Николай васильевич томский памятник на воробьевых горах. Томский николай васильевич - советский художник-скульптор

Н. Томский. Монумент «Защитникам Родины» в Саранске. Фрагмент. Бронза, гранит. 1970.

Томский Николай Васильевич, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР

В самой природе человека заложено стремление к прекрасному. А искусство - одна из форм человеческой деятельности, раскрывающая самое красивое в жизни и прежде всего в человеке. Художник обращается прямо к чувству зрителей, поднимает в их душе порыв к возвышенному, стремление к великим целям, утверждению которых отдавали все силы, всю жизнь лучшие из людей.

Такое понимание высокого назначения искусства складывалось у меня на протяжении многих лет. Укреплялось, становилось все убежденнее по мере того, как я снова и снова обращался к образу строителя нового общества, к образу коммуниста.
Еще будучи студентом Высшей школы изящных искусств в Петрограде, я, вчерашний крестьянин и солдат, задумывался о главной теме, над которой стану работать.
В ту пору выполнил свой первый портрет Владимира Ильича Ленина. С его именем связано для народа все великое и мудрое. Одновременно завершил композицию «Ленин и комсомол» - хотел подчеркнуть в ней, что ленинские идеи бессмертны. Им будут верны новые и новые поколения молодых борцов.
Постепенно отчетливее понимал: воплотить величие, преобразующую силу идей Ленина - значит показать в искусстве, как эти идеи овладевают массами, как влекут и вдохновляют самые светлые и благородные умы и самые чистые, горячие сердца. Поэтому рядом с вождем нужно воссоздать прекрасные образы тех, для кого строительство коммунистического общества - главная цель, смысл жизни. Так в мое искусство вошел образ соратников Ленина - образ коммуниста, борца за прекрасное будущее. Его целеустремленность, благородство, непреклонность в достижении великой цели мечтал я воплотить в скульптуре.

Жизнь словно бы сама открывала возможности для обретения мастерства. По предложению моего доброго и внимательного учителя Всеволода Всеволодовича Лишева, тонкого мастера-реалиста, я несколько лет работал над реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Это очень обогатило творчески, много дало для изучения пластики, прежде всего форм человеческого тела. Увлеченный, стал серьезно изучать русскую классику, творчество Федота Шубина, Михаила Козловского, Федоса Щедрина, Ивана Мартоса, Василия Демут-Малиновского. Их бессмертные произведения раскрыли драгоценные секреты высокого реалистического мастерства.
Но великий город на Неве вдохновлял не только своим прошлым. Еще сильнее притягивало могучее, дерзкое, истинно творческое настоящее. Тогда, в начале 30-х годов, Ленинградский обком партии возглавлял Сергей Миронович Киров. В революционном Питере его все необыкновенно любили. Особенно рабочие. Они боготворили своего Мироныча за простоту и мудрость, внимание к людям, непримиримость ко всему, что мешало строить новое. Бесценной школой правды в искусстве стала работа над образом Кирова. Хотелось воплотить его таким, каким был он в жизни: полным энергии, жизнерадостным, бодро идущим вперед «тем шагом свободным, каким он в сраженья ходил», как написал о пламенном большевике поэт Н. Тихонов.
Многому научили тогда сами питерские рабочие. В выходные по нескольку человек приходили они, внимательно всматривались в каждую намечаемую черту дорогого облика. Подсказывали: «Нет, так непохож. Мироныч вот каким был…» И вспоминали особенную, заразительную улыбку Кирова. Или леплю одежду, а они требуют, чтобы каждая складочка на гимнастерке двигалась. Иначе будет не Мироныч: крепко сбитый, упругий, он всегда был в движении, в порыве. Я ищу нужный образ, понимая, как они правы: чутьем угадывают важное требование искусства - ни одна, даже, казалось бы, третьестепенная деталь в портрете не смеет быть равнодушной, безликой, нейтральной… Все подчиняется образу человека и служит раскрытию его внутренней сущности.

Н. Томский. Эскизы к проекту памятника «Освобождение Старой Руссы от фашитских оккупантов». Гипс. 1963-1964

Шли годы. В полный рост вставал перед человечеством гражданин первого на планете государства рабочих и крестьян, творец нового общества, исполненный душевной силы, открытости к людям, готовности к подвигу. Образ воистину достойный искусства!
К выставке «Индустрия социализма» 1937 года я задумал портрет знатного рабочего. Отправился на завод с просьбой показать лучшего кузнеца, работающего в современном цехе.
Вот и тот, кто вам нужен,- знакомит директор меня с только что вошедшим невысокого роста, щуплым, сутулым человеком. Пожимаю его руку, а сам думаю: «Никакой знатности. Ну как его лепить?..» Идем по цеху, и уже в конце замечаю сильного, высокого человека, властно командующего громадой механизма. Направив огромными клещами деталь, мастер, подав сигнал, заставляет тяжелый молот послушно двигаться вверх-вниз. Я остановился в восхищении - вот бы кого вылепить! А директор недоумевает: «Вы же только что с ним познакомились…» Да, на глазах перерождается, предстает во всей своей силе и красоте человек, когда он целиком захвачен любимой работой. Я лепил кузнеца и думал: какая это творческая радость - воплощать в искусстве наш советский характер!
Сколько раз выпадало потом в жизни это счастье! В Волгограде, на знаменитом тракторном заводе, делал портрет молодого рабочего. Необыкновенно легко было работать. Как-то на одном дыхании он получился: выразительное лицо, весь облик жизнеутверждающий, полный красивого и гордого достоинства. Волгоградцы переживали особую гордость за свой город - непобедимую волжскую твердыню. И это чувство я постарался воплотить в скульптурном портрете их молодого земляка. Мало того, работать над портретом удивительно обаятельного рабочего парня было увлекательно еще и потому, что в нем отчетливо читались черты лучших представителей героического советского рабочего класса: убежденное сознание себя хозяином страны, решительность в преодолении трудностей, неиссякаемый жизненный оптимизм.
Чтобы герой полнее раскрылся и стала видна та истинная душевная красота, что никогда не кричит громко, не выставляет себя напоказ, во время сеансов позирования я разговариваю с теми, над чьими портретами работаю. Стараюсь узнать, чем живет человек, в чем видит смысл жизни, какая у него цель. Помню, беседуем мы с бригадиром каменщиков из Вологды Николаем Маховым, и невольно поражают широта его интересов, непосредственное, но хозяйское, государственное отношение к жизни.

Бывает, конечно, иногда нелегко,- говорил строитель. - Но вспомнишь, как дед жил, в каких условиях трудился, представишь тех, кто в морозы возводит плотины, чтобы миллионам людей тепло было, и от одной такой мысли на душе становится светло и радостно, и руки жаждут настоящей работы.
Каждая встреча с новым героем становилась для меня не
просто встречей скульптора и его модели, но перерастала в творческий диалог словно бы с самой жизнью, с великим народом, самоотверженно строящим будущее, уверенным в правоте своего дела. Образ нового человека день ото дня обогащается духовностью, внутренней значительностью. Однако главное в нем неизменно - глубина мыслей и чувств, идейность, волевой характер, стремление отстоять мир на планете. За этим общим, которое надо уметь выразить, нужно непременно найти еще индивидуальные, характерные черты конкретного человека, которые делают образ жизненным, самобытным, ни на кого больше не похожим. Воспитывая в себе такое уменье, я повсюду, где приходилось бывать, старался найти интересных людей. Так было в Севастополе и Риме, Вологде и Париже, Саранске и Кракове, Волгограде и Софии, в грузинском колхозе и в кабинете польского коммуниста.
За границей, как нигде, ощущаешь себя полпредом советского искусства. Познакомившись в Париже с французским шахтером-коммунистом Жозефом Гельтоном, я загорелся желанием сделать его портрет. Очень привлек темперамент этого человека, выразительная лепка мужественного лица, на котором отражались все чувства. И вот первый сеанс в мастерской известного французского скульптора Орикоста, ученика О. Родена и А. Бурделя. Только начал - появилось человек восемь молодых художников разных стран, приехавших учиться у мастера. Стоят, смотрят внимательно, перешептываются. Когда закончил сеанс, один молодой англичанин не без колебаний решился мне показать свои работы. Раскрыл я альбом и увидел прекрасные реалистические произведения. А другую часть листов он все рукой прикрывает. Но я заглянул и туда - конечно, одни формалистические упражнения… Говорю:
Зачем вы от настоящего богатства отказываетесь? «Новизной» вы меня не поразили. Так у нас неопытные скульпторы начинают делать каркас. Неужели мастерство, которого добивались огромным трудом, хотите потратить на то, что любой мальчишка сделает, и даже лучше, непосредственнее…
Выявить самое главное, человечное в характере портретируемого - вот благородная и благодарная задача. Когда нужно передать активное движение или сложное положение фигуры в пространстве, я беру бронзу. Камень помогает подчеркнуть эпические, монументальные черты образа, выразить величие духа… Все это и еще многое можно было сказать тем молодым скульпторам. Не думайте, что мы можем исправлять природу. Не будем бояться быть подражателями, будем выполнять лишь то, что видим, но пусть эта копия пройдет через наше сердце раньше, чем через нашу руку; в ней будет достаточно оригинальности».

На другой день, был уверен, поработаю спокойно. Не тут-то было - пришли. Все. А не очень- то сподручно работать, когда тебе в затылок глядят несколько пар глаз. Закончил портрет. Мой портретируемый встал, попрощался и вдруг уже у самой двери с каким-то горячим торжеством воскликнул, обращаясь к зрителям: «Вот как надо работать!»
Это были слова одобрения советскому реалистическому искусству. И, видимо, портрет вышел удачным… Сделан он в свободной экспрессивной манере, чтобы характер модели предстал в ее грубоватой, темпераментной непосредственности. Так же выполнил потом несколько портретов выдающихся деятелей культуры, борцов за мир. В облике члена Всемирного Совета Мира священнослужителя Хьюлетта Джонсона - в мягкости черт, спокойном взгляде - стремился выразить читавшиеся в его лице доброту, человечность, ум. С большим увлечением работал над образом мексиканского художника Диего Риверы. В Мексике ему установлен памятник, в котором по желанию самого художника повторен этот выполненный мною портрет. Портрет всегда служит основой при создании монументов.
К 150-летию Бородинской битвы я работал над памятником Кутузову. Это была очень близкая мне, бывшему солдату, тема русского героизма. Испытывал волнение и гордость оттого, что должен воссоздать один из величайших подвигов моего народа. Кутузов изображен в кульминационный момент исторической драмы: принято решение оставить Москву… Я изучил тогда все, что могли рассказать документы, труды историков, творения искусства о великой битве, ее героях. Вдоль постамента встали «Полководцы», «Партизаны»… Сыны Бородина! Каждый достоин памятника. Я выполнил их более чем в натуральную величину в высоком рельефе, порою почти достигающем объемности круглой скульптуры. Характеры победителей над Наполеоном представали передо мной живыми особенно благодаря недавней работе над образами советских воинов, одолевших фашизм,- летчиков, дважды и трижды Героев Советского Союза.
Начал тогда с портрета защитника дорогого мне Ленинграда П. А. Покрышева. Как обычно, попросил героя рассказать о себе, о подвиге, который он совершил. В ответ услышал: «Какой подвиг?.. Я сделал только то, что сделал бы на моем месте любой мой товарищ». Пришлось пойти на «военную хитрость» - каждого расспрашивал не о нем самом, а о товарище. И вот Пок- рышев рассказывает об Алексее Смирнове, жестами комментирует картину боя, на лице радость победы. Говорю себе: «Вот она, правда, вот состояние, которое нужно воплотить, чтобы в скульптурном образе читался героический характер». И постарался это сделать в крепкой лепке, тонкой моделировке лица, простоте и сдержанности композиции, свободной от лишней детализации. Различная обработка камня, то отполированного, то почти не тронутого резцом, помогла подчеркнуть цельность натуры, силу характера, создать ореол романтики, оттенить душевную чистоту, молодость героя.

Да, замечательные советские парни отстояли мир, очистили землю от коричневой чумы фашизма. Все мы слишком хорошо знаем, каких неисчислимых жертв стоила великая Победа, как много отняла война у нашего народа, у каждой советской семьи. И потому наша Родина, партия делают все, чтобы не замутили небо над планетой черные дымы военных пожарищ. Так неужели у человечества не хватит разума, мудрости, силы, чтобы уничтожить войну на вечные времена?! Люди планеты должны объявить войну самым тягчайшим злом.
Не последнее слово в святом и благородном деле защиты мира принадлежит нам, художникам. Искусство сближает и объединяет людей, помогает им лучше понять друг друга. Для его существования, развития нужен мир. Вспомним старую мудрость: «Когда говорят пушки, музы молчат»… Сегодня у всех честных людей нет более важных дел и забот, чем предотвращение войны. И для художника, где бы он ни жил, нет более почетной миссии, чем помогать отстаивать мирную жизнь на планете. Нас могут разделять различия в мировоззрении, но должно объединять главное - борьба за мир.
Более двадцати лет назад я встречался с Пабло Пикассо. Мы долго с ним беседовали, горячо спорили. У нас различные художественные концепции и вкусы. Но мы расстались друзьями, которых объединяет священное и одинаково дорогое каждому слово «мир».
Еще и еще раз нужно повторять крылатые слова А. М. Горького: «С кем вы, «мастера культуры»?!» В наши дни этот вопрос звучит так же непримиримо и требовательно, но его можно теперь понимать шире - с кем вы? С теми, кто так упрямо не желает расставаться с мрачным арсеналом «холодной войны», милитаризмом, агрессией, или с теми, кто, не жалея сил, борется за мир, уважение прав народов, прогресс.
Искусство - большая сила. Правдивый, откровенный, убежденный и честный голос художника должен всегда звучать сильнее, слышнее истеричных воплей безумцев о ядерной войне.
Мы, советские художники, историей призваны сеять на земле разумное, доброе, вечное. Это большая честь и ответственность. Ответственность перед грядущими поколениями и перед теми, кто отдал жизнь за мир, за счастье людей.

Мне довелось работать над скульптурным оформлением могилы Неизвестного солдата. Этот безымянный герой для меня не отвлеченный символ. Вижу его живым. Быть может, он освобождал родную мне Старую Руссу вместе с бойцами, над памятником которым работал я в послевоенную пору. А может, участвовал в одних боях со славными летчиками, позировавшими мне в московской мастерской…
Сегодня наследники славы героев прокладывают все новые пути в просторы вселенной, растят урожаи на неоглядных полях, управляют сложными механизмами в современных цехах, сторожат мирное небо Отчизны. Лучшие из них скоро соберутся на главный партийный форум страны - XXVI съезд Коммунистической партии. Народ, коммунисты удостоили меня великой чести быть делегатом XXIV и XXV съездов. Мы, делегаты, первыми узнавали о новых планах родной партии. Уверен, что, выполняя и предстоящие задачи, народ, держава наша сделают новый могучий шаг на пути в коммунизм. Трудовой героизм тех, кто претворяет планы партии в жизнь, всегда заставляет сильнее биться мое сердце художника, дает могучий творческий заряд, воодушевляет желанием творить для своего народа - воспеть героя, коммуниста!

19 декабря 1900 - 22 ноября 1984

советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной.. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

Народный художник СССР Николай Васильевич Томский принадлежит к числу выдающихся мастеров изобразительного искусства советского времени.

Николай Васильевич Томский родился 19 декабря 1900 года в семье сельского кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году там же окончил сельское четырехклассное училище. С детства Томский любил рисовать. Но где же было крестьянскому мальчику думать о художественном образовании! Одновременно с учебой он помогал отцу в сельском хозяйстве и работал с ним в кузнице. Когда же во время первой мировой войны отца взяли в действующую армию, он остался в семье единственным работником.

По-иному сложилась жизнь Томского после Октябрьской революции. С девятнадцати лет он участвовал в гражданской войне, находился в рядах Красной Армии. В боях с белополяками был ранен. После выздоровления Томского оставили для работы при Старорусском военкомате. Здесь он сблизился с самодеятельным творческим коллективом, участвовал в любительских спектаклях, с увлечением писал плакаты и афиши, а также много и усердно рисовал своих знакомых и товарищей. На его рисунки обратил внимание художник В. С. Сварог, который посоветовал Томскому заняться искусством всерьез.

Этот совет овладел всеми помыслами Томского, и, когда после демобилизации перед ним встал вопрос о дальнейшей жизни, о выборе профессии, он решил ехать в Петроград учиться.

В 1923 году Томский поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум (организованный на базе бывшей школы Общества поощрения художеств), где учился у видного скульптора В. В. Лишева.

Формалистические методы преподавания, широко применявшиеся в то время в художественных школах, в классе профессора Лишева места не имели - знающий и опытный педагог, художник широкого диапазона, крепко стоящий на позициях реализма. Лишев заботливо прививал своим ученикам профессиональное мастерство, умение видеть натуру и воплощать ее в скульптуре, передавал ученикам свой богатый опыт и знания, воспитывал у них художественный вкус. Сообразуясь с индивидуальными склонностями и дарованием каждого, он направлял их развитие по правильному пути.

Занятия Томского под руководством вдумчивого педагога-реалиста дали самые положительные результаты. С большой признательностью Томский вспоминает своего учителя, благодаря которому за четыре года, проведенные в техникуме, он овладел основами профессионального мастерства.

Еще в годы учебы Томский приобщается к творческой работе. В 1925 году он выступает с первым портретным произведением — бюстом «В. И. Ленин в детстве», выполненным профессионально грамотно и получившим хорошую оценку учителей. Бюст экспонировался на выставке, посвященной первой годовщине со дня смерти В. И. Ленина, а затем был приобретен Государственным музеем революции в Ленинграде. В студенческие годы Томский пробует свои силы и в монументальной пластике, участвуя в конкурсах, проводимых техникумом. Так, в 1926 году он выполняет трехфигурную композицию — проект памятника В. И. Ленину.

В 1927 году, по окончании техникума, Томский занимается под руководством Лишева реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Эта работа занимает в творческом формировании молодого скульптора значительное место. Она обогатила его практическим опытом, вызвала глубокий интерес к русской художественной культуре. Томский серьезно изучает русское ваяние XVIII—XIX веков: прежде всего, творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, создавших замечательные произведения монументальной, декоративной и станковой пластики. Уроки Лишева, практическая работа и изучение классического наследия вооружили Томского знанием и опытом, необходимыми для самостоятельной деятельности.

Темы современности, которые составляют основу интересов Томского, в это время находят свое выражение в портретной скульптуре. В 1928 году он создает бюст В. И. Ленина, в 1929 году — скульптурный портрет А. М. Горького, получивший положительный отзыв писателя, и бюст А. В. Луначарского, а в 1930 году — портрет К. Е. Ворошилова. Все эти произведения получили массовое распространение в гипсовых отливках.

В годы первой пятилетки, в период мощного подъема индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, для нового этапа развития советского искусства было характерно отражение в произведениях поступательного движения социалистического строительства.

В эти годы Томский выступает впервые как скульптор-монументалист.

Первым произведением, выполненным Томским в это время, был памятник-бюст Карла Маркса, отлитый в бронзе и установленный в 1932 году в Бабуринском сквере Ленинграда.

Большую роль в становлении Томского-монументалиста сыграла совместная работа с известным скульптором В. В. Козловым, автором памятника В. И. Ленину перед Смольным в Ленинграде, по проекту которого устанавливался в 1932 году монумент В. И. Ленина в Севастополе. Для этого памятника Томский вылепил фигуры крестьянина и красноармейца и три рельефа, тематически связанные с революционными событиями: «Восстание на броненосце «Потемкин», «Бегство белогвардейцев из Севастополя», «Переход Красной Армии через Сиваш».

В 1933 году Томский также совместно с Козловым участвует в работе над памятником В. И. Ленину для Могилева. Статую В. И. Ленина создал Козлов, а горельеф, изображающий интернациональную группу, состоящую из восьми фигур представителей трудящихся разных стран, расположенных вокруг постамента, выполнил Томский. Им были также исполнены для этого памятника барельефы на темы гражданской войны и строительства социализма. Осуществление глубокого по своему содержанию замысла, поиски выразительного композиционного решения, сложность работы над большими фигурами горельефа (высотой в два с половиной метра каждая), барельефом протяженностью в одиннадцать метров при высоте фигур до двух метров требовали больших усилий со стороны молодого ваятеля. Работа над памятником, продолжавшаяся в течение ряда лет, расширила знания и опыт Томского в монументальной пластике, а также возбудила в нем серьезный интерес к рельефу, занявшему с этого времени видное и прочное место в его творчестве. К сожалению, сооружение этого памятника не было завершено, и все сделанное скульпторами во время Великой Отечественной войны погибло.

В 1934 году Томский создал четыре фриза для здания нового вокзала станции Белоостров близ Ленинграда. Многофигурные барельефы на темы «Железнодорожный транспорт», «Техническая учеба», «Индустрия» и «Сельское хозяйство» были выполнены с большим мастерством и свидетельствовали о профессиональном росте скульптора.

В 1934 году Томский создает статую «Танкист». Спокойная уверенная фигура молодого воина, изображенного в шлеме и походном комбинезоне, с простым, открытым лицом и смелым взглядом, олицетворяет собой образ человека — защитника Родины. Эта работа была высоко оценена на первой выставке ленинградских художников в 1935 году.

Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С. М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.

Томский начал свою работу над портретом С. М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа понравилась, и Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.

Но Томский с еще большей настойчивостью продолжает работать над портретом С. М. Кирова. Он обратился к иконографическим материалам, а также к различным документам, дававшим сведения о жизни и деятельности этого выдающегося политического деятеля. Сохранившиеся в памяти личные впечатления от встречи с С. М. Кировым, беседы с товарищами, близко его знавшими, помогали скульптору в решении ответственной задачи, взятой им на себя. Эта работа явилась по существу проверкой творческих возможностей еще молодого художника. Томский выполнил ряд вариантов портрета, прежде чем нашел нужное решение образа. Наконец продолжительная и вдумчивая творческая работа была закончена. На первой выставке произведений ленинградских художников в 1935 году Томский показал два портрета С. М. Кирова, которые привлекли общее внимание. Автор сумел в этих произведениях запечатлеть с большим портретным сходством черты человека, любимого народом, вышедшего из народа. Простое выразительное лицо Кирова полно внутреннего обаяния. Привлекает к себе открытая жизнерадостная улыбка. Глубокая жизненность и правдивость, свойственная этим произведениям, характеризует автора как мастера реалистического портрета. Вместе с тем в этих работах обнаруживается и дарование Томского-монументалиста. Эти произведения свидетельствуют о незаурядных способностях талантливого ваятеля. Этими работами скульптор как бы завершает период своего творческого формирования и вступает на путь зрелого мастерства, основой которого является метод социалистического реализма.

Бюсты С. М. Кирова приобретаются Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Увеличенный до двух метров памятник-бюст С. М. Кирова в том же, 1935 году устанавливается в Новгороде. Такие же памятники-бюсты в 1936 году были поставлены в Бологом и Пскове.

Работа над проектом памятника С. М. Кирову для Ленинграда является следующим этапом творчества Томского.

В 1935 году Ленсоветом был объявлен конкурс на проект памятника С. М. Кирову.

На конкурс откликнулись многие скульпторы, свыше ста сорока проектов было представлено на рассмотрение жюри. В залах Русского музея была устроена выставка проектов памятника для ознакомления с ними широких масс.

В Ленинграде проводились общественные обсуждения проектов. На одном из таких обсуждений Томский говорил, что в своей работе над образом С. М. Кирова «старался найти выражение живости, одухотворенности лица, которое было свойственно С. М. Кирову. Я стремился передать горение, самоотверженность — черты, характерные для облика Кирова, — передать великий и простой образ любимца всего советского народа».

Над проектом памятника Томский работал совместно с архитектором Н. А. Троцким. Они не сразу нашли окончательное решение композиции монумента. Первоначальный вариант, отмеченный в первом туре премией за лучшее решение образа С. М. Кирова, не отвечал полностью условиям конкурса и, собственно, не удовлетворял самих авторов. В этом проекте фигура Кирова установлена на невысоком пьедестале. Киров изображен произносящим речь. С трех сторон его фигура закрывается огромным знаменем. Центральная часть композиции замыкается по сторонам двумя группами: рабочий и колхозница, колхозник и танкист. Такое решение композиции при условии установки памятника в центре площади не дает возможности получения четкого силуэта статуи обозреваемого со всех сторон монумента. В дальнейшей работе Томский и Троцкий, добиваясь простого и лаконичного решения, отказались от сложной архитектурной композиции. Ими был создан новый проект, который получил общее одобрение и был утвержден для сооружения.

Памятник был установлен в Ленинграде в центре Кировской площади, недалеко от Нарвских триумфальных ворот.

Бронзовая фигура на постаменте из темного зеленовато-серого полированного гранита доминирующая над окружающим пространством.

Киров изображен идущим твердой, уверенной походкой, встречный ветер развевает полы его пальто. Широкий жест правой руки вперед, в опущенной левой руке — свернутая газета. Взор устремлен вперед.

Несмотря на большие размеры фигуры, лепка головы выполнена в свойственной скульптору мягкой манере и отличается тонкой моделировкой. Гранитный пьедестал украшен тремя барельефами на темы гражданской войны и социалистического строительства.

На лицевой стороне постамента укреплена обрамленная знаменами бронзовая доска с цитатой из речи С. М. Кирова. Памятник С. М. Кирову, открытый в 1938 году. За него автору в 1941 году была присуждена Государственная премия.

В период работы над монументом С. М. Кирова в Ленинграде Томский выполнил также памятники С. М. Кирову для Ленинградского мясокомбината (1936) и для Волховстроя, открытый в 1937 году. Киров изображен в момент выступления. Запоминается его выразительное лицо, полное внутренней энергии. Киров в обычной одежде: гимнастерке и военных брюках, заправленных в сапоги. Его правая рука поднята, левая покоится на стопке книг, лежащих на квадратной тумбе. В этих работах, а также в варианте, выполненном для Усть-Каменогорска (установлен в 1938 году), в центральной части пьедесталов по всему периметру введены барельефы, изображающие эпизоды из производственной жизни предприятий, где установлены эти памятники. Работа над этими памятниками была тем творческим этапом, который содействовал скульптору в его поисках наиболее выразительного решения ленинградского монумента.

Томский продолжает и далее работать над образом С. М. Кирова. В 1939 году устанавливаются по его проекту памятники в Астрахани, Воронеже и в Москве перед Ленинградским павильоном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (последний повторяет в уменьшенном виде статую С. М. Кирова ленинградского монумента). Одновременно он работал над проектом памятника С. М. Кирову для Баку, а в 1940 году участвовал в конкурсе на создание проекта памятника С. М. Кирову для Москвы.

Образ С. М. Кирова вдохновляет скульптора, Томский неоднократно и в последующие годы в своем творчестве обращается к воспроизведению его в скульптурном портрете и монументальной пластике.

В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». Среди многих скульптурных произведений, выделялась статуя, созданная Томским, изображающая Александра Бусыгина — депутата Верховного Совета СССР, рабочего-кузнеца, одного из новаторов стахановского движения.

«Александр Бусыгин» Томского — это не только безупречно выполненный портрет, передающий индивидуальные черты волевого и мужественного новатора производства. Томский изобразил Бусыгина на производстве, в рабочем костюме, в тот момент, когда он, оторвавшись от работы, обращается к товарищам. Естественный жест протянутой руки, волевая фигура, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.

В творчестве Томского предвоенных лет преобладает монументальная пластика. Скульптор много и успешно работает над многими проектами памятников, в том числе В. В. Куйбышеву (1940) и М. В. Фрунзе (1941) для Ленинграда. После войны с белофиннами был объявлен конкурс на проект памятника на месте боев с белофиннами, в котором принял участие и Томский, получивший премию за свой проект.

Знаменательные события 1939 года, связанные с присоединением к Советскому Союзу народов Западной Белоруссии и Западной Украины, также нашли отражение в творчестве Томского, выполнившего в 1940 году проект памятника «Освобождение Белоруссии» для Белостока.

Но прежде всего Томского увлекала мысль о создании монумента В. И. Ленина. С большим творческим вдохновением он в 1937 году участвует в конкурсе на проект памятника В. И. Ленину, который предполагалось установить в Ленинградском порту.

Проект Томского изображал огромную скалу, над крутым обрывом которой возвышалась фигура В. И. Ленина. В. И. Ленин показан обращающимся к народу, с простертой вперед правой рукой. Он весь в порыве, в динамике.

В 1939 году Томский проектирует памятники В. И. Ленину для Еревана и Воронежа.

Памятник В. И. Ленину в Воронеже был установлен по проекту Томского в 1940 году. В этой работе успешно отражены творческие искания художника предшествующих лет. Скульптор отказался от многофигурных композиций. Он целиком сосредоточивает внимание на фигуре В. И. Ленина, стремясь к наиболее глубокому раскрытию в художественном образе внутреннего содержания и характеристики человека.

В изображении Ленина скульптор добивается простоты пластического решения, свободного от внешне драматических движений, исключительно четкой и лаконичной выразительности силуэта. Все тонко рассчитано и подчинено одной цели — передать образ Ленина.

Фигура В. И. Ленина, выполненная с большим портретным сходством, проникнута энергией и глубокой, неотразимой силой, целиком захватывающей зрителя.

Ленин изображен в момент обращения с речью к народу. Его голова поднята в энергичном порыве. Волевое лицо с характерным высоким лбом проникнуто большим духовным напряжением. Проницательный взор устремлен вдаль. Правая рука в призывном жесте протянута вперед и несколько поднята вверх, левая придерживает лацкан пальто, развевающиеся от ветра полы которого усиливают общую экспрессию фигуры.

В этом произведении, проникнутом высоким революционным пафосом, скульптор воплотил яркий и запоминающийся образ В. И. Ленина. Воронежский памятник принадлежит к лучшим монументам В. И. Ленина.

В дни Великой Отечественной войны этот памятник был разрушен немецкими фашистами. В 1949 году он восстановлен.

В начале 1941 года Томский работал над проектом памятника В. И. Ленину для Перми. В нем автор стремился добиться дальнейшего углубления портретной характеристики и большей выразительности образа Ленина. Проект был утвержден, скульптор приступил к работе над памятником, но война прервала ее.

Одновременно Томский продолжает работать и в области монументально-декоративной пластики, предоставляющей ему широкие возможности для воплощения в художественных образах жизнеутверждающих тем современности.

Совместная работа скульптора с архитектором Н. А. Троцким над памятником С. М. Кирову укрепила их творческое содружество. В 1939 году Томский исполнил огромный барельеф «Оборона, труд, отдых» — фриз на административном здании, возведенном по проекту Троцкого на Московском проспекте в Ленинграде.


Этот фриз включает пятьдесят шесть фигур, выполненных в железобетоне, высота каждой из них — более четырех метров. В центре фриза помещена окаймленная рамой надпись: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян», над нею помещен картуш с гербом РСФСР, обрамленный флагами. К этому композиционному и идейному центру с двух сторон фриза обращены фигуры рабочих, колхозников, инженеров, воинов, юношей и девушек, школьников-пионеров. Эти фигуры расчленены на группы изображениями танка, самолета, трактора. Благодаря четкому рисунку, пластической выразительности фигур, монолитности отдельных групп достигнута художественная завершенность темы фриза, выражающей апофеоз, торжество социализма в Советском Союзе.


Несмотря на сорокавосьмиметровую высоту, на которой установлен фриз, он прекрасно смотрится с большого расстояния благодаря хорошо найденным пропорциям.

Барельеф органично включается как основной компонент в архитектурное решение монументального здания.

Создание барельефа невиданно большого размера является свидетельством большого творческого труда одного из немногих советских скульпторов, последовательно работающих в области скульптурного рельефа.

Годы, охватывающие работу скульптора с 1935 года до начала Великой Отечественной войны, свидетельствуют о его большой плодотворной, творчески насыщенной деятельности. Сооружение памятника С. М. Кирову в Ленинграде, памятника В. И. Ленину в Воронеже и других произведений говорит о росте художника, ставшего одним из крупнейших скульпторов-монументалистов в Советском Союзе.

Годы Великой Отечественной войны явились тяжелым испытанием. Все советские люди сплотились в патриотическом порыве в борьбе с фашистскими захватчиками за свою независимость и культуру, за свое отечество. Советские художники активно участвуют в общей освободительной борьбе. Художники в своих произведениях живописи, графики и скульптуры воспитывали в людях высокое чувство патриотизма, любви к Родине, уверенности в победе.

В общей патриотической работе художников участвовали и ленинградские скульпторы. В Ленинграде с первых дней войны была организована под руководством Томского бригада в составе М. Ф. Бабурина, В. Я. Боголюбова, Р. Н. Будилова, В, В. Исаевой, В. И, Ингала, А. А. Стрекавина и Б. И. Шалютина, поставившая своей задачей создание грандиозных скульптурных плакатов в целях наглядной изобразительной пропаганды. Ими были исполнены три барельефа. Один из них — «Гитлер и Наполеон» — выражал острую сатирическую тему; другие — «Так было — так будет» и «На защиту Ленинграда» (последний по величине был более тридцати квадратных метров) — призывали к защите Ленинграда, вселяли уверенность в конечной победе.

Скульптурные плакаты, установленные для обозрения на огромных щитах, закрывавших зеркальные окна магазина на Невском проспекте, пользовались большим успехом.

Применение скульптурного барельефа как плаката, быстро отражающего волнующую политическую тему, является новой формой выражения монументальной пропаганды.

В тяжелых условиях блокадной жизни Томский работал над новой темой, посвященной героическому подъему ленинградцев, ставших на защиту родного города. По заказу Ленгорисполкома он выполнял проект памятника «Защитникам Ленинграда». Однако лишения и голод подорвали здоровье скульптора, и он в тяжелом состоянии был эвакуирован в глубь страны.

Едва восстановив силы, Томский в 1942 году переезжает в Москву и включается в работу московских художников: активно участвует в выставках «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл», «Героическая оборона Москвы» и других.

Темами для его произведений являются патриотизм, любовь к Родине, героические подвиги и доблесть людей на фронте и в тылу.

(1960), действительный член АХ СССР (1949; с 1968), (1970). Член с 1950. Учился в Ленинградском художественно-промышленном (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной в Ленинграде, Томский Николай Васильевич изучил русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры. Большое место в ранний период Томский Николай Васильевич заняла работа над образом С. М. . Лучшие 1930-х гг. , насколько органичными явились для него принципы социалистического реализма. Сочетая индивидуальное и , характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Томский Николай Васильевич создал образы, проникнутые героическим пафосом [памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия , 1941; см. илл. ), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)]. Эти черты Томский Николай Васильевич проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева ( , 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; , Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники [И. Р. Апанасенко в Белгороде (бронза, 1944-49) и др.]. За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ) Томский Николай Васильевич получил Государственную премию СССР в 1950. В 1951 он выполнил портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит). Как и в 1930-х гг., Томский Николай Васильевич много работает над образом В. И. Ленина [памятники в Орле (1949-61), Вильнюсе (1952), Вологде (1958), все - бронза, гранит, и в др. городах]. Со 2-й половины 1950-х гг. Томский Николай Васильевич обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея). Преподаёт в Московском художественном им. В. И. Сурикова (с 1948; с 1949, ректор в 1964-70). Председатель Московского союза советских художников (1951-56). Депутат Верховного Совета 3-го и 6-9-го созывов. Делегат 24 - 25-го съездов . Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Парамонов А., М., 1953; Н. В. Томский. Каталог , М., 1969: Балтун П. К., Н. В. Томский, М., 1974.

Томский Николай Васильевич – президент Академии художеств СССР, скульптор-монументалист, город Москва.

Родился 19 (6 – по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии, ныне Старорусского района Новгородской области, в семье кузнеца. настоящая фамилия – Гришин. Член ВКП(б)/КПСС с 1950 года. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве прожил почти 20 лет.

После Гражданской войны он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.

В 1923 году отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина.

В 1920-е – 1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В это время художник работал над памятником С.М. Кирову. В 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде – победила работа скульптора Н.В. Томского. Открыт памятник (бронза, гранит) 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. Эта работа была удостоена Сталинской (ныне Государственной) премии СССР – первая для Н.В. Томского государственная награда. В 1937 скульптор создал статую " " (гипс).

В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с группой скульпторов он создал скульптурное панно "За Родину!" (6х5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. В конце сороковых он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне – ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н.В. Томским в это время – военачальники, герои Великой Отечественной войны: (мрамор, 1947); (базальт, 1947), (мрамор, 1948), (мрамор, 1948) – все в Государственной Третьяковской галерее; (этюд, бронза, 1948; Русский музей, Ленинград; бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины; архитектор Л.Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И.Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944-1949).

Н.В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. С 1948 года Н.В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год).

С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; – образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он, не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения.

Даже портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, и те – отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, Государственная Третьяковская галерея).

Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов – или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты – Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956-1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э.П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, – созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964).

Одновременно с преподаванием в Московском художественном институте, Н.В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века – Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета "Станкина", руководство которого решило разобрать "за ненадобностью" этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса.

Действия Н.В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма "Всех скорбящих радости" и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института "Росреставрация".

Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника. Среди его работ: скульптурное оформление Моста Победы в Москве (1943, совместно с архитектором ); памятники С.М. Кирову в Ленинграде (1938), в Воронеже (1939), в Новой Ладоге (1947), в Кировске Ленинградской области (1952); памятники В.И.Ленину в Орле (1949), в Иркутске (1952), в Мурманске (1957), в Вологде (1958), в Саранске (1960), в Железноводске (1966), в Климовске (1967), в Таганроге (1970), в Старой Руссе (1984); памятник М.В.Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954); памятник-бюст дважды Героя Советского Союза в Уфе (1967); памятник адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе (1959); памятник-бюст М.И. Кутузову перед "Кутузовской избой" (1958); памятник в Новгороде (1964); памятник-бюст в посёлке Пено Тверской области (1944); памятник М.И. Кутузову в Москве (1973); скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975); памятник-бюст на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977). Автор бюстов и на их могилах на Красной площади.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения народному художнику СССР Томскому Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Действительный член Академии художеств СССР (1949, президент – 1968-1983), профессор. Действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960).

Жил в Москве. Умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Лауреат Ленинской премии (1972) – за гранитный памятник В.И. Ленину в Берлине (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) – за памятник С.М. Кирову в Ленинграде. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948) – за скульптурный портрет . Лауреат Сталинской премии второй степени (1949) – за скульптурные портреты , и . Лауреат Сталинской премии первой степени (1950) – за памятник И.Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С.М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В.И. Ленин и – основатели и руководители Советского государства». Лауреат Сталинской премии второй степени (1952) – за мраморный бюст Н.В. Гоголя. Лауреат Государственной премии СССР (1979) – за создание монумента В.И. Ленину в Ташкенте. Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1975) – за памятник М. И. Кутузову в Москве.


Почётный гражданин города Старая Русса (23.08.1967).

Награждён 3 орденами Ленина (27.10.1967; 18.12.1970; 19.12.1980), орденом Октябрьской Революции (23.03.1976), орденом Трудового Красного Знамени (29.12.1960), орденом Карла Маркса (ГДР).

На доме, где жил Н.В. Томский в 1966-1984 годах (Москва, Большая Бронная улица, 29) ему установлена мемориальная доска. В Москве ему установлен памятник.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх