Мировая художественная культура. Мировая Художественная Культура - что это такое? Что такое культура? Виды искусства

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Обязательный минимум знаний

по зарубежной художественной культуре

РАЗДЕЛ I

Художественная культура древности

1. Художественная культура Древнего Египта. Религиозные представления и культ мертвых у древних египтян как основа их архитектуры и искусства. Периодизация древнеегипетской художественной культуры – Додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, Позднее время. Погребальные сооружения – пирамиды и храмы. Пирамидный комплекс в Гизе. Храмы в Карнаке и Луксоре, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

2. Художественная культура Междуречья. Шумер и Аккад. Важнейшее достижение храмовой архитектуры Междуречья – зиккурат. Зиккурат бога Луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.). Рельеф, мелкая пластика, мозаика. Скульптура III тысячелетия. Штандарт из Ура (2600 г. до н. э.). Искусство старовавилонского периода (2000–1600 гг. до н. э.). Стела с законами Хаммурапи. Архитектурные памятники Вавилона в нововавилонский период (I тысячелетие до н. э.). Врата богини Иштар, роль изразцового кирпича в декоре архитектурных сооруже­ний. Искусство Ассирии. Художественные особенности ассирийско­го рельефа.

3. Эгейское искусство. Кносский дворец и его фрески. Львиные ворота в Микенах. Вазопись стиля Камарес.

4. Художественная культура античной Греции. Периодизация греческого искусства – архаика, классика, эллинизм.

Архитектура

Основные типы греческих ордеров и храмов.

Архитектура классического периода – афинский Акрополь.

Скульптура

Архаика – типы куросов и кор. Классика. Скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель.

Скульптура эллинизма – алтарь Зевса в Пергаме, «Лаокоон» Агесандра, Атенодора, Полидора.

5. Художественная культура античного Рима. Периодизация римского ис­кусства – республиканский период, имперский Рим.

Основные типы архитектурных сооружений – амфитеатры, стадио­ны, храмы, триумфальные арки, триумфальные колонны и их скульп-турный декор.

Воплощение имперского стиля в памятниках эпохи Августа. Монумен-тальная и станковая скульптура Древнего Рима и ее связь с религиоз­ными культами. Римский скульптурный портрет и его типология.

РАЗДЕЛ II.

Художественная культура Средневековья и Возрождения.

1. Художественная культура Западной Европы в Средние века. Христианство – духовная основа культуры европейского Средневековья. Структура раннехристианской базилики и система декорации. Понятие иконографии и ее роль в религиозном искусстве. Зарождение и распространение романского стиля. Характерные осо­бенности строения и декорации романской базилики. Роль скульптуры в романском храме. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. Роль монументальной живописи в романской базилике. Зарождение и распространение готического стиля. Собор Нотр-Дам в Париже. Соборы Нотр-Дам в Шартре, Реймсе и Амьене. Готический витраж. Сен-Шапель в Париже.

2. Художественная культура Византии. Собор Св. Софии в Констан-тинополе. Архитектура и мозаичная декорация церкви Сан-Витале в Равенне. Роль иконы и иконографии в истории византийского искус­ства. Сложение и развитие типа крестово-купольного храма. Система живописной монументальной декорации византийского храма – мозаи-ки, фрески.

3. Художественная культура итальянского Ренессанса. Периодизация – Проторенессанс, раннее Возрождение, Высокое Возрождение, позднее Возрождение. Гуманизм – идейная основа культуры Возрождения. Значение античного наследия.

Творчество Джотто ди Бондоне. Искусство Флоренции в эпоху ран­него Возрождения – Брунеллески, Альберти, Мазаччо, Боттичелли, Донателло. Искусство Высокого Возрождения – творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Джорджоне, Тициан и венеци­анская школа живописи. Архитектурные сооружения Браманте и Палладио.

4. Художественные особенности Северного Возрождения. Творчество братьев ван Эйк, Альбрехта Дюрера, Ханса Гольбейна, Иеронима Босха и Питера Брейгеля.

РАЗДЕЛ III

Художественная культура XVII–XVIII вв.

1. Европейское искусство и стиль барокко. Проявление стиля барокко в архитектуре и скульптуре Лоренцо Бернини. Творчество П.П. Рубенса – высший взлет фламандского барокко.

Портреты А. ван Дейка, жанровые картины Я. Йорданса, натюрморты Ф. Снайдерса.

2. Реалистические искания мастеров голландской и испанской живописи XVII в. Соотношение мифа и реальности в творчестве Д. Веласкеса, Х. Рембрандта. Портреты Рембрандта.

Роль «малых голландцев» и причины развития жанровой живописи, натюрморта, пейзажа в голландской живописи XVII в.

3. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве Франции XVII в. Архитектурно-парковый ансамбль Версаля. Творчество Н. Пуссена – мифологические и религиозные сюжеты, становление классицистических принципов живописи.

4. Архитектура и изобразительное искусство XVII I столетия. Дальнейшее развитие архитектуры классицизма во Франции (Малый Трианон в Версале, Площадь Согласия в Париже).

5. Стиль рококо в искусстве и архитектуре Франции XVIII в.

6. Образы театра и театральность образов в творчестве Ж.А. Ватто.

7. Реалистические черты в живописи Г. Курбе, Ж.Б.С. Шардена.

8. Неоклассицизм в творчестве А. Кановы.

РАЗДЕЛ IV

Художественная культура XIX–XX вв.

1. Выражение идеалов романтизма в живописи Германии. Роль пейзажа в творчестве Каспара Давида Фридриха.

2. Романтизм и творчество Ф. Гойи.

3. Особенности романтизма во Франции.

Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа.

4. Живопись французского импрессионизма – творчество на пленэре, интерес к точной передаче сиюминутного состояния световоздушной среды, солнечного света. Подчинение живописной техники новым целям и задачам живописи.

5. Постимпрессионизм. Поиски новой художественной формы в твор­честве П. Сезанна, гуманизм и экспрессия цвета в живописи В. Ван Гога, обретение новых духовных ценностей вне европейской культуры в искусстве П. Гогена.

6. Стиль модерн в искусстве Европы.

7. Искусство фовистов. Истоки фовистической манеры в неклассиче­ских формах искусства. Живописная техника фовизма. Творчество А. Матисса.

8. Пикассо и кубизм.

9. Сюрреализм как направление в искусстве. Творчество С. Дали.

10. Новые направления в архитектуре ХХ в. Творчество Ле Корбюзье.

Обязательный минимум знаний

по русской художественной культуре

РАЗДЕЛ V

Художественная культура Древней Руси

1. Православие – духовная основа древнерусского искусства. Роль ви­зантийских традиций в русском искусстве. Искусство Киевской Руси. Храм Софии Киевской – архитектурный образ, росписи, мозаики. Роль иконы и иконостаса в искусстве средневековой Руси.

2. Художественная культура древнерусских княжеств – Новгород, Владимиро-Суздальское княжество. Переработка византийских черт и сложение местных архитектурно-художественных традиций в искусстве Великого Новгорода. Храм Св. Софии Новгородской, Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фрески церкви Спаса на Нередице. Творчество Феофана Грека – фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице. Новгородская школа иконописи. Княжеский характер культуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси середины XII – первой трети XIII в. Концепция богоизбран­ности княжеской власти и архитектура Владимира. Художественные особенности архитектуры храмов Владимиро-Суздальского княже­ства. Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский собор, собор Св. Георгия в Юрьеве-Польском.

3. Творчество Андрея Рублева – выражение характерных черт религи­озности и миропонимания Московской Руси: фрески Успенского со­бора во Владимире, икона «Троица». Образ новой государственности в архитектуре Московского Кремля – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Творчество Дионисия – яркий образец «общерусского стиля» в искусстве: фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Шатровая архитектура – храм Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного (Покрова Богородицы что на Рву).

4. Переходный характер русской художественной культуры XVII в. Сосуществование двух направлений – придворная традиция и го­родская посадская культура. Проникновение светских черт в искус­ство. Интенсивное храмовое строительство в Москве и провинциях. Идея возведения Нового Иерусалима на реке Истре – ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря. Храмовая живопись Ярославля. Искусство Симона Ушакова.

РАЗДЕЛ VI

Русская художественная культура XVIII–XX вв.

1. Художественная культура Петровской эпохи. Роль европейских тради­ций в искусстве и архитектуре XVIII в.

2. Строительство Санкт-Петербурга, разработка новой типологии обще­ственных и жилых сооружений. Деятельность ведущих архитекторов Петровского времени – Д. Трезини, Ж.Б. Леблона.

3. Расцвет стиля барокко в творчестве Ф.Б. Растрелли. Дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов.

4. Архитектура классицизма в России – творчество Дж. Кваренги, Ч. Камерона, И.Е. Старова. Продолжение традиций классицизма в твор­честве крупнейших зодчих начала XIX в. – А.Н. Воронихина (Казанский собор в Санкт-Петербурге), А.Д. Захарова (здание Адмиралтейства). Архитектурные ансамбли столицы – К.И. Росси, В.П. Стасов.

5. Изобразительное искусство первой половины XIX в. Отражение роман­тических тенденций в художественной культуре. Портретная живопись эпохи романтизма – творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина. Противоречие между академической формой и романтическим содер­жанием в творчестве К.П. Брюллова. Творчество А.А. Иванова и его картина «Явление Христа народу».

6. Рождение бытового жанра в творчестве А.Г. Венецианова.

7. Изобразительное искусство второй половины XIX в. Дальнейшее раз­витие бытового жанра и нарастание критических тенденций в творче­стве В.Г. Перова. Создание Товарищества передвижных художествен­ных выставок и реалистическое искусство. Творчество Н.И. Крамского («Христос в пустыне»). Н.Н. Ге («Что есть истина») и значение религи­озно-нравственной проповеди в искусстве. Возникновение реалисти­ческого пейзажа. Образы русской природы в пейзажах И. Шишкина, поэтика повседневности в пейзажах А.К. Саврасова. Пейзаж на­строения И.И. Левитана. Многообразие жанров и тем в творчестве И.Е. Репина. Образы русской истории в живописи В.И. Сурикова. Эпические образы русских сказаний в творчестве В.М. Васнецова.

8. Русское искусство конца XIX – начала XX в. Основные черты стиля мо­дерн в творчестве архитектора Ф.О. Шехтеля. Творчество В.А. Серова. М.А. Врубель и живопись русского символизма. Сказка и миф в его творчестве. Тема Демона у Врубеля. Объединение «Мир искусства» и обращение к традициям ушедших эпох. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова и соединение в его стиле черт постимпрессионизма и символизма. Творчество мастеров – участников выставки «Голубая роза».

9. Искусство русского авангарда начала XX в. Развитие авангардных тенденций в живописи художников «Бубнового валета». Абстрактная живопись В.В. Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова.

10. Русское и советское искусство первой половины XX столетия. Сохранение культуры станковой живописи и новая образность в творчестве К.С. Петрова-Водкина.

11. Понятие социалистического реализма и его роль в творчестве С.В. Герасимова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки. Скульптурное твор­чество В.И. Мухиной.

РАЗДЕЛ VII

Теория искусства

Необходимый минимум знаний в области теории искусства – аби­туриенты должны понимать и уметь применять при описании и анализе произведений искусства следующие термины:

  • стиль: романский, готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн;
  • композиция, колорит, перспектива, сюжет;
  • средства художественной выразительности видов изобразительно­го искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики.
  • жанры искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, батальный жанр, анималистический, исторический, мифологический.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ

а) М.О. Микешин

b) А.М. Опекушин

c) М.М. Антокольский

2. «Могучая кучка» – это:

а) объединение русских художников в XIX в.

b) объединение русских музыкантов в XIX в.

c) объединение художников-авангардистов

3. Какие из перечисленных ниже искусств характеризуются как времен­но-пространственные:

a) театр и кино

b) архитектура и монументальная живопись

4. В центре композиции картины Д. Веласкеса «Менины» находится:

a) портрет короля и королевы Испании

b) инфанта Маргарита

c) сам художник Диего Веласкес, который смотрит на зрителя

5. Герои картины «Аркадские пастухи» Н. Пуссена рассматривают:

a) саркофаг с надписью

b) скульптуру, изображающую богиню Афродиту

c) амфору с изображением сцены из Троянской войны

6. Какой тип сооружения представляет собой храм Василия Блаженного:

a) крестово-купольный

b) базиликальный

c) центрический

7. Какие из приведенных ниже стилистических пар сосуществовали в XVII и XVIII вв.:

a) готика и барокко

b) барокко и классицизм

c) барокко и рококо

d) классицизм и неоклассицизм

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

1. Пирамида Хеопса, середина III тысячелетия до н. э., Гиза, Египет.

2. Большой Сфинкс, середина III тысячелетия до н. э., Гиза, Египет.

3. Скульптурный портрет Нефертити, XIV в. до н. э., Государственные музеи, Берлин.

4. Штандарт из царской гробницы в Уре, ок. 2600 г. до н. э., Лондон, Британский музей.

5. Стела со сводом законов Хаммурапи из Суз, XVIII в. до н. э., Париж, Лувр.

6. Врата богини Иштар в Вавилоне, VI в. до н. э. Берлин, Государствен-ные музеи.

7. Храм Парфенон на Акрополе, 447–438 до н. э., зодчие Иктин и Калликрат, скульптурный декор Фидия, Афины.

8. Храм Пантеон, II в., Рим.

9. Храм Св. Софии в Константинополе, 532–537, зодчие Исидор Милетский и Анфимий Траллесский.

10. Церковь Сан-Витале в Равенне, VI в.

11. Собор Нотр-Дам в Париже.

12. Витраж собора в Шартре: Богоматерь «прекрасного окна», 1194–1225.

13. «Троица», Мазаччо, ок. 1427, фреска, Санта-Мария Новелла, Фло-ренция.

14. «Весна», С. Боттичелли, ок. 1482, темпера/дерево, 203×314, галерея Уффици, Флоренция.

15. «Давид», Микеланджело, 1504, мрамор, Галерея Академии, Флоренция.

16. «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498, смеш. техника, трапезная монастыря Санта-Мария делла Грациа, Милан.

17. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи, 1503–1505, м/х, Лувр, Париж.

18. «Сотворение Адама», Микеланджело, 1508–1512, фреска потолка Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.

19. «Сикстинская мадонна», Рафаэль, 1513–1514, м/х, 270×201, Картинная галерея, Дрезден.

20. «Афинская школа», Рафаэль, 1510–1511, фреска Станцы делла Сеньятура, Ватикан, Рим.

21. «Спящая Венера», Джорджоне, 1510, м/х, 108×175, Картинная гале­рея, Дрезден.

22. «Менины», Д. Веласкес, 1656–1657, м/х, 318×276, Музей Прадо, Мадрид.

23. «Возвращение блудного сына», Рембрандт, ок. 1669, м/х, 262×206, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

24. «Автопортрет с Саскией на коленях», Рембрандт, 1635, м/х, 161×131, Картинная галерея, Дрезден.

25. «Бобовый король (“Король пьет!”)», Якоб Йорданс, ок. 1638, м/х, 157×211, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

26. «Аркадские пастухи», Н. Пуссен, 1637–1639, м/х, 185×121, Лувр, Париж.

27. «Смерть Германика», Н. Пуссен, 1627, м/х, 148×198, Художествен-ный институт, Миннеаполис.

28. «Жиль», Ж.А. Ватто, 1718–1720, м/х, 184,5×149,5, Лувр, Париж.

29. «Свобода, ведущая народ», Э. Делакруа, м/х, 1831, 260×325, Лувр, Париж.

30. «Похороны в Орнане», Г. Курбе, 1849–1850, м/х, 315×668, Музей Орсе, Париж.

31. «Завтрак на траве», Э. Мане, 1863, м/х, 208×264,5, Музей Орсе, Париж.

32. «Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889, м/х, 73,7×92,1, Музей со­временного искусства, Нью-Йорк.

33. «Танец», А. Матисс, 1909–1910, м/х, 260×391, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

34. «Бульвар Капуцинок», К. Моне, 1873, м/х, 61×80, ГМИИ им. А.С. Пуш-кина, Москва.

35. «Портрет Амбруаза Воллара», П. Пикассо, 1909–1910, м/х, 93×65, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

36. «Бурлаки на Волге», И.Е. Репин, 1870–1873, м/х, 131×281, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

37. «Боярыня Морозова», В.И. Суриков, 1887, м/х, 304×587,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

38. «Последний день Помпеи», К. Брюллов, 1833, м/х, 456,5×651, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

39. «Явление Христа народу», А.А. Иванов, 1837–1857, м/х, 540×750, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

40. «Проводы покойника», В.Г. Перов, 1865, м/х, 45×57, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

41. «На пашне. Весна», А.Г. Венецианов, первая половина 1820-х годов, м/х, 51,2×65,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

42. «Грачи прилетели», А.К. Саврасов, 1871, м/х, 62×48,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

43. «Владимирка», И.И. Левитан, 1892, м/х, 79×123, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

44. «Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой», В.А. Серов, 1887, м/х, 91×85, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

45. «Демон (сидящий)», М.А. Врубель, 1890, м/х, 116,5×213,8, Государ-ственная Третьяковская галерея, Москва.

46. Икона «Троица», Андрей Рублев, 1425–1427, темпера/дерево, 142×114, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

47. Портрет А.С. Пушкина, О.А. Кипренский, 1827, м/х, 63×54, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

48. «“Что есть истина?” Христос и Пилат», Н.Н. Ге, 1890, м/х, 233×171, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

49. Памятник А.С. Пушкину, А.М. Опекушин, 1880, бронза, гранит, Москва.

50. Успенский собор Московского Кремля, арх. Аристотель Фиораванти, 1475–1479.

51. Храм Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы что на Рву) в Москве, 1555–1560.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотвор­чество: Учеб. пособие / Н.А. Яковлева [и др.] ; ред. Н.А. Яковлева. М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока (Серия «Малая история искусств»). М., 1975.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004.

Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб.: Азбука-Классика, 2008.

Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб.: Азбука-Классика, 2003.

Демус О. История средневизантийской системы // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой, ред. и сост. А.С. Преображенский. М.: Индрик, 2001.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1–2. М., 1996.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. М., 2002.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. М., 2003.

История искусства. Т. 2 / Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Белый город, 2013.

История русского искусства: В 3 т. / Под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.

История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1989.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. и др. Искусство XVIII века (Серия «Малая история искусств»). М., 1977.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2010.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М.: Искусство, 1947–1948.

Лившиц Л. Русское искусство X–XVII веков. М., 2000.

Львова Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения (+CD). СПб, 2008.

Львова Е.П. и др. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (+CD). СПб, 2008.

Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр (+CD). СПб, 2008.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1961.

Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. Искусство Древнего Востока // Памятники мирового искусства. М., 1968.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.; М., 1964.

Полевой В.М. Искусство ХХ века. 1901–1945 (Серия «Малая история ис­кусств»). М., 1991.

Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013.

Прусс Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. (Серия «Малая исто­рия искусств»). М., 1974.

Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Ривкин Б.И. Античное искусство (Серия «Малая история искусств»). М., 1972.

Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн (+ CD). СПб, 2008.

Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV в. М.: Искусство, 1987.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. СПб.: Азбука-Классика, 2007.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-Классика, 2009.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

Цели занятия: Обобщить и систематизировать представления о том, что заключают в себе понятия «культура» и «цивилизация» , сравнить их содержание; Сформировать представление о том, кто такой «культурный человек» ; Вывести соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация» .

Культура – от латинского culture. Первоначально это слово означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века. В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Культура - это ― совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека. ― совокупность духовного опыта человечества. ― созданная человеком часть окружения. ― способ жизни, которому следует общность или племя. ― общий и принятый способ мышления. ― то, что отличает человека от животного. ― система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Культура и цивилизация: вечный поиск истины Как вы понимаете термин «цивилизация» ? Что оно включает в себя? Что значит – быть цивилизованным?

Цивилизация Практическая значимость С точки зрения требований, предъявляемых ко всем членам общества Относительно времени появления Человек постигает, овладевает результатом Культура

Цивилизация Культура Практическая значимость полезна С точки зрения требований, предъявляемых ко всем членам общества Должны овладеть все – Овладевают единицы – усреднение, уникальность и унификация, неповторимость стандартизация Относительно времени появления Повторение, возможность усовершенствования Открытие, творчество, уникальность Человек постигает, овладевает результатом Навязывается человеку, он ОБЯЗАН, если хочет быть цивилизованным Свобода выбора и предпочтений, овладение возможно только при личной заинтересованности не имеет практической пользы

Культурный человек Добровольно, сознательно выполняет то, что необязательно, так как это приносит ему радость, удовлетворение, духовное обогащение. При выборе опирается на свои принципы, убеждения, моральные установки, эстетические ориентиры.

Соотношение между К. и Ц. Культура и цивилизация соотносятся между собой через духовность. Если понимать культуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично, что именно духовность является источником культуры: духовность культура цивилизация



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх