Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе. Требования к организации урока

Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе

Требования к современному уроку. Структура, типы организации урока

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока, ибо для анализа уроков нужна определенная система эталонов, ориентиров. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование, отбираются необходимые дидактические материалы и т. д. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями подготовке и организации урока.

Урок -- это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Уточним вкратце каждую из перечисленных групп требований.

Требования к структуре говорят о необходимости

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;

обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;

создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

урок должен быть воспитывающим;

обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью и т. д.);

на уроке следует воспитывать любовь к природе;

процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными;

в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока можно сформулировать так:

урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а следовательно, и качества урока в современной школе.

Структура и типы организации урока

Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы школьника.

Любой урок -- традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный -- структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков.

Определим элемент урока как часть урока, обладающую свойствами единственности и целостности. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике, а именно:

Изучение нового материала. Каковы бы ни были организационные формы урока, методы, приемы, этот элемент всегда будет на уроке и при других формах обучения. Он несводим к каким-либо другим элементам.

Закрепление пройденного. Попытка при некоторых модернизациях урока исключить этот "элемент как недостаточно творческий и развивающий привела к плохим результатам. Это естественно, поскольку для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление. При правильном взаимодействии с другими элементами закрепление может выполнять функции обучения, развития и контроля.

Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Принципиального значения не имеют ни формы контроля, ни количество выставляемых оценок. Формы контроля определяются тактическими задачами. Важно, что без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.

Домашнее задание. Это необходимый и не содержащийся в других элемент урока. Домашнее задание -- естественное продолжение данного урока и начало последующего.

Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.

Таким образом, мы выделяем пять основных элементов урока. Вопрос об их числе на конкретном уроке, их взаимосвязи и взаимодействий непосредственно связан с типологией и дидактической структурой урока.

Структура урока не определяется лишь совокупностью ряда его элементов. Именно «механическое» понимание структуры учебного процесса как совокупности ряда звеньев (элементов) и привело в свое время к дискуссии о вреде четырехэлементного урока и необходимости более гибкой его структуры. Специфика такой сложной системы, как урок, не исчерпывается только особенностями составляющих ее элементов, а содержится главным образом, в характере связей и взаимодействия между отдельными ее элементами.

Поэтому под структурой урока можно понимать совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность! Это определение, на наш взгляд, точнее отражает суть структуры урока, учитывая процесс взаимодействия структурных элементов.

В природе, как известно, бесструктурных явлений и систем нет. Наш известный дидактик М. А. Данилов подчеркивал, что одним из важнейших вопросов дидактики и методики преподавания отдельных предметов есть вопрос о том, при какой последовательности своих составных элементов процесс обучения оказывается наиболее успешным. Взаимодействие структурных элементов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понял единство функции данного элемента и его структурных взаимодействий с другими элементами урока. Такой подход к структуре исключает шаблонность в проведении уроков. Уровень современности урока, его эффективность в значительной мере определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.

Типы уроков. Типы уроков разнообразны, и их трудно представить в какой-либо одной классификации. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков основе любой классификации лежит какой-либо определяющий признак. Например, уроки классифицируют исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Учитывая все достоинства и недостатки отмеченных подходов к классификации уроков, М.И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом он выделяет уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки комбинированные и уроки контроля и коррекции. Отметим, что эта классификация, на наш взгляд, является весьма перспективной. Вместе с тем следует признать, что на сегодня наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям. В соответствии с этой классификацией выделяются:

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока. Например, на уроке может быть анализ домашней работы с целями контроля знаний при устном ответе и развития навыков применения полученных знаний. При закреплении материала можно и нужно осуществлять контроль знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в разных ситуациях. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение. Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и очень эффективным.

Урок изучения нового материала. Часто основной дидактической целью урока целесообразно поставить изучение нового материала. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, и т. д. При этом не следует забывать, что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Только в искусственных ситуациях можно изучать новый материал, не вспоминая, не опираясь на уже пройденный.

Задавая вспомогательные вопросы ученикам в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль знаний и усвоения ранее пройденного.

Крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом.

Уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов. Однако, по нашему мнению, уроки «чистого» повторения, систематизации или формирования умений и навыков менее эффективны. Из опыта передовых учителей следует, что урок целесообразно организовать так, чтобы ученики одновременно с повторением учились применять знания в несколько измененной ситуации. При планировании урока вместе с повторением можно организовать и контроль, и систематизацию знаний. Не исключена, разумеется, возможность такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой. Он может весь урок закреплять какие-либо навыки, что будет основной дидактической целью. Однако наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако здесь нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные „подходы.

Урок контроля и оценки знаний учащихся. Это может быть урок самостоятельной или контрольной работы, зачетный урок и т. д. Легко видеть, что перед нами это комбинированный урок с ярко выделенной главной дидактической целью, так как, выполняя контрольную или практическую работу, ученики применяют полученные ранее знания, закрепляют, обобщают и систематизируют их, развивают умения и навыки.

Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование.

Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни.

На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов.

Урок - форма обучения

В современной школе основной является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями.

Для достижения этой цели тип урока по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно.

Какова должна быть структура урока

Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:

  1. Перед составлением развернутого плана урока учитель должен тщательно и правильно определить все дидактические задачи, воспитательные, а также поставить те цели, которых он хочет достичь вместе со своими учениками.
  2. Важно определиться с типом занятий, так как от этого будет зависеть и их структура. Отдельные этапы урока должны между собой быть взаимосвязаны, один вытекает из другого.
  3. Необходимо связать информацию, которая будет подаваться на уроке, с той, которую ребята уже получили ранее или только освоят в будущем.
  4. Для большей эффективности усвоения нового материала необходимо тщательно подобрать методы и средства обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей ребят.
  5. Для контроля усвоения надо продумать, как будут проверяться знания. Очень важно при этом охватить как можно большее количество учеников.
  6. Без правильного этапа закрепления полученных на уроке знаний можно забыть об их прочности.
  7. Домашнее задание должно быть продумано с учетом возможностей и способностей учеников.

Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока

Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:

  • Здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
  • Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме.
  • Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный Сухое объяснение не даст никакого результата. Особенно актуально это, если будет проводиться урок биологии по ФГОС.

  • Изучая одну тему, желательно использовать различные типы занятий.
  • На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
  • В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
  • На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей - это очень пригодится во взрослой жизни.
  • Для воспитания любви к своему краю, природе нашей родины прекрасно подходит естествоведческий урок по ФГОС: окружающий мир, например, в начальной школе, а в старших классах - биология.

Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.

Классификация уроков по ФГОС

В современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:

  1. Урок овладения новыми знаниями.
  2. Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.
  3. Урок повторения и обобщения.
  4. Систематизация знаний и умений.
  5. Контрольное занятие.
  6. Урок анализа и корректировки процесса усвоения.
  7. Комбинированное занятие.

Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой.

Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Получение новых знаний

Структура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:

  1. он в обязательном порядке имеется на каждом занятии. Педагог проверяет готовность класса к уроку.
  2. На втором этапе осуществляется постановка целей, основных задач и мотивирование обучающихся к активной работе на уроке.
  3. Актуализация уже имеющихся знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полно и точно понимают то, что он им старается объяснить.
  5. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал учащимся.
  6. Первый этап закрепления материала.
  7. Задание на дом и подробный инструктаж по его выполнению, например, что необходимо заучить, что подлежит изучению в ознакомительном плане, какие задания необходимо выполнить письменно и так далее. Здесь же обращается внимание на индивидуальное задание с учетом возможностей учеников.
  8. Подведение итогов урока или рефлексия.

Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования.

Структура комбинированного урока

Этот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент, который не должен занимать более 1-2 минут.
  2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу.
  3. Актуализация знаний, то есть проверка домашнего задания.
  4. Первичное усвоение нового материала, также этот этап можно назвать объяснением, главная роль здесь принадлежит учителю, особенно если это урок математики, например, в начальных классах.
  5. Проверка понимания нового материала.
  6. Закрепление. На этом этапе решаются задания различной сложности, выполняются опыты и эксперименты, если того требует материал.
  7. Контроль проводится с целью выявления, насколько учащиеся хорошо поняли материал.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия или подведение итогов. На этом этапе не столько выясняется усвоение материала, сколько настроение ребят на уроке, доступен или недоступен материал, интересный или нет, их ощущения от занятия вообще.

Виды уроков

Независимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:

  • Урок-беседа.
  • Проблемный урок, особенно полезно и эффективно их устраивать в старших классах. Когда ребята уже не боятся высказывать мнение.
  • Урок-экскурсия. Например, урок английского по ФГОС легко можно провести в форме экскурсии по другой стране.
  • Лекция практикуется в старших классах, когда учитель начитывает определенную информацию, а потом уже идет закрепление, отработка навыков и умений.
  • Киноурок. Учитывая степень развития современной техники и применения ИКТ в школах можно сказать, что при наличии интернета можно прямо на уроке посмотреть ролик по теме или демонстрацию опыта, прослушать интересную информацию.
  • Занятие-сказка чаще всего практикуется в начальных классах, например, урок чтения прекрасно для этого подходит.

  • Занятие-конференция также больше подходит для старшеклассников, но, учитывая контингент класса, можно проводить и в среднем звене.
  • Ролевая игра.
  • Урок математики можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?».
  • На уроках естественного цикла практикуются лабораторные работы. Когда ребята что-то делают своими руками, проделывают опыты, то информация гораздо лучше запоминается.
  • С целью проверки знаний можно провести зачетный урок, семинар, круглый стол, викторину.

У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба - это не развлечение, а серьезная работа.

Критерии эффективности современного урока

Современное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем.

Не важен по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:

  1. Обучение на уроке должно строиться через открытие учениками новых знаний, то есть педагог не подает готовую информацию, а организует совместную работу таким образом, чтобы ученики сами находили правильные ответы и приходили к истине. Знания, полученные самостоятельным трудом, гораздо крепче откладываются в голове.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной задачи.
  3. Наличие на уроке обсуждений, решение спорных вопросов, диалога. Процесс должен быть живым.
  4. Школьник должен уметь самостоятельно проектировать свою предстоящую деятельность на уроке.
  5. Демократичность.
  6. Открытость, то есть педагог всегда должен аргументировать свои отметки.
  7. Профессиональный учитель всегда сумеет смоделировать затруднения и организовать поиск путей их решения.
  8. Важно для школьников создание ситуации успеха, особенно для слабо мотивированных.
  9. Основным видом деятельности на уроке должна стать самостоятельная работа над поиском ответов на поставленные вопросы.
  10. Нельзя опускать вопрос соблюдения гигиенических условий труда.
  11. Урок будет эффективным только тогда, когда созданы все необходимые условия для успешного формирования навыков общения между учащимися и для активизации их внимания.
  12. Важен дифференцированный подход к слабоуспевающим ребятам и более сильным.

Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся.

Отличие урока по ФГОС от традиционных занятий

Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с ребятами для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
  2. Для усвоения материала важна мотивация, так обычно учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном занятии педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата, на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих воспитанников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самим ученикам.

Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:

  1. При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
  2. Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
  3. Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
  4. Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
  5. Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
  6. Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
  7. Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
  8. Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
  9. Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
  10. Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
  11. На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.

Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.

Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от того, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность учащихся, а, следовательно, их успеваемость и состояние здоровья.

1. Продолжительность урока (кроме 1 класса) не должна превышать 45 минут. В первом классе продолжительность составляет 35 минут.

2. Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов, поэтому урок должен быть построен на чередовании различных видов деятельности (письмо, чтение, устная работа, творческая деятельность). Отдельные виды учебной деятельности на уроке по основным предметам (письму, чтению, математике) значительно влияют на функциональное состояние организма и работоспособность детей. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Плотность урока должна быть 80%.

3. Учитель начальных классов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Обязательное проведение двух физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутку необходимо провести в фазу спада работоспособности, так как это препятствует дальнейшему развитию как умственного, так и мышечного утомления. Ее продолжительность должна составлять 2-3 минуты, что временно снижает нагрузку зрительного анализатора и позвоночника, оптимизирует состояние мозгового кровообращения и эмоциональный тонус школьника. На уроках письма физкультминутки должны проводиться на 15 и 25 минуте. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Позитивный эффект физкультминутки проявляется в том случае, если она проводится в положении стоя при открытых в классе фрамугах.

Желательно, чтобы за исключением уроков, характеризующихся значительной нагрузкой на голосовой аппарат, дети сопровождали движения речевками. Они способствуют установлению более правильной ритмики дыхания, а также улучшению осанки, поскольку качественное звукопроизношение нуждается в ее оптимальной организации.

Окончание регламентированной работы с компьютерами, обучения письму, чтению, математике, должно сопровождаться выполнением специального комплекса упражнений для наружных мышц глазного яблока и его аккомодационного аппарата.

4. Использование технических средств обучения. Технические средства обучения (телевидение, видео-, кино-, и диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе снимают монотонность урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся, но их применение отрицательно влияет на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому регламентируется оптимальная длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. № 7).

Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Хороший урок - дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответ ствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Воспитательные требования , которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования , которые заключаются:

В реализации принципов обучения;

В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования . Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

Требования к организации домашних заданий .

1.Доводить ученикам мысль о необходимости выполнения домашних заданий, что требует стимулирования позитивных мотивов деятельности школьников.

2.Давать домашнее задание при полном внимании всего класса.

3.Проводить инструктаж выполнения домашних заданий.

Типы современных уроков

Традиционная типология уроков проводится на основании состава и его структурных компонентов. В этих условиях определяют следующие типы уроков:

Вводный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающий, контрольно-проверяющий.

По ведущим методам выделяют: урок лекцию, урок диспут, игровой урок, урок-путешествие и др.. По дидактическим замыслам (подходам) наряду с традиционными видами уроков (комбинированный, информационный) выделяют интегрированный урок, проблемный урок и др..

Сегодня наиболее распространенной является типология уроков по цели. Так, по когнитивными целями выделяют: 1-й - урок усвоения новых знаний, 2-й - урок формирования умений и навыков 3-й - урок применения знаний, 4-й - урок обобщения и систематизации знаний; 5-й - урок контроля и оценки учебных достижений; 6-й - комбинированный урок.

Все большее число ученых склоняется к мысли о целесообразности создания циклов уроков, проведение которых позволило бы привлечь учащихся к тем видам деятельности, в процессе которых достигаются намеченные цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенных по какому-либо критерию, который может повторяться. Так, например, цикл может включать:

Вводный урок;

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки развития новых умений, навыков;

Уроки обобщения, систематизации;

Уроки контроля и коррекции знаний и умений;

Итоговый урок.

Виды учебной деятельности учащихся

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

3. Коллективный способ

4. Групповая работа

5. Звеньевая форма

6. Бригадная форма

7. Парная работа

Средства обучения

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученики учатся.

К средствам обучения относят: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и другие дидактические материалы, технические средства обучения, в том числе и масс-медиа, устройства и др..

Средства обучения можно объединить в следующие группы:

Вербальные - устное слово учителя, печатный текст, дидактические материалы и т.п.;

Наглядные - таблицы, диаграммы, рисунки, графики, реальные объекты, модели и т.д.;

Специальные - устройства, приборы и т.п.;

Технические - экранные, звуковые, комбинированные и т.д..

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

Видеопроекторы;

Экраны больших размеров;

Персональный компьютер;

Видеокамеру; видеомагнитофон и др..



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх