Понятие музыкальная культура человека. Курсовая работа: Влияние современной музыкальной культуры на личность

«Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» мыслитель и музыковед А.Швейцар

Культура

Культура общества деятельность Культура личности нормы законы правила

Художественная культура -

Художественная культура рассматривается как самый специфический пласт общей культуры, она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями являются произведения искусства

Художественная культура художественная художественная культура культура Общества личности художественная деятельность

Через что можно увидеть художественную культуру?

  1. Шедевры: уникальность, долговечность, коммуникативность
  2. Общественное сознание (эстетическое сознание)
  3. Главный показатель культуры личности:
  4. Эстетическое сознание личности: интеллект, чувства, духовность

Музыкальная культура

  • музыкальная культура виды музыкальной музыкальная культура
  • общества деятельности личности
  • Музык. Сознание музыкально-эстетическое
  • общества(вкусы) сознание личности
  • Музык.произведения
  • (отвечают требованиям
  • шедевра)
  • Социальные институты и
  • учреждения, связанные с
  • хранением, исполнением и т.д

Музыкально-эстетическое сознание личности – внутренний идеальный план музыкальной деятельности, образующий второй, повторяющий по содержанию музыкальной деятельности, но отличающийся по форме компонент музыкальной культуры личности

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, выделяют несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка

Музыкальная культура ребенка Музыкальная деятельность Восприятие Исполнительство Творчество Музыкально - музыки образовательная деятельность Знания, умения и навыки Опыт Исполнительские: Творческие: Общие восприятия пение, ритмика, восприятие, знания игра на муз.инструментах выразительное о музыке, исполнение и т.д культурные навыки

Музыкально-эстетическое сознание Эстетическая Эстетические эмоции Эстетическая потребность, переживания, оценка, вкус установка, чувства интерес к музыке

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения к миру) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение

Структура музыкально-эстетического сознания:

  • Эстетические установки
  • Эстетические потребности
  • Эстетические интересы
  • Эстетические эмоции
  • Эстетические переживания
  • Эстетические чувства
  • Эстетические оценки
  • Эстетические вкусы
  • Эстетические идеалы
  • Эстетические теории

Только для взрослого сознания

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано

  • До 3 лет: формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения
  • С 4 года: интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности
  • С 6 года: способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса

Качество музыкально-эстетического сознания обуславливают:

  • Уровень развития музыкальности индивида
  • Музыкальная эрудиция
  • Знание элементарных средств выразительности и умение их опознавать и интегрировать

Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка

Только музыка может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания

Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик

Условия воспитания эстетического отношения детей к музыке:

  • Проблемные ситуации – приобретение музыкального опыта, освоение его творчески, самостоятельно
  • Развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей

Культура Философский Энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева, М.: Совецкая энциклопедия – 1989 г. – стр.293. специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии «Культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (Например, культура класса) или всего общества в целом.

Культура Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.167

исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе». Понятие К. характеризует как уровень развития определённых исторических эпох, общественно – исторических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни. В самом широком смысле термин «К.»охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в более узком – им обозначают только сферу духовной жизни людей.

Личность Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М.:политическая литература – 1987г., стр.238

человеческий индивид в аспекте его, социальных качеств, формирующийся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений

Шедевр Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.399

Совершенное произведение искусства, достигаемое в том случае, когда

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной куль

туры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Под музыкальной культурой личности ребенка он подразумевает «индивидуальный, социально-художественный опыт личности, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

· музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность);

· музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоциональноценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

По мнению Ю.Б. Алиева, плодотворную программу музыкального воспитания можно трактовать как отражение исходного отношения: комnозитор - исnолнитель - слушатель, а освоение этого отношения можно квалифицировать как процесс практической музыкальной деятельности детей в позиции «комnозитор» (творец импровизации и сочинения), «исnолнитель» (толкователь музыкального текста) и «слушатель» (воспринимающий музыкальное произведение).

Вместе с тем, для того, чтобы продвигаться в развитии личной музыкальной культуры, ребенку необходима еще позиция «критика», который оценивает музыку на основе уровня собственных потребностей, в соответствии с определенной стадией развития художественного вкуса.

Путь становления квалифицированного «слушателя» музыки (а как известно, именно музыкальное восприятие лежит в основе формирования личной музыкальной культуры) достаточно долог. Однако, во многом его успешность зависит от того, как и чему научит ребенка учитель музыки. «Одна из главных задач формирования путем развития личной музыкальной культуры, - по мнению Ю. Алиева,- заключается в том, чтобы поставить ребенка в те позиции, без которых невозможна полноценная музыкальная деятельность, в позиции «слушателя» и «исполнителя».

Деятельность ребенка в позиции « слушатель»

3адача читателя, по М. Бахтину, заключается в том, чтобы понять произведение так, как понимал сам автор. По аналогии с чтением можно утверждать, что «слушатель» также «творит образ», а не воспринимает его готовым с помощью слуха. В той или иной интерпретации музыкального текста мы слышим лишь то, что внес в написанное произведение конкретный исполнитель. Это ориентир, предлагаемый композитором и исполнителем. Он предназначен для слушателя, который воссоздает художественный образ музыкального сочинения, творит его, строит адекватный, но не тождественный авторскому образ. И поэтому можно считать, что ребенок-«слушатель» в процессе музыкального восприятия в определенной мере может считаться даже «соавтором» музыкального произведения. В этом случае представление о музыкальной деятельности детей, как репродуктивной, меняется. И ставится задача не только запоминания музыки, сколько воспитание творческого слушателя, создающего свою «музыкальную картину звучащего мира», способного к самостоятельной оценке произведения.

Известное выражение: «Книга растет вместе с нами» имеет непосредственное отношение и к процессу развития музыкальной культуры. Из музыкального творчества в различные возрастные периоды слушатель может брать для своего духовного развития разное. Но не оспорим тот факт, что «глубина восприятия музыкального произведения зависит прежде всего от активности творческого понятия юного слушателя музыки, совершенства его слушательской «интерпретации» образца музыкального искусства» и является показателем его музыкальной культуры.

Деятельность ребенка в позиции «критик»

Важная задача музыкального воспитания заключается в том, чтобы научить ребенка вырабатывать свою точку зрения в процессе художественно-музыкального «диалога» с автором, согласиться с ним или вступить в спор, услышать мир музыки собственным внутренним слухом, оценивать качество произведения. Вот почему работа слушателя как бы сливается с работой «критика».

На музыкальных занятиях формируется определенный тип слушательской музыкальной деятельности: вслушивание в произведение, его вербальная интерпретация, размышления о прослушанной музыке и прозвучавших по ее поводу мнениях и суждениях. Эта деятельность способствует развитию навыков слушательского анализа и оценивания важных в формировании музыкальной культуры.

Что такое "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА многоуровневая система, включающая разл. виды и жанры муз. иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование. В становлении муз. жизни Екат. отразились процессы слияния нар. традиций рус. нас., предст. др. национальностей и проф. муз. к-ры европ. типа. В сфере быт. музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. к-ры. Один из ее признаков - гор. орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. спектакли, чему способствовало прибытие в г. по приглашению В.Глинки театр. труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор. т-ра. Ч. актеров труппы, в т.ч. примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. просп. для т-ра выстроили кам. здание (ныне к/т «Колизей»). В 70-е XIX в. начинает активно развиваться оп. иск-во. В 1874 на подмостках гор. т-ра гастролировавшей в г. солисткой имп. т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. муз. кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. постановки. В 1880-е в г. происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. песен и церк. песнопений становятся популярны выступления хоров муз. кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв. классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. певчих. Наивысш. подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. к-та попечительства о нар. трезвости. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Екат. наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. в г. организуются камерные собр., проводятся ист. концерты. В летнем саду Обществ. собр. под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. регулярно проходят симф. концерты, в Харитоновском саду - концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.) В нач. ХХ в. в Екат. появляются новые концертно-театральные здания: Верх-Исетский нар. т-р (1900, см. Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. постановок. Важнейшие события в муз. жизни Екат. произошли в 1912: открылся Новый гор. т-р (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. отд-ние Имп. Рус. муз. об-ва, положившее нач. развитию проф. муз. образования в г. В 1916 муз. кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. пед. После 1917 мн. сложившиеся муз. структуры г. прекращают свое существование. Помещения оп. т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит. собр. и митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. песен и исполнением муз. произв., созвучных рев. событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. и красноармейских клубов. В 1920–1930-е Ц. муз. жизни Екат.–Свердл. становится оп. т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. т-ра давал традиционные симф. концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном). С 1925 новым средством пропаганды муз. иск-ва становится Свердл. радио. Муз. ред. радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр. в симф. орк. Свердл. гос. филармонии (см. Урал. гос. акад. филармонический орк.) под управлением М.Павермана. 1930-е ознаменовались созданием в Свердл. учреждений, значительно обогативших муз. к-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. комедии (см. Екат. гос. акад. т-р муз. комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. сов. оперетты». В 1934 начала первый уч. г. Урал. гос. консерватория, в 1939 утверждено Свердл. отд-ние СК СССР (см. Урал. отд-ние Союза композитиров России). В гг. Вел. Отеч. войны муз. к-ра Свердл. продолжала активно развиваться. В г. жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др. изв. музыканты. В Свердл. долгое время находился Гос. орк. Всесоюз. радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. нар. хор (см. Урал. гос. акад. рус. нар. хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. радиок-та. За гг. войны только Свердл. гос. филармонией организовано более 20 тыс. концертов. В послевоен. период на состояние муз. к-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. статус закрытого г. способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. муз. к-ры. И все же муз. жизнь столицы Ср. У. не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр. Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. на урал. фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. комедии К.Кацман «Марк Береговик». Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. изв. приобрели выпускники Урал. гос. консерватории нар. арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. инструментальные ансамбли: Урал. струнный квартет им. Н.Мясковского и Урал. трио баянистов. Активно развивалась художеств. самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. кружки и даже оп. студии. Более десяти оп. поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. хор Свердл. горн. ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. муз. фестиваля (1957), хор Урал. гос. ун-та (рук. В.Серебровский) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968). В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн. изв. барды (А.Дольский и др.). Новый подъем урал. шк. игры на нар. инструментах произошел в 1960-е. В Урал. гос. консерватории создается спец. каф., которую возглавил изв. в стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. и воспитанники этой каф. неоднократно побеждали на всесоюз. и междунар. конкурсах. Организуются орк. нар. инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. потешки») и др. урал. композиторы. В 1970–1980-е в муз. жизни Свердл. появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. т-р оп. и балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. гос. филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл. т-ре оп. и балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. пр. (1987). В 1987 в г. организовано Муз. об-во Свердл. обл., которое возглавила нар. арт. СССР В.Баева. В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. - «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» - заняли в России лидирующие позиции в этом муз. направлении. Активно работает «дедушка урал. рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. гос. орк. джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. изв. получил воспитанник Урал. консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков). Примечательное явление муз. жизни Екат. посл. десятилетия ХХ в. - появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. конкурсах филармонический орк. под рук-вом Д.Лисса, орк. нар. инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. в 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. консерватории с муз. вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. конкурсах юных екатеринбуржцев: дет. хора «Аврора» (рук. В. и Н.Булановы), хора мальчиков муж. хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др. Лит.: Из музыкального прошлого: Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959; Беляев С. История музыкальной культуры Урала: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. Л.К. Шабалина

Понятие музыкальная культура общества, первосте­пенное по своему значению для музыкальной социоло­гии, мало разработано. До сих пор оно нередко смеши­вается с понятием музыка - хотя их различие четко обрисовал еще Р. Грубер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, то есть му­зыкальных произведений, ибо «в нее входят многораз­личные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной прак­тики» ".

Музыкальная культура общества есть единство музы­ки и ее социального функционирования. Это - сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, вос­произведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты та­кого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также ин­струменты и оборудование, обслуживающие эту деятель­ность. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высо­ких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура духовно-материальна по сво­ей природе. Основное ее содержание составляют музы­кальные образы и другие явления общественного музы­кального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.). Но все они, для того чтобы функциониро­вать в обществе, должны быть «овеществлены» в раз­личных формах фиксации как самой музыки (ноты, зву­козапись), так и отношения к ней, ее отражения и осмысления (устные и письменные высказывания о му­зыке, «музыкальное поведение» людей). К материаль­ным носителям этой культуры принадлежат, кроме того, музыкальные инструменты, всевозможные техниче­ские средства распространения музыки, помещения, в ко­торых она исполняется, и тому подобное. С известной долей условности в музыкальной куль­туре можно различать объективную и субъективную сто­роны. Объективны потребности общества в музыке, средства и способы их удовлетворения. Остальные же явления и прежде всего интересы, взгляды и вкусы, управляющие деятельностью музыкантов и слушателей, образуют субъективную сторону. Обе эти стороны тес­но взаимодействуют и переплетаются между собой.

История знает несколько типов музыкальных куль­тур, различных по уровню развития. О них будет ска­зано позднее, когда выяснятся общие закономерности строения и функционирования этой системы.

Будучи частью всей духовной культуры общества, музыкальная культура социальна по своему происхож­дению, идеологической сущности, структуре, способам и формам функционирования. Она возникает в качестве самостоятельного явления лишь на определенном этапе развития общества - в эпоху разложения первобытно­общинного строя на базе практической общественно-звуковой деятельности людей (см. об этом в данной гла­ве ниже). В классовом обществе она носит классовый характер. В антагонистических формациях она прониза­на острейшими непримиримыми противоречиями.

Для понимания социальной сущности музыкальной культуры в антагонистическом обществе основополагаю­щее значение имеет ленинское учение о двух культурах в буржуазной нации. Как указывает В. И. Ленин, го­воря о буржуазном обществе, «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демокра­тической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, усло­вия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой на­ции есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в ви­де только «элементов», а в виде господствующей куль­туры». И далее: «Есть две нации в каждой современной нации - скажем мы всем национал-социалам. Есть две национальные культуры в каждой национальной культу­ре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучко­вых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Гер­мании, Франции, Англии, у евреев и т. д.» ". Из ленинских высказываний следует, что социальная сущность культуры состоит прежде всего и главным образом в выражаемой гю классовой идеологии. Данное положение полностью относится и к художественной культуре, включая музыкальную (чем отнюдь не за­черкивается специфика художественной культуры и собственно искусства, в содержании которого, наряду с общественной идеологией, важнейшее место занимает общественная психология, а классовые моменты диа­лектически сочетаются с общечеловеческими).

В этом смысле во всех досоциалистических форма­циях (кроме первобытной) музыкальная культура может быть разделена более или менее отчетливо (в за­висимости от степени проявления идеологического анта­гонизма противостоящих классов) на культуру прогрес­сивную, народную (демократическую), с одной стороны, и реакционную, антинародную (а также псевдонарод­ную) - с другой. При этом все лучшее, объективно ценное в музыкальной культуре каждой формации, вы­ражая прогрессивные гуманистические идеи своего вре­мени, тем самым по праву принадлежит к демократи­ческой культуре (независимо от социального происхож­дения и положения авторов). Именно здесь, в этой культуре, история отвела место Монтеверди и Баху, Бетховену и Брамсу, Глинке и Чайковскому, Малеру и Бартоку, всем классикам мировой музыки (хотя иссле­дователи несомненно обязаны учитывать и то, что в каждом случае мера идейно-эстетической прогрессивно­сти и демократичности того или иного композитора мо­жет быть различной).

Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности».

Современное понятие «художественная культура» включает в себя «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью». [Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 - с. 67].

Таким образом, художественная культура - совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их производных, необходимо указать, что ключевой особенностью данного подхода является выделение двух граней художественной культуры, а именно - художественной культуры общества, и через эту призму - художественной культуры личности.

Понятие «художественная культура личности» может быть выделено на основании того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им» Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 - с. 41.; активная творческая деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная культура личности».

Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию» образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту точку зрения, поскольку она отражает лишь одну из многочисленных сторон понятия «индивидуальная культура». Культура личности - это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других. При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно - анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

  • · индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
  • · музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своебычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

  • · потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
  • · эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
  • · музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
  • · оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

  • · уровень развития художественных предпочтений;
  • · участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
  • · информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

  • · музыкальный опыт школьников;
  • · музыкальная грамотность;
  • · музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

  • · уровень общей осведомлённости о музыке;
  • · наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;
  • · мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти, выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки для друзей.

Дополнительно можно провести беседу:

  • 1. Как ты относишься к музыке?
  • 2. Для чего музыка нужна в жизни?
  • 3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
  • 4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
  • 5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
  • 6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?
  • 7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?
  • 8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?
  • 9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?
  • 10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков музыкального исполнительства.

Анкета для родителей:

  • 1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?
  • 2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?
  • 3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент - музыкальная грамотность понимается, как:

  • · способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное;
  • · особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;
  • · умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;
  • · способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению:

  • 1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
  • 2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?
  • 3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания:

  • · дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;
  • · 2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в пластике, в движении;
  • · третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

  • · эмоциональность;
  • · степень осознанности замысла;
  • · изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;
  • · художественность воплощения замысла;
  • · привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах, голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

  • · понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;
  • · расшифровка и передача информации посредством доступных средств выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);
  • · перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;
  • · эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его изучения могут сводиться примерно к следующему:

ь осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях изучаемого вида искусства;

ь характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;

ь понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного произведения и культурой соответствующего общества;

ь понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной музыкальной культуры средства выразительности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх