Мифы о происхождении мира в китае. Древние мифы Китая: Сотворение мира и людей

Китай — древняя страна, имeющaя бoгaтyю и paзнooбpaзную мифoлoгию. Иcтopия и культyрa стpaны нaсчитывают нeскoлько тысячeлeтий. Сaмaя рaзвитaя цивилизaция дрeвнocти сyмeлa сoхрaнить свoe нaслeдиe. Дo нaших врeмeн дoшли уникaльные лeгенды, пoвeствующиe o сoтвoрении мирa, жизни и людeй. Сyщecтвyeт oгрoмнoe кoличествo дрeвних скaзaний, нo мы рaccкажем o сcмых знaчимых и интeрeсных мифaх Древнего Китая.


Легенда о Пань-гу — создателе мира
Первые мифы Китая повествуют о сотворении мира. Считается, что он был создан великим божеством Пань-гу. В космосе царствовал первозданный хаос, не существовало ни неба, ни земли, ни яркого солнца. Нельзя было определить, где верх, а где низ. Не было и сторон света. Космос представлял собой большое и крепкое яйцо, внутри которого была только темнота. В этом яйце и жил Пань-гу. Много тысяч лет провел он там, мучаясь от жары и недостатка воздуха. Устав от такой жизни, Пань-гу взял огромный топор и ударил им по скорлупе. От удара она раскололась, разделившись на две части. Одна из них, чистая и прозрачная, превратилась в небо, а темная и тяжелая часть стала землей.

Однако Пань-гу боялся, что небо и земля снова сомкнутся воедино, поэтому он стал придерживать небосвод, с каждым днем все сильнее поднимая его ввысь.

18 тысяч лет Пань-гу держал небесный свод, пока он не затвердел. Удостоверившись, что земля и небо больше никогда не соприкоснутся, великан отпустил свод и решил отдохнуть. Но, удерживая его, Пань-гу потерял все свои силы, поэтому тут же упал и умер. Перед смертью тело его трансформировалось: глаза стали солнцем и луной, последний вздох — ветром, кровь потекла по земле в виде рек, а последний крик стал громом. Так мифы древнего Китая описывают создание мира.

Миф о Нюйве — богине, сотворившей людей
После сотворения мира мифы Китая повествуют о создании первых людей. Богиня Нюйва, живущая на небесах, решила, что на земле не хватает жизни. Прогуливаясь возле реки, она увидела свое отражение в воде, взяла немного глины и стала лепить маленькую девочку. Закончив изделие, богиня обдала ее своим дыханием, и девушка ожила. Следом за ней Нюйва слепила и оживила мальчика. Так появились первые мужчина и женщина.

Богиня продолжила лепить людей, желая заполнить ими весь мир. Но процесс этот был долгим и утомительным. Тогда она взяла стебель лотоса, обмакнула его в глину и встряхнула. Маленькие глиняные комочки полетели на землю, превращаясь в людей. Испугавшись, что ей придется снова лепить их, она приказала творениям самим создавать свое потомство. Такую историю рассказывают мифы Китая о происхождении человека.

Миф о боге Фуси, научившем людей ловить рыбу
Человечество, созданное богиней по имени Нюйва, жило, но не развивалось. Люди ничего не умели, только собирали плоды с деревьев и охотились. Тогда небесный бог Фуси решил помочь людям.

Мифы Китая рассказывают, что он долго бродил по берегу в раздумьях, но вдруг из воды выскочил жирный карп. Фуси поймал его голыми руками, приготовил и съел. Понравилась ему рыба, и он решил научить людей ловить ее. Да только воспротивился этому бог драконов Лун-ван, боявшийся, что они съедят всю рыбу на земле.

Царь драконов предложил запретить людям ловить рыбу голыми руками, а Фуси, подумав, согласился. Много дней он размышлял о том, чем можно поймать рыбу. Наконец, прогуливаясь по лесу, Фуси увидел паука, плетущего паутину. И бог решил по ее подобию создать сети из лиан. Научившись рыбачить, мудрый Фуси сразу же рассказал о своем открытии людям.

Гунь и Юй борются с потопом
В Азии до сих пор очень популярны мифы Древнего Китая о героях Гуне и Юйе, которые помогали людям. Случилось на земле несчастье. На протяжении многих десятков лет реки бурно разливались, уничтожая поля. Погибло много людей, и они решили как-то спастись от напасти.

Гунь должен был придумать, как защититься от воды. Он решил построить дамбы на реке, но у него не хватало камней. Тогда Гунь обратился к небесному императору с просьбой дать ему волшебный камень "Сижан", который мог в один миг возводить дамбы. Но император отказал ему. Тогда Гунь украл камень, построил дамбы и восстановил порядок на земле.

Но прознал правитель о краже и забрал камень обратно. Снова реки затопили мир, а разозленные люди казнили Гуня. Теперь его сын Юй должен был все исправить. Он снова попросил "Сижан", и император не отказал ему. Юй стал строить дамбы, но они не помогали. Тогда с помощью небесной черепахи он решил облететь всю землю и исправить русло рек, направив их в море. Усилия его увенчались успехом, и он победил стихию. В награду жители Китая сделали его своим правителем.

Великий Шунь — китайский император
Мифы Китая повествуют не только о божествах и простых людях, но и о первых императорах. Одним из них стал Шунь — мудрый правитель, на которого должны равняться другие императоры. Родился он в простой семье. Мать его рано умерла, а отец женился заново. Мачеха не смогла полюбить Шуня и хотела его убить. Поэтому он покинул дом и отправился в столицу страны. Он занимался земледелием, рыболовством, гончарным делом. Слухи о благочестивом юноше дошли до императора Яо, и он пригласил его к себе на службу.

Яо сразу хотел сделать Шуня своим наследником, но перед этим решил испытать его. Для этого он отдал ему в жены сразу двоих дочерей. По приказу Яо он также усмирил мифических злодеев, нападавших на людей. Шунь приказал им охранять границы государства от призраков и бесов. Тогда Яо уступил ему свой трон. По легенде Шунь мудро правил страной почти 40 лет и был почитаем народом.

Интересные мифы Китая рассказывают нам о том, как видели мир древние люди. Не зная научных законов, они считали, что все природные явления — это деяния старых богов. Эти мифы также легли в основу древних религий, которые существуют до сих пор.

Китайская мифология представляет собой сложное сочетание нескольких древнейших мифологических систем – древнекитайской, буддистской и даосской. Реконструировать мифологию Древнего Китая удалось по историческим и философским, религиозным учениям – великим трудам, созданным за несколько веков до нашей эры. В их числе – «Шу-цзин» (датирована XIV-XI в. до н.э., «Книга истории» из конфуцианского пятикнижия), «И-Цзин» (создана в VIII-VII в до н.э., «Книга перемен»), «Чжуан-цзы», (IV-III в.до н.э., по имени философа), «Ле-цзы»(«Трактат учителя Ле»), «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э, трактат по мифологии). Немало сведений о классической мифологии почерпнуто из трактата «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», III-середина I тысячелетия до н.э.) и поэзии Цюй Юаня.

Древняя китайская мифология

Для китайской мифологии особенно характерно стремление к историзации на всех уровнях. Так, например, герои мифов смежаются с императорами, а второстепенные духи – с чиновниками: считается, что они были реальным личностями, деятелями глубокой древности.

Не меньшее значение имеют и тотемные животные. Принято считать, что в основу китайской мифологии легли верования и легенды двух племен. Первое племя верило, что предком их была ласточка, второе считало прародителем змею. Так, постепенно змея в мифах приобрела облик дракона (Лун), который был связан с подземными силами и стихией воды, а птица по ряду версий является прототипом Фэнхуан – мифической птицы. Объединенный символ Дракон и Фэнхуан – олицетворение государя и государыни.

В этом мифе о Паньгу высказаны космологические представления древних племен Поднебесной, а также высказана одна из ключевых идей восточной философии – связь внешнего и внутреннего космоса.

Цикл мифов о Нюйве, получеловеке-полузмее, считается еще более древним. В мифах Нюйва предстает демиургом, прародительницей людей и всех вещей. И если Паньгу участвует в сотворении стихий и мира неосознанно, пассивно, то Нюйва собственноручно совершенствует и реставрирует мир: например, в мифах она чинит небосвод, подпирает мир ногами черепахи, а также собирает золу тростника, чтобы воды не разлились.

Один из самых известных древних мифов о герое – миф о Фуси, который считается первопредком одного из восточнокитайских племен. Традиционно Фуси представляется в облике человека-птицы, заботящемся о человечестве. Мифы повествуют о том, как Фуси научил людей охотиться и рыбачить, жарить мясо на огне. Именно он считается изобретателем рыболовных сетей и гадальных триграмм. Специалисты предполагают, что в образе Фуси воплотилось тотемное животное – ласточка.

В мифах повествуется и о дальнейшей судьбе Фуси, который, по преданиям, вступил в брак со своей сестрой Нюйвой для возрождения человечества после потопа. При этом согласно ранним мифам потоп был воплощением водного хаоса, а уже после стал трактоваться как наказание за грехи.

Поздняя народная мифология Китая

Для позднего времени в китайской мифологии наблюдается традиция обратная историзации мифических героев. Для Средних веков характерна мифологизация исторических деятелей. Их стали превращать в богов, покровителей городов и ремесел. Сейчас причины обожествления того или иного деятеля кажутся случайными, хотя часто происходило это официально по повелению императора.

Например, мифологизация Лю Бэя, полководца 3 в.н.э. Из его жизнеописаний известно, что в юности он занимался плетением циновок и соломенных туфель, это сделало его в поздней китайской мифологии богом плетенщиков. А его друг Гуань Юй, известный своим мужеством, был обожествлен в качестве стража монастырей, позже – покровителя демонов. А с XVI века он стал богом войны Гуанди. Вот так реальные герои III века до н.э. превратились позднее в универсальных благодетелей.

К концу первого тысячелетия мифологические системы Китая все больше сближаются. Синкретическая мифология объединяет в одну систему буддистскую, даосскую, народную мифологии и героев конфуцианского культа. Еще более активно синкретизация шла в деревне, где в одном храме могли находиться статуи Будды, Конфуция и Лао-цзы. В городах процесс шел медленнее, и приверженцы разных религий еще предпочитали разных божеств.

Однако, синкретизм привел к тому, что в Средние века появился сводный пантеон богов во главе с Юйди. В период позднего Средневековья мифологические герои синкретичного пантеона стали появляться на народных лубках, заменявших китайцам иконы. Эти лубки распространены и по сей день.

Мифический период в истории любой страны, на мой взгляд, представляет наибольший интерес. Многие тысячелетия прошли с тех пор, но каждый раз поражает воображение масштаб деятельности древних богинь и богов, а также сходство многих их подвигов у народов, живущих на противоположных концах Земли.

По китайской версии, мир сотворил божественный Пангу. Вначале он спал в огромном яйце посреди всемирного Хаоса, состояния Великой Бесконечности, в даосской традиции У-цзы (無極, Wújí) . Это напоминает индийские сказания о Ночи Брамы, когда нет ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, Вселенная спит. Затем Пангу проснулся, встал и разделил Небо и Землю, Инь и Ян, положив начало Тай-цзы (太极 , tàijí ). Мир стал дуален, полярности начали взаимодействовать. Совершив это великое деяние, Пангу тут же умер, а из его тела появилась наша видимая Вселенная, а на Земли возникли реки, озера, горы, растения и множество существ, среди которых был великан Хуа Сю. Судя по всему, он был бесполым, но дал жизнь двум детям, брату и сестре, Фуси (伏羲) и Нюйве (女媧 ), созданям с человеческим лицом и туловищем, но змеиным хвостом, подобно индийским . Тут, конечно, хочется ввернуть теории о прилёте на Землю рептилоидов , но оставим это для другой статьи.

Нюйва (女媧 ), несомненно, является гораздо более древним персонажем, чем её брат. Даже хронологически, китайские историки начинают упоминать Фуси вместе с ней только начиная с I столетия нашей эры. Очевидно, в дань прогрессирующему патриархату, когда уже неудобно все заслуги по спасению Земли и созданию рода человеческого приписывать одной женщине. До того, по летописным свидетельствам, Нюйва пахала за двоих, и коня на скаку, и в горящую избу.

Как положено богине-матери, она вылепила из жёлтой глины человеческие фигурки, а затем их оживила. Вначале очень старалась, лепила каждую деталь, из этих фигурок получились императоры, высокопоставленные чиновники, генералы и учёные. Но потом, как настоящая женщина, притомилась, и решила ускорить процесс в ущерб качеству. Обмакнула верёвку в глиняную жижу и стряхнула. Из этих комочков появились ремесленники и крестьяне.

Когда поломались четыре столпа, поддерживающих небо, и свод не полностью покрывал землю, начался Всемирный потоп. Но богиня, расплавив камни пяти цветов (представляющих пять священных элементов, металл, воду, дерево, огонь и землю), заткнула ими небесные дыры, и, отрубив у гигантской черепахи четыре ноги, сделала из них новые столпы. Человечество было спасено. Правда, конструкция слегка покосилась (всё-таки, не женская это работа), поэтому все реки в Китае текут на юго-восток.

Будучи наполовину змеёй, Нюйва сохранила способность к обновлению, сбрасывая старую кожу. Поэтому оставалась вечно юной и прекрасной. Её тело было настолько божественно, что непрестанно производило на свет новых живых существ. Поэтому она стала покровительницей брака, богатства и плодородия. Её полузмеиная сущность напоминает о мощной силе Кундалини, огненной спирали энергии, поднимающейся вверх вдоль позвоночника.


Нюйва и Фуси. Рисунок на шёлке

Фуси (伏羲) , брат и муж всемогущей Нюйвы, стал одним из первых трёх властителей Китая. Своим появлением знаменует переход от матриархата к патриархальному обществу. Ему приписывается введение института брака. Как пишет историк Бан Гу во второй половине I века нашей эры, до Фуси люди не знали своего отца, знали только мать, жадно пожирали сырую пищу, не делая запасов, были грязны и не имели законов. Подобно Прометею в греческой мифологии, Фуси обучил людей земледелию, рыболовству, охоте, ремёслам, а также изобрел письменность, увидев первые восемь триграмм на панцире огромной божественной черепахи.

Он выработал первые законы, и обязал всех соблюдать их, а также научил людей следовать воле богов, спрашивая благословение. По легендам, когда на Земле ещё не было людей, он захотел взять в жёны свою сестру (вспомним Изиду и Осириса), но Нюйва вначале противилась. Тогда они решили получить знак свыше, разошлись по разным горам и зажгли костры. Их дым соединился, это было истолковано, как благоприятное предзнаменование. Нюйва и Фуси поженились, и стали изображаться вместе, со сплетенными змеиными хвостами, как символом соединения мужского и женского. Согласитесь, очень напоминает Кадуцей Гермеса, жезл, способный примирять. Или Урей египетских фараонов.

Фуси, по легендам, правил с 2852 по 2737 год до нашей эры. Умер в провинции Хэнань, где есть его памятник.

© Елена Авдюкевич, сайт

© «Прогулка с Драконом», 2016. Копирование текстов и фотографий с сайта сайт без согласия автора или без ссылки на источник запрещены.

в тексте сохранена орфография первоисточника

Миф о Суй Жэне, добывшем огонь

В древних китайских преданиях есть немало умных, отважных, волевых героев, которые боролись за счастье народа. В их числе и Суй Жэнь.

В седой древности, когда человечество еще переживало варварский период, люди не знали, что такое огонь и как им пользоваться. Когда наступала ночь, все окутывалось черным мраком. Люди, съежившись, испытывали холод и страх, вокруг них то и дело раздавалось угрожающее завывание диких зверей. Людям приходилось питаться сырой пищей, они часто болели и умирали, не дожив до старости.

На небе проживал один бог по имени Фу Си. Видя, что люди на земле страдают, он испытывал боль. Он захотел, чтобы люди научились пользоваться огнем. Тогда он своей волшебной силой вызвал сильный ураган с громом и молнией, который пролился среди гор и лесов на земле. Грохнул гром, сверкнула молния и раздался сильный треск. Молния сразила дерево и воспламенила его, вспыхнувший огонь скоро превратился в бушующее пламя. Люди были сильно напуганы этим явлением, и разбежались в разные стороны. Потом дождь прекратился, все смолкло. Было очень сыро и холодно. Люди снова собрались вместе. Они удивленно смотрели на горящее дерево. Один юноша заметил, что вокруг вдруг не стало слышно обычных завываний зверей. Он подумал, неужели звери боятся этого яркого сверкающего огня. Он подошел ближе, и ему стало тепло. Он в восторге крикнул людям: " Не бойтесь, идите сюда. Здесь светло и тепло". В это время они увидели поблизости сгоревших от огня зверей. От них исходил вкусный запах. Люди уселись вокруг огня и стали есть мясо зверей. До этого они никогда не если такую вкусную пищу. Тогда они поняли, что огонь для них –это драгоценность. Они непрерывно подбрасывали в огонь хворост, и каждый день дежурили вокруг костра, оберегая его, чтобы огонь не угас. Но в один день дежуривший уснул и не смог вовремя подбросить хворост, и огонь погас. Люди снова очутились в холоде и мраке.

Бог Фу Си все это видел и решил явиться во сне к юноше, который первым заметил огонь. Он сказал ему, что на далеком Западе есть одно государство Суймин. Там есть искры огня. Ты можешь пойти туда и добыть искры. Юноша проснулся и вспомнил слова бога Фу Си. Он решил пойти в страну Суймин и достать огонь.

Он перевалил высокие горы, перешел быстрые реки, прошел через дремучие леса, претерпел много лишений и, наконец, добрался до страны Суймин. Но там не было солнца, все было окутано мраком, конечно, не было и огня. Юноша был очень разочарован и сел под деревом "Суйму" немного отдохнуть, отломил сучок и стал тереть его о кору дерева. Вдруг перед его глазами что-то замигало и озарило все вокруг ярким светом. Он тут же встал и пошел на огонек. Он увидел на дереве "Суйму" несколько крупных птиц, которые коротким и твердым клювом выклевывали жучков. Они как клюнут один раз, так на дереве вспыхнет искорка. Сообразительный юноша моментально отломил несколько сучков и стал тереть ими о кору. Мгновенно вспыхнули искры, но огня не получалось. Тогда он собрал сучки нескольких деревьев и стал тереть ими о разные деревьях, и наконец появился огонь. На глазах у юноши от радости выступили слезы.

Вернулся юноша в родные края. Он принес людям вечные искры огня, которые можно получить путем трения деревянных палочек. И с того дня люди расстались с холодом и страхом. Люди преклонились перед мужеством и умом юноши и выдвинули его в свои предводители. Они стали уважительно величать его Суйжэнь, что означает человек, добывший огонь.

Сказка «Яо уступит трон Шуню»

В долгосрочной китайской феодальной истории, всегда сын императора вступит на трон. Но в китайском мифе, между самыми начальными императорами Яо, Шунь, Юй, уступка трона не по родственным связям. У кого есть добродетель и способности, того рекомендуют вступить на трон.

В китайском мифе, Яо был первым императором. Когда он постарел, он хотел искать одного наследника. Поэтому, он собрал племенных лидеров для обсуждения этого вопроса.

Какой-то человек Фан-Чи говорил: «твой сын Дань Чжу просвещенный, целесообразно он вступит на трон». Яо серьезно говорил: «Нет, у моего сына нет хорошей морали, только любит ссориться». Другой человек говорил: «Гон Гон должен вступить на трон, это целесообразно. Он управляет гидроэнергией». Яо качал головой, говорил: «Гон Гон был красноречивым, внешне с почтением, а в сердце с другим». Эта консультация окончилась без результата. Яо продолжает искать наследника.

Некоторое время прошло, Яо опять собрал племенных лидеров. На этот раз, несколько лидеров рекомендовали одного простого человека - Шунь. Яо кивал головой, говорил: «Ой! Я тоже слышал, что этот человек хороший. Вы можете ли подробно рассказать мне о нем». Все люди начали рассказать дела Шуня: отец Шуня, это глупый человек. Люди зовут его «Гу Соу», то есть «слепого старика». Мать Шуня давно умерла. Мачеха плохо обращалась к Шуню. Сына мачехи зовут Сян, он очень спесивый. Но слепой старик очень обожал Сяна. Шунь жил в такой семье, но он хорошо относится к отцу мечахи и брату. Поэтому, люди считают его добродетельным человеком

Яо слышал дело Шуня, решил наблюдать Шунь. Он помовил своих дочерей Е Хуан и Нюй Ин за Шуня, тоже помог Шуню строить продовольственный склад, и дал ему многие коровы и овцы. Мачеха и брат Шуня видели эти дела, они и завидовали, и ревновали. Они вместе со слепым стариком неоднократно планировали вредить Шуню.

Однажды, слепой старик велел Шуня чинить крышу склада. Когда Шунь поднял на крышу лестниц, слепой старик внизу поджог, чтобы ожечь Шунь. К счастью, Шунь с собой взял два плетеной шляпы, он взял шляпы и прыгал как летающая птица. С помощью шляпы, Шунь легко падал на земле без раны.

Слепой старик и Сян не оставили, они велели Шунь очистить колодец. Когда Шунь прыгал, Слепой старик и Сян сверху бросили камни, чтобы засыпать колодец. Но Шунь на дне колодца копал один канал, он вылез из колодца и безопасно вернул домой.

Сян не знает то, что Шунь уже вышел из опасного положения, он довольно вернул домой и сказал слепему старику: «На этот раз Шунь обезательно умер, теперь мы можем разделить имущество Шуня». После этого, он пошел в комнату, неожидано, когда он входил в комнату, Шунь уже сидел на кровати играл на инструменте. Сян очень испугался, он смущенно сказал, «Ой, я очень скучаю по тебе»!

А Шунь как ничего не прошло, после того, Шунь, как раньше, тепло обращался к его родителям и брату, слепой старик и Сян больше не смели вредить Шуню.

Потом Яо много раза наблюдал Шунь и считал Шунь добродетельным и деловым человеком. Решив, что он уступил трон Шуню. Китайский историк назвали эту форму уступки трона «Шань Жан», то есть «отречься от престола».

Когда Шунь был императором, он был трудовым и скромным, он работал как простой народ, все люди верили ему. Когда Шунь был старым, он тоже, таким образом, выбрал добродетельный и умный Юй как наследником за него.

Люди уверились в том, что в веке Яо, Шунь, Юй не было спроса о правах и интересах, император и простые населения прекрасно и скромно жили.

Миф о пяти священных горах

Вдруг однажды горы и леса охватил огромный жестокий пожар, оды, хлынувшие из-под земли, затопили сушу, и земля превратилась сплошной океан, волны которого достигали неба. Люди не могли спастись от настигавшей их оды, а им ещё угрожала гибель от различных хищных животных и птиц. Это был настоящий ад.

Нюй-ва, идя, как страдают её дети, очень опечалилась. Не зная, как наказать злого зачинщика, которому не суждено было умереть, она принялась за тяжёлый труд, чтобы починить небо. Работа ей предстояла большая и трудная. Но это нужно было для счастья людей, и Нюй-ва, горячо любившая своих детей, нисколько не испугалась трудностей, и смело одна взялась за дело.

Прежде сего она собрала множество камней пяти различных цветов, расплавила их на огне жидкую массу и ею заделала отверстия небе. Посмотришь внимательно - роде бы есть некоторая разница в расцветке неба, однако издали оно кажется таким же, как и раньше.

Хотя Нюй-ва и хорошо починила небосвод, но не смогла сделать его таким, как прежде. Рассказывают, что северо-западная часть небосвода немного перекосилась, поэтому солнце, луна и звёзды стали своём движении клониться сторону этой части неба и заходить на западе. На юго-востоке земли образовалась глубокая падина, поэтому оды всех рек устремились её сторону, и там сосредоточены моря и океаны.

Жил в море огромный краб тысячу ли. Воды всех рек, морей, океанов и даже небесной реки текут неё и поддерживают постоянный уровень оды, не повышая и не понижая его.

В Гуйсюй, было пять священных гор: Дайюй, Юаньцзяо, Фанху, Инчжоу, Пэнлай. Высота и окружность каждой из этих гор равнялась тридцати тысячам ли, расстояние между ними составляло семьдесят тысяч ли, на вершинах гор были ровные пространства девять тысяч ли, на них высились золотые дворцы с лестницами из белого нефрита. В этих дворцах жили бессмертные.


И птицы и звери там были белого цвета, повсюду росли нефритовые и жемчужные деревья. После цветения на деревьях появлялись нефритовые и жемчужные плоды, которые были хороши на кус и тем, кто их ел, приносили бессмертие. Бессмертные, по-видимому, одевались белые одежды, на спине у них росли маленькие крылья. Маленьких бессмертных часто можно было видеть свободно летящими голубой лазури неба над морем подобно птицам. Они летали от горы к горе, разыскивая своих родственников и друзей. Их жизнь была веселой и счастливой.

И лишь одно обстоятельство омрачало её. Дело том, что эти пять священных гор плавали море, не имея под собой твердой опоры. В спокойную погоду это не имело большого значения, а когда поднимались волны, то горы перемещались неопределённых направлениях, и для бессмертных, перелетавших с горы на гору, это создавало много неудобств: они думали быстро долететь куда-то, а путь их неожиданно удлинялся; направляясь какое-либо место, они друг обнаруживали, что оно исчезло, и его приходилось искать. Это задавало работу голове и отнимало много сил. Все жители страдали и конце концов, посовещавшись, отправили нескольких посланцев с жалобой к Тянь-ди - небесному правителю. Тянь-ди приказал духу Северного моря Юй-цяну немедленно придумать, как помочь им. Когда же Юй-цян являлся образе бога моря, он был сравнительно добрым и подобно «сухопутным рыбам» имел тело рыбы, руки, ноги и оседал на двух драконах. Почему же у него было тело рыбы? Дело том, что первоначально он был рыбой большом Северном море и звали её Гунь, что значит «рыба кит». Кит был огромен, нельзя даже сказать, о сколько тысяч ли. Он мог друг закачаться я превратиться птицу пэн, огромного злого феникса. Он был так велик, что одна спина его простиралась неизвестно на сколько тысяч ли. Разгневавшись, он улетал, и два его чёрных крыла затмевали небо наподобие туч, простиравшихся до горизонта. Каждый год зимой, когда течения морях меняют своё направление, он из Северного моря отправлялся Южное, из рыбы превращался птицу, из бога моря - бога ветра. И когда поднимался ревущий и стонущий, леденящий и пронизывающий до костей северный ветер, это значило, что дунул превратившийся огромную птицу Юй-цян, бог моря. Когда он превращался птицу и вылетал из Северного моря, то одним взмахом крыльев вздымал огромные, доходившие до неба морские волны высотою три тысячи ли. Подгоняя их ураганным ветром, он вбирался прямо на облако девяносто тысяч ли. Полгода летело это облако на юг, и, лишь достигнув Южного моря, Юй-цян опускался, чтобы немного передохнуть. Вот этому-то духу моря и духу ветра небесный владыка и приказал найти подходящее место для бессмертных с пяти священных гор.

Лунбо, страна великанов, находилась за десятки тысяч ли к северу от гор Куньлунь. Люди этой страны, по-видимому, происходили от драконов, поэтому-то их и называли «лунбо» - родственники драконов. Говорят, что среди них жил один великан, который затосковал от безделья и, взяв с собой удочку, отправился к большому океану, что за Восточным морем, ловить рыбу. Только он ступил ногами в оду, как оказался местности, где были расположены пять священных гор. Сделал несколько шагов - и обошёл се пять гор. Забросил удочку раз, другой, третий и вытащил шесть голодных, давным-давно ничего не евших черепах. Недолго думая, завалил он их себе на спину и побежал домой. Он содрал с них панцири, стал калить их на огне и гадать по трещинам. К несчастью, две горы - Дайюй и Юаньцзяо - потеряли опору и волны унесли их к Северному пределу, где они потонули великом океане. Как бы мы ни старались, мы не сможем узнать, сколько бессмертных, металось зад и перёд по небу со своим скарбом и сколько потов сошло с них.

Небесный владыка, узнав об этом, разразился могучим громом, призвал свои великие волшебные силы и сделал так, что страна Лунбо стала совсем маленькой, а жители низкорослыми, чтобы бредь не ходили они другие земли и не творили бы зла. Из пяти священных гор Гуйсюе потонули только две, а черепахи, державшие на головах другие три горы стали более добросовестно выполнять свой долг. Они держали свою ношу ровно, и с этих пор не было слышно о каких-либо несчастьях.

Миф о великом Пань Гу

Говорят, что в седой древности в мире не было ни неба, ни земли, весь космос представлял собой на огромное яйцо, внутри которого была сплошная мгла и царил первозданный хаос. Нельзя было отличить верх от низа, лево от права; то есть не было ни востока, ни запада, ни юга, ни севера. Однако внутри этого громадного яйца находился легендарный герой, знаменитый Пань Гу, который сумел отделить Небо от Земли. Пань Гу находился в яйце ни много ни мало-всего 18 тысяч лет, и однажды очнувшись от глубокого сна, он открыл глаза и увидел, что находится в кромешной тьме. Внутри было так жарко, что ему было трудно дышать. Он хотел подняться и распрямиться во весь рост, но скорлупа яйца прочно сковывала его, что он не мог даже вытянуть руки и ноги. Это сильно разгневало Пань Гу. Он схватил большой топор, который был при нем с рождения, и со всего маху стукнул по скорлупе. Раздался оглушительный грохот. Огромное яйцо раскололось, и все прозрачное и чистое в нем медленно поднялось в высь и преобразовалось в небо, а мрачное и тяжелое опустилось вниз и стало землей.

Пань Гу отделил Небо и Землю, и это очень обрадовало его. Однако, убоявшись, что Небо и Земля снова сомкнутся. Он головой подпер небо, а ногами уперся в землю, в день он 9 раз принимал разный вид, пустив в ход все свое могущество. Каждый день он вырастал на один чжан- т.е. примерно на 3, 3 метра. С ним вместе Небо поднималось на один чжан выше, а земля, таким образом, становилась толще на один чжан. Так снова минуло 18 тысяч лет. Пань Гу превратился в большого великана, подпирающего небо. Длина его туловища составляла 90 тысяч ли. Неизвестно, сколько времени прошло, но, наконец, Земля затвердела и уже не смогла снова слиться с Небом. Только тогда Пань Гу перестал волноваться. Но к тому времени он сильно изнемог, его энергия истощилась и его огромное тело внезапно грохнулось о на землю.

Перед кончиной с его телом произошли огромные изменения. Его левый глаз превратился в яркое золотое солнце, а правый глаз в серебристую луну. Последний его выдох стал ветром и облаками, а последний изданный им звук превратился в гром. Его волосы и усы рассыпались в мириады ярких звезд. Руки и ноги стали четырьмя полюсами земли и высокими горами. Кровь Пань Гу пролилась на Землю реками и озерами. Его жилы превратились в дороги, а мускулы-в плодородные земли. Кожа и волосы на теле великана превратились в травы и деревья, а зубы и кости-в золото, серебро, медь и железо, нефрит и прочие сокровища земных недр; пот превратился в дождь и росу. Так был сотворен мир.

Миф о Нюй Ва, слепившая людей

В те времена, когда Пань Гу создал Небо и Землю, человечество еще не родилось. Небесная богиня по имени Нюй Ва обнаружила, что этой земле недостает жизни. Однажды она ходила по земле одинокой и грустной, она намерена создать более жизненное для земли.

Нюй Ва шла на земле. Она любила дерево и цветы, но предпочитала симпатичные и живые птицы и звери. Наблюдав природу, она считала, что мир, созданный Пань Гу, пока не достаточно прекрасный, ум птиц и зверей ей не доволен. Она намерена создать более умную жизнь.

Она ходила на берегу Хуанхэ, опустилась на корточки и, зачерпнув пригоршню воды, стала пить. Вдруг она увидела в воде свое отражение. Тогда она достала из реки немного желтой глины, смешала ее с водой и глядя на свое отражение, стала старательно лепить фигурку. Скоро в ее руках появилась прелестная девочка. Нюй Ва легко дохнула на нее, и девочка ожила. Тогда богиня слепила ей мальчика друга, то были первые на земле мужчина и женщина. Нюй Ва очень обрадовалась и принялась быстро лепить других маленьких человечков.

Она хотела заполнить ими весь мир, но мир оказался невероятно огромным. Как же можно было ускорить этот процесс? Нюй Ва опустила лозу в воду, размешала ею речную глину, а когда глина налипла на стебель, она хлестнула им по земле. Там, где упали комья глины, на ее удивление. Таким образом, мир был заполнен человеками.

Появлялись новые человечки. Вскоре вся земля была заполнена людьми. Но возникла новая проблема: Богине пришло на ум, что люди все-таки будут умирать. Со смертью одних придется опять лепить новых других. А это слишком хлопотно. И тогда Нюй Ва подозвала всех людей к себе и велела им самим создавать свое потомство. Так люди по наказу Нюй Ва взяли на себя ответственность за рождение и воспитание своей детей. С того времени под этим Небом, на этой Земле люди сами создают свое потомство. Так продолжалось из поколения в поколение. Вот так оно все и было.

Сказка «Пастух и ткачиха»

Пастух был бедным и веселым холостяком. У него только одна старая корова и один плуг. Каждый день, он работал на поле, и после этого, он сам готовили обед и стирать одежду. Он жил очень бедно. Неожиданно, однажды, чудо появилось.

После работы, Пастух вернул домой, только что входил, он увидел: комната была чисто убрана, одежда была свежо стирана, на столе тоже стояла горячая и вкусная пища. Пастух удивился и вытаращил глаза, он думал: Что это дело? Святые сошли с неба что ли? Пастух никак не мог понять этого дела.

После этого, в последние дни, каждый день так и так. Пастух не мог терпеть, он решил обследовать, чтобы все выяснилось. Этот день, как обычно, Пастух рано вышел, он забился недалеко от дома. Тайком наблюдал ситуацию в доме.

Через некоторое время, пришла одна красивая девушка. Она входила в дом Пастуха, и начала заниматься домашним хозяйством. Пастух не мог терпеть, и вышел спросить: «Девушка, почему ты помогаешь мне заниматься домашним хозяйством?» Девушка испугалась, смущено и негромко говорила: «меня зовут Ткачиха, я видела что, ты жил бедно, и пришла помогать тебе». Пастух очень радовался, и смело говорил: «Ну, ты выйдешь замуж за меня, и мы будем вместе работать, и жить, хорошо?» Ткачиха согласовала. С этой времени, Пастух и Ткачиха вступили в брак. Каждый день, Пастух работает на поле, Ткачиха в доме ткает полотно и занимается домашним хозяйством. У них счастливая жизнь.

Некоторые годы прошли, Ткачиха родила одного сына и одну дочь. Вся семья веселая.

Однажды, небо заволокло темными тучами, два бога пришли в дом Пастуха. Они сообщили Пастуху, что Ткачиха была внучкой небесного царя. Некоторые годы назад, она ушла из дома, небесный царь без перерыва искал её. Два бога силой унесли Ткачику на небесный дворец.

Пастух, обхватив двух молодых детей, смотрел вынужденную жену, он печалился. Он дал клюву идти на небо и найти Ткачиху, чтобы встречается вся семья. Ну, заурядный человек как дойти на небо?

Когда Пастух печалился, старая корова, которая долго с ним живет, говорла: «Убивайте меня, надев мою кожу, и можешь летать на небесный дворец искать Ткачиху». Пастух ни как не хотел делать так, но он не переупрямил корову, и потому что у него нет других мерах, наконец, он скрепя сердце и со слезами делал по словам старой коровы.

Пастух надел кожу коровы, нося детей корзиной летел на небо. Но в небесном дворце есть строгий разряд, ни кто не уважает одного бедного заурядного человека. Небесный царь тоже не разрешал Пастуху встречать Ткачиху.

Пастух и дети неоднократно просили, наконец, небесный царь разрешил им коротко встречаться. Посаженая Ткачиха видела мужа и детей, и печально и радушно. Время шло быстро, небесный царь дал команду, что опять увезли Ткачиху. Грустный Пастух везли двух детей и гонился за Ткачихой. Он неоднократно упал, и снова стоял, когда скоро будет догнать Ткачиху, злая небесная императрица выдергивала из воловах золотую шпильку и резала одну широкую серебряную реку между ними. С тех пор, Пастух и Ткачиха только могут стоять на двух берегах, далеко смотрели друг на друга. Только в 7 июни каждого года, Пастух и Ткачиха разрешены встречаться один раз. Тогда, тысячные сороки прилетают, поверх серебряной реки строют один длиный мост сорок, чтобы Пастух и Ткачиха встречаются.

Сказка «Куа Фу гонится за солнцем»

В глубокую древность, на северной пустыни высится высокая гора. В глубине лесах, живут многие гиганты с большим трудом. Главу их называют Куа Фу, на его ушах весят два золотого змеи, и в его руках хватал двух золотых змеях. Потому что его зовут Куа Фу, эту группу гигантов называют «Нация Куа Фу». Они добродушные, трудолюбивые и мужественные, они живут блаженно и без борьбы.

Есть один год, день очень жарко, солнце сильно припекало, лесы обгорели, река пересохла. Люди трудно терпели, и один за другим умерли. Куа Фу очень болел душой за этого. Он смотрел вверх на солнце, и говорил родичам: «солнце очень гадкое! Я обязательно догадаю солнце, захвачу его и заставлю его подчиниться людям». услышав его слова, родичи отговорили его. Некоторые говорили: «Ты ни в коем случае не идти, солнце далеко от нас, ты будешь устать до смерти». Какие-то говорили: «солнце так горячее, ты будешь греться до смерти». Но Куа Фу уже так решил, смотрев на печально-угрюмых родичах, он говорил: «За жизнь людей, я обязательно пойду».

Куа Фу простился с родичами, на направление солнца, бегал широким шагом как ветер. Солнце на небе быстро двигается, Куа Фу на земле бегал очертя голову. Он бегал через многие горы, перешагнул многие реки, земля сотрясалась с грохотом от его шага. Куа Фу устал от бега, вытряс пыли из обуви, и оформилась большая гора. Когда Куа Фу готовил обед, он поднял три камени для поддержки кастрюли, эти три камни превратились в три высокие противопоставленные горы, высота их тысячные метра.

Куа Фу без перерыва бегал за солнцем, и ближе ко солнцу, и сильнее у него вера. Наконец, Куа Фу догнал солнце на месте, где солнце упало. Перед глазами есть красный и светлый мяч огня, тысячные золотые света светили на него. Куа Фу очень радовался, он раскинул руки, хотел обнимать солнце, но солнце так жгучее, он чувствовал жажду и усталость. Он добежал до берегу «Желтой реки», он допил всю воду «Желтой реки» в один дух. Потом он добежал до берегу «реки Уй», и допил всю воду этой реки. Но это еще не утолил жажду. Куа Фу бегал на север, там есть большие озера, которые тянутся вдоль и поперек на протяжении тысячных ли. В озерах есть достаточные воды, которым можно утолить жажду. Но Куа Фу не дошел до больших озерах и умер на полпути от жажды.

Накануне смерти, в его сердце наполнился сожалением. Он скучал по его родным. Он бросил посох из руки, и сразу появился пышный персиковый лес. Этот персиковый лес пышный круглый год. Лес закрывает прохожих от солнца, свежим персиком утолить жажду, позволит людям устранить усталость, чтобы выступить с кипучей энергией.

Сказка «Куа Фу гонится за солнцем» отражает желания китайских древних населенней - победить засуху. Хотя бы Куа Фу умер на конце, но его настойчивый дух всегда живет. Во многих китайских старинных книгах записали соответствующие сказки «Куа Фу гонится за солнцем». На каких-то местах Китая, люди называют горы «горы Куа Фу», в память Куа Фу.

Бой Хуанди с Чию

Несколько тысяч лет тому назад в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы жили множество родов и племен, среди которых самым многочисленным было племя, главой которого являлся Хуанди (Желтый император). Существовало также и другое не менее многочисленное племя, главу которого звали Яньди. Хуанди и Яньди были братьями. А в бассейне реки Янцзы проживало племя «Цзюли», главу которого звали Чию. Чию был лихим человеком. У него было 81 братьев. У каждого из них была человеческая голова, звериное тело и железные руки. Все 81 братьев вместе с Чию занимались изготовлением ножей, луков и стрел, а также другого оружия. Под предводительством, Чию, его грозные братья часто совершали набеги на земли чужих племен.

В ту пору случилось, что Чию и его браться напали на племя Яньди и захватили его землю. Яньди был вынужден обратиться за помощью к Хуанди, который жил в Чжолу. Хуанди давно хотел покончить с Чию и его братьями, которые уже стали источником многих бедствий. Объединившись с другими племенами, Хуанди провел решающую битву с Чию на равнине недалеко от Чжолу. Это сражение вошло в историю как «Сражение в Чжолу». В начале битвы Чию одерживал верх за счет своих острых клинков и храброй и сильной армии. Тогда Хуанди призвал на подмогу дракона и других хищных зверей вступить в бой. Несмотря на доблесть и силу войска Чию, они намного уступали силам Хуанди. Перед лицом опасности, армия Чию обратилась в бегство. В это время небо вдруг потемнело, пошел страшный ливень, задул сильный ветер. Это Чию вызвал духов Ветра и Дождя на помощь. Но Хуанди не проявил слабости. Он обратился к духу Засухи. Мигом перестал дуть ветер и лить дождь, на небо вышло палящее солнце. Переживая за свое поражение, Чию стал колдовать, чтобы вызвать сильный туман. В тумане солдаты Хуанди потеряли ориентацию. Зная, что созвездие Большой Медведицы всегда указывает на Север, Хуанди тут же смастерил удивительную колесницу под названием «Чжинаньчэ», которая ехала всегда строго на Юг. Именно «Чжинаньчэ» вывела армию Хуанди из тумана. И войска Хуанди в конце концов одержали победу. Они убили 81 братьев Чию и захватили Чию в плен. Чию был казнен. Чтобы душа Чию после смерти нашла покой, победители решили закопать голову и тело Чию по отдельности. В том месте на земле, где прошлась кровь Чию, вырос лес колючих зарослей. А капли крови Чию превратились багровые листья на колючках.

После своей смерти Чию все равно считали героем. Хуанди велел изобразить Чию на флагах своих войск для воодушевления армии и устрашения врагов. После победы над Чию, Хуанди получил поддержку многих племен и стал их вождем.

Хуанди обладал многими талантами. Он изобрел метод постройки дворца, повозки, лодки. Он также придумал метод окрашивания тканей. Жена Хуанди по имени Лэйцзу научила людей выращивать тутовых шелкопрядов, производить шелковую нить и ткать. Именно с того времени в Китае появился шелк. После того, как специально для Хуанди была сооружена беседка, Лэйцзу изобрела «поющую», подвижную беседку в виде зонтика.

Все древние легенды наполнены духом уважения к Хуанди. Хуанди считается родоначальником китайской нации. Благодаря тому, что Хуанди и Яньди были близкими родственниками, и объединению их племен, китайцы называют себя «потомками Яньди и Хуанди». В честь Хуанди на горе Цяошань в уезде Хуанлин провинции Шэньси было построено надгробие и могила Хуанди. Каждой весной китайцы из разных уголков мира собираются для совершения церемонии коленопреклонения.

Сказка о Хоу и

Сказание о Чан Э, оказавшейся на Луне

Праздник Середины Осени, Праздник Весны и Праздник «Дуанъу» являются старыми традиционными китайскими национальными праздниками.

В канун праздника Середины Осени в Китае по традиции вся семья собирается вместе, чтобы полюбоваться полной луной на ночном небосклоне, вкусить праздничные кушанья: лунные пряники «юебин», свежие фрукты, различные сласти и семечки. А сейчас мы подробнее расскажем вам о происхождении праздника Середины Осени.

Красавица Чан Э в китайской мифологии является богиней Луны. Ее муж, Хоу И- отважный Бог войны, был исключительно метким стрелком. В то время в Поднебесной водилось много хищных зверей, которые приносили людям большой вред и разорение. Поэтому главный владыка, Небесный император и послал Хоу И на землю уничтожить этих злостных хищников.

   И вот, по приказу императора, Хоу И, взяв с собой прелестную жену Чан Э, спустился в мир людей. Будучи необычайно смелым, он поразил немало отвратительных чудовищ. Когда поручение Небесного владыки было почти выполнено, случилась беда- на небе вдруг появились 10 солнц. Эти 10 солнц были сыновьями самого Небесного императора. Они ради забавы решили все вместе сразу появиться на небе. Но под их горячими лучами все живое на земле страдало от невыносимого зноя: высохли реки, стали гореть леса и жатва в поле, повсюду валялись испепеленные жарой человеческие трупы.

Хоу И не мог далее выносить все эти страдания и муки людей. Поначалу он старался уговорить сынов императора по очереди появляться на небосклоне. Однако надменные принцы не обращали на него никакого внимания. Наоборот, они назло ему, стали приближаться к Земле, что вызвало огромный пожар. Видя, что братья-солнца не поддаются на уговоры и по-прежнему губят людей, Хоу И в порыве гнева выхватил свои волшебные лук и стрелы, и начал стрелять по солнцам. Один за другим он своими меткими стрелами «погасил» 9 солнц. Последнее солнце стало просить пощады у Хоу И, и он простив его, опустил свой лук.

Ради всего живого на Земле Хоу И уничтожил 9 солнц, этим он, конечно, сильно разгневал Небесного Императора. Потеряв 9 своих сынов, Император в гневе запретил Хоу И и его жене возвращаться в небесную обитель, где они жили.

И пришлось Хоу И с женой остаться на земле. Хоу И решил делать людям как можно больше добра. Однако его жена, прекрасная Чан Э очень страдала от полной лишений жизни на Земле. Из-за этого она не переставала сетовать Хоу И за то, что он убил сынов Небесного Императора.

Однажды услышал Хоу И, что на горе Кунлунь живет святая женщина Богиня Западного края-Сиванму, у которой есть волшебное снадобье. Каждый, кто выпьет это снадобье, сможет оказаться на небе. Хоу И решил во что бы то ни стало достать то лекарство. Он преодолел горы и реки, много мук и тревог испытал он в дороге и наконец добрался до гор Куньлунь, где жила Сиванму. Попросил он у святой Сиванму волшебного снадобья, но к сожалению, у волшебного эликсира Сиванму хватало только на одного. Хоу И не мог один подняться в небесный чертог, оставив любимую жену жить в тоске среди людей. Он также не хотел, чтобы его жена одна поднялась в небо, оставив его жить на Земле в одиночестве. Поэтому, взяв снадобье, он по возвращению домой хорошенько его припрятал.

Прошло немного времени и однажды Чан Э все-таки обнаружила волшебный эликсир и несмотря на то, что она сильно любила мужа, не смогла побороть в себе соблазн вернуться на небо. 15 числа 8 месяца по Лунному календарю было полнолуние, и, Чан Э, улучив момент, когда мужа не было дома, выпила волшебный эликсир Сиванму. Выпив его она почувствовала необычайную легкость во всем теле, и она, невесомая, стала плыть, поднимаясь все выше и выше к небу. Наконец она достигла Луны, где стала жить в большом дворце Гуанхан. Тем временем Хоу И вернулся домой и не нашел жены. Он был сильно опечален, но ему даже не пришла мысль о том, чтобы ранить любимую жену своей волшебной стрелой. Пришлось ему навек распрощаться с ней.

Остался одинокий Хоу И жить на Земле, по-прежнему делая людям добро. У него было много последователей, которые учились у него стрелять из лука. Был среди них человек по имени Фэн Мэн, который так освоил мастерство стрельбы из лука, что в скором времени не уступал своему учителю. И в душу к Фэн Мэну закралась коварная мысль: пока жив Хоу И, не быть ему первым стрелком в Поднебесной. И он убил Хоу И, когда тот был в похмелье.

А с той поры, когда красавица Чан Э взлетела на Луну, она жила в полном одиночестве. Только маленький зайчик, который толок в ступе коричные зерна и один лесоруб составляли ей компанию. Чан Э целыми днями, печальная, сидела в лунном дворце. Особенно в день полнолуния -- 15 числа 8 месяца, когда Луна особенно прекрасна, она вспоминала свои счастливые былые дни на Земле.

В китайском фольклоре бытует много легенд о происхождении праздника Середины Осени. На протяжении веков многие китайские поэты и писатели также сложили немало прекрасных строк, посвященных этому празднику. Великий поэт Су Ши в 10 веке написал известные впоследствии свои бессмертные строфы:

«И в древности так повелось-ведь редко, чтоб радость земли

И блеск обновленной луны в течении лет совпадали.

Хочу одного, -- чтобы люди в разлуке за тысячу ли

Хранили души красоту и верность сердец сберегали!»

Борьба Гуня и Юя с наводнениями

В Китае очень популярна легенда о борьбе Юя с наводнением. Гунь и Юй-отец и сын-были героями, которые действовали во благо народа.

В стародавние времена в Китае на протяжении целых 22 лет был бурный разлив рек. Вся земля превратилась в огромные реки и озера. Население лишалось своих жилищ, подвергалось нападению диких зверей. Из-за стихийных бедствий многие гибли. Глава племени «Хуася» Яо был очень обеспокоен. Он собрал глав всех племен на совет, чтобы найти способ, как победить наводнение. В конце концов, решили, чтр Гунь взвалит эту задачу на свои плечи.

Узнав о приказе Яо, Гунь долго ломал голову и, наконец, решил, что строительство дамб поможет сдержать наводнения. Он разработал подробный план. Но Гуню не доставало камней и земли для строительства дамб. Однажды из воды вылезла старая черепаха. Она сказал Гуню, что на небе есть удивительный драгоценный камень, который называется «Сижан». В том месте, где бросят этот Сижан на землю, он прорастет и мигом станет дамбой или горой. Услышав слова черепахи, Гунь, окрыленный надеждой, отправился в западный край, где находится небесный рай. Он решил обратиться за помощь к Небесному императору. Добравшись до гор Куньлунь, Гунь увидел Небесного императора и попросил у него волшебный «Сижан». Но император отказался подарить ему камень. Улучив момент, когда небесная стража не была столь бдительной, Гунь схватил камень и вернулся с ним на Восток.

Гунь бросил Сижан в воду и увидел, как он растет. Вскоре как из-под земли появилась дамба, которая остановила наводнение. Итак, наводнение было укрощено. Народ вернулся в русло нормальной жизни.

Тем временем, Небесный император узнал, что Гунь украл волшебный «Сижан», тут же отправил своих небесных солдат спуститься на землю, чтобы вернуть драгоценность. Они отобрали «Сижан» у Гуня, и снова народ начал бедствовать. Наводнение разнесло все дамбы Гуня и разорило рисовые поля. Погибло много людей. Яо был в ярости. Он сказал, что Гунь знает только, как остановить стихию, а разрушение дамбы привело к еще более трагическим последствиям. Яо считал, что Гунь боролся с наводнением девять лет, но не смог одержать полную победу над ним, поэтому его надо казнить. Тогда Гунь был заключен в пещеру в горе Юйшань. А через три года был казнен. Даже находясь при смерти, Гунь все еще думал о борьбе с наводнением.

Спустя двадцать лет, Яо уступил свой престол Шуню. Шунь приказал сыну Гуня Юю продолжать дело своего отца. На этот раз Небесный император подарил «Сижан» Юю. Сначала Юй применял методы отца. Но результаты были плачевными. Извлекая уроки из деяний отца, Юй понял, что огораживание-это не единственный способ борьбы с наводнением. Надо отвести воду. Юй пригласил черепаху дать ему мудрый совет. На спине черепахи Юй объездил всю Поднебесную. Он поднял низменные участки с помощью волшебного «Сижана». Одновременно он призвал на помощь дракона, чтобы указывал путь среди бескрайнего наводнения. Таким образом, Юй отвел русла рек, направляя воду в море.

По легенде Юй разрубил надвое гору Лунмэнь («Драконовы ворота»), через которую стало проходить русло реки Хуанхэ. Так образовалось ущелье «Драконовы ворота». А в нижнем течении реки Юй разрубил гору на несколько частей, в результате чего образовалось ущелье Саньмэнь (Трое ворот). На протяжении многих тысяч лет, красоты Лунмэня и Саньмэня привлекают многочисленный поток туристов.

В народе существует множество легенд о борьбе Юя с наводнениями. Одна из них такова: через четыре дня после свадьбы Юй ушел из дома, чтобы вступить в должность. В течение 13 лет борьбы с наводнением он трижды проходил мимо своего дома, но ни разу не зашел в него, так он был очень занят работой. Юй отдал все силы и мудрость этой долгой и напряженной борьбе. Наконец, его усилия увенчались успехом, и он одержал победу над водой стихий. Чтобы отблагодарить Юя, народ избрал его своим правителем. Шунь тоже охотно уступил престол в пользу Юя за его заслуги.

В первобытном обществе, которое характеризуется крайне низким уровнем развития производительных сил, люди сочинили множество легенд, в которых отражена борьба человека и стихии. Гунь и Юй являются героями, которых создал сам народ. В процессе борьбы с наводнениями китайцы накопили богатый опыт в области ирригации, то есть борьбы с наводнениями с помощью загораживания и отвода. В этих легендах также заключена и народная мудрость.

Хоу Ди и Пять злаков

Древняя китайская цивилизация является аграрной цивилизацией. Потому в Китае существует много легенд, в которых рассказывается о сельском хозяйстве.

После появления человека, он дни и ночи проводил в заботах о хлебе насущном. Охота, рыболовство и сбор диких плодов были основными занятиями жизни первых людей.

Некогда в Юйтае (название места) жила одна молодая девушка, которую звали Цзян Юань. Однажды, когда она гуляла, по пути домой ей попались на дороге какие-то большие следы. Эти следы ее очень заинтересовали. И она положила свою ступню на один из отпечатков. После этого Цзян Юань почувствовала дрожь во всем теле. А прошло немного времени, и она забеременела. Спустя положенный срок Цзян Юань родила ребенка. Из-за того, что у новорожденного мальчика не было отца, люди решили, что он будет очень несчастен. Они отобрали его у матери и бросили одного в поле. Все думали, что ребенок погибнет от голода. Однако на помощь младенцу пришли дикие звери, которые всеми силами оберегали мальчика. Самки кормили его своим молоком, и ребенок уцелел. После того, как он выжил, злые люди задумали бросить мальчика одного в лесу. Но в то время, к счастью, в лесу оказался один дровосек, который спас ребенка. Так злым людям вновь не удалось погубить младенца. Наконец люди решили оставить его во льдах. И снова произошло чудо. Откуда ни возьмись, налетела тьма птиц, они раскрыли свои крылья, прикрывая ими мальчика от холодного ветра. После этого люди поняли, что это необычный мальчик. Они вернули его матери-Цзян Юань. Из-за того, что ребенка все время где-то бросали, его прозвали Чи (Выброшенный).

Подрастая, у маленького Чи появилась великая мечта. Видя, что жизнь людей сопряжена со страданиями, каждый день им приходится охотиться на диких зверей и собирать дикие плоды, он подумал: если бы у людей постоянно была бы пища, то жизнь стала бы лучше. Тогда он начал собирать семена дикой пшеницы, риса, сои, гаоляна и разных фруктовых деревьев. Собрав их, Чи засеял семенами поле, которое сам возделал. Он постоянно орошал и полол, а осенью на поле появился урожай. Эти плоды были вкуснее, чем дикие. Чтобы было как можно лучше и удобнее работать в поле, Чи изготовил простые инструменты из дерева и камня. А когда Чи вырос, он уже накопил богатый опыт в земледелии и передал свои знания людям. После этого люди изменили прежний уклад своей жизни, и начали называть Чи «Хоу Ди». «Хоу» означает «правитель», а «Ди»--«хлеб».

Чтобы отметить заслуги Хоу Ди, после его смерти он был похоронен в местечке под названием «Широкое поле». Именно это место обладало прекрасным пейзажем и плодотворной почвой. Легенда гласит, что небесная лестница, соединяющая Небо и Землю, находится совсем недалеко от этого поля. По легенде каждую осень именно в это место слетались птицы по главе со священным фениксом.

Легенды Мяо о сотворении мира

У племени хэймяо, или черных мяо (названных так из-за темного цвета их кожи), нет письменности, но существует развитая эпическая традиция. Из поколения в поколение они передают поэтичные легенды о сотворении мира и Всемирном потопе. Во время праздников их исполняют сказители в сопровождении хора, состоящего из одной или двух групп исполнителей. Рассказ перемежается стихотворными вставками, состоящими из одного или нескольких пятистиший. Они задают вопросы и сами же отвечают на них:

Кто создал Небо и сушу?

Кто создал насекомых?

Кто создал людей?

Сотворил мужчин и женщин?

Я не знаю.

Небесный Владыка создал Небо и сушу,

Он создал насекомых,

Он сотворил людей и духов,

Сотворил мужчин и женщин.

Знаете ли вы как?

Как появились Небеса и Земля?

Как появились насекомые?

Как появились люди и духи?

Как появились мужчины и женщины?

Я не знаю.

Небесный Владыка премудрый

Плюнул себе на ладонь,

Хлопнул громко в ладоши -

Появились Небеса и суша,

Насекомых сделал из высокой травы,

Сотворил людей и духов,

Мужчин и женщин.

Легенда о Всемирной реке интересна тем, что в ней упоминается Всемирный потоп:

Наслал огонь и зажег горы?

Кто пришел, чтобы очистить мир?

Напустил воды, чтобы омыть землю?

Я, поющий вам, не знаю.

Зе очистил мир.

Он призвал огонь и зажег горы.

Бог грома очистил мир,

Он омыл водой землю.

Вы знаете почему?

Дальше в легенде рассказывается, что после потопа на земле остался только Зе с сестрой. Когда вода спала, брат хотел жениться на сестре, но она не согласилась. Наконец они решили взять по жернову и подняться на две горы, а затем пустить жернова катиться вниз. Если они столкнутся и лягут друг на друга, то она станет женой Зе, если же нет, то браку не бывать. Испугавшись, что колеса раскатятся, брат заранее приготовил в долине два похожих камня. Когда пущенные ими жернова затерялись в высокой траве, Зе привел сестру и показал ей спрятанные им камни. Однако она не согласилась и предложила поставить внизу двойные ножны и бросить в них по ножу. Если они попадут в ножны, женитьба состоится. Брат снова обманул сестру, и она наконец стала его женой. У них родился ребенок без рук и ног. Увидев его, Зе разгневался и изрубил его на кусочки, а затем сбросил с горы. Коснувшись земли, куски мяса превратились в мужчин и женщин – так на земле снова появились люди.

Период с VIII по X век был временем расцвета китайской литературы. После обьединения империи и установления сильной централизованной власти в Пекине появляются представители всех государств Южной Азии. Именно в это время начинают переводить индийские буддийские тексты, а достижения китайской культуры становятся известны в Центральной Азии, Иране и Византии. Китайские переводчики переосмысливают заимствованные тексты, вводят в них мотивы собственных верований и окружающих реалий.

Литературная традиция достигает высшей точки в период династии Тан (618-907 гг. н. э.). В истории китайской литературы Танская эпоха справедливо считается «золотым веком». Благодаря системе экзаменов представители всех сословий получили доступ к знаниям. Процветали искусство и литература, появляется плеяда мастеров короткого рассказа – Ли Чаовэй, Шэн Цзицзи, Ню Сэнжу, а также Ли Гунцзо. Ниже мы приводим одну из его новелл.

Из книги Оборотни: люди-волки автора Каррен Боб

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мо-цзы и его учение о сотворении мира В философии Мо Ди (475-395 гг. до н. э.), более известного как Мо-цзы или Учитель Мо, соединились элементы гуманистического и утилитаристского подхода.Как пишет Мо-цзы, изначально было Небо (которое рассматривалось им как антропоморфное

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Дуалистический миф о сотворении человека и прения с волхвами Итак, славяне, встретившиеся с финно-угорскими племенами на севере Восточной Европы, довольно быстро познакомились с их «чудскими» верованиями и богами. В Новгороде даже стали делать амулеты для чуди -

Из книги Затерянные миры автора Носов Николай Владимирович

Глава 1 ЛЕГЕНДЫ Япония, как и Греция, возникает из сказочного прошлого. Легенды, пришедшие из глубины времен, населены буйными, фантастическими персонажами, от которых происходят жемчужные туманы, они окутывают леса, склоны вулканов, не успевшие покрыться умудренной

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Легенды Эфиопии Тропики. Эфиопия. Темная африканская ночь. Силуэты гор Симиен обрамляют небольшое плато, на котором приютились наши палатки. Рядом с похожей на пальму лобелией горит костер. Проводник с энтузиазмом лупит ладонями по «барабану» - пустой канистре из-под

Из книги Мифы русского народа автора Левкиевская Елена Евгеньевна

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Легенды балета Нина Кирсанова Еще в 1980-е годы в Белграде жила прекрасная балерина, «памятник русской балетной школе», бесподобная Нина Кирсанова. Этот факт казался мне тогда парадоксальным.Помню, с каким волнением набирал ее номер. Она у телефона. Нет, она совсем не

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Мифы о сотворении земли, природы и Человека В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что

Из книги Мифы и предания славян автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Из книги автора

Из книги автора

О ней слагали легенды В прекрасную дочь аварского владетеля Ахмет-хана Солтанет влюблялись многие, но ее внимание сумел привлечь только один человек. Им был кумыкский князь Аммалат-бек из аула Буйнак, племянник самого богатого на плоскости человека – шамхала



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх