Ф. О

Страница 2

Рунге одним из первых художников-романтиков поставил перед собой задачу синтеза искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Ансамблевое звучание искусств должно было выразить единство божественных сил мира, каждая частичка которого символизирует космос в целом. Художник фантазирует, подкрепляя свою философскую концепцию идеями знаменитого немецкого мыслителя 1-й пол. 17 в. Якоба Беме.

Цикл Рунге, или, как он его называл, «фантастико-музыкальная поэма» «Времена дня» - утро, полдень, ночь, - выражение этой концепции. Он оставил в стихах и прозе объяснение своей концептуальной модели мира. Изображение человека, пейзаж, свет и цвет выступают символами всегда изменчивого круговорота природной и человеческой жизни.

В «Утре» природа открывается навстречу жизни, как новорожденный человек тянется к миру. Лилия как любовь становится символом создания нового мира. «Полдень» - время зрелости природы и человека. «Ночь» - она сковывает всё вокруг, но и собирает силы, которые должны пробудиться с наступлением утра. На исполнение и обдумывание этой программы у художника ушли все последние семь лет жизни. Тогда же Рунге занимался теорией цвета, и его книга «Шар цвета» (Гамбург, 1810) была высоко оценена Гете. Наиболее законченным в цикле «Времена дня» кажется второй вариант «Утра». В центре композиции фигура молодой женщины – утренней зари, а перед ней на переднем плане весёлый младенец – родившийся день. Художник очень долго отрабатывал это построение картины, совершенствовал рисунок, занимался поисками необычной цветовой гаммы. Колорит «Утра» предстаёт в синевато-лиловых, розоватых, желтоватых тонах. Восприятие живописной программы предполагало музыкальное сопровождение.

Кроме этой большой и важной для автора работы были выполнены две евангельские композиции – «Отдых на пути в Египет» и «Хождение по водам» и несколько портретов, в основном автопортретов и изображений, близких художнику людей: «Мы втроём» (1805), родителей (1806), детей Хюльзенбек (1805, 1806). Произведения удивительно поэтичны и наделены особой душевной чистотой.

Образ поэта-романтика увиден Рунге в автопортрете. Он внимательно разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьёзного, полного энергии, вдумчивого, самоуглублённого и волевого молодого человека. Художник-романтик хочет познать себя. Манера исполнения портрета быстрая и размашистая, будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана духовная энергия творца; в тёмной красочной гамме выступают контрасты светлого и тёмного. Контрастность – характерный живописный приём мастеров-романтиков.

Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада. И в этом отношении благодатным материалом для него будут служить детские портреты. В портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передаёт живопись и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый приём, который предвосхищает пленэрные открытия 2-й пол. 19 в. Фоном в картине является пейзаж, который свидетельствует не только о колористическом даре художника, восхищённом отношении к природе, но и о появлении новых проблем мастерского воспроизведения пространственных отношений, световых оттенков предметов на открытом воздухе. Мастер-романтик, желая слить своё «я» с просторами Вселенной, стремится запечатлеть чувственно-осязаемый облик природы. Но за этой чувственностью изображения он предпочитает видеть символ большого мира, «идею художника».

Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих предпочёл всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении своей семидесятилетней жизни только картины природы. Биография этого мастера – «классическое» воплощение понимания художником-романтиком своего места в мире и сути творчества. Он считает, что художник в погоне за деньгами и славой теряет свою душу. Искусству может служить только возвышенный и добрый человек, ибо «ощущение художника для него закон».

Фридрих, так же как и Рунге, обязан историей формирования романтического мироощущения Дрезденскому культурному окружению. С конца 18 в. он поселился в Дрездене и никогда его не покидал. Юношеские годы художника прошли в Грейфсвальде. Он был сыном мыловара. Известно имя его первого учителя рисования – Кисторн. В (1794-1798) гг. он обучался в Копенгагенской Академии. После этого вернулся в Германию, изредка отрываясь для поездки, домой – в Грейфсвальд и на остров Рюген. В 1810 г. Фридрих становится членом Берлинской Академии, а в 1816 г. – Дрезденской. Но преподавательского кресла после звания профессора пейзажного класса в 1824 г., Фридрих не удостаивается. Художник, стараясь не изменять себе, не желает работать так, как ему предписывает Академия. Наступает одиночество, в конце жизни усугубленное мрачное меланхолией. Последние три года перед мастер почти не прикасается к краскам и умирает всеми забытый. Такую судьбу повторят очень многие художники-романтики. Небольшие вариации будут связаны с быстрой болезнью или самоубийством.

Творческий поиск Эдуарда Мане
Многие считают основателем течения именно Эдуарда Мане, который хотя и не участвовал в выставках импрессионистов, сознательно противопоставил новое мировоззрение классическому, уходящему корнями в итальянское католическое представление о...

Алмаз «Шах» - один из семи исторических камней Алмазного фонда
алмаз рубин императорский бриллиантовый Алмаз «Шах» - бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что его носили к...

Особенность культуры средневековья
Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская кул...

Тема лекции: Исследования в области цвета в Европе 19 века. Филипп Отто Рунге и Мишель Эжен Шеврёль.

Источники разные, в-основном Википедия и испанская энциклопедия цвета. На сайте у Михалкевича этот вопрос освещен минимально, поэтому не цитирую его по данной теме.

Итак, в прошлой лекции мы рассмотрели цветовой шар Филиппа Отто Рунге . Дополню немного о нем самом.

Филипп Отто Рунге (нем. Philipp Otto Runge, 23 июля 1777, Вольгаст - 2 декабря 1810, Гамбург) - немецкий художник-романтик, крупнейший - вместе с Каспаром Давидом Фридрихом - представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Автопотрет Филиппа Отто Рунге, 1802-1803

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции. Его школьным учителем был Людвиг Козегартен . С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена. В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком , углубился в мистические трактаты Бёме , на которые обратил его внимание Тик . В 1803 познакомился и подружился с Гёте , с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте , всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму , с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге . В 1804 женился и переехал в Гамбург. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации "Цветовая сфера" (гётевское "Учение о цвете" появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом "Четыре времени дня" , работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Цветовой шар Рунге .

Испанская энциклопедия цвета (с.788, полные данные об энциклопедии смотрите в профиле сообщества) относительно мистических изысканий Рунге в области цвета (перевод мой, пардон за корявость, энциклопедический язык весьма специфичен) :

"Символический спиритуалистический колорит, эмпирический, скорее гётеанского, нежели ньютонианского характера, которым определяются исследования Рунге в области смешивания подвижных дисков, прозрачности и лессировок, присущий отношению Рунге к цвету, начиная с 1803 года примерно (время знакомства Рунге с Гёте и его выражению с помощью мистического треугольника соотношений между первичным субтрактивными цветами и Святой Троицей в форме "синий - Отца , красный - Сына , и желтый - Святого Духа ).

К 1809 году Рунге отнёс также зеленую тональность ( жизни ) к физическому миру и синий и фиолетовый ("холодные" ) к женскому миру, также как красный (любовь ) к идеальному миру, и оранжевый и жёлтый ("тёплые" ) к мужскому миру, и представил эти ассоциации в виде шестиконечной звезды , составляющей основу его системы цветов. В следующем году он опубликовал свою известную книгу "Farbenkugel" ("Цветовой шар" ) , начатую в конце 1806 года, в которoй oкончательно описал свою систему теоpии цвета.

Мишель Эжен Шеврёль

(фр. Michel Eugène Chevreul; 31 августа 1786 - 9 апреля 1889) - французский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853).

Биография Шеврёля

Шеврёль родился в Анжере в семье потомственных врачей. В возрасте 17 лет Шеврёль поехал в Париж и поступил там в химическую лабораторию Л.Н. Вокелана , впоследствии стал его ассистентом в в Ботаническом Саду . В 1813 Шеврёль был назначен профессором химии в Каролингском Лицее, и впоследствии стал директором Гобеленовой Мануфактуры , где он проводил свои исcледования по цветовому контрасту ("Принципы симультанного контраста цветов, 1839) . В 1826 году Шеврёль стал членом Академии наук , и втом же году выл избран иностранным членов Королевского Общества в Лондоне, медалью которого (Медаль Копли) был награжден в 1857 году. В 1829 году он был избран иностранным членом Шведской Королевской Академии Наук .

Шеврёль заменил своего мастера, Вакелана , и в качестве профессора органической химии в Национальном Музее Естественной Истории в 1833 году, и 33 года спустя стал его директором тоже и занимал этот пост до 1879 года, хотя и после ухода с должности сохранял за собой профессорский титул. К своему столетию в 1886 году Шеврель был награжден золотой медалью, это стало событием национального масштаба. Он получил блaгодарственные письма от многих глав государств и монaрхов, включая Королеву Викторию . У него была записана целая серия встреч с Феликсом Надаром , во время которых сын Надара Пол фотографировал его, таким образом это было первое фотоинтервью в истории. Безусловно, это была подходящая дань увaжения человеку, который пережил всю Французскую революцию и дожил до дня открытия Эйфелевой башни .

По иронии судьбы, Шеврёль начал изучать воздействие старения на человеческое тело незадолго до своей смерти, которая имела место в Париже 9 апреля 1889 года. Он был удостоен публичных похорон. В 1901 году в его память была открыта статуя в музее, которому он посвятил столько лет жизни.

Работы Шеврёля

Научные работы Шеврёля охватывали многие области, но более всего он известен своими классическими исследованиями, проведенными в области животных жиров, опубликованными в 1823 году ("Исследования жировых частиц животного происхождения").

Это позволило ему выяснить истинную природу мыла; а также он смог открыть состав стеарина , белой субстанции, обнаруживаемой в твердых частях большинства растительных и животных жиров, и олеина , жидкой части любого жира, и выделить стeариновую и олеиновую кислоты , названия которых он тоже придумал. Эта работа привела к важным усовершенствованиям в производстве свечей.

Шеврёль был непримиримым врагом шарлатанства и абсолютным скептиком в отношении физических исследований спиритуализма , которые начались в то время (см. его работу "О Волшебной палочке и вращающихся столах", 1864) . Его исследования на тему волшебного маятника ("magic pendulum", так и хочется первести как "волшебный пендель", примечание переводчика, т.е. меня) , лозоходства и вращающихся столов революционны. В его труде "О Волшебной палочке" Шеврёль объясняет, как человеческие мышечные реакции, абсолютно непроизвольно и подсознательно, ответственны за пoхожие на волшебные движения. В конце Шеврёль обнаруживает, что как только человек, который держит лозу или волшебный маятник, отдаёт себе отчёт о реакции своего мозга, так тотчас же движения прекращались и не могли быть больше воспроизведены по своей воле.

Шеврёль также был влиятельным в мире искусства. После того, как он был назначен директором красильных мастерских на Мануфактуре Гобеленов в Париже, он получил много жалоб на краску, используемую там. В частности, чёрные краски смотрелись иначе рядом с синими . Он определил, что на воспринимаемый цвет пряжи (нити) влияли окружающие нити. Это привело его к понятию симультанного контраста .

С Шеврёлем связано также понятие "Иллюзия Шеврёля" - когда по краям цветов одного цвета, но разной насыщенности, расположенных рядом друг с другом, возникает яркая полоса.

Леонардо да Винчи , возможно, был первым, кто заметил, что цвета, наблюдаемые рядом, влияют друг на друга. Гёте , однако, был первым, кто обратил особое внимание на эти связанные контрасты , но продолжал настаивать на том, что они возникают в мозгу. Наблюдатель, который одновременно смотрит на один и тот же красный , но сначала на желтом фоне , а затем на фиолетовом , будет иметь два различных впечатления: в первом случае более тёмный красный , во втором - более оранжевый красный . Шеврёлю удалось установить разницу между этими двумя путями возникновения одновременного контраста , и он говорил как об изменениях насыщенности, так и о различиях в "оптической составляющей". Сейчас мы доподлинно знаем о трёх факторах , которые могут заменить друг друга под влиянием окружения другого цвета. Эти три фактора относятся к пространственной системе цвета и называются светлота, тон и насыщенность . Один и тот же цвет будет иметь более яркий эффект на тёмном фоне, и более тёмный эффект на светлом фоне; чисто-красный будет иметь более красный эффект на жёлтом фоне и более жёлтый эффект на более красном фоне; серо-красный будет иметь более цветной эффект (менее серый) на сером фоне, чем на цветном.

Вернемся к Шеврёлю , который в своей работе 1839 показывает, что цвет будет придавать смежному цвету дополнительный оттенок. Как результат, противоположный дополнительный цвет будет выглядеть более ярким, а недополнительные цвета будут казаться "загрязненными", например, желтый рядом с зеленым получает фиолетовый оттенок.

Законы цветового контраста занимали Шеврёля во время его поиска адекватной организации цвета, как это требуется для производства текстиля. Для этой цели он разработал круг из 72 сегментов цвета , который указан .
Круг определяет цветовые оттенки на основе различных изменений, которые претерпевают цвета в сторону белого (более высокая интенсивность) или черного (меньшей интенсивности). По Шеврёлю , возможна градация в 10 переходов .

Стоит отметить, что в своём цветовом круге, Шеврёль располагает каждый из насыщенных цветов в различном радиусе в рамках своего сегмента. Чистый желтый лежит ближе к центру, чем чисто синий. Чистый красный лежит в точке 15 на масштабе. Тем самым, значения светлоты цветового тона для различных пигментов расположены в более подходящей позиции, чем в предыдущих системах.

В цветовом круге Шеврёля мы находим 3 вторичных цвета (первичные смеси - оранжевый, зеленый и фиолетовый) наряду с тремя субтрактивными первичными цветами (красный, жёлтый, синий), также как и шесть вторичных смесей. Сегменты, возникающие таким образом, таким образом, разделены на шесть зон, и каждый радиус разделен на 20 секций в виде лестницы, чтобы указать различные уровни яркости.

В своей полусфере Шеврёль пытался пространственно представить цвета в виде двунаправленного цветового круга (2D). Чёрная ось полусферы становится указателем, направляющая на определенный уровень шкалы. Нумерация будет предусматривать пропорции цвета, например, 9B/1C будет означать, что 9/10 черного и 1/10 от соответствующего цвета составляет данный оттенок.

Шеврёль был убежден, что многие различные оттенки цвета и их гармонии могут быть определены с помощью отношений между числами, и он хотел, чтобы его цветовая система стала подходящим инструментом, доступным для всех художников и работающих с цветным материалом. Хотя его системы гармоний, которые он охарактеризовал как "Гармонию аналогов" и "Гармонию контрастов" , имели большое влияние, он был не в состоянии обнаружить закон цветовой гармонии. Он просто не существует.

В следующей лекции расскажу ещё о 2-3 исследователях в области цвета 19 века. Ещё много материала и персоналий.

Перевод с немецкого Сергея Аверинцева

Были дни мои унылы,
В безнадежной думе дух коснел,
У души не оставалось силы,
И никто расслышать не хотел,
Как темно и томно сердце трепетало,
Как оно в тоске последней застывало,
Как, удручено,
Чуяло оно
Для всего живого нестерпимый зрак:
Морок преисподней, тлен, распад и мрак.
Но выстояла воля; в самой бездне бед
На боль мою пролился благодатный свет.

В час, когда надежд крушенье
Стынущую леденило кровь,
Милый образ был мне в утешенье;
Нелюбим, я все хранил любовь, –
Вплоть до той поры, когда в душе унылой
В мутный, мертвый хаос канул образ милый
И недужный дух
Стал и.нем и глух;
Бездонный зев разверзся; пустота окрест:
В крови моей – ни искры, нет для ока звезд.
И сколько сердце свет и небо ни молило,
Участия себе оно не находило!

Точка роста, завязь всех цветений,
Огнь чистейший, радость бытия!
Приоткрыта для предвосхищений,
Будущность являлась мне моя.
Но живое пламя очага остыло,
Холодеет пепел, все окрест немило,
И. разверстый зев
Пустоты узрев,
Я спросил себя: на то ли я рожден,
На такой ли жребий в свете осужден?

Боже, нет мне мира, нет мне утоленья;
Сократи же сроки моего томленья!
Или вправду я оставлен богом,
Я, роптать дерзавший и пенять,
Не возмогший в приговоре строгом
Благо непостижное принять?
Не сумел святить я каждый миг блаженства1
Не затем ли отнят образ совершенства,
Милый образ мой
Больше не со мной?
Отними же с ним сужденное мне время,
Вечность отними; душе несносно бремя.
Словом ты меня из хаоса воззвал,
Все ты дал, и все, и все ты взял!

Нет! Любовь без меры и предела,
Боже, вправду ль мой услышан стон?
Вправду ль слепота моя прозрела:
Все отдав, я встану ль исцелен?
То, о чем молил я, мне ль дано изведать?
Милости твои, Благой, хочу поведать.
Дал ты духу свет,
Дал ты оку цвет!
В злые дни, когда стесняла ум тоска,
Темен стал ему прозрачный смысл цветка,
Но теперь я вижу: преломляясь в краске,
Явлен луч и вещи в божьей тонут ласке.

Чернота ли сердце омрачала
И страшила, как виденье зла?
Предо мной возлюбленная стала,
И душа в очах ее жила.
В час, когда небесный луч мне открывался,
С полнотой земного дух мой сочетался.
Всё едино: дар
Горний, дольний жар.
Тот, кому неведом высшей жизни свет,
Для того и в этой жизни смысла нет.
Темны твои очи: почерпая влагу
Кладезей, впиваю силу и отвагу.

Мир, лучами тайными живимый,
Весь в цвету передо мной лежит.
Вижу взор огнистый, взор любимый,
И нежнейший жар твоих ланит,
Кровь быстрей струится, оживают жилы,
Весь состав телесный вмиг исполнен силы!
Ока твоего
Крепко волшебство;
Руку ли пожмешь – журчит живой родник,
В тайну вечности воспринят беглый миг.
Так за то, что вере верен был без веры,
Я любовью днесь любим без меры.

Поэзия немецких романтиков / Сост., предисл. и коммент. А. В. Михайлова. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 247-249.

Комментарий А. В. Михалова:
«ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ
Замечательный северонемецкий художник Филипп Отто Рун-то (1777-1810) родился в городе Вольгасте в Померании, в те времена шведской территории. Его учителем был Г.-Л.-Т. Козегартен, поэт-сентименталист и «оссианист», имевший сильное влияние и на Каспара Давида Фридриха. Знакомство с Тиком оказало впоследствии некоторое воздействие на умонастроение Рунге, однако еще раньше художник, учившийся живописи в Гамбурге и в Копенгагене, настолько проникся романтическими, как бы носившимися в воздухе настроениями и так своеобразно преломил их, что Тик при встрече был поражен его рисунками, стремившимися к графической лаконичности и иероглифичности в передаче самых отвлеченных романтических фантазий. Графический цикл «Времена дня» был разобран Гёрресом во вдохновенной рецензии (1808), ничуть не напоминающей обычные образцы этого жанра; исследования Рунге в области теории цвета были одобрены и высоко оценены Гете, искрение симпатизировавшим Рунге и тепло отзывавшимся о нем. Перед самой смертью скончавшегося от туберкулеза художника ему написал длинное, проникновенное письмо Брентано, которого также занимала проблема графически-скупого и глубокого по смыслу образа, – почти и те же дни художник сам написал письмо Брентано, их письма встретились в пути, однако письмо поэта уже не застало Рунге в живых. Рунге постоянно влекла потребность высказаться и в слове, разъяснить в нем суть своих образов, и он но без успеха проявил себя в литературном творчестве. Одна из его (написанных на нижненемецком диалекте) сказок – «О миндалевом Дереве» - появилась в «Газете для отшельников» Арнима, вместе с другой – «О рыбаке и его жене» - она вошла в состав «Сказок» братьев Гримм. Обе остались в памяти немецких читателей Вторая из сказок – источник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Рунге написал много стихов, но не стремился их печатать. Они вошли в капитальное издание его писем и литературных сочинений, изданных его братом Даниэлем в 1840-1841 годах» (с. 476).

- (Runge) (1777 1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799 1801) и Дрездене (1801 03). В символико аллегорических композициях Времена дня… … Художественная энциклопедия

- (Runge) (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, для которых характерно пристальное внимание к натуре в сочетании с подспудной эмоциональностью («Мы втроём», 1805); в… … Энциклопедический словарь

Рунге, Филипп Отто - Филипп Отто Рунге. Поpтpет детей Хюльзенбек. РУНГЕ (Runge) Филипп Отто (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Острохарактерные портреты (“Мы втроем”, 1805), аллегорические композиции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рунге (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, ‒ 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799‒1801) и дрезденской (1801‒1803) АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой… …

- (1777 1810) немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты (Мы втроем, 1805), аллегорическая композиция Утро (1808) … Большой Энциклопедический словарь

Фамилия Рунге, Карл (1856 1927) немецкий математик и физик Рунге, Борис Васильевич (1925 1990) актёр московского театра Сатиры Рунге, Владимир Фёдорович (род. 1937) советский и российский дизайнер. Рунге, Фридлиб Фердинанд (1794 … Википедия

Рунге - Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799 1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801 1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (runge) Филипп Отто (1777, Вольгаст, Мекленбург – 1810, Гамбург), немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской академиях … Художественная энциклопедия

- (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799 1801) и дрезденской (1801 1803) АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой… … Большая советская энциклопедия

Рунге Ф. О. - РУ́НГЕ (Runge) Филипп Отто (1777–1810), нем. живописец и график, теоретик иск ва. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, в к рых пристальное внимание к натуре сочеталось с подспудной эмоциональностью (Мы втроём, 1805); в… … Биографический словарь

Книги

  • Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок 1750 - 1848 , Эта книга посвящена изобразительному искусству и архитектуре эпохи классицизма и романтизма. Богатство и многообразие художественного творчества в период междурококо и реализмом, конечно же,… Категория:

I will have no man in my boat who is not afraid of a whale.

Немецкий живописец-романтик, график, работал в технике акварели, известен также как талантливый поэт и теоретик искусства.

Родился в Вольгасте (Мекленбург). Начальное художественное образование получил в Гамбурге.
С 1799 по 1801 г. учился в копенгагенской Академии у Н. Абильгора. В начале 1800-х гг. работал под влиянием учителя. Особенно сильно оно чувствуется в картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург), написанной в строгой академической манере. Для этого полотна характерна однотонность композиции. В это время художник сблизился с кружком романтиков, во главе которого были Л. Тик и Ф. Шлегель. С 1801 по 1803 г. продолжал образование в Дрездене. Тесно общался с дрезденскими романтиками. В этот период художник серьезно изучал копии иллюстраций Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, познакомился с посвященной им статьей А. В. Шлегеля, опубликованной в журнале «Атениум» в 1799 г. Позднее под воздействием этих рисунков и иллюстраций Корнелиуса к «Фаусту» Гёте (1808) Рунге выполнил серию картинок к «Илиаде» Гомера. Индивидуальный стиль автора проявился здесь в особой игре света и тени.
Рунге обладал своеобразной манерой письма, в которой ощущается влияние искусства бидермейера. В своем творчестве он был близок к йенскому романтизму. Стремление к романтической подаче мира воплотилось в портретной живописи Рунге, особенно в таких портретах, как «Мы втроем» (1805, не сохранилась, раньше - Кунстхалле, Гамбург), «Автопортрет» (1805, 1806, Кунстхалле, Гамбург), «Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге» (1805, Кунстхалле, Гамбург), «Дети Хюльзенбек» (1805-1806, Кунстхалле, Гамбург), «Мои родители» (1806, Кунстхалле, Гамбург). Герои портретов гармонично возникают на фоне пейзажа, который помогает раскрыть их душевное, эмоциональное состояние: тревогу, взволнованность, меланхолию, грусть, задумчивость. Для творческой манеры художника характерны искренность, непосредственность и реализм изображения моделей и пейзажа. Сформулированный художником девиз: «Все тяготеет к ландшафту, постигающему универсум» - отражает его отношение к пейзажу.
Будучи художником-романтиком, Рунге нередко обращается к форме парного портрета, что дает ему возможность показать сложный мир человеческих эмоций и чувств в переплетении с разнообразием характеров и темпераментов.
В 1804 г. Рунге переехал в Гамбург, написал ряд теоретических работ по искусству.
Наибольшую известность получило сочинение «Цветовая сфера», в которой дано толкование символического значения цветов.
Поздний период творчества Рунге характеризуется появлением особой колористической символики и гармоничного сочетания музыки и цвета, которые были обусловлены сильным увлечением художника учением немецкого мистика Я. Бёме. К этому времени относится замысел цикла, состоящего из четырех полотен: «Утро», «Полдень», «Вечер », «Ночь». По мнению автора, они должны были восприниматься под музыку и чтение стихов. Этот цикл представляет собой непрерывное движение, развитие, гармоничное слияние человеческой жизни и природы. Например, в картине «Утро» (малый вариант, 1808; большой вариант, 1808-1809, оба в Кунстхалле, Гамбург) голубые, белые и розовые цвета символизируют пробуждение природы. Женщины, окруженные ангелами и цветами, словно парящие в воздухе, создают ощущение танца.
Ф. О. Рунге повлиял на последующее развитие немецкого и европейского искусства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх