Европейский архитектурный стиль. Красивые архитектурные памятники Европы






Романский стиль Стиль 9-13 веков. Главная роль отводилась суровой, крепостной архитектуре. Монастыри, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Исходным прототипом церквей служили римские базилики, однако они были существенно видоизменены: так, плоский потолок был заменен сводом.Церкви украшались росписями и рельефами, в условных формах выражавших пугающее могущество Бога. Но изображения животных и растений восходили к народному творчеству. К великолепным образцам романской архитектуры принадлежат монастыри св. Павла м св. Джованни в Риме, собор в Пизе и церковь св. Миниаты во Флоренции. Много прекрасных образцов этого стиля имеется во Франции и Германии (например, собор в Бамберге).


Готика Стиль веков. В нем отразилось формирование национальных государств, усиление городов, развитие торговли и ремесел. Ведущий архитектурный тип – городской собор. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами многоцветными виражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статями, сложным орнаментом. В этом же стиле строили ратуши, а также жилые дома, торговые ряды и другие сооружения. В готике мы видим усиление интереса к реальному миру, природе, богатству переживаний.


Стиль эпохи Возрождения Возрождение – период истории веков. Характерны гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по- новому. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественной ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Постройки характеризуются ясностью структуры и четкостью расчленения строгих объемов и светлых просторных интерьеров.


Барокко Один из главных стилей веков. Он связан с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. В нем отразились представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.


Рококо Стиль начала 18 века. Характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологии. Особенно характерный мотив орнамента – стилизованная раковина (рокайль). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Здания отличаются изысканностью, декоративной красотой асимметричных композиций, комфортом. Пышное оформление интерьеров может сочетаться с относительной строгостью внешнего облика зданий (например, в архитектуре французских отелей).


Классицизм Стиль веков. Сложился во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером, сдержанный декор. Основой архитектурного языка становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Интерьеру свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используются перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи.


Модерн Стиль конца 19 – начала 20 веков. Архитектура модерна искала единства конструктивного и художественного начал. Используются новые технические средства, новые материалы (например, железобетон), свободная, функционально обоснованная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, особенно из водных растений. Здания подчеркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образно- символическому замыслу.



С конца 19 века до начала первой мировой войны, и Великой Октябрьской социалистической революции искусство господствующих художественных направлений в странах развитого капитализма начинает переходить на антиреалистические позиции. Однако с нарастанием революционного движения намечается переход к новому этапу развития реализма, проникнутого антибуржуазными идеями, а затем связанного с социалистическими идеалами. Процесс его развития сложен и противоречив, отмечен возникновением разнообразных стилистических форм и течений.

Эйфелева башня, 1889, Построена к столетию Французской революции


Гауди. Церковь Саграда Фамилья
Строится с 1884 года, Барселона

Архитектура. В эпоху империализма развитие различных видов искусства протекает неравномерно. В то время как живопись переживает глубокий кризис, архитектура получает, по сравнению с 19 веком, относительно благоприятные условия. Общественный, характер производства, бурный рост техники, потребность в массовом строительстве, активная борьба рабочего класса за свои права вынуждают капиталистические государства вмешиваться в планировку архитектурного строительства, вызывают необходимость решения проблем градостроительства и ансамблей. Зодчество, в отличие от живописи,– вид искусства, неразрывно связанный с материальным производством, с техническим прогрессом, с удовлетворением практических запросов общества. Оно не может быть оторванным от решения задач, поставленных жизнью. На смену эклектизму 19 века приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов, введенных в строительную практику с 1840-х годов (сталь, цемент, бетон, железобетон, каркасная система, громадные покрытия сводчато-купольной системы, висячие покрытия, фермы, козырьки).

Технические возможности новой архитектуры, ее эстетически сильные стороны отражали не только общественный характер производства в эпоху империализма, но создавали материальные предпосылки для расцвета зодчества в дальнейшем в условиях ликвидации частной собственности и эксплуатации. Частная собственность, конкуренция обусловили проявление субъективного произвола. Отсюда погоня за модными, нарочито экстравагантными решениями. Для архитектуры буржуазного общества характерно противоречивое сплетение ложных и эстетически прогрессивных тенденций.


Каза Баттло
Антонио Гауди
1905–1907, Барселона, Испания


Каза Мила
Антонио Гауди
1905–1910, Барселона, Испания


Жилой дом
1918–1919 годы
Турку, Финляндия

Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

Интересным памятником этого времени была сооруженная к той же Всемирной выставке Галерея машин из металлических ферм со стеклянным перекрытием пролета в 112,5 м (галерея разобрана в 1910), не имевшая по совершенству замысла себе равных.

Первый жилой дом, в котором был применен новый строительный материал – железобетон, сооружен в Париже (1903) О. Перре. Конструкция здания, определившая его легкую логическую композицию, впервые выявлена на фасаде. Большое значение для дальнейшего развития архитектуры имели ангары парижского пригорода Орли (1916–1924) со складчатыми сводами параболических очертаний. По типу их прочных конструкций были созданы многообразные системы железобетонных покрытий – складчатые своды и купола толщиной в несколько сантиметров при пролетах около 100 м. Однако на первых порах и в чисто инженерных постройках часто проявлялись тенденции эклектизма – новые материалы и новые конструкции не осмысливались эстетически, они сочетались с элементами старых стилей.


Музей искусств
1912–1920 годы
Хельсинки, Финляндия


Каза Мила
Антонио Гауди
1905–1910, Барселона, Испания


Казанский вокзал
А.В. Щусев,1913–1926
Россия, Москва

Стиль модерн. В 1890–1900 годах в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный». Его создатели, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т.п. С другой стороны, у архитекторов модерна Австрии и Германии, Италии и Франции появилось стремление преодолеть сухой рационализм строительной техники. Они обращались к прихотливому декоративизму и символам в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьеров и фасадов, к нарочитой подчеркнутости обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья – эркеры, романские башенки и т. д.), придавая сооружениям несколько романтический характер. Наиболее завершенно стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. В начале 20 столетия в архитектуре модерна усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось стремление к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов. Решающий перелом в развитии архитектуры наступил, однако, после первой мировой войны.

Этот проект является результатом конкурса, организованного телекоммуникационной компанией Vodafone для строительства своей штаб-квартиры в городе Порту. Концепция проекта призвана воплощать девиз компании «Жизнь в движении». Строительство было начато в 2008 году и закончено двумя годами позднее.

2. Отель Scandic Victoria в Швеции

Scandic Victoria Tower - это небоскрёб в Стокгольме, Швеция. Он также известен как башня Виктории, однако название Scandic используется, чтобы отличить его от башни Виктории, которая находится к юго-западу от Вестминстерского дворца. Отель имеет высоту 117 метров и является самым высоким зданием в Стокгольме, а также самым высоким отелем в Скандинавии.

3. Железнодорожная станция Arnhem в Нидерландах

Здание этой станции в Нидерландах было полностью перестроено в 2015 году. Его шикарный новый зал имеет современный вид благодаря стальным колоннам оригинальной формы.

4. Винодельня Marques de Riscal в Испании

Хозяйство Herederos del Marques de Riscal можно назвать одним из самых известных в испанском виноделии. Самый громкий их проект - строительство в 2006 году «Города вина» (Ciudad del Vino) по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry). Это большой комплекс, который включает в себя винодельню, пятизвёздочный отель на 43 номера, ресторан с авторской кухней и винный спа-центр.

5. Мусоросжигательный завод Spittelau в Австрии

Вряд ли кто-нибудь посторонний догадается, что находится в этом здании с весёлой и необычной раскраской. Завод был построен в 1989 году на месте бывшего предприятия по переработке мусора, закрытого после пожара. На предприятии может утилизироваться до 265 000 тонн мусора ежегодно, за счёт чего отапливается около 60 000 венских квартир.

6. Крытый рынок Markthal в Нидерландах

Markthal - крытый рынок в Роттердаме, расположенный между улицами Binnenrotte, Hoogstraat и Blaak. Он был открыт 1 октября 2014 года в присутствии королевы Нидерландов Максимы. Markthal интересен тем, что под одной крышей здесь размещены 228 жилых квартир, а также коммерческие площади. Под рынком находится крупнейший в городе подземный паркинг на тысячу автомобилей.

7. Внутренний двор Британского музея в Великобритании


Британский музей - главный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира, второй по посещаемости среди художественных музеев после Лувра. Он находится в районе Блумсбери. В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера (Norman Foster), которая до сих пор вызывает восторг и удивление у всех туристов.

8. Винный завод Ceretto в Италии

Семья Ceretto является одним из основных владельцев виноградников Пьемонта, которые занимают более чем 160 гектаров земли в этом уголке Италии. В распоряжении семьи находится четыре винзавода и несколько ресторанов, которые построены и оформлены лучшими дизайнерами современности. На фото изображена смотровая площадка в одном из этих заведений.

9. Музей Guggenheim в Испании

Музей Гуггенхейма - это музей современного искусства, расположенный в Бильбао, Испания. В музее расположены постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников. Здание музея спроектировано известным архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году.

10. Корпус Aula Medica в Швеции

Каролинский институт - крупнейший в Швеции и один из крупнейших в Европе медицинских университетов. Aula Medica является одним из корпусов этого учебного заведения, в котором находится аудитория на тысячу человек для проведения научных конференций и лекций для учащихся.

11. Часовня Notre Dame du Haut во Франции

Это строение называют самым значительным с художественной точки зрения зданием XX века. Часовня построена знаменитым архитектором Ле Корбюзье (Le Corbusier) и идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода населения.

12. Выставочный центр Louis Vuitton Foundation во Франции

Фонд Louis Vuitton создан для поддержки и развития свободы творчества. Первым его манифестом стало строительство совершенно необычного выставочного центра в Булонском лесу. В компании Louis Vuitton говорят, что новый музей подобен прекрасному паруснику благодаря ажурным светлым конструкциям из стекла.

13. Выставочный центр The Armadillo в Англии

Это одна из главных достопримечательностей Глазго, расположенная на территории Шотландского выставочного и конференц-центра. Это фантастическое сооружение построено в 1997 году по проекту известного архитектора Нормана Фостера. Трёхэтажное здание является местом проведения международных конгрессов, конференций и бизнес-встреч, а также всевозможных выставок и культурно-развлекательных мероприятий.

14. Небоскрёбы Bosco Verticale в Италии

«Вертикальный лес» (Bosco Verticale) - жилой комплекс из двух башен высотой 76 и 110 метров. Два небоскрёба были построены в миланском районе Порта Нуова в 2009–2014 годах. Особенность этого проекта заключается в том, что на террасах, окружающих каждый из этажей, размещены зелёные насаждения: здесь высажено около 900 деревьев, 5 000 кустарников и 11 000 травяных дорожек.

15. Отель Inntel в Нидерландах

Этот отель выглядит словно игрушечный, чем несказанно радует туристов и жителей города. Здание было построено в 2010 году в центре города Заандам и состоит из 12 этажей. Его высота составляет 39 метров. В общей сложности в отеле 160 номеров, кроме этого имеются турецкая и финская баня, бассейн, спа-центр, конференц-зал, фитнес-центр и ресторан.

16. Офисный центр Dancing House в Чехии

Танцующий дом - офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма, состоящее из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Это здание является архитектурной метафорой танцующей пары, благодаря чему и приобрело такое название. Авторы проекта - хорватский архитектор Владо Милунич (Vlado Milunic) и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы.

17. Концертный зал HARPA в Ирландии

Проект был разработан датской фирмой Henning Larsen Architects в сотрудничестве с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson). Здание завоевало одну из самых престижных европейских архитектурных премий за необычный стиль и смелое исполнение. В стальной каркас стен вставлены стеклянные панели в виде сотовых ячеек разных цветов со встроенными светодиодами, которые отражают и преломляют внешний свет и создают удивительную по красоте игру красок и полутонов. Благодаря стеклянным стенам и потолку помещение наполнено светом и воздухом.

18. Оперный театр Opera House в Норвегии

Национальный оперный театр Норвегии находится в центре Осло. Театр построен на средства государственного бюджета и является учреждением, управляемым правительством Норвегии. Это крупнейшее общественное здание, построенное в Норвегии со времён возведения Нидаросского собора (около 1300 года).

19. Дворец Ideal Palace во Франции

Этот необычный дворец построен благодаря усилиям всего одного человека - простого французского почтальона Фердинана Шеваля (Joseph Ferdinand Cheval). Разнося почту, он ежедневно проделывал путь в 25 километров, складывая в тачку камни необычной формы. Из них в течение 33 лет в одиночку, в свободное от работы время, днём и ночью, в любую погоду, при помощи самых незатейливых инструментов он воплощал в жизнь свою архитектурную мечту.

20. Торговый центр Emporia в Швеции

Этот торговый центр сразу привлекает взгляды прохожих благодаря своему необычному фасаду. Он расположен в шведском городе Мальмо и считается одним из самых больших в Скандинавии. Очень эффектное и запоминающееся здание торгового центра разработала архитектурная студия Wingårdhs.

Европейская архитектура XV -начала XIX веков


Архитектура итальянского Возрождения и барокко

В XIII-XIV вв. города Северной Италии становятся воротами оживленной морской торговли, отняв у Византии роль посредника между Европой и экзотичным Востоком. Накопление денежного капитала и развитие капиталистического производства способствуют быстрому формированию буржуазных отношений, которым уже тесно в рамках феодализма. Создается новая, буржуазная культура, избравшая своей моделью античную культуру; ее идеалы получают новую жизнь, что к дало название этому мощному социальному движению - Ренессанс, т. в. Возрождение. Могучий пафос гражданственности, рационализма, ниспровержения церковной мистики породил таких титанов, как Данте и Петрарка, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Томас Мор и Кампанелла. В архитектуре Ренессанс проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным логичным ордерным системам. Архитектура приобретает светский и жизнеутверждающий характер. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам, вспарушенным конструкциям. Внимательно исследуются античные образцы, развивается теория архитектуры. Предшествующей готикой был подготовлен высокий уровень строительной техники, особенно подъемных механизмов. Процесс развития архитектуры Италии XV-XVII вв. условно разделяют на четыре основных этапа: Раннее Возрождение- с 1420 г. до конца XV в.; Высокое Возрождение - конец XV -первая четверть XVI в., Позднее Возрождение -XVI в., период стиля барокко -XVII в.

Архитектура Раннего Возрождения

Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией, достигшей к XV в. необычайного экономического расцвета. Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре (рис. 1, Ф1 - 23). Работа была поручена Филиппо Брунеллеки, сумевшему убедить городской совет в правильности своего конкурсного предложения. В 1434 г. восьмигранный стрельчатой формы купол, диаметр которого 42 м, был почти закончен. Его строили без подмостей - рабочие трудились в полости между двумя оболочками купола, только его верхняя часть возводилась с помощью подвесных лесов. Фонарь над ним, тоже по проекту Брунеллески, был достроен в 1467 г. С завершением стройки высота здания достигла 114 м В 1421 г. Брунеллески приступил к перестройке церкви Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии -небольшой квадратной капеллы. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. В 1444 г. по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание -Воспитательный дом (приют для детей-сирот). Портик Воспитательного дома интересен как первый пример сочетания колонн, несущих арки, с большим ордером обрамляющих пилястр. Брунеллески построил и капеллу Пацци (1443 г.)-одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Здание капеллы, завершенное куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой. Во второй половине XV в. во Флоренции строится много дворцов городской знати. Микелоццо в 1452 г. заканчивает сооружение дворца Медичи (рис. 2); в этом же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллаи, Бенедетто да Майано и Симон Полайола (Кронака) возводят палаццо Строцци. Несмотря на определенные различия, эти дворцы имеют общую схему пространственного решения: высокое трехэтажное здание, помещения которого группируются вонруг центрального двора, обрамленного арочными галереями. Основной художественный мотив - обработанная рустом или декорированная ордером стена с величественными проемами и горизонтальными тягами, соответствующими этажным членениям. Сооружение венчалось мощным карнизом. Стены выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением, и облицовывались камнем. Для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками. Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти (сочинения по теории живописи и скульптуры, «Десять книг о зодчестве»). Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1480 г.), где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Для творчества Альберти характерно активное использование закономерностей ордерных членений фасада, развитие идеи большого ордера, охватывающего несколько ярусов здания. В конце XV в. размах строительства сокращается. Турки, захватившие в 1453 г. Константинополь, отрезали Италию от торговавшего с ней Востока. Экономика страны приходит в упадок. Гуманизм утрачивает свой боевой характер, искусство рассматривается как средство ухода от реальной жизни к идиллии, в архитектуре ценятся изящество и утонченность. Для Венеции в отличие от сдержанной архитектуры Флоренции характерен привлекательный, открытый тип городского дворца, композиция фасада которого с тонкими, изящными деталями сохраняет мавританско-готические черты. Архитектура Милана сохранила черты готики и крепостного зодчества, отраженные в гражданской архитектуре.


Рис. 1. Флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре. 1434 г. Аксонометрический разрез купола, план собора.

Рис. 2. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1452 г. Фрагмент фасада, план.

С Миланом связана деятельность величайшего живописца и ученого эпохи Возрождения-Леонардо да Винчи. Им было разработано несколько проектов дворцов, соборов; был предложен проект города, в котором, предвосхищая развитие градостроительной науки, обращалось внимание на устройство водоснабжения и канализации, на организацию уличного движения в разных уровнях. Большое значение для архитектуры Возрождения имели его исследования композиций центричных зданий и математическое обоснование расчета сил, действующих в конструкциях зданий. Римская архитектура конца XV в. пополнилась работами флорентийских и миланских зодчих, которые в период упадка своих городов перебираются в Рим ко двору папы. Здесь в 1485 г. заложен палаццо Канчеллерия, выполненный в духе флорентийских дворцов, но лишенный суровости и мрачного аскетизма их фасадов. Здание имеет изящные архитектурные детали, тонкую орнаментировку входного портала и оконных обрамлений.

Архитектура Высокого Возрождения

С открытием Америки (1492 г.) и. морского пути в Индию вокруг Африки (1498 г.) центр тяжести европейской экономики переместился в Испанию и Португалию. Необходимые условия для строительства сохранились только в Риме - столице католической церкви всей феодальной Европы. Здесь ведущим было строительство уникальных культовых сооружений. Развитие получает архитектура садов, парков, загородных резиденций знати. С Римом связана значительная часть творчества крупнейшего архитектора эпохи Возрождения-Донато Браманте. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио был построен Браманте в 1502 г. (рис. 3). Это небольшое произведение зрелой центричной композиции стало подготовительным этапом работы Браманте над планом собора св. Петра в Риме.


Рис. 3. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Рим. 1502 г. Общий вид. Разрез, план.

Двор с круговой галереей не был осуществлен. Одной из значительных работ по развитию идеи центричной композиции стала постройка церкви Санта-Мария дель Консоляционе в Тоди, имеющей предельную ясность конструктивного замысла и цельность внутреннего пространства, решенного по византийской схеме, но с использованием каркасных ребер в куполах. Здесь часть распорных усилий уравновешивается металлическими затяжками под пятами под-пружных арок паруса. В 1503 г. Браманте начинает работу над дворами Ватикана: двором Лоджий, садом Пиньи и двором Бельведера. Этот грандиозный ансамбль он создает в сотрудничестве с Рафаэлем. Проектирование собора св. Петра (рис. 111), начатого еще в 1452 г. Бернардо Россолино, было продолжено в 1505 г. По Браманте, собор должен был иметь форму греческого креста с дополнительными пространствами в углах, что придавало плану квадратный силуэт. Общее решение основано на простой и ясной пирамидально-центричной композиции, венчаемой грандиозным сферическим куполом. Строительство, начатое по этому плану, было прекращено со смертью Браманте в 1514 г. От его преемника, Рафаэля Санти, потребовали удлинения входной части собора. План в форме латинского креста больше отвечал символике католического культа. Из архитектурных работ Рафаэля сохранились палаццо Пандольфини во Флоренции (1517 г.), частично построенная «Вилла Мадама» - усадьба кардинала Дж. Медичи, палаццо Видони-Каффарелли, вилла Фарнезина в Риме (1511 г.), проект которой также приписывают Рафаэлю.

Рис. 4. Собор св. Петра в Риме. Планы:

а - Д. Браманте, 1505 г.; б - Рафаэля Санти, 1514 г.; в - А, да Сангалло, 1536 г.; г - Минел-анджело, 1547 г.

В 1527 г. Рим был захвачен и разграблен войсками испанского короля. Строящийся собор приобрел новых хозяев, которые потребовали пересмотра проекта. Антонио да Сангалло-младший в 1536 г. возвращается к плану в форме латинского креста. По его проекту главный фасад собора фланкируют две высокие башни; купол имеет более высокий подъем, он поставлен на два барабана, что делает его видимым издалека при сильно выдвинутой вперед фасадной части и огромных масштабах здания. Из других работ Сангалло-младшего большой интерес представляет палаццо Фарнезе в Риме (нач. в 1514 г.). Третий этаж с великолепным карнизом и декоративная обработка двора завершена Микеланджело после смерти Сангалло в 1546 г. В Венеции ряд проектов был выполнен Сансовино (Джакопо Татти): библиотека Сан-Марко, реконструкция Пьяцетты. Джорджо Вазари, известный жизнеописатель выдающихся художников, создал улицу Уффиций во Флоренции, завершившую композицию ансамбля площади Синьории.

Архитектура Позднего Возрождения

Продолжающийся упадок экономики и церковная реакция сказываются на всей культурной жизни Италии. В архитектуре наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм, вертикализм. В целом для архитектуры Позднего Возрождения характерна борьба двух направлений: одно закладывало творческие основы будущего барокко, другое, развивавшее линию Высокого Возрождения, готовило формирование архитектуры классицизма. Микеланджело Буонарроти- великий скульптор и живописец -в 1520 г. начал работу над Новой Сакристией при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где он добился пластически выразительного, но очень напряженного синтеза архитектуры и скульптуры. Интерьер сакристии масштабно «настроен» на крупные размеры аллегорических скульптур членов семейства Медичи, придающих особую монументальность архитектурному пространству. В этот же период Микеланджело работает над проектом библиотеки Лауренциана во Флоренции, выполненным после его смерти Б. Аммана в 1568 г. Особенно знаменита лестница вестибюля библиотеки, где перспективное сокращение ширины маршей и уменьшение размеров ступеней создают иллюзию расширения пространства. Площадь Капитолия - один из ранних примеров разработки городского ансамбля в истории европейской архитектуры (рис. 5). Микеланджело занимался ее перестройкой с 1546 г. По его проекту площадь симметрично обрамляют портики Капитолийского музея и Дворца консерваторов. Ритм мощных пилястр зданий придает единство всей композиции площади, с которой раскрывается вид на северо-западную часть Рима и Тибр. Крупнейшая работа Микеланджело как архитектора - продолжение строительства собора св. Петра в Риме, порученное ему в 1547 г. Он принимает за основу схему плана Браманте, но значительно усиливает роль центральной части в композиции, для чего пришлось укрепить опорные столбы подкупопьной конструкции.

Рис. 5. Площадь Капитолия в Риме. Начато в 1546 г. План:

1 - Дворец сенаторов; 2 - Дворец консерваторов; 3 - Музей.


Рис. 6. Вилла Фарнезе в Напрарола. Перестройка 1559-1625 гг. Общий вид, генеральный план.

Рис. 7. Церковь Иль-Джезу в Риме. Нач. в 1568 г. Фасад, план.

Купол после смерти Микеланджело в 1564 г. по его проекту и модели строили Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Изменена была только конструкция: вместо запланированной Микеланджело тройной оболочки была принята двойная. Смелые искания Микеланджело оказали огромное влияние на последующую архитектуру Италии. В отличие от уравновешенных композиций классической архитектуры его произведения основаны на усилении динамики формы, объема и пластической обработки. Джакомо Бароцци да Виньола уже зрелым архитектором (он спроектировал дворец Фонтенбло во Франции и работал на постройке ватиканского Бельведера) получает в 1559 г. заказ на перестройку виллы Фарнезе в Капрароле. Он реконструирует пятиугольный в плане замок, построенный по проекту Сангалло-младшего, и создает вокруг него целый парковый ансамбль (рис. 6). Работы были закончены только в 1625 г. Церковь Иль-Джезу в Риме, начатая Виньолой в 1558 г., знаменует собой начало возврата к композициям, главное в которых-фасадная плоскость, а структура всего пространства раскрывается изнутри (рис. 7). В этом-влияние готических приемов и соображения экономики (можно не заботиться о скрытых от зрителя боковых фасадах). Композиционные принципы, заложенные Виньолой в архитектуру церкви Иль-Джезу, стали основными в период барокко. Трактат «Правило пяти ордеров» принес ему большую известность как теоретику архитектуры, систематизировавшему законы пропорционирования античных сооружений. Андреа Палладио, внимательно изучавший античное наследие и продолжавший традиции Высокого Возрождения, работал главным образом в Виченце. В 1540 г. его проект побеждает на конкурсе по перестройке палаццо Публико. Готическое здание XV в., перекрытое сомкнутым сводом, Палладио окружает двухъярусными галереями, придавшими ему открытый, гражданский характер (рис. 8). Впечатление композиционной ясности, пластики, ажурности достигается свободной расстановкой арок и колонн большого ордера в сочетании с широким полем антаблемента.


Рис. 8. Палаццо Публико в Виченце. 1549-1614 гг. Фасад, перестроенный А. Палладио.

Палладио продолжает традиции использования «колоссального» ордера, начатые еще Альберти (лоджия дель Капитанио, 1571 г., и палаццо Вальмарана, нач. в 1566 г.). Общеизвестна вилла Ротонда, начатая Палл&дио в 1587 г. (рис. 116). Ее строительство заканчивал Скамоцци. Палладио создано несколько церквей в Венеции. Наиболее значительны из них церкви Сан-Джорджо Маджоре (1580 г.) и Иль-Реденторе, фасады которых решены в барочных мотивах. Палладио написан теоретический труд «Четыре книги об архитектуре», с 1570 г. переиздававшийся на многих языках. Архитектурная школа Палладио стала основой классицизма как архитектурного стиля.

Архитектура барокко в Италии

К началу XVII в. экономическая жизнь Италии пришла в полный упадок. Архитектура развивается только в Риме, где в строительстве культовых зданий особенно сильно проявился стиль барокко.

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и иоверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. В 1614 г. заканчиваются, наконец, работы по строительству собора св. Петра. Доменино Фонтана и Карло Мадерна удлиняют восточную ветвь плана и достраивают внушительных размеров вестибюль. При высоте внутреннего пространства собора до отверстия светового фонаря в 123,4 м и диаметре купола 42 м длина главного нефа составила 187 м, ширина - 27,5, высота -46,2 м (рис. 10). В 1667 г. Джованни-Лоренцо Бернини, талантливый снульптор, сооружает колоннаду на площади перед собором, завершив формирование композиции площади. Совершенно иной по характеру работой Бернини является церковь Сант-Андреа в Риме (1670 г.)-одно из классических произведений барокко. При сооружении парадной лестницы у Сикстинской капеллы («скала Реджиа») Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке. Крупнейшим архитектором итальянского барокко был Франческо Бор-ромини, построивший церковь Сан-Карло у Четырех фонтанов (нач. в 1638 г.) и Сант-Иво во дворе университета в Риме (1660 г.). Обе церкви небольшие с центричным, прихотливым в плане внутренним пространством (рис. 11). Период барокко богат значительными градостроительными работами, к числу которых можно отнести площадь Пьяцца дель Пополо, начатую в 1662 г. архитекторами К. Райнальди и Д. Фонтана. Характерные примеры ансамблевой композиции позднего барокко - Испанская лестница (А. Спекки и Ф. да Санкти, 1725 г.), ведущая к собору Санта-Тринита деи Монти, а также ансамбль палаццо Поли со знаменитым фонтаном Треви перед ним (Н. Сальви, 1762 г.).


Рис. 9. Вилла Ротонда близ Виченцы. 1567-1591 гг. Общий вид, план

Рис. 10. Собор св. Петра в Риме, Генеральный план Ватикана.


Рис. 11. Церковь Сант-Иво в Риме. 1660 г. Общий вид, план.

В последней работе с исключительным мастерством решен синтез архитектуры и скульптуры и достигнут эффект театрального действия, в котором скульптуры как бы «выступают» на фоне архитектурной декорации. В обоих примерах средствами динамичного сопоставления масс и поверхностей решается задача архитектурной организации пространства. Загородные виллы эпохи барокко отличаются осевым построением композиции, большую часть которой занимает обширный регулярный парк с беседками, фонтанами, каскадами водопадов, широкими лестницами. Наиболее интересные из них - вилла д"Эсте в Тиволи, начатая в 1549 г. Ли-горио, и вилла Альдобрандини во Фраскати (Джакомо делла Порта, 1603 г.). Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Лучшая работа Бальдассаре Лонгена - церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г.) на стрелке Большого канала - живописная центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты (рис. 12).


Градостроительство Италии периода Возрождения и барокко

Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Художники, архитекторы и градостроители старались создать иные модели жизненной среды человека. В эпоху Ренессанса и барокко развиваются также поиски современных форм функционирования городов; экономические предпосылки и технические достижения делают поиски новой структуры и нового облика города общественной необходимостью. В градостроительстве объектом разработки становятся последовательно идеальные города, затем градостроительные элементы - площади, парки, ансамбли зданий, а позднее - и сам город как реальная задача по художественной композиции.

Рис. 12. Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции. 1682 г. Вид с Большого канала, план.

Ее решение усложняется все усиливающимся расслоением общества. На структуре города это отражалось в хаосе застройки кварталов жилища для простонародья с отдельными включениями дворцовых и культовых ансамблей. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. Теоретическую основу социальной структуры новых городов пытались создать философы-утописты Томас Мор, Томмазо Кампанелла. А. Филарете в проекте идеального города Сфорцинда впервые предлагает заменить прямоугольную планировочную структуру радиальной схемой уличной сети, обобщая, таким образом, опыт стихийной геометрии развития средневековых европейских городов. В разработках Л. Альберти город насыщается воздухом, зеленью, ощущением пространства. Город понимается как демократическая формация, но делится на кварталы по классовой принадлежности. А. Палладио переоценивает структуры города с позиций барокко. Он предлагает поместить княжеский дворец в центре города, закладывая тем самым основы дворцовых лучевых композиций. Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом. Некоторые идеальные города были построены: Пальма Нуова по плану Скамоцци (1583 г., рис. 13); Ливорно и Фесте-Кастро в XV в. (арх. Сангал-ло) -эти города не сохранились; Ла Валетта (1564 г.) и Граммикеле (1693 г.). Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прорабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа. Возвращение к античным - сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере. а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две-три ордерные «декорации» разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей. О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

Рис. 13. «Идеальный город» эпохи Возрождения Пальма Нуова, 1593 г.


Материал взят из книги: История архитектуры. (В.Н.Ткачев). При частичном или полном копировании материала ссылка на www.stroyproject.com.ua обязательна.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх