Предпосылки развития классицизма отличительные особенности стиля. Что такое классицизм

Классицизм - это художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII-XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля.

Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность.

Классицизм в архитектуре

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре. Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.

Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма.

Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.

С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.

В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и (боз-ар).

Развитие классицизма в мире

Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.

Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:

  • Ранний классицизм (1760-е - начало 1780-х).
  • Строгий классицизм (середина 1780-х - 1790-е).
  • Ампир.

Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.

Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.

Особенности классицизма

Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм.

Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.

Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.

Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.

Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные. Основные украшения – барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.

Представители классицизма

Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.

Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци.

В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.

В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.

В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.

Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию.

В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.

В России особое мастерство проявили , Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Классицизм в интерьере

Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.

Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.

Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки - тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.

Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Примеры архитектуры

Рассмотрим наиболее значимые работы архитекторов XVIII века – на этот период приходится пик расцвета классицизма как архитектурного течения.

Во Франции эпохи Классицизма строились различные общественные заведения, среди которых были деловые постройки, театры, торговые здания. Крупнейшее строение тех времён - Пантеон в Париже, созданный Жаком-Жерменом Суфло. Изначально проект был задуман как церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, однако в 1791 г. она была превращена в Пантеон - место погребения великих людей Франции. Он стал примером архитектуры в духе классицизма. Пантеон представляет собой крестообразное здание с грандиозным куполом и барабаном, окруженным колоннами. Главный фасад украшен портиком с фронтоном. Части здания чётко разграничены, можно заметить переход от более тяжёлых форм к более лёгким. В интерьере преобладают четкие горизонтальные и вертикальные линии; колонны поддерживают систему арок и сводов и в то же время создают перспективу интерьера.

Пантеон стал памятником просвещению, разуму и гражданственности. Таким образом, Пантеон стал не только архитектурным, но и идейным воплощением эпохи классицизма.

18 век стал периодом расцвета архитектуры Англии. Одним из наиболее влиятельных английских архитекторов того времени был Кристофер Рен. В его работах сочетались функциональность и эстетика. Он предложил собственный план перестройки деловой части Лондона, когда случился пожар 1666 года; собор Святого Павла также стал одним из наиболее грандиозных его проектов, работа над которым продолжалась около 50 лет.

Собор св.Павла расположен в Сити – деловой части Лондона – в одном из самых старых районов, и представляет собой крупнейший протестантский храм. Он имеет удлиненную форму, как у латинского креста, однако главная ось расположена аналогично осям в православных храмах. Английское духовенство настояло на том, чтобы в основе здания лежала конструкция, типичная для средневековых церквей Англии. Сам Рен хотел создать строение, более близкое к формам итальянского Возрождения.

Главная достопримечательность собора – это деревянный купол, покрытый свинцом. Нижняя его часть окружена 32 коринфскими колоннами (высота – 6 метров). Наверху купола располагается фонарь, увенчанный шаром и крестом.

Портик, расположенный на западном фасаде, имеет высоту 30 метров и делится на два яруса с колоннами: шесть пар колонн в нижнем и четыре пары – в верхнем. На барельефе можно видеть статуи апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По бокам портика расположены две башни-колокольни: в левой башне – 12, а в правой находится «Большой Пол» - главный колокол Англии (его вес составляет 16 тонн) и часы (диаметр циферблата - 15 метров). У главного входа в собор стоит памятник Анне, английской королеве предыдущей эпохи. У её ног можно видеть аллегорические фигуры Англии, Ирландии, Франции и Америки. Боковые двери находятся в окружении пяти колонн (которые изначально не являлись частью плана архитектора).

Масштабность собора является ещё одной отличительной чертой: его длина - почти 180 метров, высота от пола до купола внутри здания - 68 метров, а высота собора с крестом - 120 метров.

До сих пор сохранились ажурные решетки работы Жана Тижу, выполненные из кованого железа (конец XVII века) и резные деревянные скамьи в хоре, которые считаются самым ценным украшением собора.

Что касается мастеров Италии, то одним из них стал скульптор Антонио Канова. Свои первые работы он выполнял в стиле рококо. Затем он стал изучать античное творчество и постепенно стал сторонником классицизма. Дебютная работа получила название Тезей и Минотавр. Следующей работой стало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизм в скульптуре. В более поздних работах мастера можно наблюдать не только ориентацию на античность, но и поиск красоты и гармонии с природой, идеальных форм. Канова активно заимствовал мифологические сюжеты, создавая портреты и надгробия. В числе наиболее известных его произведений можно отметить статую Персей, несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона, надгробия пап Климента XIII и Климента XIV. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии святого Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо.

В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них итальянцы Джакомо Кваренги и Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот и шотландец Чарльз Камерон. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. По проектам Чарльза Камерона были построены "Агатовые комнаты", "Холодные бани" и "Камеронова галерея" в Царском селе. Он предложил ряд решений интерьеров, в которых использовал искусственный мрамор, стекло с фольгой, фаянс, подудрагоценные камни. Одна из наиболее знаменитых его работ – дворец и парк в Павловске – стал попыткой соединения гармонии природы с гармонией творчества. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. При этом английский парк начинается с организованной придворцовой части с аллеями, дорожками и скульптурами и постепенно переходит в лес.

Если в начале нового архитектурного периода пока ещё не знакомый стиль представляли преимущественно иностранные мастера, то уже к середине века появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие. В работах прослеживается баланс классических западных форм и слияния с природой. В России классицизм прошел несколько этапов развития; его расцвет пришёлся на период правления Екатерины II, которая поддерживала идеи французского Просвещения.

Академия художеств возрождает традицию обучения своих лучших учеников за границей. Благодаря этому появилась возможность не только освоить традиции архитектурной классики, но и представить русских архитекторов зарубежным коллегам как равных партнеров.

Это стало большим шагом вперед в области организации систематического архитектурного образования. Баженов получил возможность создать сооружения Царицына, а также Пашков дом, который до сих пор считается одним из красивейших зданий Москвы. Рациональное композиционное решение сочетается с изысканными деталями. Здание стоит на вершине холма, его фасад обращён к Кремлю и набережной.

Санкт-Петербург являлся более благодатной почвой для зарождения новых архитектурных идей, задач и принципов. В начале 19 века Захаров, Воронихин и Тома де Томон воплотили в жизнь ряд значимых проектов. Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, который некоторые называют копией собора Святого Петра в Риме, однако по своему плану и композиции он является оригинальным произведением.

Другим организующим центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова. К нему стремятся главные проспекты города, а шпиль становится одним из важнейших вертикальных ориентиров. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов. Здание Биржи, которое Тома де Томон построил на стрелке Васильевского острова, может считаться решением сложной задачи – сохранения оформления стрелки Васильевского острова, и при этом сочетается с ансамблями предшествующих эпох.

Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном - драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

История возникновения классицизма

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма - гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений - это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога.

Черты классицизма в литературе

Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).

Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок - устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.

Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой , обязательно содержать пять актов : экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) - появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса - очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

Классицизм в русской литературе

В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата - Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею - т.н. теорию склонений . Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 (8) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена на одном из островов Северной Двины, неподалеку от города Холмогоры. Будущий великий ученый впервые увидел свет в семье черносошного крестьянина (так в отличие от крепостных называли государственных крестьян) Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич, как и большинство жителей тех мест, не мог прокормиться за счет земледелия (слишком коротко северное лето) и занимался морским промыслом. Для этого он заимел небольшое парусное судно, на котором выходил в Белое и Баренцево моря, перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Когда Михаилу исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плавании, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний. М.В. Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать. Он жадно потянулся к знаниям, на «добычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Годы учебы были нелегкими, но Ломоносов все выдержал и немногим более чем через четыре года перешел в седьмой, предпоследний, класс академии, а когда в 1735 г. потребовалось отобрать наиболее успевающих студентов для отправки в Петербург в университет при Академии наук, Ломоносов оказался в их числе. Петербургская Академия наук была основана Петром I и открыта после его смерти в 1725 г. Она должна была стать не только научным центром страны, но и центром по подготовке русских научных кадров. С этой целью при Академии были созданы гимназия и университет, которые привлекали лучших учеников из других школ, в том числе из Славяно-греко-латинской академии. Для быстрого роста различных отраслей производства стране были необходимы подготовленные специалисты. Нужда в них особенно остро ощущалась в горнодобывающей промышленности, поэтому было решено послать за границу трех русских юношей для обучения горному делу. И через полгода после прибытия в Петербург Ломоносов вместе с Д.Виноградовым и Г. Райзером отправился в Германию. Осенью 1736 г. все трое стали студентами университета в городе Марбурге. Окончив через три года курс обучения, освоив несколько языков и современные естественные науки, русские студенты отправились затем в город Фрейберг к известному в то время преподавателю И. Генкелю обучаться горному делу. Ломоносов начал заниматься очень прилежно, но ссоры с не понимавшим его устремлений Генкелем привели к разрыву, и в мае 1740 г. Ломоносов возвратился в Марбург. После нескольких попыток (и скитаний по Германии) Ломоносову удается вернуться в Россию.19(8) июня 1741 г. он прибыл в Петербург. К этому времени обстановка в стране, и Петербургской Академии в частности, была неспокойной. Высказывалось недовольство засильем иноземцев. Поэтому всесильный в то время управитель Академии советник академической канцелярии И.Д.Шумахер решил приблизить к себе молодого русского ученого. Ссора с Генкелем и самовольный от него уход были забыты. Ломоносову поручили составление каталога камней и окаменелостей Петербургской Кунсткамеры - первого в России естественнонаучного музея. Одновременно он пишет научную работу «Элементы математической химии» и создает проект катоптрикодиоптрического зажигательного инструмента - своеобразной солнечной печи. 19 (8) января 1742 г. Ломоносова назначают адъюнктом физического класса Академии наук и он получает право присутствовать на собраниях академиков.

Особенно плодотворными для научной деятельности Ломоносова в области физики и химии были 1743-1747 г. Именно тогда он разработал первую в нашей стране научную программу исследований в области физики и химии, которая позднее получила название «276 заметок по физике и корпускулярной философии». (Корпускула, по терминологии того времени, частица вещества, близкая по своим свойствам тому, что в конце XIX в. называли молекулой, а философией тогда называли науку или учение.) В этот же период им были написаны диссертации «О нечувствительных частицах», «О действии химических растворителей вообще», «О металлическом блеске», «Размышления о причине теплоты и холода» и т.д.

С 1744 г. М.В.Ломоносов читал лекции по физике студентам академического университета. Эти занятия показали, что для успешного обучения нужен хороший учебник. И Ломоносов переводит с латинского на русский язык «Экспериментальную физику» одного из своих марбургских учителей - X. Вольфа. По нему долгое время учились физике в различных учебных заведениях страны. Примерно в этот же период Михаил Васильевич начал систематическое изучение грозовых и атмосферных явлений, предложил свою теорию тепловых явлений, основывающуюся на его атомно-молекулярной теории, и разработал теорию растворов. Тогда же он серьезно занялся русской историей и литературой, подготовил учебник красноречия.

В 1745 г. Ломоносов был избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук и стал активно добиваться создания химической лаборатории. Его усилия увенчались успехом. В 1748 г. на второй линии Васильевского острова во дворе того дома, где жил ученый, была построена первая в России научная и учебная лаборатория. 1748 г. стал знаменательным в жизни ученого не только открытием химической лаборатории. В этом же году увидели свет его научные работы по физике и химии, где среди прочих был опубликован «Опыт теории упругости воздуха» с изложением созданной Ломоносовым кинетической теории газов. В этом же году он написал большое письмо к выдающемуся математику Л. Эйлеру (1707-1783), в котором изложил свою теорию всемирного тяготения, для подтверждения которой он привлек закон сохранения количества движения (обоснованный французским ученым Р. Декартом) и известный еще древним атомистам закон сохранения количества материи, объединив их впервые в научной практике в одной формулировке. Эта формулировка была опубликована лишь в 1760 г. С 1749 г. Ломоносов начинает интенсивную работу в химической лаборатории, где проводит анализы присылаемых из различных мест России образцов руд, создает новые красители, ведет опыты по исследованию растворов и обжигу металлов, а в «учебной каморе» впервые в мире читает студентам курс «Истинной физической химии», в котором вслед за Р.Бойлем пытается дать физическое объяснение химическим явлениям. В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Параллельно со строительством фабрики Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рихманом (1711 - 1753) занимался изучением природы электричества, наблюдая грозовые явления. В конце июля 1753 г. Рихман был убит у себя дома молнией, когда он проводил опыты, и все противники просвещения стали требовать их прекращения. Несмотря на это, Ломоносов выступил в публичном собрании Академии наук и прочитал «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», одним из первых отметив идентичность атмосферного и «искусственного» электричества, получаемого от электростатических машин.

Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе одной из своих главных задач. Ученого давно беспокоило плачевное состояние академических гимназии и университета. По его предложе­нию и проекту был открыт в январе 1755 г. Московский университет. В этом же году Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику» - первый в России учебник грамматики - и закончил работу над «Древней российской историей», а в 1756 г. прочел перед академиками «Слово о происхождении света...», в котором изложил свою теорию световых и цветовых явлений. В 1758 г. М.В.Ломоносов назначен заведовать Географическим департаментом Академии наук. Он начинает работу по составлению нового «Российского атласа». Параллельно проводит совместно с академиком Брауном опыты при низких температурах. Им впервые удалось «заморозить» ртуть и доказать, что она тоже является металлом, но с низкой температурой плавления. В июне 1761 г. научный мир Европы наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Многие видели это явление, но только один Ломоносов понял, что планета окружена атмосферой. Такой вывод им был сделан на основании знаний, полученных при изучении рассеяния света и преломления его в различных средах. Летом 1761 г. Ломоносов закончил работу над учебником но горному делу - «Первые основания металлургии или рудных дел», где поместил два «Прибавления», одно из них - «О слоях земных» - стало блестящим очерком геологической науки XVIII века.

В конце 1762 г. Ломоносов был награжден чином статского советника. В это время Ломоносов начинает новое и последнее крупное предприятие. Он высказывает давно занимавшую его мысль о необходимости найти путь по Северному Ледовитому океану на восток. По представлению Ломоносова была снаряжена экспедиция под командованием И.Я. Чичагова, которая уже после смерти ученого дважды (в 1765 г. и 1766 г.) пыталась пройти на восток, но каждый раз наталкивалась на сплошные льды.

К концу 50-х г. научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской академии наук, а в апреле 1764 г. - почетным членом Болонской академии наук. Его кандидатуру готовили представить в Парижскую академию, но было уже поздно. 15 (4) апреля 1765 г. Ломоносов скончался от простуды у себя дома на Мойке. 19 (8) апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Инструкция

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в - это пришло в классицизм из античности.

Определение конфликта. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев.

Определение композиции. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая , в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли.

Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.

Одним из важнейших элементов композиции любого литературного произведения является кульминация. Кульминация, как правило, располагается перед самой развязкой в произведении.

Термин «кульминация» в литературоведении

Происходит данный термин от латинского слова "culminatio", которое имеет значение наивысшей точки напряжения каких-либо сил внутри произведения. Чаще всего слово "culminatio" переводится, как «вершина», «пик», «заострение». В литературном произведении чаще всего подразумевается эмоциональный пик.

В литературоведении словом «кульминация» принято обозначать момент самого высокого напряжения внутри развития действия в произведении. Это момент, когда происходит важное столкновение (даже решающее) между характерами в самых сложных обстоятельствах. После этого столкновения сюжет произведения стремительно движется к развязке.

Важно понимать, что через характеры автор обычно сталкивает идеи, носителями которых являются персонажи произведений. Каждый из них появляется в произведении не случайно, а именно с той целью, чтобы двигать свою идею и противостоять идее основной (она часто может совпадать с авторской идеей).

Сложная кульминация в произведении

В зависимости от сложности произведения, количества действующих лиц, заложенных идей, созданных конфликтов, кульминация произведения может усложняться. В некоторых объемных романах встречается несколько кульминационных моментов. Как правило, это касается эпических романов (тех, которые описывают жизнь нескольких поколений). Яркими таких произведений являются романы «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий дон» Шолохова.

Сложную кульминацию может иметь не только роман-эпопея, но и менее объемные произведения. Их композиционную усложненность может объяснить идейная наполненность, большое количество сюжетных линий и действующих лиц. В любом случае кульминация всегда играет значительную роль в восприятии читателем текста. Кульминация способна кардинально изменить соотношения внутри текста и отношение читателя к героям и развитию истории.

Кульминация – неотъемлемая часть композиции любой истории

Кульминация, как правило, следует за одним или несколькими усложнениями текста. За кульминацией может следовать развязка либо финал может совпадать с кульминацией. Такой финал часто называют «открытым». В кульминации раскрывается суть проблемы всего произведения. Данное правило действует для всех видов художественного текста, начиная от сказок, басен и заканчивая крупными литературными произведениями.

Видео по теме

Совет 3: Как выделить ключевые черты образа героя в романе

Умение выделять ключевые черты героев произведений помогает при написании сочинений в школе, служит хорошей подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для анализа художественного образа важно следовать определенному порядку действий, правильно составить план. Внимательное наблюдение над используемыми автором средствами создания образов, грамотное обобщение собранного материала поможет наиболее полно и точно охарактеризовать литературных персонажей.

Значимые средства изображения образа

Художественный образ создается автором посредством разнообразных средств изображения. Начинайте выделять ключевые черты с определения места героя в системе других действующих лиц романа: главный, второстепенный или внесценический. Второстепенные персонажи дают возможность раскрыться главным и находятся на заднем плане. Внесценические выполняют служебные функции.

Литературные образы часто имеют прототипы. Известно, что прообразом юной обаятельной Наташи Ростовой стала возлюбленная брата Л.Н. Толстого Танечка Берс. Остап Бендер Ильфа и Петрова появился благодаря склонному к авантюрам одесситу Осипу Шору. Установите наличие прототипа действующего лица анализируемого романа.

Понаблюдайте над главными средствами изображения героя, благодаря которым получите представление о ключевых чертах образа. К ним относятся:


  1. Портретная характеристика - описание внешности (лица, фигуры, походки и т.д.). Одежда, манера говорить и держаться указывают на социальное положение. Перемена выражений лица, позы и жесты - свидетельства душевных переживаний. Через портрет выражается отношение писателя к своему герою.

  2. Главные черты раскрываются в поступках, отношении к окружающему. Характер может быть простым: отрицательный или положительный герой. Сложный противоречив и парадоксален, ему свойственны различные черты. Обладатель такого характера постоянно духовно развивается, находится в поиске собственного жизненного пути. Поведение свидетельствует о гуманности или бесчеловечности, заслуживает осуждения или сопереживания. Непосредственное отношение к проявлению разных черт характера имеют условия жизни.

  3. Речь в классических вариантах произведений воплощает мысли персонажа и служит средством общения с окружающими. Она помогает установить социальное происхождение. Указывает на умственные способности и внутренние качества.

  4. Художественная деталь очень точно и ярко способна заменить большие описания. Художник слова наделяет данную подробность эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, М.А. Шолохов для раскрытия душевного состояния своего героя Андрея Соколова главное внимание обращает на «глаза, словно присыпанные пеплом».

  5. Выбор писателем имени и фамилии обычно бывает неслучайным. Имя может указывать на человеческую сущность, предрешать поступки и судьбу. Различные варианты свидетельствуют о личностных качествах, содержат подсказку для понимания ключевых черт характера (Анна, Анька и Нюська). Фамилия главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Раскольников. Раскольники - это отделившиеся, отвергнувшие основное направление люди. Первоначально теория Родиона Раскольникова противоречила законам жизни и нравственности, поэтому отделила его от окружающих.

  6. Прямые и косвенные авторские характеристики героя романа тоже указывают на ключевые черты созданного им образа.

Литературные типы

Для более полного понимания образа персонажа определите его отношение к определенному литературному типу. Классицистические отличаются максимальной типичностью. Герои делятся строго на положительных и отрицательных. Такие типы обычно встречаются в трагедиях и комедиях эпохи классицизма. Способность к переживаниям, самоанализу и эмоциональному созерцанию присуща сентиментальным героям. Примером может служить юный Вертер из романа Гете. Романтический образ появился как результат отражения в искусстве бунтарского человеческого духа. Герои-романтики живут не реальностью, им свойственны сильные чувства и тайные желания. Пламенная страсть - главный двигатель действий. Самыми яркими реалистическими типами следует считать «маленького человека», «лишнего человека». Обстоятельства и среда оказывают сильное влияние на поведение персонажей реалистических романов.

К концу Х VIII века в культурном развитии западноевропейских государств классицизм становится господствующим художественным течением. обращается к наследию античной эпохи, принимая его за идеальный образец и норму. Классицизм в литературе неразрывно связан с деятельностью Франсуа Малерба. Он стал инициатором реформы стиха и языка, благодаря ему в литературе закрепились определенные поэтические каноны.

Классицизм - это стиль, господствовавший в искусстве Х VIII-Х I Х веков. Данное направление, основанное на идеях рационализма, стремилось к возвышению нравственных и героических идеалов.

Классицизм в литературе делит основные жанры на два вида: высокие и низкие. К первым относятся произведения, повествующие о выдающихся людях и событиях. К таким жанрам относится ода, трагедия и героическая песня. В качестве главных действующих лиц здесь выступают политики, известные деятели искусства, и монархи - те люди, о которых принято говорить величавым, торжественным языком. Низкие жанры описывают жизнь частной буржуазии, так называемого третьего сословия. К ним принято относить комедию, басню, сатиру и другие произведения, написанные в

Классицизм в литературе на первое место выдвигает жанр трагедии. Именно он способен обличить наиболее важные нравственные проблемы. Общественные конфликты находят отражение в душах главных героев, поставленных перед выбором между личными интересами, страстями и нравственным долгом. Разум противопоставляется чувствам.

В период классицизма в творчестве Ж. Лафонтена, Н. Буало и Ж.-Б. Мольера высокого развития достигают басня, сатира и комедия. Эти произведения, решающие важные философские и нравственные проблемы современного общества, перестают быть «низким» жанром и обретают определенную драматургическую значимость.

В эпоху классицизма создается огромное количество прозаических произведений. Работы Б. Паскаля, М. Лафайет, Ж. Лабрюйера и других писателей этого периода отличаются типизацией страстей, аналитическим мировоззрением, ясностью и точностью слога.

Классицизм в литературе отражает основные тенденции городской поэзии. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя важность исполнения людьми своих обязанностей перед обществом, необходимость воспитания человека-гражданина.

Можно перечислить основные черты классицизма:

  • образы и формы произведений взяты из античного искусства;
  • деление героев на положительных и отрицательных;
  • в основе сюжета классического произведения - любовный треугольник;
  • в финале добро торжествует, а зло остается наказанным;
  • соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени.

Традиционно за основу сюжета классического сочинения авторы брали определенное историческое событие. Главный герой произведения - добродетельная личность, которой чужды какие-либо пороки. Классические сочинения были проникнуты идеями рационализма и служения государству.

В России это направление впервые нашло отражение в трудах М. Ломоносова, а затем получило развитие в работах В. Тредиаковского и других просветителей. Тематика трагедий основана на национально-исторических событиях (А. Сумароков, Н. Николаев, Я. Княжнин), а в их стиле присутствует лиризм и «рупорность» главных персонажей. Основные действующие лица прямо и смело высказывают идеи автора. Можно сказать, что стал средством сатирического обличения пафоса гражданственности.

После выхода в свет статей В. Белинского в академической науке и критике установилось отрицательное отношение к этому направлению. Только в советский период удалось вернуть этому стилю былую значимость и важность.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх