Индейцы кечуа: формирование народности. Численность и расселение

КЕЧУА, кичуа (самоназвание - Qhichwa runa/runakuna), индейский народ на западе Южной Америки. Численность около 10 миллионов человек (2008, оценка), в том числе в Перу 5,2 млн. человек, на западе и юго-западе Боливии 2,6 миллиона человек, в центральной и восточной части Эквадора 499,3 тысяч человек (2001, перепись; по оценкам - 1,5-2,2 миллиона человек), на юго-западе Колумбии (инга) 38,6 тысяч человек, на севере Аргентины 1,5 миллиона человек, на севере Чили 8,4 тысяч человек. В составе кечуа выделяются разные по происхождению и выраженности общекечуанского самосознания группы: инга (Колумбия); каранки, каньяри, каямпи, киту-кара, натавила, отавало, пансалию, пастаса, пуруха, саласака, саракуру, сараяку, уаранка, чибулео (Эквадор); амантани, кана, канчи, керо, льякуаш (ламиста), напуруна, такиле, уанка, чанка (Перу); колья, кальявая (Боливия). Говорят на кечуанских языках, распространён также испанский язык. В основном католики, часть сохраняет традиционные верования.

Кечуа - основатели государства инков. В колониальный период неоднократно возглавляли антииспанские восстания (крупнейшее - Тупака Амару восстание 1780-83). Традиционная культура типична для индейцев Центральных Анд. Основное занятие - орошаемое террасное земледелие (клубнеплоды - картофель, ока, ульюка; зерновые - киноа, каньяуа, в долинах - кукуруза, позднее - ячмень, пшеница). Из картофеля готовят сухой концентрат (чунью). Основное сельскохозяйственное орудие в горах - узкий заступ с перекладиной для ноги (чакитаклья), в долинах - плуг в упряжке из быков. В горах разводили лам, альпака, морских свинок. Развиты прядение (в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка) и ткачество (ткут в основном мужчины), выделка фетра, плетение, резьба по дереву, изготовление расписных калебасов (особенно в Аякучо), лепной расписной (основные цвета - красный, оранжевый, белый) керамики, золотых и серебряных украшений. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище из сырцового кирпича или каменное прямоугольное с двускатной крышей. Мужская одежда - штаны длиной до колен, короткая куртка, пончо, женская - несколько коротких юбок (до 8) с цветной каймой (нижние юбки длиннее верхних), рубаха, шаль (льиклью), скалываемая на груди серебряной брошью. Головной убор - фетровая шляпа с полями, у женщин - шапка с круглым плоским навершием, у мужчин - узорная вязаная шапочка с наушниками (чульо). В основе традиционной общины (айлью) - группа родственных семей первопоселенцев (орихинарио). Община управляется выборным старейшиной (алькальд) и его 4-6 помощниками (варайок, от вара - жезл). Сохраняются система взаимопомощи (айньи), элементы инкской дуальной организации и параллельного счёта родства (мужчина наследует от своего отца, женщина - от матери); соответственно существуют специальные термины для детей в зависимости от того, кто говорящий - отец или мать. Система терминов родства бифуркативного типа. Свойственники частично отождествляются с родственниками, категории свойства демонстрируют элементы генерационного скоса. Сиблинги делятся по относительному полу. Среди календарных ритуалов важнейшие - летний праздник очистки оросительных каналов и карнавал, во время которого устраиваются танцы в масках, изображающих «диких людей», инсценировки «свадьбы животных», до середины 20 века разыгрывались ритуальные сражения между членами разных айлью. Сохраняются почитание горных вершин, Матери-Земли (Пачамама), шаманизм, жертвоприношения (при строительстве дома, при полевых работах и т.п.). Во время ритуалов мужчины жуют листья коки.

Устное творчество . В фольклоре сочетаются местные (о трикстере-Лисе, демонической женщине Ачикее, гибели первопредков при первом восходе солнца, исчезновении и возвращении героя, воплощающего плодородие, и др.) и европейские сюжеты; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри (Инка-царь), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. Распространены исторические предания, народные драмы в стихах (уанка), восходящие к инкским временам («Апу-Ольянтай», «Смерть Атауальпы» и др.), сказки, легенды, предания. Миссионеры создавали религиозные драмы на языке кечуа. Музыкальные традиции восходят к культуре инков; среди архаических музыкальных инструментов - глиняные флейты, морская раковина-труба, глиняные и металлические трубы, музыкальный лук. Традиционные инструменты (сохранились главным образом в высокогорных районах), жанры, виды музицирования приурочены к старинному инкскому календарю с делением года на половины - мужскую (сухой сезон) и женскую (сезон дождей), связаны с земледельческими, семейно-бытовыми, христианскими обрядами. Характерны ансамбли однородных флейт разных размеров, ансамбли двойных и многоствольных флейт могут включать до 50 исполнителей (стиль сикури в Перу). Флейтам могут аккомпанировать 2-сторонние барабаны (бомбос, ванкара). Популярны танцевальные драмы, танцы (чукару, хула-хула, личивайю, чарангеада, сикуриада), которые исполняются в сопровождении ансамблей. У кечуа Боливии распространены музыкально-танцевальные действа, включающие женское пение с аккомпанементом ударных либо щипкового инструмента чаранго (такий), мужскую игру на инструментах (такай) и круговые танцы (тусуй). Для вокальной и инструментальной ансамблевой музыки типичны высокий регистр, антифонная манера исполнения, параллельное движение голосов и подголосочная полифония. В основе ладовой организации - ангемитонная пентатоника (иногда расширенная до 6- и 7-ступенных звукорядов), в ансамблевой музыке для флейт - диатоника.

Устные традиции кечуа развиваются в тесной связи с музыкальной культурой аймара (стиль сикуморено в Перу), испытывают влияние музыки африканского происхождения (игра на идиофонах и мембранофонах), взаимодействуют с креольской музыкой (игра на струнных инструментах, танцы), проникают в городскую культуру Андских стран.

Многие современные кечуа живут в городах. С середины 20 века растёт движение за возрождение языка и традиционной культуры. Развивается профессиональная музыка, кинематограф, литература; из поэтов и прозаиков выделяются Х. А. Соса, С. Д. Палавесино, А. Л. Тевес, М. К. Тебес, И. Толоса в Аргентине, Уальпа Римачи (18 - начало 19 века), Х. Кальвимонтес и Х. Уальяпаримакни в Боливии, А. А. Гутьеррес в Перу (лауреат Кечуанской национальной премии, 1951) и др.

Лит.; Олланта: древнеперуанская драма из времён инков / Пер. Ф. Миллера. М., 1877; Di Lullo О. El folklore de Santiago del Estero. Tucumân, 1943; Osborne Н. Indians of the Andes: Aymaras and Quechuas. 1952. , 2004; Bravo D. А. Cancionero quichua santiagueñо. Tucumán, 1956; Arguedas J.М. The singing mountaineers: songs and tales of the Quechua people. Austin, 1957; Saavedra В. El Ayllu: estudios sociológicos. La Paz, 1975; Man in the Andes: multidisciplinary study of high-altitude Quechua. Stroudsburg, 1976; Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. М., 1975; Quechua peoples poetry. Willimantic, 1976; Rasnake R. Domination and cultural resistance: authority and power among an Andean people. Durham, 1988; Harrison R. Sings, songs and memory in the Andes: translating Quechua language and culture. Austin, 1989; Van Vleet К.Е. Performing kinship: narrative, gender, and the intimacies of power in the Andes. Austin, 2008.

Ю. Е. Берёзкин; Г. В. Дзибель (система терминов родства), В. И. Лисовой (устное творчество).

Доколумбовая Америка пережила расцвет и падение великих цивилизаций – майя, ацтеков, инков. Территорию современной Центральной и Южной Америки населяло более 5 тысяч племен. Часть из них исчезла, не оставив практически никак упоминаний. Другая – была полностью уничтожена. Большинство потомков индейцев той эпохи до сих пор живут в Мексике , Боливии , Перу , Эквадоре и других странах Южной Америки.

Племена Боливии и Перу

К приходу Колумба территория нынешней Боливии уже была завоевана инками. До этого большую часть земель заселяли аймара и кечуа.

Первые жили в высокогорных районах на западе Южной Америки. К XV в. они создали несколько государств. Самое могущественное – Колья у озера Титикака. Вопреки суровым погодным условиям аймара выращивали картофель, кукурузу, тыкву. Племя смогло сохранить быт и традиции и после прихода европейцев. Сейчас численность народа составляет почти 4 млн. человек. Они живут в Боливии, Перу, Чили , Аргентине .

Кечуа – самый многочисленный народ доколумбовой и современной Южной Америки. Численность – 20 млн. человек. Сейчас большая часть живет в Боливии и Перу. Культура племен была более развитой по сравнению с майя и ацтеками. К XV в. индейцы сумели создать могущественное государство.

Помимо них территорию Перу и Боливии населяли:

  • бороро, вступившие в контакт с европейцами в XVIII в;
  • итонами, практически утратившие свою культуру и язык;
  • такана, мирно относившиеся к завоевателям;
  • уитото, численность которых сильно сократилась в XX в.;
  • хакару, занимавшиеся разведением лам и альпак в Перу;
  • хиваро, в традициях которых смешался быт индейцев из предгорий Анд и тропических лесов;
  • шипико-конибо – группа племен, пришедших из Амазонии.

О некоторых племенах (например, хиваро) стало известно совсем недавно, в начале или середине XX в.

Эквадор

До испанцев Эквадор находился под влиянием древнего государства Чимор. Территорию населяли индейцы:

  • Киту, порабощенные племенем кара. Оставившие о себе катастрофически мало сведений.
  • Каньяри, жившие в центральной части Эквадора. Поклонявшиеся луне и завоеванные инками.
  • Тумбе, исчезнувшие после вторжения кара.
  • Кара, завоевавшие племена Эквадора в I тысячелетии до н. э.

Сейчас 40% населения Эквадора составляют потомки индейских племен. Самые многочисленные – народ кечуа. Остальные живут в основном в лесах. Ачуале, малаката, уамбиса на юге. Аламо и ямбо на востоке. Так же здесь живет низкорослое племя ваорани, избегающее контактов с людьми.

Центральная Америка

В Мексике до прихода Колумба господствовал ряд высокоразвитых цивилизаций с собственной письменностью, летоисчислением, архитектурой. Обладавших глубокими познаниями в математике и астрономии.

  • Ольмеки, давшие начало цивилизации майя и оставившие о себе очень мало сведений.
  • Майя с необычной религией и ритуалами. Достигшие невероятного развития. И к приходу конкистадоров уже находившиеся в упадке. Их потомки, около 7 млн. человек, сейчас живут в Мексике, Сальвадоре, Белизе, Гондурасе, Гватемале.

Также территорию нынешней Мексики населяли племена Теотиуканы, сапотеки, тотонаки.

Южная часть континента

На землях современной Аргентины, Чили, Парагвая, Бразилии до испанской колонизации существовало несколько сотен племен:

  • кочевники – алакалуфы, атакменьо, ботокуды;
  • арауканы – сейчас их численность составляет 1,5 млн. человек;
  • караибы из тропических лесов с отдельными языками для мужчин и женщин;
  • каяпо из Бразилии – племена из южных районов практически полностью истребили, северным удалось сохранить самобытную культуру;
  • мундуруку, вошедшие в контакт с европейцами в середине XVIII в. и ставшие их союзниками;
  • пирахан – малочисленное племя охотников Амазонии;
  • тукуна, занявшие земли практически вымерших народов омагуа и кокама;
  • туюка – славившиеся производством плетеных вещей и каноэ;
  • яномамо – отдельные общины до сих пор ведут изолированный образ жизни.

У некоторых народов получилось сохранить самобытный уклад жизни. Большинство ассимилировалось с колонизаторами. Огромное количество просто исчезло. К таким племена относятся апибоны, апиака, пасиока, капаяны, селькнамы, сутагао, тупи. Миштеки из Мексики, подчиненные ацтеками и другие.

(кеч. Qhichwa runa, исп. Quechua) - индейский народ , проживающий в западной части Южной Америки, является наследником культурных традиций Тауантинсуйю (кеч. Tawantin Suyu, Tawantinsuyu) – древней .

К моменту завоевания испанцами это был наиболее могущественный из коренных народов, населяющих Южноамериканский континент. Археологические данные свидетельствуют, что культура Кечуа стояла тогда на ступень выше, чем культуры Ацтеков и Майя в Мексике.

Религиозная принадлежность верующих: в подавляющем большинстве католики.

Говорят индейцы на одноименном языке Кечуа, который является государственным в некоторых Южноамериканских странах. Но многие современные Кечуа (особенно в центральных частях и ) говорят на испанском языке.

Краткий экскурс в Историю

История этого гордого народа с уникальной историей и уходящими в глубину веков традициями, началась задолго до возникновения цивилизации Инков: это древнейшее племя южноамериканских индейцев признано обладателем самой высокой культуры, легшей в основу культуры Инкской империи.

К XV в. Кечуа занимали одну из самых могущественных позиций среди всех племен.

Кечуа сегодня

Сегодня Кечуа — самое многочисленное из всех южноамериканских индейских племен, общей численностью около 26 млн человек. Основные страны расселения: Перу – около 14 млн человек, Эквадор – 6 млн человек, – около 4 млн человек, – 1,5 млн человек, — 40 тыс. человек, – около 12 тыс. человек.

Распределение современных Кечуа на карте

Таким образом, народ Кечуа составляет почти 47% населения Перу, более 41 % — Эквадора и более 37% — Боливии.

Они являются прямыми потомками культуры Инков, до сегодняшнего дня они сумели сохранить традиции древней цивилизации в первозданном виде. Культура индейцев К. прочно ассоциируется с наследием Инков – от них они сохранили яркие колоритные наряды и своеобразные завораживающие песни. Основная причина этого уникального явления заключается в том, что большинство представителей этой народности живут в горах, где человеку, не привыкшему к нехватке кислорода, находиться очень сложно.

Таким образом, природная изоляция позволила индейцам, обитателям Анд, пронести сквозь века память о прошлом.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

Традиционные занятия

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа); в долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

Большое значение имеет скотоводство в горах, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

Быт и традиции

Кечуа живут как в долинах, так и в горах, причем, поселения в долинах — кучевые, в горах - разбросанные, далеко отстоящие друг от друга. Жилища индейцев сырцовые, прямоугольные, с двускатной крышей, с одной большой жилой комнатой и несколькими помещениями — кладовыми.

Некоторые члены общины работают возле своих поселков, занимаясь возделыванием земли, другие трудятся на рудниках.

Как и много столетий назад, индейцы изготавливают национальные музыкальные инструменты из панцирей животных и превосходно на них играют.

А какие изумительные блюда умеют готовить Кечуа! Даже простая картошка, приготовленная на горном склоне на открытом огне, приобретает особенный вкус. Национальная кухня индейцев включает в себя множество блюд из мяса домашних морских свинок, которых они разводят специально для приготовления пищи.

Индейцы доброжелательно относятся к туристам, кстати, многие из них заняты в туристическом бизнесе: они организуют экскурсии, изготавливают и продают оригинальные сувениры из кожи, дерева, камня и кости.

Особый менталитет

В основе социальной организации Кечуа лежит община-айлью (кеч. Ayllu), также называемая индейской общиной (кеч. Comunidad Indígena) или крестьянской общиной (кеч. Comunidad Campesina). Членов айлью объединяют кровное родство, общая территория, общинное распределение плодов Матери-земли, а также культ почитания общего предка — Уака (Wak’a). Сегодня насчитывается несколько десятков тыс. общин Кечуа, их число постоянно увеличивается.

В жизни каждого индейца община занимает важное место. Жизнь на благо племени культивируется у Кечуа многие столетия. Взаимовыручка — качество, которое особенно ценится индейцами.

Кечуа осознанно живут в своем обособленном мире, умудряясь сохранять собственную индивидуальность даже в мегаполисах. Известно, что представители этого горделивого народа никогда не просят помощи.

Одежда

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все — и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем – чульо (кеч. Chullo).

Кечуа, кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа .По религии большинство К. ‒ католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

  • - кичуа, кешуа, - самый крупный из совр. индейских народов на Амер. континенте, составляющий значит. часть населения Перу, Боливии и Экуадора...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Сложилась примерно в первой половине 2-го тыс. н. э. До нач. 16 в. была распространена в районе империи инков - Тауантинсуйу, где обитали кечуанские племена...

    Энциклопедия мифологии

  • - I Ке́чуа кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины...
  • - Кечуа, язык индейского народа кечуа, принадлежащий к группе кечуа-аймара. Распространён в Перу, частично в Боливии и Эквадоре, на С. Чили и Аргентины. На К. говорит около 10 млн. человек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Майя, индейский народ в Мексике и в Белизе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индейский народ общей численностью 14870 тыс. чел. Основные страны расселения: Перу - 7700 тыс. чел., Эквадор - 4300 тыс. чел., Боливия - 2470 тыс. чел. Другие страны расселения: Аргентина - 320 тыс. чел., Чили - 55...

    Современная энциклопедия

  • - индейский народ в Перу, Эквадоре и Боливии. Живут также в Аргентине, Чили и Колумбии. Общая численность 14,87 млн. человек. Потомки создателей цивилизации инков. Язык кечуа. Верующие - католики...
  • - язык народа кечуа, один из двух официальных языков Перу, один из трех официальных языков Боливии. Относится к семье кечуа-аймара индейских языков. До колонизации Юж. Америки официальный язык государства инков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - неизм.; нескл., м, нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - петух и курица, Meleagris Gallopavo; индюк, индюшка, индейка; южн. индяк, индык, индычка; кан и канка ряз., тамб. канок, каныш вор., дон. пырин и пырка вост. каплун и каплунка пенз. ; куран вят. куренка вологод...

    Толковый словарь Даля

  • - ИНДЕЙ́СКИЙ, -ая, -ое. 1. см. индейцы. 2. Относящийся к индейцам, к их языкам, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам их проживания, внутреннему устройству, истории; такой, как у индейцев...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - ке́чуа I нескл. мн. 1. Индейский народ, составляющий значительную часть населения Перу, Эквадора и Боливии. 2. Представители этого народа. II нескл. м. и ж. Представитель кечуа I 2....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - к"ечуа, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ИЛИ КИЧУА исп. quichua, kechua...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 индеец народ язык...

    Словарь синонимов

"Кечуа (индейский народ)" в книгах

Инки-Кечуа

автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Инки-Кечуа Испанцам было к чему стремиться, их, в числе прочего, манил город Куско – величественная столица империи. В ней располагался Храм Солнца – Кориканча, стены которого, словно плиткой, были полностью покрыты золотыми пластинами. «Внутри храма находился алтарь с

Индейский праздник

Из книги Диего и Фрида автора Леклезио Жан-Мари Гюстав

Индейский праздник В портрете Диего, который Фрида рисует словами любви, сказано: Я представляю себе мир, где он хотел бы жить, как большой праздник, в котором участвовали бы все живые существа и все, что есть вокруг, от людей до камней, а также солнца и тени, и все это

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК

Из книги Моё индейское детство автора Нажин Мато

ИНДЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК Одно из самых приятных воспоминаний моего детства связано с теми днями, которые мы с друзьями проводили со своими пони (низкорослыми степными лошадками). Как я уже говорил, каждый мальчик Лакотов имел своего пони и учился ездить на нём. Между ними

Индейский телеграф

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Индейский телеграф Одно из гениальных индейских изобретений - знаменитый язык жестов. Его понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики. Никто не знает, когда появился язык жестов и кто его придумал, но уже в начале XIX века индейцы разных племен, говорившие на

VI. «Индейский социализм»

Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл Милослав

VI. «Индейский социализм» Труд облагораживает человека. Он является его самым почетным и ценным правом. Как и свобода, труд – самое прекрасное украшение человека. Владыки же Тауантинсуйу принижали труд, они превращали его из права в обязанность, из достоинства в тяжелое

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На многих примерах известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык становится все

Распространение языков кечуа и хаки

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Распространение языков кечуа и хаки На примере древнего Востока известно, что для создателей земледельческих структур характерна языковая раздробленность. Обитатели каждой долины или оазиса живут на одном месте на протяжении многих веков, в результате их язык

Индейский рис

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Майя (индейский народ в Мексике)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Кечуа (индейский народ)

БСЭ

Кечуа (язык народа кечуа)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Несостоявшийся индейский расизм

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Несостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные

Кечуа

Из книги Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Кечуа Праздники воплощения предков тесно связаны с первобытными религиозными представлениями, но их пережитки долго сохраняются и в классовом обществе. Вера в предков, якобы периодически возвращающихся в наш мир, чтобы наполнить его своей энергией, не исчезла после

Два разговорных языка: кечуа и аймара

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Два разговорных языка: кечуа и аймара Основная трудность, с которой приходилось сталкиваться правителям, – множество диалектов. Отец Акоста насчитал их более 700. На некоторых из них до сих пор говорят малочисленные группы, такие, как юнга или мочика в Итене (северное

ШИПИБО, ИЛИ ШИПИБО-КОНИБО

Шипибо-конибо - индейское племя, по сути представляющее собой союз двух племен так называемых речных пано. Название племени восходит к животному, с которым оно себя ассоциирует. Так, шипибо происходит от "шипи" (маленькая обезьянка-игрунка) и суффикса множественного числа "-бо". Конибо - от "кони" (один из видов крупных дневных хищных птиц) и также суффикса "-бо". Говорят на языке шипибо-конибо. Населяют амазонскую сельву на территории современного Перу по рекам Укаяли, Пачитеа, Кальярия, Агуайтиа и на берегах озера Яринакоча, которое представляет собой старицу реки Укаяли возле города Пукальпа. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия - земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление "пива" из перебродившего маниока, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм "Иные миры".

Предки конибо пришли на реку Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысячи человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).

В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем ее течении.

В мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог - "Отец Солнце", видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре: мир вод - Хене Нете, с живущим в нем духом-хранителем; мир животных - Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все прочие живые существа; желтый мир - Пансин Нете, мир грехов и дурного духа; чудесное пространство, где находится Солнце, Хакон Нете - мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если мужчина вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана. А если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.

Среди других амазонских племен Перу, а также среди перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо. Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо".

В тех случаях, когда лепится особенно большой горшок, то его делают в два-три подхода, с перерывами, чтобы дать сырой глине слегка схватиться. Готовое изделие сушат некоторое время в тени, ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Непосредственно перед обжигом весь сосуд полируется специальным камушком, который на языке шипибо называется "ренкати". После обжига вся керамика раскрашивается характерным орнаментом красками, также изготовленными на основе белой и черной глины. В традиционной устной культуре большой популярностью среди шипибо-конибо пользуется мифологический цикл "О трех Инках": о Йоащако Инка - Скупом Инке, о Чеще Инка - Черном Инке и о Щане Инка - об Инке-Птице. Эти мифы любопытны тем, что племена шипибо-конибо обитали и обитают на значительной удаленности от территорий, которые контролировали инки до появления испанских конкистадоров. Сюжет одной из историй об Инке-Птице таков: "Давным-давно Инка-Птица жил в Кумария и управлял конибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки "тинаха", из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.

Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для пива из маниока - "чичи"; научила делать тарелки и пиалы. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева "апачарама", а потом разминать ее. Она научила женщин конибо "купать" пиалы в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.

После этого жена Инки показала, как следует прясть нить и как ткать ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.

Инка ушел из Кумария, оставив конибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на берегах реки".

ЯГУА

Ягуа - индейское племя в провинции Марискаль Рамон Кастилья департамента Лорето и соседних районах Колумбии. Общая численность оценивается в 4 000 человек. Говорят на языке, включаемом лингвистами в языковую семью пеба-ягуа.

Долгая история ягуа весьма насыщена событиями. В незапамятные времена, до того, как уйти вглубь джунглей, они жили на берегах Амазонки. Потом появились первые испанские конкистадоры, за ними - миграционные волны больших племен омагуа и кокама, поднимавшиеся вверх по Амазонке. Еще позже - отряды португальских охотников за рабами - "бандейрантес", от которых ягуа находили защиту в иезуитских миссиях до тех пор, пока этот церковный орден не выгнали из испанских колоний в Новом Свете.

После исчезновения миссий иезуитов ягуа, как и многие другие индейские племена, попали в зависимость от владельцев крупных земельных участков - "патронов". Все перечисленные выше напасти, обрушивавшиеся одна за другой на племя до середины XX века, вынудили ягуа уходить в труднодоступные уголки амазонских джунглей, спасаясь от истребления, рабства и завезенных инфекций. Жизнь ягуа основывается на выращивании маниока, бананов и других культурных растений, а также сборе диких плодов, охоте и рыбной ловле. Из ремесел высоко развиты изготовление одежды из пальмового волокна, плетение гамаков и корзин. В настоящее время некоторые деревни принимают у себя небольшое количество туристов, что также способствует поддержанию существования племени. Племя состоит из нескольких кланов, представители которых могут жениться или выходить замуж только за человека из другого клана. Любопытная особенность ягуа в том, что не все кланы могут породниться между собой. Так, кланы растений могут обмениваться женами с кланами наземных животных, тогда как кланы птиц - только с другими кланами птиц.

Центральное место в верованиях индейцев ягуа занимает Орикнан - верховное существо и создатель мира. Время, которое необходимо человеку, чтобы стать шаманом и поддерживать тесные отношения с духами, достигает у ягуа пяти годам. Праздники у ягуа длятся по нескольку дней и сопровождаются песнями, исполняемыми мужским и женским хором по очереди.

Ягуа вполне благосклонно принимают у себя как туристов, так и научные экспедиции. В последнее время в связи с развитием туризма в этом районе Амазонии некоторые группы индейцев, когда-то ушедшие вглубь джунглей, снова начинают переселяться поближе к берегам Амазонки, чтобы облегчить к себе доступ для туристов. Тем не менее, наиболее традиционные ягуа продолжают жить на маленьких притоках в джунглях, и чтобы добраться до них необходимо приложить некоторые усилия и запастись как минимум пятью днями свободного времени.

КЕЧУА

Кечуа, или кичуа - индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и на севере Чили. Численность более 12 млн. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке (ряд исследователей выделяют несколько близкородственных языков) кечуа андо-экваториальной семьи. Письменность на основе латинского алфавита. По религии - католики, однако среди кечуа остаются сильны традиционные верования, колдовство, шаманизм и жертвоприношения при полевых работах.

Основное занятие - террасное оросительное земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - кинуа, каньяуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница. Основное орудие - "чакитаклья" - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, викунья, овцы). В настоящее время ремесла находятся на более примитивном уровне, нежели в эпоху инков. Наибольшее значение имеет производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут как женщины, так и мужчины. Распространен примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа "панама", изделий из камыша-"тотора", изготовление лепной керамики, калебасов, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Селение - община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной - "курака" и его помощником - "варайок". Брак неолокальный. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильем служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую частно надевается вязаный шлем - "чульо". Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причем нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль "льиклью", скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Союз племен кечуа во главе с племенем инка (инкакуна), подчинив соседние племена, образовал империю инков Тауантинсуйю (1438 год). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. Испанское завоевание вызвало ожесточенное сопротивление, а индейские восстания продолжались вплоть до XX века.

На сегодняшний день многие индейцы, особенно в местах массового паломничества туристов - Куско и окрестности, Мачу-Пикчу и другие "руины" инков - живут в основном за счет продажи сувениров и оказания услуг носильщиков на Тропе Инков.

АШАНИНКА

Ашанинка, ашанинга, или кампа - группа индейских народов в составе араваков в Перу (в основном в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа). Небольшая группа ашанинка живет также в Бразилии на реке Журуа.

Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке ашанинка подгруппы майпуре. Диалекты: собственно ашанинка, анти, аутанири, каматика, катонго, кимбири, каринаири, пангоа, тампа, угуничири, унини и чичерен. Распространены также кечуа и испанский языки.

Ашанинка формально являются католиками, однако на практике повсеместно бытует шаманизм и магия.

Контакты с испанцами с конца XV или с начала XVI веков. Живут во внутренних районах перуанской сельвы. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, кукуруза, бобы, сладкий картофель), охота, рыболовство. Из ремесел развиты ткачество и гончарство. Традиционные жилища - полусферические хижины на одну парную семью. Селение состоит из нескольких таких хижин и хижины для холостяков. Одежда - длинная туникообразная рубаха без рукавов - "кушма", тканная из дикорастущего хлопка.

Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей. Брак патрилокальный, счет родства билатеральный. В мифологии известен бог-творец, удалившийся на небо и не вмешивающийся в дела людей.

Несмотря на то, что первые контакты ашанинга с внешним миром состоялись несколько веков назад, отдельные общины жили почти в полной изоляции вплоть до середины XX века. В связи с этим сохранилось немало историй о встрече двух цивилизаций, сегодня превратившихся в мифы и сказки. Вот одна из таких сказок, например, услышанная и записанная нами во время одной из исследовательских экспедиций в Перу. "В прежние времена наши деды не знали самолета. И вот однажды он появился. Деды сказали друг другу: - Это что за птица такая пролетела мимо? Было бы здорово поймать ее и выщипать перья. Мы бы украсили ими наши стрелы. Они тут же схватили свои луки и принялись стрелять: "так-так", но не смогли попасть. А самолет улетел в сторону высокого холма. И вот один человек, ведь он никогда прежде не видел самолета, подумал, что тот опустился где-то на холме, чтобы поспать. Он сказал жене: - Нажарь-ка мне юки, да побольше. Я хочу посмотреть, что это за птица пролетела мимо. Я хочу подстрелить ее, вытащить перья и украсить мои стрелы. И он ушел вместе с двумя братьями, взяв с собой много жареной юки. Они не знали, что самолет улетел туда, куда ему было надо. Наконец они пришли на гору, где жили маленькие зверьки, которые всех убивали. Вот почему там никто не мог пройти. Один из братьев сказал: - Птица где-то здесь. Я ее накануне видел. Ты ступай низом и посмотри, куда она спряталась. Ведь это большая птица. Когда увидишь, позови меня, чтобы я убил ее. Тогда мы съедим мясо и вытащим перья.

Один из братьев искал птицу внизу, но так и не нашел. Он поднялся выше по горе. Туда, где растут маленькие пальмы. И вдруг все вокруг померкло, словно опустилась ночь. Заклубились тучи, и на горе поднялся сильный ветер. На землю посыпались сухие сучья и ветки, которые тут же стали превращаться в больших и маленьких белок, в обезьян и в других животных. Это были звери, которых называют зверьками-убийцами. Увидев, что кусочки веток превращаются в зверьков-убийц, человек бросился наутек. И когда он уже миновал половину пути, те догнали его и убили. Эти зверьки совсем маленькие, но зубки у них очень острые. Второй брат тоже побежал, чтобы спастись. Как и первый он пробежал полпути, а потом лег поспать. Тут зверьки-убийцы догнали его и убили. А вот последний брат добежал до реки и прыгнул в воду: "пок". Вот и спасся.

Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх