Что можно увидеть в Третьяковской галерее? Что можно посмотреть в Третьяковской галерее? Третьяковская галерея: картины с названиями. Самые знаменитые картины Третьяковской галереи Портреты третьяковской галереи с названиями и авторами

Здравствуйте, дорогие читатели!
Представляю вам новую рубрику в моем блоге, которая называется "Спрашивали? Отвечаю!".
Необходимость этой рубрики зрела уже давно. Ко мне достаточно часто обращаются с вопросами о путешествиях по России, о посещении музеев, об отдыхе с детьми и т.д. И я с удовольствием всегда отвечаю каждому. Частенько вопросы повторяются, что невольно наводит на мысль, что есть востребованная информация, которая пригодится многим. Почему бы и не ответить сразу всем?

Многих интересует знаменитая Третьяковка. Ведь знакомство с достопримечательностями Москвы часто начинается именно с нее.

Поэтому, несмотря на то, что о Третьяковской галерее я уже неоднократно писала, первой темой в новой рубрике будет тема "Третьяковка для "чайников" или "Простые ответы на простые вопросы о Третьяковской Галерее".

За какое время можно посмотреть Третьяковскую галерею?

Смотря как смотреть и какие цели преследовать. Бегло, в темпе с Третьяковкой можно познакомиться за 1 день. Если же изучать каждый зал подробно, нужно несколько дней. Точнее сказать сложно - все индивидуально.
Есть люди, которые могут лицезреть картину, сидя на лавочке, не один час. Вот и считайте, сколько понадобится времени на все произведения, ведь одих только картин в Третьяковской галерее насчитывается около 7 тысяч.

Что посмотреть в Третьяковской галерее? Какие самые знаменитые картины там есть?

В Третьяковской галерее можно увидеть русские произведения искусства: живопись XVIII - XX вв, графику XVIII - нач. XX в., скульптуру XVIII - начала XX века, древнерусское искусство XII-XVIII вв. (иконы, скульптура, прикладное искусство).
В Третьяковке находятся такие шедевры как "Утро в сосновом лесу" И.Шишкина, "Богатыри" В.Васнецова, "Незнакомка" И.Крамского, "Боярыня Морозова" В.Сурикова, "Всадница" К. Брюллова, "Грачи прилетели" А. Саврасова, "Явление Христа народу" А.Иванова, "Демон" Врубеля,"Утро стрелецкой казни" Сурикова, Апофеоз войны" В.Верещагина, "Портрет А.С.Пушкина" О.Кипренского и многие другие. Здесь же находится "Троица" Андрея Рублева.

Что может удивить человека в Третьяковской галерее?

Удивить могут в первую очередь сами уникальные произведения искусства, если человек, конечно, в принципе способен удивляться. Мастерство старых мастеров совершенно. Лично меня всегда удивляет то магическое воздействие, которую оказывают полотна - некий гипноз, ощущение , погружения в далекое прошлое.
Многие портреты ощутимо живые, глаза людей на них теплые, светящиеся, будто бы смотрят за происходящим вокруг, проникают в душу...
Еще меня всегда приятно удивляет, как много людей приходит в Третьяковскую галерею, искренне интересуются искусством.
Это лично мои наблюдения и удивления. Что удивит вас, я не знаю. Все индивидуально. Схо дите, поделитесь, пожалуйста.

Можно ли фотографировать в Третьяковской галерее?

В Третьяковке можно фотографировать, но без вспышки. Стоит это 200 руб. Оплатить надо сразу в кассе при покупке входных билетов. Вам дадут желтенькую круглую наклейку, ее надо приклеить на грудь, как значок. Наклейка заметная и смотрители не будут приставать к вам с просьбой предъявить билет на съемку, как это бывает в других музеях.

Есть ли у вас любимая картина в Третьяковской галерее? Почему именно она?

У меня много любимых картин в Третьяковке. Среди них "Всадница" Брюллова, "Неравный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова, "Ночь на Днепре" Куинджи, "Княжна Тараканова" Флавинского и др.Очень люблю портреты А.П.Струйской Рокотова, М. И. Лопухиной Боровиковского и княгини М. В. Воронцовой Зарянко.

Ответить, почему какая-то картина нравится больше, какая-то меньше, невозможно. Просто в каждой картине что-то цепляет (или не цепляет). Какая-то своя особая красота, глубина, драма, история.
Для примера возьму два портрета из трех названных выше - портрет Лопухиной и портрет Воронцовой.

Глядя на юную, безмятежную прелестницу Лопухину, я невольно представляла себе ее благополучную, долгую жизнь в счастье и радости, а глядя на блестящие глаза и лихорадочный румянец великосветской красавицы Воронцовой, рисовала себе ее нелегкую судьбу, жизненную драму, даже неизлечимую болезнь.

Углубившись в историю, я узнала, что все наоборот. Несчастная судьба ждала Машеньку Лопухину, совсем молодой умерла она от чахотки. А княгиня Мария Васильевна Воронцова долгие годы своей жизни пребывала в роскоши и богатстве, была приближена к царскому двору, два раза удачно выходила замуж, имела сына и умерла в возрасте 76 лет.

Вот за что я и люблю настоящую живопись - за то, что за каждой великой картиной стоит своя история, которую хочется узнать, и загадка, которую хочется разгадать.
Судьбы многих героев старинных картин, которые находятся в Третьяковской галерее, интересны. Возможно когда-нибудь я вернусь к этой теме и расскажу вам, например, о портрете Александры Петровны Струйской - самой красивой женщины XVIII столетия...

Картина Айвазовского "Девятый вал" находится в Третьяковке?

Нет, "Девятый вал" находится в , также как и другие самые знаменитые картины Русского музея, которые часто ищут в Третьяковке: "Последний день Помпеи" Брюллова, "Лунная ночь на Днепре" Куинджи, "Бурлаки на Волге" Репина, "Витязь на распутье" Васнецова и "Переход Суворова через Альпы" Сурикова.

В Третьяковке много посетителей? Когда лучше туда приходить?

В выходные дни днем и вечером посетителей очень много.
Если предпочитаете более спокойную обстановку и не хотите стоять в очереди в кассу, приходите в будни или к открытию галереи в выходной - к 10-ти часам.
Режим работы Третьяковской галереи: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг, пятница - с 10.00 до 21.00. Понедельник - выходной.

  • Как заказать индивидуальную экскурсию по Третьяковской галерее для детей?
  • Как приобрести детский абонемент?
  • Какие картины Третьяковки нравятся детям?
  • С какого возраста можно приводить малышей в Третьяковку?
  • В каком возрасте первый раз вы привели ребенка в Третьяковскую галерею? Как ребенок реагировал на картины?

Остался не отвеченным вопрос о возрасте детей и не уточнен вопрос об индивидуальных экскурсиях. Отвечаю и уточняю!
1) Сына я привела первый раз в галерею в возрасте 9 лет, дочку значительно раньше - в 2 года. И нисколько об этом не жалею.
2) Индивидуальные экскурсии для детей существуют в форме абонементов на цикл из 4-х экскурсий (подробнее - по ссылке, указанной выше). Но есть еще один вариант для тех, кто не хочет приобретать целый абонемент и у кого ребенок уже достаточно большой и может слушать экскурсию в смешанной группе. Что это за вариант?
В летний период и круглый год по воскресеньям из индивидуалов здесь собирают группы (от 5 до 20 человек) и проводят для них экскурсии. Оплачиваете 300 руб. за экскурсионное обслуживание + стоимость входного билета (взрослые - 500 руб., льготные категории - 200 руб., дети до 18 лет - бесплатно). Начало экскурсий для индивидуалов: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00. Сбор около экскурсионного отдела.

На этом тему вопросов - ответов о Третьяковской галерее заканчиваю. Надеюсь, что статья была вам интересна и полезна. Предлагаю продолжить ее в комментариях.

Пишите все, что вы хотели бы узнать о Третьяковской галерее. Постараюсь вам ответить.

Третьяковская галерея - один из самых известных музеев в России, да и во всем мире. Обширная экспозиция охватывает период с одиннадцатого века и до сегодняшнего дня. Сложно представить, что Третьяковская галерея, залы которой стали отражением русского искусства от древности до современности, началась с частной коллекции.

Домашняя коллекция

Дом в Лаврушинском переулке Третьяковы приобрели в 1851 году. Глава семейства, Павел Михайлович, был удачливым бизнесменом, но при этом он был известным меценатом, вкладывал средства во многие благотворительные программы. Он был страстным коллекционером, собирал картины, скульптуры, иконы и прочие произведения искусства.

У него была глобальная цель - создать национальную галерею, а не просто музей. Началом коллекции стали десять картин, написанных голландскими мастерами. Изначально Третьяковская галерея, залы которой были открыты лишь для членов семьи и гостей, была в доме, где жили Третьяковы. Но коллекция очень быстро разрасталась, и места для демонстрации не хватало. При жизни владельца производились многочисленные перестройки. И еще при Павле Михайловиче у горожан появилась возможность посетить такое культурное заведение, как Третьяковская галерея. Залы расширялись, а экспозиция росла постоянно. О популярности музея говорит тот факт, что за первые четыре года ее посетители свыше 30 тысяч человек.

Спустя 40 лет после того, как было положено начало коллекции, передал ее в дар Москве. Собрание было дополнено произведениями искусства, хранящимися у второго брата, Сергея. Так появилась в Москве «Галерея Павла и Сергея Третьяковых». Еще один известный меценат Морозов передал шедевры Ренуара, Ван Гога, Моне. Несмотря на передачу городу, оба мецената продолжали пополнять коллекцию. После смерти Третьяковых весь дом в Лаврушинском переулке перешел в ведение города.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году попечителем и директором галереи был назначен И. Э. Грабарь. Он был не только талантливым художником, архитектором и историком искусств, но и организатором. Именно он провел колоссальную работу по систематизации коллекции. Он распределил полотна по историческим периодам, чтобы у посетителей была возможность проследить путь развития русского искусства. При нем же была основана и реставрационная мастерская. В конце года работы, висящие в зале Третьяковской галереи, были доступны для осмотра широкой публикой.

После революции все собрание было национализировано и передано молодой республике. Была создана «Государственная Третьяковская галерея», залы которой стали доступны для всех слоев населения. Коллекция значительно расширилась за счет объединения с другими музеями и передачей частных собраний, которые были национализированы в годы советской власти.

Во время войны музейные фонды были вывезены в Новосибирск. Фашисты бомбили столицу нещадно. Две фугасные бомбы в 1941 году угодили прямо в Третьяковку, нанеся существенный урон. Но уже на следующий год началось восстановление музея, и к 1944 году двери любимой жителями столицы галереи вновь распахнулись для посещения.

Залы Третьяковки

С самого основания галереи здание многократно перестраивалось. Возникали новые переходы и дополнительные помещения, чтобы коллекция представала во всей красе. На сегодняшний день экспозиция размещается в 106 залах. Большинство находится в здании в Лаврушинском переулке, там их 62. Также в комплекс входит музей-храм Св. Николая Чудотворца, мастерская-музей Голубкиной, дом-музей Васнецова и дом-музей Корина. Каждый зал в Третьяковской галерее - это возможность прикоснуться к искусству, увидеть гениальные шедевры. В коллекции хранится свыше 150 тысяч экспонатов, большинство из которых знакомы каждому с детства. Репродукции многих картин входили в школьные учебники всей страны. По этим картинам можно познавать Россию. Ведь море у нас, как на леса - как у Шишкина, природа, как у Левитана. Даже лучший портрет Пушкина, известный каждому школьнику, выставлен именно здесь.

Зал иконописи

В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов - это зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов - Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.

Экспозиция в Лаврушинском переулке

В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.

Так, древнерусское искусство представлено иконописью.

А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных. Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце.

Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.

Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.

В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.

Сокровища русского искусства

Велика и разнообразна Третьяковская галерея. Залы, картины, скульптуры, графика не оставят равнодушным никого. Отдельной частью экспозиции является «Сокровищница», где выставлены предметы из драгоценных металлов и самоцветов. Тонкая работа ювелиров завораживает.

Графика

Отдельный зал посвящен графическому искусству. Все работы, представленные в этой технике, очень боятся света, это хрупкие творения. Поэтому для их демонстрации смонтировано специальное освещение, слегка приглушенное. Здесь выставлено крупнейшее собрание русской графики. А еще небольшая, но не менее ценная коллекция портерной миниатюры.

Современное искусство

В здании на относящемуся к Третьяковке, представлено искусство начиная с советского периода и до наших дней. Посетители с интересом наблюдают, как идеология влияет на художника.

Залы мастеров

В собрании есть единичные работы, а есть и целые коллекции картин одного мастера. Зал, посвященный художнику в Третьяковской галерее, вмещает только его работы разных периодов. Таковой являтся экспозиция работ Шишкина. Но и другие мастера кисти удостоились подобной чести.

С момента своего открытия Третьяковка стала богатейшим собранием живописи и предметов искусства. Даже Русский музей, созданный на государственном уровне, проигрывал по популярности этому частному собранию.

В данной статье вам будет представлена Третьяковская галерея. Картины с названиями «Богатыри», «Утро в сосновом лесу», «Грачи прилетели» известны не только в России, но и во многих других государствах.

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по музею и рассмотрим семь наиболее известных картин этой выставки.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея. Картины с названиями «Утро в сосновом лесу», «Девочка с персиками» и прочие с детских лет известны многим. Этот музей хранит полотна лучших мастеров русского изобразительного искусства.

Он был создан купцом Третьяковым в 1856 году. Здесь хранятся иконы, живопись времен царской России, картины советской эпохи.

"Демон сидящий"

Итак, местом нашей экскурсии является Третьяковская галерея.

Картины с названиями «Богатыри», «Грачи прилетели» говорят сами за себя. Но наш следующий экспонат воспринимается по-разному, в зависимости от того, знаете вы его название или нет.

Если к полотну подойдет человек, мало разбирающийся в живописи, он увидит атлетически сложенного юношу, сидящего возле скалы. Но когда зритель узнает, что это демон, восприятие изменяется кардинально.

Хотя сам Михаил Врубель говорил, что образ его героя не подразумевает ничего злого. Это страдающий, скорбный и одновременно величавый дух.

Примечательно, что при создании была использована техника письма мастихионом. Это нанесение красок с помощью тонкой металлической пластины. Подобные манипуляции создают эффект мозаики.

"Иван Грозный"

Много сюрпризов для новичков хранит в себе Третьяковская галерея. Картины с названиями миролюбивыми и радостными пейзажами внезапно прерываются жестокой и кровавой сценой. Сейчас речь пойдет о трагическом полотне Ильи Репина.

Искусствоведы часто при анализе творчества того или иного художника задумываются о мотивах, подвигнувших мвстера на написание картины. Если, не зная реальной истории, задаться таким вопросом относительно полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», можно домыслить много вещей.

На самом деле Илья Репин написал ее, будучи под впечатлением от симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова. Звуки этой мелодии стали катализатором для прежних порывов, которые возникли у художника во время путешествия по Западной Европе. Там он был поражен зрелищем на Подобное «кровавое» настроение и выразилось в этой трагической сцене.

На картине царь постепенно отходит от гнева и осознает, что только что смертельно ранил своего ребенка.

"Девочка с персиками"

Многие знаменитые картины Третьяковской галереи являются пейзажами или эпичными изображениями мифичных героев. Наш следующий экспонат - это всего лишь портрет.

На нем видна часть комнаты, стол, стулья, окна, девочка и персики. Да, это одна из самых известных композиций Валентина Серова «Девочка с персиками». Нужно сказать, что данный шедевр дался автору достаточно трудно. Сложность заключалась в вопросе, не связанном с живописью.

Ребенок на картине - дочь известного московского мецената Саввы Мамонтова, Вера. Главной проблемой было уговорить сидеть непоседливую девочку по несколько часов в день. Работа над шедевром длилась почти месяц.

Вторая особенность заключается в персиках. Это не привозные фрукты. Их принесли из сада, в котором работал мастер садоводства. Этот человек добивался того, что первый раз деревья в цвели в феврале, а ранний урожай собирали в июне.

"Богатыри"

В данной статье мы рассматриваем знаменитые картины Третьяковской галереи. Но если говорить о нашем следующем шедевре, то невозможно не упомянуть о «сказочности» творчества Виктора Васнецова.

Большую часть жизни художник посвятил работе над эпическими образами русского фольклора. Его кисти принадлежат «Аленушка», «Богатырский скок», «Витязь на распутье» и прочие шедевры.

Но наиболее грандиозным из всех является полотно «Богатыри». Сам автор описывает его сюжет следующим образом. Витязи выехали в чисто поле и наблюдают, не обижают ли кого, нет ли врага поблизости?

На картине изображены Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. О том, кто стал прототипом лиц богатырей для Васнецова, ходит интересная история.

Автор долго не мог найти подходящее лицо, чтобы оно отражало доброту и силу витязя Ильи Муромца. Однажды он увидел на улице Москвы крестьянина, приехавшего на заработки. Мужика звали Так, благодаря счастливой случайности, крестьянин остался запечатлен в веках.

В образе Добрыни Васнецов показал себя. Для подтверждения достаточно сравнить «Богатырей» с любым из его автопортретов.

Таким образом, картины художников в Третьяковской галерее отражают различные грани русской души. От грусти и отчаяния («Апофеоз войны») до радостной легкости («Утро в сосновом лесу») и щемящего чувства ушедшего детства («Грачи прилетели»).

Апофеоз войны

Если говорить про самые знаменитые картины Третьяковской галереи, невозможно обойти вниманием полотно

На нем изображена безжизненная пустошь с мертвым и разрушенным городом на горизонте. На первом плане находится гора из человеческих черепов, на которых пирует воронье. Таким способом Василий показал обществу весь ужас и трагизм сражений.

Картина «Апофеоз войны», в отличие от остальных батальных полотен, изображает не бравых воинов, храбрых полководцев и красивых коней. Здесь нет залпов оружий, удалых взглядов и показной радости победы.

Находясь рядом с шедевром, зритель попадает совершенно в другую реальность. Словно пелена спадает с глаз, и взору открывается истинное лицо сражений. Только разруха и отчаяние.

Подобный шедевр стал отражением жизненного опыта художника, так как он провел не один месяц в военных походах.

Утро в сосновом лесу

В данной статье мы кратко обсуждаем наиболее Третьяковской галереи. Без сомнения, к таким относится полотно Ивана Шишкина. Раньше особенно популярны были ковры и репродукции «Утра в сосновом лесу».

С этим полотном связана интересная история. Шишкин был мастером в вырисовывании мельчайших деталей флоры. То есть ему особенно удавались разнообразные пейзажи.

Представителей же животного мира он рисовал с трудом. Поэтому над «Утром в сосновом лесу» работало два мастера Иван Шишкин и Константин Савицкий (изобразил медведей).

Впоследствии, когда картину продавали, Иван предложил Константину тоже поставить на ней автограф. Но коллекционер сказал, что приобрел полотно у Шишкина, а Савицкого никакого не знает. Поэтому сегодня на шедевре стоит только одна подпись.

Грачи

Если говорить про самые известные картины Третьяковской галереи, невозможно не упомянуть про полотно «Грачи прилетели». В России, наверное, нет ни одного школьника, который не писал бы о нем сочинение.

Картина поражает своей жизнерадостностью, предвестием весны. Она наполнена каким-то щемящим чувством утраченного счастья детских лет.

Впечатляет история художника. Мальчика отец нехотя отпустил учиться, но вскоре он должен был оставить школу по семейным проблемам. Учитель Саврасова попросил московского обер-полицмейстера Лужина помочь ему.

Только благодаря этому Алексей смог продолжить учебу и стать именитым художником.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили о том, какие картины в Третьяковской галерее имеются, рассмотрели наиболее известные полотна некоторых русских художников.

Удачи вам, дорогие читатели! Путешествуйте чаще!

В списке знаменитых художественных музеев мира Государственная Третьяковская галерея занимает одно из самых высоких мест. Сегодня в ее коллекции представлено более 180 тысяч экспонатов, среди которых – картины, скульптура и ювелирные изделия. Выставленные шедевры были созданы в исторический период, датируемый XI-ХХ веками. Здание, где размещена основная коллекция, было построено в 1906 году, и сегодня включено в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

Ежегодно музей посещает более полутора миллионов человек.

История создания галереи

22 мая 1856 года меценат и успешный промышленник Павел Третьяков купил картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот день считается датой основания музея, который Третьяков вместе с братом задумал создать уже давно. Он мечтал представить людям работы русских художников. Вскоре коллекцию пополнили полотна «Крестный ход на Пасхе» В. Перова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге и многие другие. Коллекция росла и множилась, и Третьяков принял решение показать картины зрителям. В 1867 году он открыл первую галерею в собственной усадьбе в Лаврушинском переулке . На тот момент собрание включало в себя 1276 картин, почти пятьсот рисунков, небольшую коллекцию скульптуры и несколько десятков работ иностранных художников.

Третьяков поддерживал многих малоизвестных мастеров и, благодаря его меценатству, стали знаменитыми Васнецов и Маковский. Приобретая картины, неугодные властям, основатель галереи вдохновлял живописцев на свободу мыслей и смелость в отношении цензоров.

Национальным музеем Третьяковка стала в конце XIX века, и с этого момента ее мог посетить любой человек и абсолютно бесплатно. В 1892 году после смерти брата Павел Третьяков передает коллекцию в дар городу. Так в Москве появляется картинная галерея, которая со временем становится одним из крупнейших собраний произведений искусства на планете.

Когда Третьяковы лишь начали собирать картины, их коллекция размещалась в комнатах особняка, где жили братья. Но в 1860 году они приняли решение построить отдельное здание для хранения коллекции, которая к тому времени разрослась в солидное художественное собрание. Двухэтажная пристройка к особняку Третьяковых получила отдельный вход для посетителей, а картины – два просторных зала.

Новые картины продолжали прибывать, и галерея ширилась и достраивалась. После смерти хозяев особняк был реконструирован, а в начале ХХ века его объединили с залами галереи. Фасад в виде старинного терема спроектировал художник Васнецов.

Золотой фонд Третьяковки

Старейшие экспонаты музея вы увидите в коллекции иконописи XII-XVII веков. Например, образ Владимирской иконы Божьей Матери , привезенный в начале XII века из Константинополя. После гонений на РПЦ в период становления Советской власти икона попала в музей.

Рублевская «Троица» – еще один всемирно известный шедевр русской иконописи. Автор создал ее в память о Сергее Радонежском в первой трети XV века.

Мастер Дионисий – не менее знаменитый иконописец, и его работа «Алексей митрополит», написанная в конце XV века, также значится в списке самых ценных экспонатов коллекции Третьяковки.

Неизвестные ныне мастера Михайловского Златоверхого монастыря в начале XII века изготовили мозаику, изображающую святого Дмитрия Солунского . В работе ими были использованы матовые цветные камни и золотая смальта. Работа выставлена в отделе русской иконописи.

Среди множества полотен Государственной Третьяковской галереи особого внимания посетителей обычно удостаиваются наиболее знаменитые картины.

XVIII век представлен работами Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Федора Рокотова . Наиболее известные работы этой эпохи – портреты Гавриила Головкина , бывшего сподвижником Петра I, и императрицы Елизаветы Петровны. Первый написан Иваном Никитиным, а царицу рисовал Георг Гроот.

Пришедший на смену XIX век дал миру новых художников, представленных в музее особенно широко:

Выдающийся шедевр И. Крамского «Незнакомка» изображает молодую женщину, которая проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту. Ни в письмах художника, ни в его дневниках нет даже намека на личность модели, и ее имя остается загадкой на все времена.

- «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого изображает смерть авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Пугачева. После разоблачения женщина была брошена в казематы Петропавловской крепости, где, как гласит легенда, умерла от наводнения. Картина написана Флавицким в 1864 году. Критик Стасов назвал ее «блистательнейшим творением русской живописи».

Еще один удивительно красивый женский портрет, выставленный в Третьяковке – «Девочка с персиками» . На картине изображена дочь Саввы Мамонтова, но привлекает зрителей к полотну В. Серова совсем другое. Работа пронизана удивительным светом и наполнена свежестью, которая не исчезает с течением времени.

Хрестоматийным пейзажем называют работу А. Саврасова «Грачи прилетели» . Критики считают картину важным этапом в развитии пейзажной живописи в России. Несмотря на незатейливость сюжета, картина кажется особенно близкой сердцу любого русского человека.

- «Лунная ночь на Капри» изображает морской пейзаж Неаполитанского залива. Ее автор – известный русский художник-маринист И. Айвазовский , живописец Главного Морского штаба и автор удивительных работ, посвященных морю.

Есть мнение, что «Охотники на привале» были написаны В. Перовым по мотивам рассказов И. Тургенева. Сюжетная композиция, представленная автором зрителю, изображает трех помещиков, остановившихся на отдых после удачной охоты. Перову удалось так ярко изобразить персонажей и окружающую их обстановку, что зритель становится невольным участником беседы охотников.

- «Неравный брак» В. Пукирева , как утверждали его современники, был написан художником в пору собственных терзаний: любимая девушка Пукирева была выдана замуж по расчету. Картина выполнена с большой любовью, и настроения героев переданы мастерски. Автопортрет художника на полотне вы также можете увидеть – он стоит позади невесты, скрестив руки на груди.

Еще три знаменитых полотна XIX в. в Третьяковке неизменно собирают возле себя восторженных зрителей:

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина больше известна публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Художник изображает момент, наступивший через пару секунд после рокового удара, который царь нанес царевичу Ивану. Обезумевший от горя тиран и принимающий с кротостью свою судьбу несостоявшийся наследник выписаны столь искусно, что картина до сих пор вызывает у зрителей ярчайшие чувства и эмоции.

- «Явление Христа народу» А. Иванов писал около 20 лет. Во время работы он создал несколько сотен этюдов и называл сюжет своего полотна «всемирным». Иванов считал, что изображает момент времени, который сыграл решающую роль в судьбе всего человечества. Огромное полотно выставлено в отдельном зале, построенном для него в 30-х годах прошлого века.

- «Богатыри» Васнецова изображают трех героев русских былин на могучих конях в воинских доспехах. Они осматривают окрестности и всем своим видом демонстрируют готовность защитить землю русскую от врагов. По словам автора, он стремился «обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим».

ХХ век представлен работами Петрова-Водкина, Бенуа, Крымова, Шагала, Кончаловского, Коровина, а также скульптурами Веры Мухиной. Авторы советского периода, чьи картины удостоились чести занять свое место на стенах Третьяковки – Исаак Бродский, коллектив Кукрыниксы, Татьяна Яблонская, Евгений Вучетич и многие другие.

Филиалы Третьяковской галереи

Главный корпус галереи расположен по адресу: Лаврушинский переулок, 10 . Он представляет постоянную экспозицию музея и периодически знакомит посетителей с временными выставками. Недавно к основному зданию был пристроен Инженерный корпус, где жителям и гостям столицы представлены собрания региональных музеев. Кроме того, Третьяковка имеет несколько филиалов:

- Новая Третьяковка на Крымском валу была построена неподалеку от места, где родился П. Третьяков, основавший музей. В филиале демонстрируются работы в современном стиле, написанные в ХХ-ХI вв.

Государственная Третьяковская галерея - один из красивейших и знаменитых музеев в Москве.

Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России.

Представляем вашему вниманию десять фактов из истории собрания, которые вы, возможно, знали, но успели забыть.

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда.

В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры.

Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулк

В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев.

Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения.

Так, в 1854-1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее:

«Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров.

Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”».

Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе.

По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание.

Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим:

«Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку.

Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами.

Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата.

В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской.

Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре.

Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации».

Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла.

Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата

После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей).

Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве.

Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу.

Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке.

Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках.

Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова.

Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок.

Показательный случай произошел уже после смерти Александра III.

В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году.

Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства.

В 1902-1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом.

Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению.

Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.

Позднее запрет был снят.

Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым.

После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев.

Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года.

В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию.

Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах.

Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники.

Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу».

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее.

Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери , а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».


10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи.

В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна.

Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го.

С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей.

Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу.

Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м.

За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх