Этот памятник русской архитектуры поражает своими. Пояснительная записка

Тема: Лексические нормы современного русского языка
Упражнение 1. Отредактируйте текст.

После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключение начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышению производительности труда.
Упражнение 2. Определите тип ошибок. Исправьте предложения.


  1. На концерте играл ударник из нашей бригады Саша Петров.

  1. Ребята прослушали песню. ____________________________________________________________________

  2. Поэт отобразил героя правдиво и эмоционально.
____________________________________________________________________

  1. В связи с изложенным нам предоставляется возможным дать следующее решение.
____________________________________________________________________

  1. Писатель завоевал мировую признательность. ____________________________________________________________________

  2. Онегин вёл праздничный образ жизни. ____________________________________________________________________

  3. Мы перешли работать в отсталую бригаду. ____________________________________________________________________

  4. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами.
____________________________________________________________________

  1. Лицо господина принимает сонное состояние. ____________________________________________________________________

  2. У учащихся выросла уверенность в своих силах. ____________________________________________________________________

  3. Я расскажу об одном моменте, который произошёл во время войны.
____________________________________________________________________

  1. Его родные были убиты бомбёжкой. ____________________________________________________________________

  2. Нам мало на подготовку полчаса времени. ____________________________________________________________________

  3. В отделении совершенно нет никаких материалов.
____________________________________________________________________

  1. Между нами установилось дружное взаимное понимание.
____________________________________________________________________

  1. Его идеи были передовыми и прогрессивными.
____________________________________________________________________

  1. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
____________________________________________________________________

  1. Заводская молодёжь будет получать здесь своё образование.
____________________________________________________________________

  1. Во многих районах вода оказалась в минимуме. ____________________________________________________________________

  2. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
____________________________________________________________________

  1. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.
____________________________________________________________________

  1. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.
____________________________________________________________________

  1. В моей жизни это было самое памятливое событие. ____________________________________________________________________

  2. Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов.
____________________________________________________________________

  1. Игральная кампания в футболе началась жаркими поединками команд.
____________________________________________________________________
Упражнение 3. Подчеркните среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, запишите исправленные варианты.

Демонстративный материал, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ, одеть шляпу, ностальгия по родине, свободная вакансия, ноябрь месяц, весёлый инцидент.

_________________________________________________________________________________
Упражнение 4. Определите разницу в лексическом значении данных слов. Составьте словосочетания.

Самолюбие – себялюбие

__________________________________________________________________________

передний – передовой

__________________________________________________________________________

чужой – чуждый

__________________________________________________________________________

эффектный – эффективный

__________________________________________________________________________

угодный – угодливый

__________________________________________________________________________

здравица – здравница

__________________________________________________________________________

наследие – наследство

__________________________________________________________________________

факт – фактор

__________________________________________________________________________

Упражнение 5. Согласуйте существительные с прилагательными по смыслу (соедините слова стрелочками).

Доверительный – доверчивый

(человек, интонация, просьба, разговор),

лирический – лиричный

(стихотворение, тенор, настроение),

командированный – командировочный

(человек, удостоверение),

нестерпимый – нетерпимый

(поступок, боль, холод).

Домашняя работа № 2
Упражнение 1. Подберите синоним и антоним к прилагательным свободный, свежий в следующих словосочетаниях:


  1. свободный народ - _______________,
свободный вход - ________________,

свободное дыхание - _____________,

свободное платье - _______________,

свободная квартира - _____________,

свободное время - ________________,


  1. свежий хлеб - _________________,
свежий вечер - ________________,

свежий огурец - _______________,

свежий вид - __________________,

свежий взгляд - ________________,

свежий снег - _________________.

Упражнение 2. Подчеркните ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Рядом запишите исправленные слова.

1. Меня привлекли ранние романтичные произведения А. С. Пушкина. _____________________________________________________________________

2. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. _____________________________________________________________________
3. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. _____________________________________________________________________
4. В результате халатности в Приморье создалось нестерпимое положение с подачей тепла в жилые районы. _____________________________________________________________________
5. Народ терпел двойственный гнет. _____________________________________________________________________

Упражнение 3. Подчеркните заимствованные слова и замените, где возможно, иностранные слова русскими синонимами. Что лучше - как было или как стало? В каких случаях вы встретились с уже знакомой вам речевой ошибкой, которая называется «стремление к псевдовысокому стилю»?

1. Я не гарантирую, что ты застанешь меня дома (из телефонного разговора ).

__________________________________________________________________________

2. В лесных массивах сосна доминирует над елью (из устного рассказа ).

__________________________________________________________________________

3. На горизонте четко вырисовываются контуры далеких гор (из литературного произведения ). _____________________________________________________________

4. Свое предложение он подтвердил вескими аргументами (из разговора сотрудников ).

__________________________________________________________________________

5. Спортсмены праздновали свой триумф (радиопередача

6. Данную пьесу можно интерпретировать по-разному. __________________________________________________________________________

7. Героиня конфиденциально призналась любимому, что ей больше импонирует быть не узнанной на этом рауте (из школьного сочинения ). __________________________________________________________________________

Упражнение 4. Запишите 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям и терминологическим словарям.

Упражнение 5. Найдите речевые ошибки и отредактируйте предложения. Укажите тип ошибки.


  1. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
_______________________________________________________________________

  1. Артист завоевал признательность зрителей.
_______________________________________________________________________

  1. Это свойство свойственно всем писателям.
_______________________________________________________________________

  1. О моей автобиографии я уже рассказывал.
_______________________________________________________________________

  1. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.
_______________________________________________________________________

  1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
_______________________________________________________________________

  1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.
_______________________________________________________________________

  1. Получить фиаско может каждый спортсмен.
_______________________________________________________________________

  1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Поэт стоял у источников новой поэзии.
_______________________________________________________________________

12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.

_______________________________________________________________________
Оценка _____________________

Практическое занятие № 3
Тема: Лексика русского языка с точки зрения её происхождения
Упражнение 1. Соотнесите со значением.


  1. Компания ()
Кампания ()

Эстакада ()

Эстокада ()

1 – объединение, группа людей;

2 – совокупность мероприятий;

3 – удар рапирой, шпагой;

4 – сооружение в виде моста.


  1. Гиена ()
геенна ()

эскалатор ()

экскаватор ()

1 – конвейер в виде лестницы;

2 – ад, преисподняя;

3 – хищное животное;

4 – землеройная машина.


  1. Комплимент ()
Комплемент ()

Эмпирия ()

Империя ()

1 – человеческий опыт,

2 – похвала;

3 – монархическое государство;

4 – фермент.


  1. Мессия
миссия

1 – ответственное задание;

2 – спаситель, избиратель,

3 – сорт крепкого вина;

4 – места в зрительном зале.

Упражнение 2. Запишите слово, которому соответствует словосочетание.

Количественное подражание - п…

Составление и истолкование гербов - г…

Диск на кухонной плите - к …

Фирменный товарный знак - л…

Наиболее существенное, важное - к…

Краткое изложение содержания книги - а…

Карликовое дерево в горшке - б…

Литературное воровство - п…

Внутреннее расположение к кому-либо - с…

Сожжение по приговору инквизиции - а…

Кровоизлияние в какой-либо орган - а…

Благовоспитанный человек - к…

Вдыхание с лечебной целью - и…

Полусон, называемый внушением - г…

Торговец старинными книгами - б…

Совокупность языковых особенностей человека - и…

Изъятие имущества в пользу государства - к…

Предписание врача о составе лекарств - р…

Мелкие параллельные складки - п…

Упражнение 3. Определите слово по значению, подчеркните его.


        1. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы (интеллект, менталитет, темперамент, идиолект).

        2. Отшельник; тот, кто живёт в уединении, избегает других людей (анархист, анахронизм, анахорет, аноним).

        3. Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи (инициалы, вензель, экслибрис, логотип).

        4. Вызывающий отрицательное отношение к себе, крайне неприятный (легитимный, портативный, одиозный, претенциозный).

        5. Орган управления административно-территориальными единицами (магистратура, аспирантура, префектура, номенклатура).

        6. Равенство, равноправие сторон (паритет, раритет, иммунитет, суверенитет).

        7. Составная часть какого-либо сложного соединения или смеси (элемент, компонент, ассортимент, ингредиент).

        8. Известность в обществе, популярность, слава (бомонд, паблисити, конъюнктура, ажиотаж).

        9. Возвращение на родину военнопленных, беженцев(репатриация, реституция, контрибуция, иммиграция).

Упражнение 4. Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго (соедините стрелками).

Ипохондрик калека изумруд монограмма

Лицедей юдофоб аромат талисман

Антисемит меланхолик бриллиант сапфир

Антропофаг фармазон амулет канапе

Инвалид метеоролог яхонт смарагд

Масон пилигрим мираж диамант

Синоптик каннибал этикетка фимиам

Парикмахер колосс диван марево

Исполин куафёр кошелёк ярлык

Паломник комедиант вензель портмоне
Упражнение 5. Что означают данные слова? Обведите правильный номер.

Досуг 1) любимое занятие

2) свободное от работы время

3) безделье

4) развлечения
Апологет 1) защитник какой-либо идеи

2) местный житель

3) непримиримый враг противник
Эскалация 1) постепенное неуклонное наращивание, увеличение,

расширение чего-либо

2) стремление к этническому или племенному обособлению

в политике и экономике

3) противоборство, противостояние
Раритет 1) вспомогательная деталь чего-либо

2) предмет, который якобы защищает от несчастья; его

носят суеверные люди

3) редкость, ценная редкая вещь
Референдум 1) руководство, совет, как действовать в том или ином

вопросу государственной жизни

3) консультация по определенным вопросам
Рейтинг 1) публичное оглашение мнений, сведений о чем-либо;

2) общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в

результате опроса мнений, обсуждения;

3) индивидуальный числовой показатель оценки какого-

либо человека, определяющий его общественно-

политический портрет, спортивное мастерство и т. п.
Упражнение 6. Подчеркните слова, лексическое значение которых указано неверно? Дайте их верное толкование (устно).


  1. Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.

  2. Менталитет - словарный запас нации.

  3. Аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами.

  4. Адаптация - состояние полного безразличия, равнодушия.

  5. Паритет - равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.

  6. Инцидент - случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.

  7. Альтернатива - необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей.

  8. Дайджест - первое публичное представление, официальное знакомство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.).

  9. Эйфория - чувство приподнятого, повышенно-радостного настроения или благодушия, не оправданное объективными условиями.

  10. Конфронтация - сплочение сил, объединение и укрепление усилий для достижения каких-либо целей.

Упражнение 7. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами, исправьте предложения.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. __________________________________________________________________________

2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. __________________________________________________________


  1. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. ___________________________________________________________________
4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. ____________________________________________________________

5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. __________________________________________________________________________

6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.

__________________________________________________________________________
Упражнение 8. Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему?

Д л я с п р а в о к: 1) Неуместно, возможно: преувеличивать роль; 2) нужно: инновации; 3) неуместно, лучше: область; 4) неуместно, лучше: образ; 5) неуместно, лучше: среды/обстановки; 6) неуместно, лучше: по-новому соединились; 7) неуместно, лучше: которые возложены на них; 8) неуместно, лучше: тоска.

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. ()

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.()

3. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал. ()

4. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. ()

5. Переселять стариков в Митино, в Бутово?... Ну зачем же переселять человека из этой микрофлоры , в которой он жил? ()

6. В новом альянсе соединились и средства и возможности. ()

7. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном. ()

8. Все сильнее ностальгия по прекрасному. ()
Упражнение 9. Произведите редактирование и укажите тип ошибки.


  1. Один поступок Чацкого привёл меня в неясность.
____________________________________________________________________

  1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
____________________________________________________________________

  1. Перед началом учёбы я обратно прочёл рассказы А. П. Чехова.
____________________________________________________________________

  1. Учёный стоял у источников ракетостроения.
____________________________________________________________________

  1. Искусство влияет на рост культурности человека.
____________________________________________________________________

  1. Она пришла в цветистом платье.
____________________________________________________________________

  1. Все дети страшно обрадовались.
____________________________________________________________________

  1. Этот актёр уже давно заслужил славу зрителей.
____________________________________________________________________

  1. Подавляющее количество зданий было выполнено.
____________________________________________________________________

  1. После тяжёлого приступа больной начал отходить.
____________________________________________________________________

  1. Питательная маска подпитывает кожу.
____________________________________________________________________

  1. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.
____________________________________________________________________

  1. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
____________________________________________________________________

  1. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные стороны.
____________________________________________________________________

  1. У неё были очень огромные глаза.
____________________________________________________________________

  1. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
____________________________________________________________________

  1. Дважды в день производят осмотр больных.
____________________________________________________________________
Домашняя работа № 3
Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов.

Регресс -__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тривиальный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фатальный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Альтруизм - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конверсия - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утилитарный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Апелляция - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бомонд - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стагнация - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Электорат - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Импичмент -__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лизинг - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Декатлон - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Могул - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Андеграунд - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хоспис - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Превалировать - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инспирировать - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экслибрис - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2. Подберите синонимы к словам.


Аномалия - _____________________,

спонтанный - ___________________,

тенденциозность - _______________,

беспрецедентный - ______________,

толерантный - __________________,

эксклюзивный -__________________,

девальвация - ___________________,

лигитимный - ___________________,

презентация - ___________________,

реанимация - ___________________,

деградация - ___________________,

дилетант - ______________________,

раритет - ______________________,

цитадель - ______________________,

электорат - ____________________,

киллер - ______________________,

Упражнение 3. Отредактируйте предложения и укажите тип ошибки.


  1. На уроках ребята хорошо ведут.
______________________________________________________________________

  1. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
______________________________________________________________________

  1. Один за одним друзья вышли из школы.
______________________________________________________________________

  1. Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери.
______________________________________________________________________

  1. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу.
______________________________________________________________________

  1. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.
______________________________________________________________________

  1. К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.
______________________________________________________________________

  1. Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете.
______________________________________________________________________
Оценка _________________

Практическое занятие № 4

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 16. Подлежащее

Цель урока: расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц.



Методические приемы: анализ письменных работ; объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор двух-трех сочинений-описаний.

II. Объяснение нового материала

1. Беседа. Слово учителя.

Тема нескольких уроков - «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое. (Ответы учеников, устное выполнение упр. 115.)

В 8 классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о подлежащем.

Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы учеников.)

А кто действует в следующих предложениях? (они написаны на доске):

Загородный лес пересечен множеством тропинок. Задача решена программистом с помощью компьютера. (В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее не должно зависеть от других членов предложения и отвечать на вопросы кто ? или что ?)

Еще один вопрос: чем может быть выражено подлежащее? (Ответы учеников.)

На самом деле, в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитан материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 11, с. 56).

3. Упр. 116 (устно): определение способов выражения подлежащего.

4. Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего» (см. табл. на с. 40). (Используем материал упр. 116. По желанию ученики придумывают свои примеры.)

III. Практические задания

Упр. 117, 118, 119 (однословные подлежащие и подлежащие, выраженные словосочетаниями) - устно, «по цепочке».

Найдите, объясните и исправьте лексические ошибки (или нарушения точности, однозначности) в предложениях. 1. Поэт стоял у источников новой поэзии. 2. Зверь злостно смотрел на охотника. 3. Надо оставить термин «функциональный стиль». 4. За околицей зеленела березовая дубрава. 5. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время войны. 6. Этот памятник архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 7. Подойдя к очереди, он спросил: «Кто крайний?» 8. Юрий Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Похожие вопросы

  • представьте дробь 2/11 в иде суммы двух других дробей с разными знаменателями, числители которых равны 1
  • Оцени слова императрицы Екатерины Великой: "Черни не должно давать образование: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь " Кого императрица счита...
  • Сколько энергии E нужно затратить, чтобы расплавить 13 кг льда при температуре 0ºС? Удельная теплота плавления льда равна 330 кДж/кг.
  • Имеет ли смысл выражения: arccos корень из 5 ? И arccos п/5 ? Помогите пожалуйста
  • в слове тамошных какой корень? и ЭТО ПРИЧАСТИЕ???????????????? и слово заснеженным является причастием??????????????
  • свеча находится на расстоянии 12.5 см от собирающей линзы. оптическая сила которой равна 10 дптр. на каком рассстоянии от линзы получится изображение

Содержание:

Памятники архитектуры являются бесценным достоянием мировой культуры. Являясь свидетелями давно минувших эпох, они представляют образцы произведений искусства. В этом и отличие их от памятников культурного наследия. К последним можно отнести, например, домик, в котором родился и жил Василий Шукшин, или, например, Расул Гамзатов. Эти дома - историческое и культурное достояние. Это неоспоримо. Но они никак не являются памятниками архитектуры.

В то же время памятниками архитектуры являются не только величественные здания, над возведением которых трудились мастера зодчества. Это могут быть улицы, площади и даже целые кварталы. К памятникам архитектуры относятся строения, в которых хотя бы частично сохранились фрагменты художественного оформления, уникальной планировки, характерной для той или иной эпохи.

Архитектурными памятниками являются целые ансамбли зданий, комплексы сооружений, воплотившие в себя достижения в области изобразительного искусства, зодчества того времени, когда они возводились. Это могут быть здания, передающие элементы культовой архитектуры, а также монументального, декоративно-прикладного творчества. Причём, данные сооружения могут быть гражданскими, религиозными, военными, промышленными. Они могут выполнять совершенно разные функции. Принадлежность к категории памятников делает уникальность и художественность, которые проявились во время строительства и дальнейшего их содержания.

Пальмира считалась самым богатым городом периода поздней античности. Он находится в Сирии между Евфратом и Дамаском. Основателем города считается царь Тукриша. В то время Пальмиру называли не иначе как невестой пустыни. Город поражал своей красотой, величием сооружений, считавшихся образцами древнеримской архитектуры.

Не очень большая часть городов может считаться памятниками архитектуры. Самым ярким примером этого является город Пальмира в Сирийской Арабской Республике. Возраст города приближается к 4 000 годам. На протяжении всех своих веков город пережил множество нашествий, сопровождавшихся разрушениями. В VII столетии Пальмиру захватили арабы. Они разрушили все храмы и превратили город в крепость.

В 1089 году эта мощная по тем временам крепость была уничтожена в результате сильнейшего землетрясения. Город, известный до этой печальной даты своим величием, превратилось в небольшую деревушку около храма бога Бэла. Началось новое возрождение Пальмиры. Хотя город постоянно подвергался ограблению, он возрождался вновь и вновь.

Лишь в XVIII Пальмира начала представлять интерес научного сообщества. А в XX веке была организована постоянная охрана территории города. Археологи, съехавшиеся сюда из многих стран, приступили к реставрации Пальмиры. В результате реставрационных работ, получивших широкий размах, были возрождены многие реликвии. ЮНЕСКО признало все здания и сооружения Пальмиры памятниками. Всемирного наследия.

После освобождения Пальмиры от террористов весной 2016 года специалисты засвидетельствовали полностью разрушенными лишь 20 процентов сооружений, которые считаются уникальными. Террористы разрушали преимущественно храмы. Остальные здания и сооружения, представляющие собой ценность, прежде всего, как памятники архитектуры, остались нетронутыми или разрушенными частично.

Следующий захват Пальмиры стал более драматичным. Боевики преступной группировки ИГ, считающейся в России вне закона, начали разрушение знаменитого античного амфитеатра, где в мае прошлого года давал концерт оркестр Мариинского театра, которым дирижировал Валерий Гергиев. Разрушают террористы и другие памятники архитектуры, казнят людей.

Богата памятниками архитектуры столица российского государства. Берущее своё начало в 1147 году, Москва всегда привлекала внимание зодчих, художников, людей искусства из разных стран мира. Они строили, украшали здания, делали уникальными целые комплексы.

Многие из них утрачены навсегда из-за многочисленных пожаров, захватнических войн, политических реформ, когда уникальные сооружения сносили, взамен их строили громоздкие здания, отличающиеся безвкусицей, неприглядным видом. Часть памятников архитектуры Москвы сохранилась лишь в летописях.

По счастливой случайности в столице России живы и продолжают поражать своей красотой, невероятным смешением стилевых направлений многие старинные сооружения. Большинство из них являются образцами российского зодчества. Один из уникальных памятников архитектуры - Храм Христа Спасителя.

Драматичная судьба у этого памятника. Его возведение было благодарностью русского народа Всевышнему за помощь в войне с Наполеоном. Сначала закладывалось здание по утверждённому Александром I победившему в большом конкурсе проекту известного в то время архитектора А.Л. Витберга. Это произошло в октябрьские дни 1817 года. Вскоре обнаруживается, что почва под будущим зданием слабая из-за протекающих под ней небольших речек.

Умирает Александр I. Николай I, пришедший ему на смену, останавливает строительство. Это происходит в 1826 году. Через 6 лет самодержец утверждает проект, предложенный архитектором К.А.Тоном. В первой половине апреля 1839 году происходит вторая торжественная церемония по закладке Храма. И только спустя 43 с половиной года был праздник его открытия. Строительство Храма Христа Спасителя шло под патронатом четырёх самодержцев: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Врата изготовлены по образцам, которые представил граф Ф.Толстой.

Если мерить историческими мерками, Храм прожил совсем недолгую жизнь. Сначала в 1918-ом его полностью лишили государственной поддержки согласно декрету, в котором говорилось об отделении государства от церкви и церкви от школы. Так произошло начало гонения на церковь, принявшее впоследствии гигантский размах. И наступила чёрная дата Храма Христа Спасителя - 5 декабря 1931 года.

Храм, олицетворяющий собой, прежде всего память славы российских воинов, был разрушен варварским способом. Но в сердцах простых людей эта память жила, как и не умирала мечта со временем возродить Храм. Движение по его возрождению возникло накануне 90-х годов. И отозвалось это движение в сердцах людей всей страны.

У истоков этого движения стояли композиторы В.П.Мокроусов и Г.В.Свиридов, писатели В.Г.Распутин, В.П.Крупин и В.А.Солоухин. Синод РПЦ благословил деятельность по восстановлению сооружения и с соответствующим посланием обратился к руководству страны. В просьбе было высказано предложение восстановить здание будущего собора на том месте, где и высился изначально. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол. Произошло это в Спасо-Преображенской церкви. В скором времени здесь начались Богослужения. Российская академия художеств в невероятно короткие сроки возродила оформление Храма. Своё мастерство показали многие мастера живописи скульпторы. Считается, что у этой работы нет аналогов.

Незадолго до наступления 2000 года Храм Христа Спасителя был освящён патриархом Алексием II, отслужившему по этому случаю молебен. Сегодня это самый высокий из православных церквей кафедральный собор. Он является выдающимся памятником архитектуры, воплотившим в себе веяние времён двух веков.

Чудом архитектуры называют Храм бога Солнца, который находится в штате Орисса (Индия), на берегу Бенгальского залива. Хотя залив со временем отступил, и берег от храма отстоит на 3 километра. Здесь всё находится под возвеличиванием Солнца. Даже место выбрано не случайно. Ведь Конарак в переводе на русский язык означает территорию солнечного света.

Археологам вместе с историками удалось установить, что начало возведения Храма датировано 1243 годом. Он строился по приказу Раджи Нарасимхадева, правившего в то время Ориссой. Всего 18 лет понадобилось строителям и архитекторам того времени, чтобы возвести столь чудесное сооружение. За это время были возведены стены, 60-метровая башня, нанесена резьба, украсившая залы изнутри.

Храм загадочен. Например, до сих пор не известно, зачем в этом религиозном учреждении большое место занимают рисунки, изображающие плотские утехи. Некоторые исследователи видят в этих рисунках религиозные мотивы. По рисункам учёные пытаются понять основу религиозного культа народа.

Хотя в летописях сказано, что при строительстве Храма особых трудностей не возникало, они, конечно же, были. Один только подвоз по морю стройматериалов из каменоломен чего стоил. Каждая деталь в оформлении залов была продумана и выполнена с особым изяществом.

Три вида камней было использовано для строительства святилища. Цвет камней должен был переливаться под лучами, светясь различными оттенками. „Чёрная пагода“ - так иногда называют этот памятник архитектуры. Он действительно со стороны похоже на пагоду. А если смотреть перед восходом солнца, стоя между первыми лучами и Храмом, оно и видится чёрным.

Расцвет Храма Сурьи в Конараке исследователи связывают с последними десятилетиями XIII столетия. Обряды в нём проводились на протяжении двух столетий. Затем по каким-то до сих пор не разгаданным причинам наступил упадок. Возможно, его частично опустошили и нанесли некоторые разрушения завоеватели, другие уповают на природные катаклизмы. Хотя памятник сохранился до сих пор. Он, по мнению историков, является одной большой загадкой. Храм Сурьи в Конараке в списке ЮНЕСКО. Это поистине величайший памятник архитектуры и истории.

Согласно мифам, купцы из Венеции в 828 году выкрали мощи апостола Марка из египетского города Александрия. Охранники-мусульмане не заподозрили, что купцы везут украденные останки апостола в таре со свиным мясом. Сначала мощи поместили в часовенке дворца Дожей. Это сооружение было построено на скорую руку и считалось временным. Впоследствии исключительно с целью сохранить мощи Святого Марка построили собор. Его возвели за три года - с 829 по 832. Вскоре он сгорел. В 976 году здание удалось восстановить. Но и позже, на протяжении столетий не прекращалось его обустройство.

Купцы с Востока ввозили в Венецию капители, колонны, фризы, другие произведения искусства специально, чтобы украсить базилику. Кладка из кирпичей постепенно исчезла под мраморной облицовкой. Сверху неё появились рисунки, выполненные мастерами живописи ещё задолго до появления самого собора.

„Золотой алтарь“, как именуют алтарь Пала д? Оро, над созданием которого трудились с X по XII век ювелиры из Византии, был украшен драгоценными камнями, общее количество которых доходило до двух тысяч. В 1797 году Наполеон похитил часть камней. Но большая часть драгоценностей и сейчас находится под надёжной защитой.

Всё это постепенно преображало собор. Но внешне уникальное сооружение оставалось таким, каким и было. Никаких надстроек или пристроек не совершалось. Длительное время здание было часовней дожей. Лишь в начале XIX века оно получило статус Кафедрального Собора города. Здесь открыли музей.

В настоящее время Собор Святого Марка признан образцом византийской архитектуры. Он находится рядом с Большим каналом. В сокровищнице находятся мощи, шедевры мирового искусства, редкие иконы, различные реликвии. С 1987 года базилика под охраной ЮНЕСКО.

На свете много памятников архитектуры. Среди них наиболее значимые Античный театр d ? Orange во Французской Республике, Большой театр в столице России, Афинский Акрополь в Греции и многие-многие другие. Перед человечеством стоит задача сохранить памятники архитектуры, позаботиться о том, чтобы, простоявшие века и тысячелетия, они продолжали свою жизнь и помогали разгадывать загадки прошлого, учили новые поколения видеть прекрасное, наслаждать им, чтобы в дальнейшей своей жизни приумножать его.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх