Фамилии композиторов и названия произведений о весне. Весна в музыке русских и советских композиторов и картины русских художников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра

Конспект урока по музыке

на тему: «Образы весны в музыке русских композиторов»

Составитель:

Шашкина Галина Геннадьевна,

учитель начальных классов

Тема: «Образы Весны в музыке русских композиторов»

Цель: Сформировать представления у учащихся о творчестве русских композиторов.

Задачи:

Образовательная: усвоение новой информации о творчестве Вивальди, И. П Чайковского, В. С Рахманинова.

Воспитательная: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к творчеству великих композиторов.

Развивающая: развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы, культуры;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.

Метапредметные:- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи в соответствии с содержанием предмета «Музыка»

Предметные: - Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- Сформированность интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Средства обучения : Презентация

Литература: 1) Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

2) «Основы педагогического мастерства.» Занина Л.В., Меньшикова Н.П.

3) «Возрастная психология» Л. Ф. Обухова

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Садитесь, пожалуйста.

Здравствуйте!

Присаживаются на свои места

Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Стихотворение:

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится над скалой.

Разделись синие заливы,

И лодки ходят по реке;

Уже заколосились нивы,

И слышно стадо вдалеке...

И воздух полон тишиною,

И как им сладостно дышать!

Так сердце с жизнью неземною

Вдыхает неба благодать.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какими явлениями можно охарактеризовать это время года?

Правильно, молодцы! А может кто-нибудь знает стихотворения о весне?

Ребята мы с вами не просто так говорили о весне. Наша беседа связана с темой урока. Посмотрите на экран. Кто прочитает тему урока?

Становится теплей, тает снег, возвращаются птицы.

Да…(по желанию дети отвечают)

Образы весны в музыке русских композиторов.

Изучение нового материала

Микроитог

Микроитог

Рефлексия

Домашнее задание

Сегодня мы поговорим с вами о том, как представляли весну в своих произведениях композиторы.

Очень многие русские композиторы обращались к теме «Природа» Среди них величайший композитор П. И. Чайковский. Вы слышали о таком?

А вы знаете какие -нибудь произведения этого композитора?

Этот композитор написал много опер, балетов, романсов. Пожалуйста, прочитайте названия балетов, к котором композитор написал музыку.

Петр Ильич очень любил природу, и в соответствии с этим выбирал себе местожительство. Последнее место где он жил, находится в Клину в Московской области. Сейчас там находится музей им. Чайковского. Вы слышали о таком музеи?

Посмотрите на экран(фотографии музея)

В Санкт- Петербурге с 1840 по 1906 гг. выходил музыкальный нотный журнал, под названием «Нувеллист». Редактор этого журнала предложил Чайковскому писать каждый раз к выходу журнала музыкальное произведение.

Произведение выходило раз в месяц. Ребята, а сколько месяцев в году?

Так..значит, сколько произведений получилось у композитора?

Правильно! Редактор журнала к каждому произведению подобрал стихотворение разных авторов, в качестве эпиграфа. А что такое эпиграф?

Эпиграф –это небольшой текст перед началом произведения. Этот текст отражает основную мысль.

Позже Чайковскому предложили объединить 12 произведений в сборник «Времена года»

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение «Песня жаворонка» Но для начала давайте прочитаем эпиграф к этому произведению. (прошу кого- нибудь прочитать)

А теперь послушаем произведение.

Ребята, какое настроение передает эта мелодия?

А почему? Ведь весна началась надо радоваться! Птицы прилетели.

А может произведение грустное, потому что это только начало весны? Представьте, птицы только прилетели, им надо вить гнезда, приспосабливаться к новому месту. Вы согласны со мной?

А какой ритм произведения? Медленный или быстрый?

Правильно, можно даже сказать средний. А теперь ответьте на вопрос, в миноре или в мажоре написано произведение?

(Минор-это музыкальный лад, который передает грусть, тоску, а мажор наоборот радость)

Правильно, мы уже говорили, что мелодия грустная, значит это произведение написано в миноре.

А к какому месяцу относится произведение «Песня жаворонка»?

Правильно, давайте теперь послушаем произведение «Подснежник»

А это произведение какое передает настроение?

Уже радостнее, веселее, чем в предыдущем произведении.

А ритм отличается от…?

Ребята, если это произведение передает радость, то оно написано в миноре или мажоре?

Совершенно верно.

О каком месяцы весны повествуется в произведении? Когда подснежники появляются?

Итак, ребята. Подведем микроитог.

С творчеством какого композитора мы с вами познакомились?

О каком сборнике произведений мы говорили?

Какие произведения мы слушали? (названия)

Молодцы, а сейчас мы поговорим о творчестве композитора Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, написавший множество произведений, он закончил Московскую консерваторию.

Что такое консерватория?

Он очень любил России. Когда началась ВОВ Рахманинов в то время был в Америке, он очень переживал за свою страну, поэтому помогал как мог. Рахманинов передавал все заработанные на выступлениях деньги Красному кресту(организация помощи пострадавшим)

Так как у нас тема урока, связана с Весной, то мы послушаем романс Рахманинова « Весенние воды»

А вы знаете, что такое романс?

Рахманинов написал мелодию на стихотворение Тютчева «Весенние воды» Давайте прочитаем это стихотворение.

Какое настроение передает музыка?

Какая картинка представлялась вам, во время прослушивания

Согласны, что ритм средний?

Ребята, вы все молодцы.

Давайте ответим на вопросы:

Произведение какого композитора мы слушали?

Как называется произведение?

А что вам больше всего запомнилось о личности композитора?

Итак, мы с вами познакомились с произведениями русских композиторов, но я хочу вам рассказать про знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди.

Этот композитор жил в 18 веке! А сейчас какой век?

Сколько веков прошло, с тех пор как он жил?

А значит спустя 300 лет музыка Вивальди узнаваема и любима.

Давайте послушаем произведение «Весна»

Какие ассоциации у вас вызывает это произведение?

Давайте подведем итог.

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось в нашем уроке?

Отсутствует

Да, балет «Щелкунчик»

- «Спящая красавица», «Лебединое озеро»,

«Щелкунчик»

Не знаем

- "Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

Грустное

Ответы детей

Медленный

Радостное

Да, он быстрей

В мажоре

В апреле

Чайковского И. П

- «Времена года»

- «Подснежник» и «Песня жаворонка»

Это высшее учебное музыкальное заведение.

Рома́нс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение

Ответы детей

Ответы…

Рахманинова

-«Весенние воды»

Разные ответы

Разные ответы

Природа и музыка: Весна

Пётр Ильич Чайковский. Весна
Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник
Александр Гречанинов. Подснежник
Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский

Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)

Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)

Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…

А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Ласково, немного грустно.

П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.

П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.

П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе «Весной». (Звучит фрагмент.)

В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?

Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.

П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)

В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)

Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).

Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня исполняется целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.

Весеннее

Тает снег - и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, - а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними -
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами...
И. Бунин

Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» - Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием - «Подснежник».

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...
А. Майков.

(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?

Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.

П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского - робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А. Гречанинова.)

Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).

В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?

Д е т и. На вальс.

П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах - Афанасий Афанасьевич Фет.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)

Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются... Природа рада весне!

Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).

Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.

П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)

Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.

Написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон...

(Звучит первая часть концерта «Весна».)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. Чайковский. Весна, mp3;
А. Гречанинов. Подснежник, mp3;
П. Чайковский. Апрель. Подснежник - Времена года, mp3;
А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3;
С. Майкапар. Весною, mp3;
Э. Григ. Весной, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Цели занятия:

  • Образовательные :
    • познакомить с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты разных эпох отражают весну в своих произведениях;
    • выяснить разнообразие весенних образов в музыке, в изобразительной деятельности;
    • вспомнить творчество П. Чайковского, дать представления о творчестве А. Вивальди;
    • учить детей наблюдать за красотой весенней природы;
    • учить соблюдать в изображении пропорции, размер.
  • Развивающие :
  • Воспитательные :
    • совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
    • воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Методическое оснащение занятия:

  • фонограммы песен «Весна» Оксана Разумовская, «Весна-красна» – Т. Морозова
  • музыка П. Чайковского – «Апрель. Подснежник»,
  • видеосюжет из альбома «Времена года» П. Чайковского,
  • музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года», С. Рахманинов «Весенние воды»,
  • портрет П. Чайковского.
  • слайды репродукций художников:
  • И.И.Левитан. «Март», «Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег», «Цветущие яблони»;
  • И.Шишкин: «Лес весной»;
  • Саврасов: «Грачи прилетели»;
  • К.Юон. «Конец зимы. Полдень»;
  • А.Сислей: «Фруктовый сад. Весна».

ТСО: диапроектор, экран, компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Материалы для детей: подмалевки весеннего неба и земли на белой бумаге формата А4, карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, салфетка, методические таблицы «Как дерево растет», «Зимние деревья», детские рисунки прошлых лет.

План урока:

I. Организационный момент. Вход под музыку
II. Беседа о весне в творчестве композиторов, художников, поэтов.
III. Беседа о творчестве великих художников (показ картин о весне – презентация).
IV. Составление поговорок и примет о весне Исполнение песни «Весна-Красна идёт». Стихи о весне.
V. Просмотр видео сюжета «Апрель» П. Чайковского из альбома «Времена года».
VI. Практическая работа. Рисование весны под музыку А. Вивальди «Весна».
VII. Выставка рисунков.
VIII. Итог.
IX. Исполнение песни «Весна».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вход под музыку С. Рахманинова «Весенние воды».

II. Беседа о весне в творчестве композиторов .

Учитель музыки: Ребята, кто обратил внимание на то, о чём пелось в музыкальном произведении, под которое вы вошли в класс? (О весне)
Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” (Приложение 1 1 . Слайд 1). По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель музыки: Композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

– Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)

Учитель музыки: Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Но сегодня нам хотелось бы поговорить о весне, том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Тема нашего урока: «Образ весны в …»(Приложение 1 . Слайд 2)

III. Беседа о весне учителя ИЗО , составление пословиц и поговорок, исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За что вы её любите?

Ответы детей: За яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.

Учитель ИЗО: Я добавлю: (Приложение 1 . Слайды 3-16) Весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это бодрое ожидание тепла, каникул, свободы, пускание по ручейкам бумажных лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление чувств.

– Я открою вам секрет: есть две весны – это ранняя и поздняя. Вопрос детям: Назовите признаки ранней весны?

Работа по слайду № 16.

Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени, набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха, запах мокрой коры и тающего снега.

Учитель ИЗО: А признаки поздней весны?

Ответы детей : солнце яркое и греет, день стал длиннее, появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах.

Учитель ИЗО: Кто из вас покажет мне раннюю весну по тем признакам, о которых вы сказали.

(Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 раннюю весну).

– Молодцы!

Учитель ИЗО: А кто покажет позднюю весну? (Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 позднюю весну).

– Молодцы, вы справились, вы умеете отличать раннюю весну от поздней весны. (Приложение 1 . Слайд 16) Посмотрите, какие цвета художники использовали в своих картинах при описании образа весны? (Теплые света, желтые, зеленые, красные, оранжевые, но встречаются и холодные цвета).

– Да, весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная. Ребята, вы знаете, что художники, которые пишут о природе, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художников, изображающих природу, очень много, это и И.Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др.

IV. Составление поговорок и примет о весне. Исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: А еще о весне существуют множество поговорок и пословиц, и мы сейчас проверим насколько хорошо вы их знаете. Вам предлагается игра «Составь пословицу».

Составление поговорок и пословиц о весне (по группам), дети называют пословицы и поговорки.

  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • На чужой стороне и весна не красна!
  • Прилетела бы чайка, а весна будет.
  • Рано затает – долго не растает.
  • Ранняя весна – много воды.
  • Весна всё покажет.
  • Гуси высоко летят – воды будет много; низко – мало.
  • Весна красна цветами, осень – снопами.
  • Лёд весенний тонет – на тяжёлый год.
  • Ранние ласточки – к счастливому году.

Исполнение песни «Весна-Красна идёт».

Учитель музыки: Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но ещё о весне написано очень много песен и стихов, в которых по-разному раскрывается образ весны. Сейчас мы исполним с вами песню «Весна-Красна идёт», а вы подумаете над вопросами.

(Приложение 1 . Слайд 17)

Учитель музыки: Дети, кто желает просолировать?

Исполнение песни «Весна-Красна идёт» .

Учитель задает вопрос после исполнения песни.

1. Какой образ весны раскрывается в песне и как вы определили? С кем сравнивается весна и почему?
2. Каким настроением проникнута песня?

Ответы детей:

– Весна солнечная, весёлая, весна торопится, звонкая, задорная.
– Весна сравнивается с красной девицей.
– Песня вызывает весёлое, радостное настроение, хочется танцевать.

Учитель музыки: Какой духовой инструмент передаёт нам звучание птиц и весеннюю капель, и вообще, придаёт песне лёгкость, изящество?

Ответы детей: свирель.

Учитель музыки: Ребята, раньше в далёкие времена, люди к встрече весны готовились заранее, выпекали из теста птиц, выходили на улицу или в лес, развешивали их на деревьях, пели заклички о весне.
– Как вы думаете, для чего люди пели заклички?
– Кто из вас знает весенние заклички?
– А кто сможет прочесть стихи о весне?

Дети читают стихи о весне.

V. Просмотр видеосюжета П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»

Учитель музыки: Сейчас вы просмотрите небольшой видеосюжет, в котором услышите звучание музыки одного очень известного композитора. После просмотра (Приложение 1 . Слайд 18)
1. Попытайтесь определить, какой месяц характеризует музыка и что указывает на это?
2. Какой композитор мог сочинить такую музыку?

– Что вам известно об этом композиторе?

Ответы детей:

1. Музыка характеризует месяц апрель, т. к. мы видим журчание ручья…
2. Автором музыки является П. И. Чайковский – русский композитор.

Учитель музыки: Ребята, действительно, музыка называется «Апрель» из известного альбома Чайковского «Времена года». Назовите мне особенность этого альбома?

Ответы детей: В альбом вошли 12 музыкальных пьес, каждой из которых Чайковский дал своё название.

На доске зашифровано название этой пьесы (подснежник)

Учитель музыки: Итак, скажите какой же образ весны, предстал перед нами в сюжете? (Весёлой, …)
– Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг, весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек.

VI. Практическая работа

Учитель ИЗО: Ну а сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники-пейзажисты и на наших подмалевках, что вы приготовили дома, дорисуем свою весну. Она, может быть, журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой. На досуге я тоже люблю рисовать пейзажи. Я изобразила свою весну, которая мне нравиться, а вы изобразите свою весну.

– Ребята, а чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже называется «Весна», как и у П. Чайковского из альбома «Времена года». Только Вивальди жил в другое время, намного раньше Чайковского, но также очень любил природу и музыку.

VII. Выставка рисунков

Учитель ИЗО: Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и даже счастливая.

VIII. Итог

Учитель музыки: Итак, ребята, скажите, кто же из великих художников и музыкантов рисовал при помощи звуков и красок весну? (Ответы детей)

Учитель ИЗО: Какая же весна встречается в их произведениях? (Ранняя, яркая, быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная).

(Приложение 1 . Слайд 19)

Перед ребятами представлен слайд со словами вразброс, дети должны выбрать подходящие:
грустная, печальная, весёлая, задорная, злобная, бесстрашная, яркая, пробуждающая, стремительная, журчащая, торопливая, бурная, звонкая, долгожданная, солнечная.

IX. Исполнение песни «Весна» (Приложение 1 . Слайд 20)

– Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была весёлой, солнечной, радостной и конечно счастливой, как это поётся в песне, которую мы сейчас исполним все вместе.

– Урок закончен! До свидания!

2 класс
Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.


Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».
Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф.Тютчевым, А. Пушкиным, М.Лермонтовым, А.Блоком….
Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…


Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..


А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…
Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.


Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П.Чайковский, С. Рахманинов, А.Вивальди, Э.Григ, Н. Римский- Корсаков, И.Ставинский, М.Мусоргский и другие…
Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:
П.Чайковский»Апрель.Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С.Рахманинов»Весенние воды»,

Э.Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…


К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:


В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.
Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

Конспект внеклассного занятия в 4 классе по теме «Весна в музыке»

Колосова Виктория Юрьевна, студентка, квалификация педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж» (Россия, Ростовская область, город Шахты)
Описание материала: Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (10-11 лет) по теме «Весна в музыке». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Конспект внеклассного занятия в 4 классе на тему: «Весна в музыке»
Интеграция образовательных областей: литература, музыка.
Цель: расширение кругозора детей, развитие интереса к природе.
Задачи: образовательные: знакомить с творчеством Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского. Закрепить расширение знания и представления детей о весенних явлениях и изменениях в природе.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Формировать любовь к музыке, художественные способности, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях.
Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки, коллективизм, музыкальный слух, творческие способности.
Наглядный материал: презентация
Раздаточный материал: карточки с буквами
Ход занятия:
Педагог: Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он!
Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: ответы детей.

Педагог: А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово весна?
Дети: ответы детей
Педагог: Начало нового года у многих народов по древнему календарю приходится на начало весны. На Руси новый год начинался с марта. Новолетье отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой-свистуньей, который по современному календарю приходится на 14 марта. Первая встреча весны.
По святцам- это день преподобномученицы Евдокии, которую в простонародье называли Авдотьей-Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, таять. В этот день узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На весновку погоже -все лето пригоже».
По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали весну своим свистом, навораживали счастливый год и богатый урожай.
В языческие времена был бог- Посвист, призывающий на землю весну.
Весна- это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло великих композиторов писать классические музыкальные произведения о весне.
Все мастера классической эпохи пытались захватить магию и красоту весны в своих самых известных музыкальных произведениях. Существует несколько популярных классических произведений, которые заслужили всемирное призвание и до сих пор считаются высшим пиком музыкальной классики.
А кто из вас знает, как встречали весну 5,10, 15, 30, 100 лет назад? В старину?
Весну встречали с весельем, с радостью, песнями, хороводами. С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости.
У ребят была забота- приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины.


22 марта, когда сорок птиц прилетают. Сорок пичуг пробираются на Русь», прилетают к нам разные птицы.
Ребята, а каких птиц вы можете назвать?
Дети: ответы детей
Педагог: первая птица, которая к нам прилетает называется- жаворонок. На этот праздник, на кануне, ребята просили своих мам и бабушек испечь печенье, булочки похожие на жаворонков.


Песня жаворонка негромкая и приятная, полет этой птицы очень своеобразен: жаворонок сначала поднимается вверх, а затем и падает вниз, соответственно меняется и песня.


«Времена года»- известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 пьес. Ребята, а почему этих пьес именно 12, вы догадались?
Дети: ответы детей

Педагог: пьесы названы по месяцам. «Март. Песня жаворонка»
Петр Ильич Чайковский очень любил пение жаворонков, заслушивался их трелями весной. А сейчас и мы сможем услышать пение жаворонка, которое изобразил в своей музыке Петр Ильич.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».
Педагог: мы сегодня с вами говорили о весне русской. А вы знаете что-нибудь о весне в других странах? Нет? Там нет таких суровых морозов, нет столько снега. Значит и весна там не такая бурная, как у нас, но тоже очень красивая!
Весна в Венеции.


Весна в Венеции начинается рано. В марте уже достаточно тепло температура может достигать 10-15 градусов. Дожди идут редко и не сильные. Много солнечных дней. Весна самый прекрасный сезон в Венеции еще и потому, что в это время распускаются магнолии, олеандры и цветы других благоуханных растений. Воздух насыщен ароматами, как в лавке духов. Особенно приятно насладиться весенней Венецией на набережной бочины Сан Марко в районе садов. Весной Венеция расцветает, оживает и радует глаз. Божественная голубизна неба и лазурь воды, терракота дворцов и мрамор колоннад, сочная зелень садов и нежный оттенок цветов, черный глянец гондол и яркие ленты на шляпах гондольеров.
Мы с вами за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции.


И однажды он встретил весну такими словами:
(А. Вивальди, перевод В. Григорьева)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Итак, А. Вивальди «Времена года. Весна». Это 4 скрипичных концерта.
Послушайте это произведение, и подумайте, как автору удалось изобразить природу?
Дети: ответы детей
Педагог: Весна Вивальди возвращает природу снова к жизни после долгих месяцев увядания. Эта музыка создает образ пышных полей, лугов, цветов, всё то, что символизирует весну.
А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете разгадывать загадки.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ...

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц...

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе...

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл...

В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня...


Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием. А сейчас мы разделимся на три команды по рядам, и составим рассказ о весне. Но начинать каждое предложение надо со слов «весна» или «весной». После того как рассказ будет готов, вы поднимаете руку и один человек от группы его представит.
Дети: ответы детей
Педагог: молодцы, справились и с этим заданием. О весне написано много песен, музыки, стихов, картин, в которых передается то легкое, солнечное настроение. одну из таких песен мы разучим ода называется «Солнечная капель» автор музыки: Степан Сосин, автор слов: И.Вахрушева.
Разучивание песни.


Педагог: весной появляются первые цветы, а какие мы сейчас и узнаем. Так же делимся на три группы. В конвертах карточки с буквами, из которых вам необходимо сложить названия двух цветов.
(мимоза, подснежник, тюльпан, нарцисс, ландыш, пион.)
Педагог: молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, музыку каких композиторов мы слушали? Что в ней общего и чем она отличается?
Дети: ответы детей.
Педагог: все верно, на этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх