Мифы древней греции дафна сокращенно. Дафна — Мифы Древней Греции

Лавры Аполлона. - Превращение Дафны. - Отчаяние нимфы Клитии. - Лира и флейта. - Силен Марсий. - Наказание Марсия. - Уши царя Мидаса.

Лавры Аполлона

Превращение Дафны

Лавры, которыми венчают поэтов и победителей, обязаны своим происхождением превращению нимфы Дафны в лавровое дерево. Об этом сложился следующий древнегреческий миф.

Гордясь только что одержанной победой над Пифоном, Аполлон встречает сына Венеры - Эрота (Купидон, Амур), натягивающего тетиву своего лука, и подсмеивается над ним и его стрелами. Тогда Эрот решает отомстить Аполлону.

В колчане Эрота находятся различные стрелы: одни вселяют в раненном ими любовь и страстное желание, другие же - отвращение. Бог любви знает, что в соседнем лесу живет прелестная нимфа Дафна; Эрот знает также о том, что Аполлон должен пройти через этот лес, и он ранит насмешника стрелой любви, а Дафну - стрелой отвращения.

Лишь только Аполлон увидал прекрасную нимфу, он тотчас же воспылал любовью к ней и подошел к ней, чтобы рассказать Дафне о своей победе, надеясь таким образом победить ее сердце. Видя, что Дафна не слушает его, Аполлон, желая во что бы то ни стало прельстить ее, стал говорить Дафне, что он - бог солнца, почитаемый всей Грецией, могущественный сын Зевса, целитель и благодетель всего рода человеческого.

Но нимфа Дафна, чувствуя к нему отвращение, быстро убегает от Аполлона. Дафна пробирается сквозь чащу лесов, перепрыгивает через камни и скалы. Аполлон следует за Дафной, умоляя выслушать его. Наконец Дафна добирается до реки Пенея. Дафна просит речного бога, ее отца, лишить ее красоты и тем спасти от преследований ненавистного ей Аполлона.

Речной бог Пеней внял ее просьбам: Дафна начинает чувствовать, как члены ее немеют, тело покрывается корой, волосы превращаются в листья, ноги ее прирастают к земле: Дафна превратилась в лавровое дерево. Прибежавший Аполлон дотрагивается до дерева и слышит еще биение сердца Дафны. Из веток лаврового дерева Аполлон сплетает венок и украшает им свою золотую лиру (кифару).

В древнегреческом языке слово Дафна (δάφνη) как раз и означает лавр .

В Геркулануме сохранилось несколько живописных изображений превращения Дафны.

Из новейших художников скульптор Кусту изваял две прекрасные статуи, изображающие бегущую Дафну и преследующего ее Аполлона. Обе эти статуи находятся в саду Тюильри.

Из живописцев писали картины на этот сюжет Рубенс, Пуссен и Карло Маратте.

Современные исследователи древних мифов полагают, что Дафна олицетворяла зарю; поэтому древние греки, желая выразить, что заря скрывается (гаснет), лишь только появляется солнце, поэтически говорят: прекрасная Дафна убегает, лишь только Аполлон хочет к ней приблизиться.

Отчаяние нимфы Клитии

Аполлон, в свою очередь, отверг любовь нимфы Клитии.

Несчастная Клития, страдая от равнодушия Аполлона, проводила дни и ночи в слезах, не принимая никакой пищи, кроме росы небесной.

Глаза Клитии были постоянно устремлены на солнце и следили за ним до заката. Мало-помалу ноги Клитии превратились в корни, а лицо - в цветок подсолнечника, который и до сих пор продолжает повертываться к солнцу.

Даже в виде подсолнечника нимфа Клития не перестает любить лучезарного Аполлона.

Лира (кифара) и флейта

Лира (кифара) - всегдашняя спутница Аполлона, бога гармонии и поэтического вдохновения, и, как таковой, он носит наименование Аполлона Мусагета (предводителя муз) и изображается художниками увенчанным лаврами в длинной ионической одежде и с лирой в руках.

Лира (кифара), точно так же как колчан и стрелы, - это отличительные признаки бога Аполлона.

Для древних греков лира (кифара) была инструментом, олицетворяющим национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку.

Древнегреческое слово кифара (κιθάρα) живет в европейских языках в своем потомке - слове гитара . Да и сам музыкальный инструмент гитара - это не что иное, как изменившаяся с течением веков древнегреческая кифара - принадлежность Аполлона Мусагета.

Силен Марсий

Наказание Марсия

Фригийский силен (сатир) Марсий нашел флейту, которую бросила богиня Афина, увидав однажды, как искажается ее лицо, когда она на ней играет.

Марсий довел искусство игры на флейте до высокого совершенства. Гордясь своим талантом, Марсий осмелился вызвать бога Аполлона на состязание, и было решено, что побежденный будет совершенно во власти победителя. Музы были выбраны судьями этого состязания; они решили в пользу Аполлона, одержавшего таким образом победу. Аполлон привязал побежденного Марсия к дереву и содрал с него кожу.

Сатиры и нимфы пролили столько слез о несчастном фригийском музыканте, что из этих слез образовалась река, названная потом именем Марсия.

Аполлон приказал повесить кожу Марсия в пещере, в городе Келенах. Древнегреческое предание рассказывает, что кожа Марсия трепетала как бы от радости, когда в пещере раздавались звуки флейты, и оставалась неподвижной, когда играли на лире.

Казнь Марсия очень часто воспроизводилась художниками. В Лувре находится прекрасная античная статуя, изображающая Марсия, привязанного за вытянутые руки к дереву; под ногами у Марсия голова козла.

Состязание Аполлона с Марсием послужило также сюжетом для многих картин; из новейших пользуются известностью картины Рубенса.

Соперничество между Западом и Востоком проявлялось в древнегреческих мифах в самых разнообразных формах, но чаще всего в виде музыкального состязания. Миф о Марсии оканчивается очень жестоко, что вполне соответствует диким нравам первобытных народов. Впрочем, и последующие античные поэты как будто не поражаются жестокостью, проявленной богом музыки.

Комические поэты очень часто выводят сатира Марсия в своих произведениях. Марсий является в них типом самонадеянного невежды.

У римлян этому мифу было придано совершенно иное значение: его признавали за аллегорию неумолимого, но справедливого правосудия, и вот почему миф о Марсии так часто воспроизводят на памятниках римского искусства. Статуи Марсия ставились на всех площадях, где происходили судилища, и во всех римских колониях - в зданиях судов.

Уши царя Мидаса

Подобное же состязание, но окончившееся более легким и остроумным наказанием, состоялось между Аполлоном и богом Паном. Все присутствовавшие на нем высказались за игру Аполлона и признали его победителем, один только Мидас оспаривал это решение. Мидас был тот самый царь, которого боги уже однажды покарали за его непомерную жадность к золоту.

Теперь же разгневанный Аполлон за непрошеную критику превратил уши Мидаса в ослиные, длинные.

Мидас тщательно скрывал ослиные уши под фригийским колпаком. Один только брадобрей Мидаса знал об этом, и ему было запрещено под страхом смертной казни говорить об этом кому бы то ни было.

Но тайна эта страшно тяготила душу болтливого брадобрея, он отправился на берег реки, выкопал яму и несколько раз произнес, наклоняясь над ней: «У царя Мидаса ослиные уши». Затем, тщательно закопав яму, он ушел облегченный домой. Но на том месте выросли тростники, и они, колеблемые ветром, шептали: «У царя Мидаса ослиные уши», и тайна эта стала известна всей стране.

В Мадридском музее находится картина Рубенса, изображающая «Суд над Мидасом».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

В тот самый чудесный миг, когда, гордый своей победой, стоял Аполлон над сраженным им чудовищем Пифоном, он вдруг увидел неподалеку от себя юного шалуна, бога любви Эрота. Проказник весело смеялся и тоже натягивал свой золотой лук. Усмехнулся могучий Аполлон и сказал малышу:

– На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Давай сделаем так: каждый из нас будет заниматься своим делом. Ты иди играй, а мне предоставь посылать золотые стрелы. Вот такие, какими я только что сразил это злобное чудовище. Разве можешь ты равняться со мной, стреловержцем?
Обиженный Эрот решил наказать заносчивого бога. Он лукаво прищурился и ответил гордому Аполлону:
– Да, я знаю, Аполлон, что твои стрелы не знают промаха. Но даже ты не спасешься от моей стрелы.
Эрот взмахнул золотыми крылышками и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там он вытащил из своего колчана две золотые стрелы. Одну стрелу, ранящую сердце и вызывающую любовь, он послал в Аполлона. А другой стрелой, отвергающей любовь, он пронзил сердце Дафны – юной нимфы, дочери речного бога Пенея. Сделал маленький шалун свое злое дело и, порхая ажурными крылышками, полетел дальше.Шло время. Аполлон уже и забыл о своей встрече с проказником Эротом. У него и без того было много дел. И Дафна продолжала жить как ни в чем не бывало. Она по-прежнему бегала со своими подругами-нимфами по цветущим полянам, играла, веселилась и не знала никаких забот. Многие молодые боги добивались любви золотоволосой нимфы, но она всем отказывала. Никого из них и близко не подпускала к себе. Уже и отец ее, старый Пеней, все чаще и чаще говорил своей дочери:
– Когда же ты приведешь ко мне зятя, дочь моя? Когда же ты подаришь мне внуков?
Но Дафна только весело смеялась и отвечала своему отцу:
– Не надо меня неволить, мой дорогой отец. Я никого не люблю, и никто мне не нужен. Я хочу быть такой же, как Артемида, вечной девой.
Никак не мог понять мудрый Пеней, что же приключилось с его дочерью. Да и сама прекрасная нимфа не знала, что во всем виноват коварный Эрот, ведь это он ранил ее в сердце стрелой, убивающей любовь.
Однажды, пролетая над лесной поляной, лучезарный Аполлон увидел Дафну, и сразу же ожила в его сердце рана, нанесенная когда-то коварным Эротом. Горячая любовь вспыхнула в нем. Быстро спустился Аполлон на землю, не отрывая горящего взгляда от юной нимфы, и протянул к ней руки. Но Дафна, как только увидела могучего молодого бога, пустилась бежать от него со всех ног. Изумленный Аполлон бросился следом за своей возлюбленной.
– Стой, прекрасная нимфа, – взывал он к ней, – почему ты убегаешь от меня, словно ягненок от волка? Так от орла улетает голубка и олень убегает ото льва. Но ведь я же люблю тебя. Осторожно, тут неровное место, не упади, умоляю тебя. Ты поранила ногу, остановись.
Но не останавливается прекрасная нимфа, и Аполлон снова и снова умоляет ее:
– Ты сама не знаешь, гордая нимфа, от кого бежишь. Ведь я же Аполлон, сын Зевса, а не простой смертный пастух. Многие называют меня целителем, но никто не может исцелить мою любовь к тебе.
Напрасно взывал Аполлон к прекрасной Дафне. Она мчалась вперед, не разбирая дороги и не слушая его призывов. Одежда ее развевалась по ветру, разметались золотые кудри. Алым румянцем пылали ее нежные щеки. Дафна стала еще прекраснее, и Аполлон не мог остановиться. Он прибавил шагу и уже настигал ее. Дафна чувствовала за спиной его дыхание, и она взмолилась к отцу своему Пенею:
– Отец, мой дорогой! Помоги мне. Расступись, земля, возьми меня к себе. Измени облик мой, он причиняет мне одни страдания.
Лишь только произнесла она эти слова, как почувствовала, что все ее тело цепенеет, нежная девичья грудь покрывается тонкой коркой. Руки ее и пальцы превратились в ветки гибкого лавра, вместо волос на голове зашелестели зеленые листочки, легкие ноги корнями вросли в землю. Прикоснулся Аполлон к стволу рукой и почувствовал, как под свежей корой еще трепещет нежное тело. Он обнимает стройное деревце, целует его, гладит гибкие веточки. Но даже дерево не хочет его поцелуев и уклоняется от него.
Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с гордым лавром и наконец произнес грустно:
– Ты не хотела принять мою любовь и стать моей супругой, прекрасная Дафна. Тогда станешь моим деревом. Пусть венок из твоих листьев всегда украшает мою голову. И пусть никогда не вянет твоя зелень. Стой вечно зеленым!
И лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону и, как бы соглашаясь с ним, склонил свою зеленую вершину.
С тех пор полюбил Аполлон тенистые рощи, где среди изумрудной зелени тянулись к свету вечнозеленые гордые лавры. В сопровождении своих прекрасных спутниц, юных муз, бродил он здесь с золотой лирой в руках. Часто он приходил к своему любимому лавру и, печально склонив голову, перебирал певучие струны своей кифары. Чарующие звуки музыки разносились по окрестным лесам, и все затихало в восторженном внимании.
Но недолго Аполлон наслаждался беззаботной жизнью. Позвал его однажды к себе великий Зевс и сказал:
– Ты забыл, сын мой, о заведенном мной порядке. Все, кто совершил убийство, должны очиститься от греха пролитой крови. Над тобой тоже висит грех убийства Пифона.
Не стал Аполлон спорить со своим великим отцом и убеждать его, что злодей Пифон сам принес много страданий людям. И по решению Зевса он отправился в далекую Фессалию, где правил мудрый и благородный царь Адмет.
Стал Аполлон жить при дворе Адмета и служить ему верой и правдой, искупая свой грех. Адмет поручил Аполлону пасти стада и ухаживать за скотом. И с тех пор, как Аполлон стал пастухом у царя Адмета, ни одного быка из его стада не утащили дикие звери, а его длинногривые кони стали лучшими во всей Фессалии.
Но вот однажды увидел Аполлон, что загрустил царь Адмет, не ест, не пьет, ходит совсем поникший. А скоро и причина его грусти выяснилась. Оказывается, полюбил Адмет прекрасную Алкесту. Взаимной была эта любовь, юная красавица тоже любила благородного Адмета. Но отец Пелий, царь Иолка, поставил невыполнимые условия. Он обещал отдать Алкесту в жены только тому, кто приедет на свадьбу в колеснице, запряженной дикими зверями – львом и вепрями.
Удрученный Адмет не знал, что и предпринять. И не то чтобы он был слабым или трусливым. Нет, могучим и сильным был царь Адмет. Но он даже и не представлял себе, как можно справиться с такой непосильной задачей.
– Не печалься, – сказал Аполлон своему хозяину. – Нет на этом свете ничего невыполнимого.
Прикоснулся Аполлон к плечу Адмета, и царь почувствовал, как его мускулы наливаются неодолимой силой. Радостный, отправился он в лес, поймал диких зверей и спокойно впряг их в свою колесницу. Гордый Адмет примчался ко дворцу Пелия на своей невиданной упряжке, и Пелий отдал свою дочь Алкесту в жены могучему Адмету.
Восемь лет служил Аполлон у царя Фессалии, пока наконец не искупил свой грех, а потом вернулся в Дельфы. Здесь все уже заждались его. Бросилась ему навстречу обрадованная мать, богиня Лето. Прекрасная Артемида примчалась с охоты, как только услышала, что вернулся ее брат. Поднялся он на вершину Парнаса, и здесь окружили его прекрасные музы.

Дафна Дафна

(Daphne, Δάφνη). Дочь римского бога Пенея, Апполон пленился ее красотой и стал преследовать ее. Она обратилась к богам с молитвой о спасении и была обращена в лавр, который по-гречески и называется Δάφνη. Поэтому это дерево было посвящено Аполлону.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДАФНА

(Δάφνη), «лавр»), в греческой мифологии нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона). История любви Аполлона к Д. рассказана Овидием. Аполлон преследует Д., давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде. Д. взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным и священным растением (Ovid. Met. I 452-567). Д.- древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки (Paus. VIII 48, 2). О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах (Hymn. II 1). О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
Лит.: Stесhоw W., Apollo und Daphne, Lpz.- В., 1932.
А. Т.-Г.

Европейская драматургия обращается к мифу в 16 в. («Царевна Д.» Г. Сакса; «Д.» А. Беккари и др.). С кон. 16 в. после пьесы «Д.» О. Ринуччини, положенной на музыку Я. Пери, воплощение мифа в драматургии неразрывно связано с музыкой (пьесы «Д.» М. Опица, «Д.» Ж. де Лафонтена и др. представляют собой оперные либретто). Среди опер 17-18 вв.: «Д.» Г. Шюца; «Д.» А. Скарлатти; «Флориндо и Д.» Г. Ф. Генделя; «Превращение Д.» И. И. Фукса и др.; в новое время - «Д.» Р. Штрауса.
В античном искусстве Д. обычно изображалась настигаемой Аполлоном (фреска дома Диоскуров в Помпеях) или превращающейся в лавровое дерево (произведения пластики). В европейском искусстве сюжет был воспринят в 14-15 вв., сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), в эпоху Возрождения и особенно барокко приобрёл самое широкое распространение (Джорджоне, Л. Джордано, Я. Брейгель, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.). Наиболее значительны из произведений пластики - мраморная группа П. Бернини «Аполлон и Д.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дафна

Нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея (по другому мифу, Ладона), о помощи и была превращена в лавровое дерево.

// Гарсиласо де ла ВЕГА: "Гляжу на Дафну я оторопело…" // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Хулио КОРТАСАР: Голос Дафны // Н.А. Кун: ДАФНА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)




Синонимы :

Смотреть что такое "Дафна" в других словарях:

    - (греч. daphne лавр). 1) растение сем. ягодковых; самый обыкновенный вид его дикорастущий у нас волчий перец. 2) нимфа, дочь речного бога Пенея и Геи, одновременно любимая Аполлоном и Левкаппом; от преследований Аполлона спаслась превращением в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нимфа, волчье лыко Словарь русских синонимов. дафна сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) волчник … Словарь синонимов

    В греческой мифологии нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея, о помощи и была превращена в лавровое дерево … Большой Энциклопедический словарь

    Лавр. Время возникновения: Новое. (распространенное). Женские еврейские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Джованни Баттиста Тьеполо. Аполлон и Дафна. 1743 44. Лувр. Париж У этого термина существуют и д … Википедия

    Ы; ж. [греч. Daphnē] [с прописной буквы] В греческой мифологии: нимфа, давшая обет целомудрия и обратившаяся в лавровое дерево для спасения от преследовавшего её влюблённого Аполлона. * * * Дафна в греческой мифологии нимфа; преследуемая… … Энциклопедический словарь

    Дафна - (греч. Daphne) * * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ДАФНА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ДАФНА - (лавр) Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью Землёй в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на… … Список древнегреческих имен

    В древнегреческой мифологии нимфа. Преследуемая влюблённым в неё Аполлоном, Д. просила помощи у отца речного бога Пенея, и тот обратил её лавровое дерево (греч daphne лавр). Миф о Д. получил отражение в поэзии («Метаморфозы» Овидия), в… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • "Дафна, ты моя отрада…", K. 52/46c , Моцарт Вольфганг Амадей. Репринтное нотное издание Mozart, Wolfgang Amadeus "Daphne, deine Rosenwangen, K. 52/46c" . Жанры: Songs; For voice, piano; For voices with keyboard; Scores featuring the voice; Scores…

Кто такие Аполлон и Дафна? Первого из этой пары мы знаем как одного из олимпийских богов, сына Зевса, покровителя муз и высоких искусств. А что же Дафна? Этот персонаж мифологии Древней Греции имеет не менее высокое происхождение. Ее отцом был, по версии Овидия, фессалийский речной бог Пеней. Павсаний же считает ее дочерью Ладона, также покровителя реки в Аркадии. А матерью Дафны была богиня земли Гея. Что же произошло с Аполлоном и Дафной? Как эта трагическая история о неутоленной и отвергнутой любви раскрывается в произведениях художников и скульпторов позднейших эпох? Об этом читайте в данной статье.

Миф о Дафне и Левкиппе

Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. В нее влюбился некий смертный - Левкипп. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Ну, а при чем тут Аполлон? - спросите вы. Это только начало истории. Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне. Но и тогда коварный бог ревновал. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Но это была еще не любовь...

Миф об Аполлоне и Эроте

Влияние на искусство

Сюжет мифа «Аполлон и Дафна» относится к наиболее популярным в культуре эллинизма. Его обыгрывал в стихах Овидий Назон. Антиков поражало именно превращение прекрасной девушки в не менее красивое растение. Овидий описывает, как исчезает за листвой лицо, нежная грудь облекается корой, руки, воздетые в мольбе, становятся ветвями, а резвые ноги - корнями. Но, говорит поэт, красота остается. В искусстве поздней античности нимфа чаще всего также изображалась в момент своего чудесного превращения. Лишь иногда, как, например, в доме Диоскуров (Помпеи), мозаика представляет ее настигнутой Аполлоном. Но в последующие эпохи художники и скульпторы иллюстрировали лишь дошедший до потомков рассказ Овидия. Именно в миниатюрах-иллюстрациях к «Метаморфозам» впервые в европейском искусстве встречается сюжет «Аполлон и Дафна». Картина изображает превращение бегущей девушки в лавр.

Аполлон и Дафна: скульптура и живопись в европейском искусстве

Эпоха Ренессанса так и называется, потому что она возродила интерес к Античности. Начиная с века Квадроченто (пятнадцатое столетие) нимфа и олимпийский бог буквально не сходят с полотен известных мастеров. Наиболее известно творение Поллайоло (1470-1480). Его «Аполлон и Дафна» - картина, изображающая бога в нарядном камзоле, но с оголенными ногами, а нимфу - в развевающемся платье с зелеными ветвями вместо пальцев. Эта тема стала еще более популярной в Преследование Аполлона и превращение нимфы изображали Бернини, Л. Джордано, Джорджоне, Дж. Тьеполо и даже Ян Брейгель. Не чуждался этой фривольной темы и Рубенс. В эпоху рококо сюжет был не менее модным.

«Аполлон и Дафна» Бернини

Трудно поверить, что эта мраморная скульптурная группа - работа начинающего мастера. Однако, когда произведение в 1625 году украсило собой римскую резиденцию кардинала Боргезе, Джованни было всего двадцать шесть. Двухфигурная композиция очень компактна. Аполлон почти настиг Дафну. Нимфа еще полна движения, но метаморфоза уже свершается: в пушистых волосах появляется листва, бархатистая кожа покрывается корой. Аполлон, а вслед за ним и зритель, видит, что добыча ускользает. Мастер виртуозно превращает мрамор в текущую массу. И мы, глядя на скульптурную группу «Аполлон и Дафна» Бернини, забываем, что перед нами - каменная глыба. Фигуры так пластичны, так устремлены ввысь, что кажется, они сделаны из эфира. Персонажи будто не касаются земли. Чтобы оправдать присутствие этой странной группы в доме духовного лица, кардинал Барберини написал пояснение: «Всякий, ищущий наслажденья мимолетной красотой, рискует оказаться с ладонями, полными горьких ягод и листвы».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх