Динамическая композиция. Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление

Что же такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

СТАТИКА



Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:



Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:



Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:



Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:



Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:






Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.



ДИНАМИКА



Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:



Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:



Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить



Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:






Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:



Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

Статика и динамика - это средства гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы.

Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы - стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного или формального.

Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.

Динамическое равновесие возникает при асимметричном распо­ложении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Симметрия и асимметрия в композиции

Симметрия и асимметрия - это расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону - как дисимметричная. При значительном таком отклонении она становится асимметричной.

Существуют три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.

Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости, графической или пластической. Пример - квадрат с перекрестием по середине.

Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично-осевая форма - цилиндр.

Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее пример - форма, подобная форме раковины.

Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а ее части - симметричны, и наоборот.



Метр и ритм в композиции

Метр - простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует: 1. сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения; 2. выделение в метрическом ряду групп элементов; установление разрядок между группами; 3. «оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов; 4. изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

Ритм - более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер - резко или плавно изменяющийся.

Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм. Это - квадраты, треугольники, ромбы и т. п. Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм - парабол, овалов, спиралей и т. п.

Окружность в ряд вторых не включается: она образуется на основе формирования метрического, то есть равномерно изменяющегося множества.

Наиболее характерный прием построения ритма - изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое - «напряженной». За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разрушение композиционно-ритмического строя.

Другой распространенный прием - изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые - за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение - к ее облегчению.

Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких рядов, т. е. быть простым или сложным, многорядным. Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием разных метрических, метрических и ритмических или одних ритмических рядов. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной:

1. параллельной направленностью - когда свойства элементов в рядах одинаково изменяются, например возрастает яркость, увеличивается величина и т. д.,

2. встречной - когда свойства изменяются неодинаково, например яркость возрастает, а величина уменьшается.

От такой направленности во многом зависит характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, либо более успокоенным, построенным на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов. При случайном, «броуновском» расположении элементов композиция разрушается.

Инструкционная карта

Статика и динамика в композиции

Вначале небольшое вступление. Что же такое композиция?

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое
целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтобы лучше передать в фотографии идею, используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точку и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительные и другие контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести : передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Более подробно мы рассмотрим передачу движения (динамики)
и покоя (статики).

СТАТИКА

Вначале рассмотрим, что характерно для статической композиции,
и посмотрим на примере, как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.

Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.

Для статичной композиции выбираются предметы, близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строится на нюансах, сближенных в цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.

Итак, для начала отбираем предметы, которые будем использовать,
и рисуем схему своего будущего натюрморта.

В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта выбираем три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально
и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональностью предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный и полутон. А заодно
и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки и поиграв немного с цветами, останавливаемся на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, выстраиваем свой натюрморт. Фотографируем, и вот что у нас получается:

Но наше видение не совсем подходит под нужные нам свойства.
Необходимо добиться большей обобщенности предметов, чтобы они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенными. Эти задачи можно решить с помощью света.

Используем комбинированное освещение - сочетание направленного
и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом удается добиться желаемого результата. Немного обработки в Фотошопе, и вот результат:

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика - это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение
в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!

Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

Для наглядности возьмем те же самые предметы, только чашку заменим на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, выстраиваем композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры. Смотрим, что у нас получилось, и что нужно изменить

Так, расположение вроде бы удачное, но вот из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково. Можно использовать цветной фонарик, чтобы подчеркнуть форму и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментируем с синим светом, выбираем наиболее удачный кадр, немного дорабатываем его в Фотошопе,
и вот результат:

Теперь все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга - динамичны, можно сказать - контрастны: блюдце стоит, а чашка лежит. Цвета более чем контрастны. То же касается и тона.

Отдельно о фоне. Фон играет немаловажную роль. И в статике,
и в динамике, и в любой композиции.

Фон в статике следует подбирать более нейтральный, в той же цветовой гамме, что и предметы. Если это драпировка из ткани, то складки лучше располагать либо по вертикали, либо по горизонтали. В статичной композиции фон играет роль объединяющего элемента.

Фон в динамике, наоборот, зачастую следует выбирать более контрастным по отношению к предметам. Но если предметы сами по себе довольно яркие
и насыщенные по цветам, то фон можно выбрать и просто темный, чтобы подчеркнуть яркость предметов, и тем самым создать дополнительный контраст.
Складки в драпировках в динамичной композиции лучше располагать по диагонали, или по движению предметов. Это усилит ощущение динамики.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Движение можно замедлить или ускорить:



Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.


Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Ритм в композиции

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.




Мастер класс по монотипии с фото для детей от 7 лет

Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративной композиции в нетрадиционной технике рисования монотипия.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с основами изобразительной грамоты: изобразительные средства(точка, линия, пятно), правила построения композиции(композиционный центр, цветовое равновесие);
-познакомить с понятием статики и динамики в композиции;
-совершенствовать навыки работы в технике монотипия, гуашь;
-упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы вновь возвращаемся к изучению основ композиции, что же это такое? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей и предметов в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, замыслом. Это продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.


В предыдущей работе мы выяснили, что композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Что нужно располагать рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого этого мы изучали расположение сторон листа. Учились располагать изображение посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Познакомились с новой наукой-основы изобразительной грамоты, с правилом равновесия в композиции.
Равновесие в композиции.


Правил построения композиции существует очень много, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями-статика и динамика. Сложные на первый взгляд названия означают состояние покоя(статика) и движения(динамика) в живописи.
В статичной композиции нет никого действия. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции спокойны, молчаливы. Помимо статичности(состояние покоя) самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.

Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и так далее. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. К динамичным относятся: треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар, пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и так далее. Следовательно композиция, которая стремится к изменению своих элементов, является динамичной, то есть находится в движении.


Итак, динамика(от греч. dynamis-«сила»)-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.



Сегодня мы рассмотрим динамику и статику в композиции на примере цветового пятна. Создание любой композиции-это обязательно работа с формой. Конечная же ее цель-достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, созданию которого помогают различные выразительные средства-точка, линия и пятно.
Точка-несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать, например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше, создаст целостный сюжет. Но все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.


Точка включается в ряд других изобразительных средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику. Так, линии можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы". Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть рисунка, заполняет рисунок содержанием, придаёт эмоциональный фон(грусть, радость), различные состояния природы и многое другое.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-глянцевая бумага меньшего размера(подойдёт любая поверхность не впитывающая быстро влагу-пакет, термаклеёнка, ватман)
-кисти
-баночка и тряпочка
-ножницы(они нужны чтобы нарезать бумагу для создания отпечатков)

Ход мастер-класса:

Наша сегодняшняя работа основана на создании различных отпечатков цветовых пятен, иначе говоря-это нетрадиционная техника рисования монотипия. Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»-один, «typos» -отпечаток. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке, создать динамичную или статичную композицию.
Начинаем работу с нанесения цветовых пятен любого цвета на отрезок глянцевой бумаги. Краску необходимо наносить на бумагу густо, так чтоб получились хорошие отпечатки.


Теперь создадим отпечаток, приведём цветовое пятно в движение. Нужно перевернуть листик с краской и приложить и чистому листу, затем создать траекторию движения. Одной рукой держим большой лист, а другой скользим отрезком с краской по большому листу.


Краска на листочке куда её наносили первоначально сдвинулась, превратившись с единое плавно текущее пятно. Остановимся пока на этом изображение и пофантазируем. Пятно очень похоже на красивую тропическую рыбку, нам остаётся наполнить всю площадь бумаги содержанием.


Добавляем фон, и вот рыбка остановилась и с любопытством смотрит на подводный голубой риф, она находится в состояние покоя.
Затем добавим в рисунок пузырьки воздуха и у нас создаётся впечатление плавного подводного течения, композиция стала динамичной.


Теперь рассмотрим отпечаток который у нас получился на большом листе. Повернём лист в разные стороны и посмотрим на что похоже цветовое пятно.


Рассмотрим вертикальный вариант-похоже на оленёнка, выделим линиями контуры ушей, головы, туловища.


Композицию можно дополнить пейзажем на заднем плане.


Второй вариант проработки отпечатка-диковинная птица страус, она смотрит в небо, там в высоте летают птицы под самыми облаками.


Ещё раз перевернём отпечаток, он очень напоминает птицу лебедь, или кого то из отряда гусиных и уткообразных. Принимаемся за работу над фоном, будем использовать голубую гуашь. Сначала нарисуем водную гладь. Первым делом обводится силуэт фигуры птицы, а затем в горизонтальном направлении закрашивается фон.


По мокрому фону рисуем волнообразные линии синего и белого цвета в хаотичном порядке и горизонтальном направлении-волны.


Создаётся впечатления ряби на воде, значит дует ветерок.


Теперь небо, оно должно быть светлее цвета воды. Используем белую и голубую гуашь, сначала обводим контур птицы.


Затем наносим на бумагу плавные горизонтальные мазки, и вводим в фон коричневый цвет. Создаём плавные переходы от цвета в цвет.


Красной гуашью рисуем клюв, добавляем немного белых оттенков.


Затем вход вступают белые линии, декорируем(украшаем) птицу.


Представим что ветер задул сильнее, волны становятся больше и на них появляется пена-рисуем её белой гуашью.


С помощью примакивания кисти к листу рисуем белым цветом облака. Обратите внимание, что и волны и облака плывут в одном направлении.
Затем коричневым с небольшим добавлением зелёного рисуем полосу земли на линии горизонта(где вода встречается с небом). И так как у нас дует ветер, то и стволы деревьев слегка изогнём, рисуем их тоненькой кистью.


Желтым рисуем кроны деревьев-примакивание кистью.


Рисуем один глаз птицы, так как её голова повёрнута к нам боком. Затем добавим красные листья в кроны деревьев, и работа закончена.



Вот что получилось у моих деток-тропические птицы.


Стая морских черепах.


Морская рыба выпрыгивающая из воды.


Гордые птицы из отряда орлиные.


Кощей и кикимора.


Морской хищник.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх