Хачатурян произведения. Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)

Арам Ильич Хачатурян – художник яркой,своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающаясвежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями иритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилосьисточником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. Всвоих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередьрусской музыки.

ТворчествоХачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты,симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов,песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений– балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичныйконцерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

БИОГРАФИЯ

Детство июность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семьепереплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевыглубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставилоискусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песниАзербайджана, Грузии, Армении.

Под впечатлениемуслышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часамивыстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя«музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мненеописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»

Материальноеположение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арамне мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за грошипианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем спримитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен итанцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьироватьзнакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти –пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».

Когда Арамуисполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельнонаучившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовоморкестре.

В шестнадцать летХачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным,что мечта учиться музыке стала неотступной.

Наконец в 1921году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат СуренХачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арамак музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.

Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московскиймузыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарнойподготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. ЕленаФабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали вюноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивоготруда, сомнений, успехов, разочарований.

Вначале Хачатурянучился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, чтоосновное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашелчуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже втехникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и«Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.

С 1929 по 1934годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения онзанимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все своевнимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано,трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» длясимфонического оркестра.

Уже здесьпроявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Преждевсего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии,праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатурянатеперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстрорастет и среди широких масс слушателей.

В качестведипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященнуюСоветской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имязанесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство,занимаясь в аспирантуре.

Началосамостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много иупорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различнымжанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказалисьбалет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженнуюпопулярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям(«Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активновключается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняетответственную работу в Союзе композиторов.

Фортепианныйконцерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем былвыдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имелбольшой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящемустилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнеемелодия.

В 1940 годуХачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичныйконцерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте.Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачуДавиду Ойстраху.

Весну и лето 1939года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье».В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа СоветскойАрмении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.

Спустя два годаХачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театреимени Вахтангова.

Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни«Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «ГероямОтечественной войны» и другие.

Из произведенийкрупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.

Премьерабалета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуированЛенинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел согромным успехом.

Сюжет «Гаянэ» развиваетсядраматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Ихсчастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фондВооруженных Сил Советского Союза.

Втораясимфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживаниясоветских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания,скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущейпобеды.

В 1944 годуХачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Послевоенныйпериод. В послевоенные годы музыкальная деятельность композиторазначительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классукомпозиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальностибудущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышлитакие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиеви другие.

В 1950 годуначалась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировалХачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением авторапрозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композиторпосещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом еговыступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главнойцелью его жизни.

Появляется целыйряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет длякинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин»,«У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).

В 1946 годуХачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает егопервому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскомувиолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).

Капитальноепроизведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году.Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлекобраз человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстаниерабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего сборьбой народов за свою независимость.

Позднеетворчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (дляскрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновьвозвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные«Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню»для альта.

С первых жепослевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельностьХачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал вомногих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами,докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплениюдружественных связей между Советским Союзом и другими странами.

Композитору былоприсвоено почетное звание народного артиста СССР.

Арам Ильич Хачатурян (24 мая (6 июня) 1903, Тбилиси - 1 мая 1978, Москва) -советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963).

Биография
Был четвёртым сыном в семье бедного ремесленника. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет. В 1921 вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, затем стал студентом факультета физики и математики. Спустя год 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. Занимался он сперва на виолончели, затем перешел в класс композиции.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясен Бетховеном и Рахманиновым. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора. «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929 Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940). Во время Второй мировой войны работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом «родилась» «Гаяне». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря 1942). В 1943 за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени - одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет завоевал всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954, а в декабре 1956 состоялась премьера. С того времени этот балет стал «частым гостем» на лучших сценах мира.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» - далеко не полный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.

Об этом человеке мы знаем как об одном из самых талантливых композиторов, чьи произведения являются музыкальной классикой двадцатого века. Его имя известно практически всем, даже не соприкасающимся вплотную с музыкой, а его шедевры исполняют в концертных залах. И хотя со дня его смерти прошло почти 40 лет, его музыка и сегодня звучит в кинофильмах, по телевидению и в радиопередачах. Итак, герой этой публикации - Арам которого является ярким примером того, как обычный мальчик из предместья Тифлиса мог стать настолько известным человеком.

Детские годы великого композитора

6 июня 1903 года в многочисленной армянской семье родился четвертый сын, которого назвали Арамом. Это произошло в селе Коджоры, сейчас - Гардабанский район, предместье Тифлиса (Тбилиси) в Грузии. Его родителями были Кумаш Саркисовна (мама) и Илья (Егия) Хачатурян (папа), работающий переплетчиком.

С первых лет своей жизни превозносил музыку маленький Арам Хачатурян, биография которого с интересом изучается людьми, с трепетом внимающими каждой ноте из его партитур. В школьной капелле он с огромным удовольствием играл на тубе, горне и фортепиано. Часто мальчик удостаивался похвал. Позже он вспоминал, что родившись в предместье старого Тифлиса — музыкального, изумительно звучащего города, - просто невозможно было не впустить в себя волшебство музыки.

Но родители считали, что их дети должны заниматься серьезным делом, поэтому его увлечение серьезно не воспринимали. Заниматься музыкой в том масштабе, в котором он себе представлял, удалось только в 19 лет.

Впечатления юного Хачатуряна

Для будущего композитора очень важным было нахождение в Тбилиси итальянского оперного хора, музыкального училища и Русского музыкального общества. В этот город приезжали Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин. Здесь жили очень одаренные музыканты, которые в свое время сумели внести огромный вклад в становление композиторских школ Грузии и Армении.

Все это обогатило ранние музыкальные впечатления молодого человека.

Хачатурян, биография которого пользуется заслуженным вниманием, впитал этот многонациональный интонационный «букет», который очень быстро очень прочно закрепился в его слуховом опыте. Именно этот «букет» позволил и спустя многие десятилетия никогда не ограничивался рамками национальности. Музыка всегда звучала для огромной аудитории. Да никогда и не проявлял национальную ограниченность сам Арам Хачатурян. Биография, ведущая путь из небольшого селения, теперь начинала сиять все новыми и новыми красками. Будущий великий композитор интересовался музыкой разных народов, относясь к ней с огромным уважением. Именно интернационализм и являлся главной отличительной чертой в мировоззрении и творчестве Арама Хачатуряна.

Родные стены "Гнесинки"

Сейчас трудно поверить в то, что гениальный композитор, создавший столько рапсодий, концертов, симфоний и других произведений, выучил только в 19 лет. В эту пору своей жизни он с несколькими своими земляками приезжает в Москву и поступает в Музыкальный техникум имени Гнесиных на класс виолончели. Одновременно он получал образование биолога (на физико-математическом факультете) в Московском Университете.

За рекордно короткие сроки Арам Ильич Хачатурян, биографиякоторого начала пополняться новыми фактами, смог наверстать все, что он упустил в своем музыкальном развитии. Он не только начал свое обучение, но и стал одним из лучших учеников. К тому же он удостоился права выступать на некоторых ученических концертах в Большом и Малом залах Московской консерватории.

Как стать композитором?

То, что он станет композитором, Арам Хачатурян, биография которого в это время напоминала неоконченную повесть, понял еще в 1925 году, когда в его любимом училище появился класс композиции. Именно там он получил самые первые навыки сочинительства. Спустя четыре года, в 1929-м, он становится студентом Московской Государственной консерватории, где под чутким руководством Николая Мясковского происходило его формирование именно как композитора.

В 1933 году Сергей Прокофьев посетил класс Мясковского. От этой встречи у молодого Хачатуряна остались незабываемые впечатления. Его все больше и больше покоряли произведения талантливейшего композитора. Но и обратный интерес тоже присутствовал: Прокофьеву настолько понравились сочинения Арама, что он забрал их с собой в Париж. Именно там, в этом городе, который миллионы людей так стремятся увидеть, они и были исполнены.

Первый «Танец» Хачатуряна

«Танец» для скрипки и фортепиано — это было первое произведение Арама Ильича, которое было опубликовано. В нем отчетливо просматриваются некоторые особенности и характерные черты творчества талантливого композитора: можно услышать имитации некоторых тембровых эффектов, которые получили широкое распространение в инструментальной музыке Востока; в произведении множественные приемы варьирования, импровизационности; слышны ритмические остинато и известные многим «хачатуряновские секунды». Композитор рассказывал, что его секунды произошли от многократного прослушивания в детстве народных инструментов — бубна, кеманча и сазандар-тара.

Так понемногу, не спеша, Хачатурян, биография которого — пример того, как умный и талантливый человек сам себя создал, шагнул от обработки народно-песенного материала к его разработке. Наступил 1932 год, когда на свет появилась Сюита для фортепиано. Именно ее первая часть под названием «Токатта» стала известна всему миру. Многие пианисты до сих пор вводят ее в свой репертуар. До сих пор в ней присутствует сила воздействия на публику и некая прелесть.

В 1933 году начали исполнять «Танцевальную сюиту» для симфонического оркестра. Благодаря этому произведению, излучающему искреннюю радость жизни, свет и силу, молодого Хачатуряна ввели в команду лучших советских композиторов. Еще через два года в зале Московской консерватории раздались аккорды Первой симфонии, которая являлась дипломной работой по случаю окончания консерватории. Это было завершением предыдущего и началом следующего этапа в жизни композитора. Биография Арама Хачатурянапредставляет собой некую историю музыки, ведь каждая его партитура — это отдельный отрезок времени, повествующий о впечатлениях, переживаниях и надеждах самого автора.

Композитор-педагог

Огромную часть творчества Арама Ильича занимают его сочинения для драматических спектаклей. Самые известные — музыка к лермонтовскому «Маскараду» и лопедевеговской «Валенсианской вдове». Несмотря на то что сочинения были предназначены для спектаклей, они получили абсолютно самостоятельную жизнь.

Хачатурян, краткая биография которого может только весьма схематично описать жизненный путь талантливого композитора, проявлял огромный интерес к киноискусству. Он показывал, насколько важна музыка в раскрытии сути и замысла режиссера. И все же его гениальность получила огромнейшее признание именно в симфонических произведениях. Зрители приняли на ура его концерты для скрипки с оркестром и для фортепиано с оркестром. Замыслы, возникшие еще в Первой симфонии и «Танцевальной сюите», обрели новую жизнь. К тому же у Хачатуряна появилась концертность, что позже стало особенностью его стиля. В 1942 году он завершил партитуру балета «Гаяне», где были синтезированы классический балет и хореографическое искусство. До конца войны появились Вторая и Третья симфонии. Спустя 9 лет после окончания войны композитор написал героико-трагический балет «Спартак».

Какая же она, биография Арама Хачатуряна? Кратко можно представить тремя словами: труд, труд и еще раз труд. В шестидесятые из-под пера Хачатуряна вышли три концерта-рапсодии, которые в 1971 году были удостоены Госпремии.

Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Много лет подряд он был руководителем композиторского класса в Московской консерватории имени П. И. Чайковского и музыкального Творческая деятельность композитора продолжалась почти до последнего его дня. Его жизнь завершилась в Москве, 1 мая 1978 года.

Забавные случаи из жизни композитора

Биография Арама Хачатурянавключает в себя и разные интересные факты. Один из них — о его собаке. Композитор с особым трепетом относился к животным. Однажды в Германии ему принесли подарок — королевского пуделя. Арам Ильич назвал его Лядо (согласно названиям двух нот). Он сам с ним гулял, кормил его, играл с ним. Хачатурян настолько привязался к своему питомцу, что как-то раз посвятил ему пьесу под названием «Лядо серьезно заболел».

Еще один факт практически исторического значения. В 1944 году объявили конкурс на гимн Армении. У Хачатуряна, приехавшего в Ереван, был свой вариант музыки. Как-то вечером он уселся за рояль в окружении членов своей семьи и прикоснулся к клавишам. Это было жарким летом, балконы у людей были настежь открыты. Под окнами великого композитора собрались люди, которые, воодушевившись услышанной мелодией, одновременно запели хачатуряновский гимн.

Семейные отношения

Так умел творить Хачатурян. Краткая биография этого талантливейшего композитора современности говорит о том, что он, как никто другой понимал не только музыку, но и ее ценность для общественности. Его личная жизнь тоже не была скучной. В первом браке родилась дочка Нунэ, которая стала пианисткой. Немного позже, после расторжения первого союза, композитор женился второй раз. Его избранницей стала студентка из класса его руководителя Мясковского — Нина Макарова. Именно эта женщина стала огромной любовью, соратницей и верным спутником жизни Хачатуряна. Арам и Нина подарили жизнь сыну Карену (известному искусствоведу).

Так прожил свою жизнь Арам Хачатурян, краткая биографиякоторого давно пополнилась еще одним важным фактом: именем великого композитора назвали и струнный квартет, его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют композиторов и пианистов.

...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен.
Д. Шостакович

Творчество А. Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сиены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей - ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена - видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее - в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре. Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты - почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским). Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 - начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад ». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ » (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» - 1942, «Глубокая разведка» - 1943, «Последний день» - 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» - балета «Спартак ».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора - «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом - гимн народу-победителю - в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954). «Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», - писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, - «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковеким, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том - 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов - представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Aram Elijah Khachaturyan

Армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Народный артист РСФСР (1947).
Народный артист Армянской ССР (1955).
Народный артист Грузинской ССР (1963).
Народный артист Азербайджанской ССР (1973).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938).
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967).
Народный артист СССР (1954).

Родился 6 июня 1903 года в селе Коджоры близ города Тифлис.
Окончил Московскую консерваторию (1934, педагог Н.Я. Мясковский).
Мировую известность композитору принесли концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954).
Автор симфоний, музыки к театральным спектаклям («Маскарад» Лермонтова). С 1966 года выступал как дирижёр.
Педагог Московской консерватории, профессор с 1951 года. В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Эдгар Оганесян, Эдуард Хагагортян, Марк Минков, Толиб-хон Шахиди, Игорь Якушенко, Владимир Рябов и Кирилл Волков.
Доктор искусствоведения (1965).
С 1957 года занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.
В кино - с 1935 года.

Ушёл из жизни 1 мая 1978 года в Москве. Похоронен в Армении в пантеоне парка имени Комитаса.

Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну.
В столице Республики Армения Ереване на улице маршала Баграмяна открыт Музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом).
Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO).
В честь А. И. Хачатуряна были выпущены почтовые марки.

призы и награды

Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
Герой Социалистического Труда (1973)
3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
Орден Октябрьской Революции (1971)
2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За оборону Москвы»
«За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики - за заслуги перед польской культурой
Государственной премии Армянской ССР (1965).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх