§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....

Форма предмета

Форма (лат. forma - форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма предмета, наряду с цветом , размерами , освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета.

В геометрии две фигуры считаются имеющими одинаковую форму, если они могут быть преобразованы друг в друга с помощью перемещений (параллельного переноса и поворота) и пропорционального увеличения (уменьшения). Такие фигуры называются подобными.

В реальном мире наблюдается бесконечное разнообразие форм. Поэтому в обыденном употреблении используется лишь приблизительное соответствие конкретного предмета какой-либо простейшей геометрической фигуре (например, «тело кубической формы»). Также в речи применяется приблизительное подобие формы конкретного предмета форме широко известного объекта (например, «нитевидная форма», «бочкообразная форма»).

Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Форма предмета" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Форма. Форма (лат. forma форма, внешний вид) взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом … Википедия

    Фигура (лат. figura √ внешний вид, образ), ═ 1) внешнее очертание, вид, форма предмета. ═ 2) Очертание человеческого тела, телосложение. ═ 3) Положение, позиция, принимаемая кем либо при исполнении чего нибудь в движении (в танце, фехтовании,… …

    Фигура (лат. figura внешний вид, образ) многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура очертание человеческого тела, телосложение. Фигура скульптурное, живописное или графическое… … Википедия

    - (лат. forma форма, внешний вид): В Викисловаре есть статья «форма» … Википедия

    - (лат. forma). 1) общий вид, очертание предмета. 2) установленная одежда для какой либо должности, или ведомства. 3) льяло, прибор, в который отливают фигуры для придания им известного наружного очертания. 4) рама, в которую заключают набор шрифта … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. forma) внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса рода). Понятие «Ф.» Платон… … Философская энциклопедия

    форма - ы, ж. forme f. , нем. Form <лат. forma. 1. Очертания, контуры, внешние границы предмета, определяющие его наружный вид, внешний облик. БАС 1. Груды утесов, .. разные формы камней, особливо при месячном свете; спуски, всходы. Гриб. Путев. зап.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФОРМА, формы, жен. (лат. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой. || только мн. Очертания… … Толковый словарь Ушакова

    Форма (лат. forma √ форма, вид, образ), 1) очертания, внешний вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма). 3) Приспособление для придания чему либо определённых очертаний (например, литейная Ф.). 4) … Большая советская энциклопедия

    - (лат. forma) ..1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета2)] Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма)3) Установленный образец чего либо (напр., написать отчет по форме)4) Приспособление для придания чему либо… … Большой Энциклопедический словарь


Разработали:

Поздняя Любовь Васильевна,

МОУ гимназия №11

Милованова Надежда Петровна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №102

Волгоград 2013

Тема четверти: «Мир вещей. Натюрморт» (8 часов).

Урок №11/3.

Сценарий урока.

Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Оборудование: компьютер; проектор; презентация по теме урока; раздаточный материал — набор геометрических тел и фигур; бумага белая для образцов; наборы заготовок контуров кувшинов и ваз (в конвертах для каждой пары учеников); предметы и заготовки фигур для натюрморта; магниты; магнитофон, звукозаписи.

Для обучающихся: белая или цветная бумага; для фона цветная бумага ф.А3 ; конверты с нарезанными плоскими фигурами предметов ваз, фруктов, овощей; клей ПВА; степлер; ножницы; карандаш.

Цель.

    Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе их характерных признаков.

    Научить выделять простейшие геометрические тела в реальных предметах.

    Научить создавать композицию из геометрических тел для создания натюрморта.

Задачи.

    Познакомить обучающихся с многообразием форм в мире и объяснить понятие формы, линейных, плоскостных и объемных форм .

    Ознакомить учащихся с многообразием геометрических фигур и простейших геометрических тел, узнавать их.

    Учить видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

    Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

    Организовать работу по формированию навыков конструирования простых геометрических тел из бумаги.

    Воспитывать наблюдательность.

    Развивать у обучающихся пространственные воображение и представления;

    Способствовать углублению метапредметных связей (математика, черчение, ИЗО, история, геометрия).

Учитель. Как разнообразен мир вокруг! Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской… Как научить изображать все это? Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы. Наблюдая окружающие вас предметы, установите сходство очертаний (абрис) различных предметов с простыми геометрическими фигурами. Например, яблоко — круглое, стол, дом, книжка – прямоугольные. А вот груша. Очертание ее состоит как бы из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Если вы посмотрите на кувшин, то увидите еще больше составляющих его частей. Все, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических фигур – прямоугольников, треугольников, кругов и овалов. Для того, чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внешнюю структуру каждого предмета – его конструкцию.

Слайд №1. Тема урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Слово «конструкция» переводится как «строение», структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношения. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой – и формой . Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложный, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке. Мы с вами вместе будем учиться строить натюрморт из простейших геометрических тел.

Вначале поговорим о форме. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ФОРМА – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания), внешнее очертание, наружный вид предмета. Форма (от латинского forma ) – форма, вид, образ — очертания, внешний вид, контур предмета.

Вопрос. Что общего между панельным домом, спичечным коробком, шкафом?

Ученик. Панельный дом, спичечный коробок, шкаф объединяет форма, которая напоминает параллелепипед.

Слайд №2. «Предметы быта. Параллелепипед».

Учитель. Вспомните из математики, что такое параллелепипед?

Ученик. Параллелепипед в математике – это предмет, у которого стороны попарно равны и параллельны между собой.

Учитель. Правильно. Когда вы были маленькими, вы наверняка любили играть в кубики. Назовите признаки куба.

Ученик. У куба все стороны равны.

Слайд №3. «Предметы быта. Цилиндр».

Учитель. (Показывает четырехугольную призму). Рассмотрим геометрическое другое тело: в основаниях – квадраты, боковые поверхности – прямоугольники. Это тело называется «четырехугольная правильная призма». (Показывает треугольную и шестиугольную призмы). Она имеет боковую поверхность – прямоугольники — и два основания — квадраты. А если в основаниях будет лежать фигуры треугольники или шестиугольники? Как будут называться тела?

Ученик. Оба тела будут называться призмами, в первом случае – треугольная призма, во втором – шестиугольная.

Учитель. Правильно.Где в жизни вы видели предметы или сооружения, имеющие похожую форму?

Ученик. Формушестиугольной призмы имеют предметы: карандаш, гайка, бетонный электрический столб; форму треугольной призмы – стеклянная призма для преломления дневного света, зеркала в калейдоскопе, стеклянная ваза для цветов и др.

Учитель. Верно! Как образуется поверхность рассмотренных простейших геометрических тел?

Ученик. Поверхность куба образована квадратами, параллелепипеда – прямоугольниками, призмы – прямоугольниками образована боковая поверхность, а основания – треугольниками, четырехугольниками и шестиугольниками. Название призмы определяется фигурой, которая лежит в основании призмы.

Учитель. Молодец! А если боковую поверхность четырехугольной призмы заменить на треугольники, какое тело получиться?

Ученик. Если заменить боковую поверхность четырехугольной призмы на треугольники, получится геометрическое тело, которое называется пирамидой. Такую форму имеют египетские пирамиды.

Учитель. Правильно. Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.

Все поверхности рассмотренных простейших геометрических тел образованы плоскими фигурами, которые называются гранями, поэтому называются плоскогранными. Каждое плоскогранное тело имеет грань, ребро – линия пересечения двух граней, и вершину – точку пересечения трех граней. Итак, (показать) — грань, ребро, вершина.

Какое геометрическое тело напоминают ствол сосны, пенек, кружка?

Ученик. Указанные предметы имеют общую геометрическую форму и похожи на цилиндр.

Учитель. Правильно. Цилиндр это простейшее геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной его сторон или образующей вокруг оси (показать). Образующая движется вокруг оси по кругу, а получившаяся фигура называется окружность. Вот так (показать) образуется поверхность цилиндра.

Вопрос: где вы видели предметы, объекты, сооружения, похожие на цилиндр в повседневной жизни?

Ученики. На цилиндр похожи колонны зданий, шляпа-цилиндр, ведро, ствол дерева, столбы, ручка от зонтика и т.д.

Учитель. Перед вамияблоко, апельсин, мяч. Назовите общую геометрическую форму.

Ученик. Все эти предметы имеют форму шара.

Учитель. Шар – это простейшее геометрическое тело, образованное вращением сегмента (половина круга) вокруг оси (показать).

Как бы вы определили форму шишки, елки, заточенной части карандаша?

Ученик. Эти предметы имеют форму конуса.

Учитель. Поверхность конуса образована вращением треугольника вокруг одного из его катетов или образующей вокруг оси вращения. Причем одна вершина образующей находится на оси и неподвижна, а вторая отстает от нее на определенное расстояние и описывает окружность. При вращении вокруг оси этой образующей в пространстве образуется поверхность, которая и определяет форму конуса. Пирамида является частным случаем конуса .
Вопрос: что общего между цилиндром, шаром и конусом?

Ученик. Цилиндр, шар и конус имеют ось вращения.

Учитель. …и кривую поверхность. Эти простейшие геометрические тела называются телами вращения. Сделайте вывод.

Слайд №4. «Простейшие геометрические тела».

Ученик. Наблюдая любые изображенные предметы, мы можем убедиться, что упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, параллелепипеду, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Учитель. Приведите примеры различных окружающих нас предметов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел.

Ученик. Постамент монумента «Родина-Мать имеет форму четырехугольной призмы, дома, книги, сайка хлеба – форму параллелепипеда, пакетики с чаем для заварки имеют форму пирамиды, треугольник для бильярдных шаров – форму треугольной призмы, елка – форму конуса, трубы – цилиндра.

Учитель. Молодцы! Когда мы смотрим на предмет, видим его очертание, или абрис, представляющий собой геометрическую фигуру. Какую фигуру вы видите в кубе? (показать, изобразить).

Слайд №5. «Геометрические фигуры».

Ученик. Квадрат.

Учитель. (показывает параллелепипед). Какую фигуру вы видите? (показать, изобразить).

Ученик. Прямоугольники.

Учитель. (показывает призмы треугольную, четырехугольную, шестиугольную призмы). Какие фигуры видите в призмах?

Ученик. В треугольной призме видим треугольники, в четырехугольной – квадраты в основаниях и прямоугольники как боковая поверхность, в шестиугольной — в основании шестиугольник, боковые поверхности прямоугольники, причем видим сразу три грани.

Учитель. (показывает конус). Какие фигуры видите в конусе?

Ученик. Треугольник и круг – фигуры, определяющие конус.

Учитель. (показывает цилиндр). Как вы охарактеризуете цилиндр?

Ученик. Цилиндр мы видим как прямоугольник и два круга.

Учитель. Практическая задача. На заводе токарь вытачивает различные детали, например, вот такие (показать втулку, штифт и др. ).

Вопрос. Какую заготовку нужно взять, чтобы изготовить детали?

Ученик. Для изготовления этих деталей нужно взять заготовку в форме цилиндра (и др.).

Учитель. Молодец! Практическое упражнение. (показывает на практике изготовление геометрических тел). Возьмите белый лист бумаги, сверните его пополам и разрежьте ножницами. Сделайте из заготовок два цилиндра, закрепив концы степлером или клеем, а затем, сложив один из них, получите из него прямоугольную призму.

Возьмите другой лист белой бумаги, сверните его пополам. На сгибе найдите середину и отметьте ее. Возьмите циркуль, иголку которого поставьте в отмеченную точку, а грифелем проведите дугу радиусом, равным половине листа (показать). Ножницами разрежьте лист бумаги по дуге, а затем — по сгибу. Сделайте из полученных заготовок два конуса, желательно с разным размером основания. Из одного конуса сложите пирамиду.

Упражнение: составьте из изготовленных геометрических тел натюрморт. Работайте в парах. (Прокомментировать).

Слайд №6. «Натюрморты из геометрических тел».

Вы изготовили четыре геометрических тела, составили натюрморт. На следующем занятии вам потребуется и цилиндр, и конус, и пирамида, и призма, чтобы научиться их рисовать.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с методом геометрического структурирования и прочтением сложной формы предмета. Будем учиться видеть конструкцию сложной формы.

Что такое конструкция и как выявить конструкцию предмета? Слово «конструкция» переводится как «строение», «структура», т.е. взаимное расположение частей предмета, их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Задание. На доске два кувшина сложной формы (из цветной бумаги разного цвета). Назовите, из каких простых фигур состоят эти кувшина. Читать сверху вниз. Расчлените эти кувшин на простые геометрические фигуры.

Ученик. (называет геометрические фигуры). Первый кувшин составлен из: трапеции, прямоугольника, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции меньшим основанием вниз, трапеции меньшего размера.

Ученик. (называет геометрические фигуры). Второй кувшин состоит из прямоугольника, трапеции, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции большой высоты и меньшим основанием вниз, маленькой трапеции и прямоугольника. (Показывает расчленение кувшина на доске).

Учитель. На доске прикреплены магнитами отдельные геометрические фигуры (из цветной бумаги – два комплекта разных цветов). Составить из заготовок два кувшина сложной формы. Приглашаются два ученика.

Ученики. (составляют кувшины сложной формы из простых фигур).

Учитель. (обращается к классу). Вам нравиться работа?

Ученики. Нам нравятся полученные формы кувшинов.

Учитель. А теперь посмотрите на творения человечества (музыкальное сопровождение». Грация!

Слайд №7. «Вазы и кувшины».

Слайд №8. «Многообразие форм».

Учитель. Практическое задание. В конвертах, которые лежат у вас на столе, набор простых геометрических фигур.Откройте, пожалуйста, конверты и разложите фигуры на столе. Выберите фон из цветной бумаги ф.А4. Соберите на листе кувшин сложной и интересной формы. Прикрепите фигуры клеем к фоновой бумаге.

(Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка).

Выполненные задания разместите на выставке.

Просмотр и обсуждение работ.

Учитель. Подведем итог занятия. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. На уроке мы познакомились с многообразием форм в мире.

Ученик. У зналипонятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

Ученик. Познакомились с простыми геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, трапецией, кругом, треугольником.

Ученик. Познакомились с простейшими геометрическими телами: кубом, параллелепипедом, призмами, пирамидами, цилиндром, конусом, шаром.

Ученик. Научились видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

Ученик. Научились выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Ученик. Приобрели навыки конструировали простых геометрических тел из бумаги.

Слайд №9. «Вывод».

Учитель. Вывод. Под «конструкцией» или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» применимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком.

Домашнее задание. Принести ф.А4, карандаш, резинка.

Тема: Знакомимся с предметами для ИЗО.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с материала-ми и оборудованием для занятии изобразительной дея- тельностью
  • развивающая: развивать внимание, расширить знания учащихся об основных художест-венных материалах.
  • воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, аккуратность.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение определять виды бумаг, карандашей, красок.

Оборудование: мольберт, бума-га, клей, ножницы, перо.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала .

1.Вводная беседа.

Учитель зна-комит детей с особенностями урока изобразительного искусства, говорит о целях и задачах предмета.

Без этого урока вы не сможете открыть для себя мир во всей его красоте.

2.Работа с учебником с.4-7

Рассмотрите рисунки учебника и опишите изображенное на них.

1). Виды мольбертов. Подготовка небольших планшетов к работе.

2). Виды бумаги и требования к альбому для рисования.

3). Карандаши (Т—твердый, М — мягкий), ластик, пе-ро, тушь.

4). Виды красок: акварель, гуашь; цветные карандаши, фломастеры.

5). Материалы для лепки: пластилин, глина; проволока, слитки, подставка.

6). Материалы для аппликации и конструирования: цветная бумага, ножницы, клей, природные материалы (лис-тья, ветки, корни, цветы, плоды).

Необходимые сведения. Бумага бывает разных видов: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, глянцевая, цветная. Для рисования используют специальные альбомы или лист ватмана.

Древние египтяне и индусы использовали для письма и рисования пальмовые листья. Персы применяли для этих целей шкуры животных, китайцы выполняли рисун-ки и иероглифы па ткани.

В России в 1564 году и городе Москве была построена первая бумажная фабрика, которая изготовляла бумагу из древесины.

Карандаши . Карандаши подразделяются па два вида: твердые и мягкие. Твердый грифель отмечают печатной буквой Т, а мягкий отмечают печатной буквой М. На им-портных карандашах знак Н соответствует показателю Т, а знак В показателю М.

Профессиональные художники пользуются каранда-шами итальянского производства, т. к. эти карандаши имеют толстый и мягкий грифели, поэтому удобны для работы.

Виды красок . В начальной школе используются аква-рель, гуашь, тушь. «Акварель»— в переводе с латинского языка обозначает «растворимая в воде». Акварельные краски хорошо растворяются в воде и ровно ложатся на бумагу. В 16—17 веках художники изготовляли краски из корней растений.

Гуашь — краска, растертая на воде с клеем и приме-сью белил, дает непрозрачный слой.

Акварелью можно работать по сухой и сырой бумаге. При этом не следует смешивать большое количество цве-тов, т. к. это приводит к получению грязных цветов. Хра-нят краски в сухом, прохладном месте.

Черная насыщенная краска называется тушью. Япон-ские художники создали тушь, в состав которой входят клей, сажа. Тушь быстро высыхает и не расплывается. Работа тушью осуществляется при помощи ручки с пе-ром. С их помощью легко выполнять разнообразные ли-нии.

Виды кисточек . При работе с красками важная роль принадлежит кисточкам. Для рисования акварелью не-обходимы кисточки, изготовленные из шерсти белки, сур-ка, колонка. Кисточки бывают круглые и плоские. После работы их промывают и просушивают.

Резинка применяется для стирания ненужных линий. Она должна быть мягкой.

Мольберт специальное приспособление для рисова-ния.

Пластилин — это материал, предназначенный для леп-ки. Он мягкий и очень пластичный. Для лепки необходи-ма подставка и каркас.

Выводы.

Закрепление .

Практическая работа.

а) определение вида бумаги, карандаша, красок подготовленных детьми.

б) рассматривание иллюстраций и картин выполненных карандашом, акварельными красками, гуашью, масляными красками.

Выводы.

Подведение итога.

Домашнее задание : подготовить альбом, краски.

1 класс

Уроки ИЗО № 2-3.

Тема: Виды линий. Изображаем вещи и предметы.

Цели:

  • обучающая: дать понятие о видах линий: верти-кальных, длинных и коротких, горизонтальных и
  • наклонных, ломаных, волнистых, дугообразных; познакомить с цветом и тенью,
  • научить рисовать несложные предметы различной формы. ;
  • развивающая: развивать умение выполнять линии разных видов, творчество;

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять линии.

Оборудование: репродукции картин, карточки с изображением видов линий.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

- Необходимые сведения. Народное искусство — источ-ник народной мудрости. Казахское народное декоратив-ное искусство — это произведения, созданные руками на-родных мастеров. Произведения декоративного искусства изготовляются кустарным и промышленным способами.

Неотъемлемой частью казахского народного декора-тивного искусства является орнамент. Его можно назвать языком, визитной карточкой казахского народа. (показ орнамента )

Чтобы научиться так красиво изображать предметы, надо научиться правильно делать линии т. к. основой любого изображения является линия. Линия передает движение в различных направлениях. Линии бывают прямые, на-клонные, волнистые, дугообразные, пунктирные, лома-ные.

Умение изображать линии по-могут вам свободно и легко рисовать.

2.Работа с учебником

а) знакомство с видами линий с.10

Выводы.

3. Показ образцов и детских работ.

4. Игра «Кто выполнит это задание быстрее и правильнее?»

Организация игры необходима для поднятия эмоцио-нального настроя и упражнения в изображении линий.

После окончания игры необходимо посмотреть работы учеников и выяснить, как сформированы необходимые знания и умения.

Выводы.

Закрепление .

Практическая работа. Изображение предмета.

С.11 учебника - Ка-кую геометрическую фигуру они напоминают?

Этапы обучения .

Учим выполнять вертикальные и на-клонные линии.

Штрихом называются линии, которые передают фор-мы предметов. После передачи формы учим штриховать.

Осуществляется знакомство с понятиями «свет», «тень».

Светом называется поток лучей, которые падают на предмет. Неосвещенная часть предмета называется тенью. Рассматривая выполненные работы учеников, исправляем допущенные ошибки.

Следующим этапом является обучение рисованию го-ловного убора саукеле. Располагая рисунок па листе, сле-дует учесть, какой формы выбранный вами для изображе-ния предмет. Вначале намечаем высоту, ширину, форму предмета.

Выводы.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : цветная бумага, клей, альбом, карандаш, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО № 4-5.

Тема: Путешествие в мир красок .

Цели:

  • обучающая: дать понятие о световом спектре; учить различать и называть цвета, правильно пользовать-ся красками.
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение пользоваться акварельными красками.

Оборудование: пособия, знакомящие с цветовой гаммой. Виды красок. Разноцветные карандаши, альбом для рисования.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Окружающий мир богат разнообразными цветовыми сочетаниями. Осенняя листва поражает нас богатством цветов и оттенков. Посмотрите в окно и обратите внима-ние на осенний наряд деревьев. (Выслушиваются ответы первоклассников).

После того, как комбайн сожнет пшеницу, поле ста-новится желтого цвета. Зимнее небо кажется светло-голу-бым. Многообразие цветов часто используется в загадках.

2.Игра «Думай и решай»

Учащимся предлагается отгадать загадки.

Зимой и летом одним цветом. (Елка)

Река подо льдом, все бело кругом, Метелица вьется... Как время зовется? (Зима)

Висит — зеленеет, лежит — пожелтеет, Падает — почернеет. (Груша)

3. Объяснение учителя.

Все цвета подразделяются па теплые и холодные. К теплым относятся красный, жел-тый, оранжевый, а к холодным — голубой, фиолетовый, серый. Сочетания теплых и холодных цветов дают возмож-ность передать форму, объем, красоту предметов или ве-щей.

Главная особенность живописи заключается в разно-образных сочетаниях цветовых оттенков. Поэтому уча-щиеся начальных классов должны хорошо усвоить осо-бенности и названия цветов.

Теперь нарисуем радугу, в которой все цвета расстав-лены по порядку. После этого из основных цветов путем смешивания получаем произвольные цвета.

Красный+желтый = оранжевый

Красный + голубой = фиолетовый

Желтый+голубой = зеленый

Человек знакомится с различными цветами двумя путями:

1) научным путем;

2) в практической деятельности.

У казахского народа каждый цвет несет символ. Так белый символизирует честность, правдивость; красный— огонь, солнце; зеленый — весну и молодость; желтый — разум, достаток, черный — землю; голубой — небо и т. д. В процессе изготовления предметов быта казахи знакоми-лись с цветом, формой, учились изготовлять растительные краски.

Закрепление .

Работа по учебнику с.12-15 учебника

Практическая работа.

а) Рисование радуги. В радуге все цвета расставлены по порядку.

б) Рисование овощей и фруктов.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание

1 класс

Уроки ИЗО № 6.

Тема: У чимся компоновать .

Цели:

  • обучающая: учить компоновать предметы па бу-маге; дать понятие о композиции и упражнять в
  • состав-лении композиции.
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение составлять композиции.

Оборудование: репродукции произ-ведений художников, дидактические и наглядные мате-риалы,

карточки, таблицы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Художники, создавая свои прекрасные произведения, прежде всего продумывали на-иболее удачные варианты расположения предметов, чтобы они все сочетались между собой. На языке художников слово «компоновка» означает составление плана располо-жения всех предметов на плоскости листа или холста.

Слово « композиция » означает построение рисунка, со-гласование всех его частей. Художник стремится изобра-зить гармоничное сочетание человека и природы.

2.Игра «Верно-неверно»

С.17 - определить верную компоновку рисунка.

3. Объяснение учителя.

а) уметь видеть;

Определив основную форму пред-мета и легкими линиями наметить предмет на листе. Уточ-нив особенности изображаемого предмета, прорисовать все его части и мелкие детали. Размер рисунка должен соответствовать размеру листа, т. е. вверху и внизу необ-ходимо оставить свободное место. Используемую натуру не следует передвигать и поворачивать, она всегда долж-на быть в определенном положении.

В процессе работы учащиеся знакомятся с такими понятиями, как далеко — близко, высоко — низко, ма-ленький — большой, что составляет основу композиции.

От поставленной на листе точки делаем легкие линии и с их помощью передаем форму предмета. Выполняем упражнение по таблице. Выполняем рисунок, состоящий нз трех различных предметов.

Это является первым специальным знакомством с по-нятием композиции.

Закрепление .

Работа по учебнику с.17-19 учебника

Практическая работа.

а) Рисование композиции из 2-3 предметов (на усмотрение учителя)

Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.

1 класс

Уроки ИЗО № 7.

.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с произведе-ниями народных умельцев декоративного искусства; дать понятие об орнаментах, учить выполнять эскизы орна-мента из растительных элементов,
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Оборудование:

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

2. Объяснение учителя.

Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление .

Работа по учебнику с.20-21 учебника

Практическая работа.

а) Учитель изображает на доске некоторые элементы рас-тительного орнамента

б) учащиеся без прорисовки каран-дашом сразу их выполняют красками.

Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : альбом, краски, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО № 8-9.

Тема: Виды растительных орнаментов . Ветка клена .

Цели:

  • обучающая: формирование знаний о видах орнаментов, учить выполнять эскизы орна-мента из растительных элементов,
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к де-коративному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.

Оборудование: произведе-ния народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные мате-риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобраз-ный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемеш-ку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.

На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поко-ления в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготов-лением и орнаментированием изделий. Элементы казах-ского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.

В каждом случае мастера народного искусства проду-мывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился яр-ким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в соче-тании с другими цветами. Для народного орнамента ха-рактерно чрезвычайное разнообразие растительных моти-вов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоратив-ную трактовку.

2. Объяснение учителя.

Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Рисование орнаментов — это хорошая школа для раз-вития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.

Орнаментом украшаются не только игрушки, по и на-циональная одежда, архитектурные строения, посуда, му-зыкальные инструменты и т. д.

Орнамент может состоять из растительных, геометри-ческих, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышиваль-щица украшает полотенце петухами и сказочными птица-ми. При украшении доспехов и одежды богатыря изо-бражают животных, птиц и т. д.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление .

Работа по учебнику с.22 - 23

а) Знакомство с последовательностью изображения ветки клена.

б) рассматривание орнаментов из растений.

Практическая работа.

а) Учитель изображает на доске ветку клена / цветы.

б) Составление орнаментов

Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

в) Самостоятельная работа.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : альбом, краски, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО №10.

Тема: Виды изобразительного искусства.

Цели :

  • обучающая: формирование знаний о видах изобразительного искусства , учить составлять рассказ по картине;
  • развивающая: развивать речь учащихся
  • воспитывающая: воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: стандартный.

Прогнозируемый результат: умение составлять рассказ по картине, называть виды изобразительного искусства.

Оборудование:открытки, иллюстрации и наглядные мате-риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Этим видам изобразительного искусства соот-ветствуют определенные разновидности художественной деятельности. Живопись, графика, скульптура составляют особую группу изобразительных искусств. картины.

2. Объяснение учителя.

Графика (греч. пишу, черчу, рисую)—вид изобрази-тельного искусства, и котором задачи образного отраже-ния и познания явлений и предметов объективной дейст-вительности решаются с помощью рисунка.

Живопись — один из важнейших видов изобразитель-ного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познаний явлений и предметов объектив-ной действительности решаются цветом, неразрывно свя-занным с рисунком.

Скульптура придает художественному образу изобра-зительность и целостность через объемность формы. Глав-ная особенность скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма.

Декоративно-прикладное искусство — изготовление бы-товых предметов, обладающих художественными, эстети-ческими качествами и предназначенных не только для употребления в быту, но и для украшения жилищ, архи-тектурных сооружений, парков и т. д.

Закрепление .

Работа по учебнику с.24-27.

Знакомство с произведениями изоискусства

Практическая работа.

Составление рассказа по картине.

Выводы: графика, живопись, скульптура. декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.

Подведение итога.

Назови виды изобразительного искусства.

Каких художников вы знаете?

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание :с. 24-27 составить рассказ.












Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.













ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.






Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.






Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх