Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века.

Каждый современный человек должен знать, что такое живопись. Шедевры мирового значения, которые представлены в нашей статье, не могут оставить никого равнодушным. Вы также можете выяснить, где найти полный список картин, которые известны во всем мире. Живопись играет важную роль в жизни каждого. Благодаря ей можно сформировать в себе многогранную личность.

Что такое живопись? Общая информация

Живопись - вид изобразительного искусства. Благодаря ему художник передает зрительные образы посредством нанесения красок на какую-либо поверхность. Возникновение живописи в России связывают с развитием реализма и знаковости. Специалисты выделяют пять основных разновидностей живописи:

  • станковая;
  • монументальная;
  • декоративная;
  • театрально-декоративная;
  • миниатюрная.

На протяжении длительного периода времени считалось, что история начинается с нидерландского художника по имени Ян ван Эйк, который создавал свои картины в XV веке. Многие специалисты называют его создателем масляного изобразительного искусства. Данная теория описана и в специальной литературе. Однако подтвердить это невозможно. Известно несколько художников, которые работали масляными красками задолго до ван Эйка.

Великие шедевры живописи позволяют выяснить, как жили люди множество лет назад. Леонардо да Винчи утверждал, что картины создают человек, природа и время. Живопись может быть исполнена на абсолютно любой основе. Она участвует в формировании искусственной и природной среды.

Живопись иллюзорна. Плотин утверждал, что не нужно копировать природу, необходимо учиться у нее. Развитие живописи давно вышло за пределы понимания основных своих задач "воспроизведения реальности". Именно поэтому многие художники отказываются от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя. Возникают новые направления в живописи.

Знаменитые шедевры живописи и данный вид изобразительного искусства в целом могут выполнять следующие функции:

  • познавательную;
  • религиозную;
  • эстетическую;
  • философскую;
  • идеологическую;
  • социально-воспитательную;
  • документальную.

Основное и наиболее содержательное значение в живописи имеет цвет. Считается, что он является носителем идеи.

Существует большое разнообразие :

  • портрет;
  • пейзаж;
  • марина;
  • историческая живопись;
  • батальная;
  • натюрморт;
  • жанровая живопись;
  • архитектурная;
  • религиозная;
  • анималистическая;
  • декоративная.

Огромную роль в саморазвитии играет живопись. Шедевры мирового значения, продемонстрированные ребенку, помогают сформировать в нем личность и научить оценивать тот и или иной объект искусства. Нередко живопись помогает облегчить состояние пациента, который имеет то или иное заболевание. Арт-терапия не только подразумевает ознакомление с видами изобразительного искусства, но и позволяет попробовать создать шедевр самостоятельно.

Леонардо да Винчи, "Мона Лиза"

Некоторые картины (шедевры мировой живописи) хранят в себе множество тайн и загадок. Разгадать их затруднительно до сих пор. "Мона Лиза" - картина, написанная Леонардо да Винчи. Она считается одним из наиболее известных произведений живописи во всем мире. Ее оригинал находится в Лувре (Париж). Там она считается главным экспонатом. Это неслучайно, ведь большинство туристов ежедневно посещают Лувр именно для того, чтобы взглянуть на картину Леонардо да Винчи.
На сегодняшний день "Мона Лиза" находится не в лучшем состоянии. Именно поэтому руководство музея несколько лет назад объявило, что произведение искусства не будут больше отдавать на какие-либо выставки. Увидеть портрет можно только в Лувре.
Популярной картина стала после того, как в 1911 году ее похитил работник музея. Поиск украденного шедевра продолжался на протяжении двух лет. Все это время о ней писали в журналах и газетах, располагали на обложках. Постепенно "Мона Лиза" становилось объектом копирования и поклонения.

Картины (шедевры мировой живописи) активно изучают специалисты. "Мона Лиза" была создана более 500 лет назад. Ученые утверждают, что она меняется, как настоящая женщина. Со временем портрет потускнел, пожелтел, а в некоторых местах присутствуют темные пятна. Деревянные опоры сморщились и покрылись трещинами. Известно, что картина хранит в себе 25 тайн.

9 лет назад посетители музея впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок картины. Уникальные снимки, разработанные Паскалем Котте, позволили увидеть, как выглядел шедевр до того, как начал тускнеть.

Фотографии, сделанные по уникальной технологии, позволяют выяснить, что Леонардо после создания шедевра изменил положение руки Джоконды, выражение ее лица и улыбку. Известно, что в районе глаза на портрете присутствует темное пятно. Ученые утверждают, что это повреждение возникло из-за того, что на лаковое покрытие попала вода. Его образование связывают с тем, что картина некоторое время висела в ванной комнате у Наполеона.

Художник работал над картиной более двух лет. Она входит в список "500 шедевров живописи мирового значения". Существует теория, согласно которой на портрете изображена вовсе не Мона Лиза. Свое название картина получила на основании слов Ученые нашего времени утверждают, что это могло быть ошибкой, и на шедевре изображена совершенно другая женщина. Наибольшее количество вопросов вызывает улыбка Джоконды. Известно множество версий ее толкования. Одни утверждают, что Джоконда изображена беременной и ее выражение лица связано с желанием почувствовать шевеление плода, а другие считают, что улыбка выдает скрытую гомосексуальность самого художника. Некоторые специалисты уверены, что "Мона Лиза" - это автопортрет Леонардо да Винчи.

"Коронация Наполеона", Жак Луи Давид

Многих привлекает живопись. Шедевры мирового значения нередко демонстрируют зрителю эпизод какого-либо важного исторического события. Картина, которую написал Жак Луи Давид, была создана по заказу императора Франции Наполеона I. "Коронация Наполеона" демонстрирует события 2 декабря 1804 года. Известно, что заказчик попросил художника, чтобы он изобразил коронацию лучше, чем есть на самом деле.

Давид создал шедевр под впечатлением от картины Рубенса. Он работал над ней несколько лет. На протяжении длительного периода времени картина оставалась в собственности художника. В музее она оказалась после отъезда Жака Луи Давида. Его работа произвела хорошее впечатление на многих. В 1808 году художник получил заказ от американского предпринимателя, который попросил создать идентичную копию.

На картине изображено около 150 персонажей. Известно, что каждый образ отличается невероятной точностью и реалистичностью. В левом углу полотна изображены все родственники императора. Сзади Наполеона восседает его мать. Однако на коронации она не присутствовала. Специалисты утверждают, что, скорее всего, это было сделано в связи с пожеланием самого Наполеона. Известно, что к ней он относился весьма трепетно.

В те времена картина пользовалась фантастическим успехом. После того как Наполеон был свергнут, полотно на протяжении длительного периода времени находилось в резервах и не выставлялось. В наше время картина так же, как и раньше, вызывает восторг у многих.

Валентин Серов, "Девочка с персиками"

Не менее популярны и шедевры русской живописи. "Девочка с персиками" - это картина, написанная Валентином Серовым в 1887 году. В наше время увидеть ее вживую можно в Государственной Третьяковской галерее. На картине изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Она сидит за столом, на котором лежат нож, персики и листья. На девочке розовая блузка с темно-синим бантом.

Картина Валентина Серова была написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцево. В 1871 году на территории усадьбы были высажены персиковые деревья. За ними ухаживал специально нанятый человек. Впервые художник приехал в усадьбу в 1875 году вместе со своей матерью.

В августе 1877 года 11-летняя Вера Мамонтова села за стол, взяв в руки персик. Валентин Серов предложил девочке позировать. Вера приняла предложение художника. Она позировала ежедневно почти два месяца. После того как картина была написана, художник подарил ее Елизавете Мамонтовой, матери девочки. Она на протяжении долгого времени висела в одной из комнат. В настоящее время там находится копия, а оригинал расположен в музее. В 1888 году автор картины был награжден премией Московского общества любителей художеств.

Шедевры русской живописи хранят в себе большое количество малоизвестных фактов. "Девочка с персиками" - не исключение. Известно, что изображенная на холсте Вера Мамонтова прожила всего лишь 32 года. Причиной ее смерти оказалась пневмония. Ее муж после смерти избранницы не женился. Он самостоятельно воспитывал троих детей.

Специальная литература

К сожалению, далеко не каждый может позволить себе посещение музеев мирового значения. Однако многие желают увидеть шедевры живописи. Фото некоторых из них вы можете найти в нашей статье. Стоит отметить, что сегодня существует огромное количество печатных изданий, в которых продемонстрированы лучшие картины со всего мира. Там можно найти как современные, так и старинные работы различных художников. Стоит отметить, что некоторые издания выпускаются в ограниченном количестве, и найти их непросто.

Журнал "50 художников. Шедевры русской живописи" - это еженедельное издание. Оно будет интересно читателям абсолютно любого возраста. В нем можно найти фотографии всемирно известных картин, историю их создания и интересные факты о них. К первому журналу, который был выпущен шесть лет назад, прилагался скоросшиватель для хранения изданий и репродукция одной из картин, которую можно расположить на рабочем столе или стене. В каждом выпуске описывается творчество одного из художников. Объем журнала - 32 страницы. Найти его можно на территории Российской Федерации или близлежащих стран. "50 русских художников. Шедевры русской живописи" - это журнал, который точно придется по душе ценителям изобразительного искусства. Полная коллекция выпусков позволит изучить основную информацию о наиболее популярных художниках. Стоимость журнала не превышает 100 рублей.

"Шедевры русской живописи" - книга, автором которой является Жукова Л. М. В ней содержится 180 страниц. Издание включает в себя 150 качественных изображений. Книга-альбом привлекает многих. Это неслучайно, ведь в ней продемонстрировано огромное количество репродукций. Благодаря им можно проследить, как формировалась русская живопись. Стоимость книги колеблется от 700 до 1000 рублей.

"Знаменитые музеи Италии. Шедевры живописи" - книга, которая была выпущена в этом году. В ней представлены лучшие картины из шести музеев Италии. В издании читатель может также ознакомиться с историей создания музеев. В книге содержится 304 страницы.

Желающим увидеть работы мирового значения точно придется по душе электронная галерея шедевров живописи. Сегодня существует множество ресурсов и приложений, в которых представлены наиболее известные полотна.

Виктор Васнецов, "Богатыри"

"Богатыри (Три богатыря)" - картина, которая была написана Виктором Васнецовым в 1898 году. Она входит в шедевры искусства. Живопись Васнецова известна многим. Произведение "Богатыри" считается символом отечественного искусства. Основой всего творчества Васнецова является народная фольклорная тематика.

На изображены три русских богатыря. Они символизируют силу и мощь русского народа. Над созданием данного произведения искусства художник работал около 30 лет. Первый набросок был сделан Васнецовым в 1871 году.

Один из героев, который изображен на картине - Илья Муромец. Он известен нам как персонаж русских былин. Однако мало кому известно о том, что данный герой действительно существовал. Многие истории о его подвигах реальны, а сам Илья Муромец - историческая личность.

Добрыня Никитич, который также изображен на картине, по народным преданиям был весьма образованным и мужественным. С его личностью связано множество невероятных историй. Нередко можно услышать рассказ о его заговоренном мече и броне.

Алеша Попович отличается от двух остальных героев возрастом. Он молод и строен. В его руках можно увидеть лук и стрелы. В картине присутствует множество мелких деталей, которые помогут тщательно изучить характер персонажей.

Михаил Врубель, "Демон сидящий"

Еще одна немалоизвестная картина - "Демон сидящий". Ее автором является Михаил Врубель. Она была создана в 1890 году. Увидеть ее оригинал можно в Третьяковской галерее. Считается, что картина олицетворяет сомнения, присущие человеку.

Специалисты считают, что художник был одержим образом демона, ведь известно, что он написал множество подобных произведений. Существует информация о том, что в этот период знакомые Врубеля замечали, что у художника развивалось психическое расстройство. Возникновение заболевания связывают с пережитым стрессом. Известно, что у Врубеля родился сын с так называемой заячьей губой. Родственники художника отмечали, что в связи с возникновением психического расстройства у него усилилась тяга к искусству. Однако находиться с ним рядом было почти невозможно. Весной 1902 года заболевание достигло критической точки. Художника поместили на лечение в психиатрическую больницу. Несмотря на сложную судьбу Врубеля, его картины не перестают привлекать новых поклонников его творчества и ценителей искусства всего мира. Его работы демонстрируют на различных выставках. "Демон сидящий" - это одна из наиболее популярных картин художника.

Кузьма Петров-Водкин, "Купание красного коня"

Каждый современный человек должен знать шедевры живописи. Фото, представленные в нашей статье, помогут вам ознакомиться с ними. "Купание красного коня" - это картина, написанная художником в 1912 году. Ее автор - Кузьма Петров-Водкин. Окрашивая коня в необычный цвет, художник использует традиции русской иконописи. Красный цвет является символом величия жизни и жертвенности. Неукротимый конь символизирует непостижимость русского духа. Яркий розовый цвет ассоциируется с образом райского сада.

10 ноября 1912 года в Москве проходила выставка. Над входной дверью расположили картину Петрова-Водкина, считая, что она станет своеобразным знаменем. Однако это мнение было ошибочным. Картину не оценили как некоторые посетители выставки, так и художники. Вокруг новаторской работы разгорелись споры. В 1914 году в Швеции прошла выставка, на которой было представлено 10 работ Петрова-Водкина, среди которых "Купание красного коня". Их оценили в десятки миллионов долларов.
Возраст картины составляет более 100 лет. Сегодня ее роль в развитии живописи очевидна. Однако и в наше время существует множество ценителей искусства, которым не пришлось по душе творчество Петрова-Водкина.

Сальвадор Дали, "Постоянство памяти"

Многих интересует живопись. Шедевры мирового искусства не перестают удивлять и сегодня. Все творчество Сальвадора Дали парадоксально и с трудом поддается логическому анализу. Картина "Постоянство памяти", написанная в 1931 году, привлекла внимание многих критиков. Главный образ работы чаще всего объясняют сложностью и нелинейностью характера того времени. Любимые символы Сальвадора Дали собраны в одной картине. Море символизирует бессмертие, яйцо - жизнь, а олива - мудрость. На картине изображено вечернее время суток. Вечер является символом меланхолии. Он определяет общее настроение работы. Известно, что трое часов на картине - это прошлое, настоящее и будущее. Считается, что расплывшийся объект с ресницами - это автопортрет спящего автора. Сальвадор Дали утверждал, что сон освобождает все подсознательные мысли, и человек становится беззащитным. Именно поэтому на картине его фигура представлена в виде расплывчатого объекта.

Удивительно, но образ произведения возник у художника после того, как он взглянул на плавленый сыр. Он создал картину за несколько часов.

Картина Сальвадора Дали отличается небольшим размером (24×33 см). Произведение стало символом сюрреализма. Картина была впервые выставлена в Париже в 1931 году. Там она была продана за 250 долларов.

Подводим итоги

Важную роль в нашей жизни играет живопись. Шедевры изобразительного искусства остаются актуальными и сегодня. Существует множество достойных картин, которые имеют мировое значение. В нашей статье собраны некоторые из них. Каждая представленная картина имеет индивидуальные детали и образы. Стоит отметить, что с некоторыми из них связаны малоизвестные факты и загадки, которые не до конца изучены и сегодня.

В жизни детей и подростков живопись играет особую роль. Изучая шедевры, они учатся анализировать, выражать свою точку зрения и формируют в себе самостоятельную и высокоинтеллектуальную личность. Живопись играет важную роль не только в жизни детей, но и взрослых. Не секрет, что современный человек должен быть всесторонне развитой личностью. Важно изучать все сферы жизнедеятельности, включая живопись, чтобы чувствовать себя достойно в образованном обществе, а возможно, и найти в искусстве свое призвание.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело

Отношение каждого человека к живописи и к искусству в целом разное. Одни восторгаются, другие не понимают. Одни посещают галереи и выставки, стоят на морозе, выстаивают длинные очереди и иногда выламывают двери , только бы добраться до «святого» и желаемого. Другие же с усмешкой и явным непониманием всей этой народной любви и прыти лишь пожимают плечами — «умом Россию не понять». Очевидно, что каждому свое. Также очевидно разделять — нежелание знать от абсолютного равнодушия и отсутствия интереса к искусству.

Не посещать выставки и галереи как-бы можно, но не знать фамилии таких выдающихся людей, как Шишкин или Васнецов, Серов или отличившийся на весь мир своим «Черным квадаратом» Малевич, сродни равнодушию, отторжению, неуважению и пренебрежению к стране в целом.

Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Их имена известны во всем мире, а под их кистью рождались шедевры, на века возвеличившие имена своих создателей.

Русский художник – это человек с великой душой, поэтому и русская живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличается своей изысканной суровостью и притягательной красотой.

Согласен, не все имеют возможность посетить музеи, галереи и увидеть своими глазами необыкновенную палитру красок, изящество линий на полотнах художников. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Шедевры русской живописи», где каждый из Вас сможет познакомиться с самыми известными картинами русских художников.

Для должного восприятия, мы разделили статью на несколько частей. Сегодня мы рассмотрим лучшие и самые известные шедевры русского художника Ивана Шишкина. И вот почему:

Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) русский художник, живописец — лучшие работы по мнению редакции сайт

«Утро в сосновом лесу» 1889

«Утро в сосновом лесу»- картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Дубовая роща» 1887

На картине «Дубовая роща» изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Это интересно: Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника. Картина находится в Киевском музее русского искусства.

«Дождь в дубовом лесу» 1891

В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! – спросила она. – Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! – взволнованно ответил художник. – Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу? Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Прогулки в лесу» 1869

Картина «Прогулка по лесу», написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В этом произведении художник изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается молодое семейство в полном составе. Муж и жена идут впереди, обсуждая что-то довольно личное, так как идут немного в стороне.

Чуть поодаль от них шагают дедушка и бабушка, которые зорко следят за детьми, а во главе всей процессии - пёс в пятнах, снующий туда-сюда и охраняющий своих хозяев. Тонкая передача лёгкого ветерка и игра с тенью и светом делают «Прогулку в лесу» необыкновенно реалистичной. Не верится, что художник написал этот шедевр по памяти, без использования натуры.

Конечно, как и во всех работах Ивана Шишкина, один из главных героев картины - это лес. Как же красиво вокруг! Высокие берёзы, большие камни, разбросанные тут и там. Солнца не видно, но его свет наполняет всю картину особым сиянием, мастерское исполнение художником переходов свет-тень ещё раз доказывает профессионализм Ивана Шишкина как художника-пейзажиста.

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» 1891

Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников. Тут в 1880-е годы не однажды снимал дачу Репин, а в 1891 году жил Шишкин, создавший здесь два шедевра -представленную работу и пейзаж Мордвиновские дубы. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось; в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Правда, их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.

«Вечер» 1871

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает…»

«В роще» 1865

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подробностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спокойному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника.» Василий Михеев, критик

«В парке» 1897

«Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…» Крамской И.Н.

«Первый снег» 1875

Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Картина находится в Киевском государственном музее русского искусства.

«Деревня» 1874

«На севере диком» 1891

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».

Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного. Картина также находится в Киевском музее русского искусства.

«На даче (Около дачи)» 1894

«Мельница в лесу. Преображенское» 1897

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.» Стасов В.В.

«Лесной пейзаж с цаплями» 1870

«Лесное кладбище» 1893

«Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем… и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.» Репин И.Е.

«Мордвиновские дубы» 1891

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать.»

Васнецов В.М. (из письма Шишкину в 1896 году).

«Лесная сторожка» 1892

«…он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.» Из письма Крамского Ф.Васильеву (5 июля 1872 г)

«Кама близ Елабуги» 1895

«Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло», – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества «певца русского леса». В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Картина находится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.

Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».

Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.

Это интересно: «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

«Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.» Из воспоминаний современников.

«…Мы не знаем другого художника, который обладал бы таким безупречным рисунком и который с такой правдой, с такой горячей любовью к своей родине и к своему делу заносил бы на свои холсты нашу русскую, близкую всем нам природу. Что же касается русского леса, то в изображении его Шишкин не имеет соперников.» Современник

«Надеюсь придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная взглянет с холстов русских художников.»
Шишкин И.И.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .























































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие социально-адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.

Задачи:

Предметные:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  • развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Метапредметные:

  • расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
  • воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

УМК: Русская художественная культура. 11 класс. (учебник)/Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.

Оборудование: презентация.

Подготовка: проекты учащихся (по 4 человека)–

  • “Литература первой пол. 19 века”,
  • “Путь от “русской европейскости” к вершинам отечественной классической живописи”,
  • “Архитектура - Русский ампир”,
  • “Скульптура первой пол.19 века”,
  • “Русская музыкальная классика первой пол.19 века”.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний

Целевая установка. Слайд 1

Мы совершим сегодня с вами удивительное путешествие в мир русской культуры первой половины 19 в. Это время называется “золотым веком” русской культуры.

В первой половине 19 века писали свои бессмертные произведения Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Возводились монументальные сооружения в Петербурге и Москве. Русская живопись обогатилась новыми полотнами Брюллова, Венецианова, Федотова. Музыкальное искусство развивалось в новых направлениях.

Какова тема нашего урока.

Обучающиеся: “Художественная культура России первой половины 19 века”

На какой основной вопрос мы должны сегодня ответить?

Проблемное задание

Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

XIX век... Его называют “золотым веком” русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

Итак, запишите тему нашего урока: Художественная культура России первой половины 19 века

А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

Цель урока : раскрыть загадки, особенности “золотого века” русской культуры.

  • буду знать ... особенности “золотого века” русской культуры
  • продемонстрирую ... результаты своей исследовательской и творческой работы исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.
  • смогу поразмышлять ...о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.

Работа с историческим источником

Прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.

“Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.

Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”

(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)

Вопрос: Зачем нам изучать историю – ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ. Обоснуйте свое мнение.

Римский философ Цицерон сказал: “История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

V. Вступительная беседа

(на фоне видеосюжет “Культура России начала 19 века”)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин.

“Легче, кажется познать Вселенную, чем Россию” - заметил наш современник В.Г.Распутин. И продолжил: “Быть русским, да, еще и русским думающим – тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче”.

В первую половину 19 века на поле русской мысли, “русской идеи” столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли - славянофильство и западничество.

Слайд – 5

Славянофильство - национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение; своеобразие исторического опыта России, развитое православное сознание народа

Западничество – модернизаторские революционно – освободительские идеалы. Расширение культурного кругозора России.

Славянофильство и западничество - оказали мощное непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли.

Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

“Плетение стилей” - характерны для А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.П. Брюллова, М.И.Глинки.

VI. Представление проектов.

Литература

Учитель. Литература первой половины XIX века

Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).

Расцвет русской романтической литературы

Алекса?ндр Серге?евич Пу?шкин - русский поэт, драматург и прозаик . Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. В его творчестве во всей полноте и глубине раскрылась сокровищница национального духовного опыта русского народа, богатство и красота родного языка

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Лирические, исторические, гражданские, философские, религиозные мотивы

Родоначальник критического реализма – 40-е г.г. 19 в. - Никола?й Васи?льевич Го?голь - русский прозаик, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Автор бессмертной комедии “Ревизор”, лиро-эпической поэмы “Мёртвые души”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”-правда жизни, народный быт.

Русская живопись.

Учитель. Вступление.

Русский поэт Николай Заболоцкий так писал о ней:

“Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно”.

- Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.

Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперинтам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В том числе, развивается бытовой, пейзажный жанры живописи.

Классицизм – (то же, что и в архитектуре), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители: художник Александр Иванов) .

Романтизм – направление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя(например, Василий Андреевич Жуковский, Брюллов Карл Павлович – представители романтизма).

Выступление учащихся. Проект.

1. Брюллов Карл Павлович, 2.Иванов Александр Андреевич

Учитель. Вступление.

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).

Выступление учащихся. Проект.

Федотов Павел Андреевич - родоначальник критического реализма

Учитель. Вступление.

Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв. В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей - представитель – живописец Венецианов. Родоначальник бытового жанра в живописи. Широкое обращение “отца русского жанра” к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества.

Выступление учащихся. Проект.

1.Венецианов Алексей Гаврилович

Учитель. Вступление.

Художники-портретисты. Испокон веков русские живописцы отличались уникальным умением “и видеть и слышать” окружающий мир, отвечать на духовно-нравственные вопросы и эстетические потребности своих современников. Новые пути, которые прокладывали мастера изобразительного искусства, во многом совпадали с исканиями писателей и композиторов. Романтическое возвышение независимой, умеющей свободно мыслить и глубоко чувствовать личности становится одной из важнейших тем живописи. Быть может, поэтому художники не спешили расстаться с жанром портрета.

Выступление учащихся. Проект.

1.Тропинин Василий Андреевич,

2. Орест Адамович Кипренский

Подведем итоги: (учащиеся - Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей)

“Архитектурные шедевры русских мастеров”.

Учитель. Вступление.

Русский ампир (от фр. empire - империя ) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.

Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц - Москвы и Петербурга. Создание крупных архитектурных ансамблей. Центром классической архитектуры стал – Петербург - северная столица Российской империи.

Весь город в плавных разворотах
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским-
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.

1.Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым .

Выступление учащихся. Проект

2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин .

Выступление учащихся. Проект

  • Тома де Томон
  • Карл Иванович Росси
  • Василий Петрович Стасов
  • Август Августович Монферран

Подведём итоги: (учащиеся - Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России. )

3. Учитель. Вступление. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове .

Выступление учащихся. Проект

Скульптура первой пол. 19 века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классическими установками Академии художеств.

Выступление учащихся

Мартос Иван Петрович, Борис Иванович Орловский, Петр Карлович Клодт

Музыкальное искусство. – Всякий, кто размышляет о Влиянии Пушкина на русскую художественную культуру, не минует сопоставления А.С.Пушкин – М.И.Глинка.

Выступление учащихся

ГЛИНКА Михаил Иванович, Даргомыжский Александр Сергеевич .

Характеристика стилей (самостоятельная работа учащихся)

Перечислите основные черты ампира __, критического реализма_____, сентиментализма _________________

Закрепление.

Задание 1.

Три самых важных имени архитекторов: ___, архитектурных сооружения:_____, имени живописцев: ______, названия картин: ______, имени литераторов: ____, литературных произведения: ____________________

Три самых важных чувства (качества) ___________________________

Анализ и оценивание творческих работ учащихся, формирование выводов по изученному материалу. Обсуждение проблемного задания

Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

(Учащиеся: В живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию . В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры)

- Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (выбрать)

1. Написать отзыв, рассказав о наиболее понравившемся вам произведении искусства: картине или архитектурном памятнике.

2. Ответить на вопросы.

Какие “главные вопросы” русской жизни стали темой искусства 1 пол 19 века.

Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?

Кто стоял у истоков русского классического изобразительного искусства?

Рефлексия.

Список литературы.

  1. Русская художественная культура. 11 класс. (учебник) / Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.

Особенный расцвет русского изобразительного искусства наблюдался в XIX веке и охарактеризовался развитием множества жанров и стилей. Именно отечественные художники этого столетия подарили миру настоящие шедевры, которыми сейчас и знаменита русская живопись. В то время как современные картины часто совершенно не привлекают внимание зрителя, произведения прошлых эпох неизменно поражают и впечатляют своей глубиной и мастерством. О лучших шедеврах русской живописи XIX столетия мы и расскажем далее.

«Девятый вал» (1850)

Один из главных шедевров, которыми славится русская живопись, написан известнейшим русским художником-маринистом Иваном Айвазовским. Работа находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Ее основой стало когда-то популярное среди моряков поверье, будто каждая девятая по счету волна оказывается сильнее и выше других и несет смертельную опасность.

Какую же картину мы видим на полотне: бушующее море озарено восходящим солнцем, обессиленные люди хватаются за обломки не пережившего шторм судна, а на них вот-вот обрушится тот самый грозный девятый вал. Величие разбушевавшегося моря и рассветное великолепие изображены художником с неповторимым мастерством. Но, глядя на эти яркие краски и переливающиеся волны, не кажется, что все закончится трагично, а вера в человеческую стойкость и мужество становится только сильнее.

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Одна из самых известных картин, которые охватывает русская живопись, и, пожалуй, самая растиражированная работа великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, которая во времена СССР даже попала на обертку конфет.

Художник избрал один из своих любимых мотивов: дремучий сосновый лес, добавив к нему непривычный для своих картин элемент в виде животных — семьи медведей. Лесная чаща, все еще частично охваченная туманом, залита первыми лучами солнца, а на сломанных недавней бурей деревьях резвятся трое потешных медвежат под неусыпным присмотром мамы-медведицы. И мы, зрители, будто бы тайком, чтобы не спугнуть, подглядываем за этой любопытной семейкой.

Интересный факт: на самом деле картина была создана в соавторстве с художником Константином Савицким: он и есть тот, кто нарисовал медвежат. Однако Шишкину пришлось удалить подпись Савицкого с картины по требованию коллекционера Павла Третьякова, который хотел приобрести это произведение. Оригинал сейчас и находится среди коллекции Третьяковской галереи.

«Бурлаки на Волге» (1873)

Еще одна прекрасная картина, которой славится русская живопись, написана Ильей Репиным. Темой картины стало жестокое угнетение простых людей и бедняков, порицание общества, которое делает из людей рабов. Полотно словно бы служит призывом к милосердию.

На полотне мы видим вереницу бурлаков — людей, которые тащат по реке против течения наполненное грузом речное судно. Они и являются главным акцентом произведения, а фон — реку, участки суши, корабль — мы почти не замечаем. Удивительно, как художник сумел по-разному изобразить каждого из людей на картине, живо и красочно, хоть с первого взгляда они и кажутся безликой массой.

Картина стала бронзовым призером венской художественной выставки 1873 года, а приобрел ее за три тысячи рублей великий князь Владимир Александрович. Посмотреть на нее можно в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Богатыри» (1898)

Известный художник Виктор Васнецов работал над этим произведением около тридцати лет. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу, именно эта работа стала апогеем творчества художника, которым может гордиться русская живопись.

В основу картины легла русская народная былина о трех богатырях (слева направо): Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алеше Поповиче — надежных защитниках и опоре земли русской. Они готовы выстоять против самого искусного врага, ведь каждый из богатырей изображен с разным оружием.

Так же и сама картина является символом мощи, силы и мудрости русского народа. А увидеть это произведение в настоящее время можно в Третьяковской галерее.

«Утро стрелецкой казни» (1881)

Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. В ее основу легла реальная казнь стрельцов вследствие провалившегося восстания 1698 года.

Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Один из них, рыжеволосый, гневно бросает взгляд на царя Петра I, который восседает на коне и наблюдает за процессией. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха.
Трагичность ситуации подчеркивается благодаря темным, мрачным тонам, в которых выполнена работа. Местность еще слабо освещена только просыпающимся солнцем, поэтому особенно хорошо выделяется на общем фоне белое одеяние стрельцов и красные, как кровь, элементы одежды людей из толпы.

«Девочка с персиками» (1887)

Именно эта картина прославила художника Валентина Серова; невозможно ее не вспомнить, думая о работах, которыми может похвалиться русская живопись XIX века. Для картины художнику позировала двенадцатилетняя Вера, дочь известного русского мецената Саввы Мамонтова. Увидеть эту картину можно в Третьяковской галерее.

Портрет сразу запоминается озорным взглядом героини портрета, которая, казалось бы, спокойно сидит за столом, но явно задумала что-то каверзное. Яркая блуза розового цвета сочетается с румянцем на девичьих щеках и выделяется на фоне строго классического интерьера комнаты. Белые стены и скатерть создают контраст с загорелой кожей девочки, а оттенки персика и листвы за окном добавляют портрету свежесть и легкость.

«Последний день Помпеи» (1833)

Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее.

Оно изображает сюжет из древней истории: охваченных ужасом жителей древнеримского города Помпеи, в момент перед погребением в раскаленном пепле вулкана Везувий. Кто-то разбегается в стороны, а кто-то в страхе не может сдвинуться с места, кто-то пытается спасти близких или же в спешке уносит ценные вещи.

Данная работа характеризуется сложнейшим пространственным и свето-теневым построением. Сочетание глубоких, ярких оттенков, игры света, античной архитектуры и эмоциональных лиц выглядит торжественно, величественно и несколько театрально, даже при всей трагичности ситуации; произведение насквозь пронизано патетикой. В период написания картины Брюллов жил в Риме, и когда она была закончена, то привела в невероятный восторг итальянскую публику.

«Явление Христа народу» (1857)

Русский живописец Александр Иванов положил в основу данной работы третью главу Евангелия от Матфея. Он стремился запечатлеть человечество в тот фундаментальный момент, который изменил его судьбу. Художник писал картину около двадцати лет и скоропостижно скончался после того, как она была завершена. Русская живопись, представленная в Третьяковской галерее, вмещает в себя и эту картину.

Кроме того, что Иисус появляется отдельно от толпы, посланный словно ниоткуда, Иванов дополнительно выделил его визуально среди других людей этого сюжета, облачив его в синие с красным одежды, самые темные и насыщенные в сравнении с остальными персонажами. Но при этом главный акцент произведения делается на простых людей, изображение их лиц, эмоций, когда они видят появление Христа.

Структура композиции произведения на первый взгляд проста, но на самом деле она рациональна: передний план построен так, что на какого бы человека мы ни посмотрели, взгляд обязательно переведет нас к фигуре Иисуса или Иоанна.

«Грачи прилетели» (1871)

Алексея Саврасова считают основоположником «лирического пейзажного стиля». «Грачи прилетели» — действительно символическая и самая знаменитая работа художника, которая является прекрасной элегией весне, ознаменованной возвращением грачей. Полотно было приобретено Павлом Третьяковым.

Несмотря на обыденный пейзаж и укрытую снегом землю, присмотревшись внимательнее, мы понимаем, что перед нами именно весна: вот сквозь тучи виднеется участок нежного голубого неба, а вот и снежок тает, образуя глубокие лужи. И, конечно, о приходе весны словно трубят грачи, слетающиеся на высокие изогнутые березки.

Этюды к этой картине были запечатлены художником в селе под названием Молвитино, сама работа была закончена уже в Москве — так русская живопись пополнилась новым веянием в пейзажном жанре. Картина сразу же снискала признание публики. Павел Третьяков незамедлительно приобрел произведение в свою коллекцию. Оно стало настолько популярным, что впоследствии Саврасов неоднократно писал повторения прославившей его картины.

«Над вечным покоем» (1894)

Художник Исаак Левитан писал эту картину, слушая траурный марш Бетховена — вероятно, это одна из причин того, что она получилась одной из самых мрачных в творчестве художника. Один из друзей Левитана охарактеризовал эту работу как «реквием самому себе».

Произведение так и дышит тяжестью: небо затянуто огромными серыми свинцовыми облаками, отчего и водоем будто застыл на месте, и только при внимательном рассмотрении его выдаст мелкая рябь. В небе нет ни одной птицы, словно ничто не может нарушить эту тревожную серость пространства. На переднем плане видим заброшенного вида церквушку, кладбище с накрененными крестами и забытыми могилами и деревья, гнущиеся под напором ветра.

Левитан был несказанно рад, что эта картина попадет в коллекцию к Третьякову, так как считал: именно она является самой удачной и в полной мере раскрывает его мироощущение и передает тяжелые переживания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх