Общественный контроль по безопасности труда. Общественный контроль за охраной труда

В период с 1999 по 2006 гг. в РФ действовал Федеральный закон «Об основах охраны труда…» . В соответствии с ним общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в сфере охраны труда находился в ведении профсоюзов и иных представительных органов работников. Они были вправе контролировать соблюдение работодателем законодательства об охране труда, проводить независимую экспертизу условий труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и т.д. (п. 1,2 ст. 22 Закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ в ред., действ. до 05.10.2006).

На сегодняшний день упомянутый закон уже утратил силу. Однако это не означает, что и общественный контроль за охраной труда полностью канул в Лету.

Система контроля за охраной труда

Отношения по общественному контролю за охраной труда относятся к общественным отношениям, сопутствующим трудовым. То есть при возникновении трудовых отношений возникают и отношения по общественному контролю за охраной труда.

В целом выделяют три уровня контроля за охраной труда:

  • государственный, включая государственную экспертизу условий труда (ст. 216 , 216.1 ТК РФ);
  • ведомственный (локальный). Он существует на уровне организации и «создается» работодателем. К этому уровню относится служба охраны труда / специалист по охране труда (ст. 217 ТК РФ) и должностные лица, так или иначе отвечающие за безопасность условий труда (к примеру, главный инженер, главный технолог, руководитель службы эксплуатации и т.д.). Напомним, что обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя. Кроме того, он должен контролировать состояние условий труда на рабочих местах и правильность применения работниками СИЗ (ст. 212 ТК РФ);
  • общественный. На практике он заключается в том, что представители работников участвуют в принятии решений и в проводимых мероприятиях, касающихся обеспечения безопасных условий труда. Для этого может быть создан комитет (комиссия) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Комитет (комиссия) по охране труда

Комитет (или комиссия, далее для простоты - комитет) по охране труда создается по инициативе работодателя или работников или их представителей. Он формируется из представителей работодателя и представителей работников на паритетных началах. Основная его задача - организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, а также предупреждению производственного травматизма (ст. 218 ТК РФ).

Минтруд разработал типовое положение о комитете по охране труда (Приложение к Приказу Минтруда от 24.06.2014 N 412н , далее - Положение). В нем сказано, что работодатель должен издать приказ или распоряжение, утверждающее положение о комитете, которое должно учитывать специфику деятельности компании. В нем также прописываются задачи, функции и права комитета (п. 2,3 Положения).

Среди функций комитета могут быть поименованы следующие:

  • рассмотрение предложений для целей выработки рекомендаций по улучшению условий труда;
  • содействие работодателю в организации обучения по охране труда;
  • информирование работников и профилактика производственного травматизма и т.д.

Права комитета можно указать такие:

  • получать от службы охраны труда работодателя информацию, касающуюся условий труда на предприятии, производственного травматизма и др.;
  • участвовать в обсуждении части коллективного договора (соглашения), относящейся к сфере охраны труда;
  • содействовать в разрешении трудовых споров, возникающих при применении законодательства о труде, и т.д.

Работник и работодатель находятся в неравноправном положении. Чтобы устранить этот дисбаланс, проводится контроль ОТ представительным органом работников. В статье мы расскажем, каким образом осуществляются эти мероприятия.

Читайте в нашей статье:

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда

Надзор по ОТ осуществляет специальная структура, создаваемая самими работниками для защиты своих интересов. Такой структурой может быть, например, профсоюз, совет или собрание трудового коллектива, а также любые другие формы легитимных объединений работников.

При отсутствии такого формирования контроль осуществляет территориальный или отраслевой орган профсоюзов. Например, всех железнодорожных работников, вне зависимости от регионов, объединяет Желдорпроф, аналогичные структуры созданы и в других отраслях экономики

Эти объединения работников проводят надзорные мероприятия по соблюдению требований ОТ , обучения, спецоценки, досрочной пенсии, различных гарантий за работу в тяжелых условиях труда и т.п.

Общественные органы, защищающие трудовые права работающего населения, также вправе участвовать в как в организациях, имеющих профсоюзы, так и не имеющих такие структуры.

Создаваемые органы «народной власти» внутри организации, также как и профсоюз, имеют право на согласование локальных нормативных актов, касающихся инструкций и . Их члены могут быть назначены в комиссию по проверке знаний требований ОТ, также их включают в и по проведению спецоценки .

Представительный орган создается при наличии инициативы или от работников, или от работодателя. Если такой инициативы не поступает, организация-работодатель или ИП не имеет профсоюзный орган, согласование локальных нормативных документов по ОТ проводится без участия профсоюза.

Согласно 32 статье ТК РФ, каждый работодатель должен обеспечивать деятельность представителей работников в социальном партнерстве в соответствии с трудовым законодательством, соглашениями. Это означает, что работодатель по просьбе представителей работников должен предоставить возможность для проведения своих собраний, заседаний, обеспечить кабинетом, оснастить его стульями, обеспечить это помещение электроэнергией, отоплением, местами и т.п.

Права профсоюзов или иных уполномоченных органов работников

Права профсоюзов по охране труда перечислены в статье 20 . Профсоюзный контроль осуществляют уполномоченные по ОТ, технические и правовые инспекции отраслевого и территориального профсоюза.

Нужно знать!

Убедить работодателя потратить деньги на улучшение условий труда сотрудников - задача специалиста по ОТ. Но как доказать, что проводить мероприятия по охране труда выгодно? Самый эффективный аргумент – цифры. Редакция журнала предлагает решение – от производственного травматизма. После расчета

Закон № 10-ФЗ дает право для посещения любой организации, если в них трудятся члены профсоюза. Если произошел тяжелый НС – групповой (2 и более сотрудника), смертельный или с тяжелым исходом (стойкая утрата трудоспособности, потеря органов, инвалидизация работника) – в комиссию по расследованию, возглавляемую главным инспектором Рострудинспекции по месту регистрации работодателя или по месту совершения НС, включается технический или правовой инспектор профсоюза.

Если выявлены правонарушения, которые угрожают здоровью трудящихся, а также их жизни, вне зависимости от того, есть ли у организации-нарушителя профсоюзные органы, члены территориального объединения профсоюза имеют право обратиться в Рострудинспекцию для принятия срочных шагов по предотвращению несчастных случаев. По такому обращению Рострудинспекция обязана организовать .

Еще одним правом профсоюзного органа является участие в , проводимом в рамках Системы управления охраной труда , причем на третьей ступени.

Третья ступень – это уровень работодателя. Поэтому члены профсоюза вправе вместе со специалистом по ОТ проводить проверки структурных подразделений, учитывать мнение работников. Общественные органы вправе ходатайствовать не только о наложении дисциплинарных взысканий при нарушениях по ОТ, но и о приостановлении работ до того момента, когда курирующая вопрос Рострудинспекция примет свое окончательное правовое решение.

Мало кто обращает внимание, но в пункте 5 комментируемой статьи указано, что профсоюз может принимать участие в экспертизе безопасности условий труда, а также экспертизе безопасности механизмов и инструментов в период их проектирования и эксплуатации.

Какие нормативные акты устанавливают право на общественный контроль за ОТ

Как мы уже писали выше, общественный надзор по ОТ является одним из элементов Системы управления охраной труда. Участие работников – второй стороны социального партнерства с работодателем – необходимо для обеспечения равноправия в этом партнерстве.

В указано, что работники вправе участвовать в управлении организацией как сами, так и через своих представителей. К нормативными правовым актам, устанавливающим право на проведение контроля по ОТ со стороны представительного органа работников, относятся:

  • ст. 23 ;
  • ст. 30 Конституции РФ;
  • ст. 8, 29, 52, 53, 370, 372 Трудового Кодекса;
  • ст. 20 Закона о профсоюзах от 12.01.1996 № 10-ФЗ.

Цели, формы и порядок общественного контроля за состоянием охраны труда

Надзор по ОТ со стороны представительных органов работников проводится с целью проверки соблюдения требований охраны труда на рабочем месте сотрудника, в каждом подразделении и организации.

Контроль проводится в отношении:

  • обеспечения безопасных условий труда;
  • полноты проведения производственного контроля за санитарными условиями , лабораторно-инструментальных исследований во время спецоценки и производственного контроля;
  • своевременного и полного – сокращенного рабочего дня, дополнительных оплачиваемых отпусков, молока и равноценных продуктов, доплаты за работу во вредных УТ, реализации права на досрочную пенсию и других вопросов.

Надзор осуществляется в формах членства представительных органов в комиссиях по охране труда, по вопросам спецоценки, проверки знаний, расследованию НС.

Какие документы оформляют по общественному контролю за ОТ

Документация представительных органов работников по общественному надзору по охране труда заключается в выдаче представлений, предписаний, составлении актов о нарушениях, докладных записок о нарушении требований ОТ.

Собрания и заседания органов фиксируются протоколом. При проведении третьей ступени надзора по охране труда оформляются соответствующие записи в , который должен быть в наличии на каждом предприятии, на уровне отделов, участков, цехов, мастерских и т.п.

Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ . Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Административно общественный контроль по охране труда

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:


  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Общественный контроль соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 закона «Об основах охраны труда в РФ» профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции и имеют право:

Осуществлять контроль соблюдения работодателями законодательства об ох ране труда;

Проводить независимую экспертизу условий труда;

Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

Получать информацию от должностных лиц о состоянии условий и охраны труда, о несчастных случаях и профзаболеваниях;

Предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

Для организации общественного контроля на предприятиях всех форм собственности трудовыми коллективами структурных подразделений выбираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда . При наличии на предприятии не скольких профсоюзов и иных представительных органов каждому из них предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за ох раной труда. Уполномоченные периодически отчитываются на собрании трудового коллектива и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счёт средств предприятия.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях всех форм собственности рекомендуется создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда (при численности работников более 10 человек). Комитет создаётся на паритетной основе из представителей работодателей, профсоюзов и иных представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных лиц по охране труда. Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии. Комитет по охране труда организует разработку раздела коллективного договора об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх