Издание костюмированный бал в зимнем дворце 1903.

21 гелиогравюра и 174 светопечати. Album du bal costume au Palais d"hiver, Fevrier 1903. 21 photogravues et 174 phototypies. Спб., печатано в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 1904. Титул на русском и французском языках. В п/к переплете эпохи с тиснением золотом на корешке и верхней крышке. 45,7х35,2 см. Как вариант, в издательской коленкоровой папке. 10 тетрадей. Альбом представляет собой коллекцию снимков высочайших особ и лиц, бывших на означенном балу в русских костюмах XVII века. Большая редкость, т.к. издание изначально предназначалось для участников бала.

Библиографические источники:

Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» М., 1924-1936, № 54. М., 1934. Books on Art. № 22 - $20!



Группа танцевавших во время бала "Русскую".



Группа офицеров Л-Гв. Преображенского полка.



Группа офицеров Л-Гв. Конного полка.


Группа офицеров Л-Гв. Гусарского Е.И.В. полка.

Все участники знаменитого бала были одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные выдающимся художником А.Я. Головиным, а также И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф.Иващенко и Е.Т. Ивановой. Роскошь в костюмах удачно сочеталась с изяществом. По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга сделаны фотографии всех участников костюмированного действа. В 1904 году ограниченным тиражом вышел альбом этих фотографий. Сохранилась до наших дней и часть бальных нарядов. Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам.

Е.И.В. Государь Император Николай Александрович.

Е.И.В. Государыня императрица Александра Феодоровна.

Костюмированный бал, проходивший в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года - знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II. Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал. 11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой).

Е.И.В. Великая Княгиня Мария Павловна.

Е.И.В. Великий Князь Борис Владимирович.

Е.И.В. Великий Князь Андрей Владимирович.

После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами. 13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл - ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. «Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,- записал Николай в своём дневнике». « «Впечатление получилось сказочное, - писал очевидец события, - от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Е.И.В. Великий Князь Михаил Николаевич.

Е.И.В. Великий Князь Николай Николаевич.

Е.И.В. Великий Князь Дмитрий Константинович.

Е.И.В. Великий Князь Константин Константинович.

Е.И.В. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритова, А. Ясвоина, Л. Городецкого и Е. Мразовской, Д. Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф. Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. Великий Князь Александр Михайлович - Книга воспоминаний: "Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье соколничьего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века." "Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Аликс выглядела поразительно, но Государь для своего роскошного наряда быль недостаточно велик ростом."

Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович.

Е.И.В. Великий Князь Сергей Александрович.

Е.И.В. Великий Князь Алексий Александрович.

"На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое, ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение." "22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем Дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Импеpии. Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Никки смотрели на появление Царя Освободителя под руку с княгиней под оводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых. Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо Империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода...Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях чрез неделю в доме богатейшего графа А. Д. Шереметева. Это замечательное воспроизведение картины XVII века, вероятно, произвело странное впечатление на иностранных дипломатов. Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке."

Его Высочество Принц Сиамский Чакрабон.

Его Высочество Герцог Михаил Георгиевич Мекленбург - Стрелицкий.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал à la russe имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых. Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).

Николай Второй очень любил эпоху царя Алексея Михайловича, считая его чем-то вроде образца для подражания. Одним из проявления такой любви стал костюмированный бал в Зимнем дворце в феврале 1903 года, на котором все гости были в костюмах из 17-го столетия. Выложу здесь сколько-нибудь фото с этого события (не все, конечно, гостей было порядка четырёхсот).

Император Николай и императрица Александра в облачении царя Алексея и царицы Марии Ильиничны:

Великий князь Михаил Александрович:

Как единственный брат Николая Второго (ещё один, Георгий, умер в 1899 году от чахотки), Михаил был в те годы наследником престола. У Ники и Аликс рождались только дочери. Позже Михаил вступил в морганатический брак вопреки воле брата. Его единственный сын, последний потомок по мужской линии Александра Третьего, погиб в автокатастрофе в 1931-м, когда ему было 20 лет...

Великий князь Александр Михайлович с женой Ксенией:


Ксения - младшая сестра Николая Второго (внешнее сходство, по-моему, заметное). Александр Михайлович - её двоюродный дядя и муж. Родившиеся в этом браке шесть сыновей имели бы очень значительный вес внутри дома Романовых, если бы не их неравнородные браки. А единственная дочь Александра и Ксении стала женой знаменитого князя Юсупова, одного из убийц Распутина.

Великий князь Сергей Александрович:

Сын Александра Второго и дядя Николая Второго. На нём в глазах общества лежала главная ответственность за ходынскую катастрофу, отказ императора от реформ и Кровавое воскресенье. Эсеры в 1905 году приговорили его к смерти и убили.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна:

Старшая сестра императрицы и жена Сергея Александровича. Была казнена большевиками в Алапаевске.

Великий князь Алексей Александрович:

Начальник морского ведомства, ответственный за поражения флота в русско-японской.

Великая княгиня Мария Павловна (Мекленбург-Шверинская), жена ещё одного императорского дяди, Владимира Александровича:

Великий князь Андрей Владимирович:

Двоюродный брат Николая. Его старший брат Кирилл позже объявил себя императором.

Великий князь Николай Николаевич:

Двоюродный дядя императора, позже - Верховный Главнокомандующий в начале Первой мировой. Командовал он неважно.

Константин Константинович, ещё один двоюродный дядя императора:

Последний Романов, умерший до революции и потери статуса.

Великий князь Михаил Николаевич, младший из сыновей Николая Первого и двоюродный дед императора:

Великий князь Георгий Михайлович, сын предыдущего:

Был выдающимся нумизматом. его расстреляли в 1919-м в Петропавловской крепости вместе с тремя другими членами династии - в ответ на убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

Великая княжна Мария Георгиевна, дочь короля Греческого и жена своего двоюродного дяди Георгия Михайловича:

После революции она успела ещё побыть супругой одного греческого адмирала.

Герцогиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урождённая графиня Граббе:

Жена герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского, внука одной из дочерей Николая Первого.

Агриппина Константиновна Зарнекау, урождённая Джапаридзе:

Морганатическая супруга принца Константина Ольденбургского, внука одной из дочерей Павла Первого.

Герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий, внук по матери великого князя Михаила Павловича:

Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий, брат предыдущего:

Графиня Наталья Карлова (урождённая Вонлярлярская), морганатическая супруга Георгия Мекленбург-Стрелицкого:

Её потомки, кстати, сейчас - единственные представители Мекленбургской династии.

Граф Алексей Александрович Бобринский:

Праправнук Екатерины Второй и Григория Орлова.

Оболенская:

Дочери Александра Сергеевича Танеева: Анна (в замужестве Вырубова, одна из самых увлечённых поклонниц Распутина при дворе) и Александра, в замужестве - Пистолькорс:

Эти дамы были, кстати, потомками фельдмаршала Кутузова.

Вера Григорьевна Гернгросс, урождённая Черткова:

Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин:

Его предок, первый граф Мусин-Пушкин, считался в обществе фактическим сыном царя Алексея (Пётр Первый даже частно называл его братом); по матери граф был правнучатым племянником екатерининского канцлера Безбородко, а женат был на внучке декабриста Капниста и правнучке драматурга соответственно.

Елизавета Александровна Шереметева:

Дочь графа Александра Дмитриевича и правнучка Прасковьи Жемчуговой, начинавшей как крепостная актриса. Позже она вышла за графа Зубова.

Княгиня Анна Владимировна Щербатова, урождённая княжна Барятинская:

Княгиня Мария Павловна Чавчавадзе, урождённая Родзянко:


Родзянки - очень почтенный и богатый малороссийский род, из казачества. Эта дама была племянницей председателя Государственной думы.

Княгиня Татьяна Михайловна Гагарина, урождённая Черткова:

Надежда Владимировна Безобразова, урождённая графиня Стенбок-Фермор:

Она происходила из шведского аристократического рода, а по женской линии - от генерала Фермора, командовавшего при Цорндорфе.

Надежда Дмитриевна Вонлярлярская, урождённая Набокова:

Одна из немногих здесь красавиц. Набоковы были очень почтенным семейством; и племянник у этой дамы был - Володенька, тогда трёх лет от роду. Похож, нет?

Полковник Фёдор Николаевич Безак, из малороссийского дворянства:

Светлейшая княгиня Мария Михайловна Голицына:

Жена князя Льва Сергеевича, основателя русского виноделия в Крыму. В девичестве она была Орлова-Денисова, потомок графов казацкого происхождения.

София Викторовна Галл, урождённая княжна Голицына:

София Петровна Дурново, урождённая светлейшая княжна Волконская:

А.И.Соловьёв:

Алексей Захарович Хитрово:

Видный коллекционер, живший на два дома - в России и Флоренции (его мать была графиня Пандольфини); все коллекции завещал Эрмитажу.

Анна Сергеевна Истомина:

Князь Константин Александрович Горчаков:

Князь Дмитрий Борисович Голицын (зять Мусина-Пушкина, бывшего где-то выше):

Е.В.Барятинская:

Елена Николаевна Безак:

Елена Владимировна Голицына:

Елена Дмитриевна Родзянко:

Елена Ивановна Звегинцова:

Княгиня Елена Константиновна Кочубей, урождённая княжна Белосельская-Белозёрская:

Супруг её был потомком самого известного доносчика в русской литературе.

Генерал Феофил Мейендорф:

Баронесса Фредерикс:

Христофор Платонович Дерфельден (из остзейского дворянства):

Константин Николаевич Гартонг:

Генерал Кутепов:

Мария Николаевна Васильчикова, урождённая Исакова:

Мария Николаевна Воейкова:

Мария Васильевна Голенищева-Кутузова:

Мария Николаевна Лопухина, урождённая Клейнмихель (внучка строителя железной дороги между Москвой и Петербургом):

Надежда Голицына:

Княгиня Надежда Александровна Барятинская:

Ещё одна дама из Стенбок-Ферморов. Большевики расстреляли её в Крыму в 1920-м вместе с беременной дочерью.

Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозёрская:

Наталья Звегинцова:

Князь Николай Дмитриевич Оболенский:

Николаев:

Антон Васильевич Новосильцев:

Оболенская:

Ольга Михайловна Зографо:

Олимпиада Александровна Барятинская:

Графиня Мария Михайловна Орлова-Давыдова, урождённая Зографо (её сестра выше):

Что за семейство Зографо - я понятия не имею, а вот первый граф Орлов-Давыдов был внуком одного из братьев Орловых и двоюродным братом небезызвестного Дениса Васильевича.

Князь Прозоровский-Голицын:

Княгиня Шаховская:

Князь Шервашидзе (потомок абхазских владетелей):

Барон Штакельберг:

Скоропадская. Ещё одна представительница малороссийской аристократии (Скоропадские были соседями Кочубеев с 17-го века). Грустная очень:

Софья Дмитриевна Евреинова:

Александр Петрович Струков:

Графиня Елизавета Феликсовна Сумарокова-Эльстон (девица):

Её мать была графиня Сумарокова, а отец - первый граф Эльстон, возможно, внебрачный сын одного из королей прусских и в таком случае брат Александра Второго.

Александр Александрович Тимашев:

"История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева" называется поэма А.К. Толстого. Так вот: толстовский Тимашев - отец этого.

Толстая (затрудняюсь определить, какая именно: род был разветвлённый):

Варвара Мусина-Пушкина:

Владимир Иванович Звегинцев:

Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна Юсуповы:

Князь Феликс был по рождению граф Сумароков-Эльстон, а женившись на последней из Юсуповых, приобрёл ещё и княжесткий титул. И огромное состояние. А Зинаида Николаевна считалась большой красавицей.

Зинаида Юсупова:

Графиня Александра Илларионовна Шувалова, урождённая Воронцова-Дашкова:

Графиня Софья Александровна Ферзен:

Княжна Елизавета Николаевна Оболенская:

Княжна Софья Ивановна Орбелиани:

Мария Антоновна Торопченинова:

Мария Фёдоровна Шереметева:

Надежда Ильинична Новосельцова:

Надежда Сергеевна Тимашева:

Фрейлина Мансурова:

Кажется, женщин тут получилось заметно больше половины. Но это ничего.

Кое-какие наблюдения:

Первое. Николаю Второму явно не везло с роднёй. Люди малоспособные и не склонные к самокритике, они могли запороть любое большое дело. Этим и занимались на государственной службе.

Второе. У дома Романовых уже намечалось плохое будущее - по другой причине. Резкий рост числа морганатических браков, начавшийся в 20-м веке, быстро привёл к тому, что при общей многочисленности династий формальные права на престол перешли к Гогенцоллерну. Все Романовы стали "Романовскими".

Третье. Российская аристократия выглядела как аристократия именно имперская. Большие пополнения за счёт дворянства Малороссии, Грузии, Остзейского края. Вот поляки как-то незаметны. Похоже, польские графы и князья предпочитали или другие державы, участвовавшие когда-то в разделах, или вообще Париж, и Россию не очень любили. Яркий пример: Браницкие, потомки чутьь ли не главного деятеля "русской партии" и племянницы Потёмкина, формировали во время Крымской войны какие-то польские военные подразделения во Франции.

Четвёртое. Много совершенно неизвестных фамилий. Зографо, Гартонги, Гернгроссы, Струковы и т.п. Кто эти люди? Определённо длинных родословных или ближайших предков с большими заслугами они не имели.

И пятое. Просто смотрю на лица: обычные люди. Заурядные, я бы сказал. Портреты аристократов всё-таки эстетизируют внешность, облагораживают её - и за счёт выражения лица, и за счёт обстановки. Фотография же - жанр более честный. Прекрасно видны вполне средние интеллектуальные способности, например, которые некоторые мужчины частично компенсируют за счёт молодцеватости. Неравноценная замена, но другого у них не было. Женщины - тоже очень обычные. Ловлю себя на мысли, что на фотографиях наших с вами предков, обычных русских или, скажем, немецких крестьян можно увидеть примерно такие же лица. Думая об этом, начинаешь понимать: аристократическое общество изжило себя очень, очень давно.

Надежда Илларионовна Танеева, урожденная Толстая, в наряде боярыни:

Великий князь Михаил Александрович в "полевом наряде царевича":

Великая княгиня Мария Павловна в костюме боярыни:

Фрейлина императрицы Александры Федоровны княжна София Ивановна Орбелиани в костюме боярышни:

Великий князь Сергей Александрович в княжеском наряде:

Великий князь Андрей Владимирович в костюме сокольничего :

Великий князь Алексей Александрович в костюме боярина:

Княгиня Елена Константиновна Кочубей, урожденная Белосельская-Белозерская, в костюме шляхетской малороссийской госпожи:

Великая княгиня Елизавета Федоровна в княжеском костюме:

Князь Николай Николаевич Гагарин в костюме посадского человека:

Фрейлина государынь императриц графиня Александра Дмитриевна Толстая в костюме боярышни:

Великий князь Георгий Михайлович в костюме постельничего:

Графиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урожденная графиня Граббе, супруга герцога Николая Николаевича в боярском летнике:

Великий князь Михаил Николаевич в костюме атамана запорожских казаков:

Вчера была интересная дата - 109 лет со дня одного из самых известных придворных балов в Зимнем дворце времен последнего русского царя - "Русского бала 1903 года".
В следующем году будет круглее дата - 110 лет.
А 9 лет назад в Эрмитаже даже выставка была посвященная этому балу.

Про него написано много, но я решила, что в моем журнале должен быть вот такой отдельный пост про него.

Мое глубокое убеждение, что бал этот был сделан по подобию знаменитого 1897 года, в дни когда отмечался бриллиантовый юбилей правления королевы Виктории. Хотя конечно в то время была мода на такие костюмированные балы, но все же очень уж похоже.

Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал называют последним балом Российской империи. Не было после ничего подобного.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.


По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала. Он вышел в 1904 году.


« » на Яндекс.Фотках
Спустя некоторое время, отдельные экземпляры данного альбома, выставлялись на продажу на аукционах, на Западе и стоившие огромные суммы. Отдельную ценность, представляют в данном издании костюмы эпохи Алексея Михайловича. За всё советское время, данное событие, и альбом ни разу не упоминались и уж тем более не переиздавались. О существовании этого альбома, как и о самом Бале 1903 года, знали не многие

На картинке переиздание этого Альбома 2003 года.

А так как посты с картинками из этой книги есть в ЖЖ и лучше уже не сделаешь, я просто дам вам сслыки на них.
Один из самых красивых и полных я считаю пост Алисы в сообществе "История красоты" .

В Эрмитаже сохранилось несколько костюмов с этого бала.

Для тех кому интересно.

А еще почитайте как готовилась к балу Великая княгиня Ксения Александровна. Это ее письма к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года:
Милая Апрак,

Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

----
Милая Апрак,

Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Милая Апрак,

Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.

22 мая 2012, 16:20

11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся Вечер, а 13 февраля этого же года - грандиозный костюмированный бал. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Подготовка к балу длилась несколько месяцев. Для маскарада приглашенные на бал заказывали себе русские национальные костюмы в стиле XVII в.: бояр и боярынь, воевод, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей и др. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович - выходное платье царя Алексея Михайловича 11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). Анна Сергеевна Истомина После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами. Барон Феофил Егорович Мейендорф 13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале. Великая Княгиня Елизавета Федоровна Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Великий Князь Андрей Владимирович Великий Князь Сергей Александрович До четырехсот человек танцевали на балу. Особенно понравился присутствовавшим русский танец в исполнении 20 пар, в котором солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня З.Н.Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Генерал-адъютант Князь Дмитрий Борисович Голицын Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин «Впечатление получилось сказочное, – писал очевидец события, – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах…» Графиня Александра Дмитриевна Толстая Графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Группа офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка в нарядах Начальных людей из жильцов времён Царя Алексея Михайловича В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия. Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня Княгиня Елена Константиновна Кочубей Княгиня Елизавета Николаевна Оболенская Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня Княгиня Надежда Александровна Барятинская Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня Княжна Елена Николаевна Оболенская Княжна Олимпиада Александрова Барятинская Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, князь Юсупов Марина Николаевна Воейкова Мария Николаевна Лопухина Светлейшая Княгиня Мария Михайловна Светлейший Князь Константин Александрович Софья Дмитриевна Евреинова Адъютант великого князя Владимира Александровича штабс-ротмистр А.А.Беляев в одежде жильца XVII века с женой М.Ф.Беляевой в костюме боярыни XVII века. Адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии Петербургского военного округа Владимира Александровича граф М.Н.Граббе в одежде жильца 1647 года. Александра Александровна Танеева в костюме для исполнения на бале русской Александра Петровна Скоропадская (урожденная Дурново) в княжеском женском одеянии времен Дмитрия Донского. Барон генерал-майор, начальник придворного оркестра Константин Карлович фон Штакельберг в костюме боярина XVII века. Барон, поручик лейб-гвардии Преображенского полка К.С.Нолькен в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича. Баронесса Ядвига Иоганна Александра Фредерикс в костюме боярыни XVII века.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх