Флаг Украины: история и значение символики. История государственного флага украины

Еще в далеком 1918–м году в молодом украинском государстве выявилось два разных флага. Первый был желто–синим, а второй его перевернутым вариантом — сине–желтым. После свержения Центральной Рады российским монархистом Скоропадским было произведено узаконивание перевернутого флага как символа его собственной борьбы.

Таким и стал государственный флаг Украины - две полосы синего и желтого цветов.

Государственный флаг Украины: мистический символизм

Вообще, все то, что имеет золотой, желтый цвет может символизировать Творца, Бога-Отца или нечто высшее, духовное. Синий цвет говорит обо всем земном, а также о свободе выбора, которым Творец наделил своих Детей с надеждой на то, что с их стороны не будет злоупотреблений.

Интерпретация о синеве неба и золотых колосьях, которую приняли на сегодняшний день, - это не простой примитивизм, это очередная попытка восторжествования глобального зла.

Что означает флаг Украины

Некоторые эксперты считают, что в реальности цвет украинского флага с незапамятных времен символизировал две важнейшие природные стихии и людского бытия - огонь (желтого цвета) и воду (синего). Таким образом, вырисовывается вполне логичная картина. Только совмещение «желтого - сверху, синего - снизу» может отражать вечные симметрии, а именно влияние божественных гармоний этих стихий в местах их пребывания. Однако, если их расположить с головы на ноги, то это будет символизировать попрание мироустройства, катаклизм, при котором водой гасится огонь.

Золото-голубое пришествие трипольцев

С давних пор разными народами во времена битв использовался определенный символизм, который должен был знаменовать места пребывания ратников, а также заниматься поднятием их боевого духа. Главным образом, это были трех- четырехугольные куски тканей, прикрепленные к копьям. На древних украинских флагах во времена Киевской Руси первоначально изображались христианские святые. Позднее начали появляться неизменные гербы различных территорий, которые становились базисом для сформировавшейся современной национальной символики.

Собственно такой, золото–голубой символизм был принесен некогда трипольцами в эпоху больших переселений народов. Одна часть переселенцев покинула Северное Причерноморье еще пять тысяч лет назад, и поселилась в древней Индии, где символизм сохранился до настоящего времени в изначальном виде. Это государство в буквальном смысле слова все украшено такими сочетаниями цветов. Тем не менее, там нигде не видно, чтобы синий доминировал над желтым.

Знамена времен Киевской Руси

В часы древней Руси одним из главных атрибутов в символике, указывающей на княжескую власть, были стяги. Тогда это были знамена, под которыми дружинники участвовали в сражениях. Тогда же, стяги выступали символикой территориальных объединений. В древних летописях имеются свидетельства о том, что во времена Владимирской Руси флаги обладали треугольными клиноподобными формами с изображениями святых или княжеской символики.

Преимущественно стяги выкрашивались в красные цвета, чтобы они могли хорошо распознаваться в периоды битвы. Иногда могли использоваться и белые, голубые, желтые, зеленые расцветки. Желательно помнить, что красный цвет и до нашего времени считается довольно-таки популярным оттенком в цветной геральдической палитре. Причем особенно это относилось к западным и восточным славянам, проживающим на территориях Польши, Белоруссии и России.

Национальный флаг Украины в XIII-XVI столетиях

На стыке XIII-XIV столетий появились стяги четырехугольных форм на свободных концах копий. Кроме того, в этот период оживленно начали изготавливаться стяги, в которых одновременно сочетались несколько расцветок. В XIII-XIV столетиях история Киевской Руси характеризовалась феодальной раздробленностью. В те времена князья имели свои знамена, которые всегда были отличны от остальных.

Уже к XIV столетию Левобережную Украину в значительной ее части присоединили к Великому княжеству Литовскому. В то время Галицкие земли вместе с Волынью очутились под польским протекторатом, что значительно повлияло на геральдику в этих исконно украинских территориях. Таким образом, в символизме Центральной Украины, не исключено, что именно под влиянием поляков, начали появляться белые и красные цвета. Тогда как в украинских флагах западных регионов начали преобладать желто-синие окраски. Этими основными цветами стали окрашиваться львовские, закарпатские и подольские геральдические символы.

Стяги и символизм гетманского периода

Исторически украинский флаг может насчитывать не один век, если не тысячелетия. Таким образом, на формирование современного национального символизма державы повлияли традиции. В украинском казачестве главным цветом был малиновый. Собственно, под ним Богдан Хмельницкий возглавил национально-освободительное движение. К тому же, малиновый был главным в Нежинском и Черниговском полках. Нередко на стягах Гетманщины изображался Архангел Михаил — небесный покровитель Войска запорожского. Ко всему прочему, на малиновых хоругвях могли повстречаться вкрапления желтых, синих и зеленых цветов, а также обрисовки солнца, звезд, животных.

История украинского флага в XVIII-XX вв.

Украинский геральдический символизм начал наполняться синим и желтым цветами в XVIII столетии. Их сочетания отыскиваются в знаменах Киевских и Черниговских полков. В 1771 году Полтавский полк приобрел для себя новую хоругвь с изображением желтого креста на синем полотнище,а в 1848-ом году Головной руськой радой было провозглашено о национальном гербе древнего княжеского символа Романовичей. На нем был изображен золотой лев, опирающийся о скалу, в бирюзовом окружении.

Вторая половина XIX столетия ознаменовалась постепенным установлением соединения желтых и синих полос на прямоугольных полотнищах украинских флагов. После чего в 1914-ом году во время празднования очередного юбилея «Кобзаря» комбинация этих расцветок могла обозначать только одно – национальные черты характера в манифестациях. Стоит знать, что в эти времена верхняя полоса в украинском флаге была именно желтой, а нижняя – синей. И собственно с той поры новый флаг Украины стали повсеместно именовать «жовто-блакитним». В беспокойные времена 1917-го года провозгласили Украинскую Народную Республику. Ее правительством – Центральной радой были провозглашены цвета, присущие национальному флагу, все те же желтые и синие.

Ратификация сине-желтого флага

В 1918-ом году, вслед за установлением власти гетманом П. Скоропадским, произошла перемена государственного флага. Собственно, именно тогда произошла подмена желто-синего флага сине-желтым. Ратификация этой цветовой гаммы, как национальной, была засвидетельствована с помощью нормативных и конституционных актов тогдашней Директории. То же самое сделала и Западно-Украинская Народная Республика.

Флаги украинского происхождения Советской поры кардинально разнились от предшествующих, национальных. Первоначально это было красное полотнище с надписью из золота: «УРСР». В послевоенные годы социалистическую символику немного изменили. Таким образом, флаг Украинской Советской Социалистической Республики объединял в себе два цвета с двумя полосами: верхним – красным, нижним – голубым. А в верхней части полотнища был изображен серп с пятиконечной звездой.

В 1990-м году на городской ратуше в Стрыю в первый раз после продолжительного интервала вновь произошло появление сине-желтого украинского флага. Фотографии и последние известия об этом невероятном событии той поры в мгновение ока распространились по всей украинской территории. Теплым сентябрьским днем 1991-го года национальный символ гордо возвышался над помещением Верховной Рады. В следующем году, 28-го января 1992-го года сине-желтому флагу суждено было получить государственный статус. Таким образом, ежегодно, 23-го августа, перед самим празднованием Дня Независимости Украины в стране отмечается День Флага Украины.

Государственный флаг Украины: подлинное значение цветов

В геральдических законах желтый цвет символизирует золото, огонь, Солнце и не может быть внизу, поэтому нынешнее сочетание цветов на украинском флаге кажется неестественным и опасным. Например, древняя эмблема создания мира из хаоса, передает именно эти цвета. Когда земные и пассивные принципы будут доминировать над небесными и активными, тогда любое государство заранее будет запрограммировано на неудачу.

Даже по Фэн–шую разместить синюю (волю) над желтой (мудростью) значит активировать упадок или прогрессирующую деградацию, несчастья и беспорядок. Если сделать все правильно, то гармония небесного и земного, инь и ян, силы и гибкости, станет предтечей развития, благосостояния и счастья.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

22.08.2013 15:57:27

В 1918–м году в Украине появилось два флага: желто–синий и перевернутый сине–желтый. Свергнув Центральную Раду, российский монархист Скоропадский узаконил перевернутый флаг - как символ своей революции. У движения ОУН–УПА флаги тоже были разными, но в итоге был утвержден сине–желтый - как и сейчас, согласно Конституции. Сколько же еще времени мы будем носить перевернутый флаг Украины?

Вот этот - желто–синий - наш настоящий флаг!

Золотое, желтое символизирует Творца, Бога–Отца и вообще - Высшую Духовность. Синее же - это все земное, а также свобода выбора, которой Творец наделил свои творения в надежде, что они не будут ею злоупотреблять.

Толкование о синем небе и золотых нивах, принятое сейчас, - не просто примитивное, это попытка торжества Зла.

Творческий директор общественного объединения «Образованная Украина» Анатолий Мицкан считает, что в действительности цвета нашего флага издавна символизируют две главные стихии природы и человеческого бытия - огонь (желтый цвет) и воду (синий). Логично предположить, что только сочетание «желтый - сверху, синий - снизу» отражает вечную симметрию - божественную гармонию этих стихий. Иначе же, если разместить их наоборот, это будет означать нарушение миропорядка, катастрофу, при которой вода гасит огонь …

Именно такую, золото–голубую символику и принесли когда–то трипольцы во времена грандиозного переселения народов из Северного Причерноморья за три тысячелетия до н. э., в частности и в Индию, где она сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Эта страна буквально вся украшена таким сочетанием цветов. Но там вы нигде не увидите, чтобы синее доминировало над желтым…

(Кстати, порядок размещения цветов равнозначен порядку размещения слогов в словах. Например, известно, что РА – это древний бог Солнца. Отсюда – радость, радуга, рассвет, расцвет, расти . Но если «ра» стоит во втором слоге, то получается «кара», «свора», «умирать», «Мара» – в древнерусской и буддийской мифологии злой дух, воплощение смерти, «маразм» (от греч. marasmos – изнурение, упадок) – угасание псих. деятельности человека, сопровождающееся общим истощением, обусловленное атрофией коры головного мозга, в соц.-полит, жизни – состояние бессилия, апатии, застоя; неспособность к конструктивной деятельности…..)

Киевские русичи поклонялись Солнцу. Тотемом всех индоарийцев был сокол, «падающий с солнца». Индоарийцы поклонялись Солнцу и почитали сокола, якобы посланного солнцем на землю. Отсюда – самоназвание скифов: сколоты (соколоты). И самоназвание тех индоарийских племён, что стали проникать в Западную Европу, начиная с 13 века до н.э., которые были известны благодаря римлянам как галлы, а сами себя называли кельты (склты>сколоты->соколоты). От данного тотема произошёл и этноним славяне (соколовяне).

Тотем Рюриковичей – пикирующий сокол. Тотем викингов – смотрящий вверх черный ворон. Поэтому Рюрик не мог быть викингом априори.

Князя Владимира называли «Красным солнышком» не потому, что он напоминал солнце, а потому, что Солнце было центральным элементом на его флагах. Русичи поклонялись Солнцу - и поэтому желтый и красный цвета Солнца были главенствующими цветами дохристианской символики Руси. И тот же Лев на гербе города Львова (и в княжеских именах) взялся там не потому, что по околицах города когда–то бегали львы, а потому что Лев - древний символ бога Солнца (Митры у персов, богов Солнца Даждьбога–Хорса-Ярилы - у славян). И Киев в 980 году был отвоеван князем Владимиром фактически от варягов под флагами солнечных богов - Даждьбога и Хорса, и в Киеве была восстановлена власть славян. (Почему князь Владимир отказался от дохристианских богов - это )

Предлагаю ознакомиться с квалифицированным исследованием этой темы, чье резюме однозначно–исчерпывающе отвечает на вопрос, каким быть Государственному флагу Украины - сине–желтым или все–таки желто–синим.

Однажды еще в начале 1992 года китайская художница Мао Мао попросила на одном творческом мероприятии тогдашнего Президента Украины Леонида Кравчука сделать все от него зависящее, чтобы в только возникшей самостоятельной Украине прежде всего изменили размещение цветов на главном государственном символе - сине–желтом флаге. Дескать, если он и дальше будет оставаться таким же, то под этим сочетанием цветов страну ждет неминуемая деградация, измена, упадок и, наконец, крах. Ведь синее сверху и желтое снизу, по словам художницы, образуют гексаграмму «Пи». А это, согласно классической китайской Книге перемен «И–цзин», - одна из четырех наихудших комбинаций. И расшифровывают ее так: «Будьте бдительны и предусмотрительными. Не беритесь ни за одно важное дело, потому что оно скорее не сбудется, чем сбудется. Ваше окружение не понимает вас, вы без всяких оснований ссоритесь с друзьями».

Тогда как обратное размещение цветов, когда желтое расположено вверху, а синее - внизу, образует совершенно иную гексаграмму «Тай», которая означает: «Расцвет. Малое отходит. Большое приходит. Счастье. Развитие».

Однако Л. Кравчук, которого поэты–нардепы убедили, что сине–желтый флаг символизирует мирное небо и золотую украинскую пшеницу под ним, тогда отшутился: что полезно, мол, для китайца, то для украинца - смерть и наоборот. А жаль. Ибо, как видим, китайская художница, похоже, была права. По крайней мере 20–летняя история нашей независимости продемонстрировала как в политической, так и в социально–экономической жизни государства именно то, от чего предостерегала Мао. Словом, «перевернутость» нашего флага, которая искажает эзотерическую сущность символа, очень быстро сказалась на Украине.

Жаль также, что советские поэты (экс–коммунисты), которые тогда были главными советниками президента по вопросам государственного строительства, не ведали или не хотели знать, что означает символика цветов украинского флага. Они как будто не знали, что революция 1917–го года в Киеве, украинизация подразделений царской армии на фронтах Первой мировой войны и на Черноморском флоте происходили также и под желто–голубыми флагами. Под желто–синим флагом шли в бой украинские юноши под Крутами.

Бывший глава Генерального секретариата Владимир Винниченко впоследствии писал: «…Ми рішуче нічого не міняли в суті тої державності, що була за часів Тимчасового уряду… Ми тільки міняли національну форму її - замість біло-синьо-червоного прапора ми вішали жовто–блакитний » (Обратите внимание, что Винниченко называет цвета российского и украинского флагов строго по порядку размещения цветов сверху вниз) . Но в 1991 году стране навязали сине–желтый флаг, не вынеся вопрос флага на всенародное обсуждение, не удосужившись ни людям рассказать, ни самим понять, что же означают на самом деле цвета на флаге. Некоторые историки считают, что жовто–блакитний прапор был утвержден председателем Центральной Рады Михаилом Грушевским, а перевернул его пророссийский гетьман Скоропадский.

Сейчас эксперты ломают копья в спорах, было ли переворачивание флага или нет, а если было - то по какой причине. Предполагают, что на принятие такого решение повлиял сине–желтый флаг ЗУНР, идеологи которой, очевидно, формировали государственную символику по принципу «лишь бы не так, как у поляков», в которых светлая (белая) полоса размещена на национальном флаге вверху. А может, Павел Скоропадский, скинув Центральную Раду, просто перевернул флаг, чтобы символически ознаменовать переворот? Как бы то ни было, но на крестьянском съезде Скоропадский представил перевернутый флаг и объяснил: синее - это небо, а желтое - поля пшеницы. Это представление господствует и поныне. Мол, украинцы являются хлебопашеской нацией, поэтому ее естественным символом является сине–желтый флаг.

Но в законах геральдики - там такого понятия, как пшеница, нет вообще. Желтый цвет - это цвет золота, огня, Солнца. И он не может быть снизу. О неестественности, опасности сочетания синего цвета над желтым, кроме упомянутой китайской художницей книги «И–цзин» (кстати, еще не было ни одного случая, чтобы пророчества из этой книги не сбывались), есть свидетельства толкования значения цветов и их комбинаций также из других потаенных источников. Скажем, древнюю эмблему создания мира из хаоса и борьбы, и единства двух противоположных принципов в восточной философии, известной как «Ян–Инь», передают именно этими цветами. Желтое, или золотое, Ян означает «свет, тепло, активность, мужской принцип, солнце». Зато синее Инь символизирует тьму, холод, землю, небо (сфе-ра) , пассивность, женский элемент, месяц. Что же бывает, когда земное и пассивное доминирует (т.е. размещено сверху) над небесным и активным, пожалуй, объяснять излишне. Из истории хорошо известно, что происходило с тем делами, движениями, странами, которые продолжались, возникали, развивались под знаком такого противоестественного сочетания этих цветов. Они словно заранее были запрограммированы на неудачу.

Или же возьмем Фэн–шуй. По этой традиции, размещение синего (воля) над желтым (мудрость) означает «Закон упадка», т.е. прогрессирующую деградацию, несчастье, хаос. Тогда как обратное сочетание красок - желтое над синим - означает гармоничное сочетание Неба и Земли, мужского и женского, сильного и гибкого, что обещает развитие, благосостояние, счастье.

С сакральной точки зрения желтый цвет обозначает активное, творческое, солнечно-огненное, духовно-божественное начало, а голубой - пассивное, влажное, консервативное, которое требует активизации и одухотворения. Изображение же на флаге синего над желтым свидетельствует, что нация признает господство пассивного над активным, консервативного над творческим, материального над божественным. Это мировоззрение противоречит естественному состоянию Вселенной и является разрушительным. Под таким флагом государство запрограммировано не на развитие, а на упадок.

Об этом же возвещает и арийская традиция. Исследователи утверждают, что духовный вождь величественного арийства Рама избрал своим сакральным символом желто–синий штандарт. Ибо он означает гармоничное сочетание небесного огня (РА) и земного вещества (МА). Это также демонстрирует естественное превосходство духа (золотое, желтое) над материей (голубое, синее). Тогда как расположение красок с точностью до наоборот, кроме всего прочего, еще и искажает святое имя Рама на Мара (призрак, привидение, или же и зомби, по–современному).

Идеолог концепции «Перехода–IV» и редактор одноименного журнала Игорь Каганец говорит, что «нынешний сине–желтый государственный флаг Украины не сулит ей ничего хорошего, поскольку декларирует извращенное доминирование пассивной материи над активным духом. Хотя, надо сказать, он точно соответствует нынешнему временному положению деградации и духовной тьмы в Украине». А повлекло такое состояние как раз принятие искаженного символа вместо правильного.

Собственно, и по православным канонам иконописания, которые известны еще из Византии, золотое, желтое символизирует Творца, Бога–Отца, нимб Бога–Сына и вообще - Высшую Духовность. Синее же - это все земное, а также свобода выбора, которой Творец наделил свои творения в надежде, что они не будут ею злоупотреблять. Но мы видим, как пользуются этим даром люди. А также знаем, куда завела безответственная свобода бывшего командира небесного воинства на имя Денница, что более известный как Люцифер.

По правилам же геральдики, флаги обычно образуют на основе гербов, которые возникли раньше, чем знамена. Поэтому цвет верхней полосы полотнища диктует цвет самого знака, а нижней - гербового поля. Если герб, например, Польши - это белый орел на красном фоне, то соответственно и флаг бело–красный. Герб Германии, который она унаследовала от Священной Римской империи германской нации - черный орел на золотом фоне, отсюда на германском флаге вверху именно черная полоса. Поэтому если герб Украины - желтый трезубец на синем поле (или даже если взять герб Галицко–Волынского княжества - золотой лев на синем фоне), то и флаг должен быть однозначно желто–синий. «Жовто-блакитні наші прапори » - это именно о таком флаге идет речь в известной песне.

Нынешний же флаг Украины - сине–желтый, потому что верхняя его половина является синей (главный цвет), а нижняя - желтой (вспомогательный цвет). Соответственно, согласно законам геральдики, на государственном гербе должен изображаться синий трезубец на желтом фоне. Однако в действительности мы имеем желтый трезубец на синем фоне. Но тогда главный, желтый цвет должен быть вверху нашего флага, а не наоборот.

Мировая философская, политологическая и социологическая мысль не слишком много внимания уделяет вопросу символов. И не удивительно, ибо современное человечество как цивилизация потребления - это так называемое общество знаков. А знаки отличаются от символов так же, как, скажем, буква - от живого звука, который она обозначает. Известный современный сербский философ Светислав Басара, который достаточно серьезно относится к затронутому вопросу, считает, что «символ - это такая вещь, без которой действительность является неполноценной. Это своеобразные обменные пункты, через которые энергия высшей реальности истекает в мир явлений… А неправильная интерпретация символа имеет, так сказать, коррозионное воздействие на действительность».

Интересно бы в этом ключе рассмотреть флаги других государств и посмотреть, образно говоря, какую действительность они отражают. Бросается в глаза, например, что в тех государствах, которые на своих знаменах сохранили традиционные символы, например, крест (как в Швейцарии, скандинавских странах, в Великобритании), реалии намного лучше, чем там, где выбрали на роль национальной символики пентаграммы и другие инфернальные символы. Скажем, сейчас одно из первых мест в мире по уровню жизни занимает Норвегия, на государственном флаге которой изображен бело–синий крест на красном фоне. Среди последних же стран по этому показателю - Мозамбик, чьей символикой являются скрещенные мотыги и автомат Калашникова на фоне желтой пентаграммы.

Можно сказать: это потому, что Норвегия богата полезными ископаемыми, а Мозамбик разрушен общественными войнами. Но в действительности все могло быть по–другому: сначала выбрали символы (соответственно крест и автомат Калашникова), а уже потом как следствие кому достались расцвет, а кому - постоянные военные конфликты.

Можно посмотреть также на флаг Голландии, у которой Петр І «позаимствовал» российский флаг, и на флаг России. У Голландии верхний цвет - красный, а синий - внизу. Посредине - нейтральный белый. То есть, доминирует Солнце над Ночью. А на российском флаге все перевернуто - белый сверху, а дальше синий расположен непосредственно над солнечным красным цветом. Это - такая же символика, как и в Украине. Символизирует по сути то же самое. И уровень благосостояния людей об этом тоже говорит - несмотря на неисчислимые природные богатства России, которыми владеют отнюдь не славяне-арии.

(Надо учесть, что белый цвет, цвет серебра, характеризуется полной свободой для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, он дает свободу. Если белый цвет доминирует – в силу вступают его негативные характеристики: изоляция, бесплодность, разочарование, отрешенность. Вот поэтому большое значение имеет сочетание цветов и их доминанты).

Похожий на российский был флаг Югославии.

Но Югославии уже нет…

Направление культурно–цивилизационных преобразований задается духовно–мировоззренческим импульсом. Концентрированным выражением мировоззрения является символика. Поэтому символика должна соответствовать модели того будущего, к которому мы стремимся. Правильная символика программирует правильное будущее.

Анатолий Герасимчук

По материалам статьи
Евгения Романишина (sd.org.ua)
и других открытых источников

P.S. Кстати, флаг Украины в составе СССР был красно-синим - большая полоса красного цвета сверху, и узкая синяя снизу. И Украина была самой процветающей и успешной республикой в СССР - я, думаю, этого факта никто не станет отрицать. А за 23 года Украина сумела не только растерять все свои преимущества, опуститься в рейтинге бывших республик СССР, наверное, на последнее место, но еще и встрять в братоубийственную войну на своей территории…

Красно-синим является, например, и герб города Ильи Муромца – Мурома.

Наверное, именно в таком сочетании цветов – а не перевернутом – и сильны славяне. А вот если синий цвет сверху – то имеем то, что имеем, как говаривал мудрый Кравчук. Например, так называемые ДНР и ЛНР:

Бывает ли что-то более чем символическое?

А имперский российский флаг – у того тоже черный цвет сверху желтого.

Как ни странно, черно-желтые раскраски (как и сине-желтые в ЗУНР), появились из австрийской империи Габсбургов. Родовым гербом графов Габсбургов сначала был красный лев на золотом щите. Граф Рудольф I Габсбург, в 1273 году ставший императором Священной Римской империи германской нации, соединил родовой герб Габсбургов с имперским двуглавым черным орлом на золотом щите. При этом гербовые цвета Габсбургов (золотой и красный) сменились черно−золотыми (черный орел на золотом поле). Этот черный орел (как и черный ворон у викингов) стал основным символом Германии. А теперь – и России, принявшей проклятое наследие расистских идей.

(Кстати, размещение цветов на флаге Германии четко соответствует гербу Германии: черный цвет главной фигуры герба – черного орла – сверху. Посредине – красный цвет красного клюва и когтей орла. Внизу – золотой цвет золотого фона на гербе).

Впервые об использовании черного, желтого и белого цветов на русских знаменах упоминается еще в начале XVIII века - во время правления Анны Иоанновны, позднее получившего название «бироновщина» по имени ее фаворита Эрнста Бирона. Ныне заимствованные у немецких и австрийских императоров черно−желтые цвета стали главным символом новой имперской политики РФ. И так называемая георгиевския ленточка – это тоже оттуда, от Рудольфа Габсбурга. (Габсбурги - одна из наиболее могущественных монарших династий Европы. Представители династии известны как правители Австрии (c 1282 года), Австро−Венгерской империи (до 1918 года), а также как императоры Священной Римской империи, чей престол Габсбурги занимали с 1438 по 1806 годы (с кратким перерывом в 1742−1745 годах).

Конечно же, само по себе расположение цветов ничего не изменит. Цвета просто символизируют ту или иную установку людей на то или иное мировоззрение. Каково оно - это мировоззрение - можно увидеть по делам людским… Или просто посмотрев на флаг…

Как известно, есть народы, поклоняющиеся символам Ночи – месяцу-полумесяцу, черным или синим священным цветам, у них исчезновение солнца на горизонте обозначает начало нового дня. Новый год отмечается у них осенью, когда ночь побеждает день. А есть народы, издревле поклонявшиеся Солнцу (желтый и красный цвет) – их часто называют арийскими. Все индоарийские народы поклонялись Солнцу. Их священные цвета – цвета Солнца: красный и желтый. Другие народы поклонялись другим богам. Их священные цвета – цвета черного ворона и темно-синие цвета. Здесь, как говорится, каждому свое.

Но какому богу поклоняются Украина и Россия, у которых на флагах красный и желтый цвет – под темно-синим?

Как ни странно, разделение народов на солнечные и ночные почему-то проходит и по тем же группам крови, преобладающим среди тех или иных народов… И по тому, Ветхий (с философией смерти за смерть) или Новый (Добро в ответ на Зло) Завет является религией для этих народов… Так что ничего случайного в символике того или иного народа нет. Не считая, наверное, только России и Украины… Хотя, судя по нынешнему поведению России, избравшей философию Войны, Зла и Лжи, ее символика отвечает ее поведению. А символика Украины?

Флаги США, Швейцарии, Англии, Японии:

Флаги Финляндии и Эстонии (угро-финская группа народов):

История украинского флага, как и все, что относится к истории украинства, наполнено мифами и ложью.

И эти мифы создавались в конце 19 в. для неграмотного сельского населения Галиции и Малороссии.

Потом, когда население несколько подучилось, для доказательств этих мифов ничего лучшего не придумали, как доказывать их подтасовкой фактов, а то и прямой ложью.

Одним из таких лживых мифов есть история украинского прапора. Главный его тезис состоит в том, что эти цвета испокон веков присущи местному рускому населению от сотворения Руси, а затем казакам, и затем перешли к вновь созданным украинцам. Но, даже при поверхностном рассмотрении этой флажной легенды, придется признать, что впервые в качестве государственных символов эти цвета появились в Австрийской империи Габсбургов. Это были стяги провинций Австрии.

Королевство Далмация( Koenigreich Dalmatien)

Эрцгерцогство Нижняя Австрия Erzherzogtum Niederoesterreich
(Oesterreich unter den Enns)

Королевство Галиция и Лодомерия Koenigreich Galizien und Lodomerien

Русь- рутенцы (1848-1918) Галиция-Rutnenien
Затем эти же цвета перешли к галичанам из рук австрийской монаршей семьи. Об этом пишут как очевидцы тех событий, так и политические украинцы-историки.

А значит, это были цвета, предназначенные для местных русинов (украинцев в Галычине тогда еще не было)

австрийской провинции Галычина-Красной Руси,

и к Малой Руси- (украине) отношения не имеют.

В марте, 1948 г. в Австрийской империи вспыхнула революция. Поляки организовали свою Польскую гвардию. Началось активное создание ее отрядов.

Поляки предложили местным русинам вступать в ее ряды.

Но иметь дело с поляками русины отказались. Так, крестьяне Старого Милятина отказывались вступать в гвардию «под знаком орла єдиноглавого» (т. е. — к польской) и требовали организовать «Рускую гвардию» (18).

В апреле 1848 года австрийская власть разрешила создать Национальную рускую гвардию «для поддержания порядка» в своих национальных провинциях. В 19-м параграфе ее Устава отмечалось, что «каждый батальон масть хоругвь, а каждый швадронь штандарт, украшенной колорами края».

Второго мая 1848 г. в Лемберге (Львове) был создан Главный Руский Совет, состоящий из священников униатов (другой иинтеллигенции там не было-авт.), который занимал лояльную позицию относительно австрийской власти.

Вопрос о символике местные гвардейцы адресовали ей.

16 мая 1848 г. Григорий Шашкевич от лица членов Руского Совета в Станиславе спрашивал в письме к Главному Рускому Совету,

«которая есть руска кокарда?».

Разногласия между поляками и рускими Галиции вышли даже на международную арену. Во время славянского съезда в Праге (2-16 июня) украинская и польская делегации пришли к соглашению, что отряды поляков и русинов Национальной гвардии в Галиции

«за отличия будут иметь гербы обеих народов возле себя».
В июне на ратуше Львова появился сине-желтый флаг, который вывесили неизвестные.

Члены Рады поспешили отмежеваться, заявив, что «то не русины оучинили, и наветь не знают, кто тое оучинивь».

Т. е. никто не знал, что это за цвета и как их трактовать.

Как видим не все знали, что это цвета австрийских провинций.

Но, так как флаг не снимали, то местные пугливые попики поняли, что надо делать.

За верную службу Францу Иосифу и активное участие в подавлении восстания польской шляхты в Галиции, руские галичане удостоились от последнего прозвища «тирольцев ближнего Востока»,

и он пожаловал им сине-желтый флаг.

Современные украинские националисты не нашли ничего лучшего, как объявить этот символ австрийских провинций и немецко-габсбургской «ласки» символом всея «самостийной Украины».

20 сентября 1848 г. Главный Руский Совет (Руська Рада) выдает воззвание к русинскому народу в деле организации отрядов Национальной гвардии. В Стрыю, Дрогобыче, Яворе, Бережанах и других городах и селах создаются такие отряды.

Но исторические события оставили свой след в памяти народа и еще некоторые помнили о тех событиях, когда местные руские отряды участвовали в 1410 г. в Грюнвальдской битве,

на стороне Королевства Польского и Большого княжества Литовского (ВКЛ) против своего давнишнего союзника времен Галицко-Волынского княжества — Тевтонского Ордена,

под синим знаменем с золотым львом.

Поэтому взяли за образец цвета значков тех полков. Польский хронист Ян Длугош оставил описание стягов войск из руских земель, которые явились на рать с крестоносцами.
Перемишльская земля
Руские земли ВКЛ
Руские земли ВКЛ
Холмская земля
Львовская земля
Подольская земля
Галицкая земля
Львов
Но сельское население, которое вчера было крепостным, не знало всех геральдических тонкостей, поэтому обращаясь от имени сельских общин к Руской Раде,

Головна Руская Рада, которая обозвалась рутенцами, поняла намек с эпизодом сине-желтого флага, который уже был в употреблении в провинциях Австрии и, чтобы не сориться с монархом, взяла на вооружение эти цвета, благо имелось и какое-то местное оправдание. «Зоря Галицка» в конце июня ответила, что «гербъ, или знамя Галыцкой Руси: есть то золотый левъ въ сынhмь полы, вспинаючійся на скалу» Поэтому широкого употребления приобрели флаги с двумя горизонтальными полосами «в руских красках» — сине-желтые и желто-синие (первой, по правилам вексилологии — науки о флагах — отмечается верхний цвет). И уже на собраниях местной общественности присутствовали цвета, утвержденные в австрийской империи. Описывая первый съезд украинских ученых в Льве, Яков Головацкий пишет: «Дня 7/19 жовтня въ четверг. 1848 г. отвореньш зоставь соборь ученыхь рускихь и любителей народного просвьщенія… О ІІ-й године сойшлися для отворенія собора все собраніи члены и многіи госте съ отзнаками русконародными до музеальной сали. Красно прибраніи стены поразили сильнымъ впечатлениемъ очи всехъ присутствовавшихъ.

Першій разъ Русины узрелися въ месци, гдє имъ все припоминало народность. — Под образомъ державного монарха спочило две, хоругви синожовти… окна и столпы украшени були народними барвами — при сихъ последнихъ стремели по паре прапоровъ тоже синожовтом барвы»…
Надо знать, что никто и никогда не посмеет при монархии поместить с портретом монарха флаги и стяги не утвержденных им цветов.

Объяснение, которое дал Головацкий символике цветов флага, с тех пор применяется современными депутатами, несмотря на возросший уровень образованности местного населения:. «народни барвы просвещали намъ и выображали не богатства, збытокъ, але сильную, щирую волю, благое намереніе. Синій цветъ, якъ чисте небо южной Руси, ясный, погодливый, якъ душа щирого не скаженого Русина, изьображавъ миръ и спокой, якого до розвитія нашого народного потреба. Золотый цветъ, якъ тіи зорницъ на ясномъ небе, изъображали ясное светло, до котрого намъ стремитися належить». Но теперь вместо зарниц упор делают на цвет пшеницы. В геральдике, как науке, они имеют совсем другое значение.

О том, что нынешние цвета флагов были утверждены в монаршей семье Габсбургов, подтверждает и знаменитый в Галычине, кавалер австрийского ордена Рыцарского креста Леопольда, укронационалист К. Левицкий: «После пришло письмо цесаря Франца Йосифа с датой: Оломоуц, 10 марта 1849: «Призываю выставить батальон руских стрельцов, в сей способ, как батальоны охотников в Австрии нижней и Штирии тогда организовалися, — с предупреждением обовязку к службе конной, что также признаю за предложеный строй национальный. Формированием должно управлять мое министерство войны, и оно имеет «Головной Руской Раде» в Львове заявить за сие новое доказательство ее патриотичной деяльности — признаннє моего, полного удовлетворения». Ленту к флагу русского корпуса национальной Гвардии вышивала мать цисаря Франца Иосифа — архикнягиня София. На сий ленте уместила она надпись: «Treue fuhrt zum Siege — Sophie Erzherzogin von Oesterreich». («Верность ведет к победе — София архикнягиня австрийская»). Как видим, никакого намека на связь с какими -то запорожцами, Б. Хмельницким здесь не приводится. Да трудно себе представить, что цисар Австрии был озабочен историей флажков двухсотлетней давности каких -то православных казаков далекой украйны Польши и России. Эти казаки со своими полковыми значками появились как аргументы позже, когда населению Малороссии надо было придумать новую историю, в которой оно будет фигурировать, как особый неруский народ окраины Польши. Поэтому идеологи нового народа постарались скрыть роль Габсбургов в истории появления нового символа. О том, что сине-желтые цвета никакого отношения к Руси-Украине не имеют отношения, свидетельствует и тот факт, что впервые на территории современной Украины он появился вместе с галычанами-стрельцами, которых умело направляли иезуиты и немцы накануне войны с Россией: «Не забывали стрельцы и о связях с Большой Украиной. В частности, с Львова для революционной работы туда были направлены члены их организаций Василий Семець, Юлиан Охримович и Иван Лизанивский. Они принимали участие в организации и деятельности некоторых восточноукраинских тайных студенческих обществ, выступали с докладами, инициировали ряд акций. Именно за их почином украинское студенчество Киева в марте 1914 г., по случаю Шевченковских праздников, ВПЕРВЫЕ манифестировало под желто-голубыми флагами. Как видим, с помощью таких ограниченых галичан, эти цвета габсбургской империи впервые проникли на территорию Малороссии в 1914 г. и начали отравлять жизнь местного населения. Также, и все слова о желтых казачьих знаменах оказываются ложью. При ближайшем рассмотрении окажется, что и малороссийские казаки, которые называли себя рускими, помнили исторические цвета Руси. Тем более, что они, согласно польского памфлета «Истории Русов», считали себя преемниками и наследниками славы русских князей. Так как гетманство казаков было своеобразным централизованным военным образованием, то знамя этого формирования и есть символом всего казачества, несмотря на то, что применялись в полках и сотнях и другие цвета, которые можно было различить в пыли сражений. Но это было вызвано не национальными отличиями этих полков и сотен, а военной необходимостью в бою определять место того или иного полка или сотни, так как радиостанций тогда не было.
Флаг Богдана Хмельницького
Войсковой флаг ВЗ
Вот флаги казацких сотен Киевского и Черниговского полков, а также Киевского магистрата захваченные литовским гетманом Радзивилом в 1651 году. Среди флагов числятся и три киевские хоругви с луком и стрелой в кольце-гербом тогдашнего Киева.

Как видим, здесь только три флага с желтым полем и пять с синим и девять с красным. Причем, есть и зеркальные отражения рисунка флагов, что указывает на военное практическое применение флага. Поэтому приплетать к истории украинского флага еще и второразрядные флажки казачьих сотен это следствие невежества хуторян со степенями. Ведь казачьи сотни с флажками с не желтым и синим цветом, вовсе не означали, что они формировались из молдаван, татар, поляков, евреев и т. п. Таким образом, можно сделать вывод, что сине-желтый флаг, дарованный Габсбургами, впервые появился в Галычине только после 1848 г. как символ местного руского населения, которое не было польским. Этот флаг затем, при развитии политического австрофильского украинства, был занесен в 1914 г. на Украину. И после распада царской России, при помощи галычан, участников Центральной Рады, была осуществлена попытка навязать его в качестве государственного флага всему народу Руси-Украины. Но, так как в геральдике все цвета имеют свой символ, то и судьба тех людей, которые используют те или иные цвета в своих гербах также символична. Они отражают их черты характера и судьбу. Умирающая габсбургская империя вместе с флагом передала свой вирус смерти и его носитялям. Первыми ощутили злой рок нового знамени члены Центральной Рады. Рабочие и беднота его не приняли и выкинули его носителей к Збручу, поближе к месту его рождения. Но здесь проявилось и духовное родство сине-желтого с австронемцами. При их помощи он трижды возвращался на Украину. Первый раз, с помощью немцев, благодаря «хлебному договору», украинский центральники снова, в духе старых гетманских традиций Мазепы, вернулись под этим флагом с немцами в Киев. Таким образом, желтый цвет измены подтвердил характер почитателей его цветов. Но теперь уже немцам, не нужны были такие обладатели желто-синего флага, и они их распустили по домам, поставив на их место своего слугу генерала Скоропадского. Тот попытался изменить карму флага и перевернул его — флаг, стал сине-желтым. Но не помогло. Не прошло и полгода как, как флаг пришлось сворачивать, бросать родину и бежать к своим покровителям, и в 1945 г. их слуга погиб в Берлине под бомбежкой, повторив судьбу многих предателей своего народа. В это время загнулись и родители флага — государство Габсбургов, а это было уже прямое указание на опасность цветов подарка покойного государства. Но недалекие галычанские русины-украинцы, не поняв знаков судьбы своих единомышленников в Украине, не выпускали его из рук. Петлюровцы, еще одни любители желто-синего, снова попытались переломить фатальную судьбу флага. Не получилось. Петлюра очутился там же, где и предыдущая Центральная Рада. Здесь он встретил первых поклонников этого знамени, представителей ЗУНР, которых поляки с их желто-синим флагом отправили за Збруч к Петлюре. Репутация несчастливого флага подтверждалась. И снова цвет измены оказал роковое влияние на умы его поклонников. Вначале ЗУНРовцы предают Петлюру и уходят к Деникину, а затем Петлюра продает полякам территорию Галычины вкупе со своими друзями из ЗУНРа, и теперь, но только вместо турок, через 250 лет он приводит поляков в Киев. Но фатальный флаг и здесь оказался сильнее. Петлюру поляки к управлению не допустили, ведь они освобождали свою польскую провинцию — Украину. Затем ему, свернув флаг, пришлось бежать за кордон. А за такую настойчивость и измену своему народу, флаг жестоко отомстил ему: он был застрелен на чужбине. На территорию Украины вернулся исторический красный цвет русичей. Страна отрывалась от сохи к самолетам, тракторам, гидроэлектростанциям. Но на родине появления фатального флага в Галычине, под Польшей, подрастало новое поколение, которые обозвалось оуновцами, и которое, хоть и было набожным, но слабо разбиралось в геральдике, и поэтому не понимало роковой роли сине-желтого в судьбе их предшественников. Вдобавок к этому, они активно начали поклоняться другому фатальному символу истории- Мазепе, который после анафемы православной церкви умер на чужбине.

А судьба не прощает такого невнимания к ее знакам .
Оуновцев против собственного народа стали пользовать враги славян — немецкие фашисты.

Цвета флага и здесь сыграли свою роковую роль. Желтый цвет измены и денег втянул их в омут братоубийственной войны. Под желто-синим они стали полицаями и карателями в оккупированной Украине и Белоруссии, эсесовцами в дивизии «Галычина». Последний раз во время оккупации фашистов, это наследие Габсбургов висело над полицейской управой украинской вспомогательной полиции в Киеве и окупарованых городах Украины.

Но рок флага неумолим. Бандеровцы и эсесовцы были уничтожены, а Бандера погиб на чужбине от рук своих сообщников.

Казалось бы, история должна учить народ, который перенес столько братоубийственных конфликтов, измен и предательств под этим роковым габсбургским подарком. Но это не доходит до националистической интеллигенции народа, населяющего территорию древней Руси .

Как только стало уходить поколение победителей помещиков и фашистов, их недолугие внучата с одержимостью наркоманов снова потянулись к фатальному подарку Габсбургов, зараженному вирусом смерти.

То, что было кровью миллионов рабочих и крестьян построено, отстояно, скреплено, возведено, они решили растащить по своим карманам, углам и коморкам. Мироеды, спекулянты и капиталисты снова были названы спасителями нации.

Память отцов была осквернена и предана

. Целое поколение комсомольцев и компартийных работников предало дело и идеалы героев Гражданской и Великой Отечественной войны, клятву служить трудовому народу. Они стали обслуживать вчерашних воров и жуликов, клятвоотступников, ренегатов. Для их деятельности как нельзя лучше подошли символы предательства из прошлого: предсмертный подарок Габсбургов желто-синий флаг и преданный анафеме Мазепа. Последний распространяет проклятие предков на всех, кто имеет в кармане его изображение. Результат не замедлил сказаться. Промышленность разгромлена, за ней последовала наука и образование. Пошел обратный процесс к сохе. Население Украины сократилось на восемь миллионов человек и продолжает сокращаться. Многие миллионы жителей вынуждены уехать на чужбину. Снова судьба наказывает, но уже целое поколение за его выбор. Сегодня к власти пришло новое выращенное поколение капиталистов. Но над ними развивается все тот- же символ Габсбургов, символ измены и наживы, который несет несчастье тем, на кого он бросает свою тень. Поэтому, вывод из уроков нашей истории можно сделать один — до тех пор, пока не будет заменен габсбургский флаг, на красный стяг русов и отцов, несчастья будут преследовать это население, которое отреклось от имени своих предков, названия их государства и взяло в свои руки враждебное ему знамя и обозвалось польскими украинцами.

В последнее время вижу очень много срачей вокруг символики Украины, в т.ч. множество мифов вокруг истории с государственным флагом Украины, особенно, после того, как б . Поэтому провожу небольшой ликбез - публикую свою давнюю статью из еженедельника "2000", посвященную истории флагов Украины.

Статья Лидии Денисенко «Каждой партии — по цвету» («2000», № 45 (293), 11—17.11.05 г.), в которой рассказывается об использовании партиями государственной символики, заставила задуматься о том, что же представляет собой наш державный флаг. В любой суверенной стране, к примеру США или Великобритании, все флаги — от развевающихся над органами власти до флажков в детских ручках — абсолютно идентичны по колористике, пропорциям. У нас же стоит в какой-нибудь государственный праздник пройти по улице — увидишь такое разнообразие цветов, оттенков, пропорций флага, что глаза разбегаются.

Сложная история флага Украины, и, видимо, она еще не завершена. Описание его в Конституции довольно невнятно. Статья 20 гласит, что «державний Прапор України — стяг із двох рівновеликих горизонтальних смуг синього і жовтого кольорів», «опис державних символів України та порядок їх використання встановлюються законом...» С законом о флаге, как, впрочем, и с большим государственным гербом, увы, пока не сложилось. У нашей политической элиты есть дела поважнее. Но как размещены полосы? Какая верхняя, какая нижняя? Например, стоит изменить геометрию украинского флага или колористику — и сразу поменяются акценты в системе исторических ценностей и представлений. Юлия Тимошенко грамотно воспользовалась отсутствием четкого описания государственного флага, когда во время памятного прямого эфира на «Интере», прикладывая к сухим глазам платочек, прижимала к сердцу оранжевую и голубую ленточки и обещала объединить разные «майданы» и Украину.

Флаги и знамена

Итак, история украинского флага. Когда она началась? В Грюнвальдской битве 1410 г. против крестоносцев сражались и подразделения, сформированные на украинских землях. Среди них находилась хоругвь «Леопольская» (то есть Львовская), на знамени которой был изображен «желтый лев, восходящий как бы на скалу, на лазурном поле». Так описал его польский историк Я.Длугош в книге «Грюнвальдская битва». Это одно из первых упоминаний цветов герба Львовской земли. Названы также три хоругви Подолии с солнечным ликом на красном фоне.

Хоругвь Львовской земли в Грюнвальдской битве

Украинские казаки использовали разные знамена, хотя к середине XVII века главным стягом был красный с изображением архангела Михаила.

Большое знамя (хоругвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне архангел Михаил, на другой — белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Среди знамен было много «жалованных». К примеру, император Священной Римской империи Рудольф Габсбург в 1593г. даровал казакам золотое знамя с орлом. Стяг передал кошевому атаману Богдану Микошинскому посол Эрих Лесота. В 1646г. польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом. В 1649 г. от польского короля Яна Казимира они получили красный стяг с белым орлом, двумя крестами и надписью Ioannes Casimirus Rex Poloniae. В 1706 году в Бендерах Ивану Мазепе турецкий султан даровал сине-красную хоругвь: на красном поле изображены полумесяц и звезда, на синем — «золотой крест Восточной церкви». А ПетрI даровал гетману Апостолу белое знамя с государственным гербом. Оно же использовалось при гетмане Разумовском.

Хоругвь с Архангелом Михаилом и Абданком - гербом Богдана Хмельницкого

Так что при ответе на вопрос, какие цвета следует признать национальными для украинцев, надо исходить не только из того, какие из них преобладали в то или иное время в определенном регионе, а искать и другие доводы. В то время в Украине существовали знамена, а не флаги. А между ними имеется существенная разница. Знамя характеризует конкретно-индивидуальную принадлежность. Флаг же — символ массовый. Отсюда и иные требования к флагу, его цветам. Они должны отражать народ в целом, не персонифицируясь с отдельными, пусть даже весьма именитыми, титулованными личностями. Об этом забыли, кстати, нынешние властители, когда во время инаугурации центр города был украшен символикой не государственной, а принадлежащей сыну Виктора Ющенко.

Новый толчок развитию украинской символики дала революция 1848г. в Австро-Венгерской империи. Матушка императора Франца-Иосифа сама сшила сине-желтый флаг и послала его галичанам, отличившимся при подавлении венгерского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой — навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества.

«Державне бутє»

В марте 1917 г. была создана Центральная Рада Украины. Главой ее стал Михаил Грушевский. 18 мая 1917 г. на первый Всеукраинский войсковой съезд петроградская делегация прислала сине-желтый флаг с надписью: «Хай живе нацiонально-територiальна автономiя». Правда, популярны были и другие цвета. Так, в марте того же года в Киеве проходил губернский кооперативный съезд, ратовавший, в частности, за «демократическую федеративную республику в России с национально-территориальной автономией Украины». Прошла большая манифестация, на которой очевидцы насчитали свыше 300 флагов. Среди них были и красные, и желто-синие. По следам этих событий киевская газета «Последние новости» поместила такие стихи:

А под этим лучезарным сводом
В вихре труб ликующего звона
Над свободным радостным народом
Гордо реют красные знамена.
Не сдержать ликующей стихии:
Не объять очами всей картины...
Вот сияют желто-голубые
Гордо флаги «Вільной Украіни».

22 ноября 1917 г. Центральная Рада провозгласила создание Украинской Народной Республики (УНР) в составе Российской Федерации. Во времена ЦР утверждение основной государственной символики — герба и флага — сопровождалось большими трудностями.

Хотя автором идеи введения в качестве герба трезубца Рюриковичей, а также сине-желтого знамени считается Грушевский, это далеко не так. Осенью 1917 г. он заявил, что это «питанє не так просте, бо загально признаного державного гербу України не було». А трезубец следует воспринимать только как «гарно стилізований геральдичний знак неясного значіння». Настолько неясного, что «може воно бути й стилізованою квіткою». В ноябре он, правда, согласился, что проблемы символики принадлежат к таким, которые «вимагають негайного порішення». Изложил при этом собственное видение: «Як найпростіше можна було б узяти за знак нової України золоті (жовті) звізди на синім тлї, по числу земель нової Української республіки». Прямо как у США, только звезды желтые, а не белые! А для революционных времен «контрреволюционное» знамя, подаренное Габсбургами галичанам за участие в подавлении революции, как символ не подходило. Но шло время, о символике договориться не могли (только график Нарбут стилизовал трезубец Рюриковичей и поместил на стогривневой банкноте), а поскольку Украина, как писал тогда Грушевский, «відновила тепер своє державне бутє, котрого позбавило її було московське насильство й лукавство, то найбільш натуральна річ для неї звернутись до тих старих державних знаків чи гербів, які вживались нею за старих часів».

Проекты государственных символов УНР в 1918 г. по М. Грушевскому:

золотые звезды на синем фоне (7 - по количеству букв в слове "Украина";
золотые звезды на синем фоне (30 - по количеству исторических земель Украины);
золота буква «У» (Украина или УНР - Украинская Народная Республика) на синем фоне;
золотой плуг на синем поле, как символ "творческого мирного труда в новой Украине", с условием, что именно этот знак займет основное место на щите, составленном из исторических украинских Гербов. Как щитоносцы предлагались "символы трудящегося народа" - женщина с серпом с одной стороны и рабочий с молотом - с другой. Цвет щита Михаил Грушевский предлагал синий, а не голубой.

14 января 1918 г. Центральная Рада УНР издала закон о флагах флота. Флагом военного флота стал сине-желтый двуцвет, в кантоне на синем поле изображался золотой трезубец с белым внутренним полем. 22 марта того же года ЦР в Киеве приняла государственный флаг УНР — желто-синее полотнище. Такое расположение цветов было принято по настоянию М. Грушевского, поборника немецкой геральдики (согласно которой «правильно» на флаге размещать вверху цвет гербовой фигуры, а внизу — цвет поля).

Военно-морской флаг УНР, 1918 г.

2 мая 1918 г., разогнав ЦР, к власти пришло правительство гетмана П.Скоропадского. При нем был изменен порядок полос на государственном флаге: вверху стали помещать синюю. В декабре 1918 г. Гетманат Скоропадского сменила Директория (1918—1920), при которой сохранились герб-трезубец и сине-желтый флаг.

22 января 1919 г. в Киеве был провозглашен так называемый Акт соборности Украины, то есть объединения УНР и Западно-Украинской Народной Республики. В проекте Конституции УНР, разработанной Всеукраинской национальной радой в Каменец-Подольском в 1920 г., флаги описывались так: «Артикул 10. Государственными цветами Украинской Державы являются синий и желтый. Артикул 11. Флаг военного флота сине-желтый с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей части полотнища. Флаг торгового флота сине-желтый».

Во время Великой Отечественной войны сине-желтый флаг использовался некоторыми украинскими частями, воевавшими в составе фашистско-немецких войск. В частности, дивизия СС «Галичина» имела желто-синий флаг с темно-синим трезубцем у древка. Поэтому в Советской Украине эта символика связывалась с украинским национализмом. К примеру, поэт Дмитро Павлычко в свое время писал о нынешнем державном флаге:

Тож не вдалось огидливим ізгоям
Вас отруїти жовто-синім гноєм
У холодно-вітряній чужині.

Символика Советской Украины

В декабре 1917 г. в Харькове было образовано революционное правительство Советской Украины, не признающее ЦР.1-й Всеукраинский съезд Советов собрался в Киеве, но большевистская фракция отказалась работать со сторонниками Рады, переехала в Харьков и объявила себя I съездом Советов Украины. На нем (11—12 (24—25) декабря 1917 г.) избрали ЦИК УНР и провозгласили Украинскую Народную Республику Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Флагом республики было красное полотнище с национальным желто-синим кантоном. В марте — апреле 1918 г. под давлением немецких оккупационных войск Народный Секретариат УНР Советов покинул пределы Украины.

Украинская Народная Республика Советов в составе Советской России
(12.12.1917 — 19.03.1918)

10 марта 1919 г. в Харькове собрался 3-й съезд Советов Украины, провозгласивший создание УССР, тут же вступившей в военный союз с РСФСР. 15 января 1923 г. был опубликован образец флага: на красном поле буквы «У. С. С. Р.» (Постановление Президиума ВУЦИК об утверждении флагов, герба и печати Республики). В 1927 г. аббревиатура изменилась на «УРСР». Официально это было закреплено Конституцией 1929 г.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 г. флаг республики был изменен. Он состоял из красной и голубой горизонтальных полос. На красной, которая в два раза шире голубой, изображались золотые серп и молот, а выше — красная пятиконечная звезда с золотой каймой. Отношение длины полотнища к ширине равнялось 2:1. С этим флагом мы дожили до Беловежской Пущи.

На заре независимости мы жили с флагом по Грушевскому, сейчас — с флагом по Скоропадскому. Впрочем, если бы только это было сегодня главной проблемой. Украина скоро может оказаться в ситуации политической и экономической махновщины, когда государственные символы нам уже не понадобятся. Еще год назад нашу страну называли экономическим тигром Восточной Европы. За год оранжевой власти мы очутились на краю пропасти. И если наша политическая элита не одумается, по словам Анатолия Толстоухова, «все будет так, как сказал Бжезинский на последнем «круглом столе» в Америке: будут у Украины успехи — Украина состоится, не будет — она перестанет существовать, не надолго пережив «эпоху Кучмы» («Новый понедельник», №24, 14.11.05 г.).

После революции в Австро-Венгрии (март 1848 года) во многих австрийских провинциях набрали силу национальные движения. В украинской части Австро-Венгрии также возникло украинское национальное движение. Во Львове была создана Головна Русска Рада (Главная Русская Рада) - орган национального самоуправления. К тому времени Украина не имела единого исторического символа. Поэтому вопрос о национальной символике был решён далеко не сразу. 16 мая 1848 года Головна Русска Рада рассмотрела письмо от отделения Русской Рады в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) с вопросом, что следует считать "русской кокардой, цветами и гербом".

Назначенная Головной Русской Радой комиссия в составе господ Кульчицкого, Мохнацкого и Царевича исследовала вопрос. Было решено взять за основу национальных символов герб Львовской земли и Русского воеводства в составе Польши. И уже на заседании 18 мая было решено считать "знаменем земли русской - льва, а цветами - жёлтый и синий".

В 1848 году на западно-украинских землях начали формироваться отряды Национальной Гвардии под польскими знамёнами. 20 сентября Головна Русска Рада обратилась к населению с призывом начать формировать Русскую Национальную Гвардию. Флаги подразделений Русской Гвардии должны были с одной стороны иметь изображение взбирающегося на скалу золотого льва на синем поле, а с другой стороны - патрона городской церкви.

Так как дизайн флага был довольно сложен, а мастерские во Львове не справлялись с большим количеством заказов на флаги, большое распространение получили простые в изготовлении флаги из двух горизонтальных полос - синей и жёлтой. Порядок полос не регламентировался.

25 июня 1848 года во Львове произошёл хорошо известный флаговедам инцидент. На городской ратуше неизвестными лицами были вывешены "хоругвь русских цветов, а при ней с левой стороны хоругвь польская". Головна Русска Рада тогда отмежевалась от этого события, заявив, что не имеет сведений о зачинщиках. 7 июля Рада постановила снять вышеупомянутые хоругви с ратуши. К концу года синий и жёлтый цвета уже широко использовались в качестве национальных народных цветов. Так известно, например, что 19 октября 1848 года на заседании Собора русских учёных, сине-жёлтые флаги использовались в убранстве зала. Изменилось и отношение к национальным флагам Головной Русской Рады. 15 мая 1849 года Головна Русска Рада уже запрашивала австрийские власти о разрешении вывесить над ратушей украинский сине-жёлтый флаг вместе с австрийским.

Австрийские и немецкие энциклопедии XIX века приводят "земельные цвета" Королевства Галиции и Лодомерии сине-красные, красно-синие, сине-красно-жёлтые (по цветам австрийского герба Галиции), либо амарантово (оттенок красного) - белые, но дают ссылку, что русины неофициально используют сине-жёлтые флаги.

Существует еще несколько версий происхождения украинского флага. Первая связывает синий и желтый цвета с флагом Швеции. Такие знамена якобы даровал казакам шведский король в награду за переход на его сторону во время войн с Россией. Никаких документальных подтверждений этой гипотезе не существует. Другая версия датирует появление сине-желтых флагов периодом Киевской Руси и связывает даже слово "хохол" с татарским наименованием сине-желтых цветов. Это чистой воды бред.

В советское время флаг Украины был красным с обязательными серпом, молотом и звездой и голубой полосой вдоль нижней кромки флага. Голубая полоса символизировала "цвет знамен Богдана Хмельницкого". Хотя о каких конкретно знаменах шла речь, не известно...

В 1990-х годах широкое распространение сначала в националистических кругах, а потом и повсеместно, получил национальный жёлто-голубой ("жовто-блакитный") флаг. Оттенок синего поначалу был очень светлым. Однако официально государство не спешило менять свою символику. К моменту распада СССР государственным флагом Украины оставался советский. Хотя, например, 24 июля 1990 года Президиум Киевского горсовета народных депутатов решил вывесить сине-жёлтый флаг рядом с государственным красно-синим перед зданием горсовета на Крещатике, (в 2000 году этот день стал государственным праздником - Днем флага). А 4 сентября 1991 года в Киеве над зданием Верховного Совета был поднят сине-жёлтый флаг (так же совместно с красно-синим).

Официально новый государственный флаг Украины принят постановлением Верховной Рады от 28 января 1992 года. Как и ожидалось, им стало сине-жёлтое полотнище с соотношением длины к ширине, равным 3:2. Как и у многих других государств, цвета Украины не имеют официального объяснения. Неофициальное объяснение цветов менялось с течением времени и зависело как от вкусов современников, так и от политической моды. Традиционно синий цвет трактуется, как цвет чистого неба, а жёлтый - как цвет полей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх