Особенности портретной живописи в творчестве К.А. Коровина на примере двух произведений "Дама с лампой" и "Две дамы на террасе"

Особенности портретной живописи в творчестве К.А. Коровина на примере двух произведений "Дама с лампой" и "Две дамы на террасе"

1.2 Особенности русского портрета начала XX века. Художники - портретисты

В истории русской художественной культуры начала ХХ столетия было одним из блестящих периодов - плодотворным, разноликим, стремительным в своем развитии. Вначале ХХ века еще работали живописцы старшего поколения. Но важно не только, сколько блестящих талантов было, важно их невероятное многообразие, характеризующее в целом картину того времени.

Художники искали иных способов осмысления мира. Одни верили, что могут обрести непосредственный, ничем не осложненный взгляд на натуру. Пренебрегая анализом общественных отношений и сложностью человеческой психики, они открывали тихую поэзию повседневности. Другие, желая дать нечто вроде «художественной формулы» современности, напрягали образ, концентрируя в нем накал чувств людей нового века.

Новое время -- время больших надежд и свершений -- рождало потребность в монументальном стиле, в синтезе искусств. Художники мечтали о таком искусстве, которое вошло бы в жизнь, в быт людей, было бы способно формировать представление о мире и характер человека.

Интерес к синтезу, к «хоровому» искусству нашел яркое воплощение в театральной декорации, переживавшей в начале XX века небывалый расцвет. Тяготение к монументализму не означало отказа от станковых форм живописи. Оно реализовалось в первую очередь именно в станковых произведениях, так как возможности развития монументальной живописи как таковой были слишком ограничены. Характер станковой живописи сильно изменился, и это в свою очередь оказало влияние на характер развития декоративного, прикладного и монументального искусств. Сложные, противоречивые взаимоотношения различных форм художественного творчества стали специфической чертой искусства первых десятилетий XX века.

На рубеже столетия стоят три крупнейших художника В. Серов, М. Врубель, К. Коровин.

Портретная живопись Михаила Врубеля отличается от портретов, Серова и Коровина, писавших в стиле реализма. Он пытается разрабатывать свою оригинальную художественную манеру.

Врубель, при написание портрета оперирует символами.

В начале 20 столетия он был первым кто, обратился к символизму.

Художник блестяще владел даром сообщать мгновенному характер вечного.

Врубель мыслил не бытовыми категориями окружающей жизни, в своих портретах он оперирует “вечными” понятиями, мечтает поисках истины и красоты. В его творчестве фантазия соединена с реальностью, природа наделена способностью, чувствовать и думать, а человеческие чувства усилены.

В своих портретах художник показал светлое и темное начало человеческой души, возможность их одновременного существования и перетекания друг в друга. Это тема хорошо раскрыта в работе “Девочка на фоне персидского ковра ” и других полотнах последующего периода (Илл.1). Стремясь наиболее точно передать внутреннее состояние натурщика, Врубель совершал подлинные открытия в сфере художественной формы. Он “гранил” фигуры и лица их плоскостями, конструируя их форму. Постигал самоценность цветного пятна и добивался того, что бы краски на его полотнах сияли внутренним светом.

Врубель выводил образ человека из-под власти бытовой конкретности, обобщая его ради создания символа, вбирающего в себя большие человеческие страсти, страдания и надежды. Трудный переход к искусству у Врубеля произошел стремительно и бесповоротно.

Другой крупнейший живописец рубежа столетия - Валентин Серов. Начиная 80х годов 19 века и до конца жизни, Серов шел впереди и вел за собой других русских мастеров.

В работе над портретом Серов видел высшею цель художника. Он переводил свои образы в широкий общечеловеческий план, выражал в них понятия юности, красоты, счастья.

Его живопись словно улыбалась, радовала солнцем и воздухом, горела чистыми красками. Серов учился в малом выражать нечто большое.

Валентину Серову принадлежат наиболее известные портреты того времени. Один из них “Девочка с персиками” (Илл.2). “По мери постепенного углубления в содержание картину зритель понимает это не просто портрет это выхваченный из жизни момент. Образ созданный художником наполнен жизнью, умиротворением и спокойствием” Сарабьянов Д. Русские живописцы начала 20века. - Л.: Аврора, 1973, С.17..

Другой пример это “Девушка, освещенная солнцем” (Илл.3.). В нем художник представляет мастерство света. С помощью кистей и красок он смог отобразить красоту и гармонию мира в общественном потоки будней. Серов очень серьезно подходит к работе над портретом, его волновало не внешнее сходство, а внутренний мир модели. Со временем взгляд художника на модель становился все сильнее и зорче. Серов дает острую почти гротескную характеристику модели. Вмести с тем он создает формы героически, прекрасного. Художник очень часто пишет портреты художников, писателей, артистов. Само смотрение выразит представление о красоте человека в свидетельских его творческих возможностей показательно для мастера.

Позднее работы Серова вводят нас в проблематику “большого стиля”. По мысли Серова, это единственный стиль должен быть ощутим и в карандашном наброске и в портрете. Так это новая тенденция развития искусства 20 века получила ворожение в портретной живописи Валентина Серова.

Третьим художником был Константин Коровин. Своим творчеством он быстро повлиял на развитие русской живописи.

Его творческий путь был последователен. С самого начала художник шел к импрессионизму. Добиваясь, как и Серов непосредственности воспроизведения натуры и чистоты цвета. На протяжении своего творческого пути художник развивал принципы своего раннего творчества. Коровин писал пейзажи и портреты. Но чаще он обращался к жанру тематического портрета. Примером может служить полотно Коровина «У открытого окна. Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина» (Илл.4.).

В работе над портретом Коровин предпочитал этюд как одну из форм станковой живописи, что совпадало с его импрессионистическим выделением натуры. Французы, становившиеся учителями Коровина, помоги ему понять все богатые возможности цвета”.

Природа наделила художника редким колористическим даром, и художник высоко развил его. Безукоризненно владея искусством живописи, всегда подчиняя гармонию, многокрасочную палитру мира, он создавал жизнеутверждающие образы, прославляя жизнь и ее краски. Уже в училище за Коровиным закреплялась репутация колориста.

Те мотивы, которых выбирал Коровин, давали ему повод для декоративного решения многих своих партнеров.

Почти в каждом холсте художника есть своя, пусть маленькая, цветовая “находка”, свое открытие. Он писал быстро и реалистично, легко и свободно. В его портретах ощущается смелость, вдохновение, обожание натуры, точное “ попадание”, которое еще при жизни художника заставляло критиков говорить об “абсолютном глазе” Константина Коровина.

Творчество Коровина являло собой лучший пример национального выражения импрессионистического портретного письма, которое стало достоянием в живописи начала 20 века.

Именно эти три художника В. Серов, М. Врубель, К. Коровин наиболее сильно повлияли на развитие портрета как жанра. Живя, на рубеже веков каждый из этих живописцев принес в портретную живопись, свой новый стиль. Продолжателями, которого стали последователи.

Так Михаил Врубель был первым художником, рисовавшим в стиле символизма. Творческий метод Врубеля отличался - он гранил фигуры плоскостями и добивался нового звучания цветового пятна.

Валентин Серов в своих портретах дает четкую характеристику внутреннего мира человека. На полотнах, но запечатлеет момент из жизни.

Константин Коровин принес в русский портрет импрессионизм и этюдное письмо в работах художника особо точно и ярко выражен цвет.

Все три художника оказали огромное влияние на формирование творческого метода друг друга. Так благодаря дружбе с Коровиным в ранних портретах Серова виден легкий намек на импрессионизм, а Врубель занимается лепкой фигуры при помощи мазка и поисками колористического решения.

Так при творческом симбиозе М.Врубеля, В.Серова К.Коровина появляется новый, отличающийся от раннего, портрет, характерный для начала искусства 20 века. Триумвират этих художников стоящих на рубеже веков, определил наиболее существенные успехи в искусстве Сарабьянов Д. Русские живописцы начала 20века. - Л.: Аврора, 1973, С.17..

"Серебряный век" российской культуры

1.1 Поэзия Начало ХХ века было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и другие поэты...

Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

Культура Руси X века

Первым общегосударственным мероприятием, превосходящим по своей масштабности все внутриплеменные дела местных князей, было полюдье. Недаром это русское слово вошло и в язык греческого цесаря, и в язык скандинавских саг...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

Начало 19 века -- время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I -- политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи...

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

В ХIХ веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины ХХ столетия. Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе...

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств...

Русская культура конца ХХ века. Архитектура постмодернизма

Культура постсоветской России (с 90-х гг. 20 в. - нач. 21 вв.) сложна и противоречива. При частичной ослабенности влияния государственного аппарата, при политической и идеологической многопартийности...

Русская портретная живопись ХIХ века

Русский портрет XVIII века

С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов -- будь то царская мемориальная «парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти...

Творчество А.К. Саврасова

Творчество И.И. Шишкина

Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

На развитие портретного жанра влияют две тенденции: развитие представлений о значимости человеческой личности, развитие законов живописи, перспективы, изобретение красок и т.д.

Древний портрет.

Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тысяч лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер. «Портрет» сделан мелом. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Ранние образцы станкового портрета - римские портреты, исполнявшие функцию погребальных масок – фаюмские портреты. Они создавались с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.

Мастера Византийской и Западно Римской империи изображают свои модели обобщенно, портреты различных императоров практически не отличимы между собой.

Портреты часто встречаются в античных монетах и медалях.

Портрет средневековья.

В период средневековья художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету.

Хотя, в то же время художники начинают придавать понемногу святым черты лица реальных людей.

Одна из первых таких работ, в которой видно начало развития реалистического портрета - портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304-1306 гг.

Джотто

Портрет появляется в книжной миниатюре, особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.

Начинает развиваться и автопортрет.


Хильдегарда Бингенская

Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода - «Портрет Иоанна Доброго» (ок. 1349 г.).

На территориях Востока.

Китайский портрет восходит к 1000 г. до н. э. Он обладает чертами ярко индивидуализированных светских портретов.

Неизвестный художник. «Портрет буддистского монаха Учжунь Шифаня»

Психологический окрас носят и портреты японцев .

В перуанской культура индейцев мочика (1-8 вв. ) существовали портреты, на которых видны анатомические особенности людей, их социальный статус.

Портрет 14-15 веков.

В эпоху возрождения человек стал восприниматься как центр мира, влияние религии ослабло. Большое значение приобрела внешняя красота, гармония между сильным духом и телом.

Первые портреты имели влияние античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Прошло время, прежде чем лица на портретах стали изображаться в фас или три четверти.

Другой важный компонент развития портрета - возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.

Иногда художник идеализировал модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Изображались портретируемые чаще не на условном фоне в интерьере или пейзаже, часто рядом с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами.

Обновляются средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).

К середине 15 века портретируемый стал на картинах неотъемлемой частицей мироздания - для это использовалось подробное прописывание среды вокруг, малейшие морщины на лице.

Портрет 16 век.

В нём проявляются тревога и драматизм эпохи. Маньеризм.

Портрет 17 века.

В 17 веке появляются портреты людей, занятых приземленными делами. Реализм.


Появляется сословный портрет.

Возросший интерес к самопостижению способствует развитию автопортрета.

Рембрандт, «Автопортрет»

Продолжает развиваться и аристократический портрет.

В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Барокко.


Рембрандт, «Ночной дозор»

Одновременно намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра. Заказчик требует от художника лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, идеализация. Классицизм.

Портрет 18 века.

Франция задает тон всему миру, парадные придворные портреты с «кукольными лицами» теперь везде. Рококо.

Но ближе к концу 18 века, в эпоху Просвещения появляется социальный портрет. Развивается техника пастели.


Жан-Батист Шарден. «Автопортрет», пастель.


Российская империя заявляет о себе в мировом искусстве живописцами первого класса - это Левицкий, Боровиковский. В их работах проявляются социальные характеристики, психологический анализ, богатые внутренние эмоции.

Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Во второй половине 18 века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того происходит расцвет портретной миниатюры.

Такая ситуация с частным портретом на память сохраняется до 1850-х годов - когда появляется доступная практически всем слоям общества фотография.

Портрет 19 века.

Развитие портрета в 19 веке предопределила Великая Французская революция. Романтизм.

Портрет начала 19 века часто строгий и холодный.

К середине века складывается новый эталон парадного заказного портрета.

Винтергальтер

Начиная с середины 19 века появляется портрет реализма.

Импрессионизм.

Художники в портрете отказывались от правдоподобия, оставленного фотопортрету (который начал широко развиваться), сосредоточились на непостоянности человека и среды.

«Фаюмский портрет» - Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Фаюмский портрет.

«Портрет Грозного» - Портрет царя. Глава 1. Пир Ивана Грозного. К. Лебедев «Портрет Ивана Грозного». Н.В. Неврев «Опричники». Портрет Алёны Дмитриевны. Главная проблема «Песни…» – проблема долга и чести. Иван Грозный и Малюта Скуратов. Парсуна 17 века с изображением Ивана Грозного. В.М. Васнецов «Царь Иван Грозный». Глава 2. Алёна Дмитриевна говорит мужу о надругательстве Кирибеевича.

«Портрет в живописи» - «Портрет крестьянки в русском костюме». Развивать способность чувствовать созвучность настроений, выраженных в музыке и живописи. Ф.Хальс Смеющийся мальчик. «Портрет Микки Морозова». Почему, не "Бабочка", например? Послушная и робкая девочка? Привлечь внимание детей к красоте детских портретов.

«Русский портрет 18 века» - Одним из первых русских художников Никитин был послан учиться в Италию. Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Е.Г. Темкиной. 1798. Учитель ИЗО,МХК. Портрет А. П. Струйской.1772 г. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Родился в селе Воронцово (ныне - в черте Москвы) в семье крепостных.

«Портреты Чехова» - А.Степанов (1858-1923). Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым. Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве. Фотопортрет, сделанный С.Линденом. О.Книппер (1868-1959). А.П.Чехов. И.Левитан (1860-1900). Ольга Книппер – жена писателя. А.П.Чехов (1860-1904). Автопортрет.

«Портрет автора» - К. Сомов А. Блок 1907 г. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. И. Крамской И. Репин. Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина.

Всего в теме 14 презентаций

Портрет в изобразительном искусстве 20-го века Презентацияученика 6А класса
школы №1
г.Топки
Мальгичёва Константина

Жанр портрета

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется… Портрет!
Слово «портрет» переводится с французского, как
«изображение всех черт»
В старину знатные люди заказывали портреты всех членов
семьи у художников-портретистов и передавали их из
поколения в поколение (как мы передаем семейные
фотографии).

Особенности портретов 20-го века

В 20-ом веке портреты стали писать без
роскоши и помпезности, как их писали в
19-ом веке.
Появились серость и суровость, потому
что были войны.
Появились художникиабстракционисты, футуристы, реалисты.

Портреты бывают разные:
поясной портрет;
портрет в рост;
бюст (в скульптуре);
групповой портрет;
Двойной
автопортрет

Портреты, написанные в 20-ом веке знаменитыми художниками

Русский художник
Марк Шагал
Анюта (портрет
сестры)

Русский художник Петров-Водкин Портрет Анны Ахматовой

Французский художник Анри Матисс (портрет Делекторской)

Испанский художник Пабло Пикассо (портрет Ольги)

Огюст Ренуар (французский художник) Портрет Клода Моне (художника)

Итальянский художник Амадео Модильяни (Жоан Эбютерн)

Голландский художник Винсент ван Гог (Автопортрет с трубкой)

Пабло Пикассо –
великий испанский и
французский художник (Справа
на слайде ПОРТРЕТ ДОРЫ)

величайший живописец в истории искусств- испанский художник Сальвадор Дали. (слева АВТОПОРТРЕТ,справа фотография самого

величайший живописец
в истории искусств- испанский
художник Сальвадор Дали.
(слева АВТОПОРТРЕТ,справа
фотография самого гения)

САЛЬВАДОР ДАЛИ (портрет ГАЛЫ с бивнями носорога)

жена и муза
Сальвадора ДалиГАЛА
(Елена Дъяконова)

Как всегда, всё идет из глубин коллективной психологии эпохи. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, стремление к более глубокому самопознанию набирало силу. Отсюда и изменения в традициях написания портретов: создатели пытаются раскрыть характер модели более «многослойно», объемно и сложно.

В XVII веке основных высот в этом жанре достигли нидерландцы, которые к этому времени разделились на два лагеря – фламандскую и голландскую школы. На пике моды групповой и семейный портрет и, кроме того, на холстах наконец один за другим появляются простые люди из народа. Такая «демократизация» живописи выходит за пределы Голландии (Хальс), образами бедняков не пренебрегает испанец Диего Веласкес.

Впрочем, это никому не мешает продолжать живописать довольные жизнью аристократические лица, более достойные, по меркам того времени, быть изображенными на полотне. Яркий пример – Питер Пауль Рубенс.

Новую жизнь обретает автопортрет – всё благодаря тяге человека к самопостижению: Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен – вот главные любители селфи в реалиях XVII века.

Портрет XVIII века

С исходом XVII века жанр деградировал и был без малейших сожалений отодвинут его на второй план. Достижения реалистического портрета забыты, эталонным становятся официозные и напыщенные портреты – парадные или же мифологизированные. Кроме нарядности и красоты модели художников мало что заботит, поэтому лица становятся «кукольными».

Но свои правила диктует только-только начавшаяся эпоха Просвещения с ее идеями гуманизма, поэтому утверждается новый реалистический портрет – жанр спасен. Пока в Испании творит знаменитый Франсиско Гойя, из закулисья с помпой выходит Россия в лице Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые делают упор на точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.

Портрет 1-й половины XIX века

Призрак бродит по Европе, призрак классицизма, главного жанра Великой Французской революции. Портрет теряет пышность и слащавость XVIII века и становится более строгим и холодным, что видно, например, по работам Жака Луи Давида.

Следующим «измом» становится романтизм, и здесь нельзя не упомянуть имена Теодора Жерико и Эжена Делакруа (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, отчасти Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).

Но классицизм не сдается под натиском нового направления, а, напротив, переходит на новый виток своего развития – за это отдельное спасибо Доминику Энгру.

Портрет 2-й половины XIX века

Вот и настал черед реализма. В фокусе художника – социальная характеристика модели и ее психология.

В последней трети XIX века все больше художников отходят от заветов своих наставников, создавая свои собственные законы живописи. Новое «вольнодумное» и даже по тем временам «наглое» направления получает название импрессионизма. В нем момент – это всё. Художник отрекается от стремления к фотографическому правдоподобию и вместо этого сосредотачивается на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.


Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника – Поля Сезанна. Хотя на первый взгляд они могут показаться родственными душами, Сезанн, в отличие от импрессионистов, стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели.

На иной аспект обращает внимание Винсент ван Гог, поглощенный жгучими проблемами нравственной и духовной жизни своего современника.

В конце XIX– начале XX века на первый план выходит с его лаконичной заостренностью, порой – чертами гротеска. Всё это можно наблюдать в работах Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Густава Климта.


Портрет в XX веке

В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалым высотам. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т.д.), и вместе с ними – произведения, номинально называемые портретом, но напрочь лишенные его специфики – с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему – из углов. фигур, граней или же цветовых пятен. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели.

К середине XX века кризисные черты наполняют портрет до краев, превращая его в сплошной черный квадрат. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека, а интерес к абстрактному и нефигуративному искусству растет бешеными темпами нового века.

Перемены привносят Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз, которые вновь фокусируют свои произведения на человеке. Теперь иконой века становится «Мерлин Монро» Уорхола. К слову сказать, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без больших пропорциональных искажений.

Тех, кто хочет познакомиться поближе с великими людьми их эпох в изображении великих художников, наверняка заинтересует лучшая в своем роде книга-путеводитель по лучшим работам этого жанра.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх