Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства. Фразировка в музыке

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКЕ

Афоризмы композиторов зарубежных :

  1. Цель музыки – трогать сердца (Иоганн Себастьян Бах )
  2. Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен )
  3. Музыка должна высекать огонь из людских сердец. (Людвиг ван Бетховен )
  4. Благодарить, где только можешь,

Превыше всего любить свободу

И даже у монаршего престола

От истины не отрекаться. (Людвиг ван Бетховен )

  1. Описывать - дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с музыкой, ее область не так ограничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на мои владения не так-то легко посягнуть. (Людвиг ван Бетховен )
  2. Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг ван Бетховен )
  3. Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен )
  4. Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Людвиг ван Бетховен )
  5. Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. (Людвиг ван Бетховен )
  6. ...всякий, кто поступает нравственно и благородно, может в силу этого самого переносить несчастье. (Людвиг ван Бетховен )
  7. Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворён собою и старается идти всё дальше. (Людвиг ван Бетховен )
  8. Нет правила, которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного. (Людвиг ван Бетховен )
  9. Ещё не воздвигнуто таких застав, которые сказали бы пробивающемуся таланту: до сих пор и не далее. (Людвиг ван Бетховен )
  10. Писать музыку не трудно, труднее всего - зачёркивать лишние ноты. (Иоганнес Брамс )
  11. Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. (Рихард Вагнер )
  12. Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны. (Рихард Вагнер )
  13. Стоит только захотеть, и будет искусство! (Рихард Вагнер )
  14. Ошибка в художественном жанре оперы состояла в том, что средство выражения (музыка) было сделано целью, а цель выражения (драма) средством. (Рихард Вагнер )
  15. Истинное искусство может подняться из своего состояния цивилизованного варварства на достойную его высоту лишь на плечах нашего великого социального движения; у него с ним общая цель, и они могут её достигнуть лишь при условии, что оба признают её. Эта цель - человек прекрасный м сильный; пусть Революция даст ему Силу, Искусство - Красоту. (Рихард Вагнер )
  16. ...вне жизни стоящее искусство должно погибнуть... (Рихард Вагнер )
  17. Музыка - истинная всеобщая человеческая речь. (Карл Мария фон Вебер )
  18. Для сочинения музыки необходимо, прежде всего, иметь её в своей душе! (Джузеппе Верди )
  19. Музыка не должна ограждать нас от жизни. Ведь всё, чем мы живём: наши страдания, наши радости, - всё это должно полным голосом звучать в музыке. Мы в ней, как и в жизни, должны быть искренни. (Джузеппе Верди )
  20. Мелодия, гармония, декламация, страстное пение, оркестровые эффекты и краски - не что иное, как средства. (Джузеппе Верди )
  21. Создавайте с помощью этих средств хорошую музыку. (Джузеппе Верди )
  22. Хорошая инструментовка состоит не в разнообразии и необычайности эффектов - она хороша. когда нечто выражает. (Джузеппе Верди )
  23. Вся прелесть музыки - в мелодии. (Йозеф Гайдн )
  24. Я очень сожалел бы. если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше. (Георг Фридрих Гендель )
  25. Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. (Кристоф Веллибальд Глюк )
  26. Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. (Эдвард Григ )
  27. Искусство – это сердце, способное мыслить. (Шарль Гуно )
  28. Мне удалось повидать большой свет, но всюду и всегда я оставался тем, кем был, простым чешским музыкантом. (Антонин Дворжак )
  29. Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света. (Клод Дебюсси )
  30. Художественная музыка вырастает из народной музыки. Она является её тесным продолжением, изящной усовершенствованной степенью. (Золтан Кодай )
  31. Музыка - язык окружающего нас невидимого мира и, как всё таинственное, глубоко волнует всё моё существо. (Любица Марич )
  32. Музыка властвует самодержавно и заставляет забывать обо всем остальном. (Вольфганг Амадей Моцарт )
  33. Поэзия - послушная дочь музыки. (Вольфганг Амадей Моцарт )
  34. Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой! (Вольфганг Амадей Моцарт )
  35. Музыка - архитектура звуков; это пластическое искусство, которое формирует вместо глины вибрацию воздуха... (Камиль Сен-Санс )
  36. Музыка не имеет отечества; отечество ее вселенная. (Фридерик Шопен )
  37. Выражение мыслей при посредстве тонов, обнаружение чувств путём этих тонов, искусство проявлять себя в тонах - есть музыка! (Фридерик Шопен )
  38. Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем. (Роберт Шуман )
  39. Кто не играет вместе с фортепьяно , не играет и на нем. (Роберт Шуман )
  40. Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, - а не наоборот. (Роберт Шуман )
  41. Играй всегда так, будто тебя слушает артист. (Роберт Шуман )
  42. ...Музыка в её наивысшем смысле способна воплощать всю многогранную конкретность реальной жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народов, национальный характер страны и её природу! (Роберт Шуман )
  43. Для меня поэтическая программа является не чем иным, как творческим поводом и для создания выразительной формы и для музыкального развития моих ощущений, а не просто музыкальным описанием известных жизненных событий. (Рихард Штраус )
  44. Я рисую... рисую сонату,.. Какая радость работать упорно, бешено, без передышки, почти до потери сознания, забыв все. (Микалоюс Чюрленис )
  45. Музыка должна идти из сердца, чтобы достичь сердца. (Джордже Энеску )

Афоризмы выдающихся деятелей зарубежных :

  1. МУЗЫКА - ВЕЛИЧАЙШАЯ СИЛА. ОНА МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБИТЬ И НЕНАВИДЕТЬ, ПРОЩАТЬ И УБИВАТЬ". (Из учений древнегреческих философов )
  2. Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию , у нас изменяется душевное настроение. (Аристотель )
  3. Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Авербах )
  4. Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа. (Бертольд Авербах )
  5. Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Авербах )
  6. Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас. (Теодор Адорно )
  7. Что представляет собой музыка, как не звуки, которые меняются и движутся во времени. (Леонард Бернстайн )
  8. Что такое музыка ? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, которая обходится без пространства (Генрих Гейне )
  9. Музыка - последнее слово искусства... (Генрих Гейне )
  10. Величие искусства яснее всего проявляется в музыке . (Иоганн Вольфганг Гёте )
  11. Музыка – высшее из искусств. (Иоганн Вольфганг Гёте )
  12. Музыка "приятная на слух" - всё равно, что книга "приятная на вид". (Иосиф Гофман )
  13. Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает. (Эрнст Теодор Амадей Гофман )
  14. Из всех шумов, какие только известны человеку, музыка - шум самый дорогой. (Теофиль Готье )
  15. Писать о музыке - это всё равно что танцевать об архитектуре. (Фрэнк Заппа )
  16. Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие (Томас Карлейль )
  17. Разрушение любого государства начинается с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение. (Китайская поговорка )
  18. Музыка соединяет народы, её язык понятен всем, она помогает постичь духовный склад нации. (Ван Клиберн )
  19. Музыка - это искусство печалить и радовать без причины. (Тадеуш Котарбиньский )
  20. На свете нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. (Жан де Лабрюйер )
  21. Музыка - универсальный язык человечества. (Генри Уодсворт Лонгфелло )
  22. Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека. (Мартин Лютер )
  23. Без музыки жизнь была бы ошибкой. (Фридрих Ницше )
  24. Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... (Фридрих Ницше )
  25. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. (Платон )
  26. ...величайшее из чудес музыки, воздействующей лишь движением, - это её способность передавать им даже образ покоя. Сон, ночное безмолвие, уединённость и даже тишина принадлежат к числу музыкальных картин. Живопись, не имеющая такой силы, не способна подражать музыке так, как последняя подражает ей... (Жан-Жак Руссо )
  27. Выразительность есть качество, благодаря коему музыкант чувствует и с силой передаёт все идеи, кои он передать должен, и все те чувства, кои выразить должен... (Жан Жак Руссо )
  28. Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти душевные волнения, и сама она также вдохновляется ими. (Жорж Санд )
  29. Музыка оживляет в нас сознание наших душевных способностей; звуки её окрыляют нас благороднейшим усилиям. (Анна-Луиза Жермена де Сталь )
  30. Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом. (Анна-Луиза Жермена де Сталь )
  31. …Музыка, когда она совершенна - дает, несомненно, самое яркое счастье. (Стендаль )
  32. Музыка была моей, быть может, самой сильной и наиболее дорого мне стоившей страстью... Я прошёл бы пешком сотни лье, я согласился бы недели пробыть в заключении, лишь бы послушать "Дон Жуана" (оперу Моцарта) или "Тайный брак" (оперу Чимарозы), и не представляю себе, ради чего ещё пошёл бы я на такие жертвы. (Стендаль )
  33. С помощью волшебного языка музыки можно во мгновение ока очутиться в изумительно-таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения. (Леопольд Стоковский )
  34. Музыка - источник радости мудрых людей. (Сюнь-Цзы )
  35. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного. (Рабиндранат Тагор )
  36. Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. (Ральф Уолдо Эмерсон )

Афоризмы композиторов русских :

  1. Дело гармонии дорисовывать те черты, которых нет и не может быть в мелодии. (Михаил Иванович Глинка )
  2. Избегайте петь в обществе плохих дилетантов, так вас или избалуют излишней похвалой, что всегда вредно, или наделают замечаний, от которых вас будет коробить. В обществе же настоящих музыкантов пойте смело, потому что от них, кроме полезных наставлений, вы ничего другого не услышите. (Михаил Иванович Глинка )
  3. Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнения, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике. (Михаил Иванович Глинка )
  4. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. (Александр Сергеевич Даргомыжский )
  5. Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. ()
  6. Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни. (Дмитрий Борисович Кабалевский )
  7. Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества. (Дмитрий Борисович Кабалевский )
  8. Искусство, быть может, самое удивительное чудо из всех чудес. созданных человечеством за всю историю его существования, и в этом чуде неразрывно связаны чувство, мысль и красота. Зачем же обманывать людей, зачем обеднять их духовный мир, выдавая за наивысшие достижения искусства бездарные уродства, лишённые и чувств, и мысли, и красоты? (Дмитрий Борисович Кабалевский )
  9. Музыка более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений. (Цезарь Кюи )
  10. Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единою идеею. Это - моя задача! я попытался разрешить её в своей опере. (Модест Петрович Мусоргский )
  11. ...Для меня важная статья - верное воспроизведение народной фантазии, в чём бы она не проявлялась.
  12. Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! (Модест Петрович Мусоргский)
  13. Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. (Модест Петрович Мусоргский)
  14. Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель... Какую ли речь ни услышу, кто бы ни говорил (главное, что бы ни говорил), уж у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи... (Модест Петрович Мусоргский)
  15. Народ хочется сделать: сплю и вижу, ем и помышляю о нём, пью - мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального. И какое страшное (воистину) богатство народной речи. Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего - жизнь русского народа! (Модест Петрович Мусоргский)
  16. В человеческих массах, как в отдельном лице, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем ещё не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого ещё не пробовал - вот задача-то! Восторг и присно восторг! (Модест Петрович Мусоргский)
  17. Крест на себя наложил я, и с поднятой головой бодро и весело пойду против всяких к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадой, его горем и страдой. (Модест Петрович Мусоргский)
  18. Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор, вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться. (Модест Петрович Мусоргский)
  19. К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовёт жизнь; дальше, ещё дальше в путь добрый, с большим рвением к новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения, и твёрдою ногою стать на земле обетованной - вот великая, увлекательная задача! (Модест Петрович Мусоргский)
  20. Прошло время писаний на досуге. Всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве. (Модест Петрович Мусоргский)
  21. Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства. (Сергей Сергеевич Прокофьев )
  22. Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьёзной музыкой и вопросительно ждут. Композиторы, отнеситесь внимательно к этому моменту; если вы оттолкнёте эти толпы, они уйдут к джазу или туда, где "Маруся отправилась и в покойницкой лежит". если же вы их удержите, то получится такая аудитория, какой не было нигде и ни в какие времена, но из этого не следует, что надо подлаживаться под эту аудиторию. Подлаживание таит в себе элемент неискренности, и из подлаживания никогда ничего хорошего не выходило. Массы хотят большой музыки, больших событий, большой любви, весёлых плясок. Они понимают гораздо больше, чем думают некоторые композиторы, и хотят совершенствоваться. (Сергей Сергеевич Прокофьев )
  23. Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством (Сергей Васильевич Рахманинов )
  24. Сочинять музыку - неотъемлемая часть моего существования, всё равно как дышать или есть - необходимые функции жизни. (Сергей Васильевич Рахманинов )
  25. Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность! (Сергей Васильевич Рахманинов )
  26. Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл! (Антон Григорьевич Рубинштейн )

Исполнение - это второе творение музыкального сочинения. (Антон Григорьевич Рубинштейн )

  1. Можно говорить много и красиво, не говоря при этом ничего замечательного; В музыке это будет необыкновенною и красивою инструментацией незначительных мыслей, в живописи - большая заколоченная рама к маленькой ничтожной картинке. (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  2. Артист не должен родиться в богатстве. Заботы о хлебе насущном даже полезны ему в первое время: они придают драматизм его творчеству. (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  3. Мыслители и учёные держат голову опущенной вниз и большей частью вперёд; художники и поэты держат голову откинутой назад и обыкновенно смотрят вверх. (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  4. Национальность той страны, в которой сочинитель родился и воспитывался, всегда будет проглядывать в его сочинениях, живи он даже в чужой стране и пиши на чужом языке. (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  5. Красивые женщины не умеют стариться, артисты не умеют вовремя удалиться со сцены: и те и другие не правы. (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  6. Чего только человек не сможет сделать, если он захочет! Он должен суметь невозможное сделать возможным. Я выбираю это своим девизом! (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  7. Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл. (Антон Григорьевич Рубинштейн )
  8. Главными и неотъемлющими чертами нового в музыкальном искусстве являются современность и простота. (Георгий Васильевич Свиридов )
  9. Настоящее искусство, кроме чисто эстетического наслаждения, удовольствия и красоты (а великое искусство воспитывает чувство настоящей красоты), приносит громадную пользу: оно воспитывает человека! (Георгий Васильевич Свиридов )
  10. О жизнь, о творческий порыв,

Всесоздающее хотенье:

Ты всё. Ты океан страстей, то бушующий. то спокойный.

Я люблю твои стены, люблю твою радость (не люблю только отчаяние). (Александр Николаевич Скрябин )

  1. Объяснить творчество словами до конца нельзя. всё есть моё творчество. Но и само оно существует только в своих творениях, оно совершенно тождественно с ними. Я ничто. Я только то, что я создаю. (Александр Николаевич Скрябин )
  2. Не надо забывать, что прочно только то, что корнями своими гнездится в народе. (Сергей Иванович Танеев )
  3. Я лично питаю очень большое доверие к музыкальным способностям русского народа. Надо заботиться, чтобы дремлющие творческие силы нашего народа пробились наружу и проявили себя в созданиях, стоящих на уровне тех бессмертных народных мелодий, которые составляют недосягаемые образцы для нас, учёных музыкантов. (Сергей Иванович Танеев )
  4. Слава даёт людям чувствовать, что в них, в самих них, присутствует сила, а нет ничего приятнее как чувствовать в себе силу. (Сергей Иванович Танеев )
  5. Только осваивая опыт великих музыкантов прошлого, развивая реалистические традиции, можно создавать произведения, достойные по своему содержанию и своему уровню нашей эпохи. (Тихон Николаевич Хренников )
  6. Песенность - это, я думаю, то мелодическое начало, которое должно присутствовать в каждом произведении любого композитора, обретая в любом жанре музыки свои специфические, индивидуальные черты. (Тихон Николаевич Хренников )
  7. Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский )
  8. Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (Пётр Ильич Чайковский )
  9. Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души. (Пётр Ильич Чайковский )
  10. Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору. (Пётр Ильич Чайковский )
  11. Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова. (Пётр Ильич Чайковский )
  12. Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский )
  13. Диссонанс есть величайшая сила музыки. (Пётр Ильич Чайковский )
  14. Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. (Пётр Ильич Чайковский )
  15. Где сердце не затронуто - не может быть музыки. (Пётр Ильич Чайковский )
  16. Даже человек, одарённый печатью гения, ничего не создаёт не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться... (Пётр Ильич Чайковский )
  17. Всякий по-своему служит общему благу, - а ведь искусство есть, по-моему, необходимая потребность для человечества. Вне же своей музыкальной сферы я не способен служить для блага своего ближнего. (Пётр Ильич Чайковский )
  18. То, что чуждо человеческому сердцу, не может быть источником музыкального вдохновения! (Пётр Ильич Чайковский )
  19. Любите и изучайте великое искусство музыки . Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  20. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  21. Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  22. Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни... Без музыки трудно представить себе жизнь человека. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  23. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  24. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  25. Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  26. Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  27. Талант художника - это не его личное достояние, он принадлежит народу. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )
  28. Только то искусство будет жить, расцветать, уходить глубоко своими корнями в жизнь, которое видит своё призвание в том, чтобы служить великому творцу истории - народу. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович )

Афоризмы выдающихся деятелей русских :

  1. Музыка - живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь словесная. (Борис Владимирович Асафьев )
  2. ...музыка становится единством содержания-формы в создании композитора... как воплощение интонируемой им мысли-идеи. (Борис Владимирович Асафьев )
  3. ...мелодия была и остаётся самым преимущественным проявлением музыки и самым понятно-выразительным её элементом. (Борис Владимирович Асафьев )
  4. Композиторы должны стремиться к такому языку музыки, который был бы слышен многомиллионным сердцам - от массовой песни до опер, кантат и симфоний как высоких интеллектуальных обобщений. Вот куда должны быть направлены идеи и формы, выявляющие эти идеи. Не о дешёвой простоватости для "непонимающих" и якобы отстающих слушателей идёт тут речь, а о величавой простоте, всегда понятной людям, искренне жаждущим волнений от родного искусства, и всегда присущей общезначимым произведениям великих демократов музыки. (Борис Владимирович Асафьев )
  5. Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. (Виссарион Григорьевич Белинский )
  6. Из всех подвластных человеку искусств только музыка вне его, выше его. Вне жизни и превыше жизни. (Павел Вежинов )
  7. Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры. ()
  8. Музыкальное искусство - одно из наиболее могучих средств объединения широких масс в едином чувстве, едином порыве. (Александр Борисович Гольденвейзер )
  9. Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. (Максим Горький )
  10. Я не знаю другого искусства, которому бы можно столь безгранично довериться, как музыке... даже литература, уже более 30 лет назад ставшая соей желанной профессией и подчинившая себе всё моё существование, даже самая мудрая книга великого писателя или самые волнующие стихи лучших поэтов, как бы я страстно не любил их, не убеждают меня так в своей правоте и в то же время не дают мне такой самостоятельности представлений. как это бывает, когда я слушаю музыку! (Лев Кассиль )
  11. Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде. (Василий Осипович Ключевский )
  12. Счастливых музыка делает еще счастливее, несчастных - еще несчастнее. (В. Крачковский )
  13. Музыка... обладает необычайно бодрящей и очищающей силой. Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берёт их на свои крылья. ()
  14. Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей. (Анатолий Васильевич Луначарский )
  15. Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, жива. (Анатолий Васильевич Луначарский )
  16. Музыка - это сфера, в которой человеческое искусство стало неизмеримо выше природы. (Илья Ильич Мечников )
  17. Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают. (Владимир Федорович Одоевский )
  18. Не верь тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. (Владимир Федорович Одоевский )
  19. Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь - мелодия... (Александр Сергеевич Пушкин "Каменный гость")

  1. Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать её, я тосковал. (Илья Ефимович Репин )
  2. О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Жан Поль Рихтер )
  3. Искусство неисчерпаемо, как жизнь. И ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем неиссякающая музыка. чем океан музыки, наполняющей собой века. (Ромен Роллан )
  4. Музыка – откровение более высокое, чем мудрость. (Ромен Роллан )
  5. Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей. (Ромен Роллан )
  6. Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. (Ромен Роллан )
  7. Без музыки нельзя жить. Это, по-моему, самое сильное, самое мощное искусство, имеющее удивительную власть над душами людей. (Мартирос Сергеевич Сарьян )
  8. Для меня словосочетание "человек и песня" звучит как "человек и воздух". Если воздуха не хватает, человек задыхается. (Михаил Аркадьевич Светлов )
  9. Музыка - это язык души; это область чувств и настроений; это - в звуках выраженная жизнь души. (Александр Николаевич Серов )
  10. Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас. Это дало особый склад и физиономию русской музыке и призвало её к своим особенным задачам. (Владимир Васильевич Стасов )
  11. ...без мысли нет поэзии, без мелодии - музыки. (Владимир Васильевич Стасов )
  12. Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием. (Владимир Васильевич Стасов )
  13. Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания. ()
  14. Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (Василий Александрович Сухомлинский )
  15. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. (Василий Александрович Сухомлинский )
  16. Гений, открывая крышку рояля, отворяет всем настежь души! (Леонид Семенович Сухоруков )
  17. Истинные музы играют на струнах своей души. (Леонид Семенович Сухоруков )
  18. Муза дружит с теми, кто с ней в тончайшей гармонии. (Леонид Семенович Сухоруков )
  19. Музыка души - это не спетая ещё песня жизни. (Леонид Семенович Сухоруков )
  20. Ушёл пианист... Но в душе играет его рояль! (Леонид Семенович Сухоруков )
  21. Чем выше добрая нота, тем изысканнее должна быть её гармония. (Леонид Семенович Сухоруков )
  22. Музыка - это стенография чувств (Лев Николаевич Толстой )
  23. Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев )
  24. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки... (Антон Павлович Чехов )
  25. Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление. (Антон Павлович Чехов )

Музыка - искусство звукового высказывания, особого рода мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, например живописи, скульптуре, хореографии, музыка воспроизводит дущевные переживания людей и окружающую их действительность в живой, образной форме.

Произведения великих композиторов зовут к борьбе за лучшее будущее, пробуждают благородные душевные порывы и стремления. Такая музыка не всем понятна. Не все могут понять значительность ее замысла, и красоту художественных образов.

В известном романе Джека Лондона описано, как рабочий парень Мартин Иден, впервые услышав исполнение произведений классической фортепианной музыки, был обескуражен.

Игра Руфи "ошеломила Мартина, подействовала на него, как жесткий удар по говове, но ошеломив и сокрушив, в то же время всколыхнула его душу."

Способность музыки с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства в движении, в процессе непрерывного развития составляет одну из наиболее могущественных и привлекательных ее сторон.

Характеризуя музыку как область в первую очередь эмоциональных переживаний, нельзя сказать, что содержание всякого музыкального произведения целиком ограничено кругом глубоко личных настроений и чувств. Посредством выражения чувства в музыкальных произведениях с большой художественной силой воспроизводится все многообразие окружающей действительности. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества видно, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьезное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, больших социальных конфликтов.

Одним из выдающихся "живописцев" в музыке был Н.А. Римский-Корсаков.

Как и во всяком искусстве, содержание музыкального произведения притворено в художественный образ, а нередко и в целую систему образов. Образы музыкального искусства воспринимаются слухом. Вот почему никакое, даже самое яркое словесно-литературное описание музыкального произведения не может дать настоящего представления о его непосредственном звучании.

И во всяком музыкальном образе - будь то простой напев народной песни или лирический романс, музыкальная характеристика героя или основная мысль инструментального произведения - явления действительности воспроизведены специфическими выразительными средствами музыкального языка.

Понятие музыкальный язык охватывает разнообразные составные элементы и выразительные средства музыкального искусства. Сюда относятся интонационно-методическая природа музыки, ритм, ладовая организованность звуков музыкальной речи, многоголосное изложение, темп исполнения, высокие или низкие регистры звучания, тембр и многое другое.

Важная сторона музыки - ритмическая организованность. Выразительными средствами музыкального ритма воссоздаются различные стороны действительности. Развитию музыкально-ритмического чувства у людей способствовали разнообразные проявления ритмической периодичности, начиная от жизнедеятельности самого человеческого организма: равномерного дыхания и ударов сердца, пульса, размеренности естественного шага при ходьбе, упорядоченности рабочих движений при ударах топора, лопаты, взмаха косы. Не случайно одним из древнейших по происхождению видов песен были так называемые трудовые припевки, которые способствовали установлению размеренного трудового ритма рабочего коллектива. Припевные возгласы таких песен ("Еще раз", "Взяли", "Двинем", "Ух") служили как бы сигналами к совершению совместного трудового усилия.

В современном мире много видов музыки. И каждый человек выбирает подходящую для себя. Но главное, чтоб музыкальные произведения не утратили свою миссию - улучшить жизнь, совершенствовать человечество, открывать ему путь в будущее - лучезарное и прекрасное.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Б. Кабалевский

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего её удивительной возможностью отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поёт солдат в походе – песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг, мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени – «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до великой победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создаёт знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несёт фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминает композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая….. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

В этом другая особенность музыки – объединять людей, в едином переживании. Стать средством общения между ними, воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. П. И. Чайковский говорил: «Может быть, никогда в жизни не был польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая анданте моего квартета и сидя со мной, залился слезами».

Яркие художественные музыкальные произведения, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и завершение. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Ещё одна интересующая нас особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.


§ 9. Интонация как смысловая первооснова музыки. Базисные виды и формы музыкальных высказываний, их эмоционально-психологический подтекст

Как уже отмечалось, восприятие музыканта-профессионала отличается повышенной аналитичностью: оно дифференцировано, способно находить в музыкальной ткани лежащие в ее основе структурные принципы и воспринимать музыкальную речь как высокоорганизованное целое, сформированное по законам красоты. Однако количество музыкантов-профессионалов сравнительно невелико, как невелико и число высокоэрудированных слушателей. Большинство же слушателей опирается на самые обобщенные и недифференцированные параметры звучания: темп, тембр, динамику, артикуляцию и фразировку. Эти свойства музыкального целого способны донести художественный смысл и стать опорой музыкального восприятия даже тогда, когда архитектоника и формоструктура музыкального материала восприняты далеко не полностью - на этом уровне неискушенный слушатель обретает способность, отталкиваясь от первоистоков музыкальной выразительности, т.е от интонации, подняться на более высокий уровень адекватности в своем восприятии музыки. В отличие от аналитического слуха , воспринимающего наиболее высокодифференцированные стороны музыкального целого - высоту и ритм, слух, опирающийся на тембродинамические, агогические и артикуляционные свойства музыки, называют интонационным слухом. Музыканты-профессионалы, основываясь на ресурсах своего интонационного слуха, обретают непосредственность восприятия, которое таким образом приближается к истокам музыкального искусства как интонационно-выразительного, осмысленного высказывания .

Интонационный слух возник еще тогда, когда древнейший человек не мог пользоваться звуком собственно музыкальным, обладающим строго определенной высотой и длительностью. Однако уже в ту пору человек, согласно данным науки, воспринимал окружавший его звуковой мир вполне осмысленно и эмоционально. Всякий звук для древнего человека был прежде всего семантичен, нес определенную информацию о "намерениях" или об отношениях "объекта" к "субъекту": гремел ли гром, журчал ли ручей, хрустели ли ветки в темноте, слышались ли звуки горного камнепада - все это взывало к ответной реакции, побуждало к ответному действию, являвшемуся логическим следствием полученной звуковой информации. Эти фундаментальные качества слухового восприятия лежали в основе древнейших звуковых сигналов, из которых впоследствии возникло музыкальное искусство. Воспринимая такие сигналы и расшифровывая их значение, и формировался (на протяжении миллионов лет!) интонационный слух человека.

Быть может, в силу глубочайшей генетической укорененности интонационного слуха, он с большим трудом поддается развитию и гораздо более консервативен, нежели аналитический слух, весьма успешно развивающийся под воздействием систематических занятий. Эта особенность интонационного слуха проявилась в ходе масштабных исследований, выполненных в России и США. Так, например, независимо от национальности и музыкального опыта дети - афро-американцы, белые американцы и дети из России - показывали один и тот же результат при тестировании интонационного слуха: во всех случаях успешно справлялись с весьма сложной задачей 12 % ; испытуемых - детей 7 - 8 лет. Этот результат свидетельствует о господствующей роли врожденных факторов в становлении интонационного слуха .

Несмотря на множество стадий опосредования, лежащих между коммуникативными звуковыми сигналами доисторических эпох и высокоразвитыми музыкальными культурами, сквозь множество смысловых слоев для современного слушателя проступает коммуникативное намерение автора музыкального произведения - слушатель интуитивно ощущает музыкальную речь как обращенное к нему осмысленное высказывание. При этом коммуникативная направленность музыки ощущается не только через музыкальную интонацию, но и "показывается", приобретает видимые очертания. Музыкальное общение в древнейших видах музицирования и в детской музыкальной практике неизбежно насыщено разнообразными жестами, отражающими все эмоциональное богатство невербальной коммуникации. Пассивность восприятия музыки в рамках современной академической музыкальной культуры в психологическом отношении лишь кажется таковой: подавляемая в смысле внешних проявлений, моторная активность тем не менее присутствует в сознании и подсознании человека как органическая составляющая музыкального восприятия. По словам Б.М. Теплова, "восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухо-моторный компонент" .

Моторно-двигательный компонент, по Теплову, оказывается своего рода слепком всего того, что является неизбежным следствием звучания. Здесь и ощущение определенного мышечного усилия или расслабления, ритма дыхания, шага, пульсации - это все эквиваленты переживания музыкального времени; или чувство плотности и разреженности, близости или удаленности музыкального объекта, представление о музыкальных линиях, их пересечениях - эти пространственные образы можно представить как следствие перевода звукоотношений в зрительную модальность ("зрительный ряд").

В современном музыкознании упрочилось словосочетание "базисные формы музыки". Речь идет здесь о музыкальном эквиваленте, типичном музыкальном "сопровождении" ситуаций, в которых некогда, на заре человечества, зарождались и укоренялись в быту разнообразные звуковые реакции, "высказывания" и проч., словом, так называемые протоинтонации. Протоинтонация, как следует из этимологии слова - то, что предшествовало музыкальной интонации в современном понимании данного термина, предваряло ее. Протоинтонации тяготеют к древнейшим метасмыслам, закодированным в "коллективном бессознательном" (К. Юнг). Значительную роль здесь играли охотничьи и военные ритуалы. В основе этих ритуалов лежит имитация победы над врагом, утверждение своей силы и твердости. Здесь доминирует интонация властная, волевая, призывная. Весьма часто в фольклоре разных народов встречаются также ситуации прошения или мольбы. Это может быть выпрашивание подарков у жениха в свадебном обряде, выпрашивание даров у хозяина во время колядования, прошение об урожае, прошение о ниспослании удачи. Здесь доминирующая интонация носит характер лирический, уговаривающий, иногда причитающий. Ситуации молитвенной сосредоточенности, умиротворения, где преобладает интонация монотонная, размеренная, и ситуации игровые, шуточные - от свадебных игр до детского фольклора - также включаются в своеобразный "метасловарь" музыкальной выразительности, опирающийся на фольклорные истоки.

Архетипические базисные формы, представляющие собой первичные психомузыкальные образования, где определенная коммуникативная ситуация влечет за собой определенный моторно-пластический и пространственно-временной образ, лежат в основе универсального психомузыкального словаря восприятия. Хранителем этого словаря первичных музыкальных значений является интонационный слух. Существование таких значений, закодированных в базисных формах, есть подтверждение мысли В.В. Медушевского о том, что "...высшие современные социально-духовные смыслы вырастают изнутри простейших и древнейших" .

Итак, первоистоки основных базисных форм звуковой коммуникации восходят к древнейшим коммуникативным архетипам, зафиксированным в генетической памяти человечества. Идет ли речь об активном призыве, настойчивой просьбе, легкомысленной игре или углубленной медитации, каждый из этих видов социального взаимодействия, несмотря на множество конкретных проявлений, в достаточной мере постоянен как вид общения, как вид социальной коммуникации, и поэтому каждый из названных видов социального взаимодействия может быть отнесен к фундаментальным архетипам, имеющимся во всех видах цивилизаций и культур. Базисные формы - своего рода психологические моторно-пространственные знаки, по которым наше сознание распознает коммуникативные архетипы, поскольку для человека слишком важно сразу понять, с каким намерением, в каком эмоциональном тонусе к нему обращаются. От правильности распознавания коммуникативного намерения говорящего (коммуникативного архетипа) может порой зависеть жизнь как отдельного человека, так и целого племени.

Коммуникативные архетипы (архетипы "призыва", "просьбы", "игры" и "медитации"), проявляясь в музыке, намечают контуры звукового воплощения базисных форм в том виде, в каком они возникли в древнейших видах музицирования. Базисная форма обладает определенным семантическим наполнением, она есть "психоэмоциональное моторно-пространственное извлечение" из процесса музыкальной коммуникации. Коммуникативный архетип относится всецело к области социального взаимодействия, т.е. взаимодействия между отдельными личностями и группами людей; он - побудительная причина, вызвавшая к жизни базисную форму с ее моторно-двигательными и протоинтонационными качествами.

Анализ основных архетипов показывает те опоры, которые использует интонационный слух для расшифровки музыкального содержания, для эмоционального истолкования музыкального высказывания. Возьмем, к примеру, коммуникативный тип "призыва". Он связан с ситуацией побуждения к действию, когда говорящий хочет передать слушающим свою активность. В основании этого архетипа лежит доминирующая протоинтонация призыва, читаемая в музыке как тонус напряжения голосовых связок и телесной моторики. Важнейшей характеристикой протоинтонации является ее пространственный образ, ее линеарное воплощение. Для протоинтонации призыва характерно восходящее движение, когда намечена определенная "разность мелодических потенциалов". Моторный эквивалент протоинтонации призыва, обобщающий ее артикуляционно-ритмическое содержание, мог бы выглядеть как призывный жест от "Эй, иди сюда!" до "Ну, погоди!" Такие жесты ведут свое происхождение от древнейших военных и охотничьих ритуалов, когда овладение жертвой, победа над противником ощущались как захват, включение в сферу своего влияния. Так обнажается еще один коммуникативный оттенок архетипа "призыва": претензия на лидерство со стороны говорящего, командные интонации, ощущение своей силы и власти. В качестве примеров можно назвать "Полет валькирий" Вагнера или лейтмотив трех карт из оперы "Пиковая дама" Чайковского. Протоинтонация призыва может быть выявлена и в музыке с гротескным, горьким оттенком, рисующим портрет грубой силы. Такие эпизоды встречаются в музыке Шостаковича. К ним относятся, например, кульминационные вариации "темы нашествия" из Седьмой симфонии, Скерцо из Восьмой симфонии.

Базисная форма призыва чрезвычайно богата разновидностями, поскольку побуждение к действию, стремление заразить воспринимающего своей энергией чрезвычайно важны во многих социальных ситуациях. Это не только война, борьба, порыв к победе или финальный триумф, но это и ситуации, связанные с коллективным отдыхом, где требуется определенный заряд энергии, чтобы побудить людей объединиться для общего веселья. Общественный отдых или ситуации, близкие к нему (они иногда могут сливаться, отождествляться с ситуациями победными, триумфальными), ассоциируются с такими жанрами, как застольная песня, где заводила, "тамада", приглашает всех разделить его радость, или солдат-запевала во время победного марша затягивает песню, которую вслед за ним подхватывают все. С этой точки зрения вальсовые застольные и маршеобразные походные, к которым относится и русский кант (хрестоматийный пример - "Славься!" Глинки), будут отнесены к одной и той же базисной форме - форме призыва.

Важную роль в музыке играет базисная форма звукового высказывания , которая может быть охарактеризована как коммуникативный архетип "прошения". Она опирается на хорошо известную ситуацию просьбы , "просительности", где эмоциональный диапазон простирается от страстного моления до светской галантной учтивости. Здесь этическое отношение автора к слушателю-адресату отличается особой уважительностью, бережностью и в то же время сердечной открытостью. В древнейших культурах ситуации просительности естественно связываются с религиозным культом, когда мольбы о ниспослании насущных благ занимают в жизни социума огромное место. Выказывание уважения к кому-либо естественно связывается с присвоением себе более низкого по сравнению с уважаемым лицом общественного статуса. Если эта ситуация проникает в музыку, то протоинтонация просительности озвучивается многократно в самых разных вариантах - от оплакивания невестой своей несчастной доли до выпрашивания колядующими подарков у хозяина.

Наиболее органичным мелодическим контуром, формирующим протоинтонацию просительности, является спуск, скольжение, мелодическое нисхождение. Во-первых, это связано с естественным падением голоса, которое и в обычной речи призвано выражать неуверенность, слабость; во-вторых, этот мелодический контур обрисовывает характерный просительный жест - фигуру поклона, которая связывается со всеми просительными ситуациями: от глубокого земного поклона до галантного реверанса. Если сравнивать метроритмический облик протоинтонации прошения с протоинтонацией призыва, то она скорее напомнит не энергичный хорей, но плавный амфибрахий.

Коммуникативный архетип "прошения" является старейшим в европейской классической музыке, будучи одним из первых проявлений европейского индивидуализма, когда отдельная личность получила право жаловаться, взывать к сочувствию и просить о сострадании. Начала базисной формы прошения можно увидеть в светской многоголосной песне XVI в. - жанре "шансон", не говоря уже о зрелом мадригале. Развиваясь и достигнув расцвета в недрах барочной оперы, базисная форма прошения прижилась в галантном стиле XVIII в. переместилась и в XIX в., наполнив собой любовную тематику музыкального романтизма. В XX в. жизнь коммуникативного архетипа "прошения" развивается главным образом в эстрадном жанре, в лирической песне. Так называемая серьезная, академическая музыка XX в. прибегала к архетипу "прошения" чрезвычайно редко.

Не менее существенны функции базисных форм, отражающих коммуникативные архетипы "игры" и "медитации". Первая из них ("игра") представляла собой одну из необходимых составляющих древних культур. Ситуации игры возникали вокруг разнообразных общественных ритуалов и праздников, не обладавших высоким социальным статусом. (Здесь не имеется в виду военная победа или застолье, посвященное некоему важному событию.) Игровое общение возникает как спонтанная радость жизни, ничем не обусловленная и ничему не обязанная своим появлением - радость без повода и высокого общественного смысла. Именно таковы, к примеру, игры детей, которые помимо всего остального несут в себе чисто релаксирующую функцию. Коммуникативная ситуация игры предполагает равноправие всех участников: здесь нет лидера и аудитории, вниманием которой он должен овладеть, нет здесь "просителя" и того, к кому обращено прошение, - игровая ситуация предполагает принцип коллективности: равные общаются с равными в ситуации, искусственно выделенной из жизни с ее неизбежной социальной иерархией.

Пространственный образ базисной формы игры достаточно замкнут: энергичное, быстрое движение, созданное средствами метроритма, вступает в противоречие с остинатным высотным профилем, настойчиво возвращающим мелодический контур к исходной точке. В результате возникает движение по кругу, движение-вращение. Моделируемое музыкой малое пространство создает дополнительный эффект театральности, нарочитой искусственности происходящего.

Социальная коммуникация на основе "равенства участников" породила еще одну базисную форму - форму медитации. Здесь также нет высших и низших, нет побуждения к действию или прошения, но есть самоуглубленное переживание. Знаком "равенства" в рамках базисной формы медитации служит характерная доминирующая протоинтонация качания, колебания, которая близка игровой протоинтонации кружения и вращения. Качание и колебание в рамках медитативной базисной формы так же, как вращение и кружение в рамках игровой, тяготеют к центрированию, к группировке мелодического контура вокруг некоего центра, который стягивает вокруг себя все музыкальное движение. Телесно-моторное воплощение медитации тяготеет к неизменности, колебательности, возвратности; пространственный образ движения моделирует обстановку интимного общения, уюта, создавая впечатление защищенности и отстраненности от всего мешающего, лишнего. В то же время тишина и покой, отсутствие суеты, сопутствующие коммуникативной ситуации колыбельной, подводят человека к состоянию молитвенного созерцания: в этом случае пространство дома как бы раздвигается, "стены рушатся" и человек оказывается наедине с Вселенной, на него нисходит чувство освобождения и слиянности с природой и миром.

Разновидностью базисной формы медитации является весьма развитая в музыке сфера - сфера размышления, которая простирается от религиозных песнопений средневековья до космических прозрений души в музыке XX в. Образ движения в данном случае обращается в свою противоположность: движение застывает, "мгновение останавливается" - молящийся и обращенный душой к Богу не проявляет себя никакой внешней активностью. Пространственный образ, соответствующий базисной форме- медитации, - бесконечная Вселенная, пространство без границ. Коммуникативная ситуация молитвы в данном случае не есть просьба или мольба, но приобщение к высшему началу, принятие высшей чистоты и покоя, ему присущих. Здесь стирается грань между "говорящим" и "слушающим", между обращающимся и тем, к кому обращаются.

Сфера применения молитвенной разновидности медитативной базисной формы чрезвычайно широка и захватывает порой не просто отдельные жанры и виды музыки, но целые музыкальные культуры. Такова вся духовная музыка Ренессанса и средневековое григорианское пение, большая часть органной музыки барокко и близкой к ней инструментальной музыки da chiesa в медленном движении, которая часто ориентируется на хоровые жанры духовной музыки. Сюда же примыкает значительная часть русской духовной музыки - от знаменного пения до "золотого века" русской духовной композиции в лице Чеснокова, Кастальского, Гречанинова и далее вплоть до сегодняшнего дня. В силу естественного интеллектуализма этой базисной формы в нее вливается значительная часть музыки XX в. - от философских адажио Шостаковича до музыки Шнитке, Канчели, Пярта, Губайдулиной. Можно сказать, что эта базисная форма занимает в музыке XX в. господствующее положение.

Здесь следует оговориться, что базисные формы чрезвычайно редко встречаются в чистом виде: в реальном музыкальном творчестве и восприятии они, как правило, смешиваются друг с другом, и тончайшее смешение музыкально-коммуникативных "векторов" придает индивидуальный облик каждому произведению. Так, игровое начало и призывность часто соседствуют и тяготеют к слиянию, объединению, равно как лирика, "просительность" и нейтральная созерцательность склонны сочетаться между собой в жанре ноктюрна и музыке подобного же эмоционального наклонения. На протяжении всего музыкального развития, особенно в таких богатых "событиями" жанрах, как соната, симфония, опера, происходит многократное переключение, смена базисных форм, смена коммуникативной направленности музыкальной речи. Колебания такого рода присутствуют не только на протяжении крупных музыкальных форм, но и на уровне небольших музыкальных фрагментов.

Диалектика формирования и смен базисных форм в рамках произведения составляет для слушателя основу восприятия музыкальной драматургии, ее "нижний" слой, наиболее общий контур музыкально-драматического процесса. Этот слой музыкального содержания со всеми его интонационными нюансами и в целом и в частностях формирует музыкант-исполнитель на основе своего внутреннего переживания нотного текста, соотнесенного с исполнительской традицией. Именно в руках исполнителя находится весь набор выразительных музыкальных средств - динамика, тембр, темп, артикуляция и др.; все эти средства составляют "строительный материал" для восприятия базисных форм. Это означает, что самый первичный и фундаментальный слой музыкального содержания - базисная форма - воспринимается под прямым воздействием музыканта-исполнителя. Он обращается от имени композитора к слушателю-адресату, располагая для этого всеми необходимыми музыкальными средствами.

"Аналитический слух", "интонационный слух" - понятия в значительной мере метафорические. Однако поскольку они достаточно распространены в среде специалистов (музыковедов, преподавателей музыки), имеет смысл использовать их в настоящей работе. Понятия интонационного и аналитического слуха введены по аналогии с интонационной - ненотируемой и аналитической - йотируемой формой музыкального произведения, обозначая свойства воспринимающего сознания, на которые опирается восприятие интонационной и аналитической формы в музыке. Автором концепции интонационной и аналитической формы является российский музыковед В.В. Медушевский (см.: Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М., 1993).

См.: Kirnarskaya D., Winner E. Musical Abilities in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music // Psychotusicology. - 1999. - Vol. 16. - P. 2-16.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. - М., 1985. - Т. 1. - С. 142.

Музыка как вид искусства. Своеобразие музыкального искусства

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Музыка - это искусство. Музыка обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Искусство - это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах. Художественный образ - то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности. Художественный образ - «ядро», «сердце» произведения искусства.

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.

Одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главнуюже основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей (музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни).

В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Сила воздействия музыки на человека заключается в ее способности в определенные моменты сближать людейв едином настроении, переживаний, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством»

При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительностии помогает ее преобразованию, изменению. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия,организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку.

К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперуи др.

Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскрывающей ее содержание. Программой может служить заглавие,указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. В качестве примера можно привести фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других композиторов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.

Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

Знание программы - необходимое условие адекватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (программная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем. В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное значение».

К непрограммным инструментальным произведениям относятся, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Содержание непрограммной музыки составляют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

Особенности музыки как искусства, по мнению Н. Ветлугиной:

Возможность отображать пе­реживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе - песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе.

Другая особенность музыки - объединить людей в еди­ном переживании, стать средством общения между ними

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими про­изведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Еще одна ее особен­ность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея опреде­ленный опыт слушания.

Еще одна особенность музыки - воздей­ствовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав неж­ный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция поз­воляет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Музыка - самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмо­ций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе дела­ют содержание и язык музыки закрытым для че­ловека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художест­венных образов, а значит, дать возможность их пережить.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх