План сочинения — Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

«Война и мир»

Урок построен так, чтобы создавать дидактические условия для положительного эмоционального характера процесса обучения: привлечение яркого фактического материала, побуждение к оценке и выражению собственного мнения в отношении изучаемых событий, фактов; стимулирование к развитию своего мировоззрения, создание ситуации успеха.

В начале изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» учащиеся были сориентированы на заключительный урок-обобщение «Нравственные искания Пьера Безухова». В ходе работы выделялись этапы жизненного пути героя, предлагалось подобрать цитаты из романа, воспользоваться материалом литературно-критических исследований. В процессе исследовательской деятельности наряду с анализом ключевых сцен составляется опорная схема этапов жизненного пути Пьера Безухова. Отношение к составлению опорной схемы неоднозначно: взлет или падение тот или иной эпизод жизни? Участие в развлечениях светской молодежи, увлечение идеями Наполеона, масонством - это падение или логика развития характера на пути к совершенствованию, осмыслению и утверждению своего смысла жизни. Таким образом, ломаная линия этапов жизни - это не взлеты и падения - это еще один шаг на пути обретения главного и единственно верного в жизни.

Ход урока

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л. Н. Толстой

    На этапе усвоения материала звучит сообщение учащегося «Мастерство психологического анализа Л.Н. Толстого».

    Лекция учителя «Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого»

Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого

«Все произведения Толстого представляют собой «историю души» за некоторый промежуток времени, - пишет исследователь А.П. Скафтымов. Что происходит в этом промежутке? Персонаж проходит ряд состояний. Причем эти состояния взаимно не безразличны. Они даны не только в чередовании, но и во взаимно оценочном сопоставлении. Они показаны как должное или недолжное, фальшивое или натуральное, ложное или истинное. Каждое состояние имеет при себе различными художественными способами высказанное оценочное суждение, и путем взаимного контраста или параллелизма все они ведут систему обоснования и раскрытия конечных авторских убеждений и призывов».

Толстой пересказывает не итоги внутреннего движения человеческой личности, а проникает в самый процесс ее мышления, ее чувствования. Не удовлетворяясь изображением внешних движений чувства, он обращается к раскрытию самого процесса психической жизни, непрерывного потока возникновения и смены противоречивого состояния различных мыслей, чувств, ощущений, сознательных устремлений и подсознательных импульсов. Задача писателя показать «текучесть человека; то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо.

О характере психологического анализа интересно и верно писал С.Г. Бочаров: «... именно процессу, а не результату уделяет Толстой главное внимание. В одном из писем уже позднего периода Толстой высказал взгляд на задачи психологического анализа: «Главное - работа внутренняя, душевная, и чтобы показана была не окончательная работа, а процесс работы на самом деле».

Толстой глубоко верит в духовный потенциал личности: некоторым толстовским персонажам удается побеждать инстинкт своеволия, индивидуалистического утверждения себя в противовес другим. Во многом спасает стоящая перед ними задача самоотверженного служения ближним, растворения себя в других. «Диалектика души» раскрывается как всеобщая форма внутренней жизни. Толстой обнаруживает «общее» в людях, положительную духовную основу их внутреннего существа, интересуясь теми моментами свободы, когда открывается возможность выбора, решения, определения своих действий, своего поведения. Но чаще всего диалектические процессы душевной жизни изображаются Толстым, когда он обращается к изображению положительных героев, сознательно стремящихся к познанию смысла жизни.

Через борьбу противоположных мотивов человек у Толстого поднимается в определенных жизненных ситуациях к более высокой стадии сознания, когда открываются ему безусловные нравственные ценности, не без утрат, не без возвращения к прежнему самочувствию в дальнейшем.

Толстой не ограничивается изображением сплетения добра и зла в душе человека, он ведет его к разделению противоположных начал, к нравственному суду над собой.

Моменты нравственного возвышения затем сменяются новыми исканиями, разочарованиями и падениями. Сплетение добра и зла остается законом человеческого существования. Но вместе с тем раз испытанное прозрение уже делает героя духовно зрячим, духовно подвижным.

    Составление опорной схемы «Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «война и мир» (беседа с элементами анализа).

Назовите этапы жизненного пути Пьера Безухова

Первая встреча с Пьером . Салон Шерер

- Какие герои выглядят чужими в салоне Шерер? Почему? (портрет и манеры поведения)

Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной.

«Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот молодой человек был незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова... Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. ... этот страх (Анны Павловны) мог относиться к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличающему его от всех в этой гостиной».

Увлечение революционными идеями, Наполеоном.

«Народ отдал ему (Наполеону) власть только затем, чтобы он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, - продолжал мсье Пьер, высказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание все поскорее высказать».

Толстой фиксирует на протяжении всего романа естественно меняющиеся и углубляющиеся стороны его характера и интеллекта.

В начале романа Пьер высказывает непомерную рассеянность, доверчивость, застенчивость, «неумение войти в салон»; его «добродушие, простота и скромность» еще вполне наивны: он болезненно чувствителен, не переносит «вида слез» и сам легко готов плакать; но он еще мало вдумчив, часто «распускает свой рот в беззаботную, веселую улыбку» и не рассуждая поддается (по словам Князя Андрея) «кутежам» и «гусарству».

Развлечения светской молодежи

- Каковы развлечения общества Курагина и Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов и участие в кутежах представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

- Растрачивание жизни в кутежах.

Одной из важных задач Толстого-психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, их подсознательное стремление видеть себя лучше, а значит, интуитивно искать самооправданий.

«... Хорошо бы было поехать к Курагину»,- подумал он, но тотчас же вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Кураги на. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать».

Здесь четко обозначена доминанта внутреннего состояния: Пьеру очень хочется еще раз испытать это удовольствие, несмотря на данное слово, несмотря на то, что он знает, что поступает дурно. Это желание властвует, и весь остальной психологический мир подделывается под него - так и воспринимается наивная казуистика Пьера: «И тотчас же пришла ему в голову мысль, что данное слово ничего не значит потому, что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного».

Пьер - граф Безухов, богатейший и знатнейший человек

- Эйфория от ощущения себя «центром какого-то важного общественного движения»

«Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятии, спрашивать о чем-то главном управляющего, ехать в подмосковное имение...». «Пьеру так естественно казалось, что все его любят... что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его».

Входя постепенно в общество, он осознает свою роль в нем и даже начинает чувствовать себя «центром какого-то важного общего движения», заставляющего быть «в состоянии кроткого и веселого опьянения»; он уже думает о своей «карьере» и испытывает «чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага», и если ранее собственные его речи казались ему «глупыми», «то теперь все, что не говорил он, все выходило Charmant » (очаровательно).

- Женитьба на Элен

Толстой стремится к тому, чтобы каждый элемент внутренней жизни был обозначен словом предельно точно. В приведенном отрывке чувство Пьера к Элен характеризуется словами «гадкое», «запрещенное», снова «гадкое», «противуестественное» и, наконец, «нечестное».

«Он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа,- думал он. - Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное...» - думал он; ... и сознавал, что в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой...» И опять он говорил себе, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было в этом браке... и на него нашел ужас, не связал ли уж он себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое очевидно не хорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою».

Сцены имеют большое значение для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, неискушенности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру-наследнику). С одной стороны, брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться.

- Масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

Брак с Элен и отношения с Долоховым многому научили Пьера. Он стал вполне «взрослым». Толстой посвящает сильные страницы тому, как Пьер, женившись, «перерабатывал один в себе свое горе». Писатель обнажает новые стороны характера героя: стремительное развитие моральной требовательности, глубокое возмущение недостойным поведением людей и вспыльчивость («Я тебя убью!»- кричит он Элен). Пьер мужает. Исчезает его простодушная беззаботность. Все более и более занимают его тревожные вопросы жизни, ее смысла и целей, - «как будто в голове его свернулся

Пьер отходит от «светского» круга людей, он видит всю тщету знатности и богатства («и зачем нужны эти деньги?» - думает он); он чувствует всю неизбежную «подверженность» человека «злу и смерти» и мучительно переоценивает свои прошлые понятия и стремления («все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение».) К 1812 г. еще и еще властнее становится его требования найти какой-то высокий смысл жизни; он сближается с идеями масонства в котором его соблазняет иллюзорное «наслаждение верить в возможность достижения совершенства и возможность братской... любви между людьми».

- Дуэль с Долоховым

После дуэли Пьер находится в тяжелом нравственно-психологическом состоянии: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»- спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов...»

Характеризуя нравственно-психологическое состояние Пьера в момент идейного кризиса, автор говорит: «Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным и отвратительным». Не случайно Осип Алексеевич Баз леев осуждает образ мыслей Пьера как «однообразный плод гордости, лени и невежества», «печальное заблуждение». Жизнь Пьера, проходящая в «буйных оргиях и разврате», порождает психологию сомнения во всем и неверия в идеал. Толстой убеждает читателя в том, что социальная практика человека имеет огромное значение для его внутреннего духовного мира.

Размышления после дуэли: «Что ж было? спрашивал он сам себя. Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого?»

Во-первых, Пьер не убивал Долохова, но в его сознании дело обстоит именно так: убил, или почти убил, или мог убить - для Пьера, по большому нравственному счету, все равно. Во-вторых, примечательно, что Пьер почти сразу же, осознав в полной мере факт дуэли, задает себе ключевой вопрос: «Как я дошел до этого? » Он охвачен нравственным смятением: ощущение непоправимости, ложности его жизни, которое смутно бродило в нем еще с момента объяснения в любви, делается определенным и мучительно острым, вызывая настоятельную потребность разобраться в причинах зла.

Заметим, что Пьер акцентирует внимание именно на самом себе: не «что меня довело до дуэли», а как я, Пьер Безухов, дошел до того, что смог убить человека?» Пьер ищет зло в себе - это очень доказательно для нравственной ориентации лучших героев Толстого.

«Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что обманул и себя и ее...» Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений... «Она во всем, во всем она одна виновата... Но что из этого? Зачем я себя связал с нею? ... Я виноват... »

ЖЕСТОКИЙ КРИЗИС

- Полное внутреннее опустошение

Он мучается после женитьбы, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Пьер неминуемо шел к полному внутреннему опустошению, превращению в добродушного отставного камергера, «тип которого он так глубоко презирал семь лет назад». Правда, Пьер имел способность «слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие». В московских гостиных Пьер приходит к ощущению своего одиночества, «призрачности» всей окружающей его жизни и потому не может вступать с ней во внутренне содержательное взаимодействие. Он спасался от жизни вином, женщинами, развлечениями. Он горько оплакивал себя и свои надежды на разумную и плодотворную деятельность: «Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства?» Он бился, страдал, искал новой дороги в жизни, он верил в торжество высшей правды на земле, но «силою обстоятельств» был приведен к этому бездуховному существованию, драматически переживая разрыв между религиозно-нравственными воззрениями и практикой своей жизни. Пьер не мог примириться с этим разрывом, не мог «распутать тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его...».

О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в его голове свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

- Вступление в масонство, бурная деятельность.

Масонство с позиции «диалектики души»

Нравственно-психологическое состояние Пьера в момент сближения с масонами и посвящения в «братство вольных каменщиков» сложно и противоречиво. С одной стороны, он мечтает о «деятельностно-добродетельной жизни», о любовной братской гармонии на земле, ощущает потребность содействовать этой гармонии. Но незаметно для себя Пьер отдается самолюбивой мечте «Исправить весь род человеческий».

По Толстому, инициативная деятельность личности - проявление того самолюбия и честолюбия, которые связаны с «отдельностью» человеческого существования, эгоистического соревнования с другими.

Таким образом, «диалектика души» и проявляется как изображение двух неразрывно связанных психологических процессов во внутреннем мире героя-персонажа: обострение нравственных сил сливается с мечтой о роли проповедника и утешителя.

Отказаться от «произвола» - значит избавиться от преувеличенного чувства личности, от невозможности поступать в согласии с велениями нравственного закона вследствие своего «неразумия», добровольно подчинить «свою волю тому и тем. которые знали несомненную истину».

- Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество?

Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринимает в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону.

Деятельность Пьера в масонском обществе убеждает, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми. Видя социальную несправедливость мира, он не принимает мысли о социальном преобразовании общества.

Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, предлагая абстрактную проповедь «добра и истины».

Метафизическое учение масонов мало занимало Пьера: это «некое таинство» не представлялось ему существенным. Он не примкнул к числу братьев «занятых исключительно

таинствами науки ордена... или о трех началах вещей...». «Сердце его не лежало к мистической стороне масонства». Задачи нравственного совершенствования тоже не занимали Пьера, потому что уже в первый момент «обращения» он « с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно добро». Содержанием своей будущей деятельности он положил «исправление рода человеческого».

- Разочарование, кризис масонства

Вскоре после вступления в орден обозначилось расхождение Пьера с масонами: он не мог ограничиться задачами созерцательного погружения в себя и требовал деятельностной помощи другим. Он стремился «противодействовать злу, царствующему в мире». Пьер отправляется в свои киевские имения.

Но действительность оказывается сильнее филантропических распоряжений и частных вмешательств. К тому же Пьер лишен трезвого практического сознания, живого интереса к процессам хозяйственной жизни, «практической цепкости».

Воссоединение с Элен

Толстой вводит читателя во внутренний мир ищущего, размышляющего героя. «Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не сможет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его...»

Чувствуя свою внутреннюю свободу, Пьер преодолевает мягкосердечие, склонность не обманывать ожидания собеседника, не обижать его отказом. Он борется со своей коренной особенностью, чтобы не повторить ошибку, не вернуться к прежним условиям существования.

Завершающее звено этой истории - примирение с Элен. Это примирение было одновременно также и актом доброй воли и причинно обусловленным действием. Пьер оказался тогда в состоянии полной разочарованности русским масонством, возвращение к жене и стало возможным в условиях тоски и нравственного тупика. Вместе с тем Пьер по-прежнему осознает свою волю не иначе как свободною. Он так объясняет свое решение: «я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».

Выход из морального тупика. Отечественная война 1812 года

Пьер накануне Отечественной войны

Приближающаяся катастрофа радовала Пьера, как могущая изменить всю ею жизнь, вывести его из «заколдованного ничтожного мира московских привычек» и обратить к «великому подвигу и великому счастию».

Катастрофа стала нравственно необходимой для Пьера: только она могла повернуть его к новому жизненному содержанию. Недаром он испытывал «приятное чувство сознания того, что все то. что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...».

Тот внутренний нравственный перелом, который переживает Пьер не случайно связан с национально-историческими событиями Отечественной войны 1812 г.

Задача изгнания захватчиков объединяет Пьера, как и других лучших людей из дворян, с народом. Потребовалось героическое состояние мира, чтобы Пьер сблизился с народом, который совершает подвиг изгнания захватчиков. Он находит себя духовно, потому что ему открывается народное содержание жизни. Он обретает почву для преодоления эгоистического обособленного существования, бесплодной сосредоточенности на себе. Живущая в нем потребность высшей правды и добра находит полное удовлетворение, и он желает лишь «солдатом быть, просто солдатом».

- Бородино Пьера, на батарее Раевского

По моральной отзывчивости Пьер не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участников национально-освободительной войны. Оказавшись среди солдат и ополченцев, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: « Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевши тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было... чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Беглая встреча с солдатом, заявившем о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободною от предрассудков светской среды Пьера с людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера постепенно наполняется русским народным содержанием.

Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма? Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

«Они в понятии Пьера были солдаты, - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, - они ясно и резко отделялись в его мысли от других людей. «Солдатом быть, просто солдатом!» - думал Пьер.

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «...Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают»,- думает Пьер.

Скрытая теплота патриотизма

Потрясенный кровавой трагедией, Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру. В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним. « Они поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А о н и...о н и все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!».

Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости.

Только в обстоятельствах войны и плена изменяются взаимоотношения Пьера и людей из народа: Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря.

В захваченной Москве: спасение ребенка, заступничество за армян, решение убить Наполеона

«Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. Пьер... схватил ее с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывающую и мокрую девочку, побежал... Пьер еще сильнее в эту минуту ощущал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его, когда он побежал спасать ребенка». «Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уже рвал с шеи армянки ожерелье...

Оставьте эту женщину, - бешеным голосом прохрипел Пьер, схватив длинного, сутуловатого солдата за плечи и отбрасывая его прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятирялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нему кулаками».

«Он должен был, скрывая имя свое, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». « Два одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера к его намерению. Первое было чувство потребности жертвы и страдания при осознании общего несчастья... другое - было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Пленение, расстрел русских пленных французами. Состояние после расстрела

« Он помнил, что бил кого-то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье».

Вся сцена расстрела дана через восприятие нравственно потрясенного Пьера: «На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце». Французские солдаты вместе с Пьером переживают расстрел пленных, как бессмысленную жестокость, как то зло, на которое нравственная природа может реагировать лишь отвращением.

Нравственно-психологическое состояние героя автор передает средствами образного сравнения: «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. ... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Расстрел пленных русских французами воспринимается Пьером как бессмысленное и жестокое убийство. В результате виденного и пережитого он оказался в состоянии полного опустошения, внутреннего рас паза и хаоса: «Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины».

Это состояние бессмысленности и абсурдности жизни снимается благодаря встрече с Платоном Каратаевым.

Встреча с Платоном Каратаевым

В минуту полнейшего неблагообразия всего, смятения требовалась лишь любовь к добру. Любовь Платона Каратаева, как драгоценная влага, оживила Пьера и вернула к жизни. «И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». В ту же ночь Пьер почувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигается в душе его». Каратаев, таким образом, помог Пьеру в тяжелую минуту внутреннего кризиса.

«Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка».

«Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления». Пьер Безухов принял душевное здоровье народа, согласие с самим собою, способность к духовному преодолению обстоятельств.

Чем Каратаев так подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В ключевые моменты нравственных переломов, когда герою открывается что-то чрезвычайно важное с точки зрения Толстого, автор вообще отказывается от воспроизведения внутреннего голоса героя, - все психологические процессы изображаются исключительно в рассказе повествователя.

Изображение нравственных сдвигов, которые произошли во время плена: «Он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою... он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, - и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то. что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминаний тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными».

Доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни -покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения - абсолютным отсутствием разума («не своим умом - божьим судом»), В Каратаеве главное - всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает материалом жизненности для Пьера, своего любимого героя.

Размышление о счастье, понимание «всей силы жизненности»

В драматических испытаниях нуждою, крайними лишениями в плену он обретает давно желанную внутреннюю свободу. Потом в течение всей остальной жизни «Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и. главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытал только в то время». Прелом, пережитый в плену, сводится к «новому, неиспытанному чувству радости и крепости жизни».

Пьер, испытавший «почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек», всем существом своим приходит к пониманию жизни как высшего блага и возможной гармонии на земле. Жизнь в его восприятии есть любовь, т.е. бог: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». Писатель передает диалектику самой жизни в этом изображении тяжелых физических страданий Пьера, приведших его, однако, к жизнеутверждеиию.

«Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того, свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представились теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека... Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни».

« В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую утешительную истину - он узнал, что на свете нет ничего страшного».

«Теперь только он понял всю силе жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека». « Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

Нравственное обновление в плену

Вынужденный в реальной жизни подчиняться вышестоящим над ним. Пьер вместе с тем с необычной острогой переживает свою внутреннюю нравственную свободу, которая и проявляется в его способности к романтическому возвышению над враждебной действительностью, к ее духовному преодолению, к острому ощущению своей «вневременности». В нем в этот момент активизируется и становится действительным то «сознание», которое, по Толстому, открывает человеку его абсолютную духовность, т.е. «я» вне времени», «вне причины», и само - причина всякого проявления жизни.

Понимание своей неразрывности с природой приходит к Пьеру в водовороте событий, в суровых испытаниях войной и смертью. Он переживает здесь нравственное возрождение, проявляющееся в радостном ощущении высшего смысла жизни.

Положение пленного лишь обостряет в нем сознание своей неистребимости, органической связи с вселенскими процессами.

Метод «диалектики души» предполагает, что внутренняя свобода героя-персонажа проявляется как мгновенная вспышка самосознания, неоспоримое ощущение причастности к мировой гармонии.

Послевоенное обновление. Преддекабристская деятельность

- Освобождение из плена. Изменение мировосприятия.

Год Отечественной войны пробуждает в нем горячие патриотические чувства и, отвращая от масонской метафизики, всецело связывает с реальными нуждами, задачами и стремлениями народа. Он чувствует «невозможность продолжать прежнюю жизнь» и хочет «избавиться от сложной путаницы требований жизни», одолевшей его в течение ряда лет. В XIII главе 4 части 4 тома Толстой отводит целые страницы объяснению тех перемен, которые обозначились в характере и миросозерцании его героя, пережившего бурные внешние события и личные испытания, и теперь, после войны и «народной защиты», уже видевшего «необычайно могущественную силу жизненности», которая «поддерживала жизнь» целого «особенного и единого» русского народа.

«Радостное чувство свободы - той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления».

«Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... Теперь на вопрос - зачем? В душе его всегда был готов простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

Встреча с Наташей, любовь, брак

Большим дитей называют Пьера и Николай и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу.

На первом в ее взрослой жизни балу он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласит танцевать, и попросит своего друга, Андрея, ангажировать ее. Пьер ужаснулся, узнав о попытке Наташи бежать с Анатолем, но потом будет потрясен глубиной ее раскаяния, страданиями, попыткой отравиться. Он восхитился ее умением даже в такие страшные минуты жизни думать больше о других, чем о себе.

Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Любовь возродит их души. Места сомнениям не останется, все заполнит любовь.

Обретение смысла жизни в семье, общественной деятельности.

«И по старой привычке он задал себе вопрос: ну, а потом что? Что я буду делать? И тотчас же отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!»

В эпилоге к роману Пьер живет уже «большим домом»; он занят прогрессивной общественной деятельностью, он мыслит новыми, характерными для преддекабристской поры понятиями, и этот «самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой», как степенный муж и отец, покупает все для дома, не забывая ни «подарков», ни «игрушек».

Так, рассматривая сложный жизненный путь своего героя. Толстой реалистично судит о стадиях длительного развития его личности.

Л.Н. Толстой показывает два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное - внешнее благополучие, богатство, карьера; для других - ценности духовные, т.е. жизнь не только для самих себя. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Главная мудрость, к которой он пришел: «... ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

После войны, в мирных условиях, Пьер в новом витке идейно-творческого развития. «В духовном развитии Пьера декабризм знаменует одновременно шаг вперед и назад. Вперед в том смысле, что означает выход из сферы нравственного умозрения на поприще практической деятельности и гражданской самоотверженности. Назад потому, что означает отказ от нравственной истины, открытой ему Каратаевым».

С одной стороны, Пьер сохраняет обретенное в войне глубокое нравственное содержание и отстаивает служение «добру»: «А я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро. И пусть будет одно знамя: деятельная добродетель».

Но с другой стороны, оказавшись вне народа, он возвращается в декабризме, казалось бы, к преодоленному чувству личности. У Пьера появляется самонадеянность, которая проявляется в его рассказе о его политической деятельности в Петербурге. Мысль о том. что от него, Пьера, зависят судьбы не только возглавляемого им «общества», но и судьбы России, связана с верой в возможность и плодотворность революционного, волюнтаристического по Толстому. Гражданская активность приводит героя к преувеличенному представлению о возможностях сознательного, произвольного воздействия на ход исторического процесса.

4. В заключении могут быть предложены письменные работы по изученному материалу:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»?

Как вы понимаете слова Л. Толстого?

Насколько жизненный путь Пьера отражает этот девиз самого писателя?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕСИН А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин.- М: Просвещение, 1988.

КУРЛЯНДСКАЯ Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского/ Г.Б. Курляндская. - М.: Просвещение, 1988.

БОЧАРОВ С.П. Роман Л. Толстого «Война и мир»/ С.П. Бочаров. - М.: Просвещение, 1976.

Русская литература. 10 класс. Хрестоматия историко - литературных материалов; опорная схема к образу героя; иллюстрации к роману.

В романе «Война и мир» мы видим описание жизни и деятельности большого количества людей, но лишь немногие из них проходят путь своего нравственного роста, духовной эволюции. К таким героям принадле­жит любимый персонаж Толстого Пьер Безухов, чей жизненный путь был сложен и труден, полон разоча­рований, потерь, но, вместе с тем и открытий, обрете­ний истинных ценностей человеческих.

Выросший за границей, незаконный сын видного екатерининского вельможи, он привез в Россию усво­енные им свободолюбивые идеи французских просве­тителей, которые не имеют ничего общего с русской действительностью. Оттого в отношении к нему свет­ского общества сквозит недоверие и насторожен­ность, которые лишь усиливаются при каждом про­ступке наивного, непосредственного Пьера. В жизни каждого человека имеют место свои ошибки и заблу­ждения. Молодой граф Безухов, не видя цели в жиз­ни, предаётся кутежам и бесчинствам в кружках Ку-рагина и Долохова, идет на поводу у плотских жела­ний и не сопротивляется ловко обустроенной князем Василием женитьбе на красавице Элен. Этот брак по расчету стал причиной глубочайших разочарований Пьера, усилив его смятение. Граф осознает всю бес­смысленность своего существования, лишенного идеалов, веры, надежды. И начинается мучительный поиск того, что могло бы стать смыслом жизни, дать новые силы. «Что дурно? Что хорошо? Что надо лю­бить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? », - спрашивает себя Пьер и не находит ответы на эти вопросы. В таком состоянии душевного смятения он вступил в одну из масонских лож. В религиоз­но-мистических откровениях масонов Безухова заин­тересовала их заповедь о надобности «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». Бу­дучи человеком увлекающимся, Пьер активно вклю­чается в новую для него деятельность. Он создает про­ект преобразования ордена масонов, где призывает к деятельности во благо человека, вносит предложения о практической помощи ближнему. Встретив протест со стороны членов масонской ложи, Безухов понима­ет, что истинные взгляды масонов на жизнь расходят­ся с теми, что они высказывают на, проповедях. И здесь, как в светском обществе, от которого он бежал, преследуются те же цели наживы, карьеризма и соб­ственной выгоды во всем.

Как почти любого человека его времени, Пьера Бе­зухова интересовал образ Наполеона - сильного че­ловека, непобедимого полководца, идущего напро­лом. Но Отечественная война 1812 года становится этапом переосмысления взглядов и убеждений графа. Он видит, что его кумир - эгоистичный деспот, про­ливающий кровь миллионов людей ради утвержде­ния своего мирового господства.

Решающее значение в формировании взглядов Пьера сыграло сближение его с народом, с русскими солдатами. Он восхищается их мужеством, безогляд­ной смелостью, истинным патриотизмом, живущим в их душах. Находясь под впечатлением от увиденного героизма русских людей, Безухов принимает реше­ние участвовать в Бородинском сражении.

Весьма показательно описание пейзажа Бородин­ского поля перед началом битвы - «крепительная свежесть утреннего заморозка», «волшебно-хру­стальный блеск», и даже неприглядные картины в этой атмосфере казались «чем-то успокоительно-пре­красным». По своему обыкновению, Толстой раскры­вает настроение героя через восприятие им красоты и величественности природы. Именно картина пейзажа помогает Пьеру осознать величие и значительность происходящего.

Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова ста­новится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно же­лающего цельности и гармонии в своей жизни, яви­лось откровением. «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни». По словам Наташи Ростовой, увидевшей Пьера после долгой раз­луки, «он сделался какой-то чистый,., свежий; точно из бани... морально из бани».

Пьер не стал приверженцем непротивленческой философии Каратаева, но общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития ге­роя. Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле. Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и со­ставляют силу, то людям честным надо сделать толь­ко то же самое».

Даже счастливая семейная жизнь с Наташей Рос­товой не останавливает деятельность Пьера на благо общества. Он верит в возрождение России, верит в силу народную. И видит смысл жизни только в безза­ветном служении отчизне, своему народу.

Это о нем и о таких, как он, Толстой сказал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, оши­баться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойст­вие- душевная подлость».

Юный герой жил и учился за границей, вернувшись на Родину к двадцати годам. Мальчик страдал от того, что был незаконнорожденный ребенок знатного происхождения.

Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир» - это поиск смысла человеческого бытия, формирование сознательно зрелого члена общества.

Петербургские приключения

Первый выход в свет молодого графа состоялся на званый вечер Анны Шеррер, с описания которого начинается эпическое произведение Льва Толстого. Угловатый парень, имеющий сходство с медведем, не был ловок в придворном этикете, позволял себе поведение, несколько неучтивое по отношению к вельможам.

После десяти лет строгого воспитания, лишенной родительской любви, парень попадает в общество непутевого князя Курагина. Начинается разгульная жизнь без ограничений гувернеров, предрассудков и контроля.

Алкоголь льется рекой, в шумной компании гуляют дети богатых представителей знати. Редко бывают случаи нехватки денег, мало кто осмеливается пожаловаться на гусар.

Пьер молод, еще не пришло осознание собственной личности, нет тяги к какому-либо занятию. Кутеж съедает время, дни кажутся насыщенными и веселыми. Но однажды компания в пьяном угаре привязала караульного к спине дрессированного медведя. Зверя отпустили в Неву и хохотали, глядя на орущего стража порядка.

Терпению общества пришел конец, зачинщиков хулиганства разжаловали в звании, а оступившегося юношу отправили к отцу.

Борьба за наследство

Прибыв в Москву, Пьер узнает, что Кирилл Безухов лежит болен. У старого вельможи было много детей, все незаконнорожденные без права на наследство. Предвидя жестокую борьбу за богатство, оставленное им после своей кончины, отец просит императора Александра I признать Пьера законным сыном и наследником.

Начинаются интриги, связанные с переделом капитала и недвижимости. В борьбу за наследство Безуховых вступает влиятельный князь Василий Курагин, планируя женить молодого графа на своей дочери.

Потеряв отца, молодой человек впадает в депрессию. Одиночество заставляет его замкнуться, его не радует богатство и титул графа, свалившийся неожиданно. Демонстрируя заботу об неопытном наследнике, князь Курагин устраивает ему престижное место в дипломатическом корпусе.

Влюбленность и женитьба

Элен была красавицей, соблазнительная, умеющая строить глазки. Девушка знала, что нравится мужчинам и как привлечь к себе внимание. Поймать в свои сети нерасторопного молодого человека не составляло особенного труда.

Пьер был окрылен, нимфа казалась ему такой фантастической, недосягаемой, тайно желанной. Ему хотелось обладать ею так сильно, что не было сил озвучить свои чувства. Развив в душе кавалера страсть и смятение, князь Курагин с усилием организовал и объявил помолвку Безухова со своей дочерью.
Их брак стал разочарованием для мужчины. Напрасно он искал признаки женской мудрости в своей избраннице. Им совершенно не о чем было побеседовать. Жена не знала ничего из того, чем интересовался супруг. Напротив, все чего хотелось или о чем мечтала Элен, было мелочным, не достойным внимания.

Разрыв отношений и возвращение в Петербург

Связь графини Безуховой с Долоховым стала известна всем, любовники не скрывали это, проводили вместе много времени. Граф вызывает Долохова на дуэль, оскорбленный болезненной ситуацией. Ранив соперника, мужчина остался совершенно невредимым.

Поняв, наконец, что связал свою жизнь не с целомудренной скромницей, а с женщиной, циничной и развратной, граф отправляется в столицу. Ненависть терзала его сердце, опустошение болью заполнило душу. Крах надежд на спокойную семейную жизнь поверг Пьера в уныние, существование лишилось всяческого смысла.

Неудачный брак принес графу несчастье, он отвернулся от своих религиозных взглядов, став членом масонского общества. Ему очень хотелось быть нужным кому-то, превратить свою жизнь в поток добродетельных поступков, стать безупречным членом общества.

Безухов приступает к улучшению жизни крестьян, но у него ничего не получается, навести желаемый порядок в имениях сложнее, чем ему казалось. Тем имение, граф становится главой петербургского масонского общества.

Перед войной

Воссоединение с Элен состоялось в 1809 году под давлением тестя. Жена любила светскую жизнь, кружила на балах головы мужчинам. Пьер привык считать ее своим наказанием господним и терпеливо нес свою ношу.

Пару раз стараниями любовников своей жены ему делали повышение на государственной службе. От этого становилось совсем противно и стыдно. Герой страдает, переосмысливает жизнь и меняется внутренне.

Единственной отрадой Пьера была дружба с Наташей Ростовой, но после ее помолвки с Князем Болконским пришлось отказаться от приятельских визитов. Судьба сделала новый зигзаг.

Разочаровавшись в очередной раз в своем человеческом назначении, Безухов ведет беспорядочный образ жизни. Перенесенные потрясения кардинально меняют облик героя. Он возвращается в Москву, где находит шумные компании, шампанское и ночное веселье, чтобы заглушить душевную боль.

Война меняет мировоззрение

Безухов уходит на фронт добровольцем, когда французская армия подошла к Москве. Бородинское сражение стало знаменательной датой в жизни Пьера. Море крови, поле, устланное телами солдат, патриот Безухов не забудет никогда.

Четыре недели плена стали переломными для героя. Все, что раньше казалось важным, выглядело ничтожным в условиях вражеской агрессии. Теперь граф знал, как надо строить свою жизнь.

Семья и дети

После освобождения из плена стало известно о кончине Элен. Оставшись вдовцом, Безухов возобновил дружбу с Наташей, которая в горе переживала гибель Андрея Болконского. Это был другой Пьер, война очистила его душу.

В 1813 году он венчается с Наташей Ростовой в надежде обрести свое счастье. Три дочери и сын составили смысл жизни героя, который никак не мог угомонить свою тягу к всеобщему благу и добродетели.

Лев Толстой любит своего героя, который напоминает в чем-то автора. Например, своим отвращением к войне, истинным гуманизмом и доброжелательным отношением ко всему миру.

«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино?

Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Тест по произведению

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх