Описание картины ваня и катя марии примаченко. «Удивительный мир Марии Примаченко» представляют на выставке в Киеве


из вики:
Мария Авксентьевна Приймаченко родилась в творческой семье 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства (её сын Фёдор -тоже народный художник - был её учеником и другом).
До сих пор спорят о том, как правильно пишется фамилия художницы. В своей статье режиссер Лесь Танюк писал: «Однажды я спросил её:
- Так вы, Мария Авксентиевна, Приймаченко или Примаченко?
- Приймаченко, - без сомнений ответила она. - Приймаченки мы, из «приймаков». Отца моего Авксентия Григорьевича дед с бабой в «приймаки» взяли, усыновили. А записали потом на русском. Все испортили.

Талант вышивать Марии Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился неожиданно. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод - восемь поросят, и семья несколько лет кормилась ее потомством. Мария впервые почувствовала себя полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка начала рисовать.

Мария Примаченко рисовала обеими руками - правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не было заметно. Не имея никакого специального образования, художница интуитивно создавала мифологические образы и наполняла их некой философией, недоступной многим. Даже подписи Марии Примаченко к картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор, ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до сонця достать - треба кобрів п’ять».
Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу: «чигирк» - это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю - ива склонилась, на иве - крокодил. А возле крокодила - мартышка, жена его. Он - в норку, а она - на иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь - у него свое, а у тебя свое».

Мария Примаченко изображала не только животных, которых когда-либо видела, но и таких, о которых только слышала. Именно это делало ее зверей неповторимыми. Говорят, когда художницу пригласили в Киевские центральные экспериментальные мастерские в 1936 году, одна из ее наставниц упрямо не пускала женщину в зоопарк - чтобы та во вред своему искусству не насмотрелась на настоящих львов и мартышек.
Искусствоведы, занимающиеся изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и безобразном, о добре и зле.
В картинах Примаченко нашли воплощение идущие из недр народной мифологии образы фантастических зверей и птиц. При изображении последних мастерица прибегала к своему излюбленному приему - "очеловечению": она рисовала зверей с большими глазами с ресницами.
По сложности композиции и одновременно гармоничности особое место в творчестве Марии Примаченко занимают сюжетные картины. В них сказка и быль, фантазия и реальность сплавлены в единый организм, в котором воплощена мысль о великом единстве природы. Люди в этих картинах эпически спокойны и полны достоинства.

Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда побеждает зло.
Помимо воплощения на бумаге богатых фантазий, мастерица черпала вдохновение из окружающей жизни. Например, в 1986 году в ее работах нашла отражение авария на Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез отказалась уехать из 30-километровой зоны. Художница умерла 17 августа 1997 года на 89-м году жизни.

Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от предложений переезда, ибо свято верила, что "Бог даст счастье выздоровления земли, вод и небес", а процесс создания картин с пожизненным девизом "На радость людям" спасет ее семью, даст всем здоровье, силу, крепость веры в неистребимость народного духа.


«Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб»
(Лежебока лег под яблоней, чтобы яблоко само упало в рот, а оно его в лоб)


«Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було».
(Миллиарл лет прошло, а таких обезьян не было)


"Леву треба було річку перейти і ноги не замочить"


"Це - баран з двома головами. Одна пасеться, а друга - на небо дивиться". 1990

Родилась Мария Аксентьевна Примаченко в полесском селе Болотне. От матери своей, вышивальщицы, переняла она умение создавать тот волшебный, характерный для украинских мастериц орнамент, в котором, говоря словами Гоголя, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц». Первые свои декоративные композиции она начала создавать, перенося на картон и бумагу мотивы традиционных настенных росписей, вышивок.

На работы талантливой сельской умелицы обратила внимание киевская художница Татьяна Флору, собиравшая в 1935 году образцы для выставки народного искусства. С этого же года Примаченко начинает работать в экспериментальных мастерских при Киевском государственном музее вместе с такими художниками, как Татьяна Пата, Параска Власенко, Наталья Вовк. Постепенно работы ее получают признание. На выставках в Киеве, Москве, Париже, Варшаве, Софии, Монреале демонстрируются ее рисунки «Черный зверь», «Синий лев», «Зверь в золотых сапогах», «Пес в картузе», «Русалки танцуют», «Золотые ягоды» и др.

Когда началась война, Мария Примаченко вернулась в родное село, разделив вместе со своими односельчанами трудности оккупации и радость Победы, давшей новые силы для творчества.

Особенно плодотворным для художницы был период конца 50-х-начала 60-х годов. В 1960 году во время Декады украинского искусства и литературы в Москве работы ее, экспонировавшиеся на выставке декоративно-прикладного искусства, приносят ей большой успех: она награждается орденом «Знак Почета».

В 1960-1965 годах художница работает над новым циклом-«Людям на радость», в который вошли работы «Подсолнечник», «Синий вазон с цветами», «Жар-птица», «Голубь на калине», «Павлин в цветах», «Лев» и др. За этот цикл Марии Примаченко было присуждено звание лауреата Государственной премии УССР Т. Г. Шевченко.

Уже в названиях работ видна фольклорно-поэтическая основа творчества Примаченко, однако ее рисунки-это не просто иллюстрации к народным сказкам и песням, а своеобразные вариации на их темы, переплетающиеся с размышлениями художницы об окружающей жизни. «Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю рисовать цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют...»

Хотя в работах Примаченко много общего с народным искусством-ритуальной фигурной выпечкой, вышивками, настенными росписями-ее образная система совершенно индивидуальна и неповторима. Она-самостоятельный художник, и в этом отличие ее от многих безымянных мастериц, творцов традиционного народного искусства. Причину этому можно усмотреть и в общем процессе индивидуализации народного искусства, который характерен для нашего времени, и в «нетрадиционности» материалов, которыми пользуется художница (ватман, гуашь, акварель, колонковые кисточки)- они придают мотивам старинной настенной росписи станко-вость и современный живописно-поэтический смысл.

Но главным, пожалуй, является сам характер дарования художницы, совершенно особый принцип декоративного обобщения реальных форм, позволяющий из сложности и многообразия конкретного облика вещей извлечь единообразное ядро их сущности. Именно поэтому кажущаяся простота изображения оборачивается богатством и глубиной содержания.

Лучшие дня

Так, букеты на рисунках Примаченко-это не просто натюрморты и не просто орнамент, а своеобразный обобщенный образ цветов, выражающий определенный строй чувств, будь то радость детства или восхищение щедростью земли. Ее «Лесной букет» рождает воспоминание о согретом солнцем лесе, «Цветы моей хаты»-напоминают ласковую улыбку гостеприимной хозяйки дома.

В конце 60-х годов Примаченко приходит к созданию уже не просто сказочных, а символико-аллегорических композиций-«Страшная война», «Свое молоко есть, а на чужое рот разевает». Эти образы горя, человеческих пороков живут в страшном мире, лишенном красок, дыхания жизни, в мире, где нет добра и красоты. Цветы здесь уже не сочны и ярки; это как бы тени, призраки цветов, лишенные дыхания жизни.

Важнейшее выразительное средство в работах Примаченко-цвет, который является не просто оболочкой, а носителем сущности предмета (поэтому зритель легко мирится с его условностью). Цвет не плоскостей, а пластичен, одушевлен; иногда это достигается за счет выразительности цветовых сочетаний. Например, в декоративном панно «Васильки» контраст зеленого и сине-голубого создает впечатление ночного мерцания, прохлады, которое усиливается вспышками красных, горячих, словно пламя свечи, «сердечек» цветов.

В своих сюжетных работах-«Кот в дороге», «Маруся кудель пряла», «Жнущая казачка и молодой казак» Примаченко находит интересный композиционный прием, отвечающий общему декоративному строю ее произведений. Рисунок делится на планы, следующие один за другим. При кажущейся плоскостности изображения взаимодействие этих планов создает пространственный эффект, благодаря которому многочисленные предметы непринужденно размещаются на плоскости картины, не загружая ее. Это умение найти верное композиционное решение присуще Примаченко от природы, так же как чувство ритма, пластики линий и цвета, гармонии целого.

Не так давно работы Примаченко предстали перед зрителем в новом своем качестве-в иллюстрациях детских книг, вышедших в киевском издательстве «Веселка» в начале 70-х годов. Иллюстрации детских книг раскрывают еще одну грань таланта народной художницы, покоряют своей радостной непосредственностью, близостью к миру детского воображения, органическим слиянием слова и изображения.

Побывала на выставке в "Арсенале". Решила, что лучшим подарком ко Дню Святого Валентина для моих френдов и просто "забредших" будут картины Марии Авксентьевны Примаченко.

Делюсь впечатлениями.
Народу - тьма! Припарковаться пришлось аж на углу напротив Лаврской башенки - все забито. Очередь за билетами немного меньше, конечно, чем пришлось выстоять в "Третьяковку" на Караваджо, но имеет место быть, и "хвост" торчит на улицу, я даже чуть не подралась с двумя нахальными глухонемыми, пытающимися меня, изящного цветочка, оттеснить от кассы. Моя знаковая речь, знаете ли, иногда бывает не менее выразительна, чем устная и письменная.

Внутри народа очень много, благо "Арсенал" вместительный, всем места хватает. Интересно, что в последнее время и у нас появилась интересная публика: знаете, такие чудаковатые потрепанные эстеты разных полов, ходящие обычно парами, в странных шапках, янтарях и шалях, вязанных крючком подружками Ахматовой, от которых слышится: "эманация", "квинтэссенция" и "космическая энергетика". Правда, нынче под шали и кашне принято поддеть свеженькую вышиваночку. Я этот инопланетный народец обожаю, очень люблю наблюдать за ними и мечтаю, чтобы их было побольше.


Ранние работы Мария рисовала акварелью. Они были бледнее и выполнены на белом фоне.

Картин очень много! Это самая "щедрая", пожалуй, выставка, которую мне удалось посетить в "Арсенале", а я ни одной практически не пропускаю.

Работы народной художницы выставлены в хронологическом порядке - от ранних, сделанных в 30-е годы, затем 50-е и далее.

В начале выставки жаждущие прекрасного после драк у кассы ходят с такими, знаете, плоскими пристыженными лицами. Уверенна: поначалу все, включая эстетов в твиде и шарфах-удавках, борются с подленькой тайной мыслишкой: "Тю! И я так смогу!". Потом от картине к картине какофония разноцветного безумия нарастает, и в ней все без исключения начинают первобытным каким-то чутьем ощущать уверенную и стройную гармонию. Это гимн самой природе, чистоте и детству, конечно.

Ведь именно это до самой глубокой старости хранила в себе и так щедро дарила зрителям полуграмотная народная художница, именно это вытаскивают из глубин заскорузлых сердец самого сонного и дрянного офисного планктона нахальные и немного безумные разноцветные ее звери (ни фига себе я завернула!). Самый холодный и озлобленный человек, попади он на выставку по случайности, если будет долго рассматривать картины Примаченко, обязательно поймает себя на том, что пытается вспомнить, какую первую сказку читала ему в детстве мама. А еще мне почему-то вспоминалось что-то индейско-мексиканское, такое же дикое и прекрасное.



"Крокодил морской"

Немного расскажу про Марию Авксентьевну (дай бог здоровья ее дедушке и бабушке, за то что они так удачно назвали ее папу!).
Фамилию ее пишут по-разному: "Приймаченко" и "Примаченко". Записана в метриках она была как "Примаченко", но сама считала, что правильнее "Приймаченко".
Родилась она в нынешней Киевской области, в Иванковском районе, в селе Болотня в 1908 году (на год позже моей бабушки и на 100 км севернее). В отличие от другой народной художницы Катерины Билокур, семья Марии всячески поощряла занятие дочери рисованием. Более того, все в семье имели определенный художественный дар: папа был резчиком по дереву (как и мой дед), мама отлично вышивала, а бабушка расписывала писанки. Сама художница вспоминала, что одним из первых ее живописных опытов была расписанная голубой глиной хата. Узоры так понравились односельчанам, что они просили маленькую Марию и им тоже так расписать дома.


Это почему-то "Розовая обезьяна"

В детстве Мария переболела полиомиелитом (как и мой дедушка, опять параллель), после чего осталась на всю жизнь хромой; одна нога была изуродована и была намного короче другой, пришлось перенести 3 операции, художнице всю жизнь тяжело было ходить (как и дедуле Сергею).
Девушка много рисовала, пыталась лепить из глины, прекрасно кроила одежду "на глаз" и отлично вышивала - всю жизнь мастерила одежду себе и членам семьи.

В 30-е годы ее работы попались на глаза известной в то время художнице Татьяне Флеру, та забрала несколько ее работ на выставку и настояла, чтобы девушка уехала в Киев учиться. Марию пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее на территории Лавры (теперь в этом музее хранится большинство ее работ, ок. 650). В Киеве художница прожила с 1935 по 1940 год, за это время ее работы побывали на выставках по всему Союзу, выставлялись в Москве и даже в Париже.


"Черный зверь"

В Киеве Мария начала встречаться со своим односельчанином Василием Маринчуком, который в то время служил в армии. Перед войной Мария вернулась домой в Болотню, Василий остался дослуживать в Киеве, но в родное село так и не вернулся: он ушел на фронт и пропал без вести. Война нанесла еще один ужасный удар - немцы расстреляли родного брата художницы (как хотели расстрелять моего деда - его спасла покалеченная нога, дочки показали ее, задрав штанину, и только тогда фашисты поверили, что он не партизан). Таким коротким было женское счастье Марии, но зато у нее осталась одна радость: от Василия она родила сына Федора. Он вырос хорошим парнем, тоже стал художником, привел в дом Марии добрую невестку. Рисовать любили и внуки Марии Петр и Иван.

Тяжело переживая потери войны, Мария несколько лет не брала в руки кисти. После долгого перерыва она опять стала рисовать в 50-е, расцвет ее творчества пришелся на 60-е. Теперь ее работы стали четче, сочнее. Акварель она сменила на густую гуашь, фон ее рисунков теперь был цветным и насыщенным. Теперь Мария уже не выезжала из родного села, зато к ней тянулась бесконечная вереница гостей: журналисты, художники, столичное начальство, просто любопытствующие. Ее навещал Николай Бажан, Татьяна Яблонская, певец Дмитрий Гнатюк, Сергей Параджанов.


С керамикой Мария работала недолго - сами гончарные изделия у нее нередко получались бракованными, не выдерживая термической обработки, а вот роспись ее трудно не узнать!

Говорят, характер у художницы был еще тот. Могла часами ворчать и поучать кого-нибудь (сама это называла "прочищать мозги"). Всем односельчанам она давала едкие клички. Если человек ей не нравился, она могла просто развернуться и уйти посреди беседы. Письма от неприятных ей людей разрывала и выбрасывала, не читая.


"Звери судятся"

Прожила Мария Акс... Авкс.. Авс.. художница долгую жизнь - 88 лет. Ее работы признаны во всем мире, она по заслугам считается одним из столпов "народного примитивизма". Говорить о достоинствах ее работ можно много, но лучше на них смотреть, на эти незамысловатые шедевры простой сельской женщины с открытой детской душой.


"Хорошо я пишу..."


"Синяя зверюшка"



Единственная из сохранившихся керамических скульптурок: "Крокодил"



"Цветы-глазки"


"Чайка на гнездышке"



"Птица-кукуруза" (Никите Сергеевичу Хрущову посвящается)



Это такая инсталляция-прекция во всю стену.


Ну вот, а кто до конца досмотрел, тот совсем полностью молодец!

Вот многие сейчас говорят, что День Святого Валентина - полная фигня, чуждый праздник, мол, цветочники его придумали, чтобы сбыть лежалый товар, бла-бла-бла! А я думаю, что прекрасный это праздник! Нет ничего лучше, чем еще раз признаться друг другу в любви. И живет с вами эта женщина не потому, что вы с ней делитесь кровно заработанными, и мужчина на вашем диване лежит не из-за своевременного борща и глаженой рубашки, а потому что вас соединила Любовь!

А если вам некому сказать слова любви, то их вам скажу я!

Я ВСЕХ ВАС ЛЮБЛЮ! Мои читатели, и не читатели, а только смотретели, мои обожатели и хулители, девочки и мальчики, юные, пожилые и самые средние, нудные и занятные, угрюмые и восторженные, ватники и укропы, христиане, мусульмане и атеисты, молчаливые и болтливые, хвастуны и скромники, белые, черные, желтые и пятнистые, трепетные и равнодушные, образованные и нуачотакова, даже тролли, даже начальство - я вас всех люблю!

Будьте счастливы и берегите друг друга!

Примитивизм - это искусство людей, не утративших в себе ребенка

ЮНЕСКО объявило 2009-й годом украинской художницы, всю жизнь творившей в селе Болотня под Киевом. В мировом искусстве имя Примаченко стоит рядом с Матиссом, Модильяни, Ван Гогом, Пиросмани... А ведь рисовала она, словно ребенок, чудо-зверей. Но делала это гениально...

Детство Марии было омрачено полиомиелитом. Это сделало ее не по-детски серьезной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Все предметы, окружавшие девочку, становились участниками живой захватывающей игры, иногда - грустной, но чаще - яркой и праздничной.

«Делаю солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы на всей земле...» - так говорила о себе самобытная художница.

Фантастических животных Мария Примаченко придумывала. Ее "Звериная серия" не имеет аналогов ни в украинском, ни в мировом искусстве.

Несмотря на трудную судьбу (художница с девяти лет ходила с костылем, а ее мужа забрала война), Мария Примаченко всю жизнь оставалась неутомимой мечтательницей и веселой выдумщицей. Ее любили односельчане, у нее были довольно много друзей. «Наверное, в родном ее селе Болотня разбросано не менее 300 картин, - говорит Наталия Заболотная, - она щедро дарила всем частицы своего мира».

В этом году Украина и весь мир искусства празднуют 100-летие Марии Примаченко. Виктор Ющенко подписал специальный указ, где перечислен ряд мероприятий вплоть до создания музея и переименования одной из улиц столицы в честь художницы. Чем же заслужила подобные почести скромная бабушка из села Болотня?

Вспомнить о великой художнице-примитивистке мы попросили ее коллег-художников, которые были лично знакомы с Примаченко.

«Держала свиней, кур, гусей... С того и жила»

Я познакомился с Марией Авксентьевной 15 лет назад, когда приехал на ее 85-летие, - рассказывает давний фанат ее творчества, академик живописи, известный киевский художник Василий Гурин.

Конечно, знал ее творчество, потому что картины Примаченко появлялись на закупках в Союзе художников. Это имя уже хорошо знали и наши классики, среди которых Татьяна Яблонская. Привозил работы в Киев ее сын Федор. Он пошел по стопам матери - тоже освоил народный примитив. Покупали эти работы тогда недорого, считали, что самодеятельное искусство не может стоить больше 300 рублей.

Когда мы приехали на ее юбилей, я поразился, что эта гениальная женщина живет в простой сельской хате под соломенной крышей. Во дворе - огромное хозяйство. Она держала свиней, кур, гусей. Был у них даже свой конь! С этого семья и жила.

Когда мы сблизились, Мария Авксентьевна созналась: «Надо мной все бабы в селе смеялись. Хожу, мол, черт знает как. А когда пошли колхозы, то стали нарекать, что сижу целыми днями в колхозе и рисую, вместо того чтобы трудодни отрабатывать». Так что до своей славы она жила тяжело. Но потом ею заинтересовались даже высокопоставленные особы: первый секретарь Компартии Украины Владимир Щербицкий, Николай Жулинский (экс-вице-премьер Украины. - Прим. ред.). Последний стал вхож в дом. По ее делам приходил и в Союз художников вместе с поэтом Лесем Танюком. Они-то и организовали вместе с Союзом ее юбилей. Это был праздник всего села!

Те бабы, которые когда-то говорили, что она тунеядка, пришли первыми. Надели нарядные вышиванки, праздничные платки. Под домом целый день играл оркестр. Всем тогда хотелось ее увидеть, а она спряталась в дальней комнатке. Когда я вошел, поразился, какой она казалась маленькой на большой кровати, а кругом на стенах висели ее работы. Подошел ближе и обомлел: точь-в-точь мама моя Варвара!

Примаченко была очень обаятельной, но контрастной - вот улыбка радости на лице и тут же грусть. Сразу захотелось ее нарисовать. А позже мы в Союзе художников сделали выставку работ всей династии Примаченко.

Именно благодаря Примаченко в Болотню провели телефон, сделали канализацию. А когда Марию хоронили (на местном кладбище), процессия растянулась на километр - от дома до самого погоста...

«Сама гнала горилку»

Я приезжал к ней неоднократно, - вспоминает директор Национального художественного музея Анатолий Мельник.

Пани Мария производила впечатление очень сердечного, гостеприимного человека. Любила посидеть за столом и налить друзьям по 50 граммов горилки, которую варила сама.

Я в то время занимался формированием коллекции Хмельницкого музея современного искусства. Так она нам передала 24 работы взамен на бумагу и гуашь. Она любила дарить свои работы музеям. Поразило меня, что на одной из картин написала: «Миллиард лет мир существует, а такой обезьяны еще не было»...

Действительно, Мария Примаченко умела создавать то, чего не смогла сотворить сама Природа.

Справка

Мария Примаченко родилась в селе Болотня Иванковского района Киевской области. По паспорту день ее рождения - 31 декабря 1908-го, сама же она говорила, что появилась на свет под старый Новый год, на Василия, в 1909-м.

В 30-е годы во время поиска самородков из народа молодую Примаченко заметила киевская художница Татьяна Флор. В 1936 году ее пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского декоративного искусства. Там она прошла первую стажировку, где научилась лепить и разрисовывать изделия из глины.

Мария родила единственного сына Федора, ставшего, как и мать, народным художником. А во время Великой Отечественной потеряла мужа. После войны Марию забыли на несколько десятилетий, только в 60-х годах ее открыли вновь - искусствовед и кинодраматург Григорий Местечкин и московский журналист Юрий Рост (уроженец Киева), статья которого о Марии Примаченко в «Комсомолке» сделала ее известной.

При жизни художница была удостоена звания заслуженного деятеля искусств, в 1966 году стала лауреатом Государственной премии имени Тараса Шевченко. Сегодня ее работы хранятся в частных коллекциях и музеях мира.

5 малоизвестных фактов из жизни Примаченко

  1. Ее мама Параска была признанной мастерицей вышивки и передала свой дар дочери, которая до последних дней носила сорочки, сшитые и украшенные своими руками. Отец Авксентий был столяром-виртуозом. Мастерил в селе дворовые ограждения в виде древнеславянских изображений.
  2. Мария родилась очень красивой девочкой, но со страшной болезнью - полиомиелитом. Инвалид с детства (почти не работала одна нога, из-за чего перенесла три операции, всю жизнь носила 7-килограммовый протез и ходила с палочкой), отличалась серьезностью и внимательностью.
  3. Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.
  4. В августе 2006 года украли 100 картин Примаченко из дома ее сына. Каждая из украденных картин, по самой скромной оценке, тогда стоила $5-6 тысяч. Федор попал в больницу с острым нервным срывом. Милиция сразу выяснила, что преступление совершено с участием местных жителей. Грабители вошли через соседний двор, хорошо ориентировались в доме. Как оказалось, заказал кражу отечественный коллекционер. Картины вскоре разыскали.
  5. Во «Всемирной энциклопедии наивного искусства» Мария Примаченко стоит в одном ряду с такими мастерами, как Матисс и Модильяни. Украинская художница названа ярчайшим представителем этого стиля.
Мария Примаченко

Украинская народная художница, представительница «народного примитива» («наивного искусства»). Родилась в 1909 году в селе Болотня Киевской области, где прожила всю жизнь. При этом ее работы выставлялись по всему миру: в Монреале, Париже, Праге, Варшаве, Софии. Умерла в 1997 году в родном селе, где и похоронена. Решением ЮНЕСКО 2009 год, когда художнице могло исполниться 100 лет, объявили годом Марии Примаченко.

Народная фантастика в украинском искусстве прочно связана с именем Марии Примаченко - крестьянки без художественного образования, прожившей всю жизнь в селе Болотня Киевской области, что не помешало ей пленить воображение самого Пикассо. Ее картины, полные ярких красок и узнаваемых образов, стали одним из знаковых явлений модерной украинской культуры, признанным далеко за пределами страны.

Мария Авксентьевна Примаченко родилась в 1909 году. Она пережила две мировые войны и распад двух империй — сначала Российской, потом советской. Но самой большой трагедией стала Чернобыльская катастрофа 1986 года, ведь родное село художницы граничит с 30-километровой зоной отчуждения.

С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь. «Начиналось все так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над речкой, на цветущем лугу я пасла гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол юбки и разрисовала нашу хату». Соседи разглядывали дивные рисунки и хвалили, потом стали просить расписать и соседние дома.

С детства Марию окружали красивые вещи - ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь.

Открытие таланта Марии Примаченко произошло в самые сложные для украинской культуры годы, когда в подвалах НКВД расстреливали культурное возрождение 1920-х. В 1936 году работы Примаченко увидела мастерица-ткачиха и вышивальщица из Киева Татьяна Флору. По ее рекомендации Примаченко пригласили в экспериментальные мастерские при музее украинского искусства. В ее творчество приходят новые разнообразные практики — от вышивки до керамики. В том же году она получает диплом первой степени на выставке народного искусства. С тех пор ее работы показывают за границей — в Варшаве, Праге, Монреале и Париже.

Своим главным вдохновением Мария Примаченко называла природу родного Полесья, а именитые искусствоведы и критики видят в ее картинах образы дохристианских божеств и мироощущение первобытного человека времен палеолита. Растения с цветками, древо жизни, невиданные птицы, иллюстрации к народным сказкам, бытовые сценки и знаменитые фантастические животные, изображенные яркими цветами без перспективы и объема — примитивно простые, но завораживающие даже самый изощренный глаз, — секрет народной художницы не поддается законам традиционного искусства.

Персонажи Примаченко, да и вообще все элементы в ее картинах разделены на добрых и злых. Бинарный мир, каким он предстает в мифологическом сознании, выражен здесь в элементарных визуальных элементах. Даже фантастический бестиарий представляет «армии» добра и зла. Что примечательно, добрые звери всегда похожи на реальных животных, даже если этих животных Примаченко никогда не видела воочию (например, обезьян). В то время как злые твари являются плодом ее воображения и им свойственны черты «невидимых темных сил» — чудовищ, драконов. Звери Примаченко антропоморфны и при внимательном рассмотрении похожи на людей. Так, у многих из них длинные закрученные ресницы или дугообразные брови. Конечно же, добро всегда побеждает, и зло низвергнуто. Над миром расцветает яркое солнце — райский цветок со множеством лепестков, которые, как лучи, согревают мир.

В этих ярких картинах встречаются все миры: фантастический и трагически-реальный. Народные сказки и трибьют умершим в войне или чернобыльской трагедии предстают в формах яркого и красочного измерения Марии Примаченко. Фантастический мир, бытовые сценки, космические фантазии, социальная сатира сосуществуют здесь в гармонии обращенных к нам образов.

Персонажи Примаченко разделены на добрых и злых. Добрые звери всегда похожи на реальных животных, в то время как злые твари являются плодом ее воображения.

У нее не было никаких профессиональных секретов: ватман и гуашь, иногда акварель и подготовительный рисунок карандашом. При этом Мария Примаченко объединила в своем творчестве живопись и графику. Это и живописная графика, и графическая живопись одновременно. Техника ее далека от профессионализма, и эстетическое влияние ее работ часто зависит от неуловимых нюансов, которые не поддаются ни научному анализу, ни словесному выражению. К примеру, часто в ее работах цвет становится полноправным создателем композиции, он и «озвучивает» настроение или же создает ритм картины. Она никогда не оставляет фон белым, за исключением нескольких работ. Примечательно, что Примаченко не просто следует канону народного творчества — она является новатором в образном мышлении и предлагает уникальные стилистические приемы. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.

Творческий подход Примаченко применяла и в названиях своих картин. Даже больше: в этих названиях проявился ее поэтический талант. Иногда это моральная максима, иногда лирическая зарисовка, вариант народной басни или прибаутка: «Куріпочки пляшуть і хліб пашуть», «Собачка Ада не боїться гада», «Ворон дві баби мав - обох обнімав», «Веснянки-роговички - веселії птички». Переводить эти сентенции часто невозможно, но ради них стоит выучить украинский: «Хитра лисиця ведмедику каже: „Їж кукурудзу - поправишся“ - а собі курочку несе та медок п’є; в ній сила є». «Сорока каже: „Чі-чі-чі! Ой де ж нам спати?“ - „На печі“. - „Що ж нам пити?“ - „Горілочку, бо приїхали по дівочку“». «Журяться рябушки: „А вже скоро зима, а в нас хати нема“. Обізвався зайчик: „А я зими не боюся, у снігу сховаюся“. З Новим роком, з новою весною, з новим щастям, усі люди на Землі».

Она является новатором в образном мышлении. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.

Сказочность творчества Примаченко «просится» в детские книги. В 1980-х вместе с поэтом Михайлом Стэльмахом она создает иллюстрации для нескольких детских книжек: «Журавель», «Заєць спати захотів», «Чорногуз приймає душ». В наше время они не переиздавались, и вы не сможете порадовать своих детей причудливыми рисунками бабушки-фантастки.

2009-й, когда художнице исполнилось бы 100 лет, ЮНЕСКО объявил ее годом. В качестве редкого исключения Украина достойно отпраздновала юбилей, и мир увидел выставки, каталоги, торжественные мероприятия, а также обязательные марки и монеты. В Киеве, Броварах и Краматорске теперь есть улицы и бульвары ее имени. В честь Марии Примаченко названа планета, о художнице снято несколько документальных фильмов, написаны сотни статей и даже рассказ для детей. А в 2007 году ее имя звучало в суде: финская компания «Маримекко» выпустила серию вещей для дома с рисунком, слишком похожим на картину 1961 года «Щур у дорозі». Компания признала факт плагиата, но к тому времени рисунок уже был нанесен на самолеты авиакомпании и летал по всему миру. Сам скандал стал причиной новой волны интереса к творчеству Примаченко во всем мире.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх