э. Император просто таки обожал гладиаторские бои, в это время проводились бои не только среди гладиаторов мужчин, но и среди гладиаторов-женщин, гладиаторов-карликов. Более того, сам Коммод сражался на арене, где провел 735 боев. И провинция не отставала от Рима, здесь также постоянно устраивались жестокие зрелища, это и обычные бои, и бои с крупными хищниками, и различные морские представления. Орхестра имела возможность наполняться водой и превращаться в, своего рода, бассейн.




Это было жестокое время, когда на арене умирали гладиаторы, когда рабов кидали, ради прихоти толпы, на съедение львам… И сейчас, когда стоишь на верхних ступеньках древнего римского театра картины прошлого на миг открываются перед тобой, и вот ты уже видишь заполненные ряды зрителей, рев толпы, скрежет мечей, раздающийся внизу, кидающихся на своих безжалостных противников львов, в безумном исступлении… Но еще миг и вновь пустота, жаркое полуденное солнце Турции и древние камни, память которых нам просто не дано осознать…

Предыдущие части.

Турецкий город-курорт Сиде в первую очередь знаменит потрясающими артефактами, старинными зданиями, храмами и другими руинами римского периода. Но лучше всего сохранился знаменитый античный театр Сиде, который впечатляет своими размерами. Находясь там, невольно переносишься на тысячу лет назад и представляешь себя на месте зрителей, наблюдающих за гладиаторскими боями.В турецком городе Сиде за Агорой возвышаются остатки римского античного театра, принадлежащего середине второго века до нашей эры. От других античных театров Турции, которые были построены ранее, его отличает то, что построен он на ровной площадке, то есть так, как строили римляне, а не на склоне горы, как присуще эллинам. Также он отличается своими арочными сводами внушительного размера, размещенными на фундаменте, а на них, в свою очередь, держатся сиденья. Сейчас этот античный театр является неотъемлемой частью древних достопримечательностей Сиде.

Входом в античный театр Сиде служили крытые галереи, своды и сцена были украшены изразцами и статуями. На сегодняшний день здесь можно увидеть только отколотые головы Медуз и маски Комедии и Трагедии. Рядом с античным театром Сиде располагалось здание полукруглой формы, служившее общественным туалетом, имевшее канализацию и рассчитанное на 24 места.

Этот античный театр был в Памфилии самым большим и вмещал почти 20 тысяч зрителей. Его ширина составляла 120 метров, и 29 метров был диаметр центрального амфитеатра. Зрительные трибуны были расположены полукольцами и не были замкнутыми.Сооружение состояло из трех частей: кавея или места для зрителей, оркестр или полукруглая площадь перед сидениями и скене или сцена с помещениями.

Кавея в античном театре была 2-х этажной, между этажами была дорожка, называемая диазомой. Сохранившаяся часть представляет собой каменные блоки и наружные внешние галереи.

За счет внутренней галереи обеспечивалось быстрое заполнение и освобождение театра. Часть лестниц сохранилась, правда в разрушенном состоянии. В наружных галереях, а их было 14, находились магазины и склады, 5 галерей служили входом в театр. Они имели по 3 ступеньки для выхода в диазому, на нижний этаж или на верхний. С обеих сторон галерей имелись входные туннели, через которые шли артисты и служители.

Оркестр имел полукруглую форму, а вокруг него шел водоканал. Под ним по канализации протекала сточная дождевая вода. В византийской эпохе перед первым рядом сидений была построена стена, с помощью которой оркестр использовался в качестве арены. В оркестре театра сохранились остатки архитектурных и мраморных декораций. Рельефы на них свидетельствуют о пышности и нарядности античного театра.

В подвале оркестра имеются проходы к агоре. Они были сделаны, чтобы в случае внезапного нападения врагов, зрители могли бы быстро укрыться.

Перед оркестром располагалась трехэтажная сцена. Ее украшали статуи и изразцы. Сегодня от них сохранились маски Трагедии и Комедии, а также отколотые головы Медуз, раскиданные по сцене.

В полукруглом здании около театра находится античный общественный туалет (латриум), рассчитанный на 24 места. Под каменными сидениями была проложена канализация. Стены здесь были покрыты мрамором, на полу выложена великолепная мозаика.

В Римскую эпоху здесь проходили гладиаторские бои, в том числе и с хищниками, поэтому для безопасности сцену окружала полутораметровая стена. А для инсценировок морских сражений на сцену наливалась вода, на основание которой был подложен водонепроницаемый специальный материал.

С 5 по 6 столетия античный театр использовали в качестве христианского храма, сейчас это древняя достопримечательность Сиде.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх