Как устанавливали могильные плиты в старину. Памятники архитектуры древней и средневековой руси

На сайте «Бородино-2012» прочла статью о древнем русском некрополе в Можайске. Был поражена при виде плит надгробий, напомнивших мне древнеримские надгробия, одно из которых есть, например, в Эрмитаже. Древние русские надгробия, как видим, слишком напоминают времена этрусков: те же огромные высокие плиты на ножках. Так и рисуется картина: древний потомок преклонил колено возле могилы славного своего предка. Раньше этруски ставили плиты не вертикально, как сейчас на кладбищах, а укладывали тяжелую плиту (вроде сундука в размер с могилой) плашмя.

Древнерусские надгробия, сохранившиеся в Можайске - уникальны! И меня потрясло, что я ничего об этом не знала; а те, кто знает, не могут спасти эти русские сокровища. А все потому, что нынешняя власть ведет себя, как ОККУПАНТЫ на Русской Земле.

Об этом хорошо сказал Владимир Солоухин:

« Только оккупанты, захватив страну, сразу начинают все переименовывать. …Все это были мертвые, умерщвленные храмы, ободранные, почерневшие, с задранным на крыше железом, со свалившимися крестами, обгаженные со всех сторон и внутри человеческими экскрементами. И все-таки красота в соединении с местностью поражала нас.

Нет, - кипятился Кирилл, - что бы ни говорили, но не могли культурные, образованные люди (с Казанским ли, с другим ли университетом) произвести такое опустошение и разорение по всей стране. Никакие они не культурные люди, а варвары, недоучки, недоумки, невежды, к тому же полные самой мелкой и мстительной злобы. Преступники, захватившие власть. Ну, скажи, разве не бандитизм - уничтожение красоты. Красоты земли, общего ее облика. Да ведь не ими же было и поставлено…».

Илл. 06. Древнерусское надгробие на территории Можайского Лужецкого монастыря. Из этих огромных древних плит был выложен фундамент для какой-то постройки! Мне это напомнило древнеегипетские пирамиды, которые разбирались каким-то фараоном из новой династии, чтобы построить заградительную стену.


Илл. 08. Неужели это русские руны? Боже мой, какая старина!


Илл. 01. Древние русские надгробия Можайского Лужецкого монастыря.

Привожу эту статью Можайского краеведа В.А.Куковенко. Господи, храни люди Твоя, и землю Твою!

_______ ________

Помогите спасти Можайский некрополь!

Posted on 03.04.2012 by admin

Публикуем письмо можайского краеведа В.И.Куковенко о спасении некрополя Можайского Лужецкого монастыря.

Министру культуры РФ

Авдееву Александру Алексеевичу

Директору Института археологии РАН

Макарову Николаю Андреевичу

Можайский Лужецкий монастырь, который был основа в 1408 году преподобным Ферапонтом, учеником Сергия Радонежского, стал местом погребения наиболее знатных и наиболее титулованных особ, вначале Можайского княжества, потом просто уезда. Почетно было упокоиться рядом с Можайским святителем, но территория монастыря была слишком мала, поэтому и хоронили здесь лишь избранных.

Некоторые сведения сохранились в «Московском некрополе»*. Именно оттуда я выписал около двух десятков имен Можайских дворян, похороненных на территории Лужецкого монастыря. В основном, это были представители рода Савеловых, фамильный склеп которых находился в нижней части монастырской колокольни, в так называемой «колокольной палатке».

*«Московский некрополь» — справочное издание (т. 1—3, СПб., 1907—08) о лицах, живших в XIV—XIX вв. и похороненных на московских кладбищах. Составлен библиографом и историком литературы В.И. Саитовым и архивистом Б.Л. Модзалевским. Для «Московского некрополя» была проведена в 1904—06 перепись около 30 тыс. надгробий в 25 московских монастырях, на 13 городских кладбищах, некоторых погостах в пригородах Москвы и в Троице-Сергиевой лавре. Приведены фамилии (в общем алфавите), имена, отчества, даты жизни и смерти, чины, звания, название кладбища, на котором данное лицо похоронено.

В 90-е годы прошлого века, благодаря усилиям нескольких настоятелей Лужецкого монастыря, уцелевшие надгробные плиты расставили по территории монастыря, придав кладбищу, пусть и не первоначальный, но все же подобающий вид.

После восстановления монастырского некрополя обозначилась и весьма важная для истории города проблема — это расшифровка эпитафий с целью составления списка похороненных здесь людей. Судя по внешнему виду и отделке представленных на фотографии надгробий, можно предположить, что все они изготовлены не ранее XVIII века. Но и сведения о дворянах этого столетия были бы полезны для развития местного краеведения.

Кратко скажу, что списки дворян Можайского уезда известны наиболее полно лишь с середины XIX века. Все предыдущие века в этом отношении являются белыми пятнами нашей истории. Поэтому надписи с надгробных плит могли бы значительно пополнить наши сведения о дворянских семьях, проживавших в уезде. Это был бы бесценный подарок не только местному краеведению, но и всей отечественной истории.

Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

3. Церковь Спаса Преображения (надвратная)

4. Колокольня

5. Церковь прп. Ферапонта (фундамент)

6. Святой источник

Другие постройки монастыря:

7. Келейный корпус (XVII-XIX вв.)

8. Монастырская постройка

9. Монастырская постройка

10. Настоятельский корпус (XIXв.)

11. Некрополь

12. Въездные (восточные) ворота (XVIII в.)

13. Стены и башни ограды (XVIII-XIX вв.)

14. Ворота хозяйственного двора (XVIII-XXIв.)

Через некоторое время после восстановления некрополя было сделано другое неожиданное открытие.

В 1997 году при расчистке фундаментов Ферапонтова храма (в старых документах он называется церковью Иоанна Лествичника) было обнаружено место «спуда», т.е. захоронения преподобного Ферапонта. 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного были открыты и перенесены в восстановленный храм надвратной церкви Преображения Господня. Затем их перенесли в собор Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранятся в раке.

Расчищенный фундамент разрушенной церкви сразу же привлек к себе самое пристальное внимание, поскольку он был сложен из одних могильных плит! Притом таких плит, древность которых даже не специалисту была очевидна. Некоторые из них были настолько архаичны, что надписи на них были не вырезаны, а процарапаны по камню.

Фундаменты сложены из нескольких рядов плит: примерно из 6-8.

Судя по орнаменту, эта плита относится к XVI веку.

Это массивная плита XVIII века. Кто под ней лежал?

Одна из самых интересных плит, лежащая в верхнем ряду. Неужели XV век?

А что может таиться еще ниже?

И хотя фундаменты церкви Ферапонта не глубоки (не более 1.2-1.5м), но, учитывая весь периметр, можно ожидать, что здесь лежит несколько сот плит. Притом, плит не только XVIII века, но и более древних. Возможно, что и начала века XV, т.е. первых десятилетий существования монастыря. Расшифровка такого количества надгробных надписей могла бы обогатить всю нашу историю и, возможно, позволит сделать сенсационные открытия.

Необычное стечение обстоятельств - вначале постройка этой церкви на фундаменте из надгробных плит, а потом разрушение этой церкви - предоставило отечественной исторической науке необыкновенный случай изучить уникальные артефакты в большом количестве.

Чтобы иметь представление о том, как важно изучение подобных находок, приведу небольшую справку о русских средневековых надгробиях.

Изучение белокаменных средневековых надгробий Московской Руси.

Изучение белокаменных надгробных плит Москвы и Северо — Восточной Руси XIII — XVII вв. имеет свою историю.

Вплоть до начала ХХ века их изучение сводилось к сбору и публикации надписей. Первой работой, в которой была сделана попытка рассмотреть средневековое надгробие Московской Руси как самостоятельный вид артефакта с присущими ему типологическими особенностями, стал свод надгробий Исторического музея, изданный в «Отчетах» музея за 1906 и 1911 гг.

В послереволюционный период изучение надгробных плит долго оставалось уделом археологов и специалистов по эпиграфике. Новым этапом исследований стали труды известных ученых в области эпиграфики Т.В. Николаевой и В.Б. Гиршберга, появившиеся в конце 1950 — 60-х гг.

Необходимость и осуществление направленного поиска надгробных памятников, прежде всего ранних, относящихся к XIII — XV вв., а частью — к началу XVI века, способствовало активному «накоплению» с конца 1960-х до начала 1990-х гг. значительного числа надгробий и постепенному осознанию значения их исследования для истории русской культуры позднего средневековья.

В последние два десятилетия интерес к надгробию резко увеличился благодаря чрезвычайно широкому распространению археологических раскопок и реставрации архитектурных памятников, прежде всего в Москве и Подмосковье. В настоящее время выявлены, изучены и каталогизированы целые комплексы надгробных плит XIII — XVII вв. с некрополей таких известных московских монастырей как Данилов монастырь, Богоявленский монастырь, Высоко — Петровский монастырь и других.

К сожалению, средневековые надгробия являются источником не массовым, несмотря на масштабы территории Московского государства. К сегодняшнему дню Институт археологии РАН располагает коллекцией чуть более в 1000 надгробных плит.

Основная часть надгробий принадлежит XVI — XVII вв. (не менее 90 %), для XV века достоверно известны пока около 10 — 15 экземпляров, а от XIII — XIV вв. — немногим более (примерно 25 экземпляров). В частности, ныне ведущий специалист в области изучения средневековых надгробий Беляев Л.А. указывает на то, что довольно значительная и почти не опубликованная коллекция надгробий XVI — XVII вв. хранится в провинциальных музеях. Данные «запасы», по оценке Беляева Л.А., насчитывают 200 — 300 экземпляров.

Что же касается начала бытования белокаменных надгробий на русских христианских некрополях, то, как отмечает Беляев Л.А., они в виде могильных плит появились на Руси, скорее всего в XIII веке. До сих пор нет сколько — нибудь достоверных свидетельств существования плит в домонгольский период.

В XIII — XV вв. белокаменные надгробия постепенно распространяются в Москве и землях вокруг нее, а так же на севере и северо-западе Руси (в Ростове, Твери, Старице, Белоозере и других районах). Позднее, в конце XV и особенно с середины XVI века, начинается вытеснение местных форм надгробиями с типично московской орнаментикой. Широко распространившись во второй половине XVI — XVII вв. по всей Московской Руси, в последней трети XVII столетия московские плиты испытывают активное воздействие барочных форм и орнаментики западноевропейского надгробия. С XVII в. и позднее надгробная плита будет оттеснена на периферию распространением архитектурно или скульптурно оформленных надгробий и сохранит лишь второстепенную, служебную роль, утратив элементы средневековой орнаментики.

Надо ли говорить о том, насколько уникальным оказался неожиданно открывшийся Можайский некрополь? Это просто кладезь исторических знаний о средневековом Можайске! Здесь покоятся века нашей истории, и каждый камень с этих могил бесценен для нас и в культурном, и в историческом плане.

Но сейчас Можайский некрополь оказался в опасности, поскольку известняковые плиты надгробий начали быстро разрушаться. До этого они несколько десятилетий пролежали в земле, где, пусть и плохо, но все же были защищены и от солнечных лучей, и от температурных перепадов слоем щебня и гумуса. Когда же фундаменты расчистили, а другие надгробные плиты расставили по территории кладбища, то они стали покрываться разрушающими их лишайниками, стали доступны и влаге, и морозам. К настоящему времени состояние этих хрупких известняковых плит весьма плачевно. Поэтому необходимы срочные меры по их консервации.

Если консервация невозможна по техническим и материальным соображениям, то необходимо провести исследование и описание этих плит, чтобы сохранить для будущих исследователей хотя бы эпитафии. Для этого необходимо разобрать плиты фундаментов, очистить их от лишайников, скопировать надписи и сфотографировать. Так мы сохраним для будущих поколений весомую часть своей истории. Нужен всего лишь специалист в данной области, которому бы охотно помогали можайские энтузиасты-краеведы.

Помимо Министерства культуры и Института археологии РАН я обращаюсь и ко всем неравнодушным людям, которым дорога наша история. Давайте объединим наши усилия и спасем для потомков бесценные надписи из Можайского некрополя.

Владимир Куковенко

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.

Общая характеристика эпохи

Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.

Тип храмов

Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.

Ранняя церковь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.

Особенности

Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.

Храмы 11 века

Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке - это Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.

Крестово-купольные Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.

Новгородская архитектура

Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.

Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле - это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.

Постройки в других городах

Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.

Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных - это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.

Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле - это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.

Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.

Значение

Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.

Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.

Реконструкция Софии Киевской

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева

Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве. К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции. Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.

Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо — реображенский собор в Чернигове

Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.

Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi

Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.

В XII в. в Новгороде была установлена ​​республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.

Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в. Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в. Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.

София Новгородская

Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.

Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.

После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество

Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)

Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.

Московский Кремль и его знаменитые соборы

Владимир. Золотые ворота

В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.

Дмитриевский собор во Владимире

Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг

Успенский собор московского Кремля

1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти

Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой ​​игрушки, но одновременно кажется величественным. Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.

Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций

Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг

Церковь Вознесения в Коломенском

В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары. Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны. К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,

Собор Василия Блаженного

Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план

XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.

Ярославль. Ансамбль в Коровниках

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План

Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)

Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.

Собор на территории ростовского Кремля

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы ) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет» относит к 989 году. Князь Владимир Святославич выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов.


Софи́йский собо́р
в Киеве построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века.

Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах Ярославом Мудрым. Представляет собой крестово-купольный храм. На протяжении столетий оставался духовным центром Новгородской республики. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Униаьная особенность - построена на рукотворном холме. Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резными рельефами. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арха́нгельский собо́р - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним — император Пётр II. Объект культурного наследия РФ.

Успенский собор во Владимире - белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. До возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Уникальный памятник русского зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота во Владимире - построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро- монголами, в 1238 году дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота в Киеве - памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXI в.

Дмитриевский собор во Владимире - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.

Благовещенский собор - храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. Объект культурного наследия РФ.

Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Объект культурного наследия РФ.

Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в 13 веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.

В росписи Троицкого собора монастыря участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

Архитектурный ансамбль лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


Андроников монастырь (Спасо-Андроников ) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В XIV—XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 года монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Объект культурного наследия РФ.


Содержание:

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие - это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них - золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное - это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах - четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер - образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный - выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх