Гуттузо ренатотворчество, картины и биография. Школьная энциклопедия Описание картины ренато гуттузо распятие

В 2012 году отмечают 100 - летие со дня рождения художника .

Итальянский художник-неореалист. Некоторое время изучал юриспруденцию, затем в 1921 году обратился к живописи и познакомился с художником-футуристом Пиппо Риццо, одним из главных представителей современной живописи Сицилии.В 1933 году уехал в Рим. А два года спустя - в Милан. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями: Луччо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберто Моравио, Лукино Висконти и Ренато Бирроли. В 1938 году создал первое значительное произведение «Казнь в поле», которое посвятил поэту Федерико Гарсиа Лорке. Примкнул к движению Сопротивления и принимал участие в борьбе с фашистским режимом. В то же время им было написано полотно «Извержение Этны». Ренато Гуттузо был близок такому направлению в итальянском искусстве, как неореализм, который ярче всего проявил себя в кинематографе.

Не случайно в некоторых произведениях Ренато Гуттузо отмечают кинемотографичность. Начало этому движению положил основанный в 1946 году «Новый фронт искусств», объединивший художников-антифашистов различных направлений - от реализма до абстракционизма. Их целью было побороть пессимизм послевоенного мира и призвать вернуться к искусству, выражающему общечеловеческие ценности.

Главное произведение Ренато Гуттузо - «Распятие» (1941г.) является неканонической интерпретацией религиозной темы; оно вызвало столь сильное недовольство церкви, что, учитывая политическую ситуацию, Гуттузо некоторое время вынужден был скрываться.

В 1950 году объединение неореалистов распалось и реалисты создали самостоятельную группировку в которую вошли: Ренато Гуттузо, Габриеле Муки, Эрнесто Треккани, Армандо Пиццинато. Главной темой их творчества стало изображение послевоенной Италии, жизнь рабочих и крестьян, их борьба за свои права. К этим работам относится и работа: «Воскресенье. Калабрийский рабочий в Риме» .

Своим искусством художники-неореалисты утверждали идеи гуманизма, значимость простых жизненных ценностей, доброту и справедливость в человеческих отношениях, равноправие людей независимо от их имущественного положения. В работе, подобной «Вуги-вуги в Риме» художник применяет ранее используемый принцип синерамы: общий пространственный поток образуется из ряда отдельных эпизодов, ярких портретных характеристик, зафиксированных мимолетно.

Работы следующего периода - некоторые из них исполнены на исторические сюжеты в кубистическо - экспрессионистической манере - отмечены особого рода реализмом. Экспрессионистическое начало выражено в этих картинах через более насыщенные цвета, фигуры изображены в разных масштабах и ракурсах, появляется большое количество точек схода перспектив. Пересекающаяся в разных местах перспектива дает возможность представлять фигуры в разных масштабах, под разным углом зрения, показывать отдельные предметы (заголовки газет, листовок) в увеличенном виде.

Решенная в такой манере картина «Отчет о Вьетнаме» доказывает, что Ренато Гуттузо не утратив интереса к политике, искал новые формы выразительности. После 1965 года Гуттузо посвятил свое творчество автобиографической теме. Помимо картин с общественной тематикой появляются работы, передающие воспоминания о прошлых временах, о природе и жителях тех мест Сицилии, где художник провел детские и юношеские годы («Автобиографический цикл», 1966). Последние работы представляют современную действительность, переданную формами классического искусства.
Ренато Гуттузо неоднократно посещал Советский Союз.

В 1962 году был избран почетным членом Академии художеств СССР. А в 1972 году ему присудили Международную Ленинскую премию. В историю мирового искусства он вошел как мастер - новатор, находившийся в постоянном поиске, как большой художник, поражающий своей органичностью, образностью и страстной идейностью.

Материалы взяты из книг:
«Энциклопедия живописи», Москва, Изд-во «АСТ», 1997 г.
«Энциклопедия модернизма», Москва, Изд-во «Эксмо-пресс», 2002г.
«Ренато Гуттузо», Берлин, 1977 г.
«Энциклопедия мировой живописи», Москва, Изд-во «Олма-пресс», 2001г.
«Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней» (сост. Г. Мосин), С-Петербург, Изд-во СЗКЭО «Кристалл», Москва, Изд-во «Оникс», 2006г.

Иллюстрации:
Р.Гуттузо «Распятие»,
Р. Гуттузо «Воскресенье. Калабрийский рабочий в Риме»
Р. Гуттузо «Отчет о Вьетнаме»
Р. Гуттузо «Май. 1968»

Ренато Гуттузо (Renato Guttuso) - Ренато итальянский живописец, график, почетный член АХ СССР (1962).

Ренато Гуттузо родился 26 декабря 1911 года, в Багерия, близ Палермо, на острове Сицилия, и поэтому его живопись всегда сохраняла особый колорит культуры южной Италии. Отец, землемер и акварелист-любитель, зарегистрировал его рождение 2 января 1912 года.

Первый успех молодому художнику принесли работы, отправленные на римскую Куадриеннале в 1931 году. В Риме, куда Ренато Гуттузо перебрался в начале 30-х годов, он попал в круг художников, представляющих собой антифашистскую культурную оппозицию, сблизившись с мастерами направления «Римская школа» (М. Мафаи, К. Кальи, П. Фаццини и др.), участвуя в выставках группы «Корренте» (1939-1941). Пафос борьбы с фашизмом, отстаивание права открыто выражать свои чувства и убеждения в искусстве определил характер произведений этого времени. В единой мощной динамике формы и цвета Гуттузо передавал трагизм происходящего в полотнах «Бегство с Этны» (1939) и «Расстрел» (1939). В центральном произведении этих лет - картине «Распятие» (1941) он обратился к экспрессивному и страстному языку живописи Пикассо, известное полотно которого «Герника» стало олицетворением гражданского мужества художника.

На протяжении всей жизни Гуттузо привлекал рисунок. В нем он отрабатывал решение объемно-пространственной концепции композиции своих живописных работ, искал выразительные жесты. Порой, предназначенные для живописи, его графические листы слагались затем в серии, обретающие самостоятельное идейное значение. Такова графическая серия «Got mit uns» («С нами бог!»), в названии которой повторена надпись, выбитая на пряжках ремней нацистских солдат. Сразу после войны серия была издана в виде отдельного альбома.

В 1940-е годы Ренато Гуттузо был участником подпольного антифашистского движения в Риме и Милане, печатал дома листовки, из-за арестов вынужден был скрываться, стал участником партизанского отряда в Абруцци. В годы «черного двадцатилетия» и Сопротивления он обрел необходимый жизненный опыт, стал художником, сознающим нравственную ответственность за происходящее в Италии. Обретенная в эти годы стилистическая манера живописи с подчеркнуто объемной структурой предметов и фигур получила развитие и в ряде портретов 1930-40-х годов («Автопортрет», 1936; «Альберто Моравиа», 1938; «Художник Натили», 1940).

Неореализм Ренато Гуттузо (1943-1955)

В 1943-1955 годы Гуттузо являлся активным сторонником неореализма, принимал участие в выставках объединения «Новый фронт искусств» (1947 - в Галерее «Кайрола» в Милане; 1948 - в Болонье). Эстетическая позиция мастеров неореализма нашла яркое воплощение в полотнах «Захват пустующих земель» (1948), «Битва у моста Адмирала» (1951-1952), «Мертвый рабочий» (1952), «Выход в море» (1950), «Каменотес» (1950), «Ловля меч-рыбы» (1950), «Мафия» (нач. 1950-х гг.), сериях рисунков о шахтерах Калабрии, людях Сицилии.

Социальные события истории и современности, образ человека из народа - стали центральной темой творчества художника в эти годы. В полотнах, рассказывающих о быте и труде жителей Юга Италии («Ловля меч-рыбы», «Выход в море»), художника привлекала передача выразительной энергии цвета, напряженной динамики тел рыбаков Сицилии. Холодная сине-фиолетовая цветовая гамма в полотнах «Расстрел патриотов» (1952), «Мертвый рабочий» (1953), «Допрос» (1950) подчеркивает трагизм происходящего. Эти картины звучат как воспоминание о недавних событиях истории. Столь же ярко повествовало о них полотно «Занятие пустующих земель», программно ознаменовавшее в 1948 году рождение нового реалистического направления в искусстве.

Как и другие мастера неореализма, Гуттузо не мог не откликнуться на события, происходящие на Юге Италии, создав собирательный образ его крестьянства. Как мастера-неореалиста Ренато привлекала передача определенного социального типа и в рисунках. Гибкой, подвижной линией переданы фигуры шахтеров Калабрии и крестьян Сицилии, занятых своим повседневным трудом. Рассказ Гуттузо имеет характер не просто репортажа, не только документального очеркового повествования (что роднило произведения художников и литераторов неореализма), это всегда и образный показ красоты простого человека, рассказ о его нравственной красоте.

Романтическая экспрессия Гуттузо (конец 1950-х - 1970-е)

Находящаяся в постоянном развитии действительность оставалась главной темой творчества Гуттузо и в этот период. В полотнах из серии «Человек в толпе» (1957-60) - «Митинг», «Перекресток», «Толпа»), в картинах «Политическая дискуссия» (1959-60), «Пляж» (1955-56) эмоционально емко передано психологическое состояние людей и окружающая их атмосфера. Это было достигнуто полным экспрессии объемным построением форм в пространстве, подчеркнутой пластикой тел, звучными аккордами цветовых пятен. Эффект присутствия человека всегда ощущается в натюрмортах и пейзажах Гуттузо. Динамичное распределение цветовых зон в картине «Натюрморт» (1958) с изображением разбросанных инструментов в мастерской или в полотне «Натюрморт» (1959) с плоской крестьянской корзинкой и торчащим из нее ножом, напоминает мозаику.

Позднюю манеру художника назвали «романтическим экспрессивным реализмом». Понимание живописной динамики связано для него с изображением динамики современной жизни. Постоянной моделью Ренато Гуттузо, его помощником и секретарем стал молодой рабочий Рокко Католано, образ которого часто художник передавал в портретах. В фигурах, лицах портретируемых, как и в изображаемых предметах, Гуттузо всегда искал пластический элемент, стремился передать напряжение материи. Линия у него всегда усиливает впечатление напряжения и внутреннего движения формы, но никогда не бывает статичной («Человек, читающий газету», «Рокко Скотеллеро», «Курильщик», конец 1950-х-60-е гг.). При этом художник никогда не утрировал движение, жесты, но тонко находил эквивалент пластической, соответствующей внутреннему эмоциональному состоянию.

Особое место в творчестве Ренато Гуттузо занимала иллюстрация. В рисунках к «Отверженным» Виктора Гюго (1959), к сборникам стихотворений чилийского поэта Пабло Неруды, к «Божественной комедии» Алигьери Данте (1960) - проявился его выдающийся талант графика. Высокая художественная культура позволяла ему свободно изменять ритм светотеневых градаций, экспрессивные вариации ведения лилии, экспериментировать в достижении синтеза формы и движения, что всегда представляло особый интерес для художника.

Живописные и графические образы Гуттузо всегда зрительно осязаемы, жизненны, полнокровны и остро современны. Все созданное этим выдающимся мастером 20 столетия стало уже достоянием истории, классикой, вошло в число лучших произведений мирового искусства.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 21.09.2017 06:49 Просмотров: 1235

Ренато Гуттузо – крупнейший художник XX в. Его имя связывают с направлением неореализма в изобразительном искусстве.

Неореализм (новый реализм) – художественное направление в искусстве послевоенной Италии, ярче всего проявившее себя в кинематографе и изобразительном искусстве, а также в литературе.
В 1946 г. был образован «Новый фронт искусств», который объединил художников-антифашистов различных направлений – от реализма до абстракционизма . Их задачей было возвращение к искусству, обращённому к общечеловеческим ценностям. Когда в 1950 г. объединение распалось, реалисты создали самостоятельную группу. В неё вошли Ренато Гуттузо, Габриеле Муки, Эрнесто Треккани, Армандо Пиццинато.
Они стали изображать в своих произведениях жизнь послевоенной Италии: рабочих и крестьян, их борьбу за свои права; утверждать идеи гуманизма, значимость простых жизненных ценностей, доброту и справедливость в человеческих отношениях, равноправие людей независимо от их имущественного положения.
Характерные черты живописи неореалистов : динамичная композиция, насыщенный цвет, экспрессивная манера письма.
В других странах также возникали подобные течения: Диего Ривера, Леопольдо Мендес (Мексика), Корнелиус Баба (Румыния), Фриц Кремер (Германия), Борис Таслицкий, Андре Фужерон (Франция).

Из биографии Ренато Гуттузо (1912-1987)

Р. Гуттузо. Автопортрет
Ренато Гуттузо родился в Багерии (пригород Палермо) в семье землемера. Рисовал с детства, но серьёзного художественного образования не получил. Во время обучения в лицее посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо.

Р. Гуттузо «Крыши Палермо»
В 1930 г. начал обучение на факультет права в университете Палермо, но через год оставил учёбу, переехал в Рим и устроился реставратором в галерее Боргезе. В Риме Гуттузо сближается с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини, а в 1940 г. вступает в Коммунистическую партию Италии. С 1943 г. Гуттузо участвует в движении Сопротивления в составе партизанской бригады Юга.
Первая персональная выставка Гуттузо состоялась в Лондоне в 1950 г. В 1951 г. он стал лауреатом премии Всемирного совета мира за серию рисунков «С нами Бог!», посвящённую гибели 320 заложников в Фоссе Адреатине в 1944 г. Эта серия была издана отдельной книгой в 1945 г., которая является обличительным документом против нацизма.
В 1962 г. Гуттузо получил звание Почетного члена Академии художеств СССР.

Творчество

Творческий путь Ренато Гуттузо начался в трудные годы фашистского режима.
Салонное искусство его не привлекало, он был человеком демократических взглядов, желал создавать новое современное искусство, честное и искреннее. Гуттузо принимает участие в создании антифашистского художественного журнала «Корренте», его рисунки публикуют прогрессивные журналы того времени. Он соединяет в своём творчестве художественные и политические идеи, понимая, что в современном ему мире творчество не может быть салонным. Он часто выступает с речами, статьями в газете «Унита» и прогрессивных журналах.

Р. Гуттузо «Бегство с Этны» (1939). Холст, масло. 147,2×256,5 см. Национальная галерея современного искусства (Рим)
Это первая большая многофигурная композиция Гуттузо.
«Герника» Пикассо открыла ему глаза на то, каким мощным может быть искусство, обращенное к современности, к мировым катаклизмам, человеческим трагедиям.
Гуттузо изобразил на своей картине родину, Сицилию, страшное землетрясение, извержение вулкана Этна. Женщины бегут, прижимая к себе детей, а над ними – накренившиеся стены домов, огненное зарево на горизонте...
Ощущение стихии и всеобщего потрясения передано через множественные разнонаправленные движения. Люди в панике мешают друг другу. К людям присоединяются обезумевшие животные. Чуткий зритель «услышит» в этой картине крики, стоны и плач.
Но «Герника» Пикассо построена на символах и метафорах, а Гуттузо показывает реальность вполне конкретных образов.
В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из самых знаменитых своих произведений – «Распятие».

Р. Гуттузо «Распятие» (1941). Холст, масло. 198,5×198,5 см. Национальная галерея современного искусства (Рим)
Сам художник так рассказывал об идее этой картины: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену... Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Сюжет распятия он проецировал на современные события, связанные с утверждением фашистского диктата в Европе.
«Распятие» также перекликается с «Герникой» П. Пикассо (снова белая лошадь!) и становится гимном погибшим антифашистам.
Сюжеты картин художника всегда злободневны, жизненны.

Р. Гуттузо. Натюрморт

Даже натюрморты его составлены из будничных предметов: орудий труда, крестьянских принадлежностей. Он находит новые сюжеты, темы из жизни простых людей и выражает их энергичными мазками, не боясь социальных обличений и не считая, что существуют «низкие» и «высокие» мотивы творчества.
Нередко его картины наполнены героическим пафосом.

Р. Гуттузо «Расстрел патриотов»

Р. Гуттузо «Француженка из Алжира» – обличение жестокой войны в Алжире
Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры: Анны Маньяни, Альберто Моравиа и др.

Р. Гуттузо. Портрет Анны Маньяни
А́нна Манья́ни (1908-1973) – итальянская актриса, достигла мировой славы благодаря исполнению ролей женщин из низших слоёв общества в фильмах режиссёров-неореалистов.

Р. Гуттузо. Портрет Альберто Моравиа
Альбе́рто Мора́виа (1907-1990) – итальянский писатель, новеллист и журналист.

Собирательный образ рабочего Рокко с юга Италии, переселившегося в город в поисках работы, стал знаменитым благодаря картинам Гуттузо «Рокко у патефона» и «Портрет Рокко с сыном».

Р. Гуттузо «Портрет Рокко с сыном»
Одиночество, нестабильность и неуверенность в будущем выражены в лице этого молодого итальянца.
Тема города – ещё одна из любимых тем художника. Он изображает толпу, танцующую молодёжь, многолюдные рынки, картёжников и т.д.

Р. Гуттузо «Рынок Вуччирия»
В 70-е годы художник создаёт автобиографическую серию картин, в которой воплощает воспоминания детства, пейзажи родной Сицилии, свои размышления о современной жизни.

Р. Гуттузо «Дома в Палермо»
Значительное место в творчестве Ренато Гуттузо занимают графические рисунки, в которых энергичная линия является главным средством художественной выразительности. Он создаёт плакаты, объявления политических митингов, иллюстрации.

Р. Гуттузо «Пир: Пикассо и его персонажи» (1973). Бумага на холсте, акрил. 152×222 см. Частное собрание
Художественная манера и мировоззрение Гуттузо сформировались под сильным влиянием экспрессионизма , который был близок темпераменту самого художника. Большое влияние на его творчество оказали также картины Пикассо , идеи кубизма , а также творчество Делакруа , Гойи , Жерико, Домье.
Но Пикассо всё-таки – более всех. «В 1938 г. в Италию нелегальным путем попала открытка с изображением «Герники». Я носил эту открытку в бумажнике годами, как партийный билет, до тех пор, пока открытка не истрепалась», - говорил Гуттузо. После этой первой встречи с художником диалог с ним продолжался у Гуттузо чуть ли не всю жизнь. «Он (Пикассо) – единственный среди всех великих художников своего поколения, который не останавливался».
Не останавливался в своём творчестве и сам Гуттузо. Его становление происходило под влиянием многих художников прошлых эпох и, что немаловажно, современников. Но он нашёл свой путь в искусстве и стал известнейшим художником XX в.

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», – писал Дж. Берджер.

А вот слова Карло Леви «Гуттузо – великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным – 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.

Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями – Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберто Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора».

Ранние работы Гуттузо – портреты, натюрморты, бытовые сцены – отличались энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение – «Казнь в поле», которое посвятил поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо.

В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны».

«Всмотритесь в картину, – пишет Г.С. Оганов. – Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины. Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян, – это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу.

И вот что кажется глубоко символичным: на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины – вперед».

В это время творчество художника делится на два русла. С одной стороны, он создает картины, которые нельзя выставлять («Расстрел Гарсиа Лорки», портреты испанских антифашистов), с другой – пишет произведения для широкой публики (бытовые сцены, натюрморты).

В 1940 году он пишет знаменитую картину «Распятие»: «Это время войны и кровавой резни, Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи».

В 1942 году Гуттузо экспонировал картину на выставке «Премио Бергамо» и получил премию. Евангельский сюжет не мог скрыть ее острого антифашистского содержания. Газета Ватикана «Оссерваторе Романо» с «христианской кротостью» потребовала срочных санкций против коммуниста Гуттузо. Однако в атмосфере всеобщего недовольства Муссолини официальная критика не решилась прибегнуть к травле художника.

В это время Гуттузо уже был членом Коммунистической партии Италии. В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди. Гуттузо становится связным офицером.

24 марта 1944 года Рим был потрясен известием о расправе с 320 заложниками, расстрелянными гитлеровцами в Фоссо-Адреатино. Гуттузо стал свидетелем этого расстрела. Возвращаясь вечером в опустевшую редакцию «Документе», Гуттузо на случайных листах бумаги набрасывал первые рисунки. Так появился альбом акварельных рисунков «С нами бог!».

Гуттузо не искал особой формы для передачи своих чувств: они вылились стремительно и с той страстью, какой отмечено все его искусство. Эта серия в 1951 году была удостоена одной из высших премий Всемирного Совета Мира.

После войны художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы». К концу сороковых годов Гуттузо создает картины «Убийство руководителя профсоюза», «Мафия» и первые эскизы к «Захвату крестьянами пустующих земель в Сицилии». В них художник хочет глубже проникнуть в секрет пластики формы, найти логически совершенную структуру. Сочетания сильных цветовых плоскостей в кубистических композициях увеличивают эмоциональный заряд живописи.

Английский искусствовед Д. Берджер определил искания художника как «полемическую битву за реализм».

В 1946 году, с созданием «художественной группы "Нуово фронте делле арти"», начинается раскол в итальянском искусстве. Вот что говорит об этом художник А. Пиццинато: «"Новый фронт искусств" просуществовал недолго. Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис, и он распался. Одни художники ("Группа восьми") обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, – к реализму. Реализм, который впервые официально был представлен на "Бьеннале" в Венеции в 1950 году, был принят всеми с удовлетворением и надеждой. Что касается меня, то я видел в реализме возможность решить проблемы, стоявшие перед "Новым фронтом искусств", в ясном, конкретном, понятном всем художественном языке. Поэтому я остался верен реализму».

Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой.

«Следующим шагом была картина 1953–1954 годов "Буги-вуги в Риме" и "Пляж" (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В.В. Горяинов. – Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии "Человек в толпе" "Уличный переход". Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).

В пятидесятые годы Гуттузо пишет многочисленные картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. «Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии: спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли: красота грубая без риторики и эстетства», – писал Леви.

«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, – отмечает В.В. Горяинов. – Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми ("Толпа", 1957; "Политическая дискуссия", 1959–1960; "Митинг", 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, – с самим собой, своими мыслями и переживаниями ("Утро в студии", 1961; "Человек с газетой", 1960; портреты Каталано, "Дует смертоносная бора", 1961; "Курильщик", 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя».

Картины художника шестидесятых–семидесятых годов – «Донесение из Вьетнама», «Рим – открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо – говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия.

В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов, – жестокость, насилие, кровь жертв – вот конкретное содержание "Новостей" этого мира, смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, – эта смелость оправдана результатом: впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом – здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы. Таков Гуттузо».

Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни.

«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной потенциальной силы, – пишет Н.Л. Мальцева. – Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой ("Корзина с каштанами", 1968; "Желтый подсолнух", 1971)».

Знаменитый поэт Пабло Неруда сказал однажды Гуттузо: «Ты даешь землю, хлеб своей живописью».

На что Гуттузо ответил: «Если бы я мог выбрать для себя историческую эпоху и профессию, я выбрал бы настоящее время и профессию художника».

Художник остался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Ренато Гуттузо (1912–1987)

Ренато Гуттузо

Гуттузо являлся одним из наиболее видных представителей неореализма. Однако этим направлением он увлекся не сразу. Его живописный стиль сложился сравнительно поздно, под влиянием творчества других художников и направлений. Он восхищался картинами Гойи, Делакруа, Жерико, Домье, Курбе, очень внимательно изучал работы Пикассо. Некоторые из ранних полотен Гуттузо можно отнести к экспрессионизму и кубизму.

Итальянский художник Ренато Гуттузо родился в Багерии, недалеко от Палермо. После окончания школы Ренато изучал право и классическую филологию в Палермском университете. Первым художником, у которого Ренато получил основные профессиональные навыки, стал простой ремесленник, зарабатывавший себе на жизнь росписью повозок.

В 1931 году в возрасте девятнадцати лет Ренато переехал в Рим, а вскоре - в Милан. Там он стал одним из основателей журнала «Корренте» и вошел в кружок художников-антифашистов с тем же названием. В переводе с итальянского слово corrente означает «течение». Наиболее яркими представителями кружка «Корренте» являлись художники Э. Треккани, А. Сассу, Дж. Манцу, Р. Биролли, Э. Морлотти.

В 30-х годах и сложился его взгляд на политическую обстановку в стране, что существенным образом повлияло на его творчество. Он искренне верил в созидательную энергию трудового народа и с ненавистью относился к диктатуре Муссолини. Увлекшись этими взглядами, художник в 1940 году вступил в коммунистическую партию.

К концу 30 - началу 40-х годов относятся первые работы Гуттузо («Бегство с Этны», 1939 и «Распятие», 1941–1942, обе - в Национальной галерее современного искусства, Рим). Наиболее сильное впечатление на зрителей произвело именно «Распятие», в этом произведении автор с необычайной эмоциональностью передал человеческие страдания. Картина имела антифашистскую направленность. Вскоре в адрес кружка «Корренте» посыпалось множество критических высказываний.

Вслед за тем Италия приняла участие во Второй мировой войне, что привело к краху фашистской партии.

В 1943 году Гуттузо вступил в движение Сопротивления и в партизанскую бригаду, которых в то время в стране было множество, а через некоторое время стал офицером партизанского движения. После жестокой расправы гитлеровцев над заложниками Гуттузо выполнил серию рисунков «Gott mit uns!» («С нами Бог!») (1944). Через два года после окончания войны Гуттузо объединил художников-антифашистов различных направлений в единое течение под лозунгом «Новый фронт искусств» в надежде на создание нового итальянского искусства. Через некоторое время течение распалось, а Гуттузо возглавил кружок художников, работавших в стиле неореализма.

Гуттузо писал крупномасштабные полотна исторического жанра. В них, как правило, объединялись сложная многофигурная композиция и большая выразительность отдельных персонажей. Таковы его работы «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии» (1948, Академия художеств, Берлин) и «Битва у моста Аммиральо» (1951–1952, библиотека Фельтринелли, Милан). Художник заполнил пространство полотна многочисленными, рельефно прорисованными фигурами, из которых и сложилась панорама. Каждая из фигур выполнена так четко и подробно, что после беглого осмотра хочется сосредоточиться и внимательнее рассмотреть детали. Благодаря ярким, насыщенным тонам, резко контрастирующим между собой, картины вызывают ощущение необъяснимой тревоги. Картина «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии» была показана в 1950 году, а «Битва у моста Аммиральо» - в 1952 году на Международной выставке в Венеции.

Р. Гуттузо. «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии», 1948, Академия художеств, Берлин

В 1953 году Гуттузо написал полотно «Расстрел Белояниса», на котором показал момент гибели одного из смелых, мужественных вождей революции греческого народа.

В 50-х годах Гуттузо выполнил серию работ, посвященных горнякам Сицилии. Одной из наиболее известных является картина «Серные копи» (1955, Центр культуры, Кортина д’Ампеццо), на которой художник показал тяжелый труд изможденных, уставших рабочих, из последних сил напрягающихся в едином усилии.

На фоне этих работ совершенно по-другому смотрятся картины, на которых художник изобразил горожан в минуты отдыха - молодых танцующих римлян («Буги-вуги в Риме», 1953, частное собрание, Рим) или пляжников («Пляж», 1955–1956, Национальная галерея, Парма). В этих работах Гуттузо постарался дать несколько выразительных портретных характеристик.

Все чаще художник обращается к портретному жанру. К периоду зрелого творчества относятся его работы «Рокко с сыном» (1960, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Рокко с патефоном» (1960–1961, ГМИИ, Москва); «Джоаккино Гуттузо, землемер» (1966, Городская галерея современного искусства, Багерия); «Альберто Моравиа» (1982, частное собрание, Рим).

В последующие годы Гуттузо выполнил множество рисунков неизвестных, случайно встреченных им людей. Художник обращал внимание на какую-нибудь характерную черту или жест и воспроизводил их в своих работах («Человек, пересекающий площадь», 1958, ГМИИ, Москва; «Девочка с мороженым», 1958 и «Женщина у телефона», 1959, обе - в частном собрании, Милан).

В конце 50 - начале 60-х годов в творчестве Гуттузо сильнее начала проявляться манера художников-экспрессионистов - он изображал пространство, состоящее как бы из многих пересекающихся перспектив, фигуры могли иметь разный масштаб, необычные ракурсы. Колорит стал более ярким, сочным, интенсивным. Таковы его картины «Дискуссия» (1959–1960, Галерея Тейт, Лондон «Похороны Тольятти» (1972, Галерея современного искусства, Болонья).

В конце 60-х годов, когда художнику было уже за пятьдесят, в его творчестве стали появляться ностальгические мотивы. Например, в 1966 году он выполнил «Автобиографический цикл», в котором нашли отображение места, где художник родился и достиг совершеннолетия.

Ренато Гуттузо умер в Риме. Его работы многие исследователи считают лучшими среди других картин, написанных в стиле итальянского реализма.

Из книги Nautilus Pompilius автора Кушнир Александр

1987. С песней по ступенькам Кто я?.. Где я?.. Куда я, куда?.. И. Кормильцев Год 1987-й начался символично: “Hay” в полном составе загремел в вытрезвитель. Часа на два. В те времена ресторанам приходилось осваивать противоестественную для подобных заведений безалкогольную жизнь,

Из книги Рейволюция. Роман в стиле техно автора Стогов Илья Юрьевич

1. Дом на набережной (1987–1988) 1Серая река, серая набережная, серая решетка Литейного моста и громадное серое здание прямо напротив окон твоей квартиры.Эта история началась в 1987 году. Ее главные герои были тогда молоды. Их окружали две непроницаемо серые штуки: серая Нева и

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

3. «Новые художники» (1986–1987) 1История культуры – это как подниматься по лестнице. На следующую ступеньку забраться можно, только постояв на предыдущей. Все вырастает из всего и даже кошмары Пикассо – не на пустом месте, а из Рафаэля и Ван Гога.Ничего совсем нового

Из книги Джим Джармуш: Интервью автора Джармуш Джим

4. Кафе «Сайгон» (1987–1989) 1Целых двадцать пять лет кафе «Сайгон» было центром петербургской культуры. А вот когда именно закрылся «Сайгон» – никто не помнит. Четверть столетия. Довольно длинная жизнь. Открылся он осенью 1964 года, но когда же он закрылся?Прежде «Сайгона»

Из книги Пётр Адамович Валюс (1912 - 1971). Каталог. автора Валюс Валерий Петрович

5. Группа «Кино» (1987–1990) 1В 1987 году власти попытались прикрыть очередной ежегодный Фестиваль Рок-клуба. Сослались на несоблюдение правил пожарной безопасности и в последний момент запретили уже заявленные концерты.Запрещать нужно было самый первый Фестиваль, а

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Из книги автора

В промежутке. Петер фон Бах и Мика Каурисмяки / 1987 Впервые опубликовано на финском языке под заголовком «Asioiden valissa» в Filmihullu 5-6, p. 63-66. Печатается с разрешения автора. Пер. с финского Людвига Херцберга.ПЕТЕР ФОН БАХ: Как рождаются ваши фильмы?ДЖИМ ДЖАРМУШ: Все три моих фильма

Из книги автора

Пётр Адамович Валюс (1912 – 1971). Каталог Живопись, графика Составил Валерий Валюс Москва 2014

Из книги автора

Освещение храма Покрова. 1912 К Рождеству церковь была окончена совершенно. Был поставлен иконостас, образа в него вставлены. Освящение отложено было до весны 1912 года.Этот год начался в нашем художественном мире архитектурным конкурсом проектов нового здания Училища

Из книги автора

Сапунов Николай Николаевич (1880–1912) Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты Живописные искания Сапунова близки французским импрессионистам. Он влюблен в музыку цвета и линии. Вместо плотного, определенного мазка и четкого цветового пятна – слегка размытые очертания



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх