Концепция развития выставочно ярмарочной деятельности в рф. Правительство одобрило концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в рф Концепция развития выставочно ярмарочной деятельности в рф
Проект Концепции получил положительную оценку экспертов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Заместитель министра Минэкономразвития РФ Ю.Н. Жданов в письме Губернатору области В.Ф. Чубу от 18.06.03. № ЮЖ-353/52 отметил важность и своевременность принятия такого документа для развития экономики области.
Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области разработана коллективом рабочей группы, в состав которой входили специалисты отраслевых министерств области, руководители Торгово-промышленной палаты, ученые РГУ и Ростовского Государственного Экономического Университета, представители Ассоциации «Северный Кавказ», Союза работодателей Дона, а также других общественных организаций и профессиональных объединений, чьи деловые интересы связаны с выставочной деятельностью.
В работе над проектом Концепции активное участие принимали выставочные фирмы: «Бизнес-Арт», «Вертол-Экспо», «Даэлком», «Ростэкс – выставки юга России», «Южно-российский экспоцентр».
Необходимость создания этого документа была вызвана, прежде всего, отсутствием единого правового акта, регулирующего выставочную деятельность, как на федеральном, так и на областном уровнях.
Сегодня практически невозможно применить ни один действующий нормативный акт Российской Федерации ни к одной типовой выставочной проблеме, т.к. ни в одном федеральном законе (за редким исключением) нет даже упоминания о выставках и, тем более ни один документ не содержит определения выставки.
Вопрос о создании четких и понятных правил работы на региональном рынке не раз поднимался операторами выставочного бизнеса, отраслевыми министерствами и Торгово-промышленной палатой. От отсутствия таких правил страдают, прежде всего, те, кто добросовестно ведет свой бизнес, учитывая не только личные, но и государственные интересы.
Данный документ разрабатывался на основе Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, утвержденной Правительством России в 2001 году (протокол № 12 от 29.03.01 .).
В процессе работы учитывался аналогичный опыт коллег из Москвы и Санкт-Петербурга.
Основой Концепции стало определение главных направлений и принципов развития выставочной деятельности, следуя которым можно было бы рассчитывать на реальное повышение ее эффективности в интересах экономического развития области.
С этой целью члены рабочей группы, выделив ряд основных проблем и перспектив, ввели в структуру Концепции положения определяющие:
Параметры эффективности выставочной деятельности;
Процесс ее регулирования;
Основные направления в развитии материально-технической базы и кадровой подготовки;
Роль ТПП и общественных организаций.
В Ростовской области выставочный бизнес, как и по всей стране, развивался хаотично, часто без учета экономических приоритетов региона, а также без комплексного подхода в понимании основных задач и конечных целей.
Только за период с 1995 по 1998 год число выставочных фирм выросло в 4 раза. Сегодня этой деятельностью в области профессионально занимаются 8 компаний , что составляет 40% от общего числа выставочных операторов, работающих в Южном федеральном округе. При наличии слабо развитой инфраструктуры такое количество фирм предполагает жесткую конкуренцию, обусловленную ограничением числа коммерчески выгодных тем, что само по себе ведет к снижению качества предоставления услуг и, соответственно, отрицательно сказывается на имидже области, ее экономической привлекательности.
При всем этом только за период с 1995 по 2001 годы в области произошел двукратный рост числа выставок и, соответственно, количества их участников. Заметно увеличилась доля специализированных мероприятий по сравнению с универсальными выставками и ярмарками, но снизилось количество национальных выставок, проводимых зарубежными странами, что обусловлено с одной стороны отсутствием надлежащего уровня сервиса, с другой – низким уровнем покупательского спроса .
Нельзя сказать, что администрация области не принимала конкретных мер по урегулированию выставочного процесса.
Еще в 1999 году по инициативе Торгово-промышленной палаты РО было принято решение (Решение Правительства РО от 11.08.99. № 34) «О координации выставочной деятельности на территории Ростовской области», в котором Торгово-промышленной палате было рекомендовано создать комитет по ВЯД, а министерству экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей поручено координировать действия отраслевых структур при проведении выставок с участием Администрации области, что нашло отражение в принимаемом ежегодно распоряжении (распоряжение АРО «Об утверждении перечня выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области»).
За этот период министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области при непосредственном участии выставочных фирм подготовило и провело более 10-ти мероприятий на межрегиональном и международном уровнях, представляя донских товаропроизводителей не только в столице нашего государства, но и за его пределами.
Очень активно, самостоятельно и результативно работает министерство сельского хозяйства и продовольствия области, оказывая существенную помощь и поддержку предприятиям агропромышленного комплекса, ежегодно представляя их возможности на крупнейших Всероссийских выставках в Москве и Санкт-Петербурге.
К сожалению, участники выставок часто сталкиваются с тем, что мероприятие, которое организаторы заявляют при поддержке администрации области, проходит по инерции, не имея своей идеологической концепции и деловой программы. А ведь выставочная площадка – это лучшее место для организации мероприятий, с учетом интересов специалистов отрасли. Где, как ни здесь можно обсудить важные проблемы и обозначить перспективы?
Экспоненты, представляя свои возможности, преследуют главную цель – освоить рынок сбыта, найти свою нишу. При этом мы часто сталкиваемся не с самым лучшим качеством товаров и услуг, продвигаемых на наш рынок. Кто может нести за это ответственность, ведь предназначение выставки, в первую очередь, заключается в демонстрации лучших товаров и новейших технологий?
Выставочным операторам необходимо взять за правило организовывать конкурсы качества с привлечением в жюри профессионалов и экспертов. И в этом им обязаны помогать отраслевые министерства.
Проведение конкурсов, конференций, семинаров и других мероприятий для специалистов позволит увеличить посещаемость выставок, вернет к ним профессиональный интерес и будет оказывать существенное содействие в формировании диалога между бизнесом и властью, стирая тем самым бюрократические барьеры на пути проведения административных реформ.
В 2003 году впервые была предпринята попытка оценить уровень профессиональной подготовки выставочных мероприятий. С этой целью при Торгово-промышленной палате была создана Комиссия по оценке качества проведения выставок и ярмарок , претендующих на поддержку администрации области. В ее состав входят специалисты отраслевых министерств и выставочных структур.
По предварительным данным из представленных в 1-м полугодии этого года на конкурс 17-ти проектов, заслуживают внимание только 8, но и они имеют ряд существенных замечаний, устранить которые можно, объединив усилия всех заинтересованных сторон.
В Ростовской области выставочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка и фактически приобрела черты самостоятельной отрасли экономики. Независимо от того, на каком уровне находится этот бизнес, он в настоящее время оказывает существенное влияние на ход экономических реформ области и, прежде всего, на реализацию стратегии в вопросе увеличения товарооборота.
Особая роль выставок и ярмарок заключается в том, что они стимулируют положительные структурные изменения в экономике в пользу наукоемких и высокотехнологических производств, способствуют освоению новых рынков отечественной продукцией, содействуют развитию деловой активности в большинстве отраслей промышленности и сфере услуг.
В связи с этим в Концепции отдельно отмечена роль и место выставочной деятельности в системе развития товарных рынков и межрегиональных отношений. Руководители фирм при разработке своей стратегии должны учитывать, что товарные рынки выступают не только основой проведения специализированных выставок, но и основой самого существования выставочного бизнеса.
К сожалению, на современном этапе развития товарных рынков, выставочная деятельность сводится к продвижению на отечественный рынок западных технологий без симметричного представления российских товаров на аналогичных мероприятиях за рубежом. И в этом направлении нам предстоит еще много поработать.
Большое значение в достижении экономической эффективности выставки имеет выбор ее направленности. Очень важно учитывать приоритеты области, под которыми понимается выгодность и рациональность мероприятия для любого территориального образования.
В решении этого вопроса ставится серьезная задача – создание единого информационного пространства с целью изучения потребностей продукции донских товаропроизводителей в других субъектах РФ, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, равно, как изучение и прогнозирование потребностей области.
В этом направлении работы необходима помощь Торгово-промышленной палаты, отраслевых министерств, а также маркетинговых структур.
На современном этапе выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности в целом по России составляет примерно 200 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности только 8-ми ростовских выставочных организаций по предварительному прогнозу может составить в 2004 году до 12 млн. долл. США с увеличением его к 2010 году в 3 раза.
Выступая связующим звеном между внутренними и международными рынками, выставочно-ярмарочная деятельность способствует привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций, созданию конкурентоспособной продукции.
О том, что конкурентоспособным должно быть у нас все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, было подчеркнуто в послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию, в котором конкурентоспособность страны определена как важнейшая цель практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Достигнуть эту цель можно лишь при консолидации всех интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов, включив в этот процесс выставочно-ярмарочную деятельность и используя ее потенциал в качестве одного из инструментов развития экономики.
Выставочно-ярмарочная деятельность занимает важное место в развитии российской экономики.
Выставочно-ярмарочная деятельность создает условия для реализации целей и задач стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р., направленных на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства; увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.
Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тысяч российских экспонентов и около 20 тысяч зарубежных компаний. По количеству выставочных площадей лидирует г. Москва, на которую приходится около 62%, на втором месте находится г. Санкт- Петербург-11% площадей, на долю остальных регионов России приходится около 27%.
Вместе с тем, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации. Концепция определяет перспективы и основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного бизнеса. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности нацелена на формирование выставочно-ярмарочной деятельности, как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации.
Порядок участия в выставках.
Правительство какой-либо страны, намереваясь организовать всемирную выставку, обязано за шесть месяцев до рассылки соответствующих приглашений другим странам зарегистрировать эту выставку в МБВ (Международное Бюро Выставок). Представляя выставку к регистрации, правительство обязано сообщить МБВ о принятых мерах по приведению в соответствие с положениями Конвенции внутреннего законодательства, уточнить условия участия в выставке. Иначе говоря, правительство обязано вместе с заявкой о регистрации направить в МБВ проект общих правил проектируемой выставки. В общих правилах определяется цель выставки, указывается, как правило, историческая дата в жизни данной страны, в связи с которой эта выставка проводится, устанавливается классификация, т.е. перечень экспонатов, которые могут быть показаны, и порядок их расположения, излагаются права и обязанности участников, фиксируются различные сборы, расходы, связанные со строительством павильонов, условия размещения экспозиций и пользования общепринятыми услугами, режим таможенной обработки выставочных грузов, порядок продажи экспонатов, вопросы страхования и т.д. Общие правила содержат также положения административного порядка. В них, в частности, определяется, в ведении какого министерства находится проектируемая выставка, приводится устав организации, которой поручается непосредственная работа по подготовке и проведению выставки.
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р (ред. от 14.04.2016) <О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации> (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации") Внесены изменения в план мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р, предусматривающие создание механизма участия бизнеса в формировании перечня международных выставок, включая отраслевые и тематические выставки, финансируемые государством, сокращение сроков утверждения перечня выставок на очередной год и процедур обеспечения участия в них российских экспортеров, утверждение критериев и ключевых показателей эффективности в отношении проводимых международных выставок, финансируемых государством |
21.07.2014 / Городской округ Новомосковск
С 10 июля 2014 года начало действовать распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
Данным распоряжением одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (далее - Концепция), а также утвержден план мероприятий по реализации Концепции.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, разработке и утверждении региональных программ развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.
Задачами Концепции являются:
создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально-экономического развития Российской Федерации и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг;
содействие инновационному развитию территорий за счет эффективного включения выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в деятельность территориальных, отраслевых и межотраслевых инновационных кластеров и т. д.
В документе определены основные направления дальнейшего развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Развитие и координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности должны осуществляться в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, что в значительной степени будет способствовать формированию Евразийского экономического союза.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
рациональное распределение в регионах Российской Федерации современных выставочно-ярмарочных и конгрессных центров, позволяющих проводить мероприятия на уровне мировых стандартов (индикаторы - вклад во внутренний валовый продукт региона, коэффициент использования выставочных площадей, количество кв. метров выставочных площадей на 1 жителя региона);
формирование в окружных, межрегиональных, региональных и муниципальных центрах, обладающих выставочно-ярмарочными и конгрессными комплексами, сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, транспортные сети, рестораны и др.);
обеспечение условий свободной, равной и добросовестной конкуренции в выставочной сфере;
активизация участия российских компаний и организаций в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях за счет увеличения объема бюджетного финансирования выставочной программы федеральных органов исполнительной власти;
развитие профессиональных кадров и т.д.
В план мероприятий по реализации Концепции включены, в частности, следующие мероприятия:
1. Разработка проекта федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Срок реализации - 4 квартал 2015 г.
2. Разработка элементов системы технического регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включающая формирование комплекса национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами. Срок реализации – 4 квартал 2014 г.
3. Разработка национального стандарта «Порядок, организация и проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий». Срок реализации – 2 квартал 2015 г.
4. Подготовка предложений по формированию в субъектах Российской Федерации выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Срок реализации – 3 квартал 2015 г.
5. Разработка алгоритма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, торгово-промышленных палат, отраслевых союзов и ассоциаций, государственных корпораций и компаний с государственным участием, выставочных объединений, общественных организаций и профессиональных структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Российской Федерации. Срок реализации – 2 квартал 2015 г.
6. Разработка методики и определение критериев отбора выставочно-ярмарочных мероприятий для присвоения им статуса «Выставка федерального значения». Срок реализации – 4 квартал 2014 г.
Старший помощник Новомосковского горпрокурора Колмыкова А.А.