Нотная грамота для начинающих музыкантов. Учебное пособие по курсу Сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ ⇒ Библиотека Сергея Барышникова ۩

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Данное пособие - результат многолетней педагогической работы автора с детьми. Оно содержит дидактический материал, помогающий ребятам осваивать лад, ритм, интервалы и другие элементы музыкального языка в игровой форме. Вместо скучных правил - живые, легко запоминающиеся оригинальные песенки, в дополнение к традиционным упражнениям - веселые игры. Все это позволяет заинтересовать ребят процессом обучения, вовлечь их в мир фантазии, творчества. В результате ученики легко усваивают самые сложные теоретические понятия, без труда овладевая «азбукой музыки». Уроки превращаются в увлекательную игру, а сольфеджио - в самый любимый предмет школьной программы!
Пособие станет хорошим подспорьем в работе для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, хоровых студий, центров эстетического воспитания.

ОСВОЕНИЕ ЛАДА.
Сложные, непонятные для малышей абстрактные названия становятся ближе, если учитель использует ассоциации с хорошо знакомыми ребятам явлениями окружающего мира. При объяснении темы «Тональность» педагоги часто проводят параллель с дружной семьей. Можно напомнить детям о том, что в каждой семье есть глава: у кого-то мама, у кого-то пала или дедушка. В содружестве музыкальных звуков «правит» тоника. Как любой человек, став взрослым, может создать свою семью и быть в ней главой, гак и любой звук может построить свою «музыкальную семью» - тональность и быть в ней тоникой. Члены одной семьи часто имеют общую фамилию - отца или матери. Тональность также носит имя своей тоники и лада. В некоторых методических работах по сольфеджио лад и тональность сравнивают с особой музыкальной страной, ладовым королевством, где правит королева-тоника (пособия Т. Первозванской, Ж. Журавлевой).

В таком случае правомерно уподобить I ступень «трону», который может занять любой звук, а не только нота «до», как часто начинают думать ребята. Для преодоления этой проблемы необходимо с самого начала записывать, подбирать и петь мелодии, которые учитель дает в качестве музыкальных диктантов, от разных звуков, обращая внимание ребят на то, что тоники меняются. При пении диктантов в различных тональностях с показом ступеней на «Музыкальной лесенке» (пособие, о котором пойдет речь дальше) можно спросить учеников, какая нота сейчас заняла «трон», то есть I ступень.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
I. Освоение лада
II. Ритмические упражнения
III. Работа над интервалами
IV. Игры с другими элементами музыкального языка
Песенка о ступенях
Параллельный минор
Упрямый ослик
Консонанс и диссонанс
Песенка об интервалах
Песенка о главных ступенях
Песенка о квинтовом круге мажорных тональностей
Диез и бемоль
Песенка о порядке диезов и бемолей
Список использованной литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Музыка в детском саду, Старшая группа, Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., 1986
  • Музыка в детском саду, Подготовительная к школе группа, Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., 1988
  • Музыка в детском саду, Первая младшая группа, Дзержинская И.Л., Ветлугина Н.А., Комиссарова Л.Н., 1990
  • Подготовка студентов-пианистов к музыкально-эстетическому воспитанию на уроках искусства в школе, Каркина С.В., 2013

Учебное пособие

СОЛЬФЕДЖИО

Для I - II классов ДМШ

Наталья Давидовна Баева Татьяна Александровна Зебряк

Редактор В.М. Григоренко Художник А.П. Янушкевич

Лицензия на издательскую деятельность Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ИД №04268 от 15.03.2001

Подписано в печать 01.03.13. Формат 60 x 90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 10,0. Усл.печ.л. 10,0. Тираж 5000. Заказ 125 ООО "Издательство Кифара", 123100, Москва, а/я 4.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев-Посад т./факс 721-26-45

Баева Н.Д., 2013 г. Зебряк Т.А., 2013 г. "Издательство Кифара", 2014 г.

ISMN 979-0-706363-00-4

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата, последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.

В начале пособия помещен вводный раздел, рассчитанный на предварительное воспитание вокально-интонационных и метрических навыков. Построен настоящий раздел на коротких попевках в диапазоне октавы. Интонационная структура попевок близка народному складу, что подготавливает учащихся к восприятию в дальнейшем ладовых особенностей народной музыки.

Авторы обращают особое внимание на развитие метроритма в "Сольфеджио". Прямые линии в схеме тактирования на завершаются точками, обозначающими фиксацию каждой доли такта. Ощущение граней долей, навык тяготения в сильное время такта (особенно в 1-ую долю) и необходимая для музыкального развития учащихся координация движений вырабатываются путем совпадения начала каждой доли в пении с фиксацией в тактировании.

Обязательный прием певческого развития метра— пульсация дана восьмыми в разделе второго класса (пульс четверти должен систематически развиваться на занятиях с №1).

Весь материал "Сольфеджио" рассчитан на исполнение без сопровождения. По сложившейся традиции русских сольфеджистов значительное внимание в пособии уделено тональности До мажор, в которой для выработки у учащихся нетемперированного строя необходимо с первых номеров начать развитие навыков высокой певческой позиции.

Ощущение поступенного движения в тональности До мажор закрепляется при изучении разных ритмов в разделах "Паузы", "Затакт" и "Восьмые".

Проработку скачков в мелодическом движении следует начать с развития у учащихся ощущения устойчивых звуков лада — прежде всего I и V ступеней, как наиболее легко интонируемых, а затем более трудной III ступени в сочетании с I и V ступенями. Одновременно с работой над интонированием отдельных устойчивых ступеней необходимо петь трезвучие целиком как настройку в тональности До мажор.

После усвоения устойчивых звуков даются разделы, связанные с интонированием неустойчивых звуков: опевание ступеней мажорного трезвучия, вводные звуки.

Полутон и целый тон изучаются на основе мажорной диатоники. К осознанному интонированию полутонов (как к 1/4 и к 1/8 тона) возможно приступить в разделе строения гаммы До мажор, данному по тетрахордам со схемой внутреннего чередования тонов и полутонов.

Следующий раздел знакомит учащихся с новой тональностью — Ре мажор, наиболее удобной для пения в тесситурном отношении.

Пройденные тональности закрепляются на ином метрическом материале (размер ).

Тональности Соль мажор и Фа мажор прорабатываются в таком же порядке, как и До мажор. Перед изучением новой тональности выписываются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные звуки. Кроме того, помещен ряд упражнений, в которых усваиваются все трудности, встречающиеся в мелодиях данного раздела.

В раздел ля минор включено последовательное прохождение двух видов минора — натурального и гармонического. Учитывая тесситурные возможности голосов детей в возрасте 8-9 лет, авторы почти не используют в ля миноре звук ми второй октавы, так как он труден для интонирования.

Первый звук гаммы ля минор — ля малой октавы — тоже труден для детей указанного возраста, поэтому авторы рекомендуют начинать петь первый тетрахорд гаммы ля минор с ля первой октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой октавы:

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Далее прорабатываются новые ритмические фигуры: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Сначала даны примеры с шестнадцатыми на слабой доле, потом — на сильной. Как показывает опыт работы, подобная последовательность способствует успешному освоению ритма.

Следующий раздел посвящен интервалам. Они расположены в таком порядке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава. Их изучение связывается с ранее пройденными темами: поступенным движением и скачками от звуков тонического трезвучия.

В частности:

Секунда мыслится как поступенное движение;

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Кварта — как скачок с V ступени на Vlll (l ) ступень;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

Октава — как скачок с I ступени на Vlll (l ) ступень или с V ступени на V ступень.

В конце второго класса помещен раздел "Каноны" как подготовка к развитию многоголосия.

Особенность данного пособия — предоставление полной свободы в выборе порядка пользования номеров. Сольфеджио для начальных классов детских музыкальных школ следует использовать как во время занятий в школе, так и при самостоятельной работе дома. Выученные детьми мелодии (по выбору педагога) рекомендуется записывать по памяти. Такая форма музыкального диктанта целесообразна особенно на первых этапах музыкального обучения.

Наталья Давидовна Баева, Татьяна Александровна Зебряк

СОДЕРЖАНИЕ :

Первый класс

§ 1.

§ 2.

1. половинные

2. Пауза четвертная, половинная и на целый такт Затакт

4. Пауза восьмая

§ 3.

§ 4.

§ 5.

§ 6.

§ 7.

Второй класс

§ 8.

§ 9.

§ 10.

§ 11.

§ 12.

§ 13.

§ 14.

§ 15.

§ 16.

§ 17.

§ 18.

§ 19.

§ 20.

§ 21.

Вопросы по сольфеджио за первый класс:

Первый проверочный класс

1.Сольфеджио - занятие, способствующее развитию - музыкального слуха и навыкам пения по нотам.

2.Нотный стан - пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты

3.Нота - знак для записи высоты и длительности звука

4.Длительности НОТ: - целая, -половинная, - четверть, - восьмая

5.Ключ - знак, определяющий место звука на нотоносце

6. - знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца

7.Тактовая черта - вертикальная черта, разделяющая такты

8. - расстояние от одной тактовой черты -до другой

10.Фраза - деление мелодии на части

11.Метр - чередование сильных и слабых долей

12. - количество долей в такте.

13.Двухдольный размер (2/4) - сильная доля, чередуется с одной слабой долей

14.Трехдольный размер (3/4) - сильная доля чередуется с двумя слабыми долями

15.Четырехдольный размер (4/4) - сильная доля чередуется стремя слабыми долями

16.Реприза - знак повторения

17. - знак молчания

18. — не полный такт

19.Гамма - звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.

20.Ступень - порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами

21.Тоника - первая ступень лада

22.Трезвучие - аккорд из трех звуков

23.Тоническое трезвучие - аккорд из 3-х устойчивых звуков

24.Аккорд - созвучие из трех и более звуков

25.Устойчивые ступени: I, III, V

26.Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

27.Разрешение - переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI

28.Группировка - распределение длительностей в такте

30.Форте - громко,

31.Пиано -тихо

32.Мецо форте - не очень громко

33.Мецо пиано - не очень тихо

34.Пианиссимо - очень тихо

35.Фортиссимо - очень громко

:

Линии

Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням
диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .

Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).

Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см.
Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.

Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.

Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.

Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Ключ «соль»

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.

Music-Cclef.svg Ключ «до»

Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.

Music-Fclef.svg Ключ «фа»

Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.

Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ

Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Ноты

Музыкальные знаки

Паузы

ДлительностьMusic-quadwholenote.svgЛонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16

Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8

Целая Или семибревис. Длительность: R × 4
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R
Восьмая Длительность: R / 2
Шестнадцатая Длительность: R / 4
Тридцать вторая Длительность: R / 8

Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16

Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32
Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64

Сгруппированные ноты

Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у не группированных нот.

Точка

Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д

Оркестровая пауза, тацет (много тактовая пауза)

Обозначает длинную много тактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.

Триоль

Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Остановки ↓

Люфтпауза (люфт-пауза)

Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.

Цезура

Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бекар (знак отказа)

Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Бемоль

Понижает высоту ноты на один полутон.

Дубль-бемоль (дважды бемоль)

Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

Диез

Повышает высоту ноты на один полутон.

Дубль-диез (двойной диез)

Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Знаки применяются в микротоновой музыке :

Полтора бемоля или полутора бемоль

Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четверть тоновый бемоль).

Четверть тоновый диез или полу диез

Повышает высоту ноты на четверть тона.

Полтора диеза или полутора диез

Повышает высоту ноты на три четверти тона

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Диезные тональности

В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Произвольный размер

Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).

Четыре четверти

Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.

Alla breve (Алла бреве)

Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2

Темп метронома

Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот

Лига связующая

Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.

Лига фразировочная

Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.

Легато

Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.

Глиссандо

Плавный переход от одной ноты к другой.

Лигатура

Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.

Аккорд, или созвучие

Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интервалом.

Арпеджио (Арпеджиато)

Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Piano pianissimo [Пиано пианиссимо] или Pianississimo [Пианиссиссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо.
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо.

Mezzo-forte [Меццо-форте]

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Forte [Фо́рте] ➳ Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко.

Forte fortissimo [Форте фортиссимо] или Fortississimo [Фортиссиссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

Sforzando [Сфорцандо]

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)

Crescendo или cresc. [Крещендо]

Постепенное увеличение силы звука.

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декрещендо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Стаккато

Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Стаккатиссимо

Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.

Акцент

Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх