Натурализм в живописи картины. Что такое натурализм в искусстве? В отечественном искусстве

Реализм и натурализм в живописи

Словом реализм французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ ( -) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно - рабочего, трудового класса. Если в литературе слово «натурализм» получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим - не в духе французского языка. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов, избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Живопись). Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, поэтому она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) - родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Никогда и нигде в продолжение последних четырех столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни; таков был, например, Рубенс . В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см.); Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки, и картины его пользовались спросом и известностью. Знаменитый Мурильо, изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Веласкес , писавший святых, портреты (весьма реально), изображал также картежников и гуляк из простонародья. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником реализма, изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картежники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Всякий художник , конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется еще реальность высшего порядка - жизненность, и сверх того - характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon ), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги «Искусство» (на русском - перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане , 1832-83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. «plein air»); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Соединение реализма по содержанию с Р. по выполнению, как его ныне понимают, встречается только у новейших живописцев, как напр. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли, изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Их холсты изображают людей также в натуральную величину, хотя такие размеры картин вызваны менее требованиями сюжетов, чем протестом против исключительных размеров картин исторического содержания. - Смена направлений в живописи представляется законом, находящимся в соотношении с изменениями в ходе общественных идей, но вообще различия в личностях художников и в убеждениях отдельных частей общества приводит к совместному существованию многих эстетических течений. История живописи последних четырех или пяти столетий полна примеров Р.; к вышеназванным Веласкесу , Караваджо и др. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка , реалистов по исполнению. Рубенс даже не искал красоты, изображая только крепкие, здоровые тела. Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность. Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, - чем реальный пейзаж, имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль , Гоббема . Во Франции в XVIII стол. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. В виде реакции возник ко времени великой революции во Франции классицизм Давида с господством формы - по крайней мере, правильной - над колоритом. Наступивший в двадцатых гг. нашего столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к реализму в красочном отношении. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat ), Дюпре и др.) совершенно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В Англии еще в прошлом столетии Вильки поставил бытовую живопись на значительную высоту, но во Франции бытовая живопись затерялась в XVIII веке в манерности Ланкре , Патера и преимущественно - Буше. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии; с 1848 г. Милле (Millet ) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Альфред Стевен в противоположность Курбэ изображал салоны, визиты, будуары современных парижанок и хотя тоже относится к ним как реалист, но о безобразии тут нет и речи. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) - реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли - реалисты в неодинаковой степени; в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. В Бельгии в 1850-70 гг. также господствовало влияние Курбэ; Шарль de Гру (de Groux ) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов; Луи Дюбуа - может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы; только в пятидесятых годах Киндерманс первый возвратился к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему , Теодор Барон - писал зимы и меланхолическую осень, Клайс - спокойное море, Лэманс - лунные ночи, Ферстретер, Куртенс - все это реалисты и колористы. Несмотря на то, бельгийская живопись, по мнению Мутера, не есть выразительница тонких ощущений.

В статье воспроизведен материал из Реализм и натурализм в живописи - Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819-77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно - рабочего, трудового класса. Если в литературе слово "натурализм" получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим - не в духе французского языка. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов, избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Живопись). Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, поэтому она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) - родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Никогда и нигде в продолжение последних четырех столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни; таков был, например, Рубенс. В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см.); Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки, и картины его пользовались спросом и известностью. Знаменитый Мурильо, изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально), изображал также картежников и гуляк из простонародья. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником Р., изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картежники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Всякий художник, конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется еще реальность высшего порядка - жизненность, и сверх того - характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги "Искусство" (на русском - перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832-83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. "plein air"); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Соединение Р. по содержанию с Р. по выполнению, как его ныне понимают, встречается только у новейших живописцев, как напр. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли, изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Их холсты изображают людей также в натуральную величину, хотя такие размеры картин вызваны менее требованиями сюжетов, чем протестом против исключительных размеров картин исторического содержания. - Смена направлений в живописи представляется законом, находящимся в соотношении с изменениями в ходе общественных идей, но вообще различия в личностях художников и в убеждениях отдельных частей общества приводит к совместному существованию многих эстетических течений. История живописи последних четырех или пяти столетий полна примеров Р.; к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Рубенс даже не искал красоты, изображая только крепкие, здоровые тела. Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность. Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, - чем реальный пейзаж, имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль, Гоббема. Во Франции в XVIII стол. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. В виде реакции возник ко времени великой революции во Франции классицизм Давида с господством формы - по крайней мере, правильной - над колоритом. Наступивший в двадцатых гг. нашего столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к Р. в красочном отношении. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др.) совершенно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В Англии еще в прошлом столетии Вильки поставил бытовую живопись на значительную высоту, но во Франции бытовая живопись затерялась в XVIII веке в манерности Ланкре, Патера и преимущественно - Буше. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии; с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Альфред Стевен в противоположность Курбэ изображал салоны, визиты, будуары современных парижанок и хотя тоже относится к ним как реалист, но о безобразии тут нет и речи. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) - реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли - реалисты в неодинаковой степени; в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. В Бельгии в 1850-70 гг. также господствовало влияние Курбэ; Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов; Луи Дюбуа - может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы; только в пятидесятых годах Киндерманс первый возвратился к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему, Теодор Барон - писал зимы и меланхолическую осень, Клайс - спокойное море, Лэманс - лунные ночи, Ферстретер, Куртенс - все это реалисты и колористы. Несмотря на то, бельгийская живопись, по мнению Мутера, не есть выразительница тонких ощущений.

В последней трети девятнадцатого столетия на территории Америки и Европы сложилось новое направление в искусстве и литературе – натурализм. Развиваясь под воздействием позитивистских идей, одними из главных деятелей которого были Спенсер и Конт, натурализм проявился в стремлении к бесстрастному и объективному отображению реальности. Этот стиль в искусстве и литературе выражался в уподоблении художественного познания научному и исходил из представлений об абсолютной зависимости духовной жизни человека от окружавшей его социальной среды, предопределенности судьбы, физиологии и наследственности.

Натуралистичные идеи в искусстве, в первую очередь, нашли отображение в произведениях французских авторов Э. Золя, Ж. и Э. Гонкуров. этих писателей представляют окружающий мир без каких-либо прикрас, запретов и условностей. В их произведениях все события наполнены позитивистской правдой и объективностью. Натуралисты стремились поведать о человеческой натуре все скрытые стороны, проявляя особый интерес к биологической сфере жизни. Это направление в искусстве и литературе утверждало, что весь мир является частью природы, поэтому его можно объяснить природными законами, а не сверхъестественными доводами.

В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно. Главными признаками этого направления стали деэстетизация и фотографичность художественных форм.

Натуралисты в своем творчестве отказывались от анализа и обобщения социальных и экономических проблем общественной жизни, а также были последователями ограниченного творческого метода. При этом данный стиль способствовал введению новых тем в искусство, появлению интереса к изображению так называемого «социального дна». Последователи натурализма использовали новые средства для отображения действительности, что способствовало формированию и становлению в девятнадцатом столетии критического реализма.

При этом в живописи идеи натурализма не смогли оформиться в последовательное и целостное явление. Советские критики, работавшие в период с тридцатых по семидесятые годы, рассматривали натурализм как художественный метод, отличавшийся противоположными к реализму идеями, и характеризовавшийся биологическим и асоциальным подходом к человеку. По их мнению, натуралисты копировали жизнь, не обобщая ее с художественной точки зрения, уделяя большой интерес к ее негативным и темным сторонам. В литературе натуралистические принципы нередко подвергались критике из-за существенного недостатка художественной составляющей.

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо , готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель , Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте , которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.


Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм (realism, от лат. realis - действительный, вещественный) - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм , понимаемый как основная тенденция исторического развития искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: реализм древнего фольклора, искусства античности и поздней готики. Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм»), от которого через европейскую живопись 17 в., «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.

Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями - символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

3. Символизм - направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века - начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения - творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».

Символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров - от Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П. Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в.

Мастера символизма : Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм - (фр. naturalisme, от лат. natura - природа) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей - братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна», новыми средствами изображения действительности способствовал развитию художественного видения и становлению критического реализма в XIX века (таких как Э. Мане, Э. Дега., М. Либерман, К. Менье, художников-веристов в Италии и др.) однако в живописи натурализм не оформился в целостное последовательное явление, как в литературе.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма : Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

Натурализм (по-французски naturalisme, от латинского слова «natura» - - «природа»):

1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.

Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как Эдуар Мане , Эдгар Дега , Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек , Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;

2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод (также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх