Союз школы и детского сада - важная задача. Совместный праздник школы и детского сада План совместной работы со школой доу
Модернизация системы российского образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является пункт 1.6. в общем положении Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2014 года. Стандарт направлен на решение одной из следующих задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Дошкольное воспитание – первое звено единой системы народного образования. Поступление выпускников дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит в процессе приспособления детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70 % детей с симптомами дезадаптации.
Методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова.
Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием.
Поэтому целью данной проблемы стала необходимость установить взаимосвязь между смежными звеньями преемственности в системе образования для успешной адаптации детей.
Следовательно, преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает задачи:
1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.
2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.
3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
С целью успешной адаптации детей работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятие как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Одним из интегральных показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3–6 месяцев. В этот период и последующие 1–1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности.
2. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах.
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов.
Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.
5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги, онлайн-встречи, «создание единого портрета выпускника дошкольного образовательного учреждения» и другие.
В результате таких контактов педагогов дошкольных учреждений и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Из опыта работы:
В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности:
1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
2. За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми, общается с ними.
3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.
4. Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
5. Планируется проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы.
Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
План совместной работы ДОУ и начальной школы
Вид деятельности | Форма проведения | Сроки | Ответственные | Отметка о проведении |
Совместные педагогические мероприятия | Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка» | ктябрь | завуч школы | |
Совместные культурные мероприятия | Концерт учеников школы и воспитанников детского сада (на базе детского сада) «Академия художеств» (выставка рисунков и поделок ручного труда школьников-выпускников ДОУ и воспитанников детского сада) Курирование выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями о каждом выпускнике ДОУ, обсуждение творческого развития, о том, как найти «ключик к каждому») | март январь ноябрь-январь | муз. руководитель ДОУ ст. воспитатель ДОУ ст. воспитатель | |
Взаимопосещения | Учителями занятий в подготовительной к школе группе, старшей группе по математике, подготовке к обучению грамоте Воспитателями уроков в 1-х классах Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду» | октябрь, февраль ноябрь, март март | завуч школы, ст. воспитатель ст. воспитатель, завуч школы ст. воспитатель, завуч школы | |
Забота о здоровье | «День здоровья» Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада | март к апрелю | воспитатели ДОУ | |
Работа с детьми | Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе» Оформить уголки для игр в школу в группах Провести диагностику психологической и социальной готовности к школе. | к апрелю январь ноябрь март-апрель | воспитатели старших групп воспитатели старших групп воспитатели ДОУ ст. воспитатель | |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни» Консультации: «Критерии готовности ребёнка к школьному обучению» - «Портрет будущего первоклассника» Родительское собрание для детей старшей, средней группы «В школу с 6-ти лет. За и против» - «Презентация школы» | январь октябрь ноябрь март апрель | ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель, школьный психолог завуч школы |
В настоящее время с введением новых образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования уже на нормативном уровне закреплено, что реализация образовательных программ строится на основе общественного договора.
Таким образом, на формальном уровне стало обязательным взаимодействие всех заинтересованных участников образовательного процесса: педагогов и родителей, представителей общественности в широком понимании.
Привлекательными чертами взаимодействия детский сад - школа на основе социально-педагогического партнёрства как механизма реализации преемственности являются:
- располагающая большими ресурсами разветвлённая сеть образовательных, культурных, спортивных и других видов учреждений, социально-психологических служб, имеющаяся в конкретном образовательном пространстве;
- реальная возможность интеграции и педагогической целесообразности учебно-воспитательного процесса для ребёнка на всех этапах его возрастного развития и всех ступенях и программах образования;
- организация совместной деятельности заинтересованных организаций.
Именно в таком варианте взаимодействия детского сада и школы наилучшим образом может быть реализована преемственность, как двусторонняя связь между смежными уровнями образования. Вместе с тем, варианты механизмов реализации преемственности дошкольного и начального уровней образования могут быть различными:
- от плана совместной деятельности детского сада и начальной школы до масштабных проектов дошкольное образовательное учреждение-школа как единый образовательный комплекс;
- от согласования позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы до внедрения концептуально единой образовательной системы.
План совместной деятельности детского сада и начальной школы - это координированная система решений, целенаправленная программа действий педагогических коллективов детского сада и школы, в которой с определённой степенью конкретизации прописаны: содержание, временные рамки, ответственные исполнители и адресаты, организационные формы и методы достижения целей преемственности.
При планировании совместной деятельности детского сада и начальной школы, как и в любом плане, учитываются следующие принципы:
- научность, перспективность и ясность целей;
- учёт специфических условий конкретных учебно-воспитательных процессов;
- коллективность в разработке планов, ориентированность на современные достижения в области воспитания и обучения [Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: издательский центр «Март», 2005. - С. 319.].
Примеров планирования совместной деятельности детского сада и школы в методической литературе и педагогической практике имеется большое количество. Необходимыми и достаточными элементами подобных планов являются:
- проблемно-ориентированный анализ по проблеме преемственности, выполненный на разных уровнях (государственный и микросоциальный);
- цели и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по обеспечению преемственности;
- содержательно наполненные направления совместной деятельности детского сада и начальной школы, обеспечивающие их преемственные связи;
- временные рамки исполнения планов;
- ответственные исполнители от детского сада и школы;
- конкретные дела (мероприятия) с участием детей, учителей и воспитателей, родителей, других заинтересованных субъектов системы образования.
Уточнение и расширение плана совместной работы детского сада и школы в рамках образовательного комплекса позволяет обеспечивать преемственность смежных ступеней образования с учётом конкретных образовательных условий. Построение преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в рамках единого образовательного комплекса сегодня достаточно проработано на практике и хорошо описано в работах С.Н. Дмитриевой, З.В. Дощицыной, Т.А. Матвеевой, М.М. Пашковой и др. Такие формы преемственности в практике образования встречаются нечасто в силу высоких ресурсных затрат. Представим вариант реализации преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в едином учебно-воспитательном комплексе, как это сделано С.Н. Дмитриевой [Дмитриева, С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса детский сад - школа: автореф. … канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - С. 7.].
Основные задачи в работе педагогических коллективов дошкольного образовательного учреждения и школы следующие:
Согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на всех уровнях образовательного комплекса;
Совершенствование форм, методов организации учебно-воспитательной деятельности в комплексе на основе совместной методической работы педагогов дошкольного и начального уровней образования;
Создание и рациональное использование образовательного пространства комплекса в целях интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического и эстетического развития личности ребёнка;
Обеспечение возможности сотрудничества дошкольников и младших школьников в условиях разновозрастного детского коллектива.
Согласование позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы является необходимым компонентом обеспечения преемственности как по целям и содержанию, так и по методам и формам образования на смежных ступенях. Наиболее эффективно это может быть достигнуто путём реализации методической работы в детском саду и школе в едином целевом поле преемственности в образовании.
Сегодня методическая работа рассматривается как системная деятельность, что предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения.
Данная работа, как правило, ведётся педагогами в отношении того уровня образования, на котором они трудятся. В случае построения преемственности между детским садом и школой, педагогам необходимо глубже осваивать содержание, методику, требования и стандарты образования на смежных ступенях: воспитателям - программы и стандарты начальной школы, учителям - программы и стандарты дошкольного образования. Это создаёт определённые трудности: у педагогов, как правило, велика направленность на «свой уровень» - на ту образовательную ступень, где воспитатель, учитель выполняют функциональные обязанности. А направленность на смежные (более низкого или высокого порядка) уровни образования ограничена.
Кроме того, сегодня в стадии разработки находится новая модель подготовки педагога как субъекта профессиональной деятельности, предполагающая повышение профессионального мастерства педагогов не посредством количественного накопления знаний, умений, навыков, а путём углубленного проникновения в новые образовательные технологии. В связи с этим, в методической работе по преемственности возникают следующие затруднения:
- формирование мотивации педагогов на освоение психологии, педагогики и методики смежных уровней образования;
- выбор форм методической работы, адекватных целям построения преемственности дошкольного образовательного учреждения - школы, с учётом общепедагогических подходов и специфики дошкольной педагогики и педагогики начальной школы.
Следует отметить, что методическая работа, направленная на обеспечение преемственности, не является изолированной - она соприкасается с другими направлениями, такими как: повышение квалификации педагогов, работа методического кабинета, работа с педагогическим опытом, взаимодействие с родителями, поэтому важно её рационально проектировать и осуществлять.
Модификация алгоритма по взаимодействию детского сада и школы
- Первый шаг. Создание временного методического объединения воспитателей дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы посредством договорённостей в рамках Координационного совета образовательных учреждений микрорайона. Объединение создаётся на один календарный год - с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно объединять воспитателей, которые на момент образования методического объединения ведут выпускные группы детского сада и учителей, которые на следующий год будут принимать этих детей в 1-й класс.
- Второй шаг. Договорённость всех участников методического объединения о едином понимании целей: уровне готовности к школе, которого необходимо достичь на выходе из детского сада, как предпосылках обучения в первом классе, о соблюдении единых технологий и принципов, заложенных в образовательной программе школы и детского сада. Реализация этого шага предполагает поиск компромисса между опытом и традициями педагогов дошкольного и начального образования: формирование единой совокупности качеств выпускника конкретного детского сада как конечной цели реализации образовательной программы и единых требований, предъявляемых к нему в начальной школе. При этом педагоги анализируют организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, указанные для будущих первоклассников, детализируют и дополняют этот перечень, исходя из ситуации в школе и детском саду. Также данный шаг предполагает уточнение преемственности содержания, отражённого в образовательных программах дошкольного и начального образования. Всё это позволяет начать выстраивать линии преемственности (целевую, методическую и содержательную).
- Третий шаг. Посещение учителями начальной школы занятий и режимных моментов в подготовительной группе детского сада и коллективное обсуждение с позиции соблюдения принципов и технологий личностно ориентированного образования и уровня развития качеств выпускника детского сада. Это позволяет учителям начальной школы заранее познакомиться со своими будущими учениками, увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. Прорабатываются конкретные коррекционные мероприятия, обеспечивающие повышение уровня готовности детей к школе.
- Четвёртый шаг. Разработка и проведение учителями начальной школы и воспитателями детского сада совместных мероприятий с детьми подготовительной группы. Воспитатели и учителя совместно проводят с детьми игры, праздники, досуги, привлекают для этой работы учеников школ, которые готовят спектакли, поделки, костюмы и т.п., помогают проводить игры, активно участвуют в мероприятиях. Одновременно будущие первоклассники знакомятся со своим учителем, включаются во взаимодействие со школьниками, что сделает их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.
- Пятый шаг. Диагностика готовности детей к школе на выходе из детского сада и при поступлении в начальную школу. Данная работа проводится с привлечением независимых специалистов - педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, что позволяет получить объективные данные о развитии детей, наметить персональные коррекционные меры. Проведение диагностики дважды (в конце посещения подготовительной группы и в начале первого класса) позволяет уточнить уровень актуального развития и зону ближайшего развития ребёнка через выявление их динамики. Вместе с тем, подобная работа позволяет сделать вывод о течении адаптации ребёнка без дополнительных диагностических процедур, с последующей оценкой эффективности педагогических мер в отношении группы детей и каждого ребёнка.
- Шестой шаг . Посещение уроков в 1-м классе руководителем методического объединения и воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Нужно помогать учителям начальной школы реализовывать на практике совместные договорённости о преемственных технологиях в организации деятельности детей, изучения нового материала, в работе с текстами.
- Седьмой шаг. Регулярные консультации учителей 1-х классов - обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем. Принципиально важны регулярные встречи, на которых педагоги обсуждают, какими видятся дети-первоклассники в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. На этом этапе возможно привлечение специалистов психолого-педагогического консилиума, работающего на основе мультидисциплинарного подхода.
- Восьмой шаг. Определение эффективности работы по преемственности - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Таким образом, работа детского сада и школы по единому плану в целях реализации преемственности в работе - хорошо известный, применяемый с середины ХХ века механизм в отечественной системе образования. Современные механизмы построения преемственности детского сада и школы представляют собой определённую целенаправленную деятельность педагогических коллективов смежных ступеней образования на основе их взаимодействия.
Татьяна Жилеева
План работы по преемственности между ДОУ и школы
Цель :
обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) .
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям :
Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы );
- работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).
Задачи :
1. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе .
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .
3. Развитие ведущей деятельности каждого периода детства :
Игровой – в дошкольном ;
Учебной – в младшем школьном возрасте .
Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.
Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.
1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях . Образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей) . Способствует развитию у ребенка следующих качеств : креативности, интеллектуальности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки.
2. Координация программ дошкольного и начального общего образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с ФГОС;
3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;
4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего ) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности . При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.
Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана :
1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе :
3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности , ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых, навыков работы в парах , группах; умения следовать предложенному алгоритму действий.
4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
5. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
6. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
Сентябрь
1. Составление совместного плана работы , и его согласование с администрацией школы Администрация школы , ст. воспитатель, воспитатели подготов. группы
Ст. воспитатель Сентябрь
2. Проведение праздника – Дня Знаний для детей старшей и подготовительной групп Муз. руководитель,
воспитатели групп Муз. руководитель,
воспитатели групп Сентябрь
3. Посещение торжественной линейки в школе 1 сентября воспитатели подготов. группы
Сентябрь
4. Беседа с детьми на тему :
«Школа – это интересно » Сентябрь
5. Информация на сайте школы «Приём в 1-ый класс» (о начале приёма в 1-ый класс, правила приема, образовательные программы Администрация школы Администрация школы сентябрь , далее в течение года
6. Оформление наглядных материалов для родителей :
«Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет» , учителя начальных классов, родители Воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов Сентябрь, далее в течение года
7. Организация предметно - пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа » .
Воспитатели подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Сентябрь, далее в течении года
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Диагностика промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » Н. Е. Вераксы Воспитатели
Воспитатели
подготовительной группы
2. Экскурсия с детьми «Дорога в школу »
(к зданию школы ) Ст. воспитатель,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
3. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе «Готов ли ваш ребенок к школе ?»
родители
воспитатели подготов. группы
4. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе » Ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Ст. воспитатель Октябрь
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Изучение воспитателями программы 1 класса, изучение учителями начальной школы основной общеобразовательной программы ДОУ
Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель,
2. Чтение и рассказывание стихов о школе Воспитатели , воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
3. Экскурсии по школе . Знакомство со школой (классы, спортивный зал, библиотека) Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
4. Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим руку к письму» Воспитатели, подготовительной группы,
родители
Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Рассматривание картин, иллюстраций отражающих школьную жизнь Воспитатели , воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
2. Сюжетно- ролевая игра «Скоро в школу .
Анализ деятельности воспитателя в ходе сюжетно-ролевой игры «Скоро в школу »
Ст. воспитатель,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
3. Посещение уроков в 1 - м классе воспитателями ДОУ по темам :
Использование развивающих игр в обучении математике;
Использование элементов развивающего обучения на уроках. Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
родителей :
«Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению »
Воспитатели, подготовительной группы,
родители
Воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Компьютерная презентация для детей подготовительной группы «Знакомство со школой » Воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
2. Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
воспитатели подготовительной группы
4. Посещение занятий в подготовительной группе учителями школы по темам :
Организация и проведение НОД по обучению грамоте, по математике;
Учителя начальных классов,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Январь
5. Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ :
«Общие понимания и требования готовности ребенка к школе »
Учителя начальных классов,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Январь
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Экскурсия в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекаря) Воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Февраль
2. Конкурс детских рисунков «Я – будущий ученик» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы,
родители
Воспитатели подготовительной группы
3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
Постройка снежных сооружений
Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
воспитатели подготовительной группы
4. Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ » Учителя начальных классов,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Февраль
5. Консультация для родителей будущих первоклассников :
«Как правильно организовать свободное время ребёнка» Воспитатели подготовительной группы, родители
Воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Приглашение первоклассников в ДОУ
Воспитатели, воспитанники подготовительной группы, первоклассники
Администрация школы ,
ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Март
2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
Весенний трудовой десант Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Март
3. Консультация для родителей будущих первоклассников :
«Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе » Воспитатели подготовительной группы, родители
Воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Беседа с детьми о профессии учителя (с приглашением учителя нач. классов) Учитель начальных классов,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы,
Администрация школы ,
ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Апрель
2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
По благоустройству территории ДОУ Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Апрель
3. Диагностика итоговых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы »
Воспитатели подготовительной группы
4. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
«Наша школа : традиции, перспективы»
Администрация школы ,
родители Администрация школы Апрель
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Своевременный медицинский осмотр детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья и уровне физического развития воспитанников подготовительной группы. Мед. сестра,
родители Мед. сестра В течении года, май
2. Анкетирование родителей
«Насколько вы готовы быть родителем школьника ? Воспитатели подготовительной группы,
родители Воспитатели подготовительной группы
3. Организация тематической творческой выставки : “Вот что я умею!” Учителя начальных классов, первоклассники,
воспитатели, воспитанники
подготовительной группы,
родители
Учителя начальных классов,
воспитатели подготовительной группы
4. Оформление наглядных материалов для родителей :
«Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе » Воспитатели подготовительной группы,
учителя начальных классов,
родители Воспитатели подготовительной группы,
учителя начальных классов
5. Итоговое совещание. Представление отчета по реализации плана по преемственности Администрация школы ,
заведующий,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы Администрация школы ,
заведующий,
ст. воспитатель
6. Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад!»
Первоклассники,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы Администрация школы ,
Лина Ширтанова
План совместной работы школы и ДОУ
Цель : формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе .
Задачи :
Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;
Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования города Чебоксары
Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;
Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе ;
Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения ;
Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;
Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.
Принципы взаимодействия :
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;
Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
Развитие коммуникативности как одного из важнейших направлений социального развития.
№ Мероприятие Сроки Ответственный
Методическая работа
1 Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе сентябрь ст . воспитатель
уч. нач. классов
2 Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе Концепции Образовательной системы «Школа -2100 » сентябрь воспитатели
3 Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе сентябрь уч . нач. классов
5 Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе :
Цель : знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы .
Воспитатели,
уч. нач. классов
6 Педагогическое совещание в дошкольной группе .
Вопросы для обсуждения :
роль дидактических игр в обучении дошкольников ;
творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;
итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе . май воспитатели,
учитель начальных классов
7 Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению май старший воспитатель
8 Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению » сентябрь воспитатели, учителя нач. классов
Работа с родителями
1 Круглый стол «Педагогика сотрудничества : педагог-ребенок-родители» ноябрь воспитатели, учителя нач. классов
2 Оформление стенда в группах ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» декабрь воспитатели
уч. нач. классов
4 Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» . Январь воспитатели, учителя нач. классов
5 Нетрадиционные формы работы с родителями .
6 Наглядная Информация «Как помочь ребенку подготовиться к школе » ; март Воспитатели, учителя начальных классов
7 Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу - важное событие в жизни детей». апрель воспитатели, учителя нач. классов
8 «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе ». апрель учителя нач. классов
9 Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе . май воспитатели
10 Выставки детских работ в течение года воспитатели
Работа с детьми
1 Экскурсии детей в школу :
знакомство со зданием школы ;
знакомство с кабинетом (классом) ;
знакомство со школьной мастерской ;
знакомство со физкультурным залом;
знакомство со школьной библиотекой . в течение года воспитатели, учителя нач. классов
2 Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста февраль воспитатели
3 Работа «Школы будущего первоклассника» Сентябрь -апрель учителя нач. классов
4 Выпускной балл «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа !» май воспитатели, музыкальный руководитель